Музыка как средство развития интереса детей к школе

Обновлено: 07.07.2024

Роль музыкального искусства в обществе, влияние музыки на развитие личности. Способы музыкального воспитания, главный принцип метода доктора Сузуки, лучшее время для занятий в музыкальной школе. Занятия музыкой дома, развитие уважения к прекрасному.

Рубрика Музыка
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 30.10.2014
Размер файла 26,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

ВВЕДЕНИЕ

Роль музыкального искусства в обществе исключительно велика, поскольку музыка служит уникальным средством коммуникации между людьми. Она передает мысли, чувства, идеи, объединяющие самые различные слои населения. Обобщая многовековой социокультурный опыт человечества, сосредотачиваясь на самом человеке и его взаимоотношениях с окружающим миром, музыкальное искусство сегодня прочно вошло в целостную систему человековедения.

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

музыкальный метод воспитание

Ученые указывают на то, если ребенка с момента рождения оставить без сигналов внешнего мира, то у него будут полностью отсутствовать психические функции. Получается, что сенсорное воздействие просто необходимо для того, чтобы развивать в человеке восприятие и чувства. Так как в возрасте до семи лет нервная система ребенка очень гибкая, то это как раз тот период, когда можно совершенствовать деятельность органов чувств. Именно в этот период необходимо давать как можно больше информации об окружающем мире. По мнению ученых, музыка позволяет максимально развить, сделать более четкой речь у ребенка. Она также способствует быстрому обучению и запоминанию новых фраз, развитию памяти. Кроме того, под воздействием музыки улучшается зрительное восприятие - она помогает сосредоточиться только на предмете и представленной информации. Музыкальное сопровождение также помогает развить пластику движений ребенка, организовать его деятельность в нужном русле.

Таким образом, музыкальное воспитание способствует:

- развитию речи, слухового и зрительного восприятия;

- улучшению математических, аналитических способностей;

- обогащению самостоятельной игры и творческой деятельности детей;

- формированию гармоничной личности.

Можно смело утверждать, что восприятие классического искусства расширяет границы личности ребенка, формируя его культурный уровень и ценностные ориентиры. Вместе с тем, очевидно, что для развития всесторонней личности ребенка следует повышать художественные требования к репертуару обучающих программ, начиная с самого начального этапа - строить музыкальный материал по образно-тематическим линиям, доступным восприятию малышей.

МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Методы воспитания многообразны. Они зависят от конкретных учебных задач, от характера различных видов музыкальной деятельности, обстановки, источника информации и т. д. Точной классификации их не существует. В теории российской педагогики основными методами являются: а) убеждение, б) приучение, упражнения.

Рассмотрим сначала, как можно применить метод убеждения, воспитывая маленького ребенка средствами музыкального искусства. Процесс воспитания в этом случае -- непосредственное общение с музыкой. Исполнение ее должно быть достаточно ярким, темпераментным и выразительным. Только тогда можно вызвать у детей эмоциональный отклик, эстетические переживания и тем самым добиться нужного педагогического эффекта. Следовательно, выразительное исполнение музыки является необходимым условием донесения до слушателя особенностей музыкального произведения.

Рассмотрим теперь упражнения как метод организации детской музыкальной деятельности. Чтобы развить эстетическое отношение к музыке, вызвать интерес к ней, потребность общения со звуковыми

Таким образом, методы музыкального воспитания предполагают убеждение и систематическое упражнение во всех видах деятельности, помогающих музыкальному развитию и воспитанию дошкольников.

Важная роль в музыкальном воспитании отводится родителям. Они на своем примере могут показать ребенку любовь к музыке, вызвать интерес к ней:

* Если вы не владеете никаким музыкальным инструментом, начните его осваивать вместе со своим ребенком;

* Подбирайте качественную музыку для прослушивания (не обязательно классическую) - совершенствуйте свой музыкальный вкус;

* Читайте книги о жизни и творчестве известных музыкантов, изучайте музыкальные термины, историю музыки и создания музыкальных инструментов;

* Музицируйте вместе с ребенком на инструментах, которые имеются у вас дома. Устраивайте семейные оркестры;

* И, конечно, используйте любую возможность слушать живое звучание музыки.

У всех ли есть музыкальные способности?

КОГДА НАЧИНАТЬ?

Традиционно в музыкальную школу приводят детей не раньше четырех лет, а то и многим позже (в зависимости от инструмента). Учитывается тот фактор, что ребенок еще не может надолго концентрировать свое внимание, ему физически трудно держать инструмент, моторика не достаточно развита. Поэтому развитие музыкальных способностей ребенка - слуха, голоса, чувства ритма - начинается только ближе к пяти годам. При этом, современные нейропсихологи утверждают следующее - формирование слуха у эмбриона начинается в 4,5 месяца. Ребенок, находясь в утробе, слышит, чувствует звуки, мамин голос и музыку. Вот почему пренатальные психологи рекомендуют разговаривать с еще не родившимся малышом, петь ему колыбельные, включать мелодичную музыку для него.

После рождения слух начинает развиваться интенсивно, пик развития приходится на период от 2,5 до 3,5 лет. В это время мозг ребенка словно губка впитывает колоссальные объемы информации, сенсорно познает мир. Если мозг имеет достаточно пищи для познания - восприятие утончается, становится более совершенным. Поэтому ребенку необходимы эталоны цвета, формы, звука, которые он сможет усвоить с необычайной легкостью и на этом материале построит свою картину мира. В этот период ребенок должен слышать чистое, правильное звучание музыки, не обязательно классической, но и ее в том числе. Таким образом, развиваясь в правильно сформированной музыкальной среде, к 5 годам ребенок может развить абсолютный музыкальный слух. Как раз к тому времени, когда он может быть принят в обычную музыкальную школу. Современные педагоги уверены - начинать музыкальное воспитание следует как можно раньше. Уже на третьем месяце после рождения вы можете включать ребенку записи инструментальной музыки (2-3 минут вполне достаточно), играть для него на музыкальном инструменте, если владеете, посещать непродолжительные концерты, которые сейчас устраивают для малышей. Но главное - заниматься музыкой можно и нужно с ребенком дома.

ЗАНИМАТЬСЯ МУЗЫКОЙ ДОМА?

Да. Это может показаться странным, особенно тем родителям, которые сами не имеют музыкального образования. Но именно родители способны передать детям любовь и уважение к музыке, а музыкальное воспитание начинается прежде всего в семье. Все без исключения педагоги-новаторы, о которых я рассказывала выше, предавали огромное значение семейному образованию. Ведь именно в семье зарождаются традиции, воспитывается любовь и уважение к прекрасному, развивается вкус.

Современный мир слишком практичен и постоянно куда-то спешит. И в нем остается совсем немного места для творчества, но именно оно способно делать нас лучше, душевнее, честнее, а главное, счастливее.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2. Абдуллин Э.Б. О наших недостатках и достоинствах // Актуальные проблемы образования учащихся начальных классов: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Саранск, 1998. - Ч.2.

3. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М., 1983.

4. Абелян Л.М. Как Рыжик научился петь. - М., 1989.

5. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). - Воронеж, 1998.

6. Алиев Ю.Б. Эмоционально-ценностная деятельность школьников как дидактическая основа их приобщения к искусству // Современные проблемы образования: Сборник. - Тула, 1997.

7. Апраксина О.А. О возможностях и содержании исследовательской работы учителя-музыканта в общеобразовательной школе // Музыкальное воспитание в школе: Сборник статей / Сост. О.А. Апраксина. - М., 1977. - Вып. 12.

8. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой: Из опыта работы педагога-пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 1985.

9. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - Л., 1973.

10. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. - Л., 1971. - Кн. 1, 2.

11. Боевский В.С. Яворский и некоторые тенденции культуры его времени // Советская музыка. - 1978. - № 5.

12. Бандина А.В., Попов В.С., Тихеева В.Л. Школа хорового пения. - М., 1981. - Вып. 1.

13. Баренбойм Л.А. О музыкальном воспитании в СССР // Музыкальное воспитание в СССР. - М., 1978. - Вып. 1.

14. Барсова И.А. Книга об оркестре. - М., 1978.

15. Безбородова Л.А. Дирижирование. - М., 2000.

16. Бернстайн Л. Концерт для молодежи. - Л., 1991.

17. Васильев Ю.К., Широков А.К. Рассказы о русских народных инструментах. - М., 1986.

18. Васина-Гроссман В.А. Первая книжка о музыке. - М., 1976.

19. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. - М., 1975.

20. Вендрова Т.Е., Критская Е.Д. Уроки Д. Кабалевского // Искусство в школе. - 1994. - № 3.

21. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. - Луганск, 1990.

22. Во А. Классическая музыка: Новое восприятие. - De Agostini Editions.- 1997.

23. Гундарева Е.Ю. Идет эксперимент // Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании: Материалы Международной конференции "Теория и практика музыкального образования: Исторический аспект, современное состояние и перспективы развития". - М., 1999.

24. Домрина Е.Н. Беседы о музыке. - М., 1982.

25. Егоров А.А. Теория и практика работы с хором. - М., 1951.

26. Еще о педагогических оценках на уроке музыки // Музыка в школе. - 1987.-№3.

27. Жарова Л.М. Начальный этап обучения хоровому пению // Работа с детским хором: Сборник статей. - М., 1981.

28. Идеи эстетического воспитания: В 2т. - М., 1973.

29. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? - М., 1989.

30. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы: Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательных школ. I -III классы. - М., 1980.

31. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое: Книжка о музыке. - М., 1976.

32. Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Музыка в школе. - 1987. - № 4.

33. Кадобнова И.В., Критская Е.Д. Музыка в движении // Музыка в школе. - 1984. -№ 2.

34. Кадобнова И.В., Усачева В.О., Школяр Л.В. Шестилетние дети и музыка // Воспитание музыкой / Сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. - М., 1991.

35. Королева Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках. - М., 1994.

36. Кочнева И.С., Яковлева А.С. Вокальный словарь. - Л., 1986.

37. Кошмина И.В. Межпредметные связи в начальной школе. - М., 1999.

38. Кошмина И.В., Ильина Ю.В., Сергеева М.П. Музыкальные сказки и игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 2000.

39. Красотина Е.А. Хороведение. - М., 1986.

40. Курс теории музыки / Под общ. ред. А.Л. Островского. - М., 1978.

41. Лифиц И. Ритмика. - М., 1992.

42. Машенко Н.М. Использование музыки на уроках литературы. - М., 1978.

43. Медушевский В.В. Стиль в музыке // Спутник учителя музыки / Сост. Т.В. Челышева. - М., 1993.

44. Медушевский В.В. Музыкальный жанр // Там же.

45. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.И. Концепция и проект программы общего художественного развития школьников первого года обучения // Искусство в школе. - 1994. - № 2.

46. Морозова Н.Т. Главное - пробудить интерес // Музыка в школе. - 1983. -№3.

47. Музыка в начальной школе: Методическое пособие для учителей / Под ред. Д.Б. Кабалевского. - М., 1980.

48. Об оценках, отметках и ценностях: Школьная оценка как средство педагогической поддержки // Современная гуманитарная гимназия. - М., 1996.

49. Руднева Э.Д., Фиш Э.М. Ритмика: музыкальное движение. - М., 1972.

50. Струве Г.А. Школьный хор. - М., 1981.

51. Тарасов Г.С. Психологические особенности музыкального обучения младших школьников // Музыка в школе. - 1983. - № 2.

52. Теплое Б.М. Психология музыкальных способностей. - М., 1947.

53. Терентьева Н.А., Шитикова Р.Г. Программа "Музыка": Музыкально-эстетическое воспитание. I - IV кл. - М., 1994.

54. Уланов В.И. На уроке театра // Искусство в школе. - 1994. - № 2.

55. Уралова Т.М. Искусство игры на фортепиано. - СПб., 1997.

56. Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д. и др. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие. - М., 1988.

57. Философский словарь. - М., 1987.

58. Занимательное чтение с картинками и фантазиями. - СПб., 1992.

59. Франио Г.Я., Лифиц И.В. Методическое пособие по ритмике. - М., 1987.

60. Фриман Дж. Как развить таланты ребенка. - М., 1995.

61. Циркова Н.П. В мире бального танца // Фольклор - музыка - театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками. - М., 1999.

62. Цуккерман В.А. Музыкальные жанры и основные музыкальные формы. - М., 1964.

63. Чайковский П.И. Литературные произведения и переписка // Полн, собр. соч. - Т. 24. - М., 1974.

64. Чесноков П.Г. Хор и управление им. - М., 1961.

65. Чулаки М.И. Инструменты симфонического оркестра. - М., 1972.

66. Ширяева Н.С. Праздники народного творчества в школе // Воспитание музыкой / Сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. - М., 1991.

67. Энциклопедический музыкальный словарь. - М., 1990.

68. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству // Азбука музыкально-творческого саморазвития (Серия "У тебя все получится"). - М., 1997.

Подобные документы

Проявления музыкальности в раннем детстве. Музыка, как средство всестороннего развития ребенка. Значение музыки на занятиях, праздниках, в повседневной жизни детского сада. Задачи музыкального воспитания для гармоничного формирования личности ребенка.

курсовая работа [29,9 K], добавлен 20.09.2010

Теоретический анализ проблемы восприятия музыкального произведения в трудах отечественных исследователей. Аксеосфера музыкального искусства и ее влияние на развитие личности. Сущность и особенности восприятия музыкального произведения.

дипломная работа [60,2 K], добавлен 21.04.2005

Общая характеристика и особенности музыки как вида искусства, ее возникновение и взаимосвязь с литературой. Роль музыки как фактор развития личности. Звук как материал, физическая основа построения музыкального образа. Мера громкости музыкального звука.

реферат [15,8 K], добавлен 15.03.2009

Задачи и содержание программы музыкального воспитания. Разработка Н.А. Ветлугиной системы музыкального воспитания для детей дошкольного возраста, применяемой в детских садах. Виды и формы организации музыкальной деятельности детей. Музыкальный букварь.

реферат [19,6 K], добавлен 20.06.2009

Развитие восприятия музыки при обучении игре на фортепиано. Понятие музыкальной семантики. Инструментальный театр Гайдна: пространство метаморфоз. Гайдн в музыкальной школе. Работа над грамотным прочтением текста. Интерпретация музыкального произведения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на тему "Роль музыки в воспитании и развитии школьника".

Роль музыки в воспитании и развитии школьника

Музыке отведена особая роль в воспитании детей, ведь именно музыка как вид искусства, позволяет открывать человеку возможность познания мира во всем его проявлении и многообразии, формируя творческие способности, музыкальное мышление и воображение ребенка.

С этим искусством ребенок начинает знакомиться с первых дней своей жизни, а целенаправленное музыкальное воспитание дети сначала получают в детском саду, а в последующем и в школе. Сила музыкального воздействия неоспорима, именно поэтому музыка выступает одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания и развития детей, средством формирования их личности.

Конечно, каждый ребенок по-своему выражает свой интерес к музыке, отдавая предпочтения тем или иным музыкальным жанрам, произведениям и композициям. Процесс приобщения ребенка к музыке можно сравнить с приобретением навыков и умений чтения, письма и рисования, внимательно слушая, ребенок постепенно учиться узнавать и оценивать музыку, отмечать динамическое изменение представляемых образов и сюжетов. В результате у ребенка вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность контакта с музыкой, а художественные и эстетические образы и переживания со временем усложняются и дифференцируются.

Восприятие музыки всегда тесно связано с познавательными процессами личности человека, от школьника оно требует сообразительности, внимательности, наблюдательности, умения мыслить и фантазировать. Большое значение в деле формирования и приобщения ученика к сфере музыки отводится музыкальным занятиям, реализующимся в условиях конкретных образовательных учреждений (детские сады, школы, учреждения дополнительного образования). Цель музыкальных занятий состоит в организации многогранного познавательного процесса, развивающего художественный и эстетический вкус школьников, воспитывающего любовь к музыкальному искусству с формированием нравственных качеств личности и активного отношения к окружающему миру.

Роль музыки в формировании личности школьника, ее духовного облика состоит, прежде всего, в мировоззренческом и нравственном становлении человека, в воспитании его чувств и эмоций, представлений и убеждений. Это связано, прежде всего, с развитием фантазии, ведь музыка является своеобразным воплощением творческой натуры каждого человека. Расширяя творческие задатки и способности личности ребенка, происходит формирование и развитие потребностей школьника в искусстве и творческом поиске.

В современное время приобщение к искусству музыки во всех его проявлениях позволяет школьнику самостоятельно ориентироваться в музыкальном разнообразии, способствует распознаванию и оценке подлинного искусства.

Конечно, не каждый ученик в будущем станет музыкантом, но, говоря, о задачах преподавания музыки в образовательных учреждениях, нужно сказать, что воспитание музыканта не является первостепенной и единственной задачей педагогов. Приоритетное значение в этом отношении отводится именно правильному восприятию музыки, расширению детского кругозора, обогащению существовавших музыкальных представлений, развитию творческих способностей школьника.

Музыка в системе общественного развития всегда сохраняет и передает будущим поколениям духовные ценности, в том числе и музыкальную культуру. Познание культурного наследия не только развивает умственные способности детей, но и, служит источником его накопления и нового культурного воплощения.

Список используемых источников

1. Абудеева Н. Б. Музыка. Художественно-образное развитие школьников / Н. Б. Абудеева, Л. П. Карпушина. – М.: Учитель, 2010. 160 c.

О положительном влиянии музыки на человека проведено множество исследований, представлено большое количество доказательств, написано бессчетное количество статей.

Многие родители желали бы, чтобы их ребенок стал чуточку умнее, а главное счастливее и удачливее не только своих сверстников, но и собственных родителей.

Тем не менее, не все еще знают о том, что занятия музыкой повышают интеллектуальные способности детей в среднем до 40%!

Музыку любят все, от мала до велика. Но даже те папы и мамы, которым хорошо известна польза от уроков музыки, стараются избегать темы о музыкальном образовании. Наоборот, они тщательно ищут другие способности у своего ребенка и стараются загрузить его иными видами активности. Почему?

Потому что большая часть из них либо сами не посещали уроков музыки в детстве, либо у них остались неприятные воспоминания о самом процессе обучения – их вынуждали это делать в угоду их же родителям.

В наш век информации, родители и учителя музыки обеспокоены тем, что большое количество детей начинают и в скором времени оставляют уроки музыки. Однажды начав музыкальное образование ребенка, и не достигнув цели, выбрасывается куча средств, человеческих нервов и времени, которые могли быть инвестированы с большей пользой в другом направлении.

Весь процесс обучения в глазах неопытных родителей (и даже некоторых учителей музыки) выглядит очень сложно. И, это действительно так и есть, потому что они сами его усложняют!

Отсутствие элементарных и необходимых знаний о музыкальном образовании у родителей, в корне тормозит интеллектуальное развитие их собственных детей.

Неужели папы и мамы должны учить музыкальную грамоту и приобретать различные исполнительские навыки и приемы так же, как и их дети? Не волнуйтесь, для успешного обучения вашего ребенка в этом нет никакой необходимости. Речь идет совершенно о другом.

В основе любого образования, лежит, в первую очередь, интерес. Интерес – вот главное ключевое слово, о котором в ежедневной рутине так часто забывают родители и учителя музыки. Чтобы в самом начале у ребенка появился интерес к урокам музыки, не требуется большого труда – хорошая музыка в хорошем исполнении сама сделает свое дело, а вот чтобы сохранить и поддерживать его долгие годы, требуются целенаправленность, терпение, и, несомненно, специальные знания.

Для развития интереса к музыке необходимо создать дома условия, музыкальный уголок, где бы ребёнок послушать музыку, поиграть в музыкально – дидактические игры, поиграть на детских музыкальных инструментах.

Музыкальный уголок лучше расположить на отдельной полке или столе, чтобы у ребёнка был подход к уголку. Какие именно инструменты должны быть в уголке? Металлофон, триола, детская флейта, можно приобрести детскую органолу. В детском саду уже в средней группе мы учим играть на металлофоне простейшие мелодии. Хорошо иметь дома и деревянные ложки, т. к. простейшими навыками игре на ложках дети овладевают уже в младшей группе.

Музыкальный руководитель всегда с удовольствием готов дать консультацию родителям, как правильно играть на тех или иных инструментах.

Можно приобрести портреты композиторов, познакомить с музыкой. В музыкальном уголке могут быть музыкальные игры, которые помогут детям закрепить пройденный материал.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыка является одним из средст гармоничного воспитания ребёнка.Положительно влияет на общее развитие ребёнка.

Музыкальное развитие ребенка, как средство гармоничного воспитания его личности.

Все эти три составляющие на самом деле тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Музыка является одним из средств гармоничного воспитания ребенка, она положительно влияет на общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом. Поэтому, актуальность работы вызвана требованиями к музыкальному уровню развития детей, как составляющая гармоничного развития их личности.

Таким образом, целью данной работы является:

Определить значение музыки в эмоциональном развитии

Определить важность музыкального развития ребенка в ДМШ и ДШИ, как средство гармоничного воспитания его личности.

В соответствии с целью определяются задачи:

Рассмотреть музыку как средство эстетического воспитания детей.

Проанализировать влияние музыки на активизацию умственных способностей ребенка.

1.Музыка как средство эстетического воспитания детей.

Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует правильная организация музыкального воспитания детей. Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей ребенка: воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.

Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполнила эту важную функцию, надо развивать у ребенка общую музыкальность. Каковы же основные признаки общей музыкальности?

Второй признак музыкальностиспособность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания. Например, дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков: высокий и низкий, тембровое звучание рояля и скрипки; различают простейшую структуру музыкального произведения: запев песни и припев, три части в пьесе; отмечают выразительность контрастных художественных образов: ласковый, протяжный характер или энергичный, подвижный. Постепенно накапливается запас любимых произведений, которые ребята с большим желанием слушают и исполняют, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса.

Третий признак музыкальности проявление творческого отношения к музыке. Слушая ее, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце. Например, каждый ищет выразительные движения, характерные для бодро марширующих пионеров, тяжело ступающего медведя, подвижных зайчиков и т. д. Знакомые танцевальные движения применяются в новых комбинациях и вариантах.

С развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы учителя, после того как отзвучало произведение, ребенок делает первые обобщения и сравнения, определяет общий характер пьесы. Эти первые попытки эстетической оценки требуют активной умственной деятельности.

2.Влияние музыки на активизацию умственных способностей.

Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т. е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Когда взрослый ставит перед ребенком творческие задания, то возникает поисковая деятельность, требующая умственной активности. Например, в пении ребенок импровизирует, создает свой вариант мелодии. Танец, народная пляска, пантомима и особенно музыкально-игровая драматизация побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово. При этом наблюдается определенная последовательность: ребята слушают музыку, обсуждают тему, распределяют роли, затем уже действуют. На каждом этапе возникают новые задачи, заставляющие мыслить, фантазировать, творить.

Как показывают исследования, под влиянием музыкальных впечатлений начинают разговаривать даже инертные дети, с замедленным умственным развитием, которых, казалось, никакими усилиями не расшевелить.

Музыка развивает мышление. Музыка структурна и иерархична: крупные сочинения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного. Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиници Сузуки, не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, но зато обошли своих сверстников по уровню структурного мышления. Музыка ведет прямо к вершинам компьютерных наук, не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.

Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора-физики и профессора-математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба. Дети, занимающиеся музыкой, отмечают венгерские и немецкие учёные, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счёт, лучше ориентируются в пространстве. Была отмечена также прямая связь между музыкальными и математическими способностями.

Музыка и язык - близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший — музыка; потом младший - словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.

Из всего вышесказанного, пожалуй, самым важным аргументом для современных родителей в пользу того, что ребенка следует учить музыке, это тот факт, что занятия музыкой влияют на развитие умственных способностей.

3.Значение музыки в эмоциональном развитии ребёнка.

Задача родителей и педагогов – привлечь внимание детей к красоте музыки, помочь ощутить её в полной мере. Потому что, постигая красоту в музыке, ребёнок учится ценить её в жизни, в человеческих отношениях. С восприятия и познания красоты начинается воспитание эмоциональной культуры, воспитание чувств. Это понимали ещё древние греки, и поэтому музыкальные занятия - слушание музыки, игра на лире, флейте, хоровое пение, были обязательны в программе древнегреческой школы.

Давным-давно люди знали о колоссальном воздействии музыки на человека. Так в первобытных племенах существовали половозрастные запреты на исполнение некоторых напевов, на игру на некоторых музыкальных инструментах. В древних государствах Передней Азии Вавилоне и Ассирии в честь музыкальных инструментов совершались жертвоприношения.

О влиянии искусства на душу и тело человека размышляли многие античные философы. Аристотель призывал использовать музыку для воспитания, очищения и интеллектуального развития. Пифагор усматривал могущество музыки в её воздействии на душу человека. Он глубоко изучал проблему воздействия мелодии, ритма и других средств музыкальной выразительности на улучшение человеческих нравов и душевной гармонии, дарованных человеку природой. Платон придавал музыке важное государственное значение, так как считал её мощным средством воздействия на сознания и чувства людей. Ведь музыка – это язык чувств и настроений. Недаром говорят: там, где кончается слово, начинается музыка.

В наше время в связи с развитием информационных технологий музыка стала доступна каждому. Вы заметили, как повзрослели наши дети? У них появляются новые потребности, суждения, интересы. Среди них – возросший интерес к музыке. Кажется, что здесь плохого? С развитием информационного общества музыка стала постоянным спутником жизни современного человека. Некоторые не расстаются с ней даже ночью. Плеер с наушниками – обязательный атрибут многих молодых людей. Первое объяснение: это модно, круто, помогает поднять собственную самооценку, авторитет среди сверстников. Ведь разбираться в модных течениях и направлениях современной музыки престижно. Второе объяснение: музыка поднимает настроение, повышает общий тонус, воздействуя на слушателя как своеобразный допинг.

И мы, родители, идём на поводу у своих подросших детей, поддаваясь общей тенденции. Если вам скажут, что вы оказываете своему ребёнку медвежью услугу, вы, пожалуй, обидитесь. Но давайте разберёмся. Так ли уж безобидна музыка, которую слушают наши дети?

В чём же таится опасность? Каковы механизмы воздействия музыки на человека?

Следует отметить, что музыкальное искусство весьма неоднородно и широко используется в очень разных функциях:

Для воплощения высоких чувств и глубоких идей;

Провоцирует чисто физиологическое возбуждение;

Выражает религиозные убеждения: месса;

Музыка – это искусства звука, у которого есть свои свойства: высота, сила, протяжённость. Звук несёт независимо от нашего желания определённую яркую информацию. Звуки, окружающие нас, ощущаются не сами по себе, они обязательно связаны с какими-то явлениями. И природа человека за тысячелетия выработала условный рефлекс: человек стал воспринимать звук как явление, которое этот звук вызвало.

Так, низкие, громкие и шумные звуки (раскаты грома, шум штормового ветра, грохот горного обвала) вызывают чувство опасности, тревоги. Негромкие высокие мелодичные звуки (пение птиц, журчание неглубокого ручья, звон капели, пересвист мелких животных) – чувство безопасности, покоя. А вот звуки краткие, резкие рождают в сознании человека представления о быстрых агрессивных действиях, которые несут опасность; звуки протяжные и плавные – о медленном и значит безопасном движении.

Связь звука и смысла порой противоречит логике. Например, от ворона и филина человеку одна польза. Но в народе бытует поверье: ворон беду накаркает, а филин уж совсем зловещая птица, обитающая в дремучем лесу в избе Бабы-Яги. И всё это потому, что птицы эти при крике издают низкие, громкие, немелодичные звуки, Это звуки страха, опасности.

Последовательность музыкальных тонов в определённых сочетаниях составляют музыку, которая вызывает у слушателя определённые образы, представления, эмоции. В свою очередь эмоции воздействуют на мышление, воображение, мотивируют поведение. Эмоциональная сфера соприкасается с глубочайшими бессознательными пластами духовного мира человека. Бессознательные образы, вступая в резонанс с музыкой, усиливаются и тем самым становятся доступными для осознания. Музыка приобретает для человека личностно-значимый смысл.

Эмоциональная реакция человека на музыку – это сложный психофизиологический процесс. Музыка воздействует на ритм дыхания, сердечнососудистую деятельность. Музыка способна регулировать выделение гормонов, снижать стресс. В начале XX века учёным-физиологом Бехтеревым были проведены опыты, которые доказали наличие активной двигательной реакции человека на музыку.

В настоящее время получены сведения о конкретных механизмах влияния музыки на мозг человека. Ритм работы мозга может меняться под воздействием внешних раздражителей, в том числе и звуковых. Таким образом, музыка как ритмический раздражитель позволяет регулировать ритм работы мозга и связанные с этими ритмами другие функции организма.

Вот почему так важно знать, какую музыку слушают наши дети, как формируются их музыкальные вкусы и предпочтения.

Какая же музыка звучит вокруг нас? Всю музыку, которая нас окружает можно условно разделить на четыре пласта:

По их значимости эти составные части современной музыкальной культуры будут располагаться именно так, а вот по их влиянию и рейтингу среди слушателей совсем наоборот. Рассмотрим каждую из этих составляющих.

Популярная музыка, предназначенная для отдыха, развлечения широко рекламируется и насаждается средствами массовой информации.

Конечно, не всё так однозначно плохо в популярной музыке. Есть хорошие песни и профессиональные исполнители. Да и современному человеку, который подвергается бесконечным стрессам, музыка для отдыха нужна. И всё же, говоря о детях, у которых ещё не сформирован вкус, оценочное суждение, следует подчеркнуть особо негативное воздействие попсы на нравственность, на развивающуюся личность. Не имея ничего другого, эту яркую псевдореальность наши дети принимают за образец. Вот и стремятся мальчики и девочки в эстрадные звёзды…

Вы хотите, чтобы вашим ребёнком манипулировали?

Среди рок-исполнителей есть хорошие музыканты, которые пишут хорошую музыку. Задача взрослых – помочь детям разобраться в этом огромном звуковом потоке.

Однако существует музыка, которая никогда не навредит вашему ребёнку, это музыка классическая и народная. Она проверена многими поколениями людей, проверена временем. К сожалению, народной музыки во всём её богатстве и разнообразии всё меньше остаётся в нашей жизни, это результат развития человеческой цивилизации. А вот живое общение вашего ребёнка с классической музыкой зависит только от вас, дорогие родители.

Как показали социологические исследования у нас и за рубежом, увлечение музыкой у большинства любителей и профессиональных музыкантов начиналось под влиянием семьи.

В душе каждого ребёнка есть искра любви к прекрасному. От окружающих взрослых зависит, чтобы она не погасла, а разгорелась ярким пламенем. Если никто в семье не имеет музыкального образования, не поёт и не играет на каком-нибудь музыкальном инструменте, то решающим является отношение родителей к музыкальному воспитанию. Первое и самое важное, что требуется от семьи, — это создать атмосферу предельного уважения к хорошей музыке - инструментальной, симфонической, оперной, балетной, джазовой. Музыка развивает эмоциональную сферу детей. Эмоции требуют обязательного развития. Так, в домах ребенка физически нормальные дети отстают в развитии из-за недостатка этого эмоционального общения. Музыка создает возможность для возникновения самых разнообразных чувств в процессе восприятия произведений.

Музыка является одним из богатейших и действенных средств воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы и является важным элементом гармоничного развития ребенка.

Считаю, что процесс воспитания гармоничной личности бесконечен. Можем ли мы, взрослые с уверенностью сказать о себе, что мы гармоничны и совершенны? Поэтому вижу очень важной задачей воспитания гармоничной личности в создании фундамента для способности к самообразованию и самосовершенствованию.

Гармоничное сочетание умственного и физического воспитания, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует музыкальное развитие детей.

Читайте также: