На какие группы подразделяются электронные системы в области охраны труда кратко

Обновлено: 02.07.2024

Федеральное законодательство в сфере охраны труда с каждым годом становится жестче и жестче по отношению к работодателям, заставляя их обеспечивать максимальную безопасность персонала.

Штраф за отсутствие данного документа – 80 000 рублей. Мы предлагаем нашим Заказчикам документарный, безвыездной АУДИТ + Положение СУОТ.

СУОТ - Основные задачи

Система управления охраной труда (СУОТ) является не только частью общей системы менеджмента, но и одним из ключевых элементов, обеспечивающим безопасность трудовой деятельности сотрудников производства. Направленная на защиту жизни и здоровья персонала, СУОТ представляет собой комплекс мероприятий, внедряемых и проводимых с целью установления политики предприятия в сфере охраны труда. СУОТ разрабатывается (восстанавливается) не накануне проверок инспекционными органами, а для поддержания безопасных условий труда на рабочих местах, снижения уровня травматических повреждений работников и поддержания здоровья работников.

СУОТ строится (основывается, базируется) как на отечественных нормативных документах, так и на международных стандартах, включая OHSAS 18001:2007 и руководство МОТ-СУОТ 2001, которые разработаны для последовательного и планомерного внедрения и применения.

СУОТ, чья главная цель заключается в обеспечении безопасных условий труда и минимизации несчастных случаев на производстве, направлена на решение следующих задач:

  • отбор профессионалов с документально подтвержденной квалификацией;
  • обучения персонала инновационным методам работы;
  • периодическое проведение инструктажей по охране труда;
  • пропаганда охраны труда среди сотрудников предприятий;
  • обеспечение безопасного использования оборудования и его утилизации при выходе из строя;
  • создание максимально безопасных технологических процессов и условий эксплуатации зданий и строений на территории предприятия;
  • создание санитарно-эпидемиологических условий в соответствии с правилами и нормативными документами;
  • обеспечение оптимального режима труда и отдыха;
  • обеспечение персонала индивидуальными средствами защиты (СИЗ).

Реализация функций

Обязательность наличия штатного специалиста по охране труда. Производственные предприятия со штатной численностью до 50 сотрудников могут самостоятельно определяться с введением СУОТ. Если штат компании превышает 50 человек, наличие собственного специалиста по охране труда становится обязательным.

Обязанности по охране труда распределяются на основании решений, принятых руководителем предприятия совместно со специальной комиссией, учитывающей положения постановления Минтруда РФ от 08.02.2000 №14. Ответственность за определенный аспект СУОТ возлагается на работника в качестве обязанности должностной инструкции или внутренним приказом руководства предприятия.

Обучение и инструктаж. Все сотрудники, принимаемые на рабочие места, связанные с риском для здоровья, в обязательном порядке проходят первичный инструктаж по нормативам и правилам, обеспечивающим безопасность трудовой деятельности. Периодичность повторного инструктажа для персонала составляет шесть и три месяца в зависимости от степени опасности конкретного рабочего места.

Внеплановый инструктаж или переподготовка сотрудников в специализированных учебных центрах проводятся при установке нового технологического оборудования или изменениях, касающихся условий труда. Обеспечение проведения данных мероприятий возлагается на специалиста по охране труда, который составляет соответствующие списки работников, заверяющиеся подписью руководителя предприятия.

Информационное обеспечение по ОТ. Внедрение на производстве методов СУОТ сопровождается обязательным оповещением персонала об изменениях в политике охраны труда посредством собраний, внеплановых инструктажей и размещения информации на специальных стендах. Сотрудники, чьи рабочие места связаны с риском для жизни и здоровья должны быть проинформированы в отношении своих прав на материальную компенсацию, сокращенный рабочий день и увеличенное время отдыха (руководство организовывает ознакомление сотрудников с соответствующими документами под личную роспись). Работники могут также оформлять подписку на получение периодических изданий, посвященных изменениям и нововведениям в ОТ.

Документальное оформление. О наличии на производстве СУОТ свидетельствуют нормативные документы, в которых излагается политика предприятия в сфере охраны труда и методы, обеспечивающие защиту здоровья персонала. От правильности документального оформления во многом зависит эффективность планирования и безопасность функционирования производственных процессов, являющихся основными задачами современного менеджмента.

Документооборот

Эффективное функционирование СУОТ требует ведение целого массива разнообразной документации:

Система охраны труда в каждой организации должна отвечать государственным нормативным требованиям охраны труда и требованиям, установленным правилами и инструкциями по охране труда (ст. 209 ТК РФ). Основными составляющими системы охраны труда являются следующие мероприятия:

  • создание службы охраны труда;
  • проведение аттестации рабочих мест;
  • создание комитета (комиссии) по охране труда;
  • проведение инструктажа с сотрудниками организации;
  • разработка и утверждение положения и инструкций по охране труда в организации.

Какие документы нужно разработать компании, чтобы соответствовать требованиям охраны труда

В соответствии с ТК РФ и другими нормативными актами на работодателя возлагается обязанность и ответственность по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

Что такое охрана труда?

В соответствии со ст. 209 ТК РФ охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

В процессе формирования системы охраны труда в организации должна быть разработана и утверждена документация по вопросам охраны труда. В случае ее отсутствия работодатель может быть оштрафован на сумму от 2 тысяч до 200 тысяч рублей.

Приведем основной перечень документов, которые могут быть нужны в той или иной организации, кстати, документы по охране труда можно создать в 1С:ЗУП.

  • локальные нормативные акты по общим вопросам охраны труда (инструкции по охране труда для работников, технике безопасности отдельных производственных участков (цехов, подразделений, отделов и др.), положение о порядке выдачи работникам средств коллективной и индивидуальной защиты и др.);
  • положение о службе охраны труда (разрабатывается на основании Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации);
  • приказ о создании службы охраны труда или введении в штатное расписание должности инженера по охране труда;
  • приказ о возложении на конкретных работников обязанностей по проведению вводного и первичного инструктажа;
  • должностные инструкции сотрудников службы охраны труда (разрабатываются в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих);
  • личные карточки сертифицированных средств индивидуальной защиты;
  • журнал регистрации инструкций по охране труда для работников;
  • журнал учета выдачи инструкций по охране труда работникам;
  • журнал регистрации несчастных случаев на производстве;
  • приказ об утверждении перечня профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа (работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, с хранением и применением сырья и материалов, могут не проходить первичный инструктаж на рабочем месте);
  • журналы регистрации проведения инструктажа работников по охране труда (вводного, первичного, повторного, при необходимости внепланового, целевого);
  • программы проведения вводного и первичного инструктажа работников по охране труда;
  • инструкция по проведению вводного инструктажа работников по охране труда (разрабатывается на основании утвержденной руководителем организации программы проведения вводного инструктажа, утверждается руководителем);
  • график периодических медицинских осмотров (в отношении работников, для которых такие осмотры являются обязательными)
  • приказ о проведении аттестации рабочих мест
  • график по аттестации рабочих мест
  • итоговый проток об аттестации рабочих мест

Напоминаем, выдача инструкций по охране труда осуществляется под роспись сотрудника.

Ответственность за нарушение законодательства об охране труда

Ответственность за формирование системы охраны труда и ее функционирование несет работодатель, т.е. руководитель организации или индивидуальный предприниматель.

Сотрудники СОТ (инженер по охране труда) несут ответственность только в рамках выполнения своих должностных обязанностей, которые устанавливаются должностными инструкциями и положением о службе охраны труда. Напомним, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей работодатель может применить к нему дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение (ст. 192 ТК РФ).

На основании ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение законодательства о труде и об охране труда на виновное должностное лицо (руководителя организации) может быть наложен штраф от 2 тысяч до 40 тысяч рублей, либо приостановление ее работы на срок до 90 суток (по решению суда).

Лица, ведущие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за аналогичные нарушения могут быть оштрафованы на сумму от 50 тысяч до 200 тысяч рублей. Для них также предусмотрено такое наказание, как административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Кроме этого на основании указанной статьи КоАП РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда к должностному лицу, ранее подвергнутому административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, применяется дисквалификация на срок от одного года до трех лет. С руководителем организации, дисквалифицированным по решению суда, расторгается трудовой договор на основании ст. 32.11 КоАП РФ. Информация о руководителе заносится в специальный реестр дисквалифицированных лиц.

За нарушение правил охраны труда предусмотрена и уголовная ответственность. Так, согласно ст. 143 УК РФ нарушение правил охраны труда, совершенное лицом, на которое возложена обязанность по соблюдению этих правил, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается:

  • штрафом в сумме до 200 000 руб. или в размере заработной платы осужденного за период до 18 месяцев;
  • исправительными работами на срок до двух лет;
  • лишением свободы на срок до года.

Опыт автоматизации Охраны труда на предприятиях компанией Первый БИТ

В рамках одного из проектов по автоматизации охраны труда мы автоматизировали следующие бизнес-процессы:

  • Ведение корпоративного справочника вредных и/или опасных производственных факторов;
  • Ведение структуры производственных объектов (местоположений);
  • Оценка условий труда (включая СОУТ);
  • Ведение гарантий и компенсаций;
  • Ведение медицинских осмотров;
  • Ведение средств индивидуальной защиты;
  • Подготовка и аттестация персонала в области ПБиОТ;
  • Проверки и аудиты в области ПБиОТ (включая проверки органами надзора);
  • Управление мероприятиями в области ПБиОТ;
  • Ведение справочника НД в области ПБиОТ;
  • Ведение деловых партнеров;
  • Организация работ повышенной опасности (по наряду-допуску);
  • Учет технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах;
  • Управление расследованием происшествий;
  • Формирование отчетности в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 23.01.2014 № 25.

Для этого в рамках проекта мы выполнили следующие работы:

Первый Бит предлагает автоматизацию предприятий разного уровня.

От внедрения коробочных решений для малых предприятий и заканчивая крупным проектными внедрением филиальных структур.

Основными направлениями в производственной безопасности в части автоматизации являются:

  • Организация и учет оперативной деятельности ключевых сотрудников;
  • Планово-контрольная деятельность;
  • Инструменты регламентированной и аналитической отчетности.

В процессе разработки и внедрения информационной системы в области охраны труда и промышленной безопасности (ОТиПБ) решаются следующие основные задачи:

  • Повышение эффективности работы службы ОТиПБ за счет создания общедоступного информационного ресурса, упрощающего и ускоряющего решение задач, связанных с обработкой больших объемов информации.
  • Сбор и консолидация разносторонней информации из различных смежных информационных систем, эксплуатирующихся на Предприятии:
    • Кадровая служба
    • Медицинская служба
    • Служба подготовки и обучения персонала
    • Служба технического обслуживания и ремонта оборудования

    Ключевыми функциями информационной системы, наиболее востребованными среди пользователей, можно выделить:

    • Учет данных о рабочих местам сотрудников.
    • Планирование и учет результатов проведения специальной оценки условий труда (СОУТ)
    • Планирование и учет сведений о прохождении медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований
    • Планирование и учет сведений о выданных СИЗ и СиОС
    • Учет сведений о технических устройствах, зданиях и сооружениях, опасных производственных объектах
    • Учет основных документов, требуемых для эксплуатации промышленного оборудования
    • Планирование и учет прохождение экспертизы и освидетельствования оборудования
    • Учет сведений о регламентном обслуживании оборудования
    • Учет сведений об эксплуатируемых на предприятии средствах пожаротушения и пожарной автоматики.
    • Учет сведений о регламентном обслуживании средств пожарной безопасности
    • Учет сведений об источниках негативного воздействия на окружающую среду
    • Учет установленных нормативов по каждому направлению негативного воздействия
    • Первичный учет фактического воздействия предприятия на окружающую среду
    • Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду
    • Контроль сроков действия нормативных документов и внутренних приказов
    • Планирование обучения и аттестации сотрудников в по направлениям, проведение инструктажей
    • Планирование и проведение проверок (производственный контроль) по направлениям, формирование плана мероприятий по устранению выявленных нарушений
    • Учет сведений о Происшествиях (несчастных случаях и профессиональных заболеваниях, авариях, инцидентах, пожарах) планирование мероприятий по локализации и недопущению повторных случаев
    • Уведомление ответственных сотрудников и пользователей системы о важных или критичных событиях
    • Формирование регламентированной и аналитической.

    В результате комплексного внедрения информационной системы достигаются следующие цели:

    • Снизить уровень травматизма, профессиональных заболеваний, возникновения несчастных случаев и аварийных ситуаций за счет повышения прозрачности и оперативности превентивных мер и системы контроля за их исполнением;
    • Обеспечить единый цикл шагов по обеспечению Производственного контроля на Предприятии на всех уровнях иерархии;
    • Повысить скорость взаимодействия ответственных специалистов внутри создаваемого контура системы, а также со смежными службами;
    • Снизить затраты в области ОТиПБ за счет эффективных инструментов планирования и расчетных методик;
    • Снижение вероятности выявление новых и повторных нарушений, и как следствие, получения предписаний и штрафных санкций со стороны надзорных органов за счет систематизации и контроля за исполнением требований.

    Хотите получать подобные статьи по четвергам?
    Быть в курсе изменений в законодательстве?
    Подпишитесь на рассылку

    СУОТ — это система управления охраной труда, часть системы управления предприятием. Она включает в себя разработку документации, обучение, выдачу документов и направлена на обеспечение безопасности и охраны здоровья всех работников.

    Современная законодательная база в области охраны труда разрабатывалась, отталкиваясь от того, что каждый работодатель обязан гарантировать своему работнику безопасность при выполнении должностных обязанностей. Особое внимание уделяется объектам, где работа сотрудников сопряжена с длительным пребыванием на высоте, в таких местах рекомендуют использовать анкерные линии.

    Что такое СУОТ и для чего нужен

    Важный элемент для работы большинства компаний — это система управления охраной труда (СУОТ), и соблюдение действующих в этой области нормативов обязательно для любого объекта. Указанные в законодательной базе правила должны найти отражение в локально-нормативной документации каждой организации, включаясь в систему организации управления охраной труда на предприятии. Игнорирование требований способно привести как к штрафам, так и к закрытию предприятия в целом. Н а фоне этого ответственные должностные лица обязаны выполнять определенный комплекс мер, указанных в таких НПА:

    В предложенном списке перечислены как узкоспециализированные НПА, так и документы, применимые к любой сфере. В соответствии с ними, работодателю необходимо разработать методические пособия и инструкции, предоставляющие работникам максимальное количество информации, необходимой для сокращения количества производственных травм и эффективного управления имеющимися на конкретном производстве рисками. При правильном подходе к созданию и внедрению СУОТ организации получают возможность поднять на новый уровень безопасность любого процесса, что позволяет минимизировать количество производственных несчастных случаев, и оказывает положительное влияние на производительность в целом.

    Что входит в СУОТ

    • разработанная система безопасности по направлению охраны труда;
    • созданные методики, помогающие в достижении поставленных перед работниками задач;
    • основные цели при обеспечении охраны труда сотрудникам, выполняющим высотные работы;
    • методы отслеживания того, насколько соблюдаются утвержденные правила, и т. п.

    Важно отметить, что СУОТ является не только гарантом безопасности сотрудников при работе на высоте, но и повышает уровень корпоративной культуры, что открывает перед организацией новые горизонты для развития, к примеру, способствует получению сертификатов международного уровня или заключению договоров с гигантами в этой области при условии, что система правильно работает.

    Немаловажную роль в этом играют внедрение и обеспечение функционирования СУОТ, предусматривающие:

    • развитие политики в направлении объединения холдингов;
    • подробные инструкции сотрудникам по тому, как безопасно выполнять свою работу;
    • рекомендации по четкому разделению трудовых обязанностей;
    • план по проведению мероприятий, направленных на повышение СУОТ;
    • документация, позволяющая проводить расследование (если установлен факт несчастного случая);
    • документы, в которых отражены предоставленные работникам гарантии и компенсационные меры в случае несчастного случая, и т. п.

    Каждая организация должна создавать собственные ИС с обширной информационной базой, возможностью анализа допущенных ошибок и поиска путей их скорейшего устранения.

    В 2021 году вступили в силу большие изменения по охране труда. Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как работать по новым правилам ОТ. Используйте эти инструкции бесплатно.

    Требования охраны труда

    Использование СУОТ в организациях, выполняющих высотные работы

    Говоря про разработку различной документации, имеющей отношение к СУОТ, крайне важно учитывать специфику работы каждой конкретной компании. Разработать СУОТ можно как самостоятельно, так и обратившись в специализированную компанию, что особенно актуально при проведении высотных работ, поскольку необходимо учитывать большое количество разнообразных факторов для обеспечения защиты как сотрудников, так и организации.

    Внедрение на практике

    Ответственным за ее исполнение может быть как руководитель компании, так и другой сотрудник, назначенный в соответствии с приказом, при условии, что его образование и квалификация подходят. Вот что является основой организации и функционирования СУОТ на предприятии и что организация должна делать:

    • проводить исследования, направленные, к примеру, на выявление максимально безопасного оборудования, задействованного при работе на высоте;
    • планировать систему управления с обязательным указанием материальных ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей;
    • своевременно корректировать документацию по распределению должных обязанностей, этапов обучения, подготовки кадров и т. п.;
    • проверять, насколько созданная модель эффективна в существующих условиях, при обнаружении непригодности, проводить ее изменение с учетом допущенных ошибок.

    Занимается разработкой СУОТ руководитель или уполномоченный сотрудник, назначенный ответственным лицом. Но документация обязательно должна быть утверждена руководителем. В 2021 году срок действия СУОТ на предприятии не ограничен и определяется в каждой конкретной компании отдельно. В случае внесения изменений в законодательную базу и, соответственно, во внутреннюю документации организации материалы могут потребовать повторного утверждения.

    Российский бухгалтер, N 11, 2016 год
    Татьяна Евдокимова,
    эксперт журнала

    Система управления охраной труда

    На работодателя возлагаются обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Согласно требованиям ст.212 Трудового кодекса РФ с целью обеспечения безопасных условий труда работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраны труда.

    Система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей (ст.209 Трудового кодекса РФ). Одним из элементов системы управления охраной труда является управление профессиональными рисками, который представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

    Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2016 года N 438н с целью оказания содействия работодателям при создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда (далее - СУОТ), разработки положения о СУОТ утверждено Типовое положение о системе управления охраной труда (далее - Положение).

    Согласно ст.209 Трудового кодекса РФ под требованием охраны труда понимаются государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда. Таким образом, работодателем осуществляется создание и обеспечение функционирования СУОТ с учетом специфики своей деятельности, достижений современной науки и наилучшей практики, принятых на себя обязательств и на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств, а также рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства.

    Как указывает п.3 Положения, СУОТ должна быть совместимой с другими системами управления, действующими у работодателя. При этом структура СУОТ может быть упрощенной. Возможен данный вариант при численности работников менее 15 человек. Не смотря на упрощение, СУОТ должен соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда.

    СУОТ представляет собой единство:

    а) организационных структур управления работодателя с фиксированными обязанностями его должностных лиц;

    б) процедур и порядков функционирования СУОТ, включая планирование и реализацию мероприятий по улучшению условий труда и организации работ по охране труда;

    в) устанавливающей (локальные нормативные акты работодателя) и фиксирующей (журналы, акты, записи) документации.

    Действие СУОТ распространяется на всей территории, во всех зданиях и сооружениях работодателя. Требования СУОТ обязательны для всех работников, работающих у работодателя, и являются обязательными для всех лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя.

    Основой организации и функционирования СУОТ является положение о СУОТ, разрабатываемое работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов. Положение о СУОТ утверждается приказом работодателя с учетом мнения работников и (или) уполномоченных ими представительных органов (при наличии).

    В положение о СУОТ с учетом специфики деятельности работодателя включаются следующие разделы (подразделы):

    а) политика работодателя в области охраны труда;

    б) цели работодателя в области охраны труда;

    в) обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя);

    г) процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда (далее - процедуры), включая:

    - процедуру подготовки работников по охране труда;

    - процедуру организации и проведения оценки условий труда;

    - процедуру управления профессиональными рисками;

    - процедуру организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников;

    - процедуру информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;

    - процедуру обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников;

    - процедуру обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;

    - процедуру обеспечения работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием;

    - процедуры обеспечения безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией;

    д) планирование мероприятий по реализации процедур;

    е) контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур;

    ж) планирование улучшений функционирования СУОТ;

    з) реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;

    и) управление документами СУОТ.

    Намерения работодателя по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда, а также гарантии по выполнению принятых на себя обязательств отражаются в Политике по охране труда. Политика по охране труда представляет собой публичную документированную декларацию, которая обеспечивает:

    1) приоритет сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;

    2) соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;

    3) выполнение последовательных и непрерывных мер (мероприятий) по предупреждению происшествий и случаев ухудшения состояния здоровья работников, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в том числе посредством управления профессиональными рисками;

    4) учет индивидуальных особенностей работников, в том числе посредством проектирования рабочих мест, выбора оборудования, инструментов, сырья и материалов, средств индивидуальной и коллективной защиты, построения производственных и технологических процессов;

    5) непрерывное совершенствование и повышение эффективности СУОТ;

    6) обязательное привлечение работников, уполномоченных ими представительных органов к участию в управлении охраной труда и обеспечении условий труда, соответствующих требованиям охраны труда, посредством необходимого ресурсного обеспечения и поощрения такого участия;

    7) личную заинтересованность в обеспечении, насколько это возможно, безопасных условий труда;

    8) выполнение иных обязанностей в области охраны труда исходя из специфики своей деятельности.

    В Политике по охране труда отражаются:

    1) положения о соответствии условий труда на рабочих местах работодателя требованиям охраны труда;

    2) обязательства работодателя по предотвращению травматизма и ухудшения здоровья работников;

    3) положения об учете специфики деятельности работодателя и вида (видов) осуществляемой им экономической деятельности, обусловливающих уровень профессиональных рисков работников;

    4) порядок совершенствования функционирования СУОТ.

    При определении Политики по охране труда работодатель обеспечивает совместно с работниками и (или) уполномоченными ими представительными органами предварительный анализ состояния охраны труда у работодателя и его обсуждение. Политика по охране труда должна быть доступна всем работникам, работающим у работодателя, а также иным лицам, находящимся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя.

    В Политике по охране труда содержатся основные цели работодателя в области охраны труда. Количество целей определяется спецификой деятельности работодателя. Цели формулируются с учетом необходимости оценки их достижения, в том числе, по возможности, на основе измеримых показателей.

    Законодательными нормами Трудового кодека РФ предусмотрены обязанности в сфере охраны труда как работодателя, так и работника. Так, в соответствии со ст.212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить безопасные условия труда. Различные мероприятия по обеспечению безопасных условий и охраны труда предусмотрены ст.213, 217, 218, 221-223, 225-229.2, 370 Трудового кодекса РФ. В свою очередь в соответствии со ст.21 Трудового кодекса РФ работник обязан соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда. Кроме того, согласно ст.214 Трудового кодекса работник обязан:

    - соблюдать требования охраны труда;

    - правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

    - проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;

    - немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

    - проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.

    Организация работ по охране труда у работодателя, выполнение его обязанностей возлагается непосредственно на самого работодателя в случае, если работодатель является индивидуальным предпринимателем, руководителей структурных подразделений и иных структурных единиц работодателя, службу охраны труда, штатных специалистов по охране труда, организацию или специалиста, оказывающих услуги в области охраны труда, привлекаемых работодателем по гражданско-правовому договору.

    Распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя осуществляется работодателем с использованием уровней управления. Рассмотрим, какие могут быть уровни управления, а также чьи обязанности по соблюдению безопасных условий труда в них прописаны.

    Читайте также: