В чем заключается новая система комплектования частей солдатами и сержантами кратко

Обновлено: 04.07.2024

от 16 января 2001 года N 30


Об утверждении Руководства по комплектованию
Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами,
матросами, сержантами и старшинами

(с изменениями на 20 октября 2016 года)

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минобороны России от 7 июня 2005 года N 229 (Российская газета, N 149, 12.07.2005);

приказом Минобороны России от 2 ноября 2012 года N 3434 (Российская газета, N 6, 16.01.2013);

В соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237*,

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст.4534; N 42, ст.5008; 2000, N 16, ст.1678; N 27, ст.2819.

1. Утвердить прилагаемое Руководство по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами.

2. Заместителям министра обороны Российской Федерации, начальникам служб Министерства обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командующим объединениями, командирам соединений и воинских частей, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, военным комиссарам организовать в подчиненных органах военного управления, воинских частях и организациях изучение прилагаемого Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами и обеспечить строгое выполнение его требований (пункт в редакции, введенной в действие с 23 июля 2005 года приказом Минобороны России от 7 июня 2005 года N 229, - см. предыдущую редакцию).

4. Пункт утратил силу с 29 ноября 2016 года - приказ Минобороны России от 20 октября 2016 года N 680. - См. предыдущую редакцию.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации (Главное организационно-мобилизационное управление).

6. Приказ разослать до отдельной воинской части, военного комиссариата района.

Министр обороны
Российской Федерации
Маршал Российской Федерации
И.Сергеев

в Министерстве юстиции

21 февраля 2001 года,

регистрационный N 2586

Приложение
к приказу министра обороны
Российской Федерации
от 16 января 2001 года N 30

РУКОВОДСТВО
по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации
солдатами, матросами, сержантами и старшинами

(с изменениями на 2 ноября 2012 года)

I. Общие положения

1. Руководство по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами (далее именуется - Руководство) разработано в соответствии с федеральными законами от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне"*, от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"**, от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"*** и Положением о порядке прохождения военной службы.

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 23, ст.2750; 2000, N 1, ч.1, ст.6.

** Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст.1475; N 30, ст.3613; 2000, N 33, ст.3348; N 46, ст.4537.

*** Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 22, ст.2331; 2000, N 1, ч.2, ст.12; N 26, ст.2729; N 33, ст.3348.

2. Руководство определяет задачи и последовательность работы командиров (начальников) и штабов по обеспечению полного и качественного комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации* солдатами, матросами, сержантами и старшинами, а также особенности прохождения военной службы последними.

* Далее в тексте настоящего Руководства, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными Силами, Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны, Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации - Генеральным штабом.

3. Комплектование Вооруженных Сил солдатами, матросами, сержантами и старшинами представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, проводимых в ходе подготовки и практического решения задач по изучению, медицинскому, профессиональному психологическому отбору, приему и распределению граждан, призванных на военную службу и направленных на комплектование войск (сил) (далее, если не оговорено особо, именуется - молодое пополнение), и граждан, поступающих на военную службу по контракту, организации их подготовки по военно-учетным специальностям, решению других вопросов во время прохождения военной службы и увольнению их в запас или в отставку.

Система комплектования Вооруженных Сил строится на основании принятых в государстве принципа комплектования войск (сил) и способов привлечения граждан на военную службу.

Принцип комплектования - экстерриториальный.

Способы комплектования - призыв граждан на военную службу и добровольное поступление граждан на военную службу по контракту.

II. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
солдатами, матросами, сержантами и старшинами

Комплектование Вооруженных Сил гражданами,
призываемыми на военную службу

4. Комплектование Вооруженных Сил гражданами, призываемыми на военную службу, осуществляется по экстерриториальному принципу.

5. Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба Вооруженных Сил (ГОМУ) на основании плана распределения граждан, призываемых на военную службу для комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами, расчета призыва граждан на военную службу для комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов*, заявок на количество граждан, призываемых на военную службу, потребное для комплектования войск (сил)**, представляемых главными штабами видов Вооруженных Сил, штабами военных округов, родов войск Вооруженных Сил, главными и центральными управлениями Министерства обороны, а также другими войсками, воинскими формированиями и органами, и отчетов об изменениях в составе призывных ресурсов, о призыве граждан на военную службу в отчетном году и о количестве граждан, подлежащих призыву на военную службу в очередном году, представляемых штабами военных округов и Балтийского флота (далее, если не оговорено особо, именуются - военные округа), разрабатывает расчеты выделяемого молодого пополнения для комплектования видов Вооруженных Сил, военных округов, родов войск Вооруженных Сил, главных и центральных управлений Министерства обороны, других войск, воинских формирований и органов и расчеты призыва граждан на военную службу в военных комиссариатах военных округов. Указанные расчеты разрабатываются по формам согласно приложениям N 1 и 2 к настоящему Руководству*** соответственно (абзац в редакции, введенной в действие с 23 июля 2005 года приказом Минобороны России от 7 июня 2005 года N 229, - см. предыдущую редакцию).

* В тексте настоящего Руководства понимаются:

под другими войсками - внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, войска гражданской обороны;

под воинскими формированиями - инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти;

под органами - Служба внешней разведки Российской Федерации, органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, федеральные органы государственной охраны и федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации.

(Сноска в редакции, введенной в действие с 23 июля 2005 года приказом Минобороны России от 7 июня 2005 года N 229, - см. предыдущую редакцию)

**Здесь и далее в тексте настоящего Руководства документы, обозначенные знаком &, представляются по формам и в сроки, предусмотренные табельной отчетностью.

***Приложения (формы) настоящему Руководству в Бюллетене не приводятся

Разработанные расчеты выделяемого молодого пополнения для комплектования доводятся до главных штабов видов Вооруженных Сил, штабов военных округов, родов войск Вооруженных Сил, главных и центральных управлений Министерства обороны, других войск, воинских формирований и органов, а расчеты призыва до штабов военных округов (абзац в редакции, введенной в действие с 23 июля 2005 года приказом Минобороны России от 7 июня 2005 года N 229, - см. предыдущую редакцию).

Кроме того, на основании заявок на отбор призывников для комплектования в следующем календарном году режимных воинских частей видов Вооруженных Сил, военных округов, родов войск Вооруженных Сил, главных и центральных управлений Министерства обороны ГОМУ один раз в год, к 1 августа текущего года, разрабатывает план отбора призывников для комплектования в очередном календарном году режимных воинских частей применительно к форме, приведенной в приложении N 1 к настоящему Руководству, который доводится до главных штабов видов Вооруженных Сил, штабов военных округов, родов войск Вооруженных Сил, главных и центральных управлений Министерства обороны, и расчет на отбор призывников для комплектования в очередном календарном году режимных воинских частей применительно к форме, приведенной в приложении N 2 к настоящему Руководству, который доводится до штабов военных округов (абзац в редакции, введенной в действие с 23 июля 2005 года приказом Минобороны России от 7 июня 2005 года N 229, - см. предыдущую редакцию).

6. Главные штабы видов Вооруженных Сил, штабы военных округов, родов войск Вооруженных Сил, главные и центральные управления Министерства обороны (абзац в редакции, введенной в действие с 23 июля 2005 года приказом Минобороны России от 7 июня 2005 года N 229, - см. предыдущую редакцию):

на основании заявок на отбор призывников для комплектования в следующем календарном году режимных воинских частей разрабатывают и представляют в Генеральный штаб заявки на отбор призывников для комплектования в следующем календарном году режимных воинских частей;

на основании полученных от подчиненных объединений, соединений и воинских частей заявок на количество молодого пополнения и выпускников учебных воинских частей* два раза в год к 10 июня и 10 декабря определяют потребность подчиненных войск (сил) в пополнении;

* В тексте настоящего Руководства под учебными воинскими частями понимаются: межвидовые региональные учебные центры (далее именуются - МРУЦ), учебные центры, отряды, школы, комбинаты, команды, флотские экипажи и полуэкипажи.

Далее в тексте настоящего Руководства, если не оговорено особо, молодое пополнение и выпускники учебных воинских частей для краткости будут именоваться пополнением.

представляют в Генеральный штаб заявки на количество граждан, призываемых на военную службу, потребное для комплектования войск (сил). Заявки подписываются начальниками главных штабов видов Вооруженных Сил, штабов военных округов, родов войск Вооруженных Сил, начальниками главных и центральных управлений Министерства обороны (абзац в редакции, введенной в действие с 23 июля 2005 года приказом Минобороны России от 7 июня 2005 года N 229, - см. предыдущую редакцию);

на основании потребности войск (сил) в пополнении и выделенной Генеральным штабом численности граждан, призываемых на военную службу для них в военных округах, разрабатывают два раза в год (в марте и сентябре) по форме согласно приложению N 3 к настоящему Руководству планы распределения молодого пополнения по подчиненным войскам (силам) и с их учетом разрабатывают и представляют в Генеральный штаб планы комплектования подчиненных войск (сил) солдатами, матросами, сержантами и старшинами. Указанные планы утверждаются главнокомандующими видами Вооруженных Сил, командующими войсками военных округов, командующим родом войск Вооруженных Сил, начальниками главных и центральных управлений Министерства обороны, а подписываются соответствующими начальниками штабов или начальниками организационно-мобилизационных органов** (для главных и центральных управлений Министерства обороны) (абзац в редакции, введенной в действие с 23 июля 2005 года приказом Минобороны России от 7 июня 2005 года N 229, - см. предыдущую редакцию);

** Далее в тексте настоящего Руководства, если не оговорено особо, организационно-мобилизационные органы для краткости будут именоваться оргмоборганами.

доводят выписки из разработанных планов распределения молодого пополнения и планов комплектования солдатами, матросами, сержантами и старшинами до штабов военных округов, флотов, объединений, соединений и воинских частей;

определяют, исходя из конкретных условий дислокации подчиненных соединений и воинских частей, места для организации пунктов приема пополнения (далее именуются - ППП) и приемно-технических комиссий Военно-Морского Флота (далее именуются - ПТК), на которые должно прибывать пополнение. Пополнение при необходимости может также направляться и непосредственно в воинские части;

направляют в штабы военных округов, подающих молодое пополнение, заявки на подачу молодого пополнения, направляемого на комплектование видов Вооруженных Сил, родов войск Вооруженных Сил, главных или центральных управлений Министерства обороны, разрабатываемые по форме согласно приложению N 4 к настоящему Руководству, с расчетом получения их в штабах военных округов в сроки, устанавливаемые ежегодными директивами Генерального штаба о проведении призыва граждан на военную службу (абзац в редакции, введенной в действие с 23 июля 2005 года приказом Минобороны России от 7 июня 2005 года N 229, - см. предыдущую редакцию);

определяют и доводят до подчиненных войск (сил) порядок приема и распределения пополнения.

7. Штабы военных округов*, флотов, объединений и соединений:

* Штабы военных округов документы, определяемые подпунктами а) и б) пункта 7 представляют в соответствии с пунктом 6 настоящего Руководства.

а) на основании соответствующих заявок разрабатывают и представляют в главные штабы видов Вооруженных Сил:

заявки на отбор призывников для комплектования в следующем календарном году подчиненных режимных воинских частей;

заявки на подачу молодого пополнения, направляемого на комплектование подчиненных воинских частей. Заявки представляются два раза в год к 15 декабря и 15 июня;

планы комплектования флотов (Каспийской флотилии) и объединений Военно-воздушных сил солдатами, матросами, сержантами и старшинами** к 15 мая и 15 ноября;

* Далее в тексте настоящего Руководства, если не оговорено особо, Каспийская флотилия и Военно-воздушные силы для краткости будут именоваться КФл и ВВС соответственно.

б) с получением количества подаваемого на флоты (Кфл) и объединения ВВС призывников, в мае и сентябре, разрабатывают планы распределения молодого пополнения по подчиненным соединениям и воинским частям;

в) за месяц до начала поступления пополнения разрабатывают план мероприятий по обеспечению приема и распределения пополнения, который утверждается командующим (командиром, начальником) в зависимости от того, чьим приказом создается ППП (ПТК). В плане предусматривается:

проведение необходимого профилактического ремонта служебных помещений и зданий, выделенных под ППП (ПТК);

подготовка и дооборудование (дообеспечение) необходимым инвентарем и имуществом казарменных помещений для размещения прибывающего пополнения, рабочих кабинетов и общежития для сопровождающего личного состава;

Развитие средств, форм и способов вооруженной борьбы выдвигает новые требования к профессиональной подготовке военнослужащих. Внедрение передовых информационных технологий в основные звенья боевого управления, вооружение и военную технику, необходимость существенного увеличения боевого потенциала как воинских подразделений, так и каждого военнослужащего в условиях ресурсных ограничений неизбежно ставит вопрос о профессионализации военной службы.

В целях решения указанной задачи постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2005 г. N 523 утверждена федеральная целевая программа "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей" на 2004-2007 гг.

Целью данной программы является обеспечение перехода к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, воинских должностей, подлежащих замещению солдатами и сержантами, в соединениях и воинских частях постоянной боевой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских частях пограничных войск и внутренних войск, переводимых на новый способ комплектования указанных воинских должностей, и совершенствование боевой готовности указанных соединений и воинских частей.

Под комплектованием в свою очередь понимается установленная государством и при этом регулируемая законодательными документами система обеспечения потребности какой-либо соответствующей организации в составе личного характера, а также в оружии, военной и, что самое главное специальной технике, и каких-либо средствах материального типа. В данной теме под комплектованием будет пониматься только комплектование органа власти личным составом.

Виды комплектования войск

Также стоит отметить, что в исторической литературе отмечают сразу несколько видов комплектования вооруженных сил.

Армия наемного характера – это специальные войска, которые состоят из профессиональных воинов нанимавшихся государствами, а также различными городами и определенными отдельными феодалами. Они существовали с древности, в 15-18 веке это была основа вооруженных сил в Западной Европе.

Ополчение – это конкретная категория военнообязанных в России в 1874–1917 году (не служившие на действительной службе и старше возраста запасников), которые в военное время призываются для выполнения различных задач вспомогательного типа.

Вербовкой называется процесс в ходе которого осуществляется наем людей на службу военного характера. В России такой процесс применялся ограниченно до 18 века. Во многих государствах капиталистического порядка вооруженные силы комплектуются полностью или же частично по найму.

Повинность воинской направленности называется установленная тем или иным законом обязанность населения нести службу военного характера в вооруженных силах своей страны.

В России повинность воинской направленности сначала осуществлялась в форме определенных ополчений, с 1705 года – рекрутской повинности, с 1874 года – всеобщей воинской повинности, а с 1924 года по настоящее время – в форме обязанности воинского порядка.

Цель комплектования – по большей части заключается именно в обеспечении военной организации государства военнослужащими, поступающими в добровольном порядке на службу военной направленности на контрактной основе в количестве, которое требуется для укомплектования тех или иных вакантных должностей замещаемых солдатами, а также сержантами (старшинами), прапорщиками (мичманами) и офицерами.

На данный момент задачами комплектования военной организации государства составом личного характера являются:

  • в то время, которое является мирным – пополнение определенных воинских частей (кораблей), различных соединений, каких-либо учреждений, а также заведений личным составом до установленных штатами норм и накопление военно-обученного запаса (то есть резерва) личного состава;
  • во время войны – восполнение потерь и, что самое главное обеспечение людскими ресурсами новых воинских формирований.
  • призыва граждан Российской Федерации на службу военного характера по какому-либо экстерриториальному принципу;
  • добровольного поступления граждан (зарубежных граждан) на службу военной направленности.

17 статьей частью 3 отмеченного Федерального закона предусмотрено, что комплектование иных войск, каких-либо воинских формирований и, что самое главное органов осуществляется на конкретных принципах, и в порядке, который в свою очередь установлен для Вооруженных Сил Российской Федерации.

Система комплектования организации

Специальная система комплектования организации военной направленности государства военнослужащими – это ее внутренняя структура, совокупность определенных элементов определяющих признаки основного характера в соответствии с которыми осуществляется процесс по поступлению граждан (военнослужащих) на военную службу и состояние граждан в запасе.

Одними из самых главных элементов системы комплектования являются:

  • источники комплектования;
  • различные требования, которые предъявляются к конкретным лицам, которые поступают на военную службу по контракту;
  • определенные способы комплектования;
  • специальные принципы комплектования;
  • какие-либо особенности подготовки офицеров, прапорщиков, сержантов, а также старшин.

Стоит рассмотреть каждый элемент по отдельности.

Под конкретным источником комплектования военнослужащими подразумевают именно тех граждан, которые в свое время подлежат призыву или поступают на службу военной направленности с соблюдением конкретных установленных законом требований: возраст, состояние здоровья, отношение к гражданству, подготовка профессионально-психологического характера и др. Такие требования по большей части устанавливаются именно законодательством федеральной направленности и при этом конкретизируются руководителем федерального органа власти исполнительного порядка, в котором предусмотрена военная служба.

Также важно, что различают такие виды источников комплектования:

  • граждане, которые уже достигли возраста совершеннолетия и призываемые на военную службу;
  • граждане, которые достигли возраста совершеннолетия и поступающие на службу военного характера по определенному контракту;
  • граждане, которые поступают в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования;
  • граждане, окончившие учреждения высшего профессионального образования и при этом поступающие на службу военной направленности по призыву, и по контракту на должности какого-либо офицерского состава.

К требованиям общего характера имеют отношение:

  • владение государственным языком Российской Федерации;
  • возраст: так как процесс призыва осуществляется в рамках конкретного возраста, а именно от 18 до 27 лет, что касается первого контракта, то он подлежит процессу заключения в возрасте от 18 до 40 лет (с достаточно высококвалифицированными специалистами в отдельных органах власти – до 65 лет);
  • требования медицинской направленности;
  • прохождение определенных мероприятий по профессиональному психологическому отбору;
  • уровень профессионального образования и, что не менее важно профессиональной подготовки.

Особый характер службы военной направленности в каких-либо иных органах федеральной направленности исполнительной власти подразумевает и наличие определенных требований к гражданам, которые решили поступить на военную службу.

Например, для конкретных органов федеральной службы безопасности в качестве специальных требований выступают:

Способ комплектования – это конкретный установленный законом порядок определения граждан на службу военного характера.

Специальные принципы комплектования, как и иные элементы системы комплектования осуществляют необходимые действия по характеризации порядка достижения основной цели комплектования – обеспечить ту или иную потребность вооруженных формирований в личном составе. Удовлетворение конкретных потребностей армии в личном составе осуществляется в том числе принадлежностью определенного источника комплектования к территории. Основываясь на этом выделяют такие принципы комплектования: территориальный, экстерриториальный, а также смешанный.

Законодательство Российской Федерации в свое время указывает на то, что комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими осуществляется именно на основе призыва граждан Российской Федерации на службу военной направленности по экстерриториальному принципу. Принцип комплектования для граждан, которые поступили на военную службу по контракту, законодательством не указывается.

Особенности подготовки сержантов, старшин, а также прапорщиков и офицеров как определенный элемент системы комплектования – это процесс в ходе которого осуществляются необходимые действия по обучению командного состава различных категорий порядку и, что самое главное специальным способам руководства личным составом. Подготовка прапорщиков (которых также еще называют мичманами) осуществляется именно в военных образовательных учреждениях среднего и, конечно, высшего образования профессионального характера, в которые зачисляются именно те лица, которые желают проходить военную службу по контракту и прошедшие установленные испытания. Что касается воинского звания прапорщика (мичмана), то важно заметить, что оно присваивается военнослужащему, который успешно завершил обучение в данном учебном учреждении по установленной программе подготовки.

Подготовка офицеров осуществляется в специальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Присвоение определенного воинского звания лейтенанта осуществляется после окончания военного образовательного учреждения высшего профессионального образования. Гражданам, которые в свое время окончили образовательные учреждения высшего профессионального образования, воинское звание офицера присваивается в тоже время, когда происходит и назначение на воинскую должность офицера.

Основываясь на вышеперечисленных вопросах можно подвести итог и сделать следующие выводы.

Основные задачи Вооружённых Сил Российской Федерации определены в Военной доктрине Российской Федерации[1].

Основными задачами Вооружённых Сил и других войск в мирное время являются:

  • защита суверенитета Российской Федерации, целостности и неприкосновенности её территории;
  • стратегическое сдерживание, в том числе предотвращение военных конфликтов;
  • поддержание состава, состояния боевой и мобилизационной готовности и подготовки стратегических ядерных сил, сил и средств, обеспечивающих их функционирование и применение, а также систем управления на уровне, гарантирующем нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях обстановки;
  • своевременное предупреждение Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации Президента Российской Федерации о воздушно-космическом нападении, оповещение органов государственного и военного управления, войск (сил) о военных опасностях и военных угрозах;
  • поддержание способности Вооружённых Сил и других войск к заблаговременному развёртыванию группировок войск (сил) на потенциально опасных стратегических направлениях, а также их готовности к боевому применению;
  • обеспечение противовоздушной обороны важнейших объектов Российской Федерации и готовность к отражению ударов средств воздушно-космического нападения;
  • развёртывание и поддержание в стратегической космической зоне орбитальных группировок космических аппаратов, обеспечивающих деятельность Вооружённых Сил Российской Федерации;
  • охрана важных государственных и военных объектов, объектов на коммуникациях и специальных грузов;
  • оперативное оборудование территории Российской Федерации и подготовка коммуникаций в целях обороны, в том числе строительство и реконструкция объектов специального назначения, строительство и капитальный ремонт автомобильных дорог, имеющих оборонное значение;
  • защита граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации от вооружённого нападения на них;
  • участие в операциях по поддержанию (восстановлению) международного мира и безопасности, принятие мер для предотвращения
  • (устранения) угрозы миру, подавление актов агрессии (нарушения мира) на основании решений Совета Безопасности ООН или иных органов, уполномоченных принимать такие решения в соответствии с международным правом;
  • борьба с пиратством, обеспечение безопасности судоходства;
  • обеспечение безопасности экономической деятельности Российской Федерации в Мировом океане;
  • борьба с терроризмом;
  • подготовка к проведению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне;
  • участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности;
  • участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и восстановление объектов специального назначения;
  • участие в обеспечении режима чрезвычайного положения.

Основными задачами Вооружённых Сил и других войск в период непосредственной угрозы агрессии являются:

  • осуществление комплекса дополнительных мероприятий, направленных на снижение уровня угрозы агрессии и повышение уровня боевой и мобилизационной готовности Вооружённых Сил и других войск, в целях проведения мобилизационного и стратегического развёртывания;
  • поддержание потенциала ядерного сдерживания в установленной степени готовности;
  • участие в обеспечении режима военного положения;
  • осуществление мероприятий по территориальной обороне, а также выполнение в установленном порядке мероприятий гражданской обороны;
  • выполнение международных обязательств Российской Федерации по коллективной обороне, отражение или предотвращение в соответствии с нормами международного права вооружённого нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой.

Основными задачами Вооружённых Сил и других войск в военное время являются:

  • отражение агрессии против Российской Федерации и её союзников;
  • нанесение поражения войскам (силам) агрессора;
  • принуждение его прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и её союзников.

В целях защиты интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооружённых Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами страны в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и федеральным законодательством.

С 2003 г . в Российской Федерации начался переход к комплектованию должностей ряда соединений и воинских частей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. В 2003 г . были приняты основополагающие документы в области военно-технической политики государства, определён перечень базовых военных технологий на перспективу.

Особый упор при этом был сделан на модернизацию вооружения, военной и специальной техники.

В основу совершенствования системы технического оснащения было положено сбалансированное развитие стратегических сил сдерживания, систем боевого управления, а также сил общего назначения.

Необходимо отметить, что продолжается постепенный переход к системе комплектования соединений и частей постоянной готовности солдатами и сержантами, проходящими военную службу по контракту, учитывая сокращение сроков военной службы по призыву.

В результате выполнения всех мер по совершенствованию системы технического оснащения Вооружённых Сил уровень обеспечения воинских формирований современным вооружением и военной техникой будет повышен к 2015 г . в целом до 40-45%. Полную замену наличного вооружения Вооружённых Сил предусматривается провести к 2020-2025 гг.

Далее в Военной доктрине перечисляются задачи оснащения Вооружённых Сил и других войск вооружением, военной и специальной техникой:

Вооружённые Силы предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации и её союзников, для вооружённой защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации и Федеральным законодательством.

  1. Какие основные задачи выполняют Вооружённые Силы Российской Федерации в мирное время?
  2. Какие основные задачи решают Вооружённые Силы Российской Федерации в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время?
  3. В чём заключается новая система комплектования частей солдатами и сержантами?
  4. Почему, на ваш взгляд, борьба с терроризмом входит в перечень основных задач Вооружённых Сил Российской Федерации?

Дополнительные материалы к §25.

Стратегия национальной безопасности

Российской Федерации до
2020 г .

Главной задачей укрепления национальной обороны в среднесрочной перспективе является переход к качественно новому облику Вооружённых Сил Российской Федерации с сохранением потенциала стратегических ядерных сил за счёт совершенствования организационно-штатной структуры и системы территориального базирования войск и сил, наращивания количества частей постоянной готовности, а также совершенствования оперативной и боевой подготовки, организации межвидового взаимодействия войск и сил.

Для этого уточняется система комплектования Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, включая подготовку личного состава и развитие необходимой инфраструктуры, отрабатываются оптимальные механизмы нахождения в резерве, поднимается престиж военной службы и статус офицерского состава, а также обеспечивается выполнение государственных программ и заказов на разработку, создание и модернизацию вооружения, военной и специальной техники, в том числе средств связи, разведки, радиоэлектронной борьбы и управления.

[1] Военная доктрина (утверждена указом Президента Российской Федерации 5 февраля 2010 г . №146) является одним из основных документов стратегического планирования в Российской Федерации и представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооружённой защите и вооружённую защиту нашей страны.

Читайте также: