Какие положения проекта реформ сперанского вы считаете главными кратко

Обновлено: 05.07.2024

Александр I благодаря своему воспитанию и заложенным от природы задаткам был человеком добрым. Воспитание при дворе его великой бабки Екатерины II сделало его сторонником либеральных идей. Большую роль в этом сыграл также его учитель в широком смысле этого слова Фредерик Сезар Лагарп, родившийся и выросший в очень свободной по меркам XVIII века Швейцарии (в Берне).

Но одновременно император был нерешительным человеком. Это и не удивительно: всё детство и юность ему пришлось лавировать между часто враждовавшими дворами своих бабки и отца.

Это серьёзно повиляло на действия Александра I на престоле. Как либерал он санкционировал разработку целого ряда реформ, но не смог претворить в жизнь большинство из них: у него не хватило характера, чтобы преодолеть сопротивление консерваторов, несмотря на то, что как у абсолютного монарха у него были для этого все полномочия.

2. Каково было главное назначение Негласного комитета? Какую роль он сыграл в истории страны?

Прежде всего, Негласный комитет разрабатывал реформы. Но кроме того, он объединял ближайших советников царя, наиболее доваренных его лиц, многих из которых он назначал на ответственные посты.

И в этом Негласный комитет был похож на Избранную раду Ивана Грозного. Поскольку управление Российской империи было уже значительно бюрократизировано, Негласный комитет не сосредоточил в своих руках всей власти, но благодаря влиянию на императора в определённый период имел большие возможности.

3. Дайте характеристику первых преобразований Александра I. Какие из них вы считаете главными? Почему?

У первых реформ не было единого курса. Реформа образования пыталась реализовать идею всеобщего доступа к знаниям, озвученную ещё просветителями. Несмотря на то, что население России не стало поголовно грамотным, число образованных людей возросло. А главное, система образования была упорядочена, и в провинции стало проще получить доступ к знаниям.

Реформа системы управления наоборот ликвидировала систему коллегиальности и вводила строгое подчинение министрам.

Крестьянская реформа была изначально половинчатой, не предполагавшей никаких обязательных мер, а просто призванной облегчить процедуру добровольного освобождения крестьян.

Из этих реформ самой важной была образовательная. После Указа о вольных хлебопашцах мало что изменилось. Реформа системы управления не ликвидировала главного недостатка системы – крайней бюрократизированности.

В то же время реформа образования создала сеть университетов и гимназий, которые были разбросаны по всей империи, потому стали доступнее талантам из провинции. Из университетов в итоге вышли те учёные, которые подняли российскую науку на мировой уровень. В гимназиях поддерживался высокий стандарт образования. Часто там по совместительству обучали детей преподаватели университетов.

4. Составьте в тетради схему организации государственной власти после реформ Александра I.

►Сенат и Синод (орган управления православной церковью)

5. Почему проект Сперанского не был реализован?

Проект не был реализован из-за противодействия консерваторов, особенно при дворе. Возможно, император опасался нового дворцового переворота, но скорее ему просто не хватило характера, решимости для преодоления сопротивления и реализации этих реформ.

Думаем, сравниваем, размышляем:

Большинство дворян хотели от нового императора именно этого – возврата к старым порядкам, главное, отмены новшеств его отца. Но на самом деле эти слова означали не консервацию порядков Екатерины II, а возвращению к курсу реформ, что почти сразу подтвердило создание Негласного комитета.

2. Из курсов истории России 7 и 8 классов вспомните, когда в нашей стране проводились полномасштабные реформы и каковы были их последствия. В чём Александр I продолжал политику предшествующих реформаторов, а что в его планах было принципиально новым?

Масштабные преобразования развернулись в начале правления Ивана IV, в период деятельности Избранной рады. Далее страна была полностью преобразована Петром I. После него целую серию реформ провела Екатерина II. В целом Александр I пытался продолжить курс своей бабки.

О многих из его реформах она, видимо, мечтала. Особенно это касалось отмены крепостного права. Известно, что Екатерина II задумывалась об отмене этого практически рабства ещё во время созыва Уложенной комиссии, но ничего реального в этом направлении так и не предприняла. Её внук решил пойти дальше (хотя в итоге сделал совсем не много, так и не решив проблему).

3. Какие положения проекта реформ М. М. Сперанского вы считаете главными?

Главным была возможность перехода из одного состояния в другое только благодаря приобретению имущества. Это могло бы со временем размыть сословную структуру, что в свою очередь было важным условием модернизации.

4. Идее выборности в проекте Сперанского уделено большое внимание. Как вы думаете, почему?

Потому что реформатор разделял идеи тех просветителей, которые считали выборные органы власти наилучшими. Они были уверены, что власти нужна коллегиальность решений и ответственность перед народом (в случае выборности – перед избирателями).

Важно то, что предлагалось создать не одну Государственную думу, а целую их систему, начиная с самых мелких единиц территориального деления. В ХХ веке введение парламентов в некоторых азиатских странах без соответствующей политической культуры населения приводило к тому, что органы народного представительства оказывались консервативнее правителей, а выборы на самом деле не были свободными – влиятельные люди на местах просто оказывали давление на избирателей.

Преобразования и их оценка.

– Разделение государства на губернии, те на округа, а те на волости было самым лёгким. Такие административные реформы, (вроде увеличения количества губерний при сокращении их площади при Екатерине II) всегда проходили безболезненно, ведь коренным образом ничего не меняли.

– Государственный совет был учреждён на самом деле, это не вызвало протестов.

– Министерскую реформу Сперанскому дали провести, она также не вызвала осложнений.

– Выделение независимой судебной власти, включая отдельный Судебный сенат, было вполне осуществимо. Оно затронуло бы лишь некоторых чиновников (собственно, осуществлявших суд), протест которых не причинил бы особых проблем, даже если бы возник. Причём судебная реформа 1864 года показала, что такое разделение сработало бы. Возможно, вначале судьи бы и оглядывались на волю исполнительной власти, но со временем почувствовали бы преимущества своей независимости.

Для этого требовалась твёрдая монаршая воля и верная реформатору команда исполнителей. Но фактически у императора были нужные полномочия. Между тем именно эта мера была важнейшей и могла бы со временем приблизить сословия к имущественным классам по тому же эволюционному пути, по которому это произошло ранее в Англии.

– Наделение всего населения гражданскими и особенно политическими правами вызвало бы наиболее резкие возражения консерваторов, потому что это слишком сильно напоминало бы революционную Францию. Но что на самом деле могли сделать консерваторы?

Поднять восстание? Армия наверняка осталась бы верна императору, во-первых, потому что присяга не была пустым звуком, а во-вторых потому, что их интересы напрямую этим не затрагивались. Конечно, существовала опасность заговора. Но с этой бедой можно было бороться, что показало долгое правление Екатерины II, во время которого разными способами было раскрыто и предотвращено немало заговоров.

В любом случае, заговорщикам нужен был бы новый император с законными правами на престол, а такие права на тот момент существовали только у братьев Александра – насколько мы можем судить, семья была дружная и ни Константин, ни Николай, не пошли бы против Александра.

– Ещё больше напоминало Францию (хотя на самом деле больше Англию) введение дум (Волостных, Окружных, Губернских и Государственной), что логично проистекало из наделения россиян политическими правами. Потому эта мера также могла бы вызвать широкие протесты.

Однако о мерах противодействия таким протестам сказано выше. Нельзя забывать, что выборы в думу предполагались всесословными. Это значит, что первое время в Губернские и Государственную думы в основном избирались бы дворяне, потому что люди привыкли видеть именно в дворянах государственных деятелей.

Таким образом видно, что предложенные Сперанским меры могли бы вызвать большое недовольство, но у императора имелись рычаги для его преодоления. Тем более, что как скоро стало бы понятно, опасения являлись беспочвенными. Во Франции революцией руководили адвокаты – люди, которые умели говорить и думать, но имели мало прав и не были привязаны к своему имуществу, потому что мало чем владели.

В России такой группы населения не было. В думах заседали бы дворяне. Потому что кому ещё заниматься государственными делами? Только по прошествии долгого времени возможность переходить из одного состояния в другое размыло бы границы прежних сословий и привело бы в политику большое количество ранее незнатных людей.

Главным положением в реформах Сперанского было то, что он хотел ввести всеобщее избирательное право, чтобы привлечь народ к участию в политической, исполнительной и законодательной власти в стране. Но для участия человек должен обладать определённым имуществом и платить определённую сумму налога. Он не принимает демократический принцип тайных всеобщих выборов, отдаёт предпочтение либеральному принципу разделения власти с сильной децентрализацией: органы управления в каждом уезде, губернии, волости.

Период правления императора Александра I был отмечен проведением умеренно-либеральных реформ. Значительная их часть была разработана Михаилом Сперанским. Комплекс реформ, подготовленный этим государственным деятелем, был частично введен в жизнь в период 1802-1812 годов. Всё это оказало существенное воздействие на обстановку России.

Сперанский

Цели реформ

Михаил Сперанский был одним из политиков начала XIX века, который четко осознавал необходимость перемен. Он видел только 2 социальных класса в стране: рабов государевых и рабов помещичьих, что сулило застой и высокий риск бунтов.

Разрабатывая реформы, Сперанский преследовал следующие цели:

  • сохранение самодержавного строя;
  • модернизацию государственного управления;
  • создание основ для конституционного процесса;
  • предотвращение революций.

Часть нововведений предполагала перестройку и разделение государственной власти. Другие реформы распространялись на изменение сословных устоев.

Перечень основных положений

За годы работы Сперанским были сформулированы положения:

  • разделения трёх ветвей власти;
  • территориального распределения работы различных ведомств;
  • создания государственного совета, думы, сената и министерств;
  • формирования и принятия законов;
  • классового деления российского населения;
  • прав и условий перехода в новое сословие.

Социальные реформы Сперанского встретили протест со стороны дворян. Однако многие высказанные им идеи впоследствии были использованы следующими российскими императорами.

Первый этап

В период 1802-1807 годов Сперанский, работая совместно с Кочубеем, трудится над министерской реформой. Ее цель заключалась в преобразовании коллегий, созданных Петром I. К началу правления Александра I они снова функционировали в качестве государственных органов при императоре после упразднения Екатериной.

Проекты реформы

С 1802 года свою деятельность начали пришедшие на смену коллегиям министерства. Чтобы координировать работу этих органов, был дополнительно создан кабинет министров. В этот период Сперанский также опубликовал доклады, в которых отражался итог исследований на тему роли права в государстве, потребности в грамотном перераспределении ролей между различными руководящими учреждениями. Этот материал лёг в основу дальнейших проектов, разработанных этим деятелем.

Второй этап

  1. Распределения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Идея была заимствована у Монтескье и других деятелей Французского просвещения. Осуществлять исполнительную власть должны были уже действующие министерства. Для оптимального функционирования остальных ветвей власти требовалось создать Государственную думу и сенат.
  2. Разработка новых законодательных актов переходила под ответственность специального совещательного органа — Государственного совета. Затем готовые проекты требовалось передавать в думу, где вопрос об их принятии решался путем голосования.
  3. Общество предлагалось разделить на классы дворян, среднее сословие и рабочий народ. Кроме последней категории, все относились к свободному люду, обладающему политическими правами.
  4. Природные и гражданские права должны были стать доступными всем российским гражданам.
  5. Вводилось понятие социальной мобильности. Реформа позволяла крепостным крестьянам выкупать себя, чтобы перейти в сословие среднего состояния. В этом случае они также приобретали гражданские права.
  6. Вся территория Российской империи делилась на волости, уезды, губернии. На каждом уровне должна была создаваться своя дума, контролирующая деятельность субъекта. Представители свободных сословий имели право выбрать кандидатов в волостную думу. Эти лица определяли состав уездной думы. Членам этого органа давались права на выбор представителей губернской думы, на депутатов которой возлагалась ответственность за выборы в думу, управляющую всей империей.
  7. Возглавить работу думы предстояло канцлеру.

План реформ Сперанского

В соответствии с разработанными положениями в 1810 году Сперанский возглавил государственный совет, на который была полностью возложена функция по разработке и утверждению законов до формирования Думы. Этот орган также отвечал за финансовые дела.

Третий этап

  • выделение судебного сената, который станет главным органом в этой сфере;
  • создание вертикали судебной власти, организовав суды на уровне волостей, уездов и губерний;
  • получение представителями низших сословий гражданских прав.

Практика показала, что кроме создания Государственного совета остальные замыслы политика остались на бумаге.

Почему реализация оказалась заморожена?

Существует несколько причин, по которым государственная и социальная модель государства, предложенного Сперанским, не стала реальностью. Первая заключалась в протесте со стороны консервативно настроенных дворян. Уже первый труд реформатора подвергся резкой критике.

Реформатор Сперанский

Сперанский также был задействован в разработке реформы финансовой системы, принятие которой привело к увеличению собираемых с дворян налогов. Это тоже усилило неприязнь к реформатору.
Вторая причина остановки преобразований крылась в личности Александра I. В силу характера он не мог допустить серьезного конфликта с дворянами, чего невозможны было избежать, если бы он начал активно претворять идеи Сперанского в жизнь. Критику, падавшую на его доверенное лицо, император переносил и на себя. В результате он не смог долго сдерживать напор дворянской оппозиции, хотя в первые годы защищал своего советника.

Кроме того, реформы, направленные на разделение власти, значительно ограничивали права и роль императора. С этим Александр тоже смириться не смог.

Заморозка проекта Сперанского отчасти была вызвана сменой отношений с Францией. В период, когда идеи частично реализовывались, между странами было относительное перемирие. Однако в условиях назревавшей войны перенимание французских идей было довольно рискованным шагом. При этом историки считают, что этот фактор вызвал бы временную заморозку реформ, если бы оставался единственной трудностью.

Причины отставки и ссылки Сперанского

Противодействие дворян, начавшееся в 1809 году, с каждым годом нарастало. Среди прочего Сперанского обвиняли:

  • в клевете;
  • в пособничестве Наполеону;
  • в заговоре, нацеленном на государственный переворот.

При этом Александр I активно защищал свое доверенное лицо. В 1811 году он отказался принять поданное Сперанским заявление об отставке, причиной которого служило понимание в невозможности внедрения разработанной им системы в жизнь. Позднее по распоряжению императора Сперанскому был внучен орден Александра Невского.

Однако ввиду нараставшего сопротивления дворян, а также проявления других внешних и внутренних факторов, доверие Александра к Сперанскому постепенно падало. Подписание указа об отстранении от обязанностей государственного служащего произошло в марте 1812 года. 17 марта Александр I встретился со своим бывшим советником лично. Содержание того разговора никому не известно.

В сентябре 1812 годы Сперанского сослали в Нижний Новгород, а после перевели в Тверь. В 1814 году ему было разрешено вернуться в родное имение в Новгородскую губернию при условии политического надзора.

С 1816 года Сперанский получил возможность вернуться к государственной службе. Сначала он был назначен на пост губернатора Пензы, с 1819 года стал исполнять обязанности генерал-губернатора Сибири. В 1821 году он вновь принял участие в составлении законов, за что получил государственную награду от Николая I.

Значение проведенных реформ

Хотя Сперанскому не удалось при жизни увидеть созданную им модель государства, его идеи активно обсуждались после его смерти. В 1864 году начала действовать разработанная им вертикаль судебной системы. А в 1906 году впервые была создана Государственная Дума. Следовательно, хотя проект не получил полной реализации, отдельные его положения существенно изменили российскую политику.

Особенности личности Михаила Сперанского

Будущий государственный деятель появился на свет в 1772 году. Как представителя низшего духовенства, обучавшегося в семинарии, юношу ожидала карьера священника. Однако после окончания обучения его оставили в качестве преподавателя. После, по рекомендации митрополита Санкт-Петербурга, Михаил стал выполнять обязанности секретаря у князя Алексея Куракина, который был повышен до должности генерал-прокурора. Эта должность открыла будущему реформатору дверь в большую политику.

Михаил Сперанский

Переломным моментом в истории стало подписание мира с Францией в 1807 году. Негласный комитет осудил действия Александра I и открыто выступил против принятого решения. В то же время Сперанский поддержал императора, тем самым заслужив его доверие. В результате Александр распускает Негласный комитет, начинает поддерживать Сперанского в качестве реформатора империи.

В течение нескольких лет этот деятель оставался вторым лицом в государстве. Он занимал должности государственного секретаря при Государственном совете, а также Обер-прокурора в сенате. Даже после отставки он делал все возможное, чтобы продолжать работать на благо страны.

Сперанский закончил свой жизненный путь в 1839 году, не оправившись после простудного заболевания. Незадолго до смерти его имя появилось в списках графских родов. И, хотя его идеи не получили должного воплощения в годы их появления, они продолжали оказывать влияние на дальнейшее развитие государства во время правления следующих российских императоров.

Процесс проведения государственных реформ в России, который начался в начале 18 века был прерван после вступления страны в войну с Францией в 1805- 1807 гг. Эта война закончилась Тильзитским миром, невыгодным для России, из-за чего престиж императора был подорван. Поэтому, чтобы восстановить свой авторитет, император Александр I решил продолжить начатые реформы по совершенствованию государственного устройства.

Разработка реформ была предложена заместителю министра юстиции М. М. Сперанскому.

Суть реформ М.М. Сперанского

Сперанский был хорошим и исполнительным государственным служащим, отличался выдающимися способностями и трудолюбием, сам пробился в высшие слои российской бюрократии.

Целью реформы являлись два главных положения:

  • замена самодержавного правления конституционным;
  • отмена крепостного права.

В предложенном Сперанским проекте реформ отражались буржуазно-либеральные принципы:

  • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • народное представительство;
  • выборное начало.

Согласно проекту, Государственная дума должна быть высшим законодательным органом, Сенат - судебным органом, а Комитет министров - исполнительным органом.

Из проекта реформ Сперанского следовало следующее:

Из предложенных Сперанским реформ были одобрены и реализованы лишь те, которые касались создания Государственного совета и завершения министерской реформы.

В 1810 г. был создан высший законосовещательный орган - Государственный совет. Основной задачей нового органа стало приведение правовой системы к общему единообразию. Государственный секретарь руководил канцелярией Государственного совета и занимался всем текущим делопроизводством.
Первым государственным секретарем был назначен М. М. Сперанский.

  1. Служба при дворе не имеет никаких привилегий.
  2. Те, кто имеет придворные звания, должны поступать на воинскую службу или гражданскую.
  3. Чиновники обязаны иметь соответствующее образование, обязательно знать базовые дисциплины: право, историю, иностранный язык, статистику, математику.

Так, у М. М. Сперанского появилось множество врагов, назвавших его преобразования преступными. Поэтому М. М. Сперанский вынужден был уйти в отставку в марте 1812 г. Он был отстранен от государственного управления вплоть до 1816 года и сослан в Пермь.

В 1816 г. его вернули на государственную службу и присвоили звание губернатора Пензы, в 1819 году он стал генерал-губернатором Сибири.

Важно отметить, что при Александре I были предприняты попытки следующих реформ:

Основные положения реформ А.А. Аракчеева

Аракчеев провел следующие реформы:

  • реформирование артиллерии;
  • порядок в армейском хозяйстве;
  • сделал вооруженные силы мобильными.

После войны с Наполеоном в 1812 году, влияние Аракчеева на императора значительно усилилось. Он подчинил себе Госсовет, Комитет министров, Собственную Его Императорского Величества канцелярию.

Читайте также: