Можно ли проводить родительское собрание вместе с детьми в школе

Обновлено: 08.07.2024

Действительно ли так должны проходить встречи родителей и классного руководителя? Какими они должны быть в действительности?

Что это такое?

Это официальное мероприятие, которое организуется школой для демонстрации и обсуждения успехов учащихся и улучшения условий, в которых они обучаются (совместными усилиями).

Что обязательно для всех родительских собраний:

1) Проводятся раз в четверть (но могут и чаще, если необходимо, например, проблемы в классе);
2) Обязательны для посещения мамами и папами (если вы не можете прийти, нужно предупредить классного руководителя звонком, смс или через ребёнка);
3) Родители должны знать, когда будет собрание не позже, чем за три дня до события (как правило, через вклейки в дневниках или в группах социальных сетей).

Что должно быть на родительских собраниях:

Что может быть на родительском собрании?

1) встреча со специалистами (психологом, врачом, юристом, уполномоченным по правам несовершеннолетних и др.). Какая проблема волнует родителей – такого специалиста и можно пригласить (приглашает либо классный руководитель, либо родители, может и администрация);
2) просмотр документальных и обучающих фильмов о воспитании, физиологическом развитии детей в подростковом возрасте и т.д.

Чего не должно быть на родительском собрании:

Что делать, если пропустил родительское собрание

Конечно, никто вас не будет ругать и писать заявление на имя завуча по этому поводу тоже не нужно. Родительские собрания организуются для вас, родители, чтобы ознакомить с нововведениями школы, проблемами класса, обсудить успеваемость и куда пойти на каникулах. Часто только на собраниях получается раздать родителям какие-либо анкеты, заявления и прочее и тут же их получить заполненными. Ведь дети могут их потерять, порвать или просто не донести до родителей.

Остались вопросы? Напишите в комментарии, мы обязательно постараемся вам помочь.

Родительское собрание – не просто форма связи семьи и школы, это университет важной педагогической информации, где мы делимся с родителями лучшим опытом работы и как построить отношения с детьми. Поэтому главная задача встреч родителей и педагогов это поиск совместных путей решения возникающих проблем.

Школьная жизнь убеждает нас в том, что собрания родителей только тогда достигают цели, когда есть понимание сторон, когда они проходят взволнованно, вызывают вопросы, добрую дискуссию, столкновение мнений и опыта, а родители, покидая собрание, продолжают его в коридоре, на улице и у себя дома. Достигнуть такого в своей многолетней работе у меня получилось не сразу и не за один год. Пробовались и практиковались разные формы проведения родительских собраний, но наиболее приемлемая и дающая хорошие результаты эта форма цепочки значимых событий. В начале года на первом организационном собрании проводим анкетирование родителей по планированию тем родительских собраний на учебный год. Исходя, из наиболее волнующих большую часть родительского коллектива тем, составляется тематика собраний, но всегда за две недели до проведения запланированного собрания проводим контрольное анкетирование, насколько эта тема остается актуальной на данном этапе. Вместе с родителями анкетируются и дети, что им интересно узнать, и как правило, очень много тем предложенных родителями и озвученных детьми пересекаются. Важным этапом родительского собрания является подготовительная работа к этому собранию, по намеченной теме проходят классные часы, деловые игры, диспуты.

Итогом такой работы служит то, что родительская явка на собрании составляет 85%-87%.

Видя, такую сплоченность и заинтересованность родителей в делах, ребята класса тоже очень дружны между собой, высокий уровень сформированности классного коллектива и благоприятная психологическая атмосфера в классе позволяет работать с учащимися на доверии и с минимумом конфликтных ситуаций.

Следует помнить, что кто владеет информацией о детях, тот владеет воспитательной ситуацией. Для воспитателя информация – профессиональный капитал, а где как не в общей деятельности с детьми и родителями мы можем почерпнуть эту информацию.

Цель собрания: сохранение психологического климата в семье через разрешение конфликтных ситуаций.

  • Помочь родителям и детям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье, посредством деловой игры.
  • Через разыгрывание различных конфликтных жизненных ситуаций способствовать осмыслению этих ситуаций и путей выхода из них.

Форма проведения собрания: деловая игра.

Количество заданий на этапе зависит от количества человек в классе.
Необходимо, что бы каждый был охвачен индивидуальным заданием.
За две недели до собрания в каждую семью раздаются пригласительные листы с темой собрания, временем и местом проведения.

  • карточки из цветной бумаги по числу подгрупп;
  • плакаты с высказываниями знаменитых людей по данной теме.

Пока участники готовятся, поговорим о том какие вопросы и проблемы чаще всего родители, и дети просят помочь разрешить психологов, какие проблемы наиболее актуальны и совпадают ли они с теми проблемами, которые мы наблюдаем в нашем классе. Слово психологу Каримовой А.В.

Ведущий: За круглый стол приглашаются пары у кого карточки синего цвета.
Каждой паре будет предложено задание на карточке, которое мы подготовили заранее. Вам нужно будет прочитать ситуацию и попытаться найти выход из данной проблемы, можно обращаться в зал за помощью, но итоговый ответ должен дать участник. На обдумывание ситуации 3 минуты на обсуждение 5 минут на каждую пару.

Задания для участников

1 пара:

Ситуация для родителя: Вас очень беспокоит новая компания вашего ребенка. В последнее время он стал хуже учиться, поздно приходить домой, не предупреждая об этом заранее, и вдобавок ко всему от него стало пахнуть табаком. Что вы предпримете, какие аргументы приведете, чтобы ребенок услышал и понял вашу обеспокоенность, данной проблемой.

Ситуация для ребенка: Родителям не нравится ваша новая компания, они очень обеспокоены вашими поздними приходами домой и предполагают, что вы начали курить. Как вы сможете объяснить эту ситуацию родителям, что бы они перестали переживать и волноваться?

2 пара:

Ситуация для родителя: Дочь очень просится пойти с подругами на дискотеку. Причин не отпускать ее у вас не было, но вы напомнили ей, что она должна вернуться не позднее назначенного вами времени. Дочь пришла намного позже. На вопрос, как она шла одна ночью, дочь ответила, что ее проводил парень и волноваться не нужно, так как он уже взрослый. Ваши действия?

Ситуация для ребенка: Родители отпустили вас с подругами на дискотеку, попросили прийти в назначенное время, но вы пришли далеко за полночь. На вопрос родителей, как вы шли ночью одна, вы ответили, что вас проводил взрослый парень…
Вам предстоит вступить в дальнейший диалог с родителями, аргументируя свое поведение.

3 пара:

Ситуация для родителя: Ваш сын собирается на День рождение к девочке и просит у вас деньги на подарок. Сумма, которая ему нужна, достаточно приличная для бюджета семьи. Вы считаете, что такой подарок дарить не уместно, ваши доводы…

Ситуация для ребенка: Вы приглашены на День рождение к девочке, которая вам очень нравится и вы решили произвести на нее впечатление, подарив дорогой подарок. Ваши родители против, а у вас нет своих денежных средств. Попытайтесь договориться с родителями…

4 пара:

Ситуация для ребенка: В отсутствии родителей вы пригласили к себе домой друзей, с которыми вы веселились под громкую музыку. В разгар веселья вернулась с работы мама. Но вам так весело и хорошо, что вы просите у мамы еще повеселиться. Как вы думаете, какой вам предстоит разговор с мамой, и как вы аргументируете свое поведение?

Ведущий: За стол приглашаются участники у кого карточки оранжевого цвета.
Вам сейчас предстоит составить хвалебную оду вам ребята для родителей, каждому родителю для своего ребенка. Она должна состоять не менее чем из 10 пунктов и восхвалять лучшие качества. В вашем распоряжении 5 минут на написание и 2 минуты на прочтение. Вы можете воспользоваться ручками и листами бумаги, которые лежат перед вами на столе.
Пока работают пары, мне хотелось бы опять дать слово психологу.

Психолог: Сейчас я вам хотела бы раздать памятки, в которую мы включили 3 формулы американского психолога Джеймса Добса в помощь родителям подростков, чтобы между ними оставался контакт:

Ведущий: Ну а сейчас слово предоставляется нашим участникам и пусть первыми зачитают свои оды ребята.
Каждый из ребят начал зачитывать слова восхищения и благодарности своим родителям. Обстановка в зале достигла эмоционального единения, у мам и у девочек на глазах слезы, отцы и мальчишки нахмурились. Мамы так расчувствовались, что не смогли прочесть до конца свои оды.

Подвести итог собрания хотелось бы словами поэта Э.Асадова:

Все участники приветствуют по кругу друг друга в разных вариантах:

А сейчас я предлагаю вам разгадать загадки:

1. Хорошо птичке в золотой клетке, а ещё лучше на зелёной ……. (ветке)

2. Слово не воробей, вылетит – не …….. (поймаешь)

3. Вместе душно, а врозь….. (скучно)

4. Эта птица не простая,

Днём её не встретишь ты.

Из дупла он вылетает

С наступленьем темноты.

Днём любой его обидит

Он при свете плохо видит.

А во тьме пугает сам

Пролетая по лесам.

У гнезда и у норы

И глаза его сверкают

Как зелёные шары. (филин)

5. Ум хорошо, а два -… (лучше)

6. Не давши слова – крепись, а давши…. (держись)

7. Долг платежом ……. (красен)

8. Написано пером, не вырубишь…. (топором)

Итак, сегодня мы с вами поговорим о конфликтах и найдем пути решения. Наш сегодняшний мир полон противоречий и отчаянья, на каждом шагу мы сталкиваемся с отчуждённостью людей друг от друга. Но у нас с вами есть семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и простят, чтобы с нами не случилось. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Но, вот парадокс, именно в семье чаще всего и происходят конфликты. Прежде всего, давайте попробуем разобраться, что такое конфликт?

Конфликт – это опасение хотя бы одной стороны,
что ее интересы нарушает, ущемляет,
игнорирует другая сторона.

От любви до ненависти один шаг,
от ненависти к любви километры шагов.

У нас каждое дело должно пройти пять стадий:
шумиху, неразбериху, поиск виновного,
наказание невиновного и
награждение непричастного.

Конфликты – это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упреки и оскорбления. Самое страшное в конфликте – это чувства, которые люди испытывают друг к другу. Страх, злоба, обида, ненависть, – главное чувство конфликта.

Причины конфликтов родителей с подростками

Подростки в конфликте:

  • кризис переходного возраста
  • Принято выделять пять основных кризисных периодов:

— кризис новорожденности (первые 6-8 недель жизни);

— кризис раннего детства (12-18 месяцев);

— кризис трех лет (2-4 года);

— пубертатный кризис (12-14 лет).;

  • стремление к самостоятельности и самоопределению;
  • требование большей автономии во всем – от одежды до помещения;
  • привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье;
  • бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.

Родители в конфликте:

  • нежелание признавать, что ребенок стал взрослым;
  • боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы;
  • проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте;
  • борьба за собственную власть и авторитетность;
  • отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка;
  • не подтверждение родительских ожиданий.

Часто ли в наших семьях возникают конфликты? Насколько конфликтны мы с вами?

Тест: Конфликтный ли вы человек?

Обратимся к результатам анкет.

Анализ анкетирования детей и родителей.

Без конфликтов жизнь не возможна, нужно научиться их конструктивно разрешать. Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их. Заглаживание конфликтной ситуации, уход от ее решения может привести к проблемам куда более серьезным:

  • проблемам физического плана, связанные со здоровьем;
  • проблемам психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т.д.);
  • проблемам социального плана (потеря семьи, развод, потеря работы, потеря себя).

Главная способность в конфликте – способность к конфронтации-объяснению. Это – умение:

  • отстаивать свою позицию открыто, “лицом к лицу”;
  • оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества своего партнера;
  • сохранить личностные отношения всех участников конфликта.

Настало время приступить к действиям.

Анализ и решение конфликтных ситуаций (работа в микрогруппах)

Как Вы поступите в данной ситуации?

Ваше решение в подобной ситуации?

Как решить подобную ситуацию?

Как поступить в такой ситуации?

Родители подарили деньги своему ребёнку с определённой целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, в свой адрес ребёнок услышал много гневных слов. В конце концов он хлопнул дверью и ушёл из дома.

В заключении хотелось бы добавить, что известный семейный психолог Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребёнка несколько раз в день, утверждая, что четыре объятия каждому из нас (заметьте – взрослому тоже!) необходимы просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день!

-Давайте потренируемся! Встаньте и обнимите соседа с права, а теперь с лева! Молодцы! Начало положено! Вам осталось сегодня обняться 6 раз.Не забудьте про это важное дело!

А теперь давайте все вмести напишем пожелания родителям, детям и наполним нашу чашу пожеланий!

- Я предлагаю вам памятки, если вы будете следовать этим советами, то сможете избежать конфликтных ситуаций. (Раздать памятки)


По мере взросления школьников проблемы с успеваемостью и внеклассной жизнью становятся более глобальными, поэтому учителям и родителям приходится выступать единым фронтом против нерадивого ученика. Родительское собрание с детьми — это хорошая возможность решить наболевшие вопросы, обсудить злободневные темы и выстроить план на будущее.

Темы совместных собраний

Дирекция школы не приветствует частые коллективные собрания, однако в отдельных случаях такие сборы являются крайне важными и необходимыми. Чаще всего это касается школьников среднего звена или выпускников, которые совсем скоро готовятся вступить во взрослую жизнь. Темы актуальные, поэтому коллективное мероприятие лучше всего не пропускать и не игнорировать.


Но о чем можно говорить на таких сборах, какие темы для родителей и их детей считаются особенно актуальными? Вариантов множество, тем более, родительское собрание с детьми чаще всего становится внеплановым, экстренным. Если же ругать и отчитывать никого не требуется, темы могут быть познавательные, обобщающие и итоговые. Ниже представлено несколько вариантов.



Если родителю довелось поприсутствовать на совместном родительском собрании, необходимо выяснить все вопросы относительно своего ребенка, которые еще утром считались особенно важными и актуальными. не стоит стесняться, тем более, замалчивать проблему.

На родительском собрании не стоит устраивать открытый конфликт с учителем, поскольку такие публичные трения могут только пошатнуть устойчивый авторитет классного руководителя в глазах дружного коллектива.

Если имеются дополнительные вопросы относительно собственного ребенка, не нужно придавать их огласке. Лучше всего подойти индивидуально после окончания сборов и решить возникший вопрос с глазу на глаз.

Если ученик на родительском собрании ведет себя нагло и вызывающе, родители должны пресекать столь неуважительное отношение к себе и всем окружающим. Это очень важно, иначе он почувствует вседозволенность, собственную неуязвимость.

В присутствии всего школьного коллектива не нужно настойчиво нахваливать своего ребенка, ставить его выше остальных, поскольку никто из присутствующих этого все равно не поймет. Пусть лучше преподаватель скажет что-то хорошее в его адрес, исключительно по заслугам.

По приходу домой после коллективного собрания родитель должен провести с учеником разъяснительную беседу на предмет всего услышанного. Это будет своего рода подведение итогов вечера, чтобы понять, дошла ли до детского сознания новая информация или же нет. Возможно, уже утром его отношение к жизни и школе приятно порадует своими переменами.

Остается только добавить, что совместные родительские собрания вместе с учениками случаются нечасто. Если же классный руководитель организовывает столь масштабный сбор двух поколений, значит причины на это веские и уважительные. Поэтому очень важно не пропускать такое важное мероприятие, обязательно принять в нем участие. Можно узнать много чего интересного о собственном отпрыске.

Читайте также: