Характеристика учебного плана начальной школы

Обновлено: 07.07.2024

Образовательная программа – это документ, регламентирующий тип и способы построения содержания учебно-воспитательного процесса в условиях той или иной педагогической системы.

В настоящее время все образовательные программы, разработанные для начальной школы, имеют единую цель.

Цель образовательных программы для начальной школы – полноценное и всестороннее развитие личности ребенка младшего школьного возраста, формирование у детей устойчивого стремления к учебе, развитие умений и навыков учиться.

Для достижения данной цели, каждая общеобразовательная школа самостоятельно определяет образовательную программу, в соответствии с которой будет организован образовательный процесс в начальных классах.

Образовательные программы для начальной школы делятся на два основных вида:

Традиционные образовательные программы:

Развивающие образовательные программы:

  • Программа Л.В. Занковой
  • Программа Д.Б. Элькнонина – В.В. Давыдова

Каждая из представленных образовательных программ имеет как положительные, так и отрицательные моменты, которые необходимо учитывать родителям детей, при поступлении в первый класс.

Краткая характеристика традиционных образовательных программ начальной школы

Готовые работы на аналогичную тему

Задачами данной программы являются:

  1. Формирование и развитие у детей первостепенных человеческих качеств, общепризнанных в обществе (доброта, терпимость, ответственность, сопереживание и т.д.).
  2. Развитие у детей навыков осознанного чтения, письма, счета.
  3. Формирование основ правильной и чистой речи.
  4. Формирование необходимых трудовых и здоровьесберегающих навыков.
  5. Привитие детям основ безопасной жизнедеятельности и естественного стремления к получению знаний.

Основная цель Программы - формирование и развитие у учащихся начальной школы основных элементов учебной деятельности.

Одной из отличительных особенностей данной Программы является такое построение учебного процесса, при котором каждый из учеников имеет все необходимые условия для обучения в индивидуальном темпе.

Основным принципом, обучения по Программе, выступает принцип природосообразности, то есть соответствие организуемого учебного процесса возможностям и потребностям учащихся, учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Данная Программа предполагает создание оптимальных условий обучения в рамках специально организованной образовательной деятельности, где каждый учащийся выступает в нескольких ролях: обучаемого, обучающего и организатора учебной деятельности.

Основной особенностью данной Программы является то, что она представлена системой заданий, при выполнении которых ребенок может реализовать свои знаний, имеет право на ошибку, на помощь от педагога, на получение успеха. Все это создает необходимую психологически комфортную обстановку для обучения.

Основными принципами этой Программы являются:

  1. Каждый ребенок должен быть успешным.
  2. Каждого ученика необходимо включать в активную учебную и познавательную деятельность.
  3. Создавать такие условия, при которых каждый ученик имеет возможность раскрыть свои таланты и показать свою индивидуальность.
  4. Необходимо учить детей мыслить творчески и размышлять самостоятельно.
  5. Общение ребенка должно быть содержательным, вне зависимости от того, с кем он общается - со сверстником или со взрослым.

Основным преимуществом данной Программы является то, что система учебного материала построена так, что позволяет каждому учащемуся развивать и поддерживать интерес к открытию новых знаний и изучению нового.

Учебники и учебные пособия предложены в такой форме, чтобы познавательный интерес, активность и любознательность каждого ребенка переросли в потребность получать новые знания самостоятельно.

Краткая характеристика образовательных программ начальной школы, относящихся к развивающим системам

Развивающая образовательная программа Л. В. Занкова – это программа для начального образования, направленная на развитие у учащихся воли, ума и духовных потребностей, пробуждение интереса к познанию окружающего мира, формирование устойчивого стремления к чтению.

Основная задача обучения, по данной Программе – предоставление учащимся общей картины миры, посредством знакомства детей с научными основами, литературой, произведениями искусства.

Программа Л.В. Занковой предполагает обязательное создание таких условий, при которых ребенок будет иметь возможность самореализоваться, раскрыть собственные возможности и индивидуальности.

Развивающая образовательная программа Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова – направлена на формирование у учащихся начальных классов большого набора умений и навыков.

В соответствии с данной Программой выпускник начальной школы должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию, работать с ней; при столкновении с проблемой, разработать план ее разрешения и реализовать его на практике.

Основной принцип этой системы — научить детей получать знания, искать их самостоятельно, а не заучивать школьные истины.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОУ

уровня начального общего образования

на 2020/20 2 1 учебный год

Пояснительная записка

к учебному плану уровня начального общего образования

на 2020/2021 учебный год.

Общие положения.

1.1. Учебный план уровня начального общего образования на 2020/2021 учебный год является нормативным документом, определяющим распределение учебного времени, отводимого на изучение различных учебных предметов обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, максимальный объем обязательной нагрузки обучающихся, нормативы финансирования.

1.2. Учебный план уровня начального общего образования на 2020/2021 учебный год разработан в соответствии с:

- Методическими рекомендациями по переходу общеобразовательных организаций на 5-дневную учебную неделю (письмо министерства образования Саратовской области от 10.04.2015 года № 01-26/2370),

- перспективным учебным планом начального общего образования, в преемственности с планом 2019/2020 учебного года.

1.3. Содержание и структура учебного плана начального общего

образования определяются требованиями федерального образовательного государственного стандарта начального общего образования, целями, задачами и спецификой образовательной деятельности образовательного учреждения, сформулированными в Уставе ОУ, годовом Плане работы, Программе развития.

1.4. Уровень начального общего образования ОУ в 2020/2021 учебном году работает в следующем режиме

продолжительность учебного года - в 1-х классах 33 учебные недели, во 2-4-х классах 34 учебные недели;

продолжительность учебной недели – в 1-4-х классах 5 дней;

обязательная недельная нагрузка обучающихся – в 1-х классах 21 час в неделю, во 2-4-х классах 23 часа в неделю при 5-ти дневной учебной неделе;

продолжительность урока – в 1-х классах 35 минут в первом полугодии, 45 минут во втором, во 2 – 4-х классах 45 минут.

продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью получения объективной оценки усвоения обучающимися образовательных программ каждого года обучения в общеобразовательной организации.

В 1 классе промежуточная аттестация не предусмотрена.

Во 2-4 классах промежуточная аттестация по итогам четверти выставляется как среднеарифметическая текущих оценок, полученных учеником указанного периода, главным критерием выставления этих отметок являются отметки за письменные работы. Годовая промежуточная аттестация учащихся 2-4 классов проводится 1 раз в год с 11 по 29 мая по предметам учебного плана в следующих формах:

диктант по русскому языку,

контрольная работа по математике,

интегрированные (комплексные), диагностические контрольные работы (русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир),

проверка техники чтения.

Для учащихся 2-4 классов по предметам:

как формы проведения промежуточной аттестации могут использоваться внешние мониторинговые исследования и их результаты – муниципальные, региональные и федеральные диагностические работы и др.

Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности в образовательной организации не предусмотрена.

Учащиеся, осваивающие адаптированную образовательную программу соответствующего уровня проходят промежуточную аттестацию с соблюдением рекомендаций медицинского заключения (заключением ПМПК) данного ученика об обучении по адаптированной образовательной программе.

Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется по пятибалльной системе.

При отсутствии учащегося по уважительно причине в период проведения промежуточной аттестации и решение о ее организации и выставлении годовых отметок принимает педагогический совет школы.

1.6. Учебный план (ФГОС НОО: 1-е, 2-е, 3-и, 4-е классы) включает в

1.7. Внеурочная деятельность в 2020/2021 учебном году на уровне начального общего образования реализуется по направлениям: спортивно-оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное.

Учебный план начального общего образования ОУ

2а класс - система Д.Б. Эльконина–В.В.Давыдова – развивающее обучение;

3а класс - система Д.Б. Эльконина–В.В.Давыдова – развивающее обучение;

2.2. Обязательная часть учебного плана предусматривает 1 час в 1-4-х классах на предметную область родной язык и литературное чтение на родном языке: 0,5 часа родной (русский) язык и 0,5 часа литературное чтение на родном (русском) языке.

2.3. Во 2-4-х классах производится деление на подгруппы при организации занятий по иностранному языку (английский язык).

2.5. Учебный план индивидуального обучения на дому (1-4-е классы) составлен на основе ФГОС начального общего образования, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем недельной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам.

В учебном плане индивидуального обучения на дому по общеобразовательной программе начального общего образования в 1-4-х классах обязательными учебными предметами и предметными областями являются следующие:

во 2-4-х классах русский язык – 2 часа и литературное чтение – 1 час;

предмет окружающий мир - 0,5 часа в 1-3-х классах, 0,25 часа в 4-х классах;

- предметная область «Основы религиозных культур и светской

2.6. Внеучебная деятельность в начальной школе реализуется по следующим направлениям и представлена:

Данные направления выбраны в целях сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся; выявления и развития индивидуальных творческих способностей школьников; активизации навыков самостоятельной работы и навыков совместной деятельности в группах.

Содержание обучения отражено в учебных планах, программах, учебниках, дидактических материалах для самостоятельной работы, наглядных пособиях. План в педагогике – это основной нормативный документ с определенной структурой и требованиями.

Для работы в общеобразовательном заведении учителя пользуются различными видами учебных планов:

Базисный учебный план

Базисный план (БУП) – это главный государственный нормативный документ, являющийся составляющей частью государственного стандарта в данной предметной области и области воспитания.

Он одобрен Государственной Думой (для основной школы) или Министерством общего и профессионального образования РФ (для полной и средней школы). Предоставление базисного плана рассматривается в качестве государственной нормы общего, среднего образования и является государственным стандартом.

Базисный план включает в себя:

  • общая продолжительность обучения и поэтапная;
  • недельная обязательная предметная нагрузка согласно стандарту, а также дополнительные занятия;
  • недельная часовая нагрузка, включающая распределение часов на занятия;
  • общая часовая нагрузка, выделяемая государственным стандартом, включающая постоянную нагрузку учащихся, дополнительные, самостоятельная и внеклассная работа.

Базисный план считается основой в учебных заведениях и первичным документом.

Типовой учебный план

Типовой учебный план – это необязательный документ, выполняемый на основании базисного. Одобряется Министерством общего и профессионального образования РФ.

Данный вид учебного плана не всегда может соответствовать требованиям учебных заведений, которые формируют и корректируют свои собственные.

Что такое учебный план? Это такой план общеобразовательной школы, который готовится, основываясь на государственном базисном и региональном учебных планах. В них передаются характерные черты определенной школы. Учебные планы классифицируют на:

  • индивидуальный учебный план школы, который основывается на базисном в течение долгого периода;
  • рабочий план, созданный, основываясь на текущих условиях и утверждаемый ежегодно на совете школы.

Рабочий учебный план – это документ, способный определять структуру курса и объем времени на его изучение с рабочими и авторскими программами.

Образование в учебных заведениях любого типа отражают разделение воспитания на фундаментальное и технологическое. Первое рассматривается как основа в школе. Старший этап предусматривает увеличение количества технологической подготовки.

Образовательные сферы основываются на них при составлении учебных планов, соответствующих ступени образовательной организации, а само обучение разделяется на теоретическое и практическое.

Учебный план включает в себя инвариантную часть, называемую ядром, служащую в качестве ознакомления учащихся с общекультурными и национальными значимыми ценностями, позволяющую развить индивидуальные качества школьника, и вариативная часть, обеспечивающую индивидуальный характер становления учащихся.

Учебный план общеобразовательной школы

Он формируется на основании государственного базисного и регионального учебных планов. В документе отражены характерные черты школы. Рассматривают несколько типов школьных планов:

  • индивидуальный учебный план школы, созданный на основе базисного, для демонстрирования индивидуальности школы;
  • рабочий учебный план.

При помощи учебного плана в школе можно создавать оптимизированную систему контроля качества образования, проверять внутреннюю работу школы в едином образовательном пространстве, соблюдая последовательность перехода между ступенями воспитательного процесса и развития определенных навыков, необходимых для дальнейшего получения качественных знаний. Учебные планы включают в себя федеральный, национальный и школьный элементы.

Потребности определенной образовательной организации учитываются федеральными и национально-региональными компонентами, отражаются в школьной системе учебного планирования.

Учебный план (УП) — нормативный документ, который определяет:

  • структуру и длительность учебного года, каникул;
  • перечень учебных предметов;
  • распределяемость дисциплин по годам обучения;
  • количество и график обязательных и факультативных занятий;
  • количество часов каждого отдельного предмета в течение недели и в течение года в каждом классе.

Учебные планы создаются в соответствии с государственными стандартами образования. УП вузов и ссузов устанавливают объем часов на семестр и на все годы обучения. Фиксируется количество лекционных занятий, практических, семинаров, лабораторных. Учитываются способы итоговой проверки знаний по дисциплине — экзамен или зачет, количество и виды практик в год, их длительность.

Учебный план структурирует, упорядочивает образовательный процесс. Каждое образовательное учреждение создает свой документ (несколько).

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Основные виды

Выделяют 3 вида учебных планов:

  • базовый;
  • типовой;
  • план общеобразовательной школы.

Независимо от вида, к УП предъявляются требования:

  • при создании должен базироваться на соблюдении санитарно-эпидемиологических норм, условий, которые необходимы для получения образования;
  • обязательное включение в программу обучения государственного, родного языка и определение количества часов;
  • ориентироваться на этнический состав учащихся и в соответствии с этим предоставлять возможности факультативных занятий.

Это база для формирования образовательных, познавательных, нравственных ценностей учащихся. Документ должен решать следующие задачи:

  • воспитание в гражданском, патриотическом духе;
  • формирование в учащихся основных культурных ценностей;
  • создание мотивации для продолжения образовательного процесса на последующих степенях обучения;
  • следование принципам здорового образа жизни;
  • развитие поведенческих навыков в чрезвычайных ситуациях;
  • индивидуальный подход и развитие личности.

Базисный учебный план, характеристика

Базисный учебный план (БУП) — нормативно-правовой государственный акт, одна из частей госстандарта, которая устанавливает порядок образовательного процесса.

Базисный нормативный акт для начальной школы (1–4 классы) устанавливает срок обучения 4 года. Длительность года обучения в 1 классе составляет 33 недели, 2–4 классы — от 34 недель. Норма времени для урока в 1 классе — 35 минут, 2–4 классы — 35–45 минут.

БУП для 5–9 классов устанавливает срок обучения 5 лет. Продолжительность учебного года может составлять 34–37 недель. Временные рамки урока — 45 минут.

В состав базисного документа образования входят:

  1. Определение длительности обучения и выделение, характеристика его отдельных этапов.
  2. Определение общей недельной нагрузки в соответствии с возрастом учащихся.
  3. Количество часов факультативных занятий.
  4. Общий объем нагрузки, включающий обязательные занятия, дополнительные и самостоятельную внеклассную работу учеников.

Составные компоненты базисного плана

Базисный учебный план состоит из трех компонентов, их соотношения:

  • федеральный компонент должен составлять 75% от общего учебного времени;
  • региональный или национально-региональный компонент занимает от 10%;
  • компонент учебного заведения (факультативы по желанию) — от 10%.

БУП является фундаментальным для формирования других аналогичных документов.

Типовой учебный план, характеристика

Типовой учебный план — нормативный документ необязательного характера. Разрабатывается, ориентируясь на положения базисного плана.

Типовой учебный план обязательно должен быть утвержден министерством общего и профессионального образования РФ. Допускается его корректировка специалистами образовательного учреждения.

Различают 2 вида типовых УП:

  1. В основе индивидуального УП учреждения лежат положения базового нормативного документа.
  2. Рабочий учебный план учреждения образования каждый год одобряется Советом образовательного заведения. Он устанавливает порядок проведения, количество часов авторских или рабочих программ.

При разработке типового образовательного документа учитывают:

  • общепринятые нормы воспитании в организации образования;
  • технологическую подготовку учащихся;
  • разделение процесса обучения на теоретическую и практическую части;
  • возрастную категорию учащихся.

Учебный план общеобразовательной школы

Учебный план общеобразовательной школы разрабатывается в соответствии с базисным и региональным документами. В нем отражаются характерные черты конкретного учебного заведения.

Читайте также: