Выделите элементы фабулы в каждой истории и кратко перескажите ее как фабулы связаны между собой

Обновлено: 05.07.2024

В сюжетной основе произведения, в изложении фабулы, различают следующие элементы:

1. Экспозиция, the exposition

2. Завязка, the beginning

3. Развитие действия, the story itself

4. Кульминация, the climax

5. Развязка, the denouement

6. Концовка, the ending

Ø Если все эти элементы присутствуют в произведении, традиционно расположены и чётко выражены, то у произведения з а в е р ш ё н н а я сюжетная схема, closed plot structure.

Ø Если какие-либо элементы отсутствуют, переставлены местами, либо нечётко разграничены, такая сюжетная схема называется н е з а в е р ш ё н н о й (разомкнутой), open plot structure.

Рассмотрим каждый из компонентов фабулы.

Экспозиция (exposition) (от лат. exposition – объяснение) – предыстория события или событий, лежащих в основе художественного произведения.

Ø Размер экспозиции варьируется от одного-двух предложений до нескольких глав. В экспозиции излагаются обстоятельства, обрисовываются, по преимуществу, предварительно, в самой общей форме, персонажи: сообщается их общественное положение, характеризуются взаимоотношения, даётся расстановка сил в условиях данного произведения. В экспозиции также может содержаться предыстория – рассказ о прошлом персонажей, объясняющий читателю, как формировались характеры действующих лиц.

Различают следующие виды экспозиции:

Кроме экспозиции, литературоведы выделяют такой элемент, как пролог. В отличие от экспозиции, он (если присутствует) всегда расположен в начале произведения.

Завязка (beginning)– событие, с которого начинается действие и создаются предпосылки для дальнейшего развития сюжета.

Таким образом, завязка обнаруживает и обостряет уже имевшиеся в жизни героев противоречия или сама создаёт какие-либо конфликты. Завязка может быть мотивированной или внезапной.

§ Мотивированная завязка даётся после экспозиции, будучи ею подготовлена; логически вытекает из ранее изложенных сведений.

§ Внезапная завязка начинает действие сразу, без предварительных разъяснений и подготовки. Это придаёт произведению динамичный, интригующий характер. Если произведение начинается с внезапной завязки, то экспозиция в нём либо даётся позже, либо вообще отсутствует.

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ. КУЛЬМИНАЦИЯ

Развитие действия (story itself) – часть, в которой конфликт усугубляется, обрастает подробностями. Этот элемент композиции не может быть опущен ни в одном произведении.

Наиболее острый момент в развитии действия и наивысшая точка конфликта называют кульминацией.

Кульминация (climax) – наивысшая точка развития сюжета, в которой конфликт максимально обострён и требует немедленного разрешения.

Различают с о б ы т и й н у ю и п с и х о л о г и ч е с к у ю кульминацию.

Событийная кульминация – переломный момент в развитии событий, определяющий дальнейший ход действия и приводящий его к развязке.

Психологическая кульминация – момент наивысшего эмоционального напряжения, принятия какого-то важного решения, определяющего дальнейшее поведение героя и, как следствие, его судьбу.

От завязки действие развивается, как правило, по нарастающей (on ascending line) до кульминации; события могут принимать неожиданный оборот, возможно появление новых персонажей. От кульминации до развязки действие идёт на спад (on descending line). Таким образом, кульминация предшествует развязке – моменту, завершающему течение событий.

Развязка (denouement) – часть произведения, в которой конфликт подходит к своему логическому завершению.

Развязка может быть мотивированной, немотивированной или нулевой.

§ Мотивированная развязка логично вытекает из развития характеров и взаимоотношений персонажей, обусловлена всем предыдущем ходом событий.

§ Нулевая развязка, т.е. открытый финал, позволяет читателю самому догадаться о последующих событиях.

Концовка (ending) – часть, сообщающая дополнительные сведения о персонажах, т.е., показывающая то, что произошло после завершения основного действия.

Ø Поскольку концовка – дополнительный элемент, то даже без неё, – но при наличии всех остальных элементов, – сюжетная схема считается завершённой.

Как экспозиция может быть дана в виде предыстории или пролога, так и концовка иногда представлена в виде эпилога (в средней и крупной повествовательной форме).

В эпилоге пьесы автор обращается к зрителю устами одного из персонажей и высказывает какие-либо обобщающие суждения, благодарит за внимание. Такие эпилоги характерны для комедий У. Шекспира.

Таким образом, фабула произведения стоит на трёх китах: завязке, кульминации и развязке. Элементы фабулы в произведении с традиционным построением выглядят так:

Экспозиция: Николай Петрович Кирсанов и старый слуга на постоялом дворе ждут приезда Аркадия в гости к отцу. Повествование о жизни Николая Петровича, об усадьбе Кирсановых.

Завязка: приезд Аркадия и его друга; знакомство с Базаровым, его необычная внешность и нестандартное поведение.

Развитие действия: словесные баталии Базарова и Павла Петровича, знакомство с Ситниковым, Кукшиной, поездка к Одинцовой, объяснение Базарова с Одинцовой, её отказ. Поездка Базарова к родителям, возвращение в имение Кирсановых.

Кульминация: дуэль Базарова и Павла Петровича.

Развязка: смерть Базарова.

Концовка: сцена сельского кладбища, родители Базарова на могиле сына, повествование о дальнейшей судьбе героев романа – Аркадия, Одинцовой, Павла Петровича Кирсанова и др.

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

ответ: а1 2, а3 1, а4 3, а5 2

+

Другие вопросы по Литературе

Категория

Категория

Категория

Из рассказа "кролики и удавы" 1) какой была великой мечта кроликов? 2) что призирали в царстве удавов (качество) я рассказ не читала (лень) нужноо заранее )).

Где вы уже встречались с таким примером? 4 Выделите элементы фабулы в каждой истории и кратко перескажите её. Как фабулы связаны между собой? 5 С какой целью повествователь рассказывает нам об Антипьче и его собаке Травке, о сером помещика и охоте на волков, о сосне и ели? Как изменился бы смысл произведения, если бы мы ничего не узнали об этом а прочитали бы только о путешествии Насти и Митраши и чудесном спасении мальчика? 6 Что вы узнали о повествователе? Каким его представили? Как он связан с другими героями произведения? 7 С какой целью М.М Пришвин создаёт образ повествователя?

В сюжетной основе произведения, в изложении фабулы, различают следующие элементы:

1. Экспозиция, the exposition

2. Завязка, the beginning

3. Развитие действия, the story itself

4. Кульминация, the climax

5. Развязка, the denouement

6. Концовка, the ending

Ø Если все эти элементы присутствуют в произведении, традиционно расположены и чётко выражены, то у произведения з а в е р ш ё н н а я сюжетная схема, closed plot structure.

Ø Если какие-либо элементы отсутствуют, переставлены местами, либо нечётко разграничены, такая сюжетная схема называется н е з а в е р ш ё н н о й (разомкнутой), open plot structure.

Рассмотрим каждый из компонентов фабулы.

Экспозиция (exposition) (от лат. exposition – объяснение) – предыстория события или событий, лежащих в основе художественного произведения.

Ø Размер экспозиции варьируется от одного-двух предложений до нескольких глав. В экспозиции излагаются обстоятельства, обрисовываются, по преимуществу, предварительно, в самой общей форме, персонажи: сообщается их общественное положение, характеризуются взаимоотношения, даётся расстановка сил в условиях данного произведения. В экспозиции также может содержаться предыстория – рассказ о прошлом персонажей, объясняющий читателю, как формировались характеры действующих лиц.

Различают следующие виды экспозиции:

Кроме экспозиции, литературоведы выделяют такой элемент, как пролог. В отличие от экспозиции, он (если присутствует) всегда расположен в начале произведения.

Завязка (beginning)– событие, с которого начинается действие и создаются предпосылки для дальнейшего развития сюжета.

Таким образом, завязка обнаруживает и обостряет уже имевшиеся в жизни героев противоречия или сама создаёт какие-либо конфликты. Завязка может быть мотивированной или внезапной.

§ Мотивированная завязка даётся после экспозиции, будучи ею подготовлена; логически вытекает из ранее изложенных сведений.

§ Внезапная завязка начинает действие сразу, без предварительных разъяснений и подготовки. Это придаёт произведению динамичный, интригующий характер. Если произведение начинается с внезапной завязки, то экспозиция в нём либо даётся позже, либо вообще отсутствует.

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ. КУЛЬМИНАЦИЯ

Развитие действия (story itself) – часть, в которой конфликт усугубляется, обрастает подробностями. Этот элемент композиции не может быть опущен ни в одном произведении.

Наиболее острый момент в развитии действия и наивысшая точка конфликта называют кульминацией.

Кульминация (climax) – наивысшая точка развития сюжета, в которой конфликт максимально обострён и требует немедленного разрешения.

Различают с о б ы т и й н у ю и п с и х о л о г и ч е с к у ю кульминацию.

Событийная кульминация – переломный момент в развитии событий, определяющий дальнейший ход действия и приводящий его к развязке.

Психологическая кульминация – момент наивысшего эмоционального напряжения, принятия какого-то важного решения, определяющего дальнейшее поведение героя и, как следствие, его судьбу.

От завязки действие развивается, как правило, по нарастающей (on ascending line) до кульминации; события могут принимать неожиданный оборот, возможно появление новых персонажей. От кульминации до развязки действие идёт на спад (on descending line). Таким образом, кульминация предшествует развязке – моменту, завершающему течение событий.

Развязка (denouement) – часть произведения, в которой конфликт подходит к своему логическому завершению.

Развязка может быть мотивированной, немотивированной или нулевой.

§ Мотивированная развязка логично вытекает из развития характеров и взаимоотношений персонажей, обусловлена всем предыдущем ходом событий.

§ Нулевая развязка, т.е. открытый финал, позволяет читателю самому догадаться о последующих событиях.

Концовка (ending) – часть, сообщающая дополнительные сведения о персонажах, т.е., показывающая то, что произошло после завершения основного действия.

Ø Поскольку концовка – дополнительный элемент, то даже без неё, – но при наличии всех остальных элементов, – сюжетная схема считается завершённой.

Как экспозиция может быть дана в виде предыстории или пролога, так и концовка иногда представлена в виде эпилога (в средней и крупной повествовательной форме).

В эпилоге пьесы автор обращается к зрителю устами одного из персонажей и высказывает какие-либо обобщающие суждения, благодарит за внимание. Такие эпилоги характерны для комедий У. Шекспира.

Таким образом, фабула произведения стоит на трёх китах: завязке, кульминации и развязке. Элементы фабулы в произведении с традиционным построением выглядят так:

Экспозиция: Николай Петрович Кирсанов и старый слуга на постоялом дворе ждут приезда Аркадия в гости к отцу. Повествование о жизни Николая Петровича, об усадьбе Кирсановых.

Завязка: приезд Аркадия и его друга; знакомство с Базаровым, его необычная внешность и нестандартное поведение.

Развитие действия: словесные баталии Базарова и Павла Петровича, знакомство с Ситниковым, Кукшиной, поездка к Одинцовой, объяснение Базарова с Одинцовой, её отказ. Поездка Базарова к родителям, возвращение в имение Кирсановых.

Кульминация: дуэль Базарова и Павла Петровича.

Развязка: смерть Базарова.

Концовка: сцена сельского кладбища, родители Базарова на могиле сына, повествование о дальнейшей судьбе героев романа – Аркадия, Одинцовой, Павла Петровича Кирсанова и др.

Фабула в литературе-это события в произведении,выстроенные чётко в естественной хронологической последовательности,а не в последовательности событий сюжета,где может нарушаться порядок происходящего.Сюжет-это цепь событий,выстроенных автором.

Элементы фабулы в рассказе "Хамелеон" А.Чехова:

Экспозиция:Надзиратель Очумелов появляется на площади,его сопровождает городовой Елдырин.У надзирателя новая шинель,у его рыжего помощника решето конфискованного крыжовника.

Завязка:Собачий визг,переполох,укушенный палец золотых дел мастера Хрюкина.

Развитие действия:сбор толпы зевак,разбирательства и поиск виновного,метаморфозы Очумелова.

Развязка:виновником происшествия становится сам укушенный Хрюкин,собака уходит вместе с поваром генерала.

Самое краткое . Геродот - Легенда об Арионе

. Периандр был тираном (1) Коринфа. С ним-то, как говорят коринфяне (и этот рассказ подтверждают также лесбосцы), приключилось в жизни величайшее диво. Арион из Мефимны был вынесен на дельфине из моря у Тенара. Это был несравненный кифаред (2) своего времени и, насколько я знаю, первым стал сочинять дифирамб (3), дал ему имя и обучил хор для постановки в Коринфе.

Этот-то Арион большую часть времени своей жизни провел у Периандра и затем решил отплыть в Италию и Сикелию. Там он нажил великое богатство, потом пожелал возвратиться назад в Коринф. Он отправился в путь из Таранта и, так как никому не доверял больше коринфян, нанял корабль у коринфских мореходов. А корабельщики задумали злое дело: в открытом море выбросить Ариона в море и завладеть его сокровищами. Арион же, догадавшись об их умысле, стал умолять сохранить ему жизнь, предлагая отдать все свои сокровища. Однако ему не удалось смягчить корабельщиков. Они велели Ариону либо самому лишить себя жизни, чтобы быть погребенным в земле, либо сейчас же броситься в море. В таком отчаянном положении Арион все же упросил корабельщиков (раз уж таково их решение) по крайней мере позволить ему спеть в полном наряде певца, став на скамью гребцов. Он обещал, что, пропев свою песнь, сам лишит себя жизни. Тогда корабельщики перешли с кормы на середину корабля, радуясь, что им предстоит услышать лучшего певца на свете. Арион же, облачась в полный наряд певца, взял кифару и, стоя на корме, исполнил торжественную песнь. Окончив песнь, он, как был во всем наряде, ринулся в море. Между тем корабельщики отплыли в Коринф, Ариона же, как рассказывают, подхватил на спину дельфин и вынес к Тенару. Арион вышел на берег и в своем наряде певца отправился в Коринф. По прибытии туда он рассказал все, что с ним случилось. Периандр же не поверил рассказу и велел заключить Ариона под стражу и никуда не выпускать, а за корабельщиками внимательно следить. Когда же те прибыли в Коринф, Периандр призвал их к себе и спросил, что им известно об Арионе. Корабельщики отвечали, что Арион живет и здравствует где-то в Италии и они-де оставили его в Таранте в полном благополучии. Тогда внезапно появился Арион в том самом одеянии, в каком он бросился в море. Пораженные корабельщики не могли уже отрицать своей вины, так как были уличены. Так рассказывают коринфяне и лесбосцы. А на Тенаре есть небольшая медная статуя - жертвенный дар Ариона, изображающий человека на дельфине.

(1) Тиран - в Древней Греции и в средневековых городах-государствах Италии - единоличный правитель.

(2) Кифаред - тот, кто играет на кифаре, родственном лире музыкальном инструменте древних греков.

(3) Дифирамб - преувеличенная восторженная похвала.

Утро изменившее жизнь студента Ивана было самое обыкновенное-мартовское. Иван Васильевич вышел из дома очень рано, как только начало светать. Два часа назад он был на балу у предводителя дворянства. там он почти все время танцевал с любимой девушкой Варенькой. Время летело не заметно. он был весел и доволен, он был счастлив. и поэтому придя домой, Иван не мог заснуть. он вышел на улицу и пошел к дому Вареньки. но в конце поля,где был ее дом, он увидел множество черных людей. это было жестокое наказание молодого татарина-солдата. Страшная дикая расправа потрём да Ивана, что его настроение сменилось. после случая он не смог больше думать о службе в армии. да и его любовь к Вареньки утихла, потому что он не смог входить в дом где хозяином был такой человек

Мужик унес из лавки куль пшеничной муки. Захотелось к празднику гостей зазвать, пирогами попотчевать. Принес домой муку да и задумался.

— Жена! — говорит он своей бабе.— Муки-то я украл, да боюсь — узнают! Спросят: отколь ты взял такую белую муку?

— Не кручинься, мой кормилец! Я испеку из нее такие пироги, что гости ни за что не отличат от ржаных!

Читайте также: