Проект раковского по созданию ссср кратко

Обновлено: 05.07.2024

Далее в той же резолюции формой государственного союза провозглашалась федерация, опирающаяся на взаимное доверие и добровольное согласие входящих в нее стран. Подчеркивалось, что в РСФСР и связанных с ней независимых советских республиках проживает около 140 млн. человек и из них невеликороссов – около 65 млн. и ставилась четкая задача уничтожения фактического национального неравенства особенно на российских окраинах – в колониях и полуколониях, прежде всего путем развития там промышленности. В резолюции ставились конкретные задачи завоевания доверия трудящихся масс восточных окраин, организации местной бедноты, учета своеобразия того или иного региона. Провозглашая верность принципам коммунистического интернационализма, съезд выдвинул задачу борьбы против двух уклонов – шовинистического и националистического, принимающего иногда на Востоке форму панславизма и пантюркизма.[1]

В этой резолюции четко прослеживается линия на сближение советских республик, отдается предпочтение федерации, хотя республики называются независимыми, и объявляется борьба против двух уклонов – шовинистического и националистического, без указания того, какой из них является главным. Резолюция Х-го съезда РКП (б) по национальному вопросу сыграла весьма значительную роль на пути дальнейшего государственного строительства, создания страны нового типа. Это налагало, в частности, большую ответственность и на работу Наркомнаца. В 1921 г. из 462 вопросов, рассмотренных на коллегии Наркомнаца, 24 были посвящены образованию новых автономий, 7-разграничению территорий между ними, 33-обсуждению проектов декретов и постановлений, затрагивающих интересы республик, областей или отдельных национальностей, 11-взаимоотношениям автономий с РСФСР, 34-удовлетоворению просьб отдельных национальностей, 56-другим вопросам, касающихся нерусского населения.[2] Однако впереди предстояли еще весьма значительные трудности, которые объяснялись борьбой интересов центра и окраин, различным пониманием основ строительства будущего государства, то ли в форме федеративного государства, то ли в форме союза государств, вплоть до конфедерации. Эти разные взгляды особенно проявились в 1922 г.[3]

Серьезные вопросы возникли уже при подготовке объединенной советской делегации на международной конференции, которая состоялась в апреле – мае 1922 г. Еще 13 января 1922 г. во французских Каннах Верховный Совет Антанты принял решение о созыве международной экономической и финансовой конференции, на которую, среди прочих стран, решили пригласить также и Россию.[4] Как известно, единая советская делегация представляла там интересы всех советских республик – Азербайджанской, Армянской, Белорусской, Бухарской, Грузинской, Украинской, Хорезмской и Дальневосточной республик.

В этой короткой записке представляют интерес несколько моментов. Прежде всего, не только сложности, возникшие при комплектовании делегации на международную конференцию, сколько выдвижение плана объединения республик с РСФСР на началах автономии. При этом в небольшой записке термин независимые республики фигурирует пять раз. То есть, Сталин, отнюдь, не отрицал существования советских независимых республик. Сложности дипломатического характера отмечены были не только в этой записке. Внимание привлекает письмо Х. Раковского – В. Молотову от 28 января 1922 г. по поводу составленного Г. Чичериным проекта объединения иностранной политики советских республик.

В ответ на обращение Чичерина Политбюро ЦК РКП (б) принимает специальное постановление от 27 апреля 1922 г., где еще раз подтверждает свое решение о порядке заключения договоров советскими республиками от 8 декабря 1921 и вновь постановляет, что никакие самостоятельные переговоры советских республик с иностранными государствами не должны вестись без предварительного согласования с НКИД РСФСР или с ЦК РКП. Более того, в этом постановлении даже предлагалось предать виновных партийному суду. Так на практике осуществлялась руководящая роль компартии в межреспубликанских взаимоотношениях. Интересно, что 4 мая 1922 г. по просьбе М. В. Фрунзе Политбюро снова вернулось к этому вопросу, но оставило в силе свое прежнее решение.[15]

В то время наибольшее значение имело урегулирование взаимоотношений с Украиной – самой крупной после РСФСР советской республикой и касалось оно не только иностранных дел. На XI съезде РКП (б), проходившем с 27 марта по 2 апреля 1922 г., внимание участников съезда привлекло выступление одного из представителей Украины – Н. А. Скрыпника, подчеркнувшего, что в докладе Ленина на съезде Украина была отмечена как независимая республика, и обратившего внимание на, по его словам, опасные явления административного и формально-бюрократического подхода к разрешению вопросов национально-государственного строительства. Он даже посчитал необходим сказать о решении национальных проблем отдельными лицами, и руководимым ими советским аппаратом в духе лозунга единой и неделимой России. Скрыпник прямо заявил о намечаемой тенденции как в отношении к Украине, так и других национальных республик, тенденции по ликвидации государственности рабочих и крестьян, то есть ликвидации государственности Украины. Собственно непосредственно против заявления Скрыпника выступил от имени украинской делегации только Д. З. Мануильский, бывший с декабря 1921 г. первым секретарем ЦК КП (б) У и назвавший Скрыпника заслуженным революционером, но также подчеркнувший наличие у Скрыпника по целому ряду вопросов своего своеобразного мнения.[16]

Второе заседание этой Комиссии состоялось 17 мая. Вновь председательствовал Фрунзе и секретарем был Скрыпник. В протоколе этого заседания отмечено несколько вопросов, прежде всего урегулирование взаимоотношений между наркоматами РСФСР и УССР, о малом Совнаркоме и др. Было решено ввести в Малый Совнарком РСФСР на правах его члена представителя УССР и рекомендовано, в соответствии с решением предыдущего заседания Комиссии, возложить на все центральные органы РСФСР и УССР обязанность взаимно согласовывать свои отношения, а также представить проекты фиксировавшие разногласия для рассмотрения на следующем заседании.[20]

Создание специальной комиссии для урегулирования взаимоотношений между РСФСР и УССР, естественно, не было случайным и свидетельствовало о наличии определенных разногласий и несогласованностей. Нужно было найти оптимальный вариант для создания работающего механизма, который в равной степени учитывал бы устремления двух сторон. Было еще очень мало времени, чтобы после восстановления Советской власти на Украине такой механизм заработал в полную силу, и комиссия сыграла в этом отношении свою роль. Примечательно, что в ней значительное место заняли тогдашние руководители Украины и это показатель достаточно лояльного отношения к ней Политбюро и возглавлявшего его тогда В. И. Ленина.

Однако всех разногласий тогда снять не удалось, и они проявились уже при решении самого глобального вопроса тогдашних национальных отношений – непосредственного плана создания СССР и его конкретной реализации. Прежде всего, следует иметь в виду еще довольно сложное положение советских республик в то время. Гражданская война в основном закончилась в самом конце 1920 г., но в целом можно говорить об ее завершении разве что к концу 1922 г., когда Советская власть устанавливается на Дальнем Востоке и, в частности, во Владивостоке. Чрезвычайно сложным был 1921 г. с его страшным голодом, антоновщиной, Кронштадтским выступлением, сибирскими волнениями, басмаческим движением. Конечно, в 1922 г. стало несколько легче. Выращивается и собирается хороший урожай, позволивший в значительной степени решить продовольственную проблему, начала показывать свою эффективность новая экономическая политика. Однако до полного успокоения было еще далеко. Свои проблемы имелись во всех национальных районах и нужно было их чутко улавливать и решать, хорошо понимая реальную обстановку и учитывая необходимость правильного понимания интересов как центра, так и окраин.

Это лишь часть тех проблем, которые испытала Украина в 1922 г. Понятно, что люди, находившиеся на местах, лучше осознавали реальное положение, к тому же именно им необходимо было решать все эти сложные задачи. Поэтому решительное отстаивание интересов республики рядом украинских советских руководителей особенно в тех условиях было понятно. Им никак не хотелось получить дополнительные проблемы с деятелями украинского национального движения и прежде с украинской интеллигенцией, большинство из представителей которых никак не желали ущемления интересов Украины и, тем более, ликвидации ее независимости.

Правительство РСФСР как самой сильной советской республики стремилось оказывать помощь другим советским республикам. В 1921 г. оно из своих скудных запасов выделило Азербайджану, Армении и Грузии свыше 3,5 млн. пудов хлеба, а также 8 млн. руб. золотом. Значительную экономическую помощь от РСФСР закавказские республики получили и в 1922 г.[28] В свою очередь увеличивают свой экспорт в Россию и закавказские республики. Особое значение имела поставка бакинской нефти. Только 5 апреля 1921 г., в связи с открытием навигации, из Баку в Астрахань отправился нефтяной караван из 33 судов, о чем народный комиссар по иностранным делам Р. М. Гусейнов сообщил специальной телеграммой В. И. Ленину.[29]

Заметно укрепляются связи и в военной области. 8 декабря 1921 г. в Тбилиси заключается военная конвенция по военно-морским делам между РСФСР и советскими республиками Закавказья. 14 ее статей определили вопросы единого командования всеми вооруженными силами в Закавказье, в которые входила Отдельная Кавказская армия (ОКА), три национальные армии по одной бригаде в 10 тыс. бойцов и командиров. Сухопутные силы и флот закавказских советских республик в соответствии с этой конвенцией являлись составной частью единой Красной Армии, то есть входили в ОКА национальными соединениями.[30]

В целом 1922 г. принес несомненное улучшение по сравнению с 1921 г., но говорить о полном успокоении еще не приходится, особенно, если учесть наличие мощного внешнего фактора. Зарубежные государства, еще недавно осуществлявшие интервенцию против Страны Советов, перешли от открыто силового воздействия к иным формам борьбы, всячески поддерживая антисоветские элементы. Поэтому обстановка в общем была не простой и в то время, когда формирование СССР вступило в решающую стадию, то есть во второй половине 1922 г. К этому времени проявили себя три типа федеративных связей – федерация, основанная на автономных принципах в составе РСФСР, Закавказская федерация, созданная на принципах союзного договора и федерация советских независимых республик, построенная на двусторонних договорах. Однако, борьба мнений в советских верхах, по-существу, развернулась между централистами и федералистами.

Оргбюро ЦК РКП (б) утверждает состав такой комиссии, которой было поручено подготовить проект по соответствующему национально-государственному строительству. Председателем комиссии назначается В. В. Куйбышев, а членами – И. В. Сталин, Г. К. Орджоникидзе, Г. Я. Сокольников, Х. Г. Раковский, С. А. Агамали оглы, А. Ф. Мясников, П. Г. (Буду) Мдивани, Г. И. Петровский, А. Г. Червяков, Я. Д. Янсон, А. Ходжаев, Ф. Ходжаев. В состав комиссии вошли представители России, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении, Грузии, ДВР, Хорезма и Бухары.

25 августа 1922 г. при встрече с Лениным в Горках Раковский, вероятно, был первым, кто доложил председателю СНК РСФСР о плане Сталина.[43] Известны также встречи Ленина и со Сталиным 19 и 30 августа. Причем некоторые авторы предполагают, что Сталин в один из этих дней ознакомил Ленина со своими предложениями и что Ленин одобрил их.[44] Так это или нет, мы точно не знаем. Может быть и ознакомил, но, зная разные подходы к решению вопроса со стороны Раковского и Сталина, Ленин, возможно, решил на этом этапе не вмешиваться и дождаться решения комиссии. Комиссия тоже готовила лишь проект, и ее работа носила лабораторный характер. Решать вопрос должен был Пленум ЦК партии и уж он-то и должен был выработать необходимую резолюцию.

Внимательное ознакомление с тогдашними решениями ЦК советских республик позволяет выяснить и ряд нюансов в соответствующих формулировках и оформлении документов.[51] Протокол заседания Пленума ЦК Азербайджанской компартии от 11 сентября 1922 г., утвердивший директиву Агамали оглы для участия в комиссии по вопросу о взаимоотношениях между независимыми республиками и РСФСР, подписал секретарь ЦК С. М. Киров, как известно, не азербайджанец по национальности.

В следующем 3-ем и последнем пункте этого постановления признавалось не проводить широкой агитационной кампании по популяризации этого решения, но было признано необходимым вести подготовительную работу с целью выяснения отношения к этой реформе широких слоев рабочих и крестьян.[52]

Но в выписке из протокола ЦК грузинской компартии представляет интерес не только постановляющая часть, но и конкретная информация о результатах голосования. Из присутствовавших членов ЦК пятеро было за резолюцию, один – Элиава был против. Что касается кандидатов в члены ЦК, то из присутствовавших шестеро были за и ни один не был против. Далее в резолюции писалось, что из присутствующих 19 были за и 6 против. К этим последним относились Г. К. Орджоникидзе, А. С. Енукидзе, СМ. Киров, Г. Я. Сокольников, Л. Д. Гогоберидзе и М. И. Кахиани. Воздержался Миха

Цхакая. Кроме того, было поручено секретариату ЦК опросить мнение отсутствующих членов ЦК – И. Д. Орахелашвили, Е. А. Эшба, М. Т. Торошелидзе, М. И. Каландадзе, Б. Д. Гогия и А. А. Гегечкори. Мдивани же поручалось опросить находившихся тогда в Москве М. С. Окуджава, Л. Е. Думбадзе и К. М. Цинцадзе. В заключение резолюции рекомендовалось временно воздержаться от ознакомления с данным вопросом широких партийных масс.[53]

Получается, что Орджоникидзе не очень был уверен в полной поддержке армянского ЦК и рекомендовал провести соответствующую работу. Однако уже 16-го сентября за подписью Лукашина (Срапионяна) пришла в Закавказский краевой комитет РКП (б) телеграмма из Армении. В ней сообщалось о единогласной поддержке тезисов по вопросу о политико-экономических взаимоотношениях советских республик не только пленумом ЦК компартии Армении, но и ее Ереванским комитетом. То есть опасения Орджоникидзе, в данном случае не подтвердились.

Христиан Георгиевич Раковский впервые публично столкнулся со Сталиным на XII съезде РКП(б), но этому столкновению предшествовали негласные стычки.

Оно поступило тогда, когда произошли события, существенно изменившие первоначальные намерения Сталина, поддержанные в комиссии, а также в ЦК национальных республик, за исключением Грузии. 23–24 сентября состоялось заседание комиссии Оргбюро (Раковский не присутствовал, он находился в отпуске, откуда и обратился с названным выше письмом). Проект Сталина был утвержден, причем цинично и лживо предписывалось, чтобы проект автономизации исходил не из центра, а был внесен самими республиками.[407]

Однако через день, 26 сентября, в Горках состоялась встреча Сталина с Лениным, продолжавшаяся 2 часа 40 минут[408] (что побивало все рекорды продолжительности такого рода встреч, ибо на этот раз речь шла именно о длительности беседы, а не о времени пребывания Сталина в Горках). Ленин высказал отрицательное мнение о проекте автономизации. В этот же день Ленин пишет записку Каменеву, в которой официально фиксирует свое осуждение сталинского проекта.

Позиция же Раковского была весьма близка к декларируемой позиции Ленина, фактически совпадала с ней, если бы ее можно было понимать как искреннее стремление не допустить единодержавия. Х. Г. Раковский был, наряду с группой грузинских работников, одним из очень немногих партийных деятелей, выступивших тогда против проекта автономизации.

Отказавшись от автономизации на словах, Сталин на деле добился реального осуществления автономизации в практике бюрократического централизма, в подавлении самостоятельности республик. Собственно говоря, действуя более или менее открыто, он недалеко ушел от того, что в замаскированном виде планировал сам Ленин.

Произошедшая в 1922 г. стычка Раковского и Сталина не вышла за пределы кругов высшего партийного и государственного руководства, не стала достоянием широких масс.

Во время республиканских съездов Советов, решавших вопрос об объединении, а затем и I Всесоюзного съезда Советов Х. Г. Раковский, как мы знаем, принимал участие в Лозаннской конференции. Там он всячески стремился обратить внимание общественности и дипломатов на добровольность объединения и суверенность республик в новом образовании.

Формально победила точка зрения Ленина, которой твердо и искренне придерживался Раковский, в отличие от самого Ленина. Имевший место конфликт в комиссии Оргбюро ЦК РКП(б) на поверхность не вышел. Но злопамятный и мстительный Сталин уже тогда (если не значительно раньше, еще с 1918 г.) затаил враждебность к Раковскому, как и ко всем тем, кто стоял в этом и следующих столкновениях на федеративной точке зрения по национально-республиканскому вопросу.

На XII съезде РКП(б) конфликт в оценке национального вопроса и национального строительства в только что созданном Советском Союзе приобрел гласность.

Х. Г. Раковский находился теперь в авангарде тех деятелей, которые объявили войну великодержавному шовинизму, пришли к выводу, что шовинизм является серьезнейшей опасностью для большевистской власти. Естественно, что при этом конфронтация со Сталиным, наиболее концентрированно представлявшим в высшем партийном и государственном руководстве шовинистическую тенденцию, была неминуемой. На XII съезде РКП(б) Раковский выступал не столько как представитель Украины, сколько как интернационалист, стремившийся защитить утопически понимаемую и всячески глобализируемую им революцию от шовинистического перерождения.

В числе черт Х. Г. Раковского было стремление к личному соперничеству, к тому, чтобы всегда находиться на первом плане; стимулом к этому было его пребывание на уникальном посту главы правительства Украины. Тот, кто занимал этот пост, становился в известном смысле primus inter pares – первым среди равных руководителей советских республик, так как российское правительство до образования СССР являлось фактически властью, распространявшейся на все независимые республики, а после образования СССР и создания общесоюзного правительства, номинальным руководителем которого стал Ленин, а фактическим в условиях безнадежного состояния Ильича А. И. Рыков, российские представительные и исполнительные властные структуры попросту потеряли какое-либо влияние. Этот момент, хотя он и не был определяющим, надо учитывать, рассматривая конфликт Раковского и Сталина по национальному вопросу. Стремление отстоять государственность Украины было в то же время стремлением к личностному самоутверждению. Отрицать, что жажда власти рано стала важным свойством Раковского, означало бы неоправданно романтизировать его личность.

Х. Г. Раковский выступил с краткой речью после доклада Л. Д. Троцкого о промышленности. Он внес существенные уточнения в понимание сущности новой экономической политики, особенно в связи с тем, что в отчетном докладе ЦК (докладе Г. Е. Зиновьева) ему было приписано ограниченное понимание нэпа, смешение нэпа с нэпманами,[417] что взглядам Раковского не соответствовало и не вытекало из приведенной Зиновьевым цитаты. Раковский обосновал предложение, внесенное украинской партконференцией, об усилении влияния центральных органов республики на предприятия отраслей крупной промышленности, находящиеся на Украине.[418] Совершенно очевидно, что эти предложения ставили своей целью ослабить диктат центра, навязываемый союзным республикам, и предваряли выступление Раковского по национальному вопросу.

Можно не сомневаться, что Раковский отлично понимал крайнюю противоречивость, отрывочность и непоследовательность диктовок тяжелобольного человека, но высказывания, которые можно было встретить в этом тексте, полностью соответствовали его политической позиции, и он стремился сполна их использовать.

Оратор делал вывод, что союзное строительство пошло по неправильному пути, ссылаясь на мнение Ленина и напомнив о том, что сам он предупреждал об этом в своей докладной записке в ЦК в сентябре минувшего года. Он внес предложение о значительном сокращении прав и полномочий общесоюзных наркоматов с тем, чтобы соответствующие полномочия были переданы союзным республикам.[427]

Содержательное, насыщенное мыслью выступление Раковский оказался не в состоянии уложить в отведенный регламент. Он просил дополнительные пятнадцать минут, но получил десять.[428]

Высказанные идеи нашли подтверждение в выступлениях ряда делегатов.

Р. А. Ахундов, защищая Закавказскую Федерацию, являвшуюся искусственным объединением трех республик (Грузии, Азербайджана и Армении), дошел даже до обвинения Раковского в намерении распустить СССР.[434]

На заседании национальной секции съезда 25 апреля Х. Г. Раковский развил свои мысли, высказанные на пленарном заседании.

Его поправка была поставлена на голосование и, как и следовало ожидать, отклонена.[442]

В результате съезд отверг поправки, предложенные Раковским, хотя с критикой сталинской позиции выступили и некоторые другие делегаты – украинцы Г. Ф. Гринько и Н. А. Скрыпник, грузины П. Г. (Буду) Мдивани, Ф. И. Махарадзе, К. М. Цинцадзе. Однако некоторые делегаты от Украины, которые чуть ранее солидаризировались с Раковским, переметнулись на сторону Сталина, отнюдь не убежденные его аргументацией, а преклоняясь перед его огромной властью.

Противостояние быстро вылилось в новый виток практических противоречий. Официально их закрепило состоявшееся 9–12 июня 1923 г. совещание в ЦК РКП(б) с ответственными работниками национальных республик и областей. В задачу совещания входило обсуждение положений проекта конституции СССР, связанных с национальными делами. Украину на нем представляли Х. Г. Раковский, Г. Ф. Гринько, В. П. Затонский. Участвовали также Н. А. Скрыпник и Д. З. Мануильский.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 2. Первые преобразования советской власти

§ 2. Первые преобразования советской власти Большевики об условиях построения социализма в России. Политические противники большевиков считали захват ими власти в октябре 1917 г. авантюрой, поскольку в России трудно было найти убедительные предпосылки для перехода к

III. ПОД СЕНЬЮ АБСОЛЮТИЗМА (Государи, утверждавшие господство единоличной власти)

III. ПОД СЕНЬЮ АБСОЛЮТИЗМА (Государи, утверждавшие господство единоличной власти) ДАРИЙ Дарий принадлежал к младшей ветви царского рода Ахеменидов и вплоть до 522 года до Р.Х. не имел никаких надежд когда-либо занять персидский трон. Его жизнь резко переменилась после того,

3. Первые совместные выступления объединенной оппозиции

3. Первые совместные выступления объединенной оппозиции Важным толчком к формированию объединенной оппозиции стала массовая забастовка в Великобритании, начавшаяся 4 мая 1926 г. В то время принято было называть эту забастовку, явившуюся актом солидарности с бастовавшими

3. Состояние Рима. — Противники Григория. — Виберт Равеннский. — Генрих IV. — Борьба Германии против декретов Григория. — Лишение светской власти права инвеституры. — Заговор римлянина Ченчия против Григория

3. Состояние Рима. — Противники Григория. — Виберт Равеннский. — Генрих IV. — Борьба Германии против декретов Григория. — Лишение светской власти права инвеституры. — Заговор римлянина Ченчия против Григория В самом Риме Григорий встретил большое сопротивление. В

Стихийные выступления верующих против закрытия монастырей и церквей в 1959–1960 гг

Первые публичные выступления

Первые публичные выступления Можно лишь подивиться, как рано некоторые кастраты впервые являлись перед публикой: Николино было всего двенадцать лет, Ферри и Фаринелли — пятнадцать, Каффарелли — шестнадцать, Маттеуччо — семнадцать. Для юного кастрата не было ничего

Восхождение Октавиана к единоличной власти

Первые боевые выступления

Первые боевые выступления Сведения разведки говорили определенно, что большевики подготовляют восстание в городах Донской области, используя для этого рабочее население и распропагандированные ими запасные полки тысячного состава, имеющие большое количество оружия и

Открытые, мужественные выступления против тирана

Открытые, мужественные выступления против тирана Не все партийные и государственные функционеры могли соглашаться с репрессивной политикой Сталина. Были среди них мужественные, честные, принципиальные деятели, которые смело бросили вызов вождю. Например, известный

Глава вторая. Первые народные восстания в Суздальской земле и в Новгороде в XI веке (Выступления волхвов)

Глава вторая. Первые народные восстания в Суздальской земле и в Новгороде в XI веке (Выступления волхвов) Первое крупное народное восстание вспыхнуло в Суздальской земле. Оно было направлено против местной общественной верхушки - "старой чади". На заре русской истории

Век Константина Великого. От второй тетрархии к единоличной власти Константина Великого

Век Константина Великого. От второй тетрархии к единоличной власти Константина Великого Как и у большинства солдатских императоров, так и у Константина Великого начало жизни покрыто мраком неизвестности. На основании целого ряда заключений можно только предполагать,

Глава II. Первые революционные выступления солдат

Глава II. Первые революционные выступления солдат Доблесть русских войск, проявленная ими в наступлении на форт Бримон, еще раз показала высокие боевые качества солдат 1-й русской дивизии. Временное правительство России вынуждено было отметить боевые заслуги русских

За время Гражданской войны на территории бывшей Российской империи образовалось несколько советских республик. РСФСР, Армения, Грузия, Азербайджан, Украина и Белоруссия формально имели суверенность. В 1922 году кавказские республики создали ЗСФСР. После окончания военных действий советская власть задумалась над объединением территорий.

Предпосылки образования союза

Хотя Российская империя распалась на отдельные суверенные республики, все же общие хозяйственные связи никуда не делись. Народы и дальше практиковали исторически сформировавшееся разделение труда.

В каждой республике при власти находились коммунисты. Государственное устройство было однотипным. Все коммунистические партии республик подчинялись РКП(б). Хоть страны и получили суверенитет, все же их контролировала Москва.

Во время Гражданской войны советские республики объединились в военный союз. Даже после ее окончания правительство не могло расслабиться, поскольку враждебность соседних государств сохранялась. К тому же нарастало идеологическое противостояние с Западом. Поэтому большевики стремились к созданию единой системы внешней безопасности всех республик.

Также стоит отметить, что в 20-х гг. в обществе была сильна идея создания единого могущественного государства. Большая часть населения всех советских республик поддерживали коммунистов в стремлении к объединению.

Проекты создания союза

Разные политические деятели по-своему видели взаимодействие между советскими республиками. Было подготовлено три проекта образования союзного государства.

Проекты образования СССР

Автономизация

Проект создал И. Сталин, работавший наркомом по делам национальностей, а с апреля 1922 года – генеральным секретарем ЦК РКП(б). Он предлагал объединить все республики в РСФСР, но оставить им автономию. Руководящие органы РСФСР признаются центральными, главными для всех союзных государств. В то же время полномочия руководства автономных республик существенно урезаются.

Конфедерация

Авторство принадлежит Х. Раковскому, работавшему председателем Совнаркома Украинской ССР. Согласно проекту, советские республики должны заключить между собой двусторонние договора, предполагающие равноправие. Центральных союзных органов не должно быть вовсе. Каждый субъект объединения наделен одинаковыми полномочиями.

Социалистическая федерация

Проект создал В. Ленин, занимавший должность председателя Совнаркома РСФСР, а также председателя Совета Труда и Обороны. По его мнению, РСФСР и другие советские республики должны образовать Союз Советских Социалистических Республик на равных правах. Центральные руководящие органы необходимы, но и полномочия союзных республик никто урезать не имеет права.

Образование СССР

В итоге победил проект В. Ленина. 30 декабря 1922 года прошел I Всесоюзный съезд Советов СССР. Его члены приняли Декларацию и Договор о создании Союза Советских Социалистических Республик. На тот момент СССР состоял из РСФСР (Россия), УССР (Украина), БССР (Белоруссия) и ЗСФСР (Армения, Грузия, Азербайджан).

Принятие первой Конституции СССР

В январе 1924 года прошел II Всесоюзный съезд Советов СССР. Его члены приняли первую Конституцию союзного государства. Ее главные положения:

  • СССР – это федерация государств, имеющих суверенитет и равные права.
  • Союзная республика имеет право выйти из СССР в любой момент. Без согласия республики центральные органы правления не могут изменять ее границы.
  • Все народы СССР получали единое гражданство.

Не все население по Конституции получило одинаковые права. Коммунисты выделили отдельную категорию людей, которую назвали лишенцами, то есть гражданами, не имеющих прав. В эту категорию вошли бывшие дворяне, чиновники, священнослужители, полицейские, жандармы, офицеры. Также к лишенцам приписывали людей, использовавших наемный труд, живущих на проценты с капитала. Не имели голоса на выборах лица, сидевшие в тюрьме по политическим репрессиям, уголовным преступлениям.

Выборы в Советы проходили по определенной схеме. Делегатов съезда избирали депутаты республиканских Советов. Таинство голосования не соблюдалось. Избирали лишь на открытых собраниях. Выборы не были равными. Один депутат избирался на 125 тыс. крестьян и на 25 тыс. рабочих. То есть крестьяне имели меньше делегатов.

Высшие органы государственной власти и управления СССР

На самой вершине иерархии советского правительства стоял Всесоюзный съезд Советов. На него возлагались функции верховного органа власти. Между всесоюзными съездами высшим органом государственной власти считался Центральный исполнительный комитет (ЦИК) СССР. Он был разделен на Союзный Совет и Совет Национальностей. ЦИКу подчинялся Верховный суд, прокурор и ОГПУ.

Органы власти СССР

Между сессиями ЦИК государством правил президиум ЦИК СССР. Он считался высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом. Президиуму подчинялся Совнарком СССР. Это был высший исполнительный и распорядительный орган. Он взаимодействовал с ОГПУ, Реввоенсоветом Республики, Наркоматами.

Значение появления СССР

Союз республик создал благоприятные условия для дальнейшего построения социализма. Народы получили одинаковые права, что положительно отразилось на их культурном и экономическом развитии. Люди разных национальностей стали более сплоченными, дружными, ведь они все стали гражданами СССР.

Но были и минусы. Хотя изначально предполагалось равноправие между республиками, сохранение их широких полномочий, по факту на карте мира появилось унитарное государство. Коммунистическая партия захватила государственную власть. Центр жестко управлял всеми республиками.

Для начала небольшой ликбез из уроков по обществознанию. Просто чтобы освежить в памяти основные понятие, вокруг которых в этой заметке пойдёт сырбор.

И так, федеративное государство , как гласит нам Википедия, форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью в рамках федерации.

Что же касается унитарного государства - это форма государственного устройства, при которой государство не имеет в своём составе каких-либо государственных образований, обладающих элементами суверенности, а составляющие его административно-территориальные единицы (области, края, районы, губернии и тому подобное) подчиняются единым центральным органам власти.

Советский Союз, равно как и нынешняя Российская Федерация, являлся федеративным государственным образованием. Однако в начале 1920-х - то есть в период становления новой исторической формации нашей Родины - большевики могли сделать совершенно иной выбор.

Инициатором выбора в пользу унитарной формы был, как ни странно, генеральный секретарь РКП(б) Иосиф Сталин. В августе 1922 года был подготовлен проект постановления ЦК "О взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками". Проект Иосифа Виссарионовича включал в себя следующие положения:

1. Признать целесообразным формальное вступление независимых советских республик Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии и Армении в состав РСФСР.

2. Признать нецелесообразным формальное распространение компетенции ВЦИка, Совета Народных Комиссаров и Совета по труду и обороне РСФСР на соответствующие центральные учреждение перечисленных в пункте 1 республик. ".

Поначалу советские республики спокойно встретили проект постановления. За исключением руководства Грузии, которое посчитало, что наркоматы внешней торговли и иностранных дел должны быть независимыми от Москвы учреждениями, вдобавок у каждой республики должна быть своя армия и право заключать с иностранными компаниями концессионные договоры.

Следом, с вопросом "А что, так можно было?" отказалась ратифицировать проект постановления Украина. ведомая молдаванином по происхождению Христианом Раковским, занимавшим тогда пост 1-го Председателя Совета Народных Комиссаров УССР. Наконец, руководство Белорусской ССР, подобно типичному флюгеру, начало сдавать изначально занятые позиции по отношению к проекту Сталина.

Понимая, что нельзя допустить разлад между республиками, 22 сентября 1922 года Сталин написал вождю пролетариата Владимиру Ленину, которое содержало, в частности, следующие строки:

"Мы пришли к такому положению, когда существующий порядок отношений между центром и окраинами, то есть отсутствие всякого порядка и хаос, становятся нетерпимыми, создают конфликты, обиды и раздражение, превращают в фикцию так называемое народное единство, тормозят и парализуют всякую хозяйственную деятельность в общероссийском масштабе.

Одно из двух: либо действительная независимость и тогда - невмешательство центра, свой НКИД, свой Внешторг, свой Концессионный комитет, свои железные дороги, причем вопросы общие решаются в порядке переговоров равного с равным, по соглашению, а постановления ВЦИК, СНК и СТО РСФСР необязательны для независимых республик, либо действительное объединение советских республик в одно хозяйственное целое с формальным распространением власти СНК, СТО и ВЦИК РСФСР на СНК, ЦИК и экономсоветы независимых республик, т.е. замена фиктивной независимости действительной внутренней автономией республик в смысле языка, культуры, юстиции, внудел, земледелия и прочее.

Владимир Ильич несколько дней молчал, что Сталин воспринял как согласие с изложенной им позицией в письме от 22.09.1922. Поэтому он направил в Оргбюро ЦК РКП проект постановления, который организовал специальную комиссию для дальнейшей работы над документом. При этом созданная комиссия отклонила предложение ЦК Компартии Грузии о том, что преждевременно считать объединение в форме автономизации. Итоговое обсуждение проекта Сталина на пленуме ЦК было назначено на 5 октября 1922 года.

И тут, как чёрт из табакерки, выскочил Ленин со своим письмом на имя Льва Каменева, председателя Президиума Исполкома Моссовета:

То есть фактически унитарный характер объединённого государства был нивелирован лёгким росчерком пера Ильича. Естественно, что в 1922 году мнение Ленина было непоколебимым. Как он говорил, так оно и происходило. Поэтому 6 октября именно в таком виде проект союзного соглашения вынесли на рассмотрение на I Всесоюзный съезд Советов, который и был в итоге принят.

Почему же был сделан выбор в пользу федерализации? А вот тут ответ не столь очевиден, как это может показаться на первый взгляд. Сейчас принято говорить о том, что за федерацию выступали национальные республики. Всё-таки представителей разных народов в Красной Армии было превеликое множество, и, дескать, надобно было таким образом отблагодарить их за помощь в борьбе с белыми и махновцами.

Суть неожиданной версии была изложена заместителем СНК УССР Михаилом Фрунзе на выступлении 13 декабря на VII Всеукраинском съезде Советов:

"Когда мы будем строить Союз Советских Социалистических Республик, мы не должны упускать из виду, что мы закладываем форму будущего разрешения взаимоотношений для всех народов. Именно по этому пути, именно по этому типу, по нашему твердому убеждению, будут строиться государственные взаимоотношения трудящихся масс всех других стран. Поэтому совершенно неслучайным является выбор нами нового названия для того государственного объединения, которое мы закладываем. Мы наше государственное объединение предлагаем назвать СССР."

Проще говоря: федеративная форма союзного государства предполагало довольно простое включение новых членом, и прежде всего - Германии. Но, как известно, попытка свершения пролетарской революции в Германии в 1923 году в итоге провалилась, и советское руководство постепенно перешло к идее построения социализма в отдельно взятой стране.

Лысковская научно-историческая школа

Лысковская научно-историческая школа

Лысковская научно-историческая школа запись закреплена

ПРОЕКТЫ ПО СОЗДАНИЮ ЕДИНОГО СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СССР.

Привычный для нас формат Советского государства в рамках федеративной страны под наименованием СССР и его административно-территориальное деление возникли не сразу. Все это былом результатом длительного и трудоемкого процесса. Сейчас для многих из нас, независимо от личного отношения к большевикам и советской системе в целом, трудно представить, что проект Советского государства в федеративном формате был лишь одним из трех проектов по созданию единого Советского государства – настолько мы привыкли к существующему в мировой истории федеративному проекту первого коммунистического государства. Давайте с Вами узнаем про два других проекта по созданию Советской государственности и сравним их с тем проектом, который в итоге был утвержден и просуществовал вплоть до распада СССР в 1991 году. Но для начала немного истории.

Российская Империя, основанная царем Петром Первым в 1721 году, постоянно и неизменно территориально расширялась на протяжении XVIII-XIX столетий, и к началу XX века уже представляла собой огромное многонациональное государство, простиравшееся на значительных пространствах Европы и Азии. В 1917 году в России в результате Февральской Революции пала власть династии Романовых, которая правила страной чуть более 300 лет: российская монархия бесславно и навсегда прекратила свое существование. К власти пришло Временное Правительство. В стране образовалось двоевластие (Временное Правительство и Советы). В октябре 1917 года происходит еще одна Революция: на этот раз к власти приходят большевики во главе с В.И. Лениным. Советская власть начинает свое победное шествие по стране. Но далеко не все в России приняли Советскую власть. На окраинах страны стали возникать белогвардейские правительства и их вооруженные формирования, национал-сепаратисты (УНР, БНР и прочие) также создавали свои государственные образования. Белогвардейцы и национал-сепаратисты стали организовывать вооруженное сопротивление Советской власти. В России запылал огонь братоубийственной Гражданской войны.

Коммунисты победили в Гражданской войне и смогли утвердить свою власть почти на всей территории бывшей Российской Империи. Теперь у руководства Советских Республик остро возник вопрос о заключении нового союзного договора, который бы окончательно оформил и узаконил характер взаимоотношений между территориальными субъектами внутри Советского государства. Осенью 1922 года большевики собрали государственную комиссию для разработки нового государственного проекта, в состав которой вошли представители всех Советских Республик. Поствоенному Советскому государству срочно требовалось окончательно оформить свое территориально-административное устройство, в условиях международной изоляции и напряженных отношений с западными соседями это было жизненно необходимо.

В результате работы государственной комиссии было разработано три основных проекта о едином Советском государстве. Давайте узнаем, кто были авторами этих проектов, и какие основные положения были прописаны и предложены в этих проектах.

❗

Проект создания Советского государства, построенный на принципах автономизации, разработанный и предложенный И.В. Сталиным:

1) Все Советские Республики входят в состав Российской СФСР на правах автономии.
2) Органы Российской СФСР становятся центральными органами единого Советского государства.
3) Полномочия прочих других Республик упраздняются (кроме РСФСР, являющейся государственно образующим ядром единого и централизованного Советского государства).
4) Автономные Республики РСФСР не имеют права выхода из ее состава, все центробежные тенденции и идеи сепаратизма должны строго пресекаться.

❗

Проект создания Советского государства, основанный на федеративных началах, разработанный и предложенный В.И. Лениным:

1) Все Советские Республики объединяются в федеративное государство, представляющее собой Союз Советских Социалистических Республик.
2) Создаются новые центральные (всесоюзные) органы власти.
3) Республики и их властные структуры сохраняют часть полномочий.
4) Все Советские Республики, входящие в состав СССР, имеют право свободного выхода из состава федеративного государства.

❗

Проект создания Советского государства, представляющий собой конфедеративный союз Советских Республик (Конфедерация Советских Республик – сокращенно КСР), разработанный и предложенный Х.Г. Раковским:

1) Советские Республики заключают между собой равноправные договоры.
2) Центральные органы власти не создаются.
3) Полномочия всех Советских Республик, входивших в конфедеративный союз, в одинаковой степени равные.
4) Каждая Республика имеет право на свою внутреннюю политику, внешняя политика Конфедеративного Советского государства должна вестись с учетом интересов каждого республиканского субъекта Конфедерации; также Республики имеют право выхода из состава Конфедерации.

В конечном итоге, после длительных дискуссий и споров, был принят проект единого Советского государства федеративного типа, разработанный В.И. Лениным. 30 декабря 1922 года Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР), Украинская Социалистическая Советская Республика (УССР), Белорусская Социалистическая Советская Республика (БССР) и Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗССР - Грузия, Азербайджан и Армения) заключают Союзный договор об объединении в одно союзное государство – Союз Советских Социалистических Республик. Это государство было построено на федеративном принципе устройства.

Почему именно ленинский проект единого Советского государства получил наибольшую поддержку и в итоге был реализован в жизнь? Здесь сыграли свою роль несколько важных факторов, которые предопределили победу и реализацию этого государственного проекта, а именно: Во-первых – Ленин бесспорно имел крайне высокий авторитет среди своих соратников по большевистской партии, кроме этого он являлся лидером партии большевиков и фактически был главной Советского государства, разумеется, что его мнение было во многом определяющим и к нему прислушивались; Во-вторых – проект Советского государства федеративного типа удовлетворял интересы руководства национальных республик, которые были заинтересованы в некоторой самостоятельности.

Что же касается проектов единого Советского государства, которые были разработаны Сталиным и Раковским, то они так и не получили утверждения. Сталинский проект автономизации был отвергнут Лениным, который считал его слишком "великодержавным"; вхождение всех республик в состав РСФСР и подчинение их единому руководству Ленин расценивал как политику, напоминавшую царскую и лишь "подмазанную советским миром". Сталин не остался в долгу перед Лениным и прямо называл ленинский федеративный проект национально-либеральным, и в этом отношении Сталин оказался как нельзя прав. Проект Раковского о Конфедерации Советских Республик был единогласно отвергнут, как сторонниками автономизации, так и сторонниками федерализации: Сталин и Ленин единодушно сходились к общему мнению, что конфедеративное объединение Советских Республик будет слишком слабым перед лицом внешней опасности (надо помнить, что в начале 20 -х годов Советское государство имело слишком натянутые отношения со странами Запада, которые в любой момент могли перерасти в открытое вооруженное столкновение). Раковский, в свою очередь, обрушился с резкой критикой Сталинского проекта по автономизации. Раковский обвинил Сталина в "российском шовинизме" и считал идеи Сталина по централизации страны недопустимыми при создании единого Советского государстве, где у каждого народа, по мнению Раковского, должно было существовать право на самоопределение.

Первоначально СССР не получил международного признания, но с 1924 года начался процесс по постепенному признанию Советского Союза ведущими державами мира того времени. Уже в 1934 году СССР был принят в Лигу Наций. Таким образом, СССР получил статус международно признанного государства.

СССР, созданный по проекту Ленина, продолжил свое существование в федеративном формате и после прихода к власти И.В. Сталина – автора автономизации Советского государства. Сталин не стал ничего существенно изменять в существующий системе государственного устройства, так как это был чревато серьезными последствиями – Ленин даже после своей смерти оставался непоколебимым авторитетом и изменение государственного устройства могло бы вызвать серьезные недовольства и спровоцировать раскол внутри большевистской партии. Сталин продолжил политику Ленина по федерализации советской страны. В годы правления Сталина были созданы новые республики Советского Союза – Казахская ССР, Узбекская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР, Узбекская ССР, Молдавская ССР, Эстонская ССР, Литовская ССР, Латвийская ССР и Карело-Финская ССР (существовавшая до 1956 года). Однако же Сталин, будучи сторонником крепкого, сильного и централизованного государства, внес свои коррективы и некоторые существенные изменения в федеративное устройство СССР. В частности, в 30 -е годы Сталин покончил и свернул политику коренизации в национальных республиках СССР: в годы его правления выросло значение использования русского языка в республиках СССР, при нем возросла политическая роль РСФСР среди остальных республик Советского Союза, были урезаны властные полномочия у руководства национальных республик, усилилась власть всесоюзных (центральных) властных структур.

Надо сказать, что Сталин весьма неплохо разбирался в национальной политике и был в этом отношении весьма намного дальновиднее Ленина (не следует забывать, что Сталин длительное время занимал должность наркома по национальным делам и имел большой опыт работы в вопросе взаимоотношения национальностей). Действия Сталина по укреплению и централизации СССР дали свои положительные плоды, благодаря которым на долгие годы удавалось избегать центробежных и сепаратных настроений внутри Советского Союза. Правда таковые меры, не смотря на всю свою заметную эффективность, не давали всей той территориальной неприкосновенности, которая могла бы иметь Советская страна, если бы она сформировалась по сталинскому проекту. Поэтому лишь автономизация могла гарантировать большую вероятность сохранения территориального единства страны в случае начала центробежных настроений в республиках. Но не один из руководителей СССР, находившиеся у руля власти после Сталина, так и не решился ликвидировать федеративное территориальное устройство Советского Союза, и как показали дальнейшие события, это было весьма зря.

В годы правления Сталина СССР сломал хребет нацистско-фашистскому монстру и превратился в мощную ядерную сверхдержаву, под влиянием которой находилась половина Европы. СССР длительное время успешно конкурировал со своим главным соперником на мировой арене – США. Во многом это стало результатом умной и детально продуманной политики сталинского правительства по централизации страны, благодаря которой страна теперь могла успешно противостоять нападкам своих недругов.

Территориально-административное деление и федеративное устройство СССР зародили предпосылки для многих национальных конфликтов и территориальных споров между бывшими республиками СССР (или же внутри этих республик), которые стали возникать еще в годы Перестройки. Эти национальные конфликты и территориальные споры в некоторых случаях переходили в открытую вооруженную фазу, что спровоцировало несколько кровопролитных войн на постсоветском пространстве, которые происходили в течение этих 30 -ти последних лет после распада Советского Союза.

Что же касается проекта Советского государства, разработанного Раковским, то про него на долго забыли, но в годы Перестройки о нем вспомнили и положили его в основу нового государственного союзного проекта конфедеративного типа – Союза Суверенных Государств. Попытка создать ССГ была последней реальной возможностью, чтобы сохранить территориальное единение СССР, пусть даже и не в полном его составе (в состав ССГ категорически отказались вступать Литва, Эстония, Латвия, Молдова, Грузия и Армения). Но как мы знаем из истории, проект ССГ так и не был реализован в жизнь и остался существовать лишь на бумаге.

Читайте также: