Можно ли перевестись в другую школу без родителей в 13 лет

Обновлено: 05.07.2024

Осенью 2019 года мы решили, что хотим переехать в другой район. Сын к тому времени перешел в 4-й класс , и нужно было понять, что делать со школой.

Я расспросила знакомых и узнала, что перевести ребенка в хорошую школу непросто. В Петербурге в первый класс детей принимают по прописке, но в другие классы попасть можно только на свободные места. В сильных школах могут быть и свои критерии приема.

В итоге мы очень удачно перевели сына и не жалеем. Хотя нас пугали, что ребенок будет тяжело адаптироваться к новой школе. Расскажу, как все происходит в процессе перевода из одной школы в другую и какие есть нюансы.

Как устроен процесс

Я напишу, как все происходит, на примере Санкт-Петербурга. В других регионах все может быть немного иначе.

В первый класс в Петербурге зачисляют в три волны:

Но у некоторых категорий семей и тут есть преимущественное право на зачисление детей в школы. Например, военнослужащие, у которых изменилось место службы, могут переводить детей в ближайшие к новому месту военной службы или жительства образовательные организации. Их обязаны взять в школы или детские сады в первую очередь.

Вот так выглядит заявление на прием в новую школу, если подавать его через портал госуслуг. Последовательно заполняются все данные о родителе, ребенке, а также желаемая школа, параллель и даже конкретный класс

Еще отказывают, если школа специализированная. Например, в ней со второго класса углубленно изучают испанский или французский язык. Дети, которые до этого не учили эти языки, не смогут там учиться — брать таких нет смысла.

Мне посоветовали походить по школам лично и узнать, где есть свободные места. А также поговорить с завучем о подаче заявления на прием в школу. Так шанс попасть в нужную школу выше.

Вот как я действовала.

Все, что вы хотели знать о детях и деньгах — в нашей рассылке дважды в неделю вместе с остальными материалами о деньгах

Мы живем в огромном спальном районе Санкт-Петербурга. Переезжать собирались в рамках своего района, но с одного конца на другой. Планировали все сделать летом 2020 года.

Мы сразу поняли, что оставлять сына в старой школе не будем. Удобнее, когда в школу можно ходить пешком, а не ездить на общественном транспорте. Тем более, в нашем случае путь от школы до дома составил бы больше 10 км. Поэтому я начала присматриваться к школам в будущем микрорайоне проживания.

У нас был выбор среди пяти школ. Теперь нужно было понять, на какую целиться.

Рейтинги школ. Раньше рейтинги школ выстраивались в зависимости от того, как выпускники сдали ЕГЭ. С 2014 года официальных сводных данных результатов единых госэкзаменов по школам нет, зато Комитет по образованию Санкт-Петербурга стал публиковать рейтинги школ по другим критериям:

  1. По результатам массового образования — средним результатам ОГЭ и ЕГЭ и предметным диагностическим работам.
  2. По высоким образовательным результатам и достижениям обучающихся.
  3. По качеству условий ведения образовательной деятельности — площади залов, наличию специализированных кабинетов, разнообразию видов обучения и т. п.
  4. По кадровому обеспечению — количеству учителей, их квалификации и достижениям.
  5. По качеству управления — по квалификации и достижениям руководящих работников, инновационной деятельности и достижениям школ.

Я посмотрела эти рейтинги и поняла, что судить по ним об уровне школы сложно. Например, в рейтинг образовательных результатов и достижений попадают результаты олимпиад. Есть школы, где детей специально натаскивают к олимпиадам, поэтому в рейтинге такие школы будут выше за счет олимпиадников. При этом это вообще не гарантирует качество обычного образования.

В интернете я нашла рейтинг, который составили энтузиасты. Он основан на данных за 2018 год, которые публиковали сами школы. Но там было всего 20 школ, а нужных мне не было вообще.

Отзывы. Есть сайты, где о школах пишут отзывы дети и их родители. Судить по ним однозначно тоже сложно. Например, по опыту я знаю, что если человек недоволен, то шансов, что он оставит плохой отзыв, много. А довольные родители напишут свои впечатления о школе, только если их очень попросят. Но я честно просмотрела все отзывы, что нашла.

Еще я зашла на петербургский форум для родителей и прочитала все, что там пишут о нужных школах. На форуме можно написать напрямую кому-то из пользователей. Я написала троим, кто писал о школах, которые я рассматривала. Двое мне ответили и рассказали свои впечатления. Такие отзывы я считаю более ценными, потому что это точно не отписка, а реальное мнение. К тому же можно было задать уточняющие вопросы.

На самом деле почти на всех сайтах отзывы повторяются — видимо, сайты их копируют друг у друга. Но отзывы не дают полной картины. Так, вот в этой школе у нас учатся несколько знакомых, и все очень довольны. А по отзывам об этом со стороны судить трудно

Личное общение. Я стала спрашивать о школах знакомых мам в кружках и секциях, куда ходит сын. И так по цепочке нашла маму, у которой старший ребенок учился в одной из школ, что я рассматривала. Она рассказала, что педагогический состав в школе сильный, а параллель классов большая. Учителя ребенку нравились, и он с удовольствием ходил в школу.

В итоге это и сыграло решающую роль — я решила попробовать перевести сына в эту школу. Территориально она нам подходила, отзывы у нее были хорошие.

На все размышления, поиски и переписки у меня ушел где-то месяц. Я начала присматриваться к школам в сентябре 2019 года, когда мы решили переезжать, а определилась уже в октябре.

Теперь нужно было узнать, есть ли в выбранной школе свободные места. Такая информация есть на сайте образовательного учреждения. Но уже потом я поняла, что ее обновляют редко. Чаще всего написано, что вакантных мест нет. Например, из класса, откуда мы переводили сына, за три года ушло несколько человек. Но на сайте старой школы информации о свободных местах не было.

В таких случаях можно позвонить в канцелярию школы и узнать о вакантных местах по телефону. Правда, в сильных школах секретари обычно отвечают, что мест нет, или предлагают прийти и узнать лично.

Вот так обычно выглядит страница о вакантных местах на сайте школы. Хотя я уверена, что хотя бы одно место где-то есть

На сайте новой школы я удостоверилась, что мест нет, и решила съездить туда лично. Поехала в день открытых дверей в октябре 2019 года — в этот день родителям проще попасть в школу, а завуч специально выделяет время на общение с родителями. Поскольку сын должен был переходить в среднее звено, то есть в пятый класс, я разговаривала с завучем среднего звена.

Вот что мне рассказала завуч:

  1. Сколько точно будет мест, станет понятно к концу учебного года, поскольку после четвертого класса многие уходят в другие школы. То есть, будут ли свободные места в пятых классах и сколько, наверняка можно узнать только летом.
  2. Чтобы попасть в школу, нужно пройти собеседование и тестирование по основным предметам.
  3. На тестирование можно записываться уже с января 2020 года. Если сын его проходит, то попадает в список на вакантные места.

Когда лучше переходить в новую школу: в конце года или в середине

Изначально мы собирались переводить сына в новую школу, когда он закончит четвертый класс в старой. Но информация о тестировании меня насторожила. Сын учился в обычной школе, а новая школа была лицеем. Программа и требования могли отличаться, а значит, шансов на хорошие баллы за тестирование было меньше. Чтобы готовиться с репетиторами, нужно знать, по какой программе идут классы и на что делается упор.

Поэтому в следующий день открытых дверей нового лицея, в ноябре, я поехала к завучу начальной школы. Я собиралась узнать, какая программа у нынешних четвертых классов и на какие темы сделать упор при подготовке к тестированию. И тут в дело вмешался случай — в разговоре завуч упомянула, что сейчас у них есть свободные места. Я подумала, что можно попробовать перевести сына в новую школу уже в этом учебном году, не дожидаясь окончания четвертого класса. А в пятый класс он бы перешел уже автоматом с новым классом.

Здесь были свои плюсы. Обычно в пятом классе дети уже не сидят в одном кабинете, а ходят по разным — ученику и без того непросто привыкнуть к новому процессу обучения. А если он новенький и не знает школу и своих одноклассников, то это двойной стресс для ребенка.

В начальной школе один учитель на все предметы. Он поможет новичку освоиться и присмотрит, чтобы все было в порядке. В пятом классе на каждый предмет свой учитель — такого присмотра уже нет.

Но были и минусы: нужно было решать проблему с дорогой до школы на то время, пока мы не переехали.

Я вернулась домой и переговорила с сыном. До этого мы обсуждали, что будем переезжать и нужно будет переводиться в новую школу. Но такой скорый перевод он воспринял болезненно. Сын хотел доучиться год в старой школе и сходить на выпускной с одноклассниками. Я рассказала ему о плюсах и минусах и предложила подумать.

Сначала сын отказался, но через день подошел и сказал, что готов попробовать.

С дорогой мы тоже все продумали: от школы шел прямой автобус до дома, а по утрам я бы подвозила его сама на машине. С выпускными решили, что сын пойдет на оба — и в старом классе, и в новом.

В разговоре завуч сказала, в каком классе есть место, поэтому в ноябрьский день открытых дверей я подошла прямо к учительнице этого класса. Она рассказала, по какой программе они идут и что изучают. Мы договорились, что через несколько недель — в конце ноября или начале декабря — подъедем в понедельник во второй половине дня, чтобы сын написал тесты по математике и по русскому языку.

Диктанты я брала из интернета. Мы начали с легких диктантов за 3-й класс, а потом перешли к тем, что посложнее. Если сразу начать со сложных, то мотивация потеряется, и ребенок не захочет заниматься дальше

С этим диктантом сын справился хорошо. Но в других пошли ошибки, поэтому следующие страницы основательно почерканы ручкой в эмоциональных порывах

В начале декабря мы приехали на тестирование. По математике это была обычная срезовая контрольная работа. По русскому сын писал диктант, делал морфологический и фонетический разборы.

Тесты он написал прилично: математику вообще без ошибок, русский немного хуже. Учительница сказала, что обсудит результаты с завучем, и нам скажут ответ. Также нас попросили показать текущие тетради сына по математике и русскому. По ним смотрят, как ребенок учится в целом.

Через неделю я приехала в школу, и мне сказали, что сына берут. Завуч выдала мне приглашение, которое я должна была отдать в старую школу. На основании него там мне должны были отдать документы.

На некоторых форумах пишут, что школы охотно берут детей, у кого много дипломов, грамот и достижений. У меня обычный ребенок. Он занимается биатлоном, ходил в бассейн и на моделирование, но призовых мест нигде не занимал. В олимпиадах сын тоже не участвовал, поэтому похвастаться нам было бы нечем. Но у меня ничего и не спрашивали — новая школа ориентировалась только на результаты тестов.

Мы договорились, что сын доучится вторую четверть в старой школе и в новую придет после новогодних каникул. Переводить его сразу после тестов я не решилась: в декабре идут итоговые контрольные работы по всем предметам, и ребенок мог их все провалить просто из-за стресса .

Вот так выглядит справка, что ребенка берут в школу. Говорят, что в некоторых школах ее уже не выдают, а сами присылают электронную справку напрямую в старую школу и также электронно пересылают документы

Забрать документы оказалось непросто. В конце декабря я позвонила в канцелярию старой школы и спросила, когда можно прийти. Мне сказали, что документы смогут выдать только после Нового года, поскольку переводы до конца года закрыты. Но это значило, что в первый день после каникул в новую школу сын не попадет. Мне такой вариант не подходил, и я пошла в школу лично.

Меня не пустили дальше порога. Охранник позвонил в канцелярию — секретарь сказала, что документы она не выдает, а значит, говорить нам не о чем. Дозвониться до директора я не смогла.

Тогда я поехала на прием в районный отдел народного образования, РОНО. Приемные часы я посмотрела на сайте администрации нашего района. Сотрудник отдела образования выслушал меня и удивился. Он сказал, что даже если переводы уже закрыты, забрать документы я все равно могу. Никаких письменных распоряжений от РОНО в школы на этот счет не поступало. Он при мне позвонил директору старой школы и все обсудил.

На следующий день утром я пришла в школу, и мне разрешили подняться в канцелярию. Там мне выдали обходной лист. На нем нужно поставить подписи о том, что нет долгов в школьной библиотеке и бухгалтерии. После этого отдают личное дело ребенка и табель с текущими оценками.

Отдельно нужно зайти в медкабинет и забрать медкарту, которую сдают при поступлении в школу. Она похожа на ту, которую делают для поступления в детский сад.

Медсестра предупредила меня, что нужно еще получить форму № 063/у о прививках в поликлинике, к которой относилась старая школа. Эту форму нужно передать в медкабинет новой школы, которая, в свою очередь, отдаст ее в ту поликлинику, к которой прикреплена. Возможно, где-то это уже делается электронно, но мне пришлось лично съездить в картотеку поликлиники и забрать форму. Приезжать пришлось в рабочий день утром. Очередей не было, все сделали за 5 минут.

Личное дело — это несколько листков, где указаны данные о родителях и ученике, а также сведения об успеваемости

В новой школе меня попросили принести такие документы:

  1. Личное дело ребенка.
  2. Копию и оригинал свидетельства о рождении.
  3. Свежую справку о регистрации по форме 9. Ее может заменить выписка из домовой книги или ЕЖД в Москве и Московской области.
  4. Две фотокарточки сына.
  5. Медкарту и форму № 063/у из поликлиники.

В школе я заполнила заявление о приеме и согласие на обработку персональных данных, а также еще несколько бумаг типа заявления на питание.

После этого я зашла к новой учительнице сына со списком вопросов. Вот какие моменты меня волновали:

  1. Где раздевается класс: вся раздевалка была поделена на зоны.
  2. Расписание на первые дни четверти. Поскольку электронный дневник сына у меня еще не был подключен, посмотреть сама я не могла.
  3. Сколько и каких тетрадей нужно купить. В прошлой школе у нас все закупал родительский комитет, и учительница сама выдавала все одинаковое детям.
  4. Когда можно подойти за учебниками и где библиотека.
  5. В какой форме занимаются на физкультуре и где проходят уроки — на улице или в зале.
  6. Что нужно закупить для ИЗО и технологии.
  7. Какая форма принята в школе и можно ли иногда одеваться более вольно.
  8. Как сделать электронный дневник и оформить проездной.
  9. Что с обедами и завтраками, можно ли оплачивать наличными.
  10. Как проходить в школу в первые дни: там пропускная система, а карточки у сына еще не было.
  11. Как в школе относятся к телефонам и можно ли их носить с собой.
  12. Куда и кому сообщать, если, например, надо пропустить один день по семейным обстоятельствам.

Отдельно я спросила о том, как класс встречает новичков, и об общей атмосфере в коллективе. Выяснилось, что класс неплохой, между собой ребята дружат, парий и изгоев нет. В начале года в класс пришло несколько новичков, и их встретили нормально. Меня это успокоило.

О чем нужно не забыть

Электронный дневник. В старой школе я была подключена к электронному дневнику сына. Как только забрала документы, меня отключили. Чтобы подключиться в новой школе, я подала заявление через сайт госуслуг и через день еще зашла лично к бухгалтеру лицея, чтобы подписать бумаги. Дневник заработал на второй день обучения.

Без электронного дневника было бы сложно, поскольку телефонов новых одноклассников сын еще не знал — спросить или уточнить что-то по учебе было бы не у кого.

Пропуск в школу. В школе пропускная система — каждому ученику оформляется электронная карта. На нее же можно класть деньги на обеды. Карту оформляет бухгалтер. Я оформила ее тогда же , когда подписывала заявление на электронный дневник. Но заработала карта не сразу, а только через сутки. Пока она не работала, я подходила к охраннику и объясняла, что ребенок новенький и карты у него нет.

Проездной. Ученики в Петербурге могут купить бесконтактный электронный проездной — БЭПК — на все виды транспорта по льготной цене. Но для этого нужно в первый раз в кассе метрополитена предъявить ученический и свидетельство о рождении. Кроме того, ребенок должен быть в электронной базе, реестры для которой школы подают ежемесячно.

Новый ученический я оформила сыну через учителя спустя несколько дней после начала четверти. Ученический нельзя оформить, пока ребенка официально не зачислили в школу. Тогда же школа добавила сына в реестр учащихся школы. Но обновления электронной базы в метрополитене пришлось подождать несколько дней. Примерно неделю сын ездил на транспорте за наличные.

Возможно, стоило оформить сыну проездной на месяц, пока он еще числился в старой школе. Тогда обновления реестров мы бы не почувствовали, а потом сразу бы купили проездной на следующий месяц как ученики новой школы. Но я об этом вовремя не подумала.

Поскольку автобусами сын пользоваться не умел, мне пришлось проехать с ним два раза на общественном транспорте и показать, где садиться и выходить. Изначально сын ездил на прямом автобусе до дома, а потом наловчился и даже стал ездить с пересадками, если прямого долго не было.

Питание. Чтобы ребенок мог ходить со всеми в столовую, его должны поставить на питание. Но было понятно, что в первый день в столовой завтрака на сына еще не будет, потому что приказ о зачислении в бухгалтерию поступит чуть позже. Поэтому в первые дни я давала ребенку с собой наличные и собирала небольшой перекус. Сын так привык брать еду с собой, что потом сам уже отказался от школьных завтраков.

Сколько времени и денег я потратила на перевод ребенка в новую школу

Я начала присматриваться к новой школе в сентябре 2019 года, а в конце декабря сына официально перевели. Он пошел в новый лицей сразу после новогодних каникул 2020 года.

Самое долгое в этом процессе — найти школу и узнать о свободных местах и условиях. Перекинуть документы из школы в школу, если постараться, можно даже за день.

Мне кажется, нам повезло, потому что поймать свободное место в хорошей школе не так просто. Я знаю тех, кто приходил в нужную школу в конце августа и переводил детей за день, поскольку были свободные места. А наши соседи по дому полгода ждали места в школе, куда хотели перевести ребенка.

Дополнительные расходы. В новой школе требования к форме оказались такие же , как и в старой. Но я все равно купила сыну новый пиджак: за осень он вырос, и старый стал ему мал.

Помимо этого приобрела новые тетради и дневник, а также обложки, поскольку старые к тому моменту уже истрепались. По английскому языку класс пользовался рабочими тетрадями и решебниками. Я купила их сама через интернет.

По ИЗО и технологии в старой школе у нас все закупал родительский комитет на весь класс. Например, на рисовании учительница выдавала каждому лист бумаги, а краски были одни на парту. В новой школе у каждого все было свое. Поэтому я закупила все сама: новые краски и гуашь, альбом, кисточки, клей, цветную бумагу и картон. Большую часть этого сын не израсходовал до конца года, и мы забрали остатки домой.

Если самому забрать документы и отнести их в другую школу, дадут ли мне право перейти в другую школу? Без согласия/разрешения родителей.

Документы вообще никто забрать не может, их передают напрямую в другую школу
Заявление о переводе пишут родители

Татьяна Шеховцова Искусственный Интеллект (232780) Отдают после подтверждения, что в другую школу примут

Согласно cт. 50 закона PФ Об образовании права и обязанности обучающихся, воспитанников образовательного учреждения определяются УСТАВОМ данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами. Родители, являясь законным представителем несовершеннолетнего ребенка вправе ознакомиться c уставом школы. При этом, родители несовершеннолетних детей дo получения последним основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. Чтo касается ответа нa поставленный вопроc путем постатейного анализа федерального законодательства тo, в частности: - в соответствии co cт. 4 закона PФ Об образовании обучающиеся нa ступени начального и основного общего образования, нe освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность пo двум и более предметам, пo усмотрению иx родителей оставляются нa повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения c меньшим числом обучающихся нa одного педагогического работника образовательного учреждения. Ответственность зa ликвидацию обучающимся академической задолженности в течении следующего учебного года возлагается нa иx родителей. Перевод обучающегося в следующий класс в любом случае производится пo решению органа управления образовательного учреждения, - в случае прекращения деятельности образовательного учреждения орган управления образования, которому подведомственно данное образовательное учреждение, обеспечивает перевод обучающихся c согласия родителей в другие образовательные учреждения соответствующего типа ( п. 17 ст. 50 закона Об образовании ).

Закон "Об образовании", ст. 34 - обучающийся имеет право на выбор образовательного учреждения после получения основного образования.
Сложность в том, что администрация школы предпочтет сделать вид, что не в курсе данной статьи, чтобы не иметь проблем с вашими родителями.

Вот был бы прикол, если бы каждый ребёнок по своему желанию переходил из одного образовательного учреждения в другое. Был бы полный бардак!
У нас в России действует Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ. Татьяна Козлова указывает на ст. 34 - "обучающийся имеет право на выбор образовательного учреждения после получения основного образования". Это говорит о том, что вы, Артём, сможете выбирать ОУ после окончания школы. Любой ВУЗ вам откроет двери Приёмной комиссии. А до окончания школы за вас отвечают родители или их законные представители. Только они вправе забрать документы из одного ОУ в другое ОУ.
Вам нужно это сделать как можно быстрее, пока есть свободные места в ОУ. К 1 августа могут места и закончится. Спешите.

Здравствуйте Никита,пока вы самостоятельно принимать решения в полном объеме не можете, так как являетесь несовершеннолетней и ваши права в определенной степени ограничены.

Все юридически значимые действия подобного рода могут осуществлять только Ваши родители на правах законных представителей. Поэтому Вам нужно убедить родителей в необходимости данных действий. В крайнем случае, Вы можете самостоятельно обратиться за помощью в органы опеки. Но и там, в первую очередь, пригласят Ваших родителей для проведения соответствующей беседы.

Статья 26. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет

1. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 настоящей статьи, с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя.
Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем.
2. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:
1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;
2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими;
4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса.
По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах.
3. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи. За причиненный ими вред такие несовершеннолетние несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом.
4. При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства можетограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами, за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрел дееспособность в полном объеме в соответствии с пунктом 2 статьи 21 или со статьей 27 настоящего Кодекса.
СК РФ, Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

В данном случае, исходя из рассматриваемой ситуации, применяются п. 5–12 Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности (далее - Порядок), утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.03.2014 № 177.

Особо отметим, что, как следует из рассматриваемого нормативного документа (п. 1 Порядка), перевод из одной образовательной организации в другую возможен по инициативе совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных представителей несовершеннолетнего обучающегося).

Таким образом, самостоятельно инициировать процесс по переводу из одной школы в другую может обучающийся, достигший 18 лет. Интересы несовершеннолетнего обучающегося представляют его родители (законные представители).

Процесс перевода из одной школы в другую пошагово выглядит следующим образом.

1. Обучающийся или его родители (законные представители):

  • осуществляют выбор принимающей организации;
  • обращаются в выбранную организацию с запросом о наличии свободных мест, в том числе с использованием Интернета;
  • при отсутствии свободных мест в выбранной организации обращаются в органы местного самоуправления в сфере образования соответствующего муниципального района, городского округа для определения принимающей организации из числа муниципальных образовательных организаций;
  • обращаются в исходную организацию с заявлением об отчислении обучающегося в связи с переводом в принимающую организацию. Заявление о переводе может быть направлено в форме электронного документа с использованием Интернета.

2. На основании заявления совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося об отчислении в порядке перевода исходная организация в трехдневный срок издает распорядительный акт об отчислении обучающегося в порядке перевода с указанием принимающей организации.

3. Исходная организация выдает совершеннолетнему обучающемуся или родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося следующие документы:

  • личное дело обучающегося;
  • документы, содержащие информацию об успеваемости обучающегося в текущем учебном году (выписка из классного журнала с текущими отметками и результатами промежуточной аттестации), заверенные печатью исходной организации и подписью ее руководителя (уполномоченного им лица).

4. Указанные выше документы представляются совершеннолетним обучающимся или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося в принимающую организацию вместе с заявлением о зачислении обучающегося в указанную организацию в порядке перевода из исходной организации и предъявлением оригинала документа, удостоверяющего личность совершеннолетнего обучающегося или родителя (законного представителя) несовершеннолетнего обучающегося.

5. Зачисление обучающегося в принимающую организацию в порядке перевода оформляется распорядительным актом руководителя принимающей организации (уполномоченного им лица) в течение трех рабочих дней после приема заявления и документов, полученных в исходной образовательной организации, с указанием даты зачисления и класса.

Необходимо отметить, что перевод обучающихся не зависит от периода (времени) учебного года (п. 4 Порядка).

Перевод ребенка в другую школу возможен в следующих случаях (п. 1 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 12.03.2014 N 177):

- по инициативе совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося;

- в случае прекращения деятельности исходной организации, аннулирования или приостановления лицензии, лишения или приостановления ее государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе или истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе.

Перевод ребенка в другую школу состоит из двух этапов - отчисления из одной школы и приема в другую. Ребенка можно перевести в любую общеобразовательную школу, однако следует учитывать, что перевод возможен только при наличии в школе свободных мест с учетом приоритетного зачисления в них лиц, которые проживают на территории, закрепленной за конкретной школой (п. 4Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 22.01.2014 N 32).

Для перевода ребенка из одной школы в другую по инициативе обучающегося или его родителей рекомендуем придерживаться следующего порядка:

1. Обратитесь в администрацию новой школы и получите подтверждение того, что она примет ребенка на обучение.
Для избежания сложностей, связанных с переводом ребенка в другую школу, перед отчислением ребенка из прежней школы договоритесь с руководителем принимающей школы о приеме. В подтверждение этого вы можете получить, например, письмо о возможности приема ребенка на обучение после отчисления из прежней школы за подписью директора и с печатью школы.

2. Представьте заявление об отчислении ребенка в школу, в которой он обучается.
Заявление подается совершеннолетним обучающимся или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего на имя руководителя школы, в которой обучается ребенок.

В заявлении необходимо указать ФИО обучающегося, дату его рождения, класс и профиль обучения (при наличии), наименование принимающей школы (в случае переезда указывается только населенный пункт, субъект РФ).
Примечание. Помимо заявления в школе могут потребовать документ, который подтверждает принятие ребенка в другую школу. В этом случае можно представить письмо за подписью директора другой школы, в котором подтверждается готовность принять ребенка на обучение в эту школу.
На основании указанного заявления школа, из которой ребенок отчисляется, в трехдневный срок издает распорядительный акт об отчислении обучающегося в порядке перевода с указанием принимающей школы (п. 7 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 12.03.2014 N 177).

3. Заберите из школы, из которой отчислен ребенок, следующие документы (п. 8 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 12.03.2014 N 177):
- личное дело обучающегося;
- документы, содержащие информацию об успеваемости обучающегося в текущем учебном году (выписка из классного журнала с текущими отметками и результатами промежуточной аттестации), заверенные печатью исходной школы и подписью ее руководителя (уполномоченного им лица).

4. Представьте в принимающую школу следующие документы.
Совершеннолетним обучающимся или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося в принимающую школу представляются (п. 10 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 12.03.2014 N 177):
- заявление о зачислении обучающегося в принимающую школу в порядке перевода из исходной школы.
Заявление пишется на имя руководителя школы, в которую переводится ребенок;
- оригиналы документов, удостоверяющих личность совершеннолетнего обучающегося или родителя (законного представителя) несовершеннолетнего обучающегося;
- документы, полученные в школе, из которой ребенок был отчислен.
Обратите внимание!
Требование представления других документов в качестве основания для зачисления обучающихся в принимающую школу в связи с переводом из исходной организации не допускается (п. 9 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 12.03.2014 N 177).

5. Ознакомьтесь с приказом руководителя школы (распорядительным актом школы) о приеме ребенка в эту школу.
Распорядительный акт издается руководителем принимающей школы в течение трех рабочих дней после приема заявления и документов с указанием даты зачисления и класса (п. 11 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 12.03.2014 N 177).

Официальный интернет-портал органов государственной власти Еврейской автономной области.

Статус интернет-портала определен постановлением правительства ЕАО от 14.04.10 № 107-nn 'О статусе Официального интернет-портала органов государственной власти Еврейской автономной области и регламенте его информационной поддержки'

Адрес правительства ЕАО: 679016, г. Биробиджан, проспект 60-летия СССР, 18

Читайте также: