Что порицается в романе отцы и дети кратко

Обновлено: 04.07.2024

Смысл романа – не только в том, чтобы показать непонимание в семейных отношениях, но и отобразить конфликт прогрессивного мышления нового поколения и устоявшихся взглядов старого поколения.

В 1850-ые годы жители России еще делились на дворян (передовой класс), простых людей (свободных, но не имеющих дворянского статуса и полагающихся с ним привилегий), а также крестьян (в то время еще не освобождённых). Те, кто имели высокое положение в обществе и считались интеллигенцией, не хотели ничего менять. Получалось, что среди всех российских жителей наибольшую ценность представляли как раз дворяне. Как раз это и критиковал Тургенев в своем произведении: праздная жизнь дворянства никак не помогала обществу развиваться.

Сами же представители этого класса не хотели ничего менять и предпочитали жить в привычном для них мире. Молодому поколению (особенно тем, у кого не было богатства и аристократического образа жизни) же начало казаться, что существующая система устарела и не несет практической пользы. Так оно и было. Но только такое движение, как нигилизм, отрицали все имеющиеся ценности, но, как справедливо подметил Павел Петрович, ничего не предлагало взамен. Получалось, что Базаров отрицал все… просто ради того, чтобы отрицать.

Основная мысль книги состоит в том, чтобы создать для читателя серьезный выбор сразу в нескольких вопросах:

  1. Что нужно для стабильного развития общества?
  2. Насколько переоценено дворянство?
  3. Какими идеями должна руководствоваться прогрессивная молодежь?
  4. Имеет ли право на существование приверженность старым традициям?

В наше время дворян и крестьян давно уже не существует, но вопросы выбора и прогресса остаются актуальными всегда. Точно также никогда не устареет и конфликт поколений.

Сюжет: краткий пересказ

Именно между этими двумя героями и будет развиваться наиболее острый конфликт. Николай Петрович и Аркадий скорее являются пассивными людьми: Аркадия просто влечет Базаров и его прогрессивное мышление, а Николай Петрович ни с кем не ищет ссоры и пытается найти взаимопонимание с сыном. Павел Петрович же яро отстаивает перед Базаровым свои ценности, а последний просто посмеивается на старшим поколением.

Вскоре после приезда в Марьино Евгений и Аркадий посещают губернаторский бал, где знакомятся с молодой вдовой Анной Одинцовой. Девушка очень красивая и приветлива, поэтому оба молодых человека тут же влюбляются в нее. Однако они не спешат делиться с Анной своими чувствами. Если Аркадий просто застенчив, то у Базарова происходит настоящий духовный кризис.

Тем временем Аркадий замечает, что его друг влюбился в Анну. Он начинает ревновать, и их отношения с Базаровым постепенно портятся. Тем временем Евгений решается на то, чтобы раскрыть Одинцовой свои чувства, но та отвергает его. Ее пугает накаленная страсть Базарова, ведь все, что она хочет – это спокойно выйти замуж по расчету и продолжить свою тихую и размеренную жизнь.

Отказ больно ранит Евгения. Его отношения с Аркадием все больше дают трещину, а последний увлекается сестрой Анны – скромной Екатериной.

После того, как Базаров вернулся в Марьино, его общение со старшими Кирсановыми становится все более напряженным. Теперь споры между ним и Павлом Петровичем уже далеко не идеологические – им понравилась одна и та же девушка, Фенечка (которая, в свою очередь, имела отношения с Николаем Петровичем). Все заканчивается тем, что Павел вызывает Евгения на дуэль, где получает ранение. Базарову ничего не остается, кроме как покинуть Марьино навсегда.

Он возвращается домой, к стареньким родителям. Во время своей медицинской практики Евгений заражается тифом и вскоре умирает. Перед смертью его навещает Одинцова. Базаров же понимает, что его убеждения ничего не значили. Это подтверждается тем фактом, что убитые горем родители Евгения хоронят сына по религиозным обычаям, хотя тот был неверующим.

Анна Одинцова опять выходит замуж по расчету. Аркадий женится на Екатерине, а Николай Петрович на Фенечке. Семья счастливо живет в Марьино, а Павел Петрович навсегда уезжает за границу.

Несмотря на то, что финал романа кажется счастливым, читатель все равно остается в неизвестности. Буквально через год крепостное право должны отменить, и непонятно, что будет с изнеженными дворянами после того, как они лишатся в поместье рабочей силы.

Основные проблемы

Остановимся на них подробнее.

Взаимоотношения между поколениями

Проблема отношений между старшим и молодым поколением является центральной для книги. Судьба каждого героя связана с вопросами: для чего я живу? Насколько я полезен? В чем смысл всего происходящего?

Представители разных поколений по-разному отвечают на этот вопрос. Для прогрессивной молодежи характерная активная деятельность и поиск истины, в то время как старшее поколение – это созерцатели, привыкшие к труду крепостных и праздному образу жизни. Особенно ярко эти качества проявляются в персонаже Павла Петровича.

В этом расхождении есть еще и третья сторона – нигилизм. Он отрицает все, что было построено и определено обществом ранее, но при этом не предлагает чего-то нового. Именно поэтому в конце жизни Базаров понимает бессмысленность своих убеждений: за тридцать с лишним лет он так ничего не получил и не добился в своем нигилизме, да и умер весь бесславно. Его жизнь прошла никем особо не замеченной.

Личный выбор каждого человека

Также остро в романе стоит проблема нравственного выбора: где истина? И. С. Тургенев считал, что люди не должны отрицать своего прошлого и истории, ведь так не получится построить счастливое будущее. Кстати, культура отрицания особенно актуальна в 2020-ых годах, когда во всем мире идет борьба за равноправие и толерантность. Но если люди будут скрываться от собственной истории, то они никогда не смогут учиться на своих ошибках.

Каждый персонаж романа сам выбирал свой путь. Павел Петрович крепко держался за старые традиции, Аркадий пытался найти для себя что-то новое и соответствующее его убеждениям, Николай Петрович просто пытался научиться жить в стремительно изменяющемся мире. Базаров же выбрал ничего не ценить, и, соответственно, ничего не иметь в этой жизни (тут мы говорим, конечно, о духовных приобретениях).

Все заканчивается вполне ожидаемо: каждый получает то, к чему он стремился.

В своем романе Тургенев дал понять, что пусть история Базарова и была трагичной, у этого персонажа было высокое предназначение. Если бы он не только отрицал все существующее, но и предлагал новое, то он стал бы одним из первооткрывателей, толкающих прогресс вперед.

Новая русская интеллигенция

Вечные ценности

Вечными духовными ценностями для человека считаются любовь, дружба, семья, отношение к искусству, гармония с природой. И если представители старого дворянства всецело отдаются этим ценностям (чем же им еще заниматься, если не нужно работать с утра до вечера?), то молодое прогрессивное поколение ставит эти ценности под сомнения. Такие люди, как Базаров, отрицают духовное богатство… Но возникает вместе с тем и вопрос: для чего же тогда они живут?

И. С. Тургенев дает понять в своем романе, что нигилизм и праздное времяпровождение – это две противоположных крайности. Истина же находится, как обычно, посередине. Современный человек должен приносить пользу обществу и стремиться к большему, но не забывать о своих настоящих духовных ценностях.

Главные темы

В романе Тургенева четко прослеживаются прогрессивные мысли: протест против насилия и рабства, боль за страдания простых людей, желание равенства.

Роман имел особенно острую проблематику для своего времени, хотя многие его темы актуальные для любого человека любого времени.

Конфликтом называется серьёзное разногласие и столкновение между двумя противоборствующими сторонами. При этом воспринимать его не всегда следует негативно, так как без споров и конфликтов не было бы прогресса.

С помощью споров своим героев автор доносит до читателя аргументы разных сторон конфликта. Самому же читателю предстоит сделать выбор и понять, какая позиция ему ближе.



Пример сочинения 1

В романе Тургенев запечатлел именно такое переходное время. Итак, представителями консерваторов в книге являются родители Базарова и Кирсановы-старшие. Их объединяет одна черта — согласие с существующими правилами и устоями, удовлетворение от жизни. А вот главный герой — Базаров — относится к лагерю революционеров-разночинцев и выступает против исключительного права аристократии на образование и другие блага. Он считает дворянство вырождающейся силой, которая не может быть полезна стране из-за своей праздности и непрактичности. Трудовой народ он, напротив, ценит, и именно в нем он видит будущее России, ее надежду и опору.

Однако и молодое поколение не имеет полновесной программы на будущее. Базаров видит задачу своего поколения в разрушении существующих основ, а не в строительстве чего-то нового. Обе стороны в силу запальчивости и категоричности не могут прийти к истине или хотя бы компромиссу, поэтому конфликт обостряется и приводит к поединку между Евгением и Павлом Петровичем. Их противопоставление друг другу отражается даже во внешнем виде, словно автор хотел подчеркнуть не только их внутренние противоречия, но и полное отрицание друг друга.

Кирсанов — мужчина средних лет, всегда гладко выбритый, аккуратный, роскошно одетый. Базаров же абсолютно другой, он не заботится о том, как выглядит, его не интересуют манеры, а одевается он всегда в балахон, при этом еще и игнорируя щетину. Руки у него красные и натруженные, а Павел Петрович имеет белые и мягкие руки, совсем не привыкшие к труду. Базаров говорит об интересующих его предметах прямо, резко, открыто. Он язвительно и последовательно доказывает свою позицию. А вот Павел Петрович предпочитает завуалировать свои истинные чувства издевками, намеками, каламбурами. Это говорит о том, что конфликт в книге Тургенева выходит за рамки столкновения поколений. Перед нами два непримиримых соперника, которых разделяет не только возраст, но и все остальное.

Совсем другой подход к проблеме демонстрируют отец и сын в рамках семьи. Они не столь различны и категоричны. Отец Аркадия на открытую конфронтацию не идет — он предпочитает переждать бурю в стакане воды, надеясь, что увлечение сына скоро пройдет. Более того, Николай Петрович пытался понять Аркадия. То же самое можно сказать и о семье Базаровых. Отец и мать неизменно любят Евгения, стараются его принять и угодить его вкусам, но сам Евгений остается равнодушным к теплу семьи. Евгений привык, что большинство представителей поколения его родителей настроены категорично против его убеждений или же просто не понимают их. Потому он не ждет какой-то поддержки в собственной семье. Возможно, он боится стать непонятым и разорвать связь с семьей, потерять ее, а потому держится на расстоянии и присматривается.

Пример сочинения 2

Демократически настроенная молодежь выступала за коренные изменения в России, либералы предпочитали путь постепенных реформ. В результате в русском обществе произошел раскол: на одной стороне были революционеры-демократы, на другой - либералы. Писатель верно заметил этот процесс и отразил его в своем произведении, Он решил обратиться к началу противостояния — концу 50-х годов. Не случайно действие романа происходит в 1859 году.

В этом произведении главный герой Базаров несомненно является выдающейся личностью, обладающей, прежде всего, широкими познаниями в естественных науках. Он привык трудиться и не мыслит своей жизни без труда, который дает ему самостоятельность и независимость.
Его поведение и речи иной раз перерастают в “безмерную гордость” и самолюбие. “Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе”. Базаров ставит себя очень высоко. “Ситниковы нам необходимы.

Мне нужны подобные олухи. Не богам же. горшки обжигать!.” Базаров, подобно многим передовым людям конца 50-х - начала 60-х годов, являлся материалистом. В спорах Павла Петровича Кирсанова и Базарова наиболее ясно отражены их взгляды. Ведь, как известно, в спорах двух сильных личностей рождается истина.

Такое течение приобрело название нигилизм, которое полностью невзлюбилось и отрицалось Тургеневым в его произведениях. Но здесь опять же существует такое понятие как нигилист. “Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает на веру ни одного принципа, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”, - заявляет Аркадий, явно со слов Базарова.

Который отрицает все: и государственную систему, и религии, и общественный порядок, а так же старые морали и нравственные категории аристократизма.

Пример сочинения 3

Основной конфликт романа

Базаров и Павел Петрович

Молодой нигилист Евгений Васильевич Базаров противостоит дворянину аристократу Павлу Петровичу Кирсанову. Разница поколений выражена уже во внешности героев.

Базаров – человек огромной силы воли, человек слова, немного отстраненный от людей. Тургенев особое внимание уделяет живому уму героя. А Кирсанов описан лишь внешне: носит белое белье, накрахмаленные воротнички, лаковые полусапожки. Будучи в прошлом известным светским человеком, Павел Петрович сохранил свои привычки и в деревенской усадьбе брата – безупречность и элегантность образа.
Кирсанов ничего не делает, не имеет никаких обязанностей и стремлений, живет в свое удовольствие. Базаров же деятелен, все, что он делает, полезно для общества, для науки, для народа.

Базаров и его родители

В отношениях Базарова с его родителями также отчетливо просматривается конфликт поколений. Базаров любит отца и мать, но в то же время испытывает презрение к их глупой бесцельной жизни. Несмотря на непонимания друг друга, родители любят Евгения. Любовь не прекращает существовать даже после смерти героя. В конце концов оказывается так, что только родителям Базаров был по-настоящему дорог.

Аркадий и семья

В семье Кирсановых противостояние поколений не столь очевидно. Аркадий Кирсанов постепенно превращается в копию своего отца. В жизни он ценит то же, что и он: дом, семейная жизнь, покой. Для него это намного важнее, чем борьба за всеобщее мировое благополучие. Аркадий всего лишь подражал Базарову, и это вызывало небольшие раздоры в семье. И когда Базаров уходит из поля зрения Аркадия, и конфликты сходят на нет.

История создания

Основные проблемы

Развязка событий


Базаров возвращается к своим родителям и говорит, что останется с ними на шесть недель. Поведение Евгения беспокоит отца, но он решает молчать.

  • Анна Одинцова снова вышла замуж, вскоре после этого умерла ее тетя:
  • Аркадий и его отец начали вместе управлять имением;
  • у Кати родился сын;
  • Катя и Фенечка подружились, а Павел стал ключевой фигурой в этом обществе.

В конце произведения Тургенев рассказывает о Базарове, похороненном на маленьком кладбище. Родители часто посещают его могилу и плачут.

Характеристика героев романа

Начало романа

История начинается 20 мая 1859 года, когда Николай ждет прибытия своего сына. Читателю предоставляется краткая биографическая информация о Кирсанове, благодаря которой выясняется, что он вырос на юге, у него есть брат по имени Павел. Николай должен был сделать карьеру в армии, но сломал ногу в день, когда его заказали, поэтому отправился в Петербург и поступил в университет.

Кирсанов женился на дочери своего помещика, у него родился сын Аркадий. Через десять лет после рождения сына жена Николая умерла, и он воспитал сына в одиночестве.

Затем история возвращается к настоящему времени, когда Николай продолжает наблюдать за дорогой, пока не видит сына. Он бежит, чтобы поприветствовать его. Аркадий не один, а со своим другом Базаровым. Все они садятся в кареты и направляются к дому отца.

Николай рассказывает Аркадию о слугах в доме и о девушке по имени Фенечка, которая живет с ним. Он, кажется, смущен этим, но Аркадий его не критикует. Однако молодому человеку больно видеть, что поместье отца медленно превращалось в руины.

После приезда в Марьино герои ужинают. За столом они обсуждают сельское хозяйство и политические реформы.

На следующий день Базаров отправляется осматривать усадьбу, а затем идет к пруду, чтобы найти лягушек для рассечения. Когда Николай и Аркадий просыпаются, они выходят на крыльцо, чтобы позавтракать, но Кирсанов-младший разочарован тем, что их не обслуживает Фенечка. Он отправляется на ее поиски, чтобы сказать отцу и девушке, что он не одобряет их отношения. Когда Аркадий возвращается, он говорит отцу, что представился ей и узнал о наличии у него младшего брата.

Когда к ним приходит Павел, они немного говорят о Базарове. Аркадий рассказывает, что Евгений нигилист, а затем трое начинают обсуждать, что такое нигилизм.

Когда герои звонят в колокола для слуги, появляется Фенечка. Ее присутствие раздражает Павла. Фенечка когда-то приехала в усадьбу Николая с матерью Ариной. Та держала дочь подальше от хозяина. Но однажды Фенечке попала искра в глазницу, мать отвела ее к Николаю, который дал ей мазь. Мужчина, и девушка понравились друг другу, а после смерти Арины Фенечка осталась с Николаем.

Базаров возвращается. Они с Павлом начинают обсуждать науки и то, как немцы опережают русских в этом деле. Павел пытается заставить Базарова выглядеть плохо и грубо, но ему это не удается, поэтому он уходит.

Николай рад видеть, что и Павел, и Аркадий приняли Фенечку как часть его жизни.

Проходят две недели. Базаров остается с Аркадием. Он нравится всем в поместье, кроме Павла и слуги.

Аркадий пытается познакомить отца с более серьезными книгами по совету Базарова. Пока Николай прислушивается к нему, Павел остается скептиком. Николай рассказывает брату, что их родственник Матвей Ильич пригласил их в свою усадьбу. Они решили отказаться, так как считали, что Матвей только пытается похвастаться своим богатством.

В тот день между Павлом и Базаровым возникает спор о нигилизме и российском обществе. Аркадий встает на сторону Евгения. Николай опечален, увидев, какая разница между ним и его сыном, он понимает, что уже немолод.

Аркадий и Евгений посещают бал г-на Ситникова. Базаров просит Анну Одинцову потанцевать с ним, она соглашается. Они немного разговаривают, затем Анна приглашает Кирсанова и Базарова навестить ее. Оба мужчины заинтересовались ею.

Когда Аркадий и Базаров идут в гости к Одинцовой, становится ясно, что Базаров каким-то образом запуган ею. Они разговаривают в течение трех часов, и рассказчик замечает, что мадам Одинцова, похоже, видит в Аркадии только младшего брата. Когда разговор заканчивается, Анна приглашает друзей к себе в Никольское. Аркадий с благодарностью принимает приглашение и удивляется, увидев, что Базаров кланяется в согласии и краснеет. Три дня спустя они едут в вагоне в Никольское.

Мадам Одинцова благодарит их за то, что пришли, и объявляет, что она живет со своей младшей сестрой и тетей. Аркадий знакомится с сестрой Анны и замечает, что Катя привлекательна, но когда он пытается поговорить с ней, она остается холодна. Базаров проигрывает по карточкам, а когда они возвращаются домой, Евгений говорит Аркадию, что предпочитает Катю Анне.

Одинцова тоже думает о своих гостях, готовясь ко сну. В Базарове есть что-то, что вызывает в ней любопытство.

В произведении конфликт между двумя поколениями не несет в себе исключительно отрицательную окраску. На этом настаивал и сам писатель, который хотел показать, насколько важным для развития общества является диалог между представителями разных жизненных укладов.

Следует осознать и принять тот факт, что противостояние между поколениями никогда не завершится. Однако этот бесконечный конфликт несет в себе большую пользу, поскольку является фактором развития всего, что происходит на земле.

Внутреннее действие

Главные темы

В своем произведении Тургенев постарался раскрыть немало важных тем, каждая из которых несет в себе большой посыл для социума.

В чем смысл книги?

Произведение Тургенева несет в себе важную воспитательную функцию, поскольку молодое поколение учит серьезно относиться к себе, своему жизненному выбору, а старшему поколению напоминает, что не стоит цепляться за прошлое, когда есть возможность попробовать что-то новое и прекрасное.

Тема: отцы и дети (главная тема, которая следует из названия произведения) — широко представлена не только спорами между Базаровым и дядей Кирсанова, но и отношениями Аркадия и Базарова с их родителями; вечная тема любви, которая, по замыслу И. С. Тургенева, должна не только примирить старшее поколение с младшим, но и служить мерилом всех поступков героев, испытывая их на прочность; тема жизни и смерти показана в эпизодах с болезнью и кончиной Базарова (вопрос, волновавший автора, — удастся ли его главному герою остаться верным своим идеалам перед лицом неминуемой гибели).

Идея: показана борьба интеллигенции старой либеральной дворянской и новой разночинной революционно-демократической; пути спасения России — главный вопрос, вокруг которого ведут споры нигилист Базаров и либерал Кирсанов; непонимание между отцами и детьми основано не на различии характеров, а на идейных расхождениях, по этой причине может произойти нарушение преемственности поколений: старый строй уже изжил себя, а новый ещё не сформировался.

Кратко о романе

Жанровое своеобразие.

В произведении нигилистом является молодой врач Евгений Базаров, который не признавал никаких авторитетов и все отрицал. Тургенев не принимал нигилизм, поскольку это философское течение базировалось на крайностях. По этой причине он в комическом ключе выставил Ситникова и Кукшину – главных подражателей Базарова, хотя к самому главному герою писатель относился с большой теплотой.

Роман Тургенева и по сей день является актуальным произведением, которое учит человека с уважением относиться к окружающим людям, уметь их слушать и слышать, стараться находить разумные компромиссные решения в споре, а не с упорством настаивать на собственной точке зрения.

Кульминация сюжета

На следующий день они снова встречаются с мадам Одинцовой, а Аркадий завидует Базарову. Двое мужчин остаются в ее доме в течение двух недель. Евгений постепенно начинает меняться. На следующий день мадам Одинцова и Базаров беседуют. Тот признается, что влюблен в Анну, но приходит к выводу, что она не относится к нему так же.

Базаров и Аркадий едут к родителям Евгения, которые очень рады видеть своего сына после трех лет отсутствия. Однако они остаются только три дня, потому что Базарову надоела тихая жизнь. Объявление о том, что он собирается уезжать, разбило сердце родителей Базарова, но они не пытались его удержать. В Марьино парни хорошо приняты и Николаем, и Павлом.

Базаров попытался поцеловать Фенечку. Павел идет к Евгению и вызывает его на дуэль. Базаров соглашается, но сожалеет об этом почти сразу, как только Павел уходит. Дуэль состоялась на следующий день. Евгению удается ранить Павла. Он стреляет ему в бедро, чтобы прекратить дуэль. Слуга бежит за каретой, и Николай тоже приходит. Евгений говорит им, что он уйдет, но сначала он позаботится о ране Павла. На следующий день Базаров уходит, не попрощавшись со слугами в доме.

Павел быстро выздоравливает. Становится ясно, что ему очень нравится Фенечка. Он просит ее перестать любить его брата. Фенечка начинает плакать, а когда Николай входит в комнату, она бежит к нему в объятия. Видя это, Павел убеждает брата жениться на ней. Старший Кирсанов соглашается.

Тем временем Аркадий говорит Кате, что любит ее, и просит выйти за него замуж. Девушка соглашается, а Анна согласна дать им свое благословение.

Базаров решает уйти после этого, хотя Одинцова пыталась убедить его остаться. Перед отъездом Базаров идет к Аркадию и поздравляет его с помолвкой.

  • Кратко о критике
  • Главный герой — Базаров
  • Трактовка Писарева
  • Впечатление Страхова
  • Герцен и Антонович
  • Катков и Достоевский

Кратко о критике

Литературный критик Белинский

Множество мнений, которые существуют в литературе относительно произведения Тургенева, доказывают, что роман не оставил никого равнодушным.

Главный герой — Базаров

Восхищение вызывает краткость стиля написания Тургенева, поскольку весь материал автор уместил в рамки одного произведения. Главный герой описывается в 26 из 28 частей романа. Другие персонажи сгруппированы вокруг него, они открываются при общении с ним, делая еще более рельефным характер Базарова.

Евгений Базаров

Далее Тургенев не описывает картину деревенской жизни, но в начале романа она изображена ярко, к этому нельзя что-то добавить. Всех персонажей произведения волнует вопрос: этот край не отличается ни трудолюбием, ни богатством, ему нужны реформы. Но как их можно произвести? Кирсанов указывает на то, что определенные меры обязано принять государство. Все возлагаемые надежды этого персонажа — на народную общину и патриархальные принципы.

Трактовка Писарева

Трактовка Писарева

Но общее впечатление Писарева сведено к другой проблеме. Критик находит в Базарове сочетание основных аспектов мировоззрения разных пониманий демократии, которые писатель смог верно описать. И критическое отношение непосредственно автора к Базарову при этом больше является преимуществом. Как считает Писарев, трагедия состоит в том, что у этого персонажа отсутствуют требуемые условия для деятельности. И поскольку Тургенев не может показать, как живет основной персонаж романа, он описывает, как он умирает.

Нужно сказать, что Писарев нечасто выражает в своих кратких конспектах и публикациях восхищение различными художественными романами. Именно его можно назвать нигилистом — человеком, который опровергает ценности. Но критик подчеркивает эстетическое значение произведения. Причем он убежден, что настоящий нигилист, как и непосредственно Базаров, обязан отрицать любую ценность искусства.

Впечатление Страхова

Также существует статья Страхова, которая посвящена этому произведению Тургенева. Проблематика критического описания относится к:

  • стилю написания литературной критики, которая не должна быть очень сухой;
  • смыслу непосредственно критического описания (писатель не пытается поучать читателей, однако считает, что сами они этого хотят);
  • роли романа в русской литературе;
  • непониманию между ожиданиями читателей и творческой личностью.

Впечатление Страхова

Герцен и Антонович

Герцен о Базарове

Катков и Достоевский

Тургенев Иван Сергеевич

Краткий и полный анализ романа выявляют, как художественные средства помогают раскрыть идею произведения.

Годы написания — 1860-1861.
История создания — роман создавался в Англии и в России накануне отмены крепостного права и других реформ 1861 года. Тургенев опирался на текущую ситуацию, буквально держа руку на пульсе исторических событий.
Жанр — роман, социальный роман.
Направление — реализм.
Основная идея — На смену старому и отжившему устройству общества должно прийти новое, которое сделает жизнь людей счастливее.
Тема — Столкновение поколений и формирование нового типа людей.
Проблема — Основой перемен герой считает слом старого мироустройства и построение нового, однако зачастую молодое поколение не находит достойной замены старому.
Композиция — Кольцевая композиция повторяется в романе дважды. Герои едут в поместье Кирсановых – к Одинцовой – к родителям Базарова. Это подчеркивает повторяемость жизненных циклов, схожесть судеб людей разных поколений.

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Столкновение нового социально-исторического поколения со старым.

Проблема: Как бы молодежь ни отрицала важность семейных отношений, наблюдается их большая устойчивость.

2. Тема: Противостояние идеологии консерваторов-отцов и радикально настроенных молодых людей.

Проблема: Конфликт усиливается тем, что аристократия и демократия имеют большое различие и в культурных вопросах. Это непроницаемые друг для друга миры.

3. Тема: Место любви в жизни человека.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Этот период стал настоящим испытанием духовных возможностей для людей разных поколений, которым предстояло найти взаимопонимание в условиях глобальных противоречий.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Евгений Васильевич Базаров — главный герой, студент медицинского факультета, нигилист и прогрессист. Верит в разум, пользу, все естественное и природное, отвергает искусство и старые принципы устройства общества. Отрицает любовь, но сам же влюбляется в Одинцову. Умирает от заражения тифом.
Аркадий Кирсанов — приятель Базарова. Поначалу разделяет его взгляды, а после отходит от них, выбирая то, что ему ближе. Увлечен Анной Одинцовой, но позже глубоко влюбляется в Катю.
Николай Петрович Кирсанов — отец Аркадия, вдовец. Мягкий человек, которому не хватает характера, чтоб управлять имением и подчиненными. Осознает разницу между ним и молодежью, переживает об утраченном прошлом. Но выбирает жить, находя новое счастье с Фенечкой и сыном.
Павел Петрович Кирсанов — дядя Аркадия, бывший военный, светский лев. Идейный оппонент Базарова. Несчастный человек, живущий прошлым и устаревшими принципами.
Анна Сергеевна Одинцова — светская красавица, вдова. Поначалу вызывает у Базарове циничные насмешки, а после близкого знакомства – любовное чувство. Не отвечает взаимностью Базарову, так как превыше всего ценит спокойствие, а не страсти. Перед смертью посещает его как друг.
Катя (Катерина Сергеевна) — сестра Одинцовой, живущая в ее имении. Умная, чувствительная девушка с сильным характером. Родственная душа Аркадия, позже становится его женой.
Фенечка — простая девушка, дочь экономки Кирсановых. Любовница Николая Петровича и мать его сына, позже становится второй женой. Симпатия Базарова, тайная любовь Павла Петровича.
Василий Иванович Базаров — отец Евгения, старичок 60 лет, отставной военный хирург. Любит и боготворит сына, мечтает о его блестящем будущем.
Арина Власьевна Базарова — мать Базарова, женщина, воспитанная по старинным правилам и обычаям. Верит и в бога, и в черта, и в сказки. Но больше всего – в своего сына.

п.4. Литературные приёмы

1. Летописный характер романа, привязка к точному историческому периоду.
2. Антитеза / Контраст / Противопоставление (нигилизм Базарова – традиционализм старших Кирсановых, страсть Базарова – спокойствие Одинцовой и др.)
3. Речевое поведение героев — диалог-спор, словесная схватка, полемика о важных вопросах, несогласие.
4. Самохарактеристика героев через речь, речевые детали (из слов Базарова, Кирсанова, Одинцовой и других героев становится понятно, какова их натура).
5. Пейзаж
– как отражение внутреннего душевного состояния героя (Николай Петрович от созерцания природы погружается в приятные воспоминания и т.д.);
– как контраст, усиливающий абсурдность человеческих действий (прекрасные картины раннего утра в день дуэли Павла Петровича и Базарова).
6. Лирические отступления, в которых автор рассуждает о разных явлениях — (размышления об эмансипации, картины бедности и разрухи при подъезде к поместью Кирсановых, описание матери Базарова и помещиц такого типа т.д.)

п.5. Конфликт произведения

Также интересен внутренний конфликт Базарова. Он отрицает любовь, романтизм и привязанность, но при этом влюбляется в Анну Сергеевну так, что даже перед смертью помнит об этом.

Читайте также: