Немецкая классическая философия как завершение новоевропейской философской традиции кратко

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Задание: прочитайте лекцию, заполните схему, данную в конце лекции и сделайте вывод по ней.

Лекция 8. Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма

1. Классическая немецкая философия. Философия Канта: докритический и критический периоды.

2. Метод и система философских взглядов Гегеля.

1. Классическая немецкая философия. Философия Канта: докритический и критический периоды.

Немецкая классическая философия является завершением классической философии Нового времени. Она представлена такими мыслителями, как И.Кант, И.Фихте, Ф.Шеллинг и Г.Гегель, жившими и работавшими в конце 18 -- первой половине 19 веков. Одной из главных задач немецкой классической философии является преодоление противоречий философии 17-18 веков, которые выразились в противостоянии рационализма и эмпиризма, преувеличении роли естествознания и избыточном оптимизме Просвещения. Для этого течения характерно возрождение интереса к истории, искусству, мифологии, а также критика естественнонаучной ориентации философии Нового времени. Все эти черты обусловлены глубоким интересом к поставленной по-новому проблеме человека. На смену индивидуальному идеалу свободной личности Возрождения немецкая классическая философия поставила коллективный идеал свободного человечества, выраженный идеями Просвещения и лозунгами Великой французской революции. Религиозной основой немецкой классической философии является протестантизм.

Предпосылки возникновения немецкой классической философии:

· классическая немецкая литература (Лессинг, Гете, Шиллер, Гейне);

· пантеистический рационализм Спинозы;

· Великая французская революция (1789 - 1794)

1. Классическая немецкая философия. Философия Канта: докритический и критический периоды

в состоянии смешения и хаоса. Под влиянием сил притяжения они движутся друг к другу, образуя вихри, в центре которых из наиболее плотных частиц формируются звезды, солнце и планеты.

В 60-е годы И. Канта стал все больше интересовать вопрос соотношения религии и науки, морали и знания. Под влиянием произведений английского философа Д. Юма И. Кант стал понимать, что наука является не только источником истин и благ, но и таит в себе значительную опасность для человечества. Главные пороки науки – узость горизонта и отсутствие связи с моральными ценностями. Стремление науки к естественному объяснению мира ведет к отказу от веры в Бога, которую И. Кант рассматривал в качестве необходимой основы морали. Размышление над этими проблемами привели И. Канта к идее критического переосмысления принципов научного познания, которое позволило бы показать ограниченность науки и тем самым пресечь ее попытки поглотить мораль и религию.

Резкое противопоставление феноменального и ноуменального миров, необходимости

и свободы, теории и практики в философии И. Канта воспринималось многими его современниками как источник неустранимых противоречий. Попытка И. Канта придать завершенность своей системе с помощью философии искусства, которая должна была соединить теоретический и практический разум, знание и веру, науку и религию, не получила широкого признания. Это давало возможность дальнейшего развития немецкой классической философии.

Развитие немецкой классической философии после И. Канта: И.Г. Фихте и Ф.В.Й. Шеллинг.

2. Метод и система философских взглядов Гегеля

в гармоничное единство субъективная и объективная свобода, интересы отдельного индивида и общества в целом. Государство является воплощением мирового разума и служит важнейшим инструментом реализации его целей. В таком качестве государство выступает в ходе всемирной истории, которая является процессом постепенной реализации развития мирового разума.

Философская мысль в Германии конца XVIII – начала XIX в. явилась закономерным продолжением прогрессивных естественно-научных, философских, социально-политических идей и концепций XVII – XVIII вв. Опираясь на гуманистические идеалы Просвещения, немецкая классическая философия внесла качественно новый вклад в развитие новоевропейской рационалистической традиции. По сути, она считается вершиной всей философской мысли Европы от древнейших времен до XVIII века, а многие считают, что она остается непревзойденной и до сих пор. Поэтому ее называют немецкой классической философией (сокращенно НКФ).

Эпоха НКФ охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 1780-ми годами, с одной стороны, и 1835 годом, годом смерти Гегеля – с другой. Тем не менее, по целому ряду моментов она представляет собой вершину философского развития, которая в то время могла быть достигнута.

1. В учениях немецких мыслителей на основе синтеза положений рационализма и сенсуализма была раскрыта диалектическая (сложная, многосоставная, неоднозначная) природа познавательного процесса. Если для рационализма XVII века, как и для просвещенчества XVIII столетия, было характерно принижать роль чувственного познания, отдавать приоритет только разуму, то НКФ стремится представить и мир вообще, и внутреннюю жизнь человека как сочетание всех возможных сторон. Объединить ratio и религиозное чувство, прагматический интерес и идеалистические склонности, чувственный и теоретический способ освоения мира

2. В учениях НКФ, которые учитывали новейшие достижения естественных наук (математика Лейбница, биология Ламарка и др.), а также социальных наук (экономическая теория Адама Смита, теории исторического прогресса И. Гердера, Дж. Вико и др.) на первый план вышла идея развития. Вся действительность рассматривается сквозь призму развития, как постоянно развивающаяся и преодолевающая самое себя.

Основными представителями классической немецкой философии являются: Иммануил Кант (1724-1804), Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814), Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг (1775-1854), Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831), Людвиг Фейербах (1804-1872).

Основоположником классической немецкой философии возродившем идеи диалектики, был Иммануил Кант. Не только в сфере философии, но и в естественных науках Канта зарекомендовал себя как глубокий, проницательный мыслитель.Разработанная им концепция происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности до сих пор считается одной из фундаментальных идей в астрономии.

Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблема бытия, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ; его интересовало не почему, а как?

В философии Канта акцент смещается с объективного мира (объект)на познающего этот мир (субъект). Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом субъекте и составляют основу знания, поэтому философия Канта еще называется трансцендентальной философией.

Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не таким как он есть на самом деле, а таким как он нам является в сознании. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта. Именно силами нашего разума мы приводим хаос мира в единство и порядок. То, что мы считаем законами природы, на самом деле есть связь, вносимая разумом в мир явлений. То есть, это наш разум предписывает законы природе.




Априорные формы чувственности: пространство и время.

Априорные формы рассудка: 12 категорий, поделенных на 4 группы: категории количества, качества, модальности, отношения.

Философская система Георга Гегеля начиналась с утверждения, что точка зрения на мир как совокупность отдельных изолированных вещей иррациональна. И только после того, как факты или вещи будут связаны в единое целое, мы можем говорить о рациональности.

С одной стороны, объективного мира не существует вне наших попыток объяснить его с помощью знания. Это объединяет Гегеля с Кантом (и противопоставляет философам-просветителям).

Основная задача философии Гегеля – построить систему знания, описывающую мир целиком в том виде, в котором он раскрывается перед нашим разумом. Она известна нам под названием системы объективного идеализма и состоит из 3-х основных частей:

Существенная особенность идеалистической философии Гегеля состоит в том, что абсолютная идея, абсолютный дух рассматривались им в движении, в развитии. Учение Гегеля о развитии составляет ядро гегелевской идеалистической диалектики. Особенное значение в диалектическом методе Гегеля имели три принципа развития, понимаемые им как движение понятий, а именно:

Философская мысль в Германии конца XVIII – начала XIX в. явилась закономерным продолжением прогрессивных естественно-научных, философских, социально-политических идей и концепций XVII – XVIII вв. Опираясь на гуманистические идеалы Просвещения, немецкая классическая философия внесла качественно новый вклад в развитие новоевропейской рационалистической традиции. По сути, она считается вершиной всей философской мысли Европы от древнейших времен до XVIII века, а многие считают, что она остается непревзойденной и до сих пор. Поэтому ее называют немецкой классической философией (сокращенно НКФ).

Эпоха НКФ охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 1780-ми годами, с одной стороны, и 1835 годом, годом смерти Гегеля – с другой. Тем не менее, по целому ряду моментов она представляет собой вершину философского развития, которая в то время могла быть достигнута.

1. В учениях немецких мыслителей на основе синтеза положений рационализма и сенсуализма была раскрыта диалектическая (сложная, многосоставная, неоднозначная) природа познавательного процесса. Если для рационализма XVII века, как и для просвещенчества XVIII столетия, было характерно принижать роль чувственного познания, отдавать приоритет только разуму, то НКФ стремится представить и мир вообще, и внутреннюю жизнь человека как сочетание всех возможных сторон. Объединить ratio и религиозное чувство, прагматический интерес и идеалистические склонности, чувственный и теоретический способ освоения мира

2. В учениях НКФ, которые учитывали новейшие достижения естественных наук (математика Лейбница, биология Ламарка и др.), а также социальных наук (экономическая теория Адама Смита, теории исторического прогресса И. Гердера, Дж. Вико и др.) на первый план вышла идея развития. Вся действительность рассматривается сквозь призму развития, как постоянно развивающаяся и преодолевающая самое себя.

Основными представителями классической немецкой философии являются: Иммануил Кант (1724-1804), Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814), Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг (1775-1854), Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831), Людвиг Фейербах (1804-1872).

Основоположником классической немецкой философии возродившем идеи диалектики, был Иммануил Кант. Не только в сфере философии, но и в естественных науках Канта зарекомендовал себя как глубокий, проницательный мыслитель.Разработанная им концепция происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности до сих пор считается одной из фундаментальных идей в астрономии.

Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблема бытия, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ; его интересовало не почему, а как?

В философии Канта акцент смещается с объективного мира (объект)на познающего этот мир (субъект). Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом субъекте и составляют основу знания, поэтому философия Канта еще называется трансцендентальной философией.

Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не таким как он есть на самом деле, а таким как он нам является в сознании. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта. Именно силами нашего разума мы приводим хаос мира в единство и порядок. То, что мы считаем законами природы, на самом деле есть связь, вносимая разумом в мир явлений. То есть, это наш разум предписывает законы природе.

Априорные формы чувственности: пространство и время.

Априорные формы рассудка: 12 категорий, поделенных на 4 группы: категории количества, качества, модальности, отношения.

Философская система Георга Гегеля начиналась с утверждения, что точка зрения на мир как совокупность отдельных изолированных вещей иррациональна. И только после того, как факты или вещи будут связаны в единое целое, мы можем говорить о рациональности.

С одной стороны, объективного мира не существует вне наших попыток объяснить его с помощью знания. Это объединяет Гегеля с Кантом (и противопоставляет философам-просветителям).

Основная задача философии Гегеля – построить систему знания, описывающую мир целиком в том виде, в котором он раскрывается перед нашим разумом. Она известна нам под названием системы объективного идеализма и состоит из 3-х основных частей:

Существенная особенность идеалистической философии Гегеля состоит в том, что абсолютная идея, абсолютный дух рассматривались им в движении, в развитии. Учение Гегеля о развитии составляет ядро гегелевской идеалистической диалектики. Особенное значение в диалектическом методе Гегеля имели три принципа развития, понимаемые им как движение понятий, а именно:

Становление классической философии начинается с античных времен – по ХIХ век включительно Особенно выделяются периоды ХVII в., ХVIII в., ХIХв. Выделяются следующие направления в классической философской традиции:

I.Философия Просвещения (ХVII – ХIIIвв)

1.Рационализм: Декарт, Спиноза, Лейбниц

2.Эмпиризм: Гоббс, Локк и др.

3.Французское Просвещение: Вольтер, Монтескье, Руссо, Дидро, Гельвеций

II.Немецкий идеализм (ХVIII – ХIХвв.): Кант, Гегель.

Рационалистическая философия и философия эмпиризма имели просвещенческий характер. А что касается классической немецкой философии , то только с нее начинается смещение акцентов с анализа природы на исследование человека, человеческого мира и истории. Впервые представители немецкой классики осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры.

В немецкой классической философии были продолжены прогрессивные традиции раннего нового времени:

- вера в могущество разума, в способность человека с его помощью познавать мир, общественную жизнь

- признание рациональности, целесообразности, взаимосвязанности и закономерности бытия. Общества, человеческих действий и поведения

- осознание человека как творческого, деятельного субъекта

- разработка целостной концепции диалектики

- систематическое и целостное объяснение мира, которое основывается на естественной упорядоченности и гармонии мира

Критическая философия И.Канта. Обоснование активности субъекта. Понятие трансцендентального субъекта. Кант о возможностях и границах спекулятивного теоретического разума. Агностицизм Канта Категорический императив Канта.

-чувственное познание – способность к ощущениям

-рассудочное познание – на основе чувственного познания (ощущений) формируются понятия и суждения рассудка. Возникает понятийное мышление (способность к простым понятиям и суждениям). Рассудок выполняет важную часть мыслительной деятельности

- разумное познание – способность человека делать умозаключения в форме идей (это высшее знание). Именно здесь и возникает проблема логических противоречий (антиномий) Бог есть и Бога нет. Мир прост и мир сложен.Мир конечен и бесконечен. Это диалектика противоречий в познании. Но Кант прошел здесь только половину пути.

Таким образом, трансцендентальная философия – это философия неспособности человеческого познания выйти за пределы рассудка. Трансцендентальный метод познания – метод ограничения разума рассудочностью и опытом.

В своем учении о морали И.Кант исследует проблему свободы человека. Человек ,по Канту, существо, способное к самостоятельному (автономному) поведению и нравственному совершенствованию. Однако свобода должна предполагать не произвол, а самоограничение и уважение к свободе и интересам других членов общества. Человек – существо нравственное. И его нравственность врожденна. Каждый человек несет в себе закон (категорический императив): другой человек для тебя высшая ценность. Поэтому свобода – это не произвол, а умение добровольно подчиниться нравственному закону и следовать долгу.

Уже у Канта ясно выражена мысль об автономности человека и мира культуры относительно природы. До этого философы знали, с одной стороны, природу, а с другой — человека, который рассматривался как особого рода природное тело, наделенное душой. Представители немецкой классики впервые осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. Они рассматривают сущность человека через призму его духовной творческой деятельности, как на творца культуры и одновременно как её продукт. Речь идёт о мире человека и его культуры, организованном в соответствии с законами Истины, Добра и Красоты. Но откуда берется этот мир? Где его корни? В ответах, которые дают на эти вопросы в немецкой классике, скрыта колоссальная мистификация.

Коперниканский переворот в философии, сделанный Кантом – родоначальником немецкой классической философии – означал её поворот от изучения метафизики субстанции к теории субъекта, его творческой активности. Кантом были заложены основные принципы трансцендентального идеализма как некой методологии творческого субъекта.

Субъект по Канту имеет дело не с объективной реальностью, а со своими собственными продуктами: с априорными формами рассудка и чувственными данными, с ощущениями, которые лишь аффицируются воздействием объективного мира. Их синтез на основе продуктивного воображения и есть по Канту свободное творчество субъекта и одновременно – познавательный процесс, который однако не проникает в сущность вещей самих по себе.




Следующим представителем немецкой классики был Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831гг.). Его творчество по праву считается вершиной немецкого идеализма первой половины XIX в. Г.Гегель является не только завершающим звеном в развитии немецкой философии, но одной из последних систем классического новоевропейского рационализма.

Он создал философскую систему, в основе которой лежит Абсолютная идея, неизменная духовная сущность, не зависящая ни от кого и ни от чего. Абсолютная идея, существуя изначально в мире, отчуждает себя сначала в мышлении, после чего она отчуждает себя в другую область – природу. Здесь она проходит три ступени: механику, химизм и органику, достигает своего высшего выражения в человеке и отчуждает себя в общество, где проходит новые три ступени: субъективный дух, объективный дух (в виде права, семьи, государства) и абсолютный дух ( в искусстве, религии и философии).

Следовательно, идея приходит к познанию самой себя, возвращается к исходному пункту своего развития, после чего начинает вновь свое инобытие в мышлении. Философия, по Гегелю, есть проявление мыслящего разума, творящего мир и изменяющего его.

Гегель является создателем диалектического метода, в основе которого лежат три закона диалектики: единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания.

Согласно гегелевской диалектике, в каждой вещи, находящейся в состоянии тождества самой себе, заложено ее отрицание, нечто иное. Благодаря этому происходит сначала процесс зарождения противоречий, а затем их разрешение. Диалектика требует вечного развития, революционных изменений, в то же время философская система требует возврата к исходному пункту развития, т.е. возникает противоречие между диалектическим методом и метафизической системой.

Диалектический метод Гегеля включал в себя несколько принципов анализа действительности:

1.Восхождение от абстрактного к действительности,то есть переход от общих теоретических концепций действительности, к практическим фактам действительности.

2.Соответствие исторического и логического,то есть усмотрение в непрерывной истории развития логически необходимых по своей последовательности этапов.

3.Принцип всесторонности, то есть понимание действительности, как результата всеобщей закономерной связи всех элементов.

История по Гегелю носит строго закономерный характер, в котором проявляется целенаправленная деятельность Абсолютной Идеи, или Мирового Разума. Люди, преследуя свои цели, на самом деле реализуют в тоже время историческую необходимость, определенную замыслом Абсолютной Идеи.

Общая мировая история есть у Гегеля процесс самосознания Абсолютной Идеи, которая заставляет отдельных людей и целые народы выполнять ту или иную историческую миссию в точности со Своим планом, для чего представляет детали этого плана людям таким образом, что те воспринимают их как собственные цели, устремления и желания. Так Абсолютная Идея творит ежеминутно историю, направленную на достижение Ею состояния Абсолютного Духа.

Базовые понятия:рационализм,эмпиризм,сенсуализм, субстанция, метод, интуиция, индукция, дедукция, гносеология,антиклерикализм, теизм, деизм, материализм, опыт, наука, научный разум, атеизм, прогресс, гуманизм, детерминизм, фатализм, естественное состояние, природа, свобода, необходимость, либерализм, демократия, счастье, польза, здравый смысл, равенство, эгалитаризм, агностицизм, априори, априоризм, трансцендентное, трансцендентальное, рассудок, разум, феномен, ноумен, вещь-в-себе, категорический императив, гражданское общество, абсолютный дух, диалектика, субъект, объект, имманентное, панлогизм, абстрактное, конкретное.

Словарь терминов:

-эмпири́зм, эмпирицизм (от др.-греч. έμπειρία — опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.

- рационализм(от лат. rationalisразумный) — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека. Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму, эмпиризму. Исторически рационалистическая традиция восходит к древнегреческой философии.

- антиклерикали́зм (от греч. άντι — против и κληρικός — клирик) — движение, направленное против притязаний религиозных организаций и духовенствана господство или влияние в политической, экономической и культурной областях, а также в сфере науки и образования. Несмотря на схожесть с атеизмом, антиклерикализм имеет свои отличительные черты:

§ антиклерикализм не отрицает существование Бога;

§ антиклерикализм отрицает не саму религию, а роль церкви в общественной жизни

- эгалитари́зм (фр. égalitarisme, от égalité — равенство) — концепция, предлагающая создание общества с равными возможностями по управлению и доступу к материальным благам всем его членам. Противоположность элитаризму. Может рассматриваться как разновидность утопического социализма, основывающегося на всеобщем уравнении как основе социальной жизни.

теизм (греч. Θεός — Бог) – вера в Бога или богов; в узком понимании — религиозно-философское мировоззрение, утверждающее существование монотеистического Бога, создавшего мир и продолжающего в нём свою активность

- атеизм– это отрицание веры существование богов; безбожие.

-деи́зм (от лат. deus — бог) — религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм. Большинство деистов полагают, что Бог после сотворения мира не вмешивается в течение событий; другие деисты считают, что Бог все же влияет на события, но не контролирует их полностью… Деизм предполагает, что разум, логика и наблюдение за природой — единственные средства для познания Бога и Его воли. Деизм высоко ценит человеческий разум и свободу. Он стремится привести к гармонии науку и идею о существовании Бога, а не противопоставлять науку и Бога.

-либерали́зм (фр. libéralisme) — философская, политическая и экономическая идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка. Это течение отличается терпимостью и снисходительностью по отношению к любым законным способам распоряжаться собой и своей собственностью.

- агностици́зм (от др.-греч. ἄγνωστος — непознаваемый, непознанный) — позиция, существующая в философии, теории познания и теологии, полагающая принципиально возможным познание объективной действительности только через субъективный опыт, и невозможным познание любых предельных и абсолютных основ реальности. Также отрицается возможность доказательства или опровержения идей и утверждений, основанных полностью на субъективных посылках. Иногда агностицизм определяется как философское учение, утверждающее принципиальную непознаваемость мира

-панлогизм (от греч. πᾶν — все и λόγος — мысль, слово, разум) — метафизическая теория, согласно которой всё существующее представляет собой воплощение разума или логоса

-имманентное (от лат. immanens, род. падеж immanentis – пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо) – философское понятие, обозначающее нечто, пребывающее и действующее внутри предмета, не направленное и не переходящее вовне; соответствующее природе предмета, присущее ему, а не привнесенное извне. Имманентное противопоставляется трансцендентному как выходящему за пределы предмета, внешнему. Метод называется имманентным, когда он определяется природой исследуемого предмета.

Темы рефератов и докладов:

1. Эмпиризм и индуктивизм Ф.Бэкона. Идолы сознания.

2. Р.Декарт как родоначальник новоевропейской философии.

3. Политическая философия Т.Гоббса.

5. Пантеизм и рационализм Б.Спинозы.

6. Теория познания Дж. Локка.

7. Дж. Локк как родоначальник либерализма.

8. Естественное право и общественный договор.

9. Дж. Локк о воспитании.

10. Мировоззренческие аспекты английского деизма.

11. Проблема свободы и необходимости в философии французских просветителей.

12. Вольтер как главный идеолог Французского Просвещения.

14. Просветительская концепция общественного прогресса Ж.Кондорсэ.

15. Ж.Ж. Руссо о природе человека.

16. Культурно-историческая концепция Ж.Ж. Руссо.

17. Руссо – реакция против философии Просвещения.

18. И.Кант: поворот от метафизики субстанции к теории субъекта.

20. Цель и смысл истории в социально-философских взглядах Канта.

21. Абсолютный идеализм Г.Гегеля.

22. Роль разума в истории и философии Гегеля.

23. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

24. Природа человека в ранних философских произведениях К.Маркса.

25. Проблема отчуждения (Л. Фейербах, К. Маркс).

26. К. Маркс. Материалистическое понимание истории.

27. Историческая судьба марксизма

Основная литература

1.Гуревич П.С. Основы философии. М., 2011.

2.Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие. М., 2010.

3.Философия для технических вузов. В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. Ростов н/Д , 2010

4. Кохановский В.П. Яковлев В.П. История философии: учебное пособие для студентов ВУЗов. Ростов н/Д., 2011.

5. Хрестоматия по философии: учебное пособие для ВУЗов. Под ред. Кохановского В.П. – Ростов на Дону, 2003.

6. Философия: учебник. Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. М., 2012.

7. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х.. Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования. Учебник. М., 2010.

8. Скирбекк, Г. История философии: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений./ Скирбекк Г., Гилье Н.- М., 2008.

9. Спиркин, А.Г. Философия: учеб. для бакалавров. - М., 2012.

10.Рассел Б. История западной философии. М., 2002.

11.Аблеев С.Р. История мировой философии. М., 2010

Дополнительная литература

1.Антология мировой философской мысли в четырёх томах. Т. 2. М., 1970.

2.История философии: Запад-Россия-Восток. Книга вторая. Философия XV-XIX вв. // Под ред. Н.В. Мотрошиловой. М., 1996. Книга 2. Раздел 3.

3. Поупкин Ричардс, Стролл А. Философия. Вводный курс. Американский учебник философии для российского студента. М., 1998.

4.Шаповалов В.Ф. Основы философии. М., 1998. Раздел 5. Главы 6-7.

5.Блинников Л. В. Великие философы. Словарь-справочник. М., 1997-1998. Статьи: Вико, Вольтер, Дидро, Ламетри, Руссо, Фурье.

6.Джовани Реале и Дарио Антисери. Западная философия от истокой до наших дней. СПб., 1996. Кн.3.

7.Мир философии. Книга для чтения. М., 1991. Часть 2. (Отрывки из текстов Вольтера, Руссо, Кондорсе, Монтескье…).

8.Хрестоматия по истории философии. От Лао-Цзы до Фейербаха. М., МПГУ. 1998.

9. Локк Дж. Мысли о воспитании. \\ Соч. в 3-х т. Т. 3. М., 1988.

10. Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII в. М., 1983.

11. Кузнецов В.Н. Ф.М.Вольтер. М., 1978.

12. Кузнецов В. Н. Вольтер и философия французского Просвещения XVIII в. М., 1965.

13. Сиволап И.И. Социальные идеи Вольтера. М., 1978.

14. Вольтер. Философские сочинения. М., 1988.

15. Хоркхаймер М., Адорно Т. В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М., С-Пб., 1997.

16. Век Просвещения. Москва-Париж, 1970.

17. Величие здравого смысла. Человек эпохи Просвещения. М., 1992.

18. Вольтер А. Философские сочинения. М., 1988.

19. Леви-Строс К. Руссо – отец антропологии. // Клод Леви-Строс. Первобытное мышление. М., 1994.

20. Кассирер Э. Философия Просвещения. М., 2004.

21. Асмус В. Ф. Ж. Ж. Руссо. М., 1962.

22. Руссо Ж. Ж. Эмиль, или О воспитании. М., 1987.

23. Руссо Ж. Ж. Исповедь. // Ж.Ж. Руссо. Избр. соч. Т. 3. М., 1961.

25. Руссо Ж. Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми // Руссо Ж. Ж. Трактаты. М., 1969.

26. Руссо Ж. Ж. Суждение о вечном мире // Руссо Ж. Ж. Трактаты. М., 1969.

27. Руссо Ж. Ж. О политической экономии // Руссо Ж. Ж. Трактаты. М., 1969.

28. Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре // Руссо Ж. Ж. Трактаты. М., 1969.

29. Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права // Руссо Ж. Ж. Трактаты. М., 1969.

30. Алексеев-Попов В. С. О социальных и политических идеях Руссо // Руссо Ж. Ж. Трактаты. М., 1969.

31. Гельвеций К. А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. М., 1938.

32. Гельвеций К. А. Об уме. М., 1938.

33. Гольбах П. Система природы. М., 1940.

34. Дидро Д. Избранные философские произведения. М., 1941.

35. Дидро Д. Племянник Рамо. Жак – фаталист и его Хозяин. // Дидро Д. Сочинения в 2-х т. М., 1991. Т. 2.

36. Длугач Т. Е. Дени Дидро. М., 1975.

37. Ерофеев Вик. Маркиз де Сад. Садизм и 20 век // В лабиринтах проклятых вопросов. М., 1996.

38. Бовуар де С. Надо ли жечь Сада? // Эрос. Страсти человеческие. М., 1992.

39. Киссель М. А. Принципы 1889 года. Генезис и первое применение // Вопросы философии. 1989. № 10.

40. Коломиец Т. А. Концепция человека во французском материализме. Киев, 1978.

41. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

42. Гулыга А. Эстетика Канта // Кант И. Критика способности суждения. М., 1994.

43. Зиммель Г. Кант и современная эстетика. СПб., 1904.

44. Виндельбанд В. От Канта до Ницше. М., 1998.

45. Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни 19-го столетия. М., 1993.

46. Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм // Культурология XX века. Антология. М., 1995.

47. Фишер Куно. История новой философии. Т. 7. С-П., 1905.

48. Кант И. Ответ на вопрос: Что такое Просвещение? (1784). // И. Кант Сочинения в 6 т. Т. 6. М., 1966.

49. Кант И. Критика практического разума // И. Кант. Лекции по этике. М., 2000.

50. Кант И. Критика способности суждения. М., 1994.

51. Кант И. Критика чистого разума. Санкт-Петербург, 1993.

52. Кант И. Основание метафизики нравов // И. Кант. Лекции по этике. М., 2000.

53. Кант И. Трактаты и письма. М., 1980.

54. Вышеславцев Б. П. Этика Фихте. М., 1914

55. Гайденко П. П. Философия Фихте и современность. М., 1979.

56. Шеллинг Ф. В. Философия искусства. М., 1966.

57. Шеллинг Ф. В. Система трансцендентального идеализма // Шеллинг Ф. В. Сочинения в 2 т. Т. 1. М., 1987.

58. Гулыга А. В. Шеллинг. М., 1984.

59. Лазарев В. В. Философия раннего и позднего Шеллинга. М., 1992.

60. Гегель Г. В. Ф. Первая программа системы немецкого идеализма. // Г. В. Ф. Гегель. Работы разных лет. В 2 т. Т. 1. С. 211-213.

61. Гегель Г. В. Ф. История философии. В З т. С-П., 1993-1994.

62. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. М., 2006.

64. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. М. 1986.

65. Лазарев В. В., Рау И. А. Гегель и философские дискуссии его времени. М., 1991.

Немецкая классическая философия представляет собой значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества.

Она представлена философским творчеством:

- Иммануила Канта (1724-1804);

- Иоганна Готлиба Фихте (1762-1814);

- Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775-1854);

- Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831);

- Людвига Андреаса Фейербаха (1804-1872). Каждый из этих философов создал свою философскую систему, наполненную богатством идей и концепций.

1. Роль философии в истории человечества и развитии мировой культуры в том, что она призвана быть критической совестью культуры, сознанием, спорящим с действительностью, душой культуры.

2. Исследовалась человеческая сущность, а не только человеческая история:

- для Канта человек – нравственное существо;

- Фихте подчеркивает действенность, активность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума;

- Шеллинг показывает взаимосвязь объективного и субъективного;

- Гегель более широко рассматривает границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы;

- Фейербах определяет новую форму материализма – антропологический материализм, в центре которого стоит реальный человек, являющийся субъектом для себя и объектом для другого человека.

3. Все представители классической немецкой философии определяли ее как специальную систему философских дисциплин, категорий, идей:

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

- Кант выделяет в качестве главных философских дисциплин гносеологию и этику;

- Шеллинг – натурфилософию, онтологию;

- Фихте видел в философии такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический;

- Гегель определил широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия государства, философия морали, философия религии, философия развития индивидуального сознания и др.;

- Фейербах рассматривал философские проблемы истории, религии, онтологии, гносеологии и этики.

4. Классическая немецкая философия определяет целостную концепцию диалектики:

- диалектика Канта – это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума;

- диалектика Фихте сводится к разработке творческой активности Я, к взаимодействию Я и не-Я как противоположности, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека;

- Шеллинг переносит на природу предложенные Фихте принципы диалектического развития, природа у него – развивающийся дух;

- Гегель представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он исследовал весь естественный, исторический и духовный мир как процесс, т. е. в его беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, перерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении;

- Фейербах в своей диалектике рассматривает связи явлений, их взаимодействия и изменения, единство противоположностей в развитии явлений (дух и тело, сознание человека и материальная природа).

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Классическая немецкая философия как завершение новоевропейской философской классики

Классическая немецкая философия как завершение новоевропейской философской классики

Классическая немецкая философия как завершение новоевропейской философской классики

Читайте также: