Может ли школьный психолог заниматься психотерапией

Обновлено: 05.07.2024

Чтобы психологу работать психотерапевтом, важно понять, какая квалификация, или уровень образования у него уже есть на данный момент.

Кроме того, есть два варианта использования слова "психотерапевт".

Одно относится к врачам психотерапевтам, которые, по сути являются психиатрами для здоровых людей.

Другое понимание этого термина (психотерапевт) - это психолог, который использует метода одной из школ психотерапии.

Поэтому, если у психолога нет медицинского (психиатрического образования), то психотерапевтом-врачом он быть не может.

Так же, если у психолога есть ТОЛЬКО высшее психологическое образование, то и психотерапевтом-психологом он быть не сможет без специальной подготовки.

Психолог становится психотерапевтом только тогда, когда он обучается методам психотерапии (психологическим), и использует их в своей практике.

/module/item/name

Информированные и заинтересованные коллеги обсуждают случай, когда психолог (по другим сведениям — гештальт-терапевт) получил судимость и условный срок по обвинению в незаконном оказании психотерапевтических услуг. Об этом случае я знаю только понаслышке, но могу привести пару примеров из личного опыта.

Далее возникают, как минимум, три варианта:

Существует третий вариант — самой простой и рациональный.


Дипломированный клинический психолог, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, доцент, преподаватель программ ДПО. Сертифицированный мастер-практик НЛП, сертифицированный тренер групп по трансперсональной психологии и холотропной терапии.

Психолог-консультант — это специалист, который оказывает психологическую поддержку. С психотерапевтами все сложнее.

Еще недавно в России в ходу было два понятия:

‎Разберемся, может ли психотерапией заниматься психолог, что для этого нужно и какие могут быть последствия.

Читайте в статье:

Разница психологического консультирования и психотерапии

Грань между работой психолога и немедицинского психотерапевта тонкая. У них общая теоретическая база, схожие технологии и одна цель — сделать лучше жизнь клиента. Но есть отличия в способах достижения этой цели.

Психологическое консультирование

Немедицинская психотерапия

Задачи

Решить проблему клиента и научить справляться с похожими ситуациями

Помочь кардинально пересмотреть свою жизнь с обязательным анализом прошлого

Запрос клиента

Получить помощь в решении проблемы

Получить профессиональную помощь в познании себя и изменении жизни

Клиенты

Психически здоровые люди или люди в ремиссии

  • Психически здоровые люди или люди в ремиссии.
  • Психически больные люди, но работать с ними можно только в тандеме с врачом-психиатром

Способ воздействия

Активное воздействие различными способами

Формат работы

Длительность работы

Полтора – два месяца

(в пределах 15 сессий)

От полугода до нескольких лет

(1–2 сессии в неделю)

Разберем на примере, чем отличается психологическая консультация от психотерапии.

На прием к психологу-консультанту пришла Татьяна с запросом, что ее перестала радовать работа. Она бухгалтер, профессию выбрала по любви и уже мечтала о руководящей должности.

Психолог задавал Татьяне вопросы и выяснил, что по утрам ей тяжело подняться, ссоры с коллегами стали постоянными, раздражает каждая мелочь. Оказалось, что Татьяна все время посвящает работе и мало отдыхает.

Специалист помог ей составить план действий, как соблюдать баланс между работой и отдыхом. Спустя несколько недель состояние Татьяны улучшилось. Теперь она знает, что делать, если подобное повторится.

Психолог локально решает проблему клиента, и по возможности учит самостоятельно справляться с похожими ситуациями.

Представим, что Татьяна не стала обращать внимание на свое состояние, и через несколько месяцев к раздражению добавилась слабость, бессонница, усталость и апатия. Даже легкие рабочие задачи стали даваться ей с трудом.

В такой ситуации беседа с психологом уже не поможет. Нужна помощь психотерапевта, который начнет работу не с настоящего, а с прошлого.

Психотерапевт решает задачу в корне. Этот процесс сложнее и дольше, во время него у клиента меняется мировоззрение, отношение к себе и окружающим, к происходящим ситуациям.

Выходит, что работа психотерапевта намного глубже. А как быть психологу, если он хочет использовать эти эффективные техники в своей работе?

Может ли психолог проводить психотерапию? И какие могут быть последствия?

Уже много лет идут споры о возможности использования методов психотерапии в работе психолога-консультанта.

Чтобы решить этот вопрос, Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига совместно с Союзом психотерапевтов и психологов обратились с этим вопросом к юристам. Те, в свою очередь, дали ответ, что в законодательстве РФ такого запрета нет.

Выходит, что с юридической точки зрения психолог, который дополнительно обучился одной из психотерапевтических методик, может использовать ее в своей работе.

Однако зачастую бывает так, на психологическое состояние влияют соматические (телесные) заболевания. Развитие многих психических расстройств вызвано дисбалансом химических веществ. Например, избыток адреналина может привести к хроническому стрессу, проблемам с концентрацией внимания, головокружению и усталости. А при нарушении функций щитовидной железы человек становится раздражительным.

Вот что по этому поводу думает наш преподаватель-эксперт, дипломированный клинический психолог и врач-психотерапевт Узлов Николай Дмитриевич:

Люди бывают здоровыми и больными. Со вторыми работают врачи, в частности психиатр. Но и у больных людей бывают разные проблемы и конфликты: семейные, производственные, межличностные. Они могут оказывать влияние на состояние здоровья. И здесь реальную помощь могут и должны оказать именно психологи.

Часто разрешение психологических проблем снижает телесно-соматическую напряженность — человек выздоравливает. Но если психолог начинает лечить, не понимая сущности заболевания или расстройства, это неправильно и идет во вред.

Я знаю о случае, когда начинающий психолог, проводя сеанс гештальт-психотерапии с пациенткой, у которой были проблемы в семейных отношениях, спровоцировала гипертонический криз и последующую госпитализацию. Специалист не собрала толком анамнез. Как оказалось, у пациентки заболевание надпочечников, гормональные нарушения и, как следствие, повышенное артериальное давление. Дело могло закончиться трагически.

На мой взгляд, психологи могут использовать психотерапевтические приемы в своей работе. Но называть себя психотерапевтами они могут только после длительных сертифицированных программ (как правило, 2–3 года) с необходимыми часами практики и супервизии. Сейчас это вполне доступно.

Узлов Николай Дмитриевич


Статья создана при участии эксперта

Узлова Николая Дмитриевича

Дипломированный клинический психолог, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, доцент, преподаватель программ ДПО. Сертифицированный мастер-практик НЛП, сертифицированный тренер групп по трансперсональной психологии и холотропной терапии.

Школьный психолог – школьный враг? Может ли он действительно чем-то помочь

Хотите, чтобы ваше желание исполнилось? Приглашаем на трансформационную психологическую игру, которая запустит сбычу мечт!

Основные направления таковы:

Родители: не хотят и боятся

Родители, по моему опыту, делятся на три основные категории:

Мама, папа – к доске!

Когда психолог может пригласить на консультацию?

Кто платит, тот и заказывает?

Основные методы работы

  • Наблюдение – главный и основной метод.
  • Диагностические тесты самого разного толка, групповые и индивидуальные.
  • Анкеты самооценки (когда ученик сам оценивает свое настроение, отношение к чему-либо).
  • Беседа – диагностическая или направленная на решение какой-либо задачи.
  • Элементы арт-терапии: рисование, лепка, перформанс, танец.
  • Игровая и сказкотерапия.

По большому счету, администрация обычно ждет от психолога того, что в коллективе детей и учителей будет меньше проблем, а если они возникнут, то он их поможет разрешить. Возможно, где-то администрация пыталась проявить какое-то коварство, задействовав психолога, но такие случаи редки. Да и специалист, который блюдет этику профессии, может отказать даже тому, кто платит зарплату. На то он и психолог, чтобы объяснить.

Этика – не пустой звук

Например, ученик стал замкнутым, хуже учится. Учителя не понимают, ученики реагируют по-разному, и неосторожное слово только ухудшает ситуацию. Психолог может поговорить с ребенком. И выяснится, что тот недавно пережил нападение одноклассников, о котором постыдился сообщить. Далее будет правильным сообщить родителям о такой ситуации, и проработать вместе с ними тему, что делать дальше. Сообщить нужно также классному руководителю класса и омбудсмену школы.

Иногда учителям полезно бывает сообщить информацию об особенностях ребенка, чтобы сохранить его мотивацию и предупредить неправильные выводы. К примеру, подростка с шизоидными чертами (замкнутого, трудно говорящего публично, не присоединяющегося к общим мероприятиям) часто принимают за лентяя. Вовремя и корректно поданная информация может помочь выстроить адекватный образ и подход – например, обходиться без вызовов к доске и без настояний участвовать в школьном КВН.

Пора встретиться

Стоит сходить, если…

Психологи образования – люди смелые. Не каждый отважится быть – потенциально – между молотом (родителями) и наковальней (учителями и администрацией). Иногда приходится идти против школы, защищая интересы ребенка. Иногда – пробиваться к родителям, чтобы они обратили внимание на проблему и начали ее решать. Рисков много, и не каждый отважится на них пойти. В этом смысле кабинет частной практики гораздо спокойнее. Кем для вас станет школьный психолог – помощником, посредником, экспертом или ничего не значащим человеком, покажет только опыт общения.

Читайте также: