Может ли индивид быть субъектом политической деятельности кратко

Обновлено: 18.05.2024

Политическая жизнь динамична и изменчива. В ней участвуют люди, социальные группы, властвующие элиты со своими надеждами, ожиданиями, уровнем культуры и образования. Здесь переплетаются и борются интересы различных социально-политических сил.

Содержание политической жизни

– Наука в той мере, в какой политика слита со знаниями, опирается на них.

– Субъекты и объекты политических взаимодействий (личность, группа, класс, государство).

– Отношения социальных субъектов по поводу государственной власти.

– Установки, интересы, цели различных социальных групп и политических институтов.?

– Регулирование и согласование социальных интересов групп, классов, обеспечение целостности общества, разрешение конфликтов.

– Практическая деятельность по реализации желаемых моделей будущего, программ, курсов.

– Участие в делах государства, влияние на власть различных политических сил (партий, граждан, групп давления).

– Деятельность по управлению (политика как искусство возможного).

Политика, как и любая другая сфера общественной жизни, подчиняется определенным правилам, и любой человек в целом вынужден действовать в соответствии с ними. Для описания этого аспекта политических отношений используются понятия роли и статуса.


В зависимости от степени вовлеченности личности в политику можно выделить несколько типов политических ролей.

Типы политических ролей

– Рядовой член общества (не оказывает влияния на политику, но заинтересован в ней).

– Человек, состоящий в общественной организации или движении (косвенно включен в политическую деятельность, если это вытекает из его роли как члена организации).

– Гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической организации (целенаправленно и по своей воле включен в политическую жизнь в той мере, в какой она отражается на жизни этой политической организации или органа).

– Профессиональный политик (политическая деятельность является не только главным занятием и источником существования, но и составляет смысл жизни).

– Политический лидер (способен изменить ход политических событий и направленность политических процессов).

В современной науке существует несколько трактовок явления политического лидерства.


Политический лидер есть одновременно и субъект и объект политического процесса.


Политическое лидерство отличается от других форм лидерства лишь тем, что оно имеет место в политической сфере жизни общества.

Особенности политического лидерства

– Политическая деятельность разворачивается в рамках общества, т. е. затрагивает огромное количество людей. Вследствие этого политический лидер практически не может воздействовать на людей непосредственно. Его воздействие осуществляется при помощи СМИ, пропаганды, доверенных лиц.

– В силу власти, которой обладает лидер, и необходимости воздействия на большое количество людей он всегда имеет помощников: аналитиков, экспертов, имиджмейкеров, спичрайтеров (авторов речей), которые помогают ему выстроить тот образ, который предлагается массе.

– Лидер заинтересован в том, чтобы его поддерживало как можно большее количество людей, а потому он стремится расположить к себе разные социальные группы. Поэтому деятельность политического лидера всегда имеет многоролевой характер.

В процессе деятельности политические лидеры выполняют социально значимые функции.


Проявления политического лидерства достаточно разнообразны. Попытки типологизации столь сложного явления обусловлены стремлением прогнозировать вероятностное поведение лидеров на основе тех или иных признаков. Одной из общераспространенных классификаций политических лидеров выступает типология, в основе которой лежит их имидж (англ. image – образ).




Данная классификация в достаточной степени условна, так как в чистом виде такие типы политических лидеров встречаются крайне редко. Чаще всего отдельные качества каждого типа лидерства сочетаются в лидерстве одной личности на различных этапах ее политической карьеры.

Политическое участиедействия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Этим понятием характеризуется вовлеченность членов данного общества в политический процесс.

Сущностная основа политического участия состоит во включении индивида в систему властных отношений: непосредственно или опосредованно.

Опосредованное (представительное) политическое участие осуществляется через избранных представителей. Непосредственное (прямое) политическое участие – это воздействие гражданина на власть без посредников. Оно имеет следующие формы: реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы; участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений; прямые действия граждан (участие в митингах, пикетированиях и т. д.); обращения и письма к власти, встречи с политическими деятелями; участие в действиях, связанных с выборами представителей, с передачей им полномочий для принятия решений; деятельность политических лидеров.

Обозначенные формы непосредственного политического участия могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.

Особенности политического участия индивида

Самоопределение индивида в социально-политическом пространстве относительно многообразных политических структур.

Самооценка собственных качеств, свойств, возможностей как деятельного субъекта политики.

Объем возможного участия определяется политическими правами и свободами.

Виды политического участия

Случайное (разовое) участие – личность лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом.

Профессиональное участие – человек делает политическую деятельность своей профессией.

Политическое развитие личности выступает одним из факторов, влияющих на интенсивность, содержание и стабильность политического участия.

Критерии политического развития личности

– Наличие системы политических ценностей, норм.

– Стабильность политических мотивов.

– Способность к разработке программы политического поведения, адекватной целям и условиям.

– Способность ставить политические цели и добиваться их реализации в политической практике.

– Степень активности участия в политической жизни.

– Способность включить других в политическую деятельность.

– Уважение к другим взглядам и позициям.

– Общий уровень политической культуры.

Применение форм политического участия, их многообразные и многочисленные сочетания, открытие и использование новых во многом зависит от индивида как свободного, активного субъекта политики.

Формы политического участия

– Обращение индивида во властные структуры с целью удовлетворения личных или групповых потребностей.

– Лоббистская деятельность по установлению контактов с политической элитой для оказания влияния на ее решения в пользу группы лиц.

– Направление различных проектов и предложений по принятию нормативных актов и законов в органы власти.

– Политическая активность в качестве члена партии, движения, ориентирующихся на завоевание власти или воздействие на нее.

– Выборы, референдумы (лат. referendum – то, что должно быть сообщено) – волеизъявления всех граждан государства по важному для него вопросу.

Противоположной формой является демонстративное неучастие, политическая апатия и отсутствие интереса к политике – абсентеизм.

Абсентеизм (лат. absens – отсутствующий) – форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.

В основном абсентеизму привержены граждане, не разделяющие политические ценности большинства своих соотечественников. Они отличаются высокой степенью недоверия к политическим лидерам и институтам. Некоторые из них считают, что неспособны повлиять на власть; другие удовлетворены своим стабильным и благополучным положением и забыли о властных структурах.

Основные типы политической деятельности

Политическое отчуждение – сосредоточение усилий человека на решении проблем личной жизни при их противопоставлении жизни политической. Существует принудительный контакт с властью, государством через систему обязанностей, налогов, податей и т. п.

Политическая пассивность – субъект не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы.

Политическая активность – стремление и возможность воздействовать на политическую власть или непосредственно использовать ее, реализуя свои интересы.

Политическое участие сегодня не только свидетельствует об устойчивости и развитости демократических институтов, но и представляет ценность как сфера самореализации человека, что находит свое отражение в следующих функциях:

– включение индивида непосредственно или опосредованно в систему властных отношений;

– удовлетворение стремления индивида к участию в различных формах, обеспечивающих его жизнедеятельность и влияющих на процессы индивидуального развития.

Успешное функционирование политической системы, основанной на демократических началах, немыслимо без активного участия граждан в общественно-политической жизни. Эффективность и логика развития политической системы, природа самого общества во многом зависят от степени политической активности граждан, уровня осознания ими своих интересов, их желания и способности реализовать возможности, предоставляемые им различными каналами политического участия.

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о непосредственном политическом участии граждан?

А. Непосредственное политическое участие граждан проявляется в митингах, демонстрациях.
Б. Непосредственное политическое участие граждан проявляется в обращениях и письмах к представителям власти.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны


Оглавление

  • 1. Место политологии среди гуманитарных наук
  • 2. Структура политологии как научной дисциплины
  • 3. Частные и общие категории политологии. Законы политологии
  • 4. Предмет и объект политологии
  • 5. Методы политологии
  • 6. Сравнительная политология как метод политологии
  • 7. Типы политических методологий
  • 8. Функции политологии как науки и учебной дисциплины
  • 9. Политические отношения и сущность политики
  • 10. Человек как объект и субъект политики
  • 11. Политическая мысль античности
  • 12. Правильные и неправильные формы правления по Аристотелю
  • 13. Политические идеи Средневековья и Возрождения

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Политология. Шпаргалки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

10. Человек как объект и субъект политики

Под субъектом политики подразумевается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа; под объектом — то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта.

Важнейшим качеством субъекта политики является активность. Она выражает меру интенсивности его деятельности, обозначает все виды и способы воздействия на объективный мир.

В политической науке различают индивидуальный и совокупный субъекты. Индивидуальным субъектом является сознательно и ответственно действующая личность, которая руководствуется общественно значимыми интересами и целями и участвует в борьбе за их осуществление.

В качестве таких личностей выступают прежде всего политические лидеры, а также обычные люди. Становление личности как субъекта политики происходит постепенно, по мере социального созревания, в процессе политической социализации.

Определению места и роли личности в системе политических отношений служит правовой статус гражданина. Мерилом его являются гражданские права и обязанности, их гарантии.

В полном смысле субъектом политических отношений личность может стать только в демократическом обществе, там, где ей предоставлены широкие политические права, свободы и возможности для удовлетворения своих политических потребностей и защиты социальных интересов. Уровень воздействия личности на политическую жизнь определяется как индивидуальными, так и социальными ее качествами.

К индивидуальным качествам следует отнести темперамент, силу характера, степень развитости сознания, политическое мышление, политическую культуру и т. д.

Социальные качества также многочисленны, но первичным фактором, определяющим условия участия личности в политике, является социальный статус личности: сословная принадлежность, положение семьи, профессия и т. д.

Участие личности в политике зависит от ее объективной вовлеченности в конкретные социальные проблемы, от ее доступа к ресурсам власти.

Власть представляет собой способность или возможность производить желаемое воздействие на поведение того или иного объекта, что предполагает наличие активного субъекта, который влияет на объект какими-либо физическими (материальными) или идеальными (духовными) методами.

Политическая субъектность – сознательное и активное участие социальных единиц в формировании социально-политических действий.

Основные признаки субъектности:

· Возможность принятия политических решений.

· Способность влиять на принятие политических решений.

· Наличие необходимых средств для реализации решений.

Современные взгляды на индивида как политическое существо формировались главным образом под влиянием следующих концепций:

o Патерналистская концепция личности (преимущественно в Китае) – человек как бессознательный участник политики.

o Взгляды Платона и Аристотеля – индивидуальная природа человека и индивид как политическое существо соответственно.

o Рассуждения Гоббса – человек как существо, движимое только своими эгоистическими интересами.

(дальнейшее по словам Радикова не обязательно)

o Марксистская модель – социальная природа человека: общество и уклад жизни формируют человека.

o Социальный дарвинизм – выживают лишь наиболее приспособленные индивиды, конкуренция не только неизбежна, но и желательна.

o Бихевиористская концепция Ф. Скиннера.

o Биосоциальная концепция К. Лоренца (помните, он в па был. ) – человеческая природа стабильна в силу неизменности инстинктов или наследственности.

Понятие политического человека.

Как же человек формирует и проявляет себя в роли существа политического:

- Во-первых, человек должен быть политически мотивирован.

- Он становится политической личностью, когда его действия становятся нестандартными, творческими.

- Но не всякого политического индивида можно назвать политической личностью. Например, мы не имеем полного права сделать это, когда политическая деятельность и интересы касаются всех людей, когда они являются идеологическими.

- У политической личности же идеи всегда собственные

Модели взаимоотношения государства и граждан:

1) Патерналистская (еще от Конфуция) и этатистская (Платон, Аристотель). Основа на покровительстве и опеке граждан государством. Приоритет и преимущество имеет государство, которое обеспечивает потребности граждан в обмен на их подчинение. Государство обладает неоспоримым приоритетом и преимуществом перед человеком.

2) Либеральная (Монтескьё, Т. Джеферсон, Дж. Мэдисон). Признание того, что в основе государства и его политики должны лежать права и природа человека Личность как высшая ценность государства, государство – слуга народа.

3) Срединная. Идея гармоничных отношений между государством и личностью, основанная на принципе солидарности. Не отвергая приоритета индивида и его прав, сторонники такого подхода настаивают на сохранении серьезных социальных функций государства

Три типа отношений человека и политики:

1. Состояние приобщения (активное участие).

2. Состояние отчуждения или аномии.

3. Полное слияние человека и политической структуры.

Виды и способы воздействия полит субъекта на объективный мир и другие субъекты политики:

Первичным субъектом политики является личность (индивид).

Проблема личности имеет в политической науке по меньшей мере три главных аспекта:

1) личность как индивидуальные психофизиологические особенности человека, его специфические привычки, ценностные ориентации, стиль поведения и т.п. При анализе личности под этим углом зрения основное внимание обычно уделяется политическим лидерам, от индивидуальных особенностей которых часто зависит большая политика;

2) личность как представитель группы: статусной, профессиональной, социально-этнической, классовой, элиты, масс и т.п., а также как исполнитель определенной политической роли: избирателя, члена партии, парламентария, министра. Такой подход к личности как бы растворяет ее в более крупных социальных образованиях или же предписанных ей ролях и не позволяет отразить автономию и активность индивида как специфического субъекта политики;

3) личность как относительно самостоятельный, активный участник

политической и общественной жизни, обладающий разумом и свободой воли, не только общечеловеческими, но и уникальными в своем роде чертами, то есть как целостность, не сводимая к ее отдельным социальным (профессиональным, классовым, национальным и т.п.) характеристикам и имеющая политический статус гражданина или подданного государства. Именно в этом своем аспекте человек обычно взаимодействует с властью, выполняет определенные политические обязанности и выступает субъектом и объектом, предметом воздействия политики.

Классификация политических индивидов по Г. Алмонду и М. Веберу.

· Политик по случаю.

Сюда входит большинство граждан, чья политическая активность проявляется в основном в участии в выборах, в акциях протеста или поддержки. У многих отношение к политике и ограничивается такими действиями.

· Политик по совместительству.

Политиками по совместительству являются, например, все те доверенные лица и правления партийно-политических союзов, которые — по общему правилу — занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости, и она не становится для них первоочередным делом жизни ни в материальном, ни в идеальном отношении.

1. субъекты персональные, движимые заботой о реализации своих непосредственных, местных, повседневных интересов и не осознающие политических последствий своего участия, своей политической роли;

2. субъекты подданные, понимающие свою политическую роль и назначение, но не видящие возможности выйти за их пределы, самостоятельно воздействовать на политическую жизнь;

3. субъекты-партиципанты (участники), ясно осознающие свои цели и пути их реализации и использующие для этого институциональные механизмы (партии, движения и т.п.).

Понятия “субъект” и “объект” – философские категории. Под субъектом подразумевается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа Субъект политики — это ее творец. Важнейшим качеством его является активность. Основные признаки субъективности:

· возможность и способность принятия пол-х решений,

· способность повлиять на принимаемые решения,

· наличие необходимых средств для реализации решений.

Объект – тот, на кого направлена деятельность субъекта.

Субъект и объект способны меняться местами. Каждый субъект, оказывая воздействие, сам в то же время попадает под влияние других субъектов, и становится по отношению к ним объектом.

Место человека в политической жизни издревле является предметом дискуссий. Уже в древности появились концепции, к-е по разному оценивают отношение личности к политике и гос-ву.

Патерналистская концепция (восходит к Конфуцию) уделяет человеку роль простого исполнителя царской воли, т.е. пассивного бессознательного участника политики. Согласно Конфуцию, младшие должны подчиняться старшим, а гос-во - это большая семья, где вся полнота власти принадлежит правителю-отцу. Т.е. согласно данной концепции, рядовой человек простой исполнитель, объект.

Платон также рассматривал рядового человека как объекта политики и власти, который должен полностью подчинятся гос-ву и беспрекословно выполнять его волю. Идеальный гражданин – это послушный гражданин, беспрекословно выполняющий волю государства.

Либеральная концепция. Противоположную позицию занимал Дж. Локк и его последователи (Ш.Монтескье, Дж. Мэдисон, Т. Джефферсон и др). Дж. Локк является основателем теории либерализма. Либерализм ставит личность в центр политики. Индивид рассматривается как источник власти, гос-во должно быть подконтрольно обществу. Необходимо не подавление, а согласование интересов свободных индивидов. Государство – это слуга народа, и народ должен постоянно следить за тем, чтобы оно не превращалось в его хозяина ( защищать свои интересы, отстаивать свои права, контролировать деятельность властей и т.д.)

Становление личности как субъекта политики происходит постепенно по мере социального созревания, в процессе политической социализации. Для определения места и роли личности в системе политических отношений принципиально важны политико-правовые условия субъективности личности, т.е. правовой статус гражданина. Основным измерением его являются гражданские права и обязанности, их гарантии. Т.Е. положение человека в обществе, степень участия в пол-ке определяется уровнем прав и свобод, которыми он наделен. Подлинным субъектом политических отношений личность может стать только в демократическом обществе, там, где ей предоставлены широкие политические права, свободы и возможности для удовлетворения своих политических потребностей и защиты социальных интересов.

Действие личности в политике зависит от многих условий:

1. Уровень развития пол-й системы. Существенной предпосылкой активного участия является демократический политич. режим, который обеспечивает демократичность пол-х процедур, гарантирует права и свободы граждан.

2. Наличие определенной политической культуры (гражданской кул-ры, где люди стремятся участвовать в пол-ке, стремятся отстаивать свои интересы). Необходим высокий уровень политической грамотности, образованности населения. Неграмотный человек является объектом полит-го манипулирования.

3. Наличие экономических, материальных предпосылок. Для участия человека в пол-й деятельности необходимо первичное удовлетворение его жизненных потребностей. ( если нет этого удовлетворения, то большая часть энергии расходуется на элементарное выживание, и нет ни времени, ни сил, ни желания интересоваться политикой). Неэффективная деятельность гос-ва власти приводит к пол-ой апатии и пассивности.

Уровень воздействия личности на политическую жизнь определяется как индивидуальными, так и социальными ее качествами. К индивидуальным качествам следует отнести темперамент, силу характера, степень развитости сознания, политическое мышление, политическую культуру и т. д.

Социальные качества также многогранны. Первичным фактором, определяющим условия участия личности в политике, является социальный статус личности: сословная принадлежность, положение семьи, профессия и т. д. Участие личности в политике напрямую зависит от доступа к ресурсами власти.

Формы политического поведения и участия личности:

  1. Личность с высокой политической активностью, принимающая постоянное участие в политической жизни;
  2. Личность, профессионально занимающаяся политикой;
  3. Личность, принимающая эпизодическое участие в политике (выборы, акции);
  4. Личность, проявляющая интерес к политике, но лично не участвующая в ней;
  5. Пассивная личность с нейтральным или отрицательным отношением к политике;

Вопрос

Демократические принципы закрепления и обеспечения прав и свобод человека и гражданина

Понятия демократии и правового государства в определённой мере связаны с пониманием соотношения прав и свобод человека и государственной власти.

Любой индивид наделён определённой степенью свободы. Однако при реализации своих интересов индивид должен учитывать интересы других индивидов — таких же членов общества, как и он. В этом заключается ограничение свободы индивида правом до определенной степени [4] .

Свобода — это способность и возможность сознательно-волевого выбора индивидом своего поведения. Она предполагает определённую независимость человека от внешних условий и обстоятельств.

Право — это всегда частичное ограничение свободы личности необходимое для совместного сосуществования свободных граждан.

Категории права существуют в трёх основных видах: неотъемлемые права (базовые), временно-неотъемлемые и полностью отъемлемые.

Права и свободы человека принадлежат ему от рождения, а не предоставлены государством;

· Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства;

· Набор закреплённых прав и свобод человека и гражданина в государстве должен соответствовать международно-правовым стандартам;

· В соответствии с принципом равноправия права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому;

· Правовые нормы о правах и свободах человека должны быть непосредственно действующими, а не декларацией;

· Права и свободы человека и гражданина должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность государственной власти и местного самоуправления;

· Государство не должно издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина; они могут быть ограничены только в чрезвычайных условиях (кроме базовых);

· Права и свободы человека и гражданина должны быть гарантированы судебной защитой;

· Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Понятия “субъект” и “объект” – философские категории. Под субъектом подразумевается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа Субъект политики — это ее творец. Важнейшим качеством его является активность. Основные признаки субъективности:

· возможность и способность принятия пол-х решений,

· способность повлиять на принимаемые решения,

· наличие необходимых средств для реализации решений.

Объект – тот, на кого направлена деятельность субъекта.

Субъект и объект способны меняться местами. Каждый субъект, оказывая воздействие, сам в то же время попадает под влияние других субъектов, и становится по отношению к ним объектом.

Место человека в политической жизни издревле является предметом дискуссий. Уже в древности появились концепции, к-е по разному оценивают отношение личности к политике и гос-ву.

Патерналистская концепция (восходит к Конфуцию) уделяет человеку роль простого исполнителя царской воли, т.е. пассивного бессознательного участника политики. Согласно Конфуцию, младшие должны подчиняться старшим, а гос-во - это большая семья, где вся полнота власти принадлежит правителю-отцу. Т.е. согласно данной концепции, рядовой человек простой исполнитель, объект.

Платон также рассматривал рядового человека как объекта политики и власти, который должен полностью подчинятся гос-ву и беспрекословно выполнять его волю. Идеальный гражданин – это послушный гражданин, беспрекословно выполняющий волю государства.

Либеральная концепция. Противоположную позицию занимал Дж. Локк и его последователи (Ш.Монтескье, Дж. Мэдисон, Т. Джефферсон и др). Дж. Локк является основателем теории либерализма. Либерализм ставит личность в центр политики. Индивид рассматривается как источник власти, гос-во должно быть подконтрольно обществу. Необходимо не подавление, а согласование интересов свободных индивидов. Государство – это слуга народа, и народ должен постоянно следить за тем, чтобы оно не превращалось в его хозяина ( защищать свои интересы, отстаивать свои права, контролировать деятельность властей и т.д.)

Становление личности как субъекта политики происходит постепенно по мере социального созревания, в процессе политической социализации. Для определения места и роли личности в системе политических отношений принципиально важны политико-правовые условия субъективности личности, т.е. правовой статус гражданина. Основным измерением его являются гражданские права и обязанности, их гарантии. Т.Е. положение человека в обществе, степень участия в пол-ке определяется уровнем прав и свобод, которыми он наделен. Подлинным субъектом политических отношений личность может стать только в демократическом обществе, там, где ей предоставлены широкие политические права, свободы и возможности для удовлетворения своих политических потребностей и защиты социальных интересов.

Действие личности в политике зависит от многих условий:

1. Уровень развития пол-й системы. Существенной предпосылкой активного участия является демократический политич. режим, который обеспечивает демократичность пол-х процедур, гарантирует права и свободы граждан.

2. Наличие определенной политической культуры (гражданской кул-ры, где люди стремятся участвовать в пол-ке, стремятся отстаивать свои интересы). Необходим высокий уровень политической грамотности, образованности населения. Неграмотный человек является объектом полит-го манипулирования.

3. Наличие экономических, материальных предпосылок. Для участия человека в пол-й деятельности необходимо первичное удовлетворение его жизненных потребностей. ( если нет этого удовлетворения, то большая часть энергии расходуется на элементарное выживание, и нет ни времени, ни сил, ни желания интересоваться политикой). Неэффективная деятельность гос-ва власти приводит к пол-ой апатии и пассивности.

Уровень воздействия личности на политическую жизнь определяется как индивидуальными, так и социальными ее качествами. К индивидуальным качествам следует отнести темперамент, силу характера, степень развитости сознания, политическое мышление, политическую культуру и т. д.

Социальные качества также многогранны. Первичным фактором, определяющим условия участия личности в политике, является социальный статус личности: сословная принадлежность, положение семьи, профессия и т. д. Участие личности в политике напрямую зависит от доступа к ресурсами власти.

Формы политического поведения и участия личности:

  1. Личность с высокой политической активностью, принимающая постоянное участие в политической жизни;
  2. Личность, профессионально занимающаяся политикой;
  3. Личность, принимающая эпизодическое участие в политике (выборы, акции);
  4. Личность, проявляющая интерес к политике, но лично не участвующая в ней;
  5. Пассивная личность с нейтральным или отрицательным отношением к политике;

Вопрос

Демократические принципы закрепления и обеспечения прав и свобод человека и гражданина

Понятия демократии и правового государства в определённой мере связаны с пониманием соотношения прав и свобод человека и государственной власти.

Любой индивид наделён определённой степенью свободы. Однако при реализации своих интересов индивид должен учитывать интересы других индивидов — таких же членов общества, как и он. В этом заключается ограничение свободы индивида правом до определенной степени [4] .

Свобода — это способность и возможность сознательно-волевого выбора индивидом своего поведения. Она предполагает определённую независимость человека от внешних условий и обстоятельств.

Право — это всегда частичное ограничение свободы личности необходимое для совместного сосуществования свободных граждан.

Категории права существуют в трёх основных видах: неотъемлемые права (базовые), временно-неотъемлемые и полностью отъемлемые.

Права и свободы человека принадлежат ему от рождения, а не предоставлены государством;

· Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства;

· Набор закреплённых прав и свобод человека и гражданина в государстве должен соответствовать международно-правовым стандартам;

· В соответствии с принципом равноправия права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому;

· Правовые нормы о правах и свободах человека должны быть непосредственно действующими, а не декларацией;

· Права и свободы человека и гражданина должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность государственной власти и местного самоуправления;

· Государство не должно издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина; они могут быть ограничены только в чрезвычайных условиях (кроме базовых);

· Права и свободы человека и гражданина должны быть гарантированы судебной защитой;

· Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Читайте также: