На что ориентируется философия кратко

Обновлено: 07.07.2024

Философское ориентирование в мире пытается сломить всякую замкнутость мира, возникающую в эмпирическом ориентировании в мире.

Здесь ищут границ, за которыми нет никакого другого мира, и за которыми, однако, не обязательно должно быть ничто. Ищут ясного сознания возможной в мире ориентировки, показывая ту ситуацию, что просто бытие не выступает нигде в мире или как мир, но выступает всегда лишь отдельное существование. С этим сознанием границы как предпосылкой я могу жить в мире как в том, о чем возможна вещно-предметная ориентировка, и однако мне нет нужды теряться в нем, но я могу жить в нем с бытием в собственном смысле, о котором не существует никакой ориентировки.

Фактическая ориентировка в мире, расколотая поначалу на службе интереса моего существования, становится одним-единственным внутренне связным исследованием одного и целого мира, коль скоро я трансцендирую: в мире превосхожу всю отдельную предметность из идеи того или иного целого к систематическому единству, которое имело бы свое завершение в целокупности этих единств - едином мире. Об этих целых, как об идеях, я не могу знать как о предметах, но я соотнесен с целым, лишь если я сам движим идеей. Эта идея есть одновременно как объективно целое, так и субъективно движение во мне как направляющий мотив искания. Я овладеваю ею не в знании моего рассудка, но в трансцендировании.

То, что науки связаны друг с другом и образуют одну систему, -эта мысль возникает не из актов каждого отдельного исследования, а в этом трансцендировании к никогда не достижимому целому. Уловление его возможно лишь там, где из философского прояснения не перечисляют знания в порядке сосуществования, но пытаются постичь знание из его истока. То, как науки мыслятся как одна наука в системе наук - это выражение способа философского трансцендирования в ориентировании в мире. Как только отмирает философский импульс, - начинает господствовать тенденция к распадению связи наук.

Пока существует единый мир как самоочевидный для сознания, науки имеют в нем свое единство, в котором они в совокупности своей дают один универсальный образ мира.. Но если ориентирование в мире, в своем искании границ, должно) быть все-таки некоторым целым, то вместо одного объективного образа мира, который ложно являл бы целое существования в системе, остается только систематика, причем как подвижная и открытая систематика наук. Правда, система распадается в основополагающем делении на науки, которые обращаются исключительно к сознанию вообще, чтобы чисто ориентируя познать иное как чуждое наличное, и науки, которые в среде доступного знанию обращаются в то же время, -через отбор своих целей и материала, через язык и формирование понятий, - от экзистенции к экзистенции. Однако науки остаются одним целым не только благодаря универсальной среде знаемого, но и благодаря границе терпящего крах ориентирования в мире. Ибо от этой границы исходит побуждение о бесконечной важности всего знаемого как неизбежного для нас пути, дающего вступить в субстанцию незнаемого.

В то время как технические и практические науки имеют в существовании цель для этого существования, одна наука, понимающая себя как единство и подразделяющаяся в систематике наук, уже не служит более никакой цели существования. В силу направляющего ее трансцендирования она создает вначале философское удовлетворение, которое бессознательно может быть уверено в себе, пока не будет прямо поставлен вопрос о смысле науки. Это происходит именно в эпохи расслабления философии, имеющие следствием раздробление наук. Здесь достигается граница в ориентировании в мире, на которой новое трансцендирование дает осознать смысл науки.

В философском отношении, ориентирование в мире замкнулось в образы мира в двух типах, из которых каждый будто бы имел в себе истину и целое: в позитивизме и идеализме. Эти образы, все еще призрачно ведущие на помочах мышление нашего времени, хотя им и не верят, - философское ориентирование в мире обязано усвоить себе в их относительности и критически превзойти.

Поскольку философия, как духовное образование, становится предметом знания о своем собственном существовании, в философском ориентировании в мире надлежит еще вести речь о сущности философии, которая, - поскольку ее невозможно исчерпать тотальным ориентированием в мире, - только на основании такового должна прийти к своему подлинному смыслу. Попытка речи о философии обсуждает ее происхождение, форму ее существования и ее самоотличение, как они являются в мире.

1. Структура философского миросозерцания

1. Структура философского миросозерцания Философское миросозерцание, как оно возникло под влиянием стремления к общеобязательности, должно по структуре своей существенно отличаться от миросозерцания религиозного и поэтического. В отличие от религиозного оно

Средства ориентирования

Средства ориентирования Что позволяет, что помогает человеку ориентироваться в главном? Какие возможности ориентирования имеются у него в распоряжении? Какие из них наиболее надёжны – чтобы он мог доверять им, мог на них опираться? Вот о чём прежде всего должно

Примеры средств ориентирования

Примеры средств ориентирования Инстинкт – это лоцман тела. Включая, конечно, биологическую, бессознательную часть психики. Он роднит человека со всем остальным живым миром и становится первым нашим рабочим инструментом с самого начала жизни. От нас зависит, насколько мы

Способы ориентирования

Способы ориентирования Опираясь на выбранные средства ориентирования, любое философское учение занимается своим основным делом: выработкой способов ориентирования. Как применять те или иные средства ориентирования? Как искать нужные ориентиры? Как пользоваться теми

Примеры способов ориентирования

Примеры способов ориентирования Приводя примеры способов ориентирования, можно было бы отчасти вернуться к примерам средств ориентирования и ориентиров. Ведь каждое средство ориентирования, если оно предпочтительно для человека, каждый ориентир, выбранный человеком,

Системы ориентирования

Системы ориентирования Осмотрев основные понятия ориентирования, с которыми явно или неявно имеет дело любая философия, подумаем теперь о том, каким образом эти понятия могут быть сведены вместе и что при этом получается.Собственно говоря, выбор определённых средств

Примеры систем ориентирования

Примеры систем ориентирования Правила игры – вот простейший пример системы ориентирования. Любая игра создаёт свой виртуальный мир с определённой системой ориентирования, явной (как в шахматах) или скрытой (как в сложных компьютерных играх). Но дело, как известно, не

Глава 7. Общая философия ориентирования Пятачок общей философии

Глава 7. Общая философия ориентирования Пятачок общей философии Минимальный общий язык для философии, состоящий пока лишь из одного ключевого слова и нескольких производных от него, ни в коем случае нельзя принимать, как уже говорилось, за одно из учений. Это не доктрина

5. Осуществление существования и ориентирование в мире - это пути экзистенции к себе самой и к трансценденции.

5. Осуществление существования и ориентирование в мире - это пути экзистенции к себе самой и к трансценденции. - У меня остается мое существование, как действительность, в которой самобытие есть недоступная моему знанию, переживаемая только в деянии (Tun) из свободы

1. Предмет философии и специфика философского мышления Основные содержательные аспекты философского знания и главные мировоззренческие направления в его развитии

II. Генезис философского процесса

§ 67. Вопрос о событии раскрытости как исходный пункт для решения вопроса о мире. Возвращение вопроса о мирообразовании и мире в направление, раскрытое истолкованием глубокой скуки

§ 67. Вопрос о событии раскрытости как исходный пункт для решения вопроса о мире. Возвращение вопроса о мирообразовании и мире в направление, раскрытое истолкованием глубокой скуки Мы хотим развернуть эту проблему в том направлении, откуда начали, — в направлении трех

2. СВЯЗЬ ДВУХ ПЛОСКОСТЕЙ: СОБЫТИЯ В АСТРАЛЬНОМ МИРЕ ОПРЕДЕЛЯЮТ АНАЛОГИЧНЫЕ СОБЫТИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ МИРЕ

2. СВЯЗЬ ДВУХ ПЛОСКОСТЕЙ: СОБЫТИЯ В АСТРАЛЬНОМ МИРЕ ОПРЕДЕЛЯЮТ АНАЛОГИЧНЫЕ СОБЫТИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ МИРЕ Земная человеческая жизнь протекает по существу в трех мирах: действия и поступки через физическое тело проявляются в видимом физическом мире, эмоции и чувства через

161. Значит ли, что мы живем в истинном мире, если мы живем в объясненном и понятном мире?

Любая культура опирается на мироощущение - видение мира человеком, его места в нем. Люди обычно не задумываются над происхождением, сущностью и границами функционирования этих представлений. Но, когда границы дают о себе знать, сложившиеся миропредставление потихоньку изживает себя. В процессе взаимодействия культур разница их мировоззренческих основ становится более понятной, начинают осмысливаться более ясно. На основе этого понимания возникает специальный уровень культурного развития – философия.

Философия в качестве особого вида духовной деятельности оказывает прямое влияние на разные сферы человеческой деятельности. Ниже рассмотрим какие есть основные функции философии.

Мировоззренческая функция

Одна из главных и важнейших функций философии - мировоззрение. Философия формирует представления человека о мире и устройстве, человека и общества, принципы взаимоотношений с окружающим и местом человека в нём, тем самым формирует его мировосприятие в целом. Философия раскрывает взгляды, цели человека, интересы, потребности, связь их с окружающей реальностью, создает универсальный философский образ мира, раскрывает человеческую природу в результате понимания, систематизации научных знаний и содержания других форм общественных знаний и понятий. Осуществляет рефлексию проблем мировоззрения, и создает понятийное средство для анализа и сравнивания различных видов мировоззрения. Поэтому эта функция помогает реализовать единую и общую систему знаний человека, выработать мировоззренческие идеалы.

Фундаментальная функция

Функции философии

Методологическая функция

Гносеологическое значение философии

Гносеологическое значение философии приводит мышление к познанию мира и ищет истину. Благодаря философии познания раскрываются закономерности природных и человеческих явлений, рассматриваются формы и пути продвижения человека к истине и способы его достижения, рассматриваются результаты иных наук. Усвоение философских знаний важно для того, чтобы развивать культуру мышления человека и решать для него различные теоретические и практичные задачи.

Логическая функция философии

Логическая функция философии проявляется в формировании определенной позиций человека в отношениях между людьми и социальными и культурными отношениями и определяется культурой человеческой мысли. Также это разработка самого метода философии, его принципов нормативности, логика того или иного понятия и теоретической структуры науки. Если общее гносеологическое убеждения состоит в возможности, и необходимости адекватного научного познавания объекта, логика предназначена для достижения этого познания. Она создает средства для наиболее полной, точной интерпретации развивающегося, непрерывного изменения сущности предмета.

Воспитательная функция философии

Функция воспитания заключается в формировании в человеке морали и культуры, стремления к самосовершенствованию, созданию и поиску жизненных приоритетов. Знание философии способствует развитию у человека важнейших качеств культурного человека: ориентации в истине, правде, доброте. Философия может оградить людей от поверхностного и узкого пространства обыденного мышления, она динамически разрабатывает теоретические, эмпирические представления частной науки, чтобы максимально корректно отражать противоречивую, изменяющуюся сущность явления.

Аксиологическая функция философии

Аксиологическое значение философии - отражение явления окружающей реальности по различным ценностям, определяющим выбор человека, его поступков, идеалов, норм поведения человека.

Философия никак не может освободить общество от негативных событий, порождающих социально-экономическую систему. Однако она способна оградить системы ценностей от внедрения ложных и критических непроверенных, порочных и политических авантюр, примитивных и радикальных. Несомненная заслуга современного философского мышления - выдвижение его представителей новых ценностей. Это общегуманитарные, экологические и качественные ценности жизни. Для человека уровень жизни и здоровья не столь важно, как качество жизни. Оно определяется не только комфортом, но и добром и гуманным отношением к обществу, социальным равенством и близким к природе отношением. Быть гармоничным с собой, окружающими, природой – это для многих становится главным ориентиром, мотивом и побуждением к тем или иным действиям.

Интегративная функция философии

Суть интегративной функции философии заключается в объединении практических, познавательных и ценных жизненных опытов человека. Философия пытается обобщать, оценивать осмысление как интеллектуальных, духовных, практических достижений всей человеческой цивилизации, а также отрицательных исторических опытов.

Знания, которые дают отдельные дисциплины, настолько разнообразны и требуют сведений к единой целостной научной картине мира. Однако разработка теоретической основы научного познания не предполагает механического объединения данных дисциплины. Сам синтез научной открытости возможен только на более высокой теоретической основе. Если философия не является основой отдельных дисциплин и целиком основана на этих науках, то в этом подходе, она становится побочным приложением к естествознанию. Этот подход исходит от самой науки. Философия является методологической основой для каждого научного направления, достигшего высоты самосознания.

Функции философии определяют её практическое и теоретическое значение. Это направления, в которых применяется философия как наука и посредством которых реализуются её цели, задачи и назначение.

Философия – особый вид познания и деятельности, с которыми связана общественно-историческая практика людей. Ориентируется на решение социальных задач, стремиться дать целостное представление о материальном и идеальном мире. В ходе взаимодействия с практической деятельностью преобразовывает и познаёт реальность.

Функции философии

Философия как наука выполняет несколько функций:

  • Мировоззренческую.
  • Познавательную.
  • Методологическую.
  • Ценностно-ориентировочную.
  • Мотивационно-побудительную.

Рассмотрим каждую более подробно.

Мировоззренческая функция

Основа мировоззренческой функции лежит в системе теоретически аргументированных взглядов на мир и его явления, свойства и взаимоотношения. Именно эти взгляды являются определяющими в направлении деятельности людей, которая базируется на их представлениях об окружающей среде и реальности. В этой связи можно говорить о том, какой характер имеет сама философия, такому направлению взглядов и придерживается человек. Потому как обе философии и научная, и религиозная имеют под собой теоретические обоснования.

Научная философия опирается на достижения, сделанные в разные времена в научной сфере, в свою очередь религиозная, подкреплена знаниями о религии и при этом достаточно яро критикует науку. Исходя из этого, можно говорить, что поведение человека формируют его мировоззренческие установки.

Часто случается, что видение мира вступают в борьбу с содержанием практической деятельности людей.

Некоторые учёные, которые занимались исследованиями природных явлений, были идеалистами. Они заявляли, что все явления мира выступают в качестве комплекса чувств человека, за гранями которого нет никакого объективного мира. Были и подлинные идеалисты, которые к своим научным исследованиям относились как материалисты.

Последних обычно называют стихийными материалистами. Они неосознанно философски относились к миру как к настоящей действительности.

Познавательная функция

Познавательная функция философии сопровождает науку с самого её зарождения. Потому как философия и возникла именно потому, что люди были склонны к познанию, изучению окружающей действительности, а также различных свойств и законов существования. В каждом периоде своего существования философия занималась решением этих задач и следовала по пути решения одних проблем к постижению других.

В начале своего развития познавательная функция реализовывалась в виде догадок древнейших философов, и достигла своего совершенства в создании безупречных философских систем, в которых философская мысль творчески проявляет себя. Несмотря на это многие философы были яркими представителями естественных и социальных наук.

Методологическая функция

Методологическая функция присуща философии ввиду того, что наука вырабатывает принципы отношения человека к миру и хранит знания об этих принципах. Соответственно она может выступать в качестве методологии или в роли учения о методах познания и преобразования реальности.

Методология, если рассматривать её как совокупность убеждений и правил, выступает в качестве проявления мировоззрений в действии. В этом направлении можно утверждать, что методологическая функция философии играет значительную роль в формировании и развитии всех видов наук. Исследователи очень часто используют методологические предписания философии в поиске новых способов и методов изучения.

Ценностно-ориентировочная или аксиологическая функция

Аксиологическая или ценностно-ориентировочная функция представляет собой систему теоретических убеждений относительно мира. А философия, в свою очередь, обуславливает отношение к его явлениям или даёт характеристику их значению для познающего субъекта и/или других людей, кроме этого даже для общества или человечества в целом.

Говоря простыми словами, этой функцией даётся оценка всех явлений, и то, какое значение они имеют в жизнедеятельности людей. Философия призвана порождать в человеке пробуждение определённых нравственных ориентаций, аксиологическая функция прекрасно с этим справляется посредством выявления социальных ценностей. Это, логично предположить, способствует формированию более адекватной приспособительной и творческой деятельности человека.

Мотивационно-побудительная функция.

Мотивационно-побудительная функция философии заключается в том, чтобы подталкивать человека к перманентному развитию и стремлению заниматься полезной для общества деятельностью. Философия как наука формирует у людей определённые взгляды и ценности, а значит, ориентирует в познании мира и понимании сути существования. Исходя из этого, мотивационно-побудительная функция побуждает искать и достигать достойного места в обществе. Кроме этого, философия воспитывает в человеке определённые интересы, идеалы, которые обусловливают мотивы его поведения и достижение поставленных целей.

Давая оценку философии как науке, принимая во внимание основные принципы её функций, можно утверждать, что она достаточно открыто влияет на становление и развитие духовного мира личности, воспитание активной жизненной позиции, а также независимость в избрании собственного жизненного пути. Кроме этого, влияет на формирование чувства ответственности перед обществом и другими людьми.

Мальчик с книгой

Философия – одна из древнейших наук. Во все времена находились люди, стремившиеся к знаниям и посвящавшие их поиску всё своё время. Древние мыслители прекрасно понимали, что им нужен эффективный инструмент, который позволил бы систематизировать знания и обмениваться ими. И таким инструментом стала философия. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, на какие вопросы отвечает, какие функции выполняет и какое место занимает среди современных наук.

Что такое философия?

Вопрос про курицу и яйцо также считается одним из классических философских вопросов. Рассуждения на эту тему есть у Аристотеля, Плутарха и многих других известных мыслителей.

Характерной особенностью философии является то, что в ней всегда существовало множество школ и течений. Их названия могут отражать ключевые идеи и концепции (материализм, идеализм). Иногда названия связаны с именами основателей (пифагорейство, гегельянство, кантианство). Также названия философских школ могут быть связаны с определенными культурами (эллинизм) или архитектурными объектами (стоицизм). Фактически философия состоит из большого количества учений, в чём-то дополняющих друг друга, а в чём-то противоречащих.

Объект и предмет философии

Объектом изучения называют определенную часть объективной реальности, представляющую интерес для науки. Предметом изучения называют процесс или явление, позволяющее понять свойства изучаемого объекта. К примеру, объектом изучения для социологии является общество, а предметом – взаимоотношения в обществе.

  • Объектом философии является весь материальный и духовный мир, поэтому её можно считать самой всеобъемлющей наукой.
  • Предметом философии являются в первую очередь законы существования природы, особенности взаимодействия различных объектов, познание этих законов и особенностей, познание самого познания. В философии существует огромное количество направлений, школ и течений, поэтому перечислить все явления и свойства, которые могут считаться предметом её изучения, просто невозможно.

Материализм, идеализм и дуализм

Фундаментальный вопрос философии заключается в том, что первично: материальный мир (бытие) или идеальный (мысленный прообраз). Таким важным этот вопрос делают два тезиса:

В мире не существует ничего иного, кроме материального и идеального.

Ответ на этот вопрос определяет ответы на остальные вопросы философии.

Поскольку возможно только два ответа на данный вопрос, сторонники каждого из них образовали свои течения: материализм и дуализм. Кроме того, существует концепция дуализма, согласно которой существует два неразрывно связанных между собой начала. Рассмотрим все три воззрения подробнее.

Материализм

Идеализм

В рамках данного мировоззрения полагается, что идеальное первично по отношению к материальному. В рамках идеализма существует два направления: объективный и субъективный идеализм. Первый подразумевает существование нематериальной реальности, не зависящей от разума, второй утверждает, что реальность не может существовать независимо от воли и сознания субъекта.

Дуализм

С точки зрения дуализма, материальное и идеальное представляют собой две равные по значению субстанции, ни одну из которых нельзя признать первичной. Основоположником дуализма считается Аристотель, а полнее всего его суть раскрыл в своих работах французский философ XVII века Рене Декарт.

Структура философии

Философия – это самая обширная и всеобъемлющая наука, и у неё достаточно сложная внутренняя структура, некоторые составляющие которой могут претендовать на роль самостоятельных научных дисциплин. Рассмотрим наиболее важные элементы данной структуры:

Функции философии

Поскольку философия – это очень сложная и многогранная наука, список её функций весьма обширен. В качестве наиболее важных можно назвать такие функции как:

  • Мировоззренческая. На протяжении многих веков ключевой задачей философии было формирование целостной и непротиворечивой картины мира. Она пытается понять и объяснить, как устроен мир, какое место занимает в нём человек и как он взаимодействует с окружающей действительностью.
  • Методологическая. Другая важная задача философии состоит в том, чтобы создавать механизмы и методы познания окружающего мира.
  • Мыслительно-теоретическая. Философия учит нас рассуждать логически, выстраивая схемы, которые достаточно точно и однозначно отражали бы явления окружающего мира.
  • Гносеологическая. Это фундаментальная функция философии, цель которой состоит в том, чтобы обеспечить механизм максимально точного и адекватного познания действительности.
  • Критическая. Данная функция состоит в том, чтобы подвергать сомнению существующие и новые знания об окружающем мире, находить противоречия, разрушать догмы, бороться с недостоверностью и окостенелостью накопленных знаний.
  • Аксиологическая (ценностная). Суть данной функции заключается в оценке объектов и явлений с учетом имеющихся систем ценностей.
  • Социальная. Эта функция заключается в объяснении процессов, которые привели к возникновению общества, а также в описании основных законов, по которым общество существовало на разных этапах своего развития.
  • Воспитательно-гуманитарная. Одна из важных задач философии всегда заключалась в том, чтобы развивать и прививать людям гуманистические ценности.
  • Прогностическая. В рамках данной функции философия пытается спрогнозировать, как будет развиваться человечество, общество и весь мир.
  • Общекультурная. Суть данной функции заключается в том, чтобы согласовывать достижения во всех сферах жизни, формируя единую культуру, общую для человечества.
  • Практическая. Данная функция состоит в практическом подтверждении теоретических суждений.

Методы философии

Философии, как и любой науке, необходимы инструменты для проведения исследований и постижения истины – методы. В качестве основных можно назвать следующие методы философии:

  • Диалектика. Это способ теоретического размышления, при котором изучаются противоречия исследуемых объектов и явлений, наличие в них противоположных качеств, меняющихся свойств и сложных причинно-следственных связей.
  • Метафизика. Данный метод в некотором смысле противопоставляется диалектике. Он изучает каждый объект обособленно (игнорируются его внешние связи и зависимости от других объектов), статично (игнорируется то, как он меняется с течением времени) и однозначно (противоречия отбрасываются, истина должна быть абсолютной и единственной).
  • Догматизм. Этот метод свойственен теологическим течениям в философии. Убеждения принимаются и больше не оспариваются, несмотря на отсутствие доказательств и логического обоснования.
  • Эклектика. В рамках данного метода соединяются разносторонние идеи, понятия, факты и концепции, в результате чего делаются поверхностные выводы – недостоверные, но выглядящие правдоподобно. Эклектика может использоваться, например, чтобы обосновывать сомнительные идеи, делая их привлекательными для масс (для популяризации религии или идеологии, в политической пропаганде или в рекламе).
  • Софистика. Цель данного метода не в поиске истины и даже не в имитации этого поиска, как у эклектики. Центральная идея софистики заключается в том, что умелый оратор способен доказать что угодно так, чтобы это выглядело вполне логичным. Первые софисты считались мудрецами и мастерами красноречия, но со временем за ними закрепилась дурная слава, поскольку в полемике они прибегали к нечестным приёмам.
  • Герменевтика. Это искусство толкования текстов. Суть герменевтики заключается в том, чтобы при прочтении текста максимально полно учесть всё, что могло повлиять на смысл высказываний: культурную среду, образование автора, его социальный статус и другие факторы.

Философия в системе наук

Для полного понимания того, что такое философия, необходимо осознать её место среди современных наук и связь с отдельными дисциплинами. Различные течения могут соотноситься с разными видами наук. Так философская антропология исследует человека, его сущность, предназначение, систему ценностей и стоящие перед ним вызовы. Таким образом, она может считаться гуманитарной наукой.

Онтологию можно отнести к естественным наукам, поскольку она изучает объективный мир и зачастую сосредоточена на тех же объектах, что и другие естественные науки (пространство, материя, время, движение и прочее). С античных времён и вплоть до XVIII века существовала также натурфилософия – учение, сочетающее в себе философские и естественнонаучные знания.

Таким образом, философия одновременно является естественной, гуманитарной и технической наукой. При этом у неё есть точки соприкосновения с каждой из двух с половиной тысяч наук, признаваемых современным научным миром. И ни одна другая наука не может похвастаться подобной универсальностью.

Заключение

Философия считается самой обширной и многогранной из всех наук. Она состоит из большого количества разделов, имеет множество функций и методов. Это единственная наука, соприкасающаяся со всеми остальными двумя с половиной тысячами научных дисциплин. Иногда её называют родоначальницей всех наук, считая, что именно из её ответвлений так или иначе сформировались все естественные науки.

Читайте также: