Как развивалась промышленность стран сша и европы в xix веке кратко

Обновлено: 25.06.2024

1. Большую роль в развитии фабричной промышленности США сыграл иностранный капитал, который уже в первой половине XIX ст. проникает в Северную Америку (в основном английский). Особенно интенсивно шел поток иностранных инвестиций в 30-ые гг. XIX ст. где находил широкое использование, особенно в строительстве железных дорог.

3. Во многих странах начало промышленного переворота тормозилось нехваткой рабочей силы. В США эмигрировало огромное количество рабочей силы из Европейских стран

Революция конца XVIII ст. ликвидировала феодальные формы эксплуатации, облегчила миграцию населения, его экспроприацию и использование в системе фабричного производства.

Важную роль в развитии фермерства сыграло раннее проникновение крупного капитала в сельское хозяйство.

4. Если колонизация временно усложняла формирование рабочего класса, то она ускорила формирование предпосылок промышленного переворота. Внутренний рынок стал более емким. В рыночные отношения втягиваются все формы хозяйства. Идет углубление разделения труда, специализация, активизируется внутренняя торговля и торговые связи. Растет спрос фермеров на промышленную продукцию.

5. Большую роль в образовании рыночных предпосылок промышленного переворота сыграли факторы политического характера. Революция 1775-1783 гг. положительно повлияла на экономическое развитие США. Государство создает условия для развития промышленности, стимулирует строительство железных дорог, раздает государственные земли, субсидии для строительства шоссейных дорог, каналов и т.д. В торговле используют политику протекционизма. (Тарифы 1816, 1824, 1828 гг. восстановили 25% налог на ввоз текстильных изделий, шерсти, железа, пеньки, свинца, стекла, шелка, полотна и др.)

6. Вступивши в машинную стадию позже, чем Англия, предприниматели США полностью использовали английский технический опыт, значительно его обогатив. В результате этого промышленный переворот занял незначительное время, проходил быстро, высокими темпами и завершился в первой половине XIX ст.

7. США находились далеко от европейских войн. Как и в передовых европейских странах XVII-XVIII ст. в США возникает и укрепляет свои позиции американская буржуазия, в руках которой накапливаются огромные капиталы необходимые для промышленного переворота.

Промышленная революция в США была предопределена промышленным переворотом в Англии. Однако и в самой стране появилось много новых изобретений, чему в немалой степени способствовала система поощрений. Уже в 1790 г. был издан Закон о патентах, дававший авторам 14-летнюю монополию на использование своих изобретений. Талантливый американский учитель Уитни изобрел хлопкоочистительную машину в 1793 г., которая совершила революцию в переработке хлопка и увеличила в десятки раз объемы дешевого сырья для хлопчатобумажного производства. Применение этой машины повысило в 100 раз производительность труда при очистке хлопка и рентабельность рабовладельческого хозяйства южных штатов. производствах.

Изобретенный Фултоном первый пароход "Клермонт" (спущен на воду в 1807 г.) привел к революции в речном и морском транспорте. К числу крупных американских изобретений относятся изобретение телеграфа, парового молота, вулканизации каучука, ротационной типографской машины, бессемеровского процесса, турбины, электровоза. Уже в XIX в. главным фактором экономического роста страны становились изменения в технологии производства.

В период промышленного переворота очень важным для экономического развития страны было строительство железных дорог. Первая железная дорога соединила Балтимор с Вашингтоном .

К числу наиболее отсталой отрасли США долгое время принадлежала металлургическая отрасль, которая до середины 30-х гг. работала на древесном угле. Но и в этой отрасли происходили изменения. Промышленный переворот в этой отрасли начался с внедрением проката, увеличением объема выплавки чугуна, использование минерального топлива.

Промышленный переворот сопровождался быстрым развитием внутренней и внешней торговли, также быстро развивается в США банковское дело.

Промышленный переворот вызвал большие социальные изменения в американском обществе. Абсолютная часть городского населения страны возросла почти в 30 раз.

К 60-м гг. XIX ст. в некоторых северо-восточных штатах (Массачусетс, Нью-Йорк, Пенсильвания) промышленный переворот подходил к завершению. Десятки крупных местных заводов изготовляли станки, оборудования для легкой промышленности, паровые машины, локомотивы, железнодорожные рельсы и др.

Возникли новые географические центры промышленного производства. Одним из них была Новая Англия, которая давала 2/3 хлопчатобумажной и шерстяной промышленности. Центром металлургической промышленности становится Пенсильвания.

В 1860 г. США по общему уровню экономического развития вышли на второе место в мире после Англии и стали одной из сильнейших мировых государств.

Но необходимо принять во внимание многоукладность и неравномерность экономического развития США с учетом динамичной территориальной экспансии и наличия рабства, необходимо понять, что в национальном масштабе промышленный переворот мог завершиться лишь после гражданской войны 1861-1865 гг., т.е. после ликвидации плантационной, рабской системы на Юге (Тринадцатая поправка к конституции США в декабре 1865 года).

*Треугольной торговлей называют характерный для конца XVI — начала XIX веков трансатлантический торговый обмен между тремя частями света — Африкой, Америкой и Европой.

Европейские суда совершали морской переход к берегам Гвинейского залива для приобретения рабов как дешёвой рабочей силы.

После пленения либо покупки рабов их перевозили через Атлантический океан для продажи в Вест-Индии либо в континентальной Америке.

Из Америки в Европу вывозили произведённые с использованием рабского труда продукты — сахар, кофе, какао, табак, индиго.

Вопрос №20

Предпосылки промышленного переворота в США

1. Большую роль в развитии фабричной промышленности США сыграл иностранный капитал, который уже в первой половине XIX ст. проникает в Северную Америку (в основном английский). Особенно интенсивно шел поток иностранных инвестиций в 30-ые гг. XIX ст. где находил широкое использование, особенно в строительстве железных дорог.

3. Во многих странах начало промышленного переворота тормозилось нехваткой рабочей силы. В США эмигрировало огромное количество рабочей силы из Европейских стран

Революция конца XVIII ст. ликвидировала феодальные формы эксплуатации, облегчила миграцию населения, его экспроприацию и использование в системе фабричного производства.

Важную роль в развитии фермерства сыграло раннее проникновение крупного капитала в сельское хозяйство.

4. Если колонизация временно усложняла формирование рабочего класса, то она ускорила формирование предпосылок промышленного переворота. Внутренний рынок стал более емким. В рыночные отношения втягиваются все формы хозяйства. Идет углубление разделения труда, специализация, активизируется внутренняя торговля и торговые связи. Растет спрос фермеров на промышленную продукцию.

5. Большую роль в образовании рыночных предпосылок промышленного переворота сыграли факторы политического характера. Революция 1775-1783 гг. положительно повлияла на экономическое развитие США. Государство создает условия для развития промышленности, стимулирует строительство железных дорог, раздает государственные земли, субсидии для строительства шоссейных дорог, каналов и т.д. В торговле используют политику протекционизма. (Тарифы 1816, 1824, 1828 гг. восстановили 25% налог на ввоз текстильных изделий, шерсти, железа, пеньки, свинца, стекла, шелка, полотна и др.)

6. Вступивши в машинную стадию позже, чем Англия, предприниматели США полностью использовали английский технический опыт, значительно его обогатив. В результате этого промышленный переворот занял незначительное время, проходил быстро, высокими темпами и завершился в первой половине XIX ст.

7. США находились далеко от европейских войн. Как и в передовых европейских странах XVII-XVIII ст. в США возникает и укрепляет свои позиции американская буржуазия, в руках которой накапливаются огромные капиталы необходимые для промышленного переворота.

Промышленная революция в США была предопределена промышленным переворотом в Англии. Однако и в самой стране появилось много новых изобретений, чему в немалой степени способствовала система поощрений. Уже в 1790 г. был издан Закон о патентах, дававший авторам 14-летнюю монополию на использование своих изобретений. Талантливый американский учитель Уитни изобрел хлопкоочистительную машину в 1793 г., которая совершила революцию в переработке хлопка и увеличила в десятки раз объемы дешевого сырья для хлопчатобумажного производства. Применение этой машины повысило в 100 раз производительность труда при очистке хлопка и рентабельность рабовладельческого хозяйства южных штатов. производствах.

Изобретенный Фултоном первый пароход "Клермонт" (спущен на воду в 1807 г.) привел к революции в речном и морском транспорте. К числу крупных американских изобретений относятся изобретение телеграфа, парового молота, вулканизации каучука, ротационной типографской машины, бессемеровского процесса, турбины, электровоза. Уже в XIX в. главным фактором экономического роста страны становились изменения в технологии производства.

В период промышленного переворота очень важным для экономического развития страны было строительство железных дорог. Первая железная дорога соединила Балтимор с Вашингтоном .

К числу наиболее отсталой отрасли США долгое время принадлежала металлургическая отрасль, которая до середины 30-х гг. работала на древесном угле. Но и в этой отрасли происходили изменения. Промышленный переворот в этой отрасли начался с внедрением проката, увеличением объема выплавки чугуна, использование минерального топлива.

Промышленный переворот сопровождался быстрым развитием внутренней и внешней торговли, также быстро развивается в США банковское дело.

Промышленный переворот вызвал большие социальные изменения в американском обществе. Абсолютная часть городского населения страны возросла почти в 30 раз.

К 60-м гг. XIX ст. в некоторых северо-восточных штатах (Массачусетс, Нью-Йорк, Пенсильвания) промышленный переворот подходил к завершению. Десятки крупных местных заводов изготовляли станки, оборудования для легкой промышленности, паровые машины, локомотивы, железнодорожные рельсы и др.

Возникли новые географические центры промышленного производства. Одним из них была Новая Англия, которая давала 2/3 хлопчатобумажной и шерстяной промышленности. Центром металлургической промышленности становится Пенсильвания.

В 1860 г. США по общему уровню экономического развития вышли на второе место в мире после Англии и стали одной из сильнейших мировых государств.

Но необходимо принять во внимание многоукладность и неравномерность экономического развития США с учетом динамичной территориальной экспансии и наличия рабства, необходимо понять, что в национальном масштабе промышленный переворот мог завершиться лишь после гражданской войны 1861-1865 гг., т.е. после ликвидации плантационной, рабской системы на Юге (Тринадцатая поправка к конституции США в декабре 1865 года).

*Треугольной торговлей называют характерный для конца XVI — начала XIX веков трансатлантический торговый обмен между тремя частями света — Африкой, Америкой и Европой.

Европейские суда совершали морской переход к берегам Гвинейского залива для приобретения рабов как дешёвой рабочей силы.

После пленения либо покупки рабов их перевозили через Атлантический океан для продажи в Вест-Индии либо в континентальной Америке.

Из Америки в Европу вывозили произведённые с использованием рабского труда продукты — сахар, кофе, какао, табак, индиго.

Вопрос №20


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Различного рода машины и механизмы изготовлялись преимущественно из металла. Это требовало соответствующего развития машиностроения как особой отрасли производства. В 19 веке появились новые типы металлообрабатывающих станков.

В 1817 г. Р. Робертс создал один из первых строгальных станков для обработки деталей с плоскими поверхностями.

В 1818 г. Э. Уитни построил фрезерный станок с многорезцовым режущим инструментом (фрезой).

В 1835 г. английский инженер Джозеф Витворт запатентовал автоматический токарный винторезный станок.

Швейцарец Иоганн Георг Бодмер получил в 1839 г. патенты на карусельный станок (станок с вертикальной осью для обработки крупных машинных деталей).

В те же годы английский инженер Джемс Нэсмит построил долбежный станок (с вертикальным движением резца). Ему же принадлежит конструкция парового молота. Важным техническим фактором, способствовавшим широкому производству машин служила тенденция к стандартизации и взаимозаменяемости деталей машин.


Паровая машина

Поршневая паровая машина двойного действия с расширением пара являлась основным типом двигателя в 19 в. Элементы паросиловой установки — котел, собственно паровой двигатель, передаточный механизм — подвергались непрерывным усовершенствованиям. Паровые машины с повышенным давлением строились в Америке, Англии, Германии.

Так, Дж. Перкинс в США в 1822 г. и Э. Альбан в Германии в 1828 г. создали паросиловые установки высокого давления — до 45-50 атмосфер. В России над созданием котлов высокого давления тогда же работал С. В. Литвинов. Во 2-й пол. 19 в., после исследований, проведенных в 1850-х гг. во Франции Г. А. Гирном, началось применение перегретого пара в целях дальнейшего повышения кпд паровых двигателей. Отдельные паросиловые двигатели уже имели мощность более 1000 лошадиных сил. При фабриках и шахтах устраивался особый корпус, где размещались котельная и машинное отделение. Наряду со стационарными паросиловыми установками в практику входят локомобили — передвижные несамоходные паросиловые установки, используемые в сельском хозяйстве и в строительстве.


Двигатели 19 века

Транспорт также требовал более мощных двигателей: мирная торговля и связи между отдельными районами росли так бурно, что возникла потребность в более усовершенствованных транспортных средствах. В связи с этим научно-техническая мысль направлялась на поиски нового, более легкого источника энергии. Таким источником явился двигатель внутреннего сгорания — сначала газовый, разработанный в 1860-1867 гг. Ж. Ж. Э. Ленуаром во Франции и Н. А. Отто и Э. Лангеном в Германии, а позднее — работающий на жидком топливе.

Одним из наиболее распространенных и самых эффективных двигателей внутреннего сгорания стал двигатель, предложенный немецким изобретателем Рудольфом Дизелем в 1897 г. В нем впервые сочетались ранее известные и уже осуществленные в других двигателях принципы предварительного сжатия воздуха, непосредственного впрыска топлива, самовоспламенения топлива и др. Двигатель отличался высоким КПД. После внесения в него ряда конструктивных усовершенствований, двигатель стал надежно работать на нефти, благодаря чему получил широкое распространение в промышленности и на транспорте.

Одновременно развивались и электродвигатели, превращавшие электрическую энергию в механическую. В 1834 г. практически применимый электромагнитный двигатель построил Б. С. Якоби, выдающийся русский ученый и конструктор. В 1838 г. двигатель этот был использован для приведения в движение гребных колес небольшого судна на р. Неве.

Во 2-й пол. 19 в. электроэнергия становится новой энергетической основой промышленности и транспорта. Поэтому важной проблемой было получение достаточного количества электроэнергии. В 1870-1873 гг. появились первые динамо-машины, которые стали использоваться не только как генераторы электроэнергии, но и как электродвигатели. В нач. 1890-х гг. была решена важнейшая проблема — осуществление передачи электроэнергии по проводам на значительные расстояния. Это позволило сосредоточить производство электроэнергии на особых предприятиях — электростанциях. Промышленные предприятия избавлялись таким образом от необходимости сооружения собственных энергетических станций.

Для увеличения выработки электроэнергии требовалось увеличение мощности первичных двигателей, приводивших в действие генераторы электрического тока. Нужно было также преодолеть громоздкость двигателей, сделать их более компактными и экономичными. (Например, электростанция в Нью-Йорке мощностью 30 тыс. кВт в 1898 г. занимала здание в несколько этажей, где размещались 12 паровых машин и 87 котлов.) В 1899 г. на тепловой электростанции в Германии была успешно испытана многоступенчатая паровая турбина английского инженера Ч. Парсонса, после чего началось широкое применение тепловых турбин. К этому же времени относится разработка новых конструкций гидравлических турбин. Такие турбины были установлены на Ниагарской гидроэлектростанции в 1896 г.


Металлургия

Быстрый рост машиностроения и металлообработки в 19 века требовал резкого увеличения добычи руды и каменного угля, выплавки чугуна, выделки железа и стали. Важную роль в развитии металлургии сыграло железнодорожное строительство. Огромный спрос на рельсы, скрепления, части мостов и т. п. обусловил внедрение новых технологических процессов в металлургии. Совершенствовались конструкции доменных печей, стали использоваться методы горячего дутья, использование раскаленных газов для подогрева воздуха, подаваемого в домны.

П. П. Аносов, русский металлург, впервые применил микроскопический анализ булатов (разновидность высококачественных сталей) и предложил новые технологические процессы их производства. Последователь Аносова, П. М. Обухов, разработал способ изготовления легированных сталей, т. е. сталей с одной или несколькими присадками (хром, марганец, титан и др.), заметно улучшающими их свойства.

Новый, более быстрый и эффективный способ передела чугуна на железо и сталь ввел в сер. 1850-х гг. 19 в. английский изобретатель Генри Бессемер. В 1860-х гг. французские инженеры Эмиль Мартен и его сын Пьер получили литую сталь в отражательной печи с воздухонагревательной установкой, изобретенной немецкими инженерами братьями Вильгельмом и Фридрихом Сименсами. В этой печи, получившей название мартеновской, и введенной в эксплуатацию с 1864 г., сталь получалась сплавлением чугуна со старым железным ломом. С 1865 по 1870 гг. мировое производство стали в результате распространения мартеновского и бессемеровского способов возросло на 70% и продолжало увеличиваться.

Э. Стассано в Италии и Л. Эру во Франции выполнили две практически пригодные конструкции дуговых плавильных электропечей.

Технические новшества коснулись также цветной металлургии, в частности, новый способ получения алюминия немецкого химика Ф. Велера и технологические усовершенствования, предложенные французским геологом А. Э. Сен-Клер Девилем и русским химиком Н. Н. Бекетовым (1880-е гг.), позволили впоследствии превратить алюминий из металла, приравненного по цене к драгоценным, в один из наиболее дешевых и распространенных металлов. Значительно усовершенствовались также методы электролитического производства меди, примененного впервые в 1878 г. Первый электролитический завод по производству меди в России был построен в 1890 г.


Химическая промышленность

В новых отраслях производства, достигших значительных успехов в годы промышленного переворота, видное место заняла химическая промышленность, производящая вещества, необходимые для производства стекла, взрывчатых веществ, красок, отбеливателей, искусственных удобрений, фармацевтических препаратов и т. п. Практическое значение начала приобретать химия синтетических веществ — пластмасс, изоляционных материалов, искусственного волокнаи т. д.

В 1869 г. американский химик Дж. Хайетт получил целлулоид. С 1890-х гг. на основе разработанного французским инженером Г. Шардоне метода изготовления искусственного волокна из нитроцеллюлозы началось производство т. н. нитрошелка.

В 1899-1900 гг. работы русского ученого И. Л. Кондакова открыли возможность получения синтетического каучука из углеводов (практически это было осуществлено позднее в Германии). Тогда же были предложены способы изготовления аммиака — исходного вещества для производства азотной кислоты, необходимой в производстве красителей, удобрений и взрывчатых веществ. В конце века во многих странах в связи с распространением двигателей внутреннего сгорания и возрастанием потребности в легком жидком топливе начались поиски способов переработки нефти, обеспечивающих повышенный выход бензина. Д. И. Менделеевым был предложен метод разложения нефти при высоких давлениях и температурах, т. н. крекинг-процесс, развитый затем многими учеными, в частности В. Г. Шуховым.


Полиграфическая и бумажная промышленность

С первых десятилетий 19 в. появилось много типов наборных машин, преимущественно в Англии. Были усовершенствованы типографские станки, превращавшиеся в скоропечатные машины. В 1860-х гг. в США и Европе появились ротационные машины, печатавшие одновременно на обеих сторонах бумажной ленты, разматываемой с рулона и прижимаемой к двум барабанам с надетыми на них печатными формами. В результате резко возросла производительность типографий. Развитие полиграфии стимулировало и бурный рост бумажной промышленности. Стала все шире применяться выделка бумаги из древесной массы, впервые предложенная Ф. Келлером в Германии в 1844 г. Наряду с литографией получают все большее применение химические и фотомеханические способы изготовления клише, основанные на гальванопластике и фотографии.

Читайте также: