Можно ли отказаться от дистанционного обучения в школе

Обновлено: 04.07.2024

Данный пост является реакцией на де-факто лишение права на образование учащихся 6-11 классов школ, функции и полномочия учредителя которых осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, со ссылкой на указ Мэра Москвы от 14.10.2020 № 100-УМ.

Как представляется, данный указ не может быть истолкован как ограничивающий право на образование, гарантированное ст. 43 Конституции Российской Федерации, а также как допускающий причинение вреда здоровью обучающихся.

В силу п. 13.2 Указа Мэра Москвы от 14.10.2020 № 100-УМ с 19 октября 2020 г. по 1 ноября 2020 г. включительно обеспечивается для обучающихся 6 - 11 классов образовательных организаций, функции и полномочия учредителя которых осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, реализация основных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в порядке, определяемом администрацией образовательной организации.

Данное положение Указа послужило основанием для ограничения права обучающихся 6-11 классов большинства школ города Москвы на очное образование и реализацию образовательной программы исключительно с использованием электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий (ст. 16 Закона об образовании в Российской Федерации).

Между тем данное положение названного акта администрации города Москвы не может быть истолковано как предполагающее ограничение права на очное образование (в помещениях образовательной организации при непосредственным контакте с педагогическим работником) и его замену электронным обучением и дистанционными образовательными технологиями для обучающихся, родители (законные представители) которых не выражали согласия на такое ограничение и замену.

А. Так, пунктом 2 ч. 1 ст. 3 Закона об образовании в Российской Федерации закреплен принцип недопустимости дискриминации в сфере образования. Между тем то толкование положений п. 13.2 Указа Мэра города Москвы от 14.10.2020 № 100-УМ, согласно которому образовательные учреждения, функции и полномочия учредителя которых осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, обязаны перейти на дистанционную форму обучения, в то время как иные образовательные организации могут продолжать образовательный процесс в очной форме, представляет собой дискриминационное, а потому ошибочное толкование.

Так, как видно из указа, его положения предполагают возможность различного режима обучения для лиц:

  1. обучающихся в образовательных организациях, функции и полномочия учредителя которых осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, и лиц
  2. обучающихся в иных образовательных организациях.

Речь идет о п. 13.4 названного указа, в силу которого федеральным органам власти и органам местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителей образовательных организаций, предоставляющих начальное общее, основное общее, среднее общее образование, дополнительное образование, осуществляющих спортивную подготовку, а также частным образовательным организациям, предоставляющим начальное общее, основное общее, среднее общее образование, дополнительное образование, осуществляющим спортивную подготовку, рекомендуется обеспечить принятие в установленном порядке решений, аналогичных решениям, указанным в пунктах 13.1 - 13.3 настоящего указа.

Следовательно, указ содержит возможность различного режима для лиц, обучающихся в разных образовательных организациях, только в том случае, когда он истолковывается как запрещающий проведение очного образования в подведомственных городу Москве образовательных организациях. Помимо недопустимости дискриминации, а также нарушения принципа равенства всех перед законом, в частности, равенства прав на образование, такое толкование нарушает п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона об образовании, в силу которого действует принцип единства образовательного пространства на территории Российской Федерации.

B. Пунктом 7 части 1 статьи 3 Закона об образовании предусмотрено право выбора форм получения образования, форм обучения. В соответствии с ч. 3 ст. 44 Закона об образовании в Российской Федерации родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения.

С учетом данного права п.13.2 Указа Мэра Москвы № 100-УМ не может быть истолкован как предполагающий лишение соответствующего права в случае, когда выбирается именно очная форма обучения, в частности, без использования электронного обучения и без применения дистанционных образовательных технологий.

C. Согласно п. 1 ст. 5 Закона об образовании в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

Данное право вытекает из ст. 43 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на образование; гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Соответствующее право относится к правам человека, признанным на международном уровне. Так, в силу ст. 2 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям.

Как следует из толкования, содержащегося в п. 2.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2006 № 5-П каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

D. Согласно ч. 2 ст. 17 Закона об образовании в Российской Федерации обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. В свою очередь электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (ст. 16 Закона об образовании в Российской Федерации) не могут квалифицироваться как очная форма обучения. Так, согласно правовой позиции, выраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.12.2017 № 36-П, при освоении лицом образовательной программы в очной форме - в отличие от обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам - устанавливается максимальный объем аудиторной учебной нагрузки, что предполагает обучение в качестве основного вида деятельности данного лица.

E. Статьей 19 Конституции Российской Федерации закреплен принцип равенства всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Между тем то истолкование п. 13.2 Указа Мэра Москвы от 14.10.2020 № 100-УМ, в силу которого родители одних детей могут выбирать форму получения образования (не относящиеся к образовательным организациям, учредителем которых выступает город Москва), а других - нет, вступает в прямое противоречие с принципом равенства всех перед законом, равно как и с равным правом всех на образование, а потому не может иметь место.

В этой связи п. 13.2 Указа Мэра Москвы не закрепляет запрета на продолжение очной формы обучения, а передает решение соответствующего вопроса на уровень администрации образовательной организации.

F. В подтверждение названного толкования следует сослаться на письмо Минпросвещения России от 09.10.2020 № ГД-1730/03, в силу которого ст. 12 и 28 Закона об образовании организации, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, самостоятельны в разработке названных образовательных программ.

G.Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, ни Мэром, ни администрацией образовательной организации не может быть ограничено право на образование. Следовательно, не может быть ограничено право на получение очной формы обучения без применения электронного обучения и дистанционных информационных технологий, если соответствующие родители (законные представители) не давали на это своего согласия, тем более возражают против этого.

H. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона об образовании в Российской Федерации действует приоритет жизни и здоровья человека. В силу ч. 9 ст. 13 Закона об образовании в Российской Федерации использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.

Согласно п. 4.1, 4.2 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране ВДТ, на уроке не должна превышать: - для обучающихся в I - IV классах - 15 мин.; - для обучающихся в V - VII классах - 20 мин.; - для обучающихся в VIII - IX классах - 25 мин.; - для обучающихся в X - XI классах на первом часу учебных занятий - 30 мин., на втором - 20 мин. Оптимальное количество занятий с использованием ПЭВМ в течение учебного дня для обучающихся I - IV классов составляет 1 урок, для обучающихся в V - VIII классах - 2 урока, для обучающихся в IX - XI классах - 3 урока.

Очевидно, что эти требования в настоящее время не соблюдаются (количество уроков в названных классах превышает 3, длительность выходит за указанные пределы).

При этом в силу п. 2 ст. 28 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населении программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Очевидно, что образовательная программа, нарушающая названные выше предельные требования, не может иметь санитарно-эпидемиологического заключения.

I. По смыслу образовательной деятельности она не может быть сведена к передаче информации и тестовому контролю способности ее отражения. Такая деятельность должна включать помимо информационного компонента также и невербальный компонент, направленный на научение и подбор подходящих методов обеспечения понимания. Такое обеспечение понимания, помимо прочего, предполагает непосредственное взаимодействие педагогического работника с обучающимися, проверку реакции, подбор подходящих для данного момента, данной аудитории и данного места слов и выражений, примеров, темпа и т.п. Образование как движение к созданию понимания невозможно без вовлечения в сопереживание (эмпатия), которое принципиально невозможно в дистанционном формате. По этой причине передачу информации с использованием дистанционных технологий нельзя квалифицировать как образование в конституционно-правовом смысле. Во избежание введения потребителей в заблуждение такое информирование следует именовать образовательным продуктом и отделять от образования, право на которое имеет каждый.

K. В свете изложенного представляется необоснованной позиция образовательных организаций, ссылающихся на положения приведенного выше Указа в обоснование отказа в обеспечении права на очное образование тем родителям (законным представителям), которые не давали согласия на применение электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий и уж тем более требуют восстановить очное образование без электронного обучения и без названных дистанционных технологий.

L. В большей своей части все сказанное применимо и к обучающимся иных уровней обучения (студенты, магистранты).

По традиции данный пост является частным мнением и необязательно разделяется образовательными организациями, в которых автор осуществляет преподавательскую деятельность.

Пандемия коронавируса, охватившая весь мир еще с начала прошлого года, внесла корректировки в жизнь большинства граждан нашей страны. Для того чтобы ограничить распространение болезни, федеральные и региональные власти выпустили ряд законопроектов о необходимости перевода учащихся на удаленный режим. С этими требованиями согласны далеко не все родители, и многие из них приняли решение отказаться от дистанционного обучения.

Дистанционное обучение

Причины отказа от дистанционного обучения

Следует учесть, что перевод детей на освоение образовательной программы в домашних условиях требует материальных и временных затрат для обеспечения должных условий работы. Далеко не каждый родитель имеет возможность выполнить следующие обязательные требования:

  • Обучение должно вестись через персональный компьютер с выходом в интернет.
  • Для обмена информацией создаются различные группы в мессенджерах, установленных на смартфонах.
  • В виду недостаточности внимания к ученикам со стороны педагогов родители вынуждены также отказываться от выполнения своих обязанностей на рабочем месте и проводить время за занятиями со своими детьми.

К упомянутым вынужденным ситуациям о необходимости электронного обучения добавляется вопрос заботы о подрастающем поколении. Так, ребенок, переведенный на дистанционное обучение, проводит целый день за экраном монитора и ведет малоподвижный образ жизни, что неминуемо сказывается на его здоровье.

Онлайн урок

Что говорит закон

Среди родителей появляется все больше активистов, которые выступают против применения обязательного дистанционного образования с использованием электронных ресурсов. Некоторые из них обращаются к юристам, которые трактуют безальтернативный перевод как нарушение прав граждан:

Таким образом, у активистов, борющихся за права своих детей, есть все основания утверждать, что электронная форма получения знаний является навязанной услугой. Это приводит к тому, что все большее количество родителей в разных регионах страны отказываются от исполнения подобных вынужденных мер борьбы с коронавирусом, предложенных государством.

Электронная форма обучения

Заявление об отказе – образец

Для того, чтобы изъявить желание об отказе от дистанционного образования, родители должны написать соответствующее заявление на имя руководителя муниципального образовательного учреждения. Как правило, в документе, оформленном на чистом листе формата А4, указываются следующие сведения:

1. Заполняется шапка, в которой необходимо указать реквизиты школы, а также обращение к директору. Учитывая, что принятие решение по данному запросу выходит за рамки полномочий учебного заведения, в шапке также прописываются данные местного департамента образования, куда необходимо будет подать копию бумаги. Здесь же родитель указывает свои личные данные и сведения о своем ребенке.

2. Текст документа начинается с обращения к указанным выше представителям госучреждений. Здесь представитель ребенка просит рассмотреть возможность о переводе его на иную форму получения знаний. В данном случае важны причины и требования активистов:

  • Если речь идет об отказе от заочного образования, то формируется просьба о переводе ребенка на очную форму, в школе.
  • Когда родители отказываются от электронных источников получения знаний, но в то же время не препятствуют нахождению детей дома, то требования заключаются в предоставлении альтернативных форм обучения, например, получения знаний из печатных источников.

3. Для того чтобы отказаться от дистанционного обучения, в заявлении также рекомендуется указать причину требования, например, в связи с негативным влиянием излучения от экрана монитора на неокрепший юный организм.

4. На принятие решения со стороны органа исполнительной власти повлияет наличие ссылок на Основной Закон государства, а также на другие действующие российские и международные акты, гарантирующие права человека.

5. В конце ставится подпись заявителя и указывается дата составления данного документа.

Заявление

Родителям следует учесть, что заявление от одного человека будет рассмотрено, но рассчитывать на выполнение всех требований будет непросто. В связи с этим активисты часто составляют такую бумагу коллективно, распечатывают на принтере и собирают подписи среди большинства учащихся класса, параллели или всей школы. Такое массовое обращение может повлиять на решение департамента образования в пользу родителей и их детей.

Образец документа в редактируемом формате можно скачать по этой ссылке.

Как правильно подать заявление

Если документ невозможно передать лично в руки ответственным лицам, то такое обращение можно прислать в сканированном виде по электронной почте на официальный адрес учреждения с обязательной пометкой о получении уведомления после прочтения.

Дистанционка образование

Вынужденный перевод школьников на удаленное получение знаний выходит за рамки закона и является ярким примером попирания прав человека вследствие нарушения статей Конституции РФ. Для того чтобы отказаться от безальтернативного электронного обучения, родители могут подать соответствующее заявление в департамент образования, а также в школу, к которой прикреплен их ребенок. Для того чтобы прошение было рассмотрено и на него поступила адекватная реакция, юристы рекомендуют оформить коллективный документ от лица инициативной группы родителей.

Как отказаться от дистанционного обучения в школе? Оформляется заявление на имя директора школы с передачей второго экземпляра в департамент образования по месту проживания. В заявлении указывается недопустимость школы односторонне менять условия договора и указать нарушаемые статьи законы. Отметим, что такой шаг не работает в условиях карантинных ограничений по всей стране или в определенных регионах.

Можно ли отказаться от дистанционки в школе

Рассматривая вопрос, могут ли родители отказаться от дистанционного обучения, необходимо понимать требования законодательства. Так, в ФЗ №273, статье 44 указаны права и обязательства сторон. Основные моменты:

  1. Мать / отец обязаны обеспечить детей образованием.
  2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение этих требований может повлечь ответственность.
  3. Органы госвласти и местного управления, а также школы помогают в обучении / воспитании детей, укреплении здоровья и т. д.
  4. Разрешается выбирать форму образования, предоставляемую учебным учреждением, языки, факультативные занятия, курсы и т. д.

Иными словами, в условиях пандемии оформить отказ от дистанционного обучения не получится (кроме некоторых исключений). В остальных случаях, если школа предоставляет разные формы передачи знаний, закон разрешает выбрать оптимальный вариант.


Как законно отказаться от дистанционного обучения

С учетом сказанного возникает вопрос по поводу оформления пожеланий, чтобы они были приняты администрацией учебного учреждения. Для этого необходимо знать, как законно отказаться от дистанционного обучения. Здесь возможны следующие варианты.

Как отказаться полностью

В условиях пандемии граждане обязаны подчиняться требованиям властей. Но сохраняется право написать заявление о недопустимости перехода на удаленное образование полностью или частично. Администрация школы обязана рассмотреть обращение и принять решение.

Рассмотренный вариант сработает, если у школы нет возможности обучения с использованием дистанционных технологий. В таком случае процесс должен быть организован очно, но с соблюдением карантинных правил. Отказаться от дистанционки таким способом, как правило, удается только в сельской школе.

Как отказаться от электронных технологий

Более реальный вариант, как избежать дистанционного обучения в школе в период карантина — написать заявление об отказе от электронных технологий. Образец для заполнения можно взять в органах Минпросвещения или в образовательном учреждении. В таком случае предлагается альтернативный вариант, позволяющий отказаться от применения ПК, телефонов и прочих гаджетов. При этом родители должны будут использовать стандартные учебники и тетради.


Как оформить заявление на отказ

В любом случае нужно попытаться защитить свои права и попробовать отказаться от удаленки. Для этого нужно знать, как написать заявление на отказ от дистанционного обучения в школе. В нем указываются следующие сведения:

  • имя директора МБОУ СОШ №…
  • адрес;
  • город департамента образования;
  • ФИО родителя / законного представителя;
  • адрес и телефон.

В тексте заявления необходимо указать причины отказа от дистанционного обучения и сослаться на нормы действующего законодательства. В частности, на ФЗ №273 (ст. 17 и 30), где указано, что образовательная организация не вправе принуждать к переходу на удаленную форму учебы. Кроме того, в ст. 27, п.7 указано, что школа отвечает за невыполнение возложенных на нее функций. Также в п. 9, ст.13 указанного ФЗ прописано, что запрещено применение методов, негативно влияющих на здоровье ребенка.

Образец отказа от дистанционного обучения можно взять в школе или в органах местного управления. Но чаще всего родители пишут письмо в свободной форме. Как вариант, можно оформить коллективное заявление, которое может иметь более весомый эффект.


Переводить ли ребенка на дистанционку

  • Защита здоровья ребенка в период карантинных ограничений.
  • Возможность построить темп обучения под особенности чада.
  • Вероятность определить слабые места ребенка и поработать над ними.
  • Доступность уроков, что позволяет прослушивать их неограниченное число раз для повторения.
  • Уменьшение нагрузки с позиции необходимости раннего пробуждения.
  • Привитие навыка самообразования.

С другой стороны, желание написать заявление против дистанционного обучения часто возникает на фоне недостатков. Выделим основные причины, почему стоит отказаться от удаленки:

  1. Отсутствие социализации и общения с другими детьми.
  2. Появление зависимости от разных гаджетов, без которых невозможен удаленный формат.
  3. Нагрузка на матерей / отцов, которым приходится полностью контролировать детей и процесс учебы.
  4. Недостаток практического применения.
  5. Отсутствие опыта онлайн-обучения у многих учителей, которые просто не умеют передавать знания в таком формате.

На фоне сказанного не удивительно, что вопрос, как отменить дистанционное обучение в школе, все чаще возникает у родителей. Ко всему этому добавляются психологические и физические проблемы со здоровьем у некоторых детей. Проблема в том, что выбор небольшой и вернуться к привычной форме при наличии карантинных ограничений не получится. А работа психолога-педагога в условиях удаленки не всегда понятна.


Родитель отказывается от удаленной учебы: что дальше

Выше мы кратко отмечали, что происходит, если родитель отказывается от формата дистанционного обучения. В таком случае он может добиться результата, если такая опция возможна для региона, где он проживает, и образовательного учреждения. Второй вариант — обучение ребенка без применения электронных технологий, но в таком случае нагрузка и ответственность полностью ложится на родителей. В этом случае речь идет о переходе на самообразование или семейное образование.

В школе активно продвигают платформу Учи.ру. Правомерно ли, когда учитель заставляет проходить дома задания на данной платформе в обязательном порядке и ставит за это оценки? Могут ли родители ученика отказаться от использования данной платформы?

Как следует из п. 5 указанного выше Порядка образовательные организации самостоятельно определяют порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, а также самостоятельно определяют соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Что касается применяемых форм и методов обучения, то согласно п. 2-4 ч. 3 ст. 47 Закона об образовании педагогический работник имеет право на свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания, право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, а также право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой.

Необходимо особо отметить, что какие-либо критерии обоснованности форм, средств, методов обучения и воспитания законодательством не установлены, и данный вопрос разрешается исходя из общих принципов регулирования образовательной деятельности (гуманистический, светский характер образования и т.д.).

Между тем каких-либо норм, позволяющих обучающемуся или его представителем отказаться от использования того или иного электронного образовательного ресурса, законодательство не содержит.

В то же время обучающиеся (их представители), желающие выразить несогласие с применяемыми формами и методами обучения, могут обратиться к администрации образовательной организации или в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, которые создаются внутри образовательной организации, с изложением своих доводов, которые обязательно должны быть рассмотрены с учетом принципа о демократическом характере управления образованием (п. 1, 2 ч. 1 ст. 45 Закона об образовании).

Читайте также: