Может ли школа поставить на учет к психиатру

Обновлено: 28.04.2024

Психиатрическое освидетельствование проводится для определения: страдает ли обследуемый психическим расстройством, нуждается ли он в психиатрической помощи, а также для решения вопроса о виде такой помощи.

При этом- психиатрическое освидетельствование проводится при наличии информированного добровольного согласия обследуемого на его проведение, а для несовершеннолетнего в возрасте до пятнадцати лет или больного наркоманией несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет проводится при наличии информированного добровольного согласия на его проведение одного из родителей.

В вашем случае нет таких оснований.

Если Вы желаете получить более подробную консультацию по данному вопросу, либо у Вас имеется другой вопрос, то можете обращаться ко мне в чат. Готов оказать Вам помощь в составлении документов. При необходимости составлю документы в прокуратуру, суд, иные организации.
Услуги в чате оказываются на платной основе.

Виды учета у психиатра

Психиатрический учет в России делится на две формы, в зависимости от тяжести состояния больного, поступившего к психиатру, – консультативный и диспансерный.

Консультативный учет

Консультативный учет устанавливается, когда пациент:

  • Не представляет потенциальной опасности для себя и окружающих
  • Сохраняет критический образ мышления, трезво оценивает свое состояние, осознает болезнь
  • Сохраняет трудоспособность
  • Имеет заболевание, легко поддающееся лечению, с быстрым наступлением ремиссии
  • Попал в поле зрения психиатра впервые
  • Подтверждает добровольность осмотра у врача, дает согласие на прием прописанных медикаментов

При консультативном учете пациенту не обязательно наблюдаться у психиатра через четкие промежутки времени. Если он перестанет посещать врача, тот не станет выяснять причины и местоположение пациента.

Диспансерное наблюдение

В каких случаях назначается диспансерный учет:

  • Психическое расстройство протекает с частыми обострениями, плохо поддается лечению, серьезно влияет на восприятие реальности.
  • Больной представляет опасность для себя и окружающих – суицидальные мысли и попытки, агрессивное невменяемое поведение, галлюцинации.
  • У больного нарушена критика своего состояния – он не осознает болезнь, принимает искажения реальности за истину.
  • Больной и раньше попадал в психиатрию, и ремиссии его заболевания короткие и нестойкие.
  • Больной попал к врачу в принудительном порядке – при вызове скорой психиатрической помощи родственниками, или по решению суда после совершения правонарушений.

Решение о диспансерном наблюдении принимает комиссия психиатров по инициативе лечащего врача. Поэтому на диспансерный учет не ставят после первого же приступа болезни – нужно изучить характер и течение заболевания.

При диспансерном наблюдении пациент обязан посещать врача через заданные промежутки времени – для осмотра и выписки препарата, коррекции курса лечения.

По истечении этого срока лечащий врач может:

· Полностью снять пациента с учета – при полном выздоровлении.

· Перевести пациента на консультативный учет – если пациенту стало ощутимо лучше, но он все еще нуждается в помощи врачей.

· Продлить срок диспансерного учета – если пациент все еще нуждается в пристальном наблюдении врачей.

При диспансерном учете врач имеет право приходить к пациенту домой и проверять его состояние, помогать в решении бытовых и социальных проблем – даже при оформлении письменного отказа пациента. При этом врач не может принудительно давать лекарства.

Но при диспансерном учете врач не может насильно заставить пациента принимать таблетки. Источник: Яндекс-картинки

Но при диспансерном учете врач не может насильно заставить пациента принимать таблетки. Источник: Яндекс-картинки

Какие есть ограничения?

При консультативном учете у пациента нет ограничений – он сможет получить необходимые справки при медкомиссии для сдачи прав, получения оружия, устройстве на работу.

А вот при диспансерном учете психиатр может созывать врачебную комиссию для ограничения прав пациента:

  • Право на вождение автомобиля
  • Право на ношение оружия
  • Право на работу по социально значимым профессиям (водитель общественного транспорта, работник сферы медицины и образования, монтажник, военный, охранник, высотные работы и т.д.)
  • Родительские права (если расстройство влияет на благополучие ребенка)

Более того, есть утвержденный список заболеваний, при которых все эти ограничения действуют автоматически:

  • Шизофрения и бредовые, шизотипические расстройства
  • Аффективные расстройства (депрессия, биполярное расстройство, маниакальные расстройства и т.д)
  • Невротические расстройства (невроз навязчивых состояний, истерический невроз и т.д.)
  • Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте (диссоциальное, параноидное, обсессивно-компульсивное и другие)
  • Наркомания, алкоголизм, токсикомания

Как психиатрический учет влияет на дальнейшую жизнь?

Так, психиатр по закону может предоставить информацию о пациенте, если к нему обратились правоохранительные органы – МВД, прокуратура. Источник: Яндекс-картинки

Так, психиатр по закону может предоставить информацию о пациенте, если к нему обратились правоохранительные органы – МВД, прокуратура. Источник: Яндекс-картинки

Как избежать диспансерного учета?

Если статья была вам полезна, ставьте лайк и подписывайтесь.

Также очень ждем от вас комментарии и обратную связь, ведь вся наша работа построена на обратной связи, и мы пишем статьи по вашим запросам. Задавайте вопросы и высказывайте мнение, это важно для нас!

Смотрите другие экспертные ролики от нас на ютубе .

Похожие и рекомендуемые вопросы

31 ответ

Не забывайте оценивать ответы врачей, помогите нам улучшить их, задавая дополнительные вопросы по теме этого вопроса.
Также не забывайте благодарить врачей.

Здравствуйте, Юлия.
Учет - психиатрическое наблюдение, и его вид не имеют никакого значения. Если будет стоять ЛЮБОЙ психиатрический диагноз, то это принесет в будущем значительные социальные ограничения.
Если нужно проконсультировать и лечить мальчика у психитатра, то лучше делать это в частной психиатрической клинике.
ОГЭ можно пересдавать мн раз. Учиться на дому в экстернате. Сейчас у родителей и учеников большой выбор, как получать знания и закончить школу.

Наш диагноз логопеда ЗПР. (в школе учится плохо, более это никак не отражено) Разговорчивый, находчивый, знает как рассчитать 7 % годовых у суммы в банке в еврах, но не знает как решать квадратные уравнения. Много пробелов в программе - теорем, формул, доказательств и тп.

Хотят из частной школы перевести в школу интернат 7 вида. Говорят и ГИА сдаст и лучше ему там. Здесь никакие репетиторы не смогут вытянуть.
Психиатр склоняется к тому, что глобальных проблем нет, но можно подтвердить ЗПР. Логопед ставит ЗПР, психолог говорила о том, что нужна ему обычная школа и куча репетиторов да и все. Роня - за школу 7 вида.
и РОНО утверждает, что ну никаких проблем нет после постановки на учет потому что это какой то консультационный учет на время 9 класса, который якобы по моему заявлению после 9 класса снимается. А я вот думаю - а если не снимут, скажут впереди армия вам нельзя. А потом оставят на призывной возраст тоже. Врут ли мне? Почему врут? По какой причине РОНО говорит что для прав, работы, выезда ничего не требуют от психиатра (стоял на учете или нет) ? Зачем настаивают? Спасают директора частной школы чтобы статистику не портить ОГЭ?

Какие конкретные сложности в социальной жизни с этой странной консультационной штукой у сына могут быть?

В таком возрасте ЗППР обычно не ставится. Это диагноз дошкольников и начальной школы. Скорее всего, речь будет идти о легкой степени умственной отсталости. Попробовать снять диагноз можно будет не раньше 5 лет с его постановки. Это пройдет призывной возраст. Статья в военкомате не меняется, остается на всю жизнь.
Думаю, нужно исходить из комфорта ребенка.
Если в обычной школе ребенку учится тяжело, то возможно в специальной школе он будет чувствовать себя более уверенно.
А что сам ребенок думает про свою учебу? Никто насильно Вас не может заставить отдать ребенка в спецшколу. Другое дело - не пострадает ли его самооценка в обычной школе? Каждый из нас выбирает свой уровень, который он потянет по жизни. Нет универсальных людей, которые бы были совершенны во всем: красавцы-миллионеры с высоким интеллектом и спортивным телом. Ничего страшного, если ребенок будет учиться в такой школе нет. Вы можете продолжать заниматься с ним дома, подтягивать его на столько на сколько он сможет это сделать, прививать необходимые навыки и просто любить.

Логопед к которому направили перед комиссией написала ЗПР именно три буквы и лёгкое. Дефицит внимания. Вне кабинета рекомендовала делать так, как нравится подростку - обычная значит так и быть, коррекционные значит коррекционная. Психолог из Того же учреждения сказала проблем особых нет есть лень и пробелы - ему просто не интересно все это и не ясен смысл для чего это в жизни. Психолог из школы почти такого же мнения плюс советует поднять самооценку, а так все проблемы от "не интересно " и поэтому два. А с два и дорога в Мир сужается по закону экзаменов. Роно поясняет что задержка это не отсталость это просто задержка от условной нормы и комиссия поставит вас на временный учёт до сдачи гиа! Правда ли это? Почему так настаивают не понимаю. Проблема в том, что наши двойки скоро не дадут дорогу и в коррекционную - так сказали. Не берут туда с 2 в четвертью и все тут - спешите типа. Сын учился в 8 классе другого города в обычной школе но коррекционный класс. Переехал и снова в 8. поскольку 9 это быстрое огэ и с нашими проблемами не успеем разобраться. У меня паническая ситуация. Мне разные специалисты говорят разную информацию, я делаю ложь и то, что якобы учёт это не учёт а так. На годик и что эти бумаги только в кабинете психиатра и никуда более! Ну ложь же разве нет? Ребёнка ясное дело люблю и я не знаю правил и вариантов закончить школу, а у нас год до окончания и такие проблемы. Кстати, тот же психиатр почему то сказала что особых проблем вообще не видит но в армию бы не пустила. Если я не хочу учёт то и не надо, а вообще решать сыну, ему 15 и именно его она и спрашивать станет. Что происходит? Что за условные нормы нормальности. Они вне кабинета говорят что проблем нет но хотят учёт. который типа безобидный для будущего!

Логопед, психолог и РОНО - это не только не психиатры, но даже не врачи. Они не могут ставить диагнозы и судить о последствиях.
С двойками назначают пересдачу, занятия в каникулы, а если эти меры не помогают, то оставляют на второй год столько, сколько нужно ребенку. Но ориентироваться, думаю, стоит на желание и комфорт подростка.
"Учет" в наше время никакого значения не имеет, нет сейчас понятия учета, только наблюдение. Важно только наличие или отсутствие психиатрического диагноза. ЗПР - это не диагноз для подростка.

Здравствуйте у меня стоит диагноз лёгкая умственная отсталость, я могу получить образование нормальное или только инвалиды по слуху по опорно-двигательному аппарату могут получить нормальное образование без нарушения интеллекта и могут ли мой интеллект влиять на образование, почему ты умственно отсталым легкой степени нельзя иметь никакой образование из-за того что снижает интеллект, если развиваться заниматься возможно ли это

Да, Вы можете получить любое образование, кроме космического и МВД, никаких юридических препятствий к этому не будет.

Юля, чтобы перевести вашего сына в коррекционную школу нужен психиатрический диагноз, а именно умственная отсталость. Поэтому вас и посылают к психиатру, не хотят возится с вами в обычной школе, для них лучший выход перевести вашего сына в коррекционную школу. Но чтобы его туда приняли необходим диагноз умственной отсталости, нормальных детей в коррекционную школу перевести невозможно - только по диагнозу психиатра! А есть диагноз, значит и учёт будет о котором они вам говорят. Но учёт роли не играет, вы можете не появляется у психиатра, никто вас не заставит. Но сам диагноз влечёт ограничение социальных прав: нельзя получить водительские права, так как психиатр не подпишет медкомиссию, работать можно будет только разнорабочим или неофициально, где не требуется справка от психиатра.

Лучше не получать медицинское, психологическое образование. Так же могут не разрешать работать поваром, парикмахером - с режущими предметами. Получить то образование вы получите, но работать по нему вам не разрешат.

Здравуствуйте, у меня иакая проблема мне сейчас 19 лет! В 6 классе меня поставили на учет и дали в школе 8 вид! Сейчас мне 19 лет и я хочу закрыть этот 8 вид как я могу это сделать?

Добрый день, у моего мужа сложилась такая ситуация, в возрасте 14 лет в школе его перевели на 9 форму обучения.
Но никто из работников данной школы не предупредил о возможных трудностях и поставки на учет в пнд.
Узнали об этом только кода муж решил получить тракторные права, а затем водительское удостоверения. Родители ничего не знали, спустя много лет можно ли обжаловать диагноз? Диагноз легкая умственная отсталость, в г. Тобольске врач-психиатр прямо нам сказал что сама лично не подпишет нам ВКК
как быть в данной ситуации.
в 2020г муж получил тракторные права, на основании характеристик с работы и участкового
Сейчас действие этих прав приотановили, в итоге муж потерял работу.
в пнд сказали что такой диагноз снять невозможно.

Здравствуйте, Вероника.
Диагноз умственной отсталости можно снять, если он был ошибочный. А сейчас человек не имеет никаких психических проблем и его интеллект в норме.
Никто не имеет право отказать в пересмотре диагноза.
Один раз в 5 лет Вы имеете право на пересмотр диагноза. Для этого нужно обратиться в ПНД, лучше областной (краевой). Пишите заявление на главного врача ПНД в 2-х экземплярах, один с подписью - забираете себе. И ждете приглашение на переосвидетельствование Вас врачебной комиссией. Обычно это происходит стационарно. Вы госпитализируетесь на 2-4 недели в психиатрическую больницу, где проходите заново диагностику, психологическое тестирование и наблюдение группой врачей. Никаких лекарств Вам при этом не дают.

Ненадо свистесть не каких ограничений нету если только разговор об инвалидности. Оснований для прохождения псих освидетельствования 2 добровольное и угроза социуму и себе

В каждом образовательном учреждении - свой список. Нужно посетить приемную комиссию и там узнать о документах к поступлению.

Это нужно узнавать в том учреждении, куда Вы хотите поступать. Врач-психиатр не сможет ответить Вам на этот вопрос.

Я хотела отдать сына в школу в 6 лет, но так как на момент 1 сентября ему было только 6 лет и 5 мес, на надо было пройти комиссию, в том числе и психиатора. Ребёнок у меня развитый, говорить стал рано, активный, никаких проблем. Пришли мы в поликлинику к психиатору и она спрашивала, какое сегодня число и день недели, запутался во временах года, и без проса взял игрушку, и она завела карту, мол он должен знать это всё в свои то 6 лет), я иногда число не помню в свои года, а эму это зачем тогда летом это было знать? Короче в школу мы пойти могли бы, но я всё же решила подождать ещё годик, сейчас я стала слышать эти истории про сломаное будущее и не знаю что мне делать: пойти опять боюсь, прилепят то чего нет, или наоборот привлечь внимание лишнее, тоже ни к чему. Как мне поступить в этой ситуации, ребёнок психически здоров. Но вот то посещение ПСИХИАТОРА не даёт мне покоя. Как клеймо какое-то. Благодарю.

Лучше все же пройти то, о чем говорить врач и через повторную врачебную комиссию снять диагноз.
Если Вы 100% уверены, что диагноз ошибочный, можете сразу подавать в Суд и проходить независимую психиатрическую экспертизу. Но тут лучше заручиться помощью медицинского юриста или адвоката по медицинским вопросам.

Здравствуйте, я невнимательная, когда достаю печенье с печки, два раза дотронулась до протвиня случайно, это иза моего заболевания может что я не внимательная, ожог чуть, конечно я стараюсь таких ошибок не повторять.

Нет, это не проявление Вашего заболевания, а банальная невнимательность. Тренируйте дома свое внимание.

Добрый вечер! Мой сын учится в 4 классе. Начались проблемы с математикой и русским языком еще в 3 классе. Учитель сказала, надо показаться специалистам. Мы посещали неврологов и психолога. Все в один голос говорят "нормальный ребено". Советуют школу поменять. Письменного заключения никто не дал, т. к. была у частных врачей, а в нашей поликлинике специалистов вообще нет. А вот сей час в 4 классе начался просто ад. Сплошные двойки по двум предметам. Отстал по школьной программе, хотя ходим к репетиторам со 2 класса, были небольшие пробелы в учебе. Но репетиторы тоже не помогают, скатился совсем. Школа направдяет на обследование в областную психиатрическую больницу. (московской области). я боюсь, что после этого обследования нас поставят на учет и в будущем будут проблемы у ребенка с учебой и работой. Как быть. Школа житья не дает. Настаивает на этом обследовании.

Здравствуйте, Светлана.
А как сам сын объясняет такое положение дел? Если ли у него еще какие-то психические проблемы, кроме неусвоения школьной программы?
Попробуйте для начала пройти частного детского психиатра, ЧТОБЫ ХОТЯ БЫ ПОНИМАТЬ О КАКОЙ ПАТОЛОГИИ МОЖЕТ ИДТИ РЕЧЬ. И ТОГДА СНОВА НАПИШИТЕ МНЕ.

Добрый день! Сам он говорит, что старается учиться, но получается плохо. Кроме учебы нет никаких отклонений. Запоминает песни и другую информацию, интересующую его, но никак не запомнит таблицу умножения. Не понимает условия задач и поэтому не может их решать. Дома сам делает домашку по русскому (всегда все аккуратно и правильно) и примеры по математике (не все правильно). Он временами как бы выключается. Нас направляют к психиатру за направлением на диагностику, почему психиатр, а не невролог? Поставит на учет, потом то как? Конечно пройдем обследование. Спасибо, что ответили. Просто я в панике. Школа долбит, ничего не предлагает, только говорит, что вы должны, вы обязаны. Мы то делаем все.

Психиатр Вашему сыну не нужен. Похоже, он имеет склонность к ассоциативно-образному мышлению.
Попробуйте найти ему школу с гуманитарной направленностью. Там как раз больше внимания будет уделяться литературе и искусствам, а математику будут проходить более формально.
Невролог занимается органическим поражением нервной системы, а психиатр душевным состоянием.
Пройдите консультацию в частной психиатрической клинике или у частнопрактикующего психиатра. Тогда сведения об обращении не попадут ни в какую базу.

Здравствуйте У нас такая проблема, после перенесенного заболевания- то ли коронавирус, то ли просто двухстороннее воспаление легких, с высокой температурой, ребенок не ходил в школу почти месяц, а когда пошла, стали замечать, что ребенок стала моргать глазами и хуже учиться. Сразу пригласили на школьную комиссию, где девочки стали задавать простые вопросы, но она молчала, и еще больше моргала. Когда ей задали вопрос: 2+3, она не ответила. Я сказала, что видно ребенок болен, надо лечь в больницу, но мне объяснили, что это уо. Я сама педагог и решила поспорить, меня просто выгнали с комиссии, сказав, потом что я ругалась. Ребенок(3 класс) пролежала в областном центре, в неврологическом отделении, врач обследовала полностью ребенка, хотя сразу сказала, что ребенок развит по возрасту. Обследование показало- ребенок здоров, обучаем по общеобразовательной программе. Все сдала учителю. Но нас все равно послали к психиатру. Но начались проблемы с детьми, дети стали смеяться над девочкой, когда она отвечала у доски, были и серьезные обвинения в адрес ребенка. Психиатр обследовав, предложила, уйти на год на индивидуальное обучение в другую школу, в связи с невротическим состоянием ребенка, врач увидела травлю ребенка. На в другую школу не взяли и ребенок остался учиться в своем классе. До 20 апреля учитель ее хвалила, записала - поданы документы на "Одаренный ребенок". Девочка посещает вокально-танцевальный коллектив, театральную студию, платно анг. Язык, очень хорошо лепит и рисует, участвует в конкурсах, пишет отлично проекты по всем предметом, из класс на платформе "Учи. Ру" всегда в лидерах. Но в конце года она получила за итоговую контрольную-2 и снова комиссия, но уже- только коррекционный класс, а откажитесь- специнтернат! Поехали к психиатру, диагноз- здорова. Но в школе сказали, что это не правда, нужен другой психолог местный, но он тоже пишет- здорова. И предлагают перейти в другую школу, так будет повторятся, жалко ребенка. Подскажите, что нам делать?

Не верьте. Никакая ПМПК не может ставить диагноз и указывать Вам что делать и где учиться. Если психиатр сказал, что ребенок здоров, значит он здоров.
Просто дочку сейчас травят все: начиная от учеников, заканчивая учителями. Видно пошел родительско-педагогический конфликт на уровне учителей и руководства школы с Вами. Поэтому у нее развился невроз и при стрессовых ситуациях он усиливается настолько, что девочка теряет контроль над своими эмоциями.
Придет подыскать др школу. А также начать посещать семейного психолога, чтобы совместно научиться справлять с неврозным состоянием.

Поиск по сайту

Что делать, если у меня похожий, но другой вопрос?

На самые частые вопросы, связанные с психическими расстройствами у детей, ответила врач-психиатр-нарколог Городского клинического детского психиатрического диспансера г. Минска Ольга Макович-Проференко.

Психическое расстройство и социальные последствия


Чем отличаются психиатр, психотерапевт, психолог?

Психиатр – врач, который лечит таблетками. Это специалист, который закончил именно медицинский вуз. Он использует в своей практике медицинские лекарственные препараты.

Психотерапевт тоже врач с высшим медицинским образованием. Он может лечить беседой, но при необходимости назначит и лекарственные препараты.

При обращении к психиатру ребенок автоматически попадает на учет?

На моей практике нередки случаи, когда родители приходят с определенными опасениями по поводу психических нарушений у ребенка. Но после проведенной диагностики оказывается, что ребенок здоров. То есть не каждое обращение к психиатру или психотерапевту влечет за собой заведение карточки, постановку диагноза и диспансерное наблюдение. Много случаев, когда ребенок психически здоров, несмотря на странное, как считают окружающие, поведение.

Если ребенку выставлен психиатрический диагноз, это навсегда?

Психиатрические заболевания у детей очень разные по своей структуре. Действительно, есть такие, которые имеют затяжной хронический характер (пожизненный, можно и так сказать). С ними ребенок попадает под наблюдение сначала детского психиатра (на протяжении всего детского возраста), а потом уже и взрослого. Но процент таких заболеваний небольшой - примерно 3% от общего числа. Подавляющее большинство психических расстройств у детей и подростков можно успешно корректировать. Особенно если своевременно обратиться к специалисту за помощью. Как в случае любого заболевания, соматического или психического, чем раньше вы попали на прием, тем скорее получите помощь, тем больше вероятность того, что расстройство будет быстро и успешно скорректировано, не перейдет в хроническую стадию и не будет иметь никаких социальных последствий в будущем.

Ребенок с расстройством психики и школа

Если ребенок состоит на учете у психиатра, сообщают ли об этом в школу?

Информация, которую собирает врач в процессе наблюдения ребенка, является закрытой. В детскую поликлинику по месту жительства ребенка и учреждение образования (сад, школу) эта информация не поступает. Сообщается она только в отделы внутренних дел (милицию, прокуратуру) по официальному запросу. Исключение составляют случаи, когда в поле зрения врача-психиатра попадают дети с самоповреждениями. Это классифицируется, как парасуицид – попытка суицида. В таком случае мы можем передать эти сведения в школу и в детскую поликлинику, чтобы обеспечить ребенку повышенное внимание и предотвратить повторение парасуицида. Но делается это только с согласия родителей. Если родители против, сведения остаются закрытыми. О случившемся знают только сам ребенок, его родители и лечащий врач.

Может ли ребенок с психическим заболеванием посещать общеобразовательную школу? Что делать, если из-за расстройства поведения ученика учитель не в состоянии организовать учебный процесс и обеспечить безопасность остальных детей?

Как правило, дети с хроническими психическими заболеваниями (а мы уже говорили, что их всего 3%) учатся на дому, если особенности течения болезни представляют какую-то угрозу для одноклассников или педагогов. Но надо понимать, что дети и без психического расстройства могут наносить ущерб и себе, и окружающим – в силу характера, темперамента или вследствие сиюминутных психотравмирующих факторов.

А вот расстройства поведения у дошколят и школьников не редкость. Они бывают как в рамках синдрома дефицита внимания и гиперактивности (начиная с детского сада до подросткового возраста), так и нарушения конкретно поведения у детей и подростков. Но это не повод изолировать их от общества и переводить на домашнее обучение.

Если у ребенка СДВГ, то он непоседлив, невнимателен везде и всегда: дома, в саду, школе. Но иногда бывает так, что дома ребенок спокойный, а в школе его будто подменяют: он никого не слушает, срывает уроки, грубит. СДВГ и другие расстройства поведения – это и есть повод прийти к врачу-психотерапевту, разобраться, чем вызваны эти нарушения и получить помощь в их коррекции.

Проблемы с психическим здоровьем и семья

Передаются ли психические расстройства по наследству?

Тут к каждой нозологии нужно подходить отдельно. Что касается шизофрении, биполярного аффективного расстройства, действительно определенную роль играет генетика, наследование болезни. А такие состояния, как депрессия, тревожное расстройство, расстройства поведения и многие другие генетического наследования чаще всего не имеют. В значительной степени играет роль характер и метод воспитания ребенка, атмосфера, в которой он растет и живет.

Может ли бабушка отвести внука на прием к психиатру без ведома родителей?

С ребенком на прием к психиатру или психотерапевту приходят законные представители - мама или папа. Можно вместе, можно поодиночке. Если вы поручаете это дело бабушке, нужно оформить на нее нотариально заверенную доверенность о том, что она представляет интересы вашего сына или дочери. Поскольку бабушка хоть и родной и близкий человек для вашей семьи, но не является законным представителем ребенка. Поэтому у бабушки не получится самолично, без вашего ведома и согласия, отвести на прием к психиатру внука, если она посчитала, что у него проблемы.

Признаки психического расстройства у подростков

Подросток отказывается от еды. Как понять родителям, что это признак психического расстройства?

Если ваш подросток изо дня в день отказывается есть в кругу семьи, чего раньше не было – это повод насторожиться. В будни отследить это сложно: родители, как правило, работают с утра до вечера. Еда на день оставляется в холодильнике в расчете, что дети сами поедят. Но подростки идут на всякие уловки. Например, чтобы не вызвать подозрения у родителей, подросток может просто выбросить свою порцию, а сказать, что съел. Поэтому особое внимание на выходные дни и время семейного ужина.

Избегание совместного приема пищи, регулярный, частый отказ без объективных причин, поход в туалет сразу после еды – все это может указывать на расстройства пищевого поведения. Обращайте внимание также на внешний вид и самочувствие подростка. Симптомы расстройства пищевого поведения характеризуются снижением веса, частыми перепадами настроение (в основном оно плохое), раздражительностью, быстрой утомляемостью и т.д.

Самоповреждения у подростков. Зачем они это делают и как избежать подобного поведения?

Подростки (да и дети младшего возраста) могут наносить самоповреждения для снятия внутреннего эмоционального напряжения. Иногда ими движет желание совершить суицид, но банально не хватает физической силы сделать глубокий порез. Почему это должно настораживать? Такой способ снятия напряжения не является физиологичным. Если подросток нарушает целостность кожных покровов (режет, царапает, кусает до крови), доставляет себе боль, то в целом риск совершения в будущем суицида у него выше.


Самоповреждения, как правило, видны. Самое популярное место – тыльная часть предплечья. Иногда дети режут себя в области голени, бедер.

В настоящее время в программу диспансеризации входит визит к психиатру для мальчиков – в 14 лет, для девочек – в 15. Во время приема врач в том числе просит их показать предплечья. Но если ребенок режет себя в области бедер, врач этого не увидит. Поэтому многое зависит от настороженности родителей.

Какие признаки указывают на самоповреждающее поведение у подростка?

Он ходит постоянно закутанный, прячет руки, даже в жару у него рубашка с длинным рукавом, под любым предлогом избегает ситуаций, в которых родитель мог бы увидеть его руки или ноги. Иногда подростки демонстрируют самоповреждения, как бы говоря родителю: посмотри, что я с собой делаю, ты в этом виноват. Такая демонстрация – сама по себе крик о помощи, который игнорировать нельзя. Необходима работа с психиатром, психотерапевтом или психологом (иногда с несколькими специалистами сразу). Но это поможет вернуть подростку душевное равновесие и, возможно, спасти жизнь.

И хотелось бы обратиться к родителям: уделяйте внимание своему ребенку. Хотя бы 15 минут в день, но стабильно, регулярно и не отвлекаясь на другие вещи. Тогда он сам будет испытывать потребность не резать руки, а прийти к вам и поделиться наболевшим. Это лучшая профилактика самоповреждений.

Читайте также: