Может ли школьный психолог заниматься психотерапией
Обновлено: 05.07.2024
Чтобы психологу работать психотерапевтом, важно понять, какая квалификация, или уровень образования у него уже есть на данный момент.
Кроме того, есть два варианта использования слова "психотерапевт".
Одно относится к врачам психотерапевтам, которые, по сути являются психиатрами для здоровых людей.
Другое понимание этого термина (психотерапевт) - это психолог, который использует метода одной из школ психотерапии.
Поэтому, если у психолога нет медицинского (психиатрического образования), то психотерапевтом-врачом он быть не может.
Так же, если у психолога есть ТОЛЬКО высшее психологическое образование, то и психотерапевтом-психологом он быть не сможет без специальной подготовки.
Психолог становится психотерапевтом только тогда, когда он обучается методам психотерапии (психологическим), и использует их в своей практике.
Информированные и заинтересованные коллеги обсуждают случай, когда психолог (по другим сведениям — гештальт-терапевт) получил судимость и условный срок по обвинению в незаконном оказании психотерапевтических услуг. Об этом случае я знаю только понаслышке, но могу привести пару примеров из личного опыта.
Далее возникают, как минимум, три варианта:
Существует третий вариант — самой простой и рациональный.
Дипломированный клинический психолог, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, доцент, преподаватель программ ДПО. Сертифицированный мастер-практик НЛП, сертифицированный тренер групп по трансперсональной психологии и холотропной терапии.
Психолог-консультант — это специалист, который оказывает психологическую поддержку. С психотерапевтами все сложнее.
Еще недавно в России в ходу было два понятия:
Разберемся, может ли психотерапией заниматься психолог, что для этого нужно и какие могут быть последствия.
Читайте в статье:
Разница психологического консультирования и психотерапии
Грань между работой психолога и немедицинского психотерапевта тонкая. У них общая теоретическая база, схожие технологии и одна цель — сделать лучше жизнь клиента. Но есть отличия в способах достижения этой цели.
Психологическое консультирование
Немедицинская психотерапия
Задачи
Решить проблему клиента и научить справляться с похожими ситуациями
Помочь кардинально пересмотреть свою жизнь с обязательным анализом прошлого
Запрос клиента
Получить помощь в решении проблемы
Получить профессиональную помощь в познании себя и изменении жизни
Клиенты
Психически здоровые люди или люди в ремиссии
- Психически здоровые люди или люди в ремиссии.
- Психически больные люди, но работать с ними можно только в тандеме с врачом-психиатром
Способ воздействия
Активное воздействие различными способами
Формат работы
Длительность работы
Полтора – два месяца
(в пределах 15 сессий)
От полугода до нескольких лет
(1–2 сессии в неделю)
Разберем на примере, чем отличается психологическая консультация от психотерапии.
На прием к психологу-консультанту пришла Татьяна с запросом, что ее перестала радовать работа. Она бухгалтер, профессию выбрала по любви и уже мечтала о руководящей должности.
Психолог задавал Татьяне вопросы и выяснил, что по утрам ей тяжело подняться, ссоры с коллегами стали постоянными, раздражает каждая мелочь. Оказалось, что Татьяна все время посвящает работе и мало отдыхает.
Специалист помог ей составить план действий, как соблюдать баланс между работой и отдыхом. Спустя несколько недель состояние Татьяны улучшилось. Теперь она знает, что делать, если подобное повторится.
Психолог локально решает проблему клиента, и по возможности учит самостоятельно справляться с похожими ситуациями.
Представим, что Татьяна не стала обращать внимание на свое состояние, и через несколько месяцев к раздражению добавилась слабость, бессонница, усталость и апатия. Даже легкие рабочие задачи стали даваться ей с трудом.
В такой ситуации беседа с психологом уже не поможет. Нужна помощь психотерапевта, который начнет работу не с настоящего, а с прошлого.
Психотерапевт решает задачу в корне. Этот процесс сложнее и дольше, во время него у клиента меняется мировоззрение, отношение к себе и окружающим, к происходящим ситуациям.
Выходит, что работа психотерапевта намного глубже. А как быть психологу, если он хочет использовать эти эффективные техники в своей работе?
Может ли психолог проводить психотерапию? И какие могут быть последствия?
Уже много лет идут споры о возможности использования методов психотерапии в работе психолога-консультанта.
Чтобы решить этот вопрос, Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига совместно с Союзом психотерапевтов и психологов обратились с этим вопросом к юристам. Те, в свою очередь, дали ответ, что в законодательстве РФ такого запрета нет.
Выходит, что с юридической точки зрения психолог, который дополнительно обучился одной из психотерапевтических методик, может использовать ее в своей работе.
Однако зачастую бывает так, на психологическое состояние влияют соматические (телесные) заболевания. Развитие многих психических расстройств вызвано дисбалансом химических веществ. Например, избыток адреналина может привести к хроническому стрессу, проблемам с концентрацией внимания, головокружению и усталости. А при нарушении функций щитовидной железы человек становится раздражительным.
Вот что по этому поводу думает наш преподаватель-эксперт, дипломированный клинический психолог и врач-психотерапевт Узлов Николай Дмитриевич:
Люди бывают здоровыми и больными. Со вторыми работают врачи, в частности психиатр. Но и у больных людей бывают разные проблемы и конфликты: семейные, производственные, межличностные. Они могут оказывать влияние на состояние здоровья. И здесь реальную помощь могут и должны оказать именно психологи.
Часто разрешение психологических проблем снижает телесно-соматическую напряженность — человек выздоравливает. Но если психолог начинает лечить, не понимая сущности заболевания или расстройства, это неправильно и идет во вред.
Я знаю о случае, когда начинающий психолог, проводя сеанс гештальт-психотерапии с пациенткой, у которой были проблемы в семейных отношениях, спровоцировала гипертонический криз и последующую госпитализацию. Специалист не собрала толком анамнез. Как оказалось, у пациентки заболевание надпочечников, гормональные нарушения и, как следствие, повышенное артериальное давление. Дело могло закончиться трагически.
На мой взгляд, психологи могут использовать психотерапевтические приемы в своей работе. Но называть себя психотерапевтами они могут только после длительных сертифицированных программ (как правило, 2–3 года) с необходимыми часами практики и супервизии. Сейчас это вполне доступно.
Узлов Николай Дмитриевич
Статья создана при участии эксперта
Узлова Николая Дмитриевича
Дипломированный клинический психолог, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, доцент, преподаватель программ ДПО. Сертифицированный мастер-практик НЛП, сертифицированный тренер групп по трансперсональной психологии и холотропной терапии.
Хотите, чтобы ваше желание исполнилось? Приглашаем на трансформационную психологическую игру, которая запустит сбычу мечт!
Основные направления таковы:
Родители: не хотят и боятся
Родители, по моему опыту, делятся на три основные категории:
Мама, папа – к доске!
Когда психолог может пригласить на консультацию?
Кто платит, тот и заказывает?
Основные методы работы
- Наблюдение – главный и основной метод.
- Диагностические тесты самого разного толка, групповые и индивидуальные.
- Анкеты самооценки (когда ученик сам оценивает свое настроение, отношение к чему-либо).
- Беседа – диагностическая или направленная на решение какой-либо задачи.
- Элементы арт-терапии: рисование, лепка, перформанс, танец.
- Игровая и сказкотерапия.
По большому счету, администрация обычно ждет от психолога того, что в коллективе детей и учителей будет меньше проблем, а если они возникнут, то он их поможет разрешить. Возможно, где-то администрация пыталась проявить какое-то коварство, задействовав психолога, но такие случаи редки. Да и специалист, который блюдет этику профессии, может отказать даже тому, кто платит зарплату. На то он и психолог, чтобы объяснить.
Этика – не пустой звук
Например, ученик стал замкнутым, хуже учится. Учителя не понимают, ученики реагируют по-разному, и неосторожное слово только ухудшает ситуацию. Психолог может поговорить с ребенком. И выяснится, что тот недавно пережил нападение одноклассников, о котором постыдился сообщить. Далее будет правильным сообщить родителям о такой ситуации, и проработать вместе с ними тему, что делать дальше. Сообщить нужно также классному руководителю класса и омбудсмену школы.
Иногда учителям полезно бывает сообщить информацию об особенностях ребенка, чтобы сохранить его мотивацию и предупредить неправильные выводы. К примеру, подростка с шизоидными чертами (замкнутого, трудно говорящего публично, не присоединяющегося к общим мероприятиям) часто принимают за лентяя. Вовремя и корректно поданная информация может помочь выстроить адекватный образ и подход – например, обходиться без вызовов к доске и без настояний участвовать в школьном КВН.
Пора встретиться
Стоит сходить, если…
Психологи образования – люди смелые. Не каждый отважится быть – потенциально – между молотом (родителями) и наковальней (учителями и администрацией). Иногда приходится идти против школы, защищая интересы ребенка. Иногда – пробиваться к родителям, чтобы они обратили внимание на проблему и начали ее решать. Рисков много, и не каждый отважится на них пойти. В этом смысле кабинет частной практики гораздо спокойнее. Кем для вас станет школьный психолог – помощником, посредником, экспертом или ничего не значащим человеком, покажет только опыт общения.
Читайте также:
- Как развивалась промышленность стран сша и европы в xix веке кратко
- Анализ исторических предпосылок формирования целей и задач введения в школу предмета оивт
- Как организовать группу продленного дня вне школы
- Что называют интерференцией света каковы условия максимума и минимума при интерференции кратко
- Школа 17 курск педагогический состав