Ковалева т м инновационная школа аксиомы и гипотезы м педагогическое сообщество россии 2000

Обновлено: 17.05.2024

Ведется не только организационная, но и научная деятельность в области профильного обучения, предлагаются различные модели профильности, в том числе в сельских школах. В то же время до сих пор не решены принципиальные педагогические проблемы. Например, проблема системности нововведений. Единый экзамен в профильной школе не может быть единым. Это уже следует из понимания дефиниций данных понятий. Содержание единых экзаменационных материалов не может совпадать с содержанием профильных программ обучения.

Если ЕНТ как элемент системы диагностики и оценки образовательных результатов не учитывает (не проверяет, не оценивает) результатов профильной образовательной траектории ученика, тогда он может выступать диагностическим или оценочным инструментом. Кроме того, в стремлении объективизировать итоговый контроль ЕНТ отодвигает субъективность ученика и учителя — главных участников образовательного процесса, что противоречит личностной ориентации обучения, декларируемой в Концепции модернизации образования.

Заключение

Инновации - это и идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы [18. с. 230 - 231].

Причинами педагогических инноваций являются:

1. Кризис образования, который признается во всем мире свершившимся фактом.

2. Потребность в научной поддержке инновационной деятельности.

Немаловажное значение в педагогических инновациях являются типологии. Раскрытие разнообразных подходов к типологии педагогических инноваций важно, так как они отражают понимание учеными и педагогами - практиками в разное время сущностного значения инноваций в образовании, той роли, которую они им отводили.

Общепринятой типологии или классификации нововведений в образовании не существует. Наоборот, учеными выделено более 20 критериев для классификации нововведений: долговременные и кратковременные, рассчитанные на малые группы и общества, радикальные и реформаторские в образовании, в труде, в досуговой деятельности, авторитарные и либеральные, инициативные и административные и т.д. Разными авторами предлагаются различные подходы к данной проблеме. Например, О.Г. Хомерики [19. c. 11] выделяет следующие группы (типы) нововведений: в содержании образования: в организации учебно-воспитательного процесса, в методиках, технологиях, методах учебно-воспитательного процесса, в управляющей системе школы и т. д.

Согласно разработанной А.В. Хуторским [19. с 17] систематики педагогические нововведения подразделяются на следующие типы и подтипы:

1. По отношению к структурным элементам образовательных систем.

2. По отношению к личностному становлению субъектов образования в области развития определенных способностей учеников и педагогов.

3. По области педагогического применения: в учебном процессе.

4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, в групповом обучении, в репетиторстве. в семейном обучении.

5.По функциональным возможностям.

6. По способам осуществления.

7. По масштабности распространения.

8. По социально-педагогической значимости.

9. По объёму новаторских мероприятий.

10. По степени предполагаемых преобразований.

Таким образом, в курсовой работе были раскрыты суть и практическое значение педагогических инноваций, игнорировать которые нельзя, так как их возникновение и реализация отвечают современному уровню развития образования.

Список литературы

1. Ангеловски, К. Учителя и инновации: Кн. для учителя; Пер. с макед. [Текст] / К. Ангеловски - М.: Просвещение, 1991. - 159 с.

2. Брушлинский, А.В. Деятельность субъекта как единство теории и практики // Психологический журнал. 2000. № 6. Т. 21.

3. Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании. Тюмень, 1990.

5. Имакаев, В.Р. Педагогическое знание // Философские науки. 2005.

6. Кванина, В.В. Инновации: определимся с понятиями // Администратор образования. - 2007.-№1.- с. 75-83.

7. Ковалева, Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. М,: Педагогическое сообщество России, 2000.

8. Лазарев, B.C., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. 2004. N 4.

9. Новикова, Т.Г. Условия эффективности инновационной деятельности в образовании: зарубежный опыт и взгляд на российскую практику // Школьные технологии. - 2005.- № 5. - с. 25-32.

10. Полонский, В.М. Инновации в образовании (методологический анализ) // Инновации в образовании. 2007. № 3.

11. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М., 1987.

12. Самохин, В.Ф. Педагогические инновации в системе профессионального образования // Инновации в образовании - 2006. - №6. – с. 4-9.Размещено на

Инновационная школа: аксиомы и гипотезы

Автор: Ковалева Т. М.
Издательство: МПСИ
Место издания: М.
Тип переплёта: ламинированный тверд.
Год издания: 2003
Формат: Обычный
Состояние: Отличное
Количество страниц: 256
Код хранения:

Аннотация:
(308)

Книги высылаю по России и миру.

1. Стоимость пересылки - по тарифам Почты России.
По России: до 500 грамм - 100-130 рублей.
От 500 грамм до 1 кг - 140-190 рублей.
Свыше 1 кг - от 190 рублей.
Международная пересылка от 600 рублей.

2. Возможна пересылка службой доставки Боксберри.

3. Упаковка бесплатно.

4. Отправка лотов осуществляется 3 раза в неделю.

5. После отправки сообщаю трек-номер для отслеживания.

6. Оплата: Карта Сбербанка, карта Альфа банка, яндекс деньги, банковский перевод.

7. Только предоплата! Наложенным платежом книги не высылаю.

При заказе на сумму от 1300 рублей покупатель получает БЕСПЛАТНУЮ доставку ПОЧТОЙ по России (кроме регионов Сибири и Дальнего Востока)


Хотя невозможно точно определить происхождение термина "инновация" (новшество), считается, что этот термин в общественные науки попал из естественных, поскольку прежде всего и в большом количестве новшества применяются в области агрономии, промышленности и медицины. Хотя инновации сопровождают общество с самого начала его возникновения, как педагогическая категория они относительно молоды и в этом одна из причин того, что в их определении существует большой разнобой, хотя и нет существенных разногласий и непониманий.

Самые значительные различия в определении инноваций связаны с употреблением близких и родственных терминов для их характеристики. Эта пестрота хотя и отражает синонимическое богатство языка, в то же время указывает на необходимость их уточнения и не только ради теории, но ради практики.

Новшество, инновация, нововведение - трактовки этих понятий разными авторами оказываются различны.

Инновации - это изменения внутри системы.

Инновации - это и идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы.

Некоторые педагоги считают новшество узким пониманием модернизации образования, другие - широким и т. п. Некоторые термин нововведение заменяют терминами реформа, осовременивание, совершенствование, оптимизация, модернизация и т. п.

Остановимся на определении инноваций (новшеств) как педагогической категории, связанной с некоторыми определениями в социологии (новшество как социологическая категория).

Самым старым термином считается термин, данный Э. М. Роджерсом, сделавшим обширный обзор исследований, в основном американских и некоторых европейских, в области новшеств. В этих исследованиях преобладают агрономия, промышленность и медицина. Новшества в области педагогики, т. е. воспитания и образования, представлены относительно мало, и отражают лишь их роль в стабилизации существующих общественных систем.

Роджерс так определяет новшества: "Новшество - это идея, являющаяся для конкретного лица новой. Не имеет значение, является ли идея объективно новой или нет, мы определяем её во времени, которое прошло с её открытия или первого использования".

Майлс пишет: "Специальное новое, особое изменение, от которого мы ждём эффективности и реализации систематических целей".

Американцы Бил и Болен определяют новшество как "изменение, которое включает в себя не только изменение материала, но и комплекс изменений во взгляде на его применение". Этим определением в сущности дается характеристика изменения или комплекса изменений.

Найхоф определяет новшество как процесс: "Это процесс, который начинается какой-то идеей и воздействует на изменения, завершаясь их усвоением или отрицанием со стороны потенциальных потребителей".

Термин инновация (новшество) по-разному определяется и в энциклопедиях и словарях:

"Инновация (от латинского inovatis) - это новинка, новшество, изменение. Инновация обозначает ввод чего-то нового, введение новизны". Такое определение не может удовлетворить научные критерии.

Слово "инновация" происходит из латинского языка и в переводе означает обновление новинку, изменение".

В издании Общей энциклопедии термин новшество определяется как "новинка, обновление, новшество - практическое использование технических и технологических изобретений и достижений". В специальной и педагогической литературе этот термин по-разному определяется разными авторами, занимающимися этой проблематикой.

Например, Н. Потконяк пишет: "Хотя выражения "новшество", "модернизация", "оптимизация", "усовершенствование", "развитие" образования не всегда точно определяются, что не так просто сделать, то в целом они подчеркивают желание "извлечь образование из кризиса", в котором оно сегодня находится, внести в образование изменения, то новое, которое сделает его более эффективным, успешным и улучшенным".

В определениях, что же такое новшество, преобладает мнение, что новшество означает изменение, хотя говоря об этом, некоторые имеют в виду новые, другие - количественные, третьи - качественные изменения и т. п. Некоторые авторы вместо изменений подразумевают просто новинки, нечто новое, процесс внесения нового, новых моделей, процесс обновления и др. Что касается специфики, специфических черт понятия "новшество", авторы в основном подчеркивают, что с помощью новшеств (изменений, новинок и т. п.) обеспечивается развитие, совершенствование, улучшение, более эффективная образовательно-воспитательная работа.

Под педагогическими инновациями подразумевают нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса. Однако нововведения могут и ухудшить систему. Словарь С. И. Ожегова предлагает следующее определение понятию "новый": "впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый". Заметим, что в этом определении новый не означает лучший. Это важно для понимания новаций в образовании, где не всякое новое приводит к прогрессивному улучшению системы. Некоторые новшества могут быть или стать тормозом развития образовательной системы. Вопросы, относящиеся к результатам введения нового в образование, также относятся к области педагогической инноватики.

Новизна - один из основных критериев оценки педагогических исследований, результат нововведения. Новизна всегда относительна как в личностном, так и в объективно - временном плане.

То, что ново в одно время или для одного субъекта, может быть неновым для другого времени и субъекта.

Марклунд в одной из своих работ в OECD дает следующее различие между новшествами и изменениями: "Понятие новшества как оно употребляется в школах и преподавании часто синонимично (идентично) понятию изменения. Если это изменение охватывает широкий масштаб и всю школьную систему, о нем говорят как о реформе. Однако было бы неправильно считать любое изменение новшеством. Оно должно включать в себя улучшение согласно заранее поставленным целям. Новшество каждый раз ставит один или несколько качественных критериев".

Вот что говорится в документе OECD/CERI: "Мы считаем, что новшество должно означать попытку изменить систему образования, осуществляемую сознательно и намеренно с целью улучшения нынешней системы. Новшество не обязательно является чем-то новым, но обязательно чем-то лучшим и может быть продемонстрировано само по себе".

Югославский институт по изучению школьных вопросов и проблем просвещения за год до окончания работы очень большое внимание уделял проблемам новшеств в образовательно-воспитательной деятельности. Вот как этот институт определяет новшества: "Новшества представляют собой определенные сознательные изменения с целью улучшения и развития образовательно-воспитательной технологии. Предполагается, что эти изменения должны быть новинкой в современной ситуации, но не всегда полностью новыми идеями или формами. О некоторых изменениях мы говорим как о новшествах, если они даже когда-то и где-то уже проявлялись, но в данный момент и в данной среде они приобретают особое значение и могут стимулировать образовательно-воспитательный процесс.

Новшество в качестве педагогического понятия означает "введение нового в образовательно-воспитательную работу. Новшества часто относятся к введению и применению новых методов, способов, средств, новых концепций, к реализации учебной литературы, новых учебных программ, мер воспитания и др. Как понятие новшество целиком входит в понятие модернизации или осовременивания образовательно-воспитательной работы".

Новшество в образовании - это может быть педагогическое средство, метод, методика, технология, программа и т.д. Под новшеством часто понимают целенаправленное прогрессивное изменение, т.е. определенный процесс. В других случаях новшеством называют само средство, введение которого в систему приводит к ее изменению.

Н. Р. Юсуфбекова под новшеством в педагогике понимает "такое содержание возможных изменений педагогической действительности, которое ведет (при освоении новшеств педагогическим сообществом и внедрении их) к ранее не известному, ранее не встречавшемуся в данном виде в истории образования состоянию, результату, развивающим теорию и практику обучения и воспитания".

М. М. Поташник и О. Г. Хомерики пишут, что новшество - "это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т.п.), а инновация - это процесс освоения этого средства".

В. С. Лазарев считает, что по своему смыслу инновация и нововведение - это тождественные понятия. Они рассматривают нововведение (инновацию) как внедренное (освоенное) новшество. "Если новшество - это потенциально возможное изменение, то нововведение (инновация) - это реализованное изменение, ставшее из возможного действительным".

Следует различать новшества и нововведения. Если под педагогическим новшеством понимать некую идею, метод, средство, технологию или систему, то нововведением в этом случае будет процесс внедрения и освоения этого новшества. Новшество - нечто новое, специально спроектированное, исследованное, разработанное или случайно открытое. Это может быть новое педагогическое знание, технология, методика, прием. Нововведение - это продукт освоения и внедрения новшества.

Мы в понятие "педагогическая инновация" будем вкладывать изменения, направленные на улучшение и развитие систем воспитания и образования.

Список источников и литературы

1. Загвязинский В. И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании. Тюмень, 1990.

3. Кванина В. В. Инновации: определимся с понятиями // Администратор образования. 2007. № 1. С. 75-83.

4. Ковалева Т. М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. М.: Педагогическое сообщество России, 2000.

5. Лазарев B. C., Мартиросян Б. П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. 2004. N 4.

6. Новикова Т. Г. Условия эффективности инновационной деятельности в образовании: зарубежный опыт и взгляд на российскую практику // Школьные технологии. 2005. № 5. С. 25-32.

7. Полонский В. М. Инновации в образовании (методологический анализ) // Инновации в образовании. 2007. № 3.

8. Самохин В. Ф. Педагогические инновации в системе профессионального образования // Инновации в образовании. 2006. № 6. С. 4-9.

9. Сластенин В. А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.

10. Тубельский А. Экспертиза инновационной школы: Инновационное движение в российском школьном образовании / под ред. Э. Днепрова, А. Каспаржака, А. Пинского. М.: Парсифоль, 1997.

11. Ходанович А. И. Инновационные аспекты современных образовательных технологий // Инновации. 2003. № 2-3.

12. Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. М., 1991.

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Читайте также: