Мудрость народа 4 класс русский язык план урока

Обновлено: 03.05.2024

1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2. Изучить особенность пословиц и поговорок, углубить и расширить знания и представления детей о пословицах и их значениях, учиться правильно употреблять пословицы и поговорки в речи.

3. Способствовать повышению культуры речи, обогащению словарного запаса образными выражениями: пословицами и поговорками.

Ход занятия:

Ц О В С П О А И Л (пословица)

- Перед вами сборники русских пословиц и поговорок. В этих книгах собрана мудрость народа.

II. Основная часть

- Что такое пословица? (Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм. Из толкового словаря С. И. Ожегова)

- Прочтите пословицу, объясните ее смысл:

Для того, чтобы объяснить смысл и появление данной пословицы, давайте вспомним, как рождаются поговорки и пословицы. Они рождаются на основе народных знаний, наблюдений, они - творение тех людей, которые жили задолго нас с вами. Именно поэтому их называют кладезем мудрости: много важного и интересного можно узнать из пословиц.

Но почему поговорку называют цветочком, а пословицу ягодкой? Думаю, ответ лежит в их различии: поговорка, в отличие от пословицы, ничему не учит, это лишь красивая, благозвучная фраза. Каждая пословица - крупица народной мудрости. Вот поэтому поговорки можно назвать цветочками, а пословицы - ягодками.

- Пословицы и поговорки обычно изучаются вместе. На практике их часто путают. Но очень важно видеть в них отличие.

- Что же общего между пословицей и поговоркой?

• Связь с речью

• Принадлежность к искусству слова

- Чем пословица отличается от поговорки? (Пословица – это изречение, народная мудрость, это всегда суждение, в ней содержится определенный вывод, обобщение, а поговорка – просто меткое слово. Пословица – законченное предложение, а поговорка – лишь часть его. Поговорка всегда имеет переносное значение.)

2) Работа с пословицами и поговорками

- Разделите изречения на две группы. Какие это группы? (Пословицы и поговорки)

• Человек без Родины – что соловей без песни. (пословица)

• Как сыр в масле катается. (поговорка)

• Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. (пословица)

• Готовь сани летом, зимой – телегу. (пословица)

• Говорит – что рублём дарит. (пословица)

• Ему говорить – что к стенке горох лепить. (пословица)

• Решетом воду носить. (поговорка)

• Без беды друга не узнаешь. (поговорка)

А теперь следующее задание. Пожалуйста объясните мне смысл пословицы : 1 группа (Человек без Родины – что соловей без песни). У каждого человека есть Родина. Но для всех людей она разная, обозначает что то свое. Для кого-то это место, где он родился или живет. У некоторых там остались друзья, близкие люди, родители. Вспоминаешь, думаешь о Родине всегда и везде, где бы не находился. Человек не может жить без этого, так же как и соловей, который поет свои песни всегда. Мы не можем представить себе эту птичку без песни.

2 группа (Готовь сани летом, зимой – телегу) Ко всему нужно готовиться заранее. Что бы не попасть впросак, быть собранным к нужному моменту. Душа человека спокойна, когда он готов и собран. Жить нужно не только сегодняшним днем. Стоит готовиться и к будущему. Делая все заранее, люди облегчают себе жизнь.

3) Русские писатели высоко ценили значение пословиц, поговорок. Вот некоторые высказывания великих писателей (Зачитывают подготовленные дети).

4. Ребята, а кто придумал пословицы?

- Кто придумал пословицы и поговорки? (Народ)

- Когда появились пословицы и поговорки? (Давно, до появления письменности)

- Кто собирал и записывал пословицы и поговорки? (Ученые, поэты, писатели)

- Ребята, кто такой В. И. Даль?. В. И. Даль – собиратель пословиц и поговорок

А сейчас мы с вами немного поиграем.

III. Игры, конкурсы, занимательные задания

Класс делится на две команды. Выполняя задания, учащиеся каждый раз объясняют смысл пословиц.

- Отгадайте, какие пословицы спрятались в рисунках

Начало пословицы читается поочередно каждой команде.

Что с возу упало, (то пропало) .

• Не плюй в колодец, (пригодится воды напиться)

• Хочешь есть калачи, (не сиди на печи)

• Не откладывай на завтра. (то,что можно сделать сегодня)

. Терпенье и труд…

3. Театральный конкурс

Командам предлагается проинсценировать пословицу. Соперники должны угадать, о чем идет речь.

- Переставьте буквы так, чтобы получились пословицы, объясните их смысл.

Ввклоо бостьяя – в есл ен диотхь. (Волков бояться – в лес не ходить) если бояться трудностей или опасных последствий, то не стоит и начинать какое-либо дело; чтобы добиться какого-либо успеха, необходимо рисковать, действовать смело.

Тен адмы збе гняо. (Нет дыма без огня) Так говорят когда распространяются какие-то слухи. Без причины ничего не бывает. Говорится чаще тогда, когда верят, что в распространившихся слухах есть доля правды.

- Назовите пословицы, где встречаются числа.

• Учись всю жизнь. (Век живи, век учись)

• Беречь время. (Делу – время, потехе – час)

• Доводи начатое дело до конца. (Сделал дело – гуляй смело)

• Не торопись, делай все аккуратно. (Поспешишь – людей насмешишь)

Подведение итогов конкурса.

- Чему научились на занятии?

- Что было самым интересным?

- Какую роль в речи играют пословицы и поговорки?

(Пословицы и поговорки украшают нашу речь. Когда человек в своих высказываниях употребляет пословицы и поговорки, то она становится более эмоциональной. Также они даруют нам мудрость. Веками народ учился и наблюдал за окружающем миром. А выводы о наблюдениях заключал в эти жемчужины мудрости.

- Спасибо за занятие!

Было приятно с вами работать.

Рабочая программа по русскому языку в 8 классе (пояснительная записка) Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного.

Создала и апробировала программу литературного курса

Тема : Фразеологизмы - народная мудрость.

Цель : Ознакомить учащихся с понятием фразеологизма, как устойчивого сочетания слов.

  1. Научить узнавать в речи фразеологизмы, умело их использовать, выяснить какую роль играют фразеологизмы в нашей речи.
  2. Развивать умение пользоваться фразеологизмами в собственной речи
  3. Пополнять словарный запас учащихся

Оборудование : карточки со словами, индивидуальный раздаточный материал для логических упражнений, мультимедийная аппаратура, карточки для индивидуальной работы, словари.

Пусть мы с вами ещё не знакомы,

Но, надеюсь, друг друга поймём,

А помогут нам в этом знания,

Которые мы на уроке найдём

- Начинаем наш занятие. Зарубите себе на носу , вам сегодня придётся работать засучив рукава . В случае временной неудачи не падайте духом , а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь, в конечном счёте, вас ждёт успех!

- Все вам было понятно в моем пожелании? Значит, как мы будем работать?

  1. Зарубите себе на носу – запоминать
  2. Работать, засучив рукава – усердно работать
  3. Не падайте духом – не унывать в случае неудачи
  4. Возьмите себя в руки – работать сосредоточенно

- А кто знает, что это за необычные выражения?

- А как они называются?

- Давайте вместе прочитаем:

Заруби себе на носу

Возьми себя в руки

Не падайте духом

- Какова тема нашего занятия?

- Зачем нам нужно изучать фразеологизмы? (Для яркости речи, для выразительности, они помогают говорить метко и кратко, способствуют развитию логического мышления)

- А что же такое фразеологизмы? (варианты детей)

- Всё это ваши предположения. А кто из вас более точно определил, что такое фразеологизмы, мы узнаем после того, как проиграем сказку.

- Эта сказка вам подскаже т, что же такое фразеологизмы.

- Для игры мне нужно 3 человека.

- Каждый из вас - слово.

- Прочитайте, какой фразеологизм получился.

- Что обозначает этот фразеологизм?(очень дружно)

-Есть ли в вашем классе ребята, о которых можно сказать водой не разольёшь?

-Хотите ещё поиграть?

- По моей команде попробуйте сами выстроиться в определённом порядке.

- Какой фразеологизм получился?

- Что обозначает? (ему или ей всё нипочём).

-А сейчас я усложню задание. дам одно лишнее слово.

-Нужно 5 человек

-Ребята, помните ,что слова стоят в определённом порядке, лишних не должно быть. Может кто-то сразу целиком его вспомнит?

-Какой фразеологизм получился?

- Что обозначает? (надолго затягивать какое-либо дело)

-Как вы думаете, что это такое?

-Вы поняли ,что такое фразеологизмы?

- В русском языке насчитывается несколько десятков тысяч фразеологизмов, но к сожалению в речи мы их используем очень мало, ограниченно.

- А откуда мы можем узнать о фразеологизмах?( книги, кино, телевидение, от старших, из словарей)

- В речи мы употребляем фразеологизмы даже не замечая этого. Так и случилось с ребятами. Послушайте истории.

- Скоро ли наступит лето?

- Скоро, ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно оглядываться.

-А бывает еще и так, (про нос)

  1. «Мама говорит своей дочери после долгой разлуки:

- Как ты похудела, Надюша, один нос остался!

-Какие фразеологизмы вы услышали?

  1. оглянуться не успела
  2. только один нос остался

-Каким одним словом можно заменить? (быстро, похудела)

-Хотите узнать, какие ещё фразеологизмы есть в русском языке?

-Давайте поработаем в группах. Давайте вспомним правила работы в группе:

Каждой группе я даю карточки, на которых записаны слова. - Вам нужно составить фразеологизмы

Умеют выразительно читать текст, определять основные моменты Знают имена числительные.

Применяют в письменной и устной речи конструкции с числительными.

Критерий оценивания

Выразительно читать текст, определять основные моменты;

использовать в письменной и устной речи конструкции с числительными

Языковая цель

Основные термины и словосочетания:

казахские пословицы, русские пословицы, семь

Планируемое время

Запланированная деятельность

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

(Ф) Ребята подумайте о чем эти слова: Про неё говорят, что она недаром молвится, что в ней

мудрость народная. Что это?

(Деятельность учащихся) Учащиеся должны сказать, что это пословица .

3. Изучение нового материала.

(К) Ребята прочитайте пословицы, перевести на русский язык, сравнить с русскими пословицами, провести соответствие.

(Деятельность учащихся). Читают пословицы, рассуждают, делают вывод. (И) Записывают понравившуюся пословицу в тетрадь.

(Ф) Послушайте текст, ответьте на вопросы.

С чем сравнивают речь без пословицы?

Как ты понимаешь значение выражения из уст в уста ?

Почему пословицы и поговорки передавались из уст в уста?

Как понимаешь значение словосочетания нынешнее поколение ?

(Деятельность детей) Слушают и отвечают на вопросы.

(К) Учитель предлагает прочитать казахскую пословицу на казахском и русском языках, о бъясни смысл. Записать на русском языке, проставить ударение.

( Деятельность детей) Записывают пословицу, подчеркивают одной чертой слова-предметы, двумя чертами – слова-действия.

(П) Учительпредлагает поработать в паре с другом, вспомнить и записать пословицы, в которых встречается цифра 7.

1-я группа – об уважении к старшим;

2-я группа – о любви к Родине;

3-я группа – о бережном отношении к природе.

( Деятельность детей) Работают в группах, подбирают пословицы, оформляют постер.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока родного русского языка в 4 классе

Выполнила: учитель русского языка и литературы Фаизова Люция Рафитовна

Тип урока: урок изучения нового материала

Тема урока: Пословицы и поговорки

Цель : Сформировать представление о пословицах и поговорках

Задачи урока:

Познавательная: расширить знания учащихся о пословицах, поговорках.

Развивающая: научить правильно понимать и объяснять значение пословиц, поговорок, употреблять их в речи, развивать связанную речь учащихся, развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление.

Воспитательная: воспитывать у детей культуру речи, бережное отношение к природе, формировать ответственность за свои поступки и действия.

Тип урока: Введение новой темы

Организационный момент.

Объявление темы, задач и целей урока.

Слово учителя.

Чем пословица отличается от поговорки?

Пословицы — это краткие изречения, выражающие житейскую мудрость народа. Поговорка , как и пословица, — остроумное, меткое народное суждение, краткое по форме. Пословицы отличаются от поговорок своей законченностью. Пословица — законченная мысль, поговорка — только часть суждения.

Основная часть.

1. - Отгадайте, где пословица, а где поговорка?

*Человек без Родины – что соловей без песни. (Пословица)

*Как сыр в масле катается. (Поговорка)

*Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. (Пословица)

*Готовь сани летом, зимой - телегу. (Пословица)

* Цыплят по осени считают (Поговорка).

2. Я говорю начало пословицы, а вы должны её закончить.

В гостях хорошо, а ….(дома лучше).

Волков бояться, ….( в лес не ходить).

По одёжке встречают ,а …( по уму провожают).

Ученье свет, а ……(неученье – тьма).

Любишь кататься, … (люби и саночки носить).

Не имей сто рублей, а … (имей сто друзей).

Кончил дело, … (гуляй смело).

3. Послушайте маленькие рассказы и попробуйте подобрать к каждому из них подходящую пословицу.

1. Жил-был мальчик Ваня Синицын. Не был он ни умным, ни глупым, ни отличником, ни двоечником, ни ленивым, ни трудолюбивым. Средний был мальчуган.

Однажды Ване задали много уроков. Но его так одолела лень, что он сначала час читал книгу, потом тридцать минут смотрел телевизор, а потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл так долго, что, придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки. И Ваня решил их не делать.

На следующий день, когда мальчик пошел в школу, была контрольная. Ваня получил двойку, потому что он совсем не учил уроки.

(Всему своё время; Делу – время, а потехе – час).

2. Некоторые люди, когда опаздывают на работу, нарушают правила и проезжают на красный сигнал светофора. За это их останавливает работник ГАИ и штрафует. И они еще больше опаздывают на работу.

( Тише едешь, дальше будешь).

3. Жил-был бедный человек. У него было много друзей. Однажды он заболел. Ему нужна была дорогая операция, но у него не было денег. Тогда все его друзья привезли деньги. Этому человеку сделали операцию, и он выздоровел.

(Не имей сто рублей, а имей сто друзей).

4. Найдите соответствия.

1. Век – жизнь человека. Учиться можно в течение всей жизни, каждый день приносит новые знания. Так говорят в качестве доброго совета постоянно учиться или в шутку, когда узнают что-либо новое, чего до сих пор не знали.

- Век живи, век учись;

- Ученья корень горек, да плод сладок;

-Ученье свет, да неученье – тьма.

2. Если бояться трудностей или опасных последствий, то не стоит и начинать какое-либо дело. Так говорят, чтобы подбодрить себя или кого-то, когда решаются какое-либо опасное или неизвестное дело, связанное с риском.

- Волков бояться – в лес не ходить;

- Дело мастера боится;

- Чем дальше в лес, тем больше дров.

5. По фрагментам пословиц нужно догадаться, о каком предмете, качестве или явлении идёт речь.

• Если своя, то не тянет. ноша

• Приходит во время еды аппетит

• Без труда из водоёма не вытащишь. рыбку

• Дорога к обеду. ложка

• По нему провожают. ум

• Города берёт. Смелость

Цель урока: способствовать более прочному и осознанному усвоению малых жанров

В какой поговорке маленькое насекомое превращается в большое животное? (Делать из мухи слона).

Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? ( За словом в карман не полезет).

О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, что встающий рано утром человек успевает больше сделать за день? ( Кто рано встаёт, тому Бог подаёт).

В какой поговорке говорится о рыбалке и труде? (Без труда не вытащишь рыбку из пруда).

Читайте также: