Сколько этажей у неба вредна ли озоновая дыра план урока

Обновлено: 07.07.2024

На данный момент нам известна лишь одна планета, пригодная для жизни человечества, это Земля. Задача людей — оберегать свой общий дом от опасностей. Одной из значительных угроз являются озоновые дыры в атмосфере, газовой оболочке планеты. Этот озоновый слой защищает нас от солнечной радиации, без него всему живому не выжить. В этой статье мы расскажем о том, что такое озоновые дыры и почему они появляются, к каким непоправимым последствиям могут привести. Мы рассмотрим способы предотвратить катастрофу и меры, которые принимает человечество, а также популярные мифы про озоновые дыры.

Озоновый слой входит в состав стратосферы, он расположен на высоте 20-30 км над поверхностью планеты. Озон образуется из кислорода, реакция стимулируется солнечным светом. Молекула кислорода состоит из двух атомов. Когда О2 взаимодействует с фотонами ультрафиолета, один из атомов отсоединяется от одной молекулы и присоединяется к другой. Таким образом вместо кислорода — О2 получается озон — О3. Это газ голубого цвета со специфическим запахом. Каждый из нас знает, как пахнет озон, это запах, который мы ощущаем после дождя.

Без озонового слоя в момент зарождения жизни микроорганизмы не смогли бы выйти из океана и населить материки. Соответственно, они не смогли бы развиться в высокоорганизованные формы жизни. Существование всего живого на Земле — заслуга озона. Но в начале прошлого столетия ученые заметили, что озоновый слой начал разрушаться, в нем образовались прорехи.

Что такое озоновые дыры и где они находятся?

Что такое озоновые дыры и чем они опасны для населения Земли?

Так называют зону стратосферы, в которой снижена концентрация озона. Наблюдается снижение в среднем на 30%. Через такие прорехи проникает больше ультрафиолета, оказывающего пагубное влияние на все живые организмы.

Первую такую дыру открыли в 1985 году над Антарктидой. Она была просто огромной, более тысячи километров в диаметре. В том месте высота озонового слоя составила 24 км. Путем наблюдений удалось выяснить, что дыра появлялась каждый год в конце лета, затем исчезала к началу зимы. Замеры показали, что концентрация озона снизилась на 50% относительно допустимой. Исследования 2008 года показали еще более неутешительные результаты. На тот момент площадь дыры над Антарктидой составила уже 26 миллионов квадратных километров. Это означает, что все живое на земле в большей опасности, чем предполагалось изначально.

Другая крупная прореха была найдена над Арктикой. Всего на данный момент насчитывается более сотни дыр, но самой крупной по-прежнему остается та, что была открыта первой. Всего за последние 50 лет концентрация озона снизилась на 7%.

Как образуются?

Что такое озоновые дыры и чем они опасны для населения Земли?

Истончение озонового слоя началось примерно в 70-е годы прошлого века. Причина в попадании в стратосферу озоноразрушающих компонентов. В основном это хлор и бром, а также другие вещества, которые появляются при вырубке лесов, химических выбросах промышленных предприятий, запуске ракет. Побочные компоненты деятельности человека поднимаются в атмосферу и распадаются в стратосфере под воздействием ультрафиолета. Выделившиеся бром и хлор сжигают молекулы озона. Всего одна молекула хлора может находиться в высоких слоях более сотни лет и сжечь за это время не меньше сотни тысяч молекул озона.

Есть и другие факторы. К примеру, полярные ночи, которые на севере продолжаются очень долго. В темное время озон не может образовывать. При этом низкие температуры создают стратосферные облака со скоплением ледяных кристалликов. В этих кристалликах накапливается молекулярный хлор. Затем приходит весна, и температура повышается, вновь появляется солнечный свет. От этого молекулярные связи хлора разрушаются, они разлетаются и начинают уничтожать озоновый слой.

Механизм затягивания озоновых дыр тоже объясним: когда солнце на полюсах светит сильнее, туда поступает больше воздуха. В воздухе присутствует озон, который затягивает прорехи.

О причинах

Что такое озоновые дыры и чем они опасны для населения Земли?

Причин множество, но самая главная из них — загрязнение окружающей среды по вине человека. Озоновый слой разрушают не только вышеупомянутые хлор и бром, но и водород, продукты горения, вредные выбросы промышленности. Масштабный урон наносят испытания ядерных технологий, так как при них высвобождается огромное количество энергии. При этом образуются оксиды азота, они вступают в реакцию с озоном, молекулы последнего при этом разрушаются. Ученые подсчитали, что с 1952 до 1971 год только за счет ядерной деятельности в атмосферу было выброшено не менее трех миллионов тонн оксидов азота.

Еще одна категория опасных причин — использование реактивных самолетов. В процессе полета они тоже образуют окиси азота. Чем мощнее двигатель, тем больше выбросов он будет отправлять в атмосферу. Количество азота, поступающего вследствие реактивной авиатехники, составляет около миллиона тонн каждый год.

Более близкая к быту простых людей категория — минеральные удобрения. Они повсеместно используются в сельском хозяйстве. Попадая в почву, минеральные вещества вступают в реакцию с частицами почвы и бактериями. При этом образуется закись азота, которая преобразуется в оксиды.

Последствия

Что такое озоновые дыры и чем они опасны для населения Земли?

Человек получает не только косвенный вред от изменения состояния окружающей среды, но и непосредственный. К такому выводу пришли врачи: истончение озонового слоя связано с развитием многих опасных заболеваний. Это онкологические процессы и болезни глаз, в частности катаракта, которая приводит к полной слепоте. К тому же происходит ослабление защитных сил организма, отчего развиваются болезни всех систем организма.

Страдают не только люди, но и представители флоры и фауны. В первую очередь это такие виды животного мира, как креветки, крабы, водоросли, планктон. Все они являются частью биосферы, изменения в популяции одного вида приводят к изменениям в другом.

Всемирные организации защиты окружающей среды пытаются оказать влияние на сложившуюся глобальную ситуацию. К примеру, ООН заключила международное соглашение, по условиям которого страны ограничили использование озоноразрушающих веществ. Но этого недостаточно, так как озон разрушается просто и быстро, а восстанавливается очень долго. Даже если мы полностью перестанет использовать все вредные вещества, чего сделать в принципе нельзя, то на избавление от всех прорех уйдет не менее сотни лет.

Восстановление озонового слоя

Что такое озоновые дыры и чем они опасны для населения Земли?

Международное соглашение, направленное на снижение выбросов хлора и брома в атмосферу работает. Это важная мера для восстановления концентрации озона, но только его одного для полного решения проблемы недостаточно.

Научный мир предложит перейти к активным мерам. Суть идеи в распылении при помощи летательных аппаратов созданных в лабораториях озона и кислорода. Это необходимо делать на высоте 12-30 километров над землей. Этот метод был бы эффективным, если бы не несколько оговорок. Во-первых, это очень дорого. Во-вторых, за один раз получилось бы пополнить атмосферу очень незначительным количеством относительно необходимого. Требуется очень много озона, а его перемещение — это очень сложный и опасный процесс. Идея эффективная, но не практичная.

Прогноз на будущее

Что такое озоновые дыры и чем они опасны для населения Земли?

Ученые погружаются в изучение озоновых дыр все глубже. Обнаружено, что в крупных промышленных зонах они появляются и исчезают сами по себе. Отмечена и положительная динамика: некоторые крупные прорехи в озоновом слое стали уменьшаться. Общая концентрация озона в стратосфере тоже постепенно повышается. Это подтверждает, что конвенция ООН и другие принимаемые меры работают.

Огромный вклад внес Монреальский протокол, подписанный в 1987 году. В него вступили ряд государств, они обязались снизить количество вредного для окружающей среды транспорта и уменьшить объемы выбросов озоноразрушающих веществ. Важно и то, что человечество начало использовать альтернативные источники энергии, и теперь может беречь озоновый слой без ущерба для собственного комфорта.

Озоновый слой не только защищает нас от ультрафиолета, но и способствует сохранению тепла. С его истончением климат на планете становится более холодным. Также последствиями становятся изменения направлений ветров и засухи, влекущие за собой голод.

Мифы про озоновые дыры

Про актуальность данной проблемы мы знаем еще со школы. Естественный антирадиационный барьер становится тоньше, и это главная из всех глобальных угроз для человечества. Тема постоянно обсуждается в СМИ, и на почве этого появляется множество слухов. Разберем самые навязчивые из них.

Во всем виноват фреон

Что такое озоновые дыры и чем они опасны для населения Земли?

Используемый в холодильниках и кондиционерах фреон действительно влияет на разрушение, но это лишь один из множества факторов. Даже если человечество полностью откажется от использования данного газа, то по-прежнему останутся соединения хлора и брома, выхлопные газы, окислы азота и другие вещества. Фреон широко известен в массах, поэтому ему достается больше внимания, это никак не указывает на его особенную опасность.

Фреон никак не влияет

Что такое озоновые дыры и чем они опасны для населения Земли?

Противоположное мнение, сторонники которого считают, что фреон слишком тяжелый, чтобы подняться в атмосферу и повлиять на нее. В действительности в газовой оболочке земли все газы перемешиваются, и тяжесть молекул каждого из них уже не играет никакой роли. В качестве примера можно привести углекислый газ, он значительно тяжелее воздуха, но все же поднимается вверх и создает другую глобальную проблему — парниковый эффект.

Природа разрушает себя сама

Что такое озоновые дыры и чем они опасны для населения Земли?

Это не так. Полярные ночи способствуют снижению выработки озона, но это естественное явление, после которого нормальная концентрация всегда восстанавливается. Антропогенные факторы, то есть выбросы опасных веществ, преобладают по степени вреда над природными.

Проблема существует только в Антарктике

Что такое озоновые дыры и чем они опасны для населения Земли?

Ученые обнаруживают озоновые дыры в атмосфере по всей планете, над разными континентами. В Антарктиде обнаружена первая и самая большая прореха, но менее крупные точно так же опасны.

Материал представляет собой подробный конспект занятия "Озоновый щит планеты" с применением активных методов обучения. В конспекте занятия рассматриваются разные точки зрения на причины возникновения озоновых дыр на планете и пути решения этой глобальной проблемы.

ВложениеРазмер
tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_ozonovyy_shchit_planety.doc 602.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока / занятия

(разработчики формы технологической карты Копотева Г.Л., Логвинова И.М.)

Предмет ЭКОЛОГИЯ Класс 8 КЛАСС

Оборудование: экран, проектор, раздаточный материал (приложения 1- 4), листы ватмана, фломастеры, стикеры разных цветов и формы.

Цель урока/ занятия

Развитие общеучебных (работа с письменным текстом), логических (умение устанавливать связи между причинами и последствиями разрушения озонового экрана планеты, способности к анализу и синтезу предложенной информации), коммуникативных умений учащихся.

продолжить развитие эмоционально – чувственной сферы учащихся, влияние на морально – нравственную сферу учащихся через понимание глобальных последствий деятельности человека.

учащиеся продолжат формирование свою экологическую культуру

Учащиеся смогут дать характеристику озона, объяснить действие озона на организм человека и роль озонового экрана для жизни всех живых организмов планеты

Учащийся научится объяснять причины и последствия разрушения озонового экрана планеты, объяснять механизм действия различных химических веществ на молекулы озона

  • Учащийся получит возможность научиться использовать химическую символику для описания разрушения озона под действием фреонов, оксидов азота и водорода.

Метапредметные: дальнейшее развитие общеучебных и логических умений, коммуникативных навыков и эмоционально-чувственной сферы учащихся.

Ход (этапы) урока/ занятия

Деятельность учителя/ педагога

Деятельность учащихся/ воспитанников

Формируемые способы деятельности

Формируемые способы деятельности

Формируемые способы деятельности

Организационный момент, актуализация имеющихся знаний

Педагог приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к занятию и проводит короткий фронтальный опрос по материалу предыдущего занятия (содержание вопросов в приложении №1)

Формулируют ответ, озвучивают его остальным членам группы

Владение формами монологической и диалогической речи

(Слушают версию отвечающего, анализируют её и при необходимости исправляют, уточняют и дополняют ответы ребят)

Сравнение полученного результата с эталоном для выявления различий, расхождений с эталоном

Введение в тему

Осмысленное чтение учебного текста,

Анализ информации текста, умение пересказать главные мысли прочитанного текста

Формулируют ответ, озвучивают его остальным членам группы

Владение формами монологической и диалогической речи

Педагог ставит проблемный вопрос:

В форме мозгового штурма предлагают различные версии, выслушиваются все версии

Общеучебные умения: умения переносить известные данные для решения новой, нестандартной ситуации

Формулируют ответ, озвучивают его остальным членам группы

Владение формами монологической и диалогической речи.

Умение выслушать собеседника.

Постановка проблемы занятия

Формулируют ответ, озвучивают его остальным членам группы

Владение формами монологической и диалогической речи.

Умение выслушать собеседника.

Предлагают свои версии задач занятия

Планирование (умение спланировать задачи, которые нужно достичь по окончанию урока)

Учащиеся знакомятся с содержанием предложенного для каждой группы раздаточного материала, на основе прочитанного материала выполняют задания

Общеучебные : осмысленное чтение текста, умение применять полученную информацию для решения поставленной задачи.

осуществление анализа и синтеза при работе с раздаточным материалом.

Озвучивают результаты выполнения заданий в своей группе, внимательно выслушивают результаты работы других групп

Работа в составе команды;

Обсуждают озвученные результаты выполнения заданий в группах, делают оценку и самооценку этих результатов.

Планирование (умение распределить обязанности между членами группы для быстрого и эффективного выполнения заданий в ограниченные сроки, умение правильно распланировать время, умение оценить правильно определить лидера в группе).

Оценка и самооценка (умение сравнить полученный результат с эталоном (правильным ответом).

Создание и решение проблемной ситуации

Педагог формулирует проблемный вопрос «Выбросы фреонов происходят в Северном полушарии, а наиболее интенсивное истощение озонового слоя наблюдается над Антарктикой (это Южное полушарие). Почему?

Подсказка: вспомните свойства газообразных веществ.

Разрушается ли озоновый слой только над Антарктикой?

Проводят примерно следующие рассуждения: раз истощение озонового экрана происходит в другом полушарии, то можно предположить, что фреоны хорошо перемещаются а атмосфере.

А так как газы занимают весь доступный объём, то логично предположить, что озоновые дыры появляются не только над Антарктидой.

Логические: построение цепочки логических рассуждений .

Перенос уже имеющихся знаний для решения новой проблемы, т.е. в новой ситуации

Формулируют ответ, озвучивают его остальным членам группы

Владение формами монологической и диалогической речи

Оценивают своих способностей к выстраиванию логических рассуждений

Педагог: многочисленные международные экспедиции по изучению озоновых дыр в Антарктиде и Арктике установили, что основным является наличие в атмосфере значительного количества фреонов.

планете. Постройте график этого изменения.

Третья группа (это учащиеся с квадратными стикерами) должны собрать информацию о площади озоновой дыры над Антарктидой с 1985 года по настоящее время. Постройте график (за интервал примите отрезок времени в 5 лет). Докажите или наоборот опровергнете данные о восстановлении озонового слоя планеты.

Затем каждая группа должна придумать по одному вопросу двум оставшимся группам по темам их выступлений. Поэтому слушайте друг друга внимательно!

Учащиеся работают с интернет ресурсами, на листах ватмана каждая группа оформляет результаты своей работы с использованием рисунков, графиков, химических символов.

Общеучебные :умение работать с источниками информации.

Символико-графические умения: умение представить результаты своей работы наглядно, с использование символико-графических средств.

Презентуют результаты работы в группе всему классу, после выступления формулируют и задают вопросы остальным членам группы.

Работа в составе команды;

Построение речевого высказывания.

Обсуждают озвученные результаты выполнения заданий в группах, делают оценку и самооценку этих результатов.

Планирование (умение распределить обязанности между членами группы для быстрого и эффективного выполнения заданий в ограниченные сроки, умение правильно распланировать время, умение оценить правильно определить лидера в группе).

осознание своей роли в выполнении группового задания, оценка и самооценка результатов работы в группе.

Первичный контроль степени усвоения знаний

Умение применять полученные знания для рещения предложенного задания.

Умения выполнять задание согласно алгоритму (инструкции).

Подведение итогов занятия

Педагог предлагает учащимся продолжить высказывания:

- Мне было трудно…

- Я работал сегодня …

Формулируют высказывания, озвучивают их остальным членам группы

Владение формами устной и письменной речи

Формулируют высказывания, озвучивают их остальным членам группы

(осознание границ своего знания и незнания)

Впервые озон был обнаружен в 1785 году голландским физиком Ван Марумом. Озон, являясь одним из сильнейших окислителей, обладает сильными дезинфицирующими свойствами. Он способен разрушать вирусы, бактерии, а также воздействовать на те микроорганизмы, которые устойчивы к действию хлора.

Озон для очистки воды применяется уже более ста лет. Впервые для обеззараживания и дезодорации воды озон был применен в 1898 году в г. Сан Мор (Франция). Уже в 1907 году был построен первый завод по озонированию воды во французском городе Бон Вуаяж, который обрабатывал 22500 кубических метров воды в сутки из реки Вазюби для нужд города Ниццы. В 1911 г. была пущена в эксплуатацию станция озонирования питьевой воды в Санкт-Петербурге. В 1916 г. действовало уже 49 установок по озонированию питьевой воды. Широкое же распространение озон получил только в течение последних 30 лет благодаря появлению надежных, компактных и энергосберегающих аппаратов для его синтеза – озонаторов (генераторов озона).

А как антисептическое средство, был использован во время Первой мировой войны. С 1935 г. стали использовать введение озонокислородной смеси ректально для лечения различных заболеваний кишечника (проктит, геморрой, язвенный колит, свищи, подавление патогенных микроорганизмов). Изучение действия озона позволило использовать его в хирургической практике при инфекционных поражениях, лечении туберкулеза, пневмонии, гепатита, герпетической инфекции, анемии и п

Задание 1 группе: Прочитайте текст. Заполните таблицу

Значение озонового слоя

Атмосферный озон играет важную роль для всего живого на планете. Образуя озоновый слой в стратосфере (15-40 км., максимальная концентрация на высоте 25 км.), он защищает растения и животных от жёсткого ультрафиолетового излучения. Если бы можно было провести такой фантастический эксперимент и распределить весь озон равномерно по поверхности планеты, то его толщина составила бы всего 3 мм. Поэтому проблема образования озоновых дыр имеет особое значение. В результате анализа спутниковых данных учёные НАСА пришли к выводу, что за последние 30 лет количество ультрафиолетового излучения, достигающего земной поверхности, заметно увеличилось. Наиболее ощутимое увеличение уровня ультрафиолетового излучения отмечается в средних и высоких широтах, минимальное — в тропических.

Ближний ультрафиолет, УФ-A лучи (315—400 нм) являются причиной возникновения ожогов и катаракты, а также стимулирует выработку витамина D в организме. Более короткие УФ-B лучи (280—315 нм) способны вызывать повреждения ДНК, а также способствовать появлению рака кожи.

Высота, на которой находится озоновый экран планеты

Основная роль озонового экрана

Положительное значение УФ - излучения

Отрицательное значение УФ - излучения

Защита живых организмов от коротковолнового (менее 280 нм) УФ – излучения

Оно необходимо для синтеза витамина D, ускоряет рост растений

Разрушает органические вещества в клетках живых организмов, даже может влиять на структуру молекул ДНК. У людей вызывает рост онкологических заболеваний

Примечание: приведен примерный вариант заполненной учащимися таблицы

Приложение 3 (продолжение)

Задание 2 группе: прочитайте текст, ответьте на вопросы.

Разрушение озонового слоя

Самая большая озоновая дыра диаметром свыше 1000 км впервые была обнаружена в 1985 году, на Южном полушарии, над Антарктидой. Считается, что фреоны, используемые в производстве бытовых аэрозолей, вспенивателя теплоизоляции и холодильников, оказывают негативное влияние на озоновый слой. Этот факт доказали исследователи Пауль Крутцен, Марио Молина и Шервуд Роуланд в 1995 году. За это им была вручена Нобелевская премия. Ветер разносит фреоны по всей атмосфере, в том числе и в Антарктику. Площадь озоновой дыры над самым южным материком планеты в 200 году в 1,7 раза превысила его площадь. Интенсивный рост озоновой дыры над Антарктидой начался в августе, достигнув к 1 ноября площади 23,4 млн. кв. км. В качестве основных причин роста озоновой дыры называются сезонные факторы (формирование озоновой дыры отмечается ежегодно с августа по декабрь) и остаточные концентрации фреонов в атмосфере планеты.

- за что получили нобелевскую премию Пауль Крутцен, Марио Молина и Шервуд Роуланд в 1995 году?

- назовите основные источники истончения озонового слоя на планете.

Приложение 3 (продолжение)

Озоновый слой Земли восстанавливается? Озоновый слой Земли восстанавливается!

После долгого истощения за последние десятилетия защитный озоновый слой Земли, что находится высоко в атмосфере планеты - на пути к восстановлению. Такие данные были опубликованы на докладе ООН 10 сентября 2014 года в Нью-Йорке. В докладе использовались результаты работы 282 ученых из 36 стран мира. Исследователи считают, что этого удалось добиться благодаря поэтапному снижению выбросов в атмосферу вредных химических веществ.

Монреальский протокол поставил крест на использованиии хлорфторуглеродов в качестве хладагентов, которые представляли угрозу озоновому слою Земли. На смену им пришли гидрохлорфторуглероды, но они тоже имеют свои недостатки. Парниковые свойства гидрохлорфторуглеродов в 2100 раз превосходят CO 2 .
В настоящее время кондиционеры становятся неизменным атрибутом средного класса развивающихся стран. Благосостояние жителей многонаселённого третьего мира растёт, что сопровождается увеличением количества продаваемых в мире кондиционеров. В этом некоторые учёные видят ещё одну угрозу, способную ускорить процессы глобального потепления.

Если страны по-прежнему будут соблюдать Монреальский протокол, то уровень озона по всему миру, как ожидается, восстановится до 2050 года, однако дыра над Южным полюсом, скорее всего, не восстановится до 2070 года – считают ученые из университета Колорадо.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: привлечение внимания учащихся и общественности к проблемам охраны озонового слоя.

Управление образования администрации Вейделевского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Методическая разработка внеклассного мероприятия


Подготовила :

учитель географии

Данченко Юлия

Владимировна

Вейделевка, 2017

Объяснительная записка

Цель: привлечение внимания учащихся и общественности к проблемам охраны озонового слоя.

повышение экологической грамотности населения;

сформировать у учащихся представление о взаимосвязи человека и природы;

воспитать бережное отношение к живой природе;

активное участие в деле защиты окружающей среды;

создание условий для выработки учащимися активной гражданской позиции, формирование экологической культуры, ценностного отношения к компонентам природы и ее ресурсам;

развитие логического мышления, коммуникативных навыков, умения четко выражать свои мысли.

Возраст участников: 1-11 классы

Формы проведения: общешкольный праздник

Оборудование : доска, папка для ведущего, ПК, мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр, цифровой фотоаппарат, фонограмма (музыка для открытия мероприятия и заполнения пауз во время рефлексии), иллюстрации озоновых дыр, воздушные шары жёлтого и голубого цветов.

Действующие лица:

-ведущий- учитель,

-Оззи Озон — герой детского научно-популярного фильма об истории

возникновения озоновой дыры ,

- помощники Оззи Озона

Методические советы на подготовительный период:

Подготовительный этап.

Подготовку необходимо начать за две недели до предполагаемой даты проведения мероприятия.

2.Приобретение членами родительского комитета воздушных шариков для участников праздника.

3.Пошив костюма для Оззи Озона(на уроках технологии).

5.Приглашаются представители природоохранных организаций в состав жюри.

Сценарный план:

Организационный момент (сбор участников праздника)

Основная часть мероприятия :

г. Просмотр мультипликационного фильма об Оззо Озоне.

3. Рефлексия

4.Подведение итогов мероприятия.

Ход мероприятия:

1.Организационный момент

Сбор участников праздника в актовом зале

2.Основная часть мероприятия

16 сентября – праздник День озона. Об истории этого праздника знают немногие.В 1994 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 16 сентября Международным днем охраны озонового слоя. В этот день в 1987 году был подписан Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой. Впервые на снижение в атмосфере Земли слоя стратосферного озона, защищающего планету от губительного воздействия солнечной радиации, ученые обратили внимание в конце 60-х годов ХХ века.

В 1974 году американский химик Марио Молина, высказал гипотезу о том, что разрушение озонового слоя происходит вследствие чрезмерного применения хлорфторуглеродов, веществ, применяющихся в холодильниках, кондиционерах, аэрозольных баллончиках.

В 1977 году в Вашингтоне представители 32 стран выработали первый план действий по защите озонового слоя. В результате в США, а затем в Швеции, Норвегии и Канаде было запрещено использование ХФУ в аэрозольных упаковках.

В защиту озонового слоя включились 189 стран мира, в том числе и Казахстан. Почти всем технологиям, в которых применяются вещества, утончающие озоновый слой, найдены альтернативы, и производство этих веществ, торговля ими и их использование стремительно уменьшается. Например, в 1986 году в мире было израсходовано примерно 1 100 000 тонн HFO или CFC (одно из наиболее распространенных веществ, утончающих озоновый слой, называемое также фреоном), а в 2001 году общее количество потребленного HFO составило только примерно 110 000 тонн. Ученые прогнозируют, что если будут соблюдены реализуемые сегодня мероприятия по защите озонового слоя, озоновый слой обновится и восстановит свое нормальное состояние к 2050–2060 годам.

Позвольте вам представить почётного гостя нашего праздника Оззо Озона- герой детского научно-популярного фильма об истории возникновения озоновой дыры.

А как вы ребята готовились к этому празднику?

Творческие отчёты всех классов с презентациями, видеорассказами, представлением рисунков и плакатов на тему защиты озонового слоя Земли.

Предположительные ответы и отчёты:

Заседает жюри( во время представления творческих отчётов, в жюри приглашаются представители различных природоохранных организаций) и определяют победителей и призёров по номинациям:

- для возрастной категории - обучающиеся 1-4 классов;

- для возрастной категории - обучающиеся 5-7 классов;

для возрастных категорий:

- обучающиеся 5-7 классов;

для возрастных категорий:

для возрастных категорий:

для возрастных категорий:

Оззо Озон: Да вы все просто молодцы! Поэтому я хотел бы наградить призёров и победителей конкурсов ценными призами.

Торжественное награждение (звучит музыка победители и призёры выходят на сцену)

Оззо Озон: А теперь подарок для всех!( просмотр мультипликационного фильма о проблеме озоновых дыр с участием Оззо Озона)

Ведущий :Оззо Озон, а когда этот праздник стал отмечаться в России?

Оззо Озон: 16 сентября 2011 года в Москве впервые отмечался Международный день защиты озонового слоя. Проведение этого мероприятия было приурочено к началу реализации Проекта по выводу озоноразрушающих веществ в Российской Федерации. Международный день защиты озонового слоя прошёл при поддержке Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России), Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Глобального экологического фонда (ГЭФ), Государственного политехнического колледжа № 19.

Ведущий: А какое отношение к празднику имеет Государственный политехнический колледж № 19 г.Москвы?

Оззо Озон: Местом проведения выбрана площадка Государственного политехнического колледжа №19. Это практически единственное на сегодняшний день действующее государственное учебное заведение в Российской Федерации, где готовят современных специалистов по монтажу и обслуживанию систем кондиционирования, вентиляции, промышленного и торгового холода. Известно, что огромный вред озоновому слою Земли наносят вещества, находящиеся именно в бытовых и промышленных холодильных системах (выводимые из обращения гидрохлорфторуглероды – ГХФУ и ранее выведенные хлорфторуглероды – ХФУ). Выполнение Российской Федерацией международных обязательств по поэтапному прекращению потребления озоноразрушающих веществ невозможно без создания системы аттестации специалистов, работающих с этими веществами, а также без обучения их экологическим методам работы. Уникальный опыт подготовки специалистов колледжа планируется распространить на другие учебные заведения.

Ведущий : Для выяснения сомнительных мифов об озоновых дырах я пригласил учёного в области озоновых дыр.

Учёный(старшеклассник): Вокруг проблемы истощения озонового слоя существует множество мифов. Несмотря на свою очевидную антинаучность, эти мифы чрезвычайно популярны – особенно в среде журналистов, всюду ищущих следы очередного мирового заговора. Давайте обсудим эти мифы.

Миф 1: Шумиха по поводу озоноразрушающего воздействия хлорфторуглеродов (ХФУ) инициирована промышленниками, которым выгодно продавать дорогие хладагенты вместо дешевых

Сегодня в мире уже практически никто из серьезных специалистов не сомневается в причинах истощения озонового слоя. В 1995 году за работу в области атмосферной химии, особенно в части процессов образования и разрушения озонового слоя Паулю Крутцену, Марио Молине и Шервуду Роланду была присвоена Нобелевская премия.

Миф 2: Фреоны слишком тяжелы, чтоб достигать стратосферы

Иногда утверждается, что молекулы фреонов, которые намного тяжелее азота и кислорода (по молекулярной массе), не могут достичь стратосферы в значительных количествах. Однако атмосферные газы не стратифицируются или сортируются по весу, а перемешиваются полностью в результате вертикального массопереноса, конвекции и турбулентности. Поэтому тяжёлые инертные газы, фреоны и прочие загрязняющие вещества как природного, так и антропогенного происхождения равномерно распределяются в атмосфере, достигая, в том числе, и стратосферы. Экспериментальные измерения концентраций газов в атмосфере подтверждают это.

Проведенные исследования показывают: для того, чтобы фреоны, попавшие в результате утечек или технологических процессов в приземный слой атмосферного воздуха, достигли стратосферы, требуется около пяти лет.

Если бы газы в атмосфере не перемешивались, то такие тяжёлые газы из её состава, как аргон и углекислый газ, образовывали бы на поверхности слой в несколько десятков метров толщиной, что сделало бы Землю необитаемой. В реальности же и криптон с атомарной массой 84, и гелий с атомарной массой 4, имеют одну и ту же относительную концентрацию, как у земной поверхности, так и на высоте 100 км. Конечно, всё вышесказанное справедливо только для газов, которые относительно стабильны, как фреоны или инертные газы. Концентрация веществ, вступающих в реакции и подвергающихся различным физическим воздействиям (например, растворяющихся в воде), зависит от высоты.

Миф 3: Основная масса галогенов имеет природное, а не антропогенное происхождение

Часто можно слышать, что природные источники галогенов, например, вулканы или океаны, более значимы для процесса разрушения озона, чем антропогенные. На самом деле галогены природного происхождения (в основном в виде ионов хлора и хлористого водорода) водорастворимы, и вымываются из атмосферы, выпадая в виде дождей на землю, не достигая стратосферы. Природные соединения менее устойчивы, чем фреоны, например, время жизни метилхлорида – около года, в то время как у фреонов оно составляет десятки и сотни лет.


Источники хлора в стратосфере

Миф 4. Озоновая дыра должна находиться над источниками фреонов

Многие не понимают, почему озоновая дыра образуется в Антарктике, когда основные выбросы фреонов происходят в Северном полушарии. Дело в том, что фреоны хорошо перемешаны в тропосфере и стратосфере. Из-за малой реакционной способности они практически не расходуются в нижних слоях атмосферы и имеют срок жизни в несколько лет или даже десятилетий. Поэтому они легко достигают верхних слоёв атмосферы.

Миф 5. Озон разрушается только над Антарктидой

Помощница Оззо Озона читает стих.

Тихо! Слышите: ветер стонет! Тихо! Слышите плач? Очнитесь!

Распахните навстречу души! Помогите Земле! Отзовитесь!

Натыкаясь на небоскребы, Не машите рукой небрежно,

Он таится, как в клетке душной. Вспомните, как она вас ласкала,

А деревья хотят на волю, Как к груди прижимала, нежно,

Корни жжет, на ветвях раны, Колыбельную песню шептала!

Им бы чистой водицы долю , А теперь вот она рыдает,

Но стоят и молчат великаны. Неужели ваше сердце ослепло?

Оззо Озон : SОS- международный радиосигнал бедствия. Его подают с тонущих кораблей. Теперь мольба о спасении раздается не только с тонущих кораблей. Все чаще в природе звучит этот сигнал. Остановитесь! Одумайтесь! Пощадите! Вот и озон просит помощи и внимания.



Оззо Озон проводит рефлексию:

Дорогие участники праздника возьмите у моих помощников воздушный шарик. Если вам небезразличны проблемы связанные с озоновым экраном Земли возьмите голубой шарик, если вы считаете ,что нет никакой проблемы возьмите жёлтый . Я приглашаю вас выйти на улицу и выпустить эти шары в небо. Голубые шарики символизируют молекулы озона .

Звучит музыка, все выходят на улицу и вместе с родителями учителями дети выпускают шары в небо.

Оззо Озон :Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня. Мир спасет надежда, если она останется жить в каждом человеческом сердце. Мы сегодня поговорили, о том, что нужно беречь и сохранять озоновый экран Земли. Берегите каждое дерево, каждый кустарник! Не рвите цветы, не ломайте деревья, не разоряйте гнезда! Пусть каждый из вас посадит дерево, цветы и ухаживает с любовью за ними. Ведь от каждого из нас зависит будущее нашей планеты, будущее родной Земли.

До свидание! До новых встреч!

Методические рекомендации на период ближайшего последствия

Освещение конкурсов и праздника в СМИ для привлечения внимания общественности к проблемам озонового слоя Земли. Проведение мероприятия - знакомство с профессиями, связанными с решением проблем озоновых дыр.

1. Назаров В.И. За порогом вражды. М., 1999.

2. Новрузов З.Н. природа не прощает ошибок. М., 1998.

3. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников. М. : 5за знания,2005.

4. Балабанова В.В, Максимцева Т.А. предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни.-Волгоград: Учитель, 2003.-154с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.

1.Пояснительная записка

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.

Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально - исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.

Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание.

В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природа-общество.

Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.

Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

Программа «Чудеса окружающего мира" основывается на принципах

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.

Новизна программы состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде.

Цели программы «Чудеса окружающего мира" - формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);

- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.

Задачи программы:

- расширять представления об окружающем мире;

- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;

- формировать ответственность за свои поступки;

- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;

2. Общая характеристика программы

Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими учебными предметами, как:

Читайте также: