Что такое миракль кратко

Обновлено: 05.07.2024

Смотреть что такое МИРАКЛЬ в других словарях:

МИРАКЛЬ

(франц. miracle, от лат. miraculum — чудо) — средневековые мистерии (см.), сюжетом которых было чудо, или житие святого, или чудо Богородицы. М. произо. смотреть

МИРАКЛЬ

МИРАКЛЬ

миракль м. 1) Средневековое драматическое представление религиозно-назидательного характера, изображавшее чудо, совершенное каким-л. святым или Богоматерью. 2) Средневековое литературное произведение религиозного содержания, обычно стихотворное.

МИРАКЛЬ

миракль м. ист. театр.miracle(-play)

МИРАКЛЬ

миракль сущ., кол-во синонимов: 1 • драма (33) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: драма

МИРАКЛЬ

МИРАКЛЬ (франц. miracle, от лат. miraculum - чудо), жанр ср.-век. религиозно-назидательной стихотворной драмы, сюжет к-рой основан на "чуде", соверша. смотреть

МИРАКЛЬ

Миракль (франц. miracle, от лат. miraculum — чудо) — средневековые мистерии (см.), сюжетом которых было чудо, или житие святого, или чудо Богородицы. М. произошли из гимнов в честь святых и из чтения их житий в церкви. Латинские М. большей частью сочинялись (в рифмованных стихах) и разыгрывались студентами и молодыми клириками накануне праздника святому. Есть ряд таких М., где главным действующим лицом является св. Николай Чудотворец, и 4 из них приписываются Гиларию, ученику Абеляра (XII век); в некоторых встречаются припевы по-французски. От начала XIII в. есть французский стихотворный М. — Jeu (перевод лат. Iudus) de Saint Nicolas, автор которого, Жан Бодель из Арраса, в основу своей драмы положил известную легенду о том, как "варвар" доверил свое сокровище св. Николаю, и когда это сокровище было похищено ворами, святой заставил их угрозами возвратить похищенное. Бодель предпослал своей пьесе пролог, где сказано, что она дается накануне Николина дня, и самую легенду значительно распространил и видоизменил: в его jeu изображается битва крестоносцев с мусульманами и победа последних; неизвестный "варвар" обратился в сарацинского короля, который после возвращения сокровища принимает христианство вместе с своим войском; наиболее творчества проявил автор в изображении воров, которые бранятся и кутят, как аррасские жулики (пьеса изд. Monmerqu é et Michel, "Théâtre fr. au moyen â ge"). На этом древнейшем примере видно, что М. давали большую свободу творчеству и изображению реальной действительности, нежели другие роды средневековой драмы, и именно из них при благоприятных условиях могла бы развиться новая художественная драма. В Англию М. перешли вместе с норманнским завоеванием; известно документально (от Матвея Парижского), что в начале XII в. в Донстепле, в Бедфордшире, давался М. о св. Екатерине, написанный (без сомнения, по-латыни) ученым нормандцем Гофреем (или Жофруа), который был впоследствии аббатом в монастыре св. Альбана. В конце XII в. Фиц-Стефен, биограф Фомы Бекета, говорит о представлении М., из которых он, по-видимому, выделяет драматическое изображение целых житий мучеников. Именно в Англии, где средневековая драма раньше всего сблизилась с жизнью, М. были в таком ходу, что Miracle-Plays сделалось общим названием для духовной драмы; жалобы Вильяма Вадингтона (Wilham de Wadington), в его "Руководстве о грехах", на то, что в этих представлениях больше скандала, чем поучения, указывают на силу реального элемента в М. конца XIII в., даже разыгрываемых клириками. Во Франции в XIII в. по городам основываются братства, под названием puys (puy — от podium), устраивающие поэтические состязания для прославления Богородицы и святых. В XIV в. братства сочиняют и разыгрывают чудеса Богоматери, один большой сборник которых (42 пьесы) дошел до нас. Эти M., за исключением рондо ангелов, написаны однообразным размером и вообще очень похожи друг на друга по манере обработки: при наивности художественных приемов и вялости действия в них приятно поражает богатство сюжетов, верное воспроизведение жизни различных классов общества, грубоватое, но сильное выражение страстей и душевных настроений, а иногда и оригинальная мотивировка действий и обрисовка характеров (изложение одного из М. о Богоматери см. "Всеобщую историю литературы" Корша и Кирпичникова, II, 884—890). Из М., принадлежащих по сюжетам к другим циклам, более известны "Варлаам, Иосафат и король Авенир", обработанный по Золотой Легенде (21 действующее лицо, около 1700 стихов), и "Роберт-Дьявол" (47 действующих лиц, около 2000 стихов), сюжет которого взят из весьма распространенного авантюрного романа XIII в. О М. см. L. Petit de Jullevile, "Les Myst è res" (Париж, 1880); G. Paris et U. Robert, "Miracles de Notre Dame en personnages" (П., 1876—81); E. Fournier, "Le Myst è re de Rober le Diable" (П., 1879). Для Англии: Collier, "History of English Dramatic Poetry and Annals of Stage" (2 изд., Лондон, 1879); Ward, "A History of English Dramatic Literature to the death of queen Anne" (1875—76); Zschech, "Die Anf ä nge des engl. Dramas" (Мариенв., 1886); Ahn, "English Mysteries and Miracle Plays" (Трир, 1867); Gen ée, "Die engl. Mirakelspiele und Moralitä ten" (в "Vortr ä ge", издаваемых Вирховом и Гольцендорфом). А. Кирпичников.

МИРАКЛЬ

МИРАКЛЬ

МИРАКЛЬ

МИРАКЛЬ

МИРАКЛЬ(фр. miracle). Чудо, диво.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н.,1910.мира́кль(фр. miracle лат. miraculum чуд. смотреть

МИРАКЛЬ

МИРАКЛЬ я, м. miracle m. <лат. miraculum чудо.1. Средневековое религиозно-назидательное представление в Западной Европе на тему о "чуде", совершаем. смотреть

МИРАКЛЬ

МИРАКЛЬ

Миракль (фр. miracle + лат. miraculum – чудо) – жанр западно-европейской средневековой религиозно-назидательной стихотворной драмы, сюжет которой ос. смотреть

МИРАКЛЬ

1) Орфографическая запись слова: миракль2) Ударение в слове: мир`акль3) Деление слова на слоги (перенос слова): миракль4) Фонетическая транскрипция сло. смотреть

МИРАКЛЬ

(фр. Miracle — чудо) — один из основ-ных жанров западноевропейского театра XIII–XIV вв. В основе сюжета этих стихотворных драм обычно ле-жал рассказ о чуде, совершенным каким-либо святым или Девой Марией. Основная направленность миракле — религиознодогматическая: в пьесах отстаивались принципы христианского аскетизма, покорность судьбе, изображалась победа и награждение добродетели, наказание порока. Миракли были невелики по объему, поэтому часто объединялись в циклы (например, цикл о Деве Марии). Пьесы ставились на сценах городских любительских театров или исполнялись учениками церковных школ. смотреть

МИРАКЛЬ

МИРАКЛЬ (французское miracle, от латинского miraculum - чудо), средневековый драматургический жанр. Религиозно-назидательная стихотворная драма, "действо о чуде", совершенном святым или Девой Марией. С начала 13 в. миракли получили распространение во Франции, с 14 в. - во всех странах Западной Европы. В преображенном виде жанр возродился в эпоху символизма ("Сестра Беатриса" М. Метерлинка и др.). Утрачивая дидактический характер, миракль зачастую обретал мистическую многозначность. В редких случаях тема трактовалась иронически ("Чудо Святого Антония" Метерлинка).
. смотреть

МИРАКЛЬ

(французское miracle, от латинского miraculum - чудо), средневековый драматургический жанр. Религиозно-назидательная стихотворная драма, "действо о чуде", совершенном святым или Девой Марией. С начала 13 в. миракли получили распространение во Франции, с 14 в. - во всех странах Западной Европы. В преображенном виде жанр возродился в эпоху символизма ("Сестра Беатриса" М. Метерлинка и др.). Утрачивая дидактический характер, миракль зачастую обретал мистическую многозначность. В редких случаях тема трактовалась иронически ("Чудо Святого Антония" Метерлинка). смотреть

МИРАКЛЬ

Лик Ларь Лак Криль Клир Клим Кира Ким Киль Ликь Кил Лима Лира Мак Маки Мали Малик Марк Карл Кали Марь Мик Мила Кал Каир Ирма Ирка Ирак Ильм Милка Мир Миракль Мрак Икра Икар Аким Аки Аир Аил Рим Акм Акр Акрил Алик Амил Арк Рик Риал Риа Илька Рами Рам Рак Мка. смотреть

МИРАКЛЬ

МИРАКЛЬ м. 1) Средневековое драматическое представление религиозно-назидательного характера, изображавшее чудо, совершенное каким-либо святым или Богоматерью. 2) Средневековое литературное произведение религиозного содержания, обычно стихотворное. смотреть

МИРАКЛЬ

(2 м); мн. мира/кли, Р. мира/клейСинонимы: драма

МИРАКЛЬ

МИРАКЛЬ — средневековые мистерии (см. это слово), сюжетом которых было чудо или житие святого.Синонимы: драма

МИРАКЛЬ

И что же мне делать?
Ответ о лампах - мираклях очень хорош, ответ о пьесах-мираклях - тоже замечательный.

МИРАКЛЬ (франц. miracle, от лат. miraculum – чудо) , жанр средневековой религиозной драмы, разновидность мистерии (либо составная часть грандиозного, длящегося много часов, а то и несколько дней подряд, мистериального представления) . Основу сюжета миракля составляет чудо, совершенное Девой Марией или святыми. Миракль непременно носит назидательный характер, его текст изложен в стихотворной форме.



Миракль возник во Франции самом начале 13 в. как идеологическое орудие церкви, пропагандирующее идеи христианства и христианскую мораль. Не случайно первый известный миракль, Игра о святом Николае (Ж. Бодель, 1200), сюжетно связан с главными событиями христианского мира 12–13 вв. – крестовыми походами. В силу его специфических особенностей, основной акцент в миракле приходился не на актера, но на специальные эффекты, техническое оснащение, позволяющее зримо воплотить чудо. Однако интересно, что уже в первый миракль, наряду с основными сюжетными сценами, включены и бытовые эпизоды.

В 15–16 вв. миракль

примерно на равных

правах с моралите.

Однако к концу популярность миракля

идет на спад; хотя в католической

Испании отголоски этого жанра

отчетливо слышны в драматургии


Ренессанса (Л. де Вега, Т. де Молина, П. Кальдерон) .

К концу 17–18 вв. миракль в своем каноническом виде сохраняется только в репертуаре иезуитских школьных театров.


На рубеже 19–20 вв.

(М. Метерлинк Сестра Беатриса,

Чудо святого Антония;

Л. Андреев Жизнь человека; и др.) .

Миракль - прототип современной настольной лампы. Название происходит от французского слова "miracle" - что означает "чудо". Специальный экран, который можно было передвигать вверх и вниз по стержню, служил для рассеивания света и одновременно являлся главным элементом украшения предмета.

Мираль - настольная лампа снабженная экраном с полупрозрачным изображением (акварель, литофания) . При помещении источника светаза экраном он просвечивал, создавая подобно волшебномуфонарю иллюзию ожившей картинки. Акварельный рисунок, изображавший городской вид, пейзаж или композицию с романтичным сюжетом, прикрывался со стороны огня слюдой или тонким стеклом. Литофания воспроизводила обычно известное живописное произведение.
Лампы-миракли распространились с начала XIX века. Они изготавливались в больших количествах петербургскими бронзовщиками. В середине XIX века в Россию ввозили миракли с фарфоровыми пластами Берлинской мануфактуры.

"Чудо" на шесть свечей было подарено императору его матерью императрицею Марией Федоровной 30 августа 1825 года, в день тезоименитства (именин) сына.

На следующий день император выехал в путешествие на юг. Наличие сафьянового футляра, позволявшего транспортировать миракль, дает возможность предположить, что предмет был подарен к поездке. Путешествие стало для Александра I последним. Он скончался в Таганроге.

Миракль (фр. miracle, от лат. miraculum — чудо) — средневековые мистерии, сюжетом которых было чудо или житие святого, или чудо Богородицы.

Миракли произошли из гимнов в честь святых и из чтения их житий в церкви. Латинские миракли большей частью сочинялись (в рифмованных стихах) и разыгрывались студентами и молодыми клириками накануне праздника святому. Есть ряд таких мираклей, где главным действующим лицом является Святой Николай Чудотворец, и четыре из них приписываются Гиларию, ученику Абеляра (XII век) ; в некоторых встречаются припевы по-французски.

мир а кль, миракля, муж. (от лат. miraculum - чудо) (ист. театр.). Средневековое драматическое представление религиозного характера, изображающее какое-нибудь чудо.

Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Культурология. Словарь-справочник

Эстетика. Энциклопедический словарь

К мистерии относится такая разновидность соедневекового театрального представления, как миракль (фр. miracle- чудо). Оно имело религиозно-моралистическую направленность и, как правило, стихотворную форму. В центре миракля история грешника, на совести которого тяжкое преступление против Бога и людей, но который искренне покаялся и в итоге обрел чудесное спасение. В XIM-XIV вв. миракли получили широкое распространение в большинстве европейских стран. Разыгрываемые актерами-любителями на городских площадях, они привлекали массы зрителей.

Словарь Ефремовой

  1. м.
    1. Средневековое драматическое представление религиозно-назидательного характера, изображавшее чудо, совершенное каким-л. святым или Богоматерью.
    2. Средневековое литературное произведение религиозного содержания, обычно стихотворное.

    Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    (франц. miracle, от лат. miraculum — чудо) — средневековые мистерии (см.), сюжетом которых было чудо, или житие святого, или чудо Богородицы. М. произошли из гимнов в честь святых и из чтения их житий в церкви. Латинские М. большей частью сочинялись (в рифмованных стихах) и разыгрывались студентами и молодыми клириками накануне праздника святому. Есть ряд таких М., где главным действующим лицом является св. Николай Чудотворец, и 4 из них приписываются Гиларию, ученику Абеляра (XII век); в некоторых встречаются припевы по-французски. От начала XIII в. есть французский стихотворный М. — Jeu (перевод лат. Iudus) de Saint Nicolas, автор которого, Жан Бодель из Арраса, в основу своей драмы положил известную легенду о том, как "варвар" доверил свое сокровище св. Николаю, и когда это сокровище было похищено ворами, святой заставил их угрозами возвратить похищенное. Бодель предпослал своей пьесе пролог, где сказано, что она дается накануне Николина дня, и самую легенду значительно распространил и видоизменил: в его jeu изображается битва крестоносцев с мусульманами и победа последних; неизвестный "варвар" обратился в сарацинского короля, который после возвращения сокровища принимает христианство вместе с своим войском; наиболее творчества проявил автор в изображении воров, которые бранятся и кутят, как аррасские жулики (пьеса изд. Monmerqu é et Michel, "Théâtre fr. au moyen â ge"). На этом древнейшем примере видно, что М. давали большую свободу творчеству и изображению реальной действительности, нежели другие роды средневековой драмы, и именно из них при благоприятных условиях могла бы развиться новая художественная драма. В Англию М. перешли вместе с норманнским завоеванием; известно документально (от Матвея Парижского), что в начале XII в. в Донстепле, в Бедфордшире, давался М. о св. Екатерине, написанный (без сомнения, по-латыни) ученым нормандцем Гофреем (или Жофруа), который был впоследствии аббатом в монастыре св. Альбана. В конце XII в. Фиц-Стефен, биограф Фомы Бекета, говорит о представлении М., из которых он, по-видимому, выделяет драматическое изображение целых житий мучеников. Именно в Англии, где средневековая драма раньше всего сблизилась с жизнью, М. были в таком ходу, что Miracle-Plays сделалось общим названием для духовной драмы; жалобы Вильяма Вадингтона (Wilham de Wadington), в его "Руководстве о грехах", на то, что в этих представлениях больше скандала, чем поучения, указывают на силу реального элемента в М. конца XIII в., даже разыгрываемых клириками. Во Франции в XIII в. по городам основываются братства, под названием puys (puy — от podium), устраивающие поэтические состязания для прославления Богородицы и святых. В XIV в. братства сочиняют и разыгрывают чудеса Богоматери, один большой сборник которых (42 пьесы) дошел до нас. Эти M., за исключением рондо ангелов, написаны однообразным размером и вообще очень похожи друг на друга по манере обработки: при наивности художественных приемов и вялости действия в них приятно поражает богатство сюжетов, верное воспроизведение жизни различных классов общества, грубоватое, но сильное выражение страстей и душевных настроений, а иногда и оригинальная мотивировка действий и обрисовка характеров (изложение одного из М. о Богоматери см. "Всеобщую историю литературы" Корша и Кирпичникова, II, 884—890). Из М., принадлежащих по сюжетам к другим циклам, более известны "Варлаам, Иосафат и король Авенир", обработанный по Золотой Легенде (21 действующее лицо, около 1700 стихов), и "Роберт-Дьявол" (47 действующих лиц, около 2000 стихов), сюжет которого взят из весьма распространенного авантюрного романа XIII в.

    О М. см. L. Petit de Jullevile, "Les Myst è res" (Париж, 1880); G. Paris et U. Robert, "Miracles de Notre Dame en personnages" (П., 1876—81); E. Fournier, "Le Myst è re de Rober le Diable" (П., 1879). Для Англии: Collier, "History of English Dramatic Poetry and Annals of Stage" (2 изд., Лондон, 1879); Ward, "A History of English Dramatic Literature to the death of queen Anne" (1875—76); Zschech, "Die Anf ä nge des engl. Dramas" (Мариенв., 1886); Ahn, "English Mysteries and Miracle Plays" (Трир, 1867); Gen ée, "Die engl. Mirakelspiele und Moralitä ten" (в "Vortr ä ge", издаваемых Вирховом и Гольцендорфом).

    Бароны пришли к герцогу Нормандскому с жалобой на его сына. Они сказали, что Роберт разрушает и разоряет их замки, насилует жен и дочерей, убивает слуг. Герцог послал к Роберту двух своих приближенных, для того чтобы те усовестили сына. Но Роберт не стал с ними разговаривать. Он приказал каждому из них выколоть правый глаз и отослать несчастных назад к отцу.

    На примере только одного Роберта в миракле показана реальная обстановка того времени: анархия, грабежи, произвол, насилие. Но описанные вслед за жестокостями чудеса совершенно нереальны и порождены наивным желанием морализации.

    Мать Роберта рассказывает ему о том, что она долгое время была бесплодна. Так как ей очень хотелось иметь ребенка, она обратилась с просьбой к дьяволу, потому что ни Бог, ни все святые не смогли ей помочь. Вскоре у нее родился сын Роберт, который является порождением дьявола. Как считает мать, в этом причина такого жестокого поведения ее сына.

    Дальше в пьесе дается описание того, как происходило раскаяние Роберта. Для того чтобы вымолить прощение у Бога, он посетил Папу Римского, святого отшельника, а также постоянно возносил молитвы Деве Марии. Дева Мария сжалилась над ним и приказала ему притвориться сумасшедшим и жить у короля в собачьей будке, питаясь объедками.

    Роберт Дьявол смирился с такой жизнью и выказал удивительную стойкость духа. В награду за это Бог дал ему возможность отличиться в сражении на поле брани. Пьеса заканчивается просто сказочно. В сумасшедшем оборванце, который питался с собаками из одной миски, все узнали храброго рыцаря, победившего в двух сражениях. В результате Роберт женился на принцессе и получил от Бога прощение.

    В том, что возник такой противоречивый жанр, как миракль, виновато время. Весь XV век, полный войн, народных волнений и кровавых расправ, объясняет полностью дальнейшее развитие миракля. С одной стороны, крестьяне во время восстаний брались за топоры и вилы, а с другой – впадали в набожное состояние. Из-за этого во всех пьесах возникли элементы критики, наряду с религиозным чувством.

    В том, что миракль был двойственным жанром, виновата идеологическая незрелость городского творчества того времени. Дальнейшее развитие средневекового театра дало толчок для создания нового, более универсального жанра – мистерии.

    Читайте также: