Проект школа среда для социальной адаптации
Обновлено: 05.07.2024
Инклюзивное образование – это термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. Инклюзивное образование – образование, которое каждому ребенку, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые и другие особенности.
Современная система образования рассчитана на детей со стандартными возможностями. Общепринятым считается, что инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, подразумевающий доступность образования для всех, что и обеспечивает доступ к образованию детям с особыми потребностями.
Инклюзия предполагает решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями за счет адаптации образовательного пространства, школьной среды. Большинство современных исследований в области педагогики строятся на емких и в то же время взаимообогащающих друг друга научных подходах.
Для педагогики инклюзии предлагаемая интегративная социально-педагогическая парадигма оказывается ценной, прежде всего, с точки зрения изучения и объяснения способов и механизмов построения социального пространства отношений как фактора воспитания и социализации детей с учетом их особенностей и возможностей. В качестве базисного методологического конструкта инклюзии может выступать философско-антропологический подход. Антропологический подход в педагогике - это такой философско-методологический принцип, в соответствии с которым исследование осуществляется с учетом достижений комплекса наук о человеке с целью получения целостного системного знания о человеке в условиях развития и саморазвития образовательновоспитательных систем.
Построение педагогического процесса как диалога между участниками образовательного пространства предполагает высокий уровень профессиональной компетентности педагога, поэтому особую ценность для исследования и моделирования инклюзивных процессов приобретает компетентностный подход в образовании.
В определении сущности, целей, характера, принципов, механизмов и основ построения и движения инновационной теории и практики указанные подходы, на наш взгляд, выступают наиболее ценными в образовательном процессе.
Таким образом, инклюзивное образование - обучение лиц с особыми возможностями в обычных образовательных учреждениях в одном классе (группе) с обычными людьми. Инклюзивные процессы в образовании становятся объектом междисциплинарных исследований.
1.2. Проблемы адаптации обучающихся в условиях инклюзивного образования
Адаптация – это процесс приспособления к новым условиям жизнедеятельности, новой социальной ситуации [21, с. 75].
Среди актуальных аспектов современной проблемы взаимодействия личности и социума одним из наиболее значимых является вопрос своевременного формирования у человека, особенно ребенка, адаптивных способностей.
О сложности и витальной значимости периода, связанного с адаптацией ребенка в школе, говорит особое внимание, обращаемое на него отечественными психологами и педагогами в научной литературе. Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности[10, с. 42].
Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации : ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Ослабленные дети (а их, к сожалению, из года в год становится все больше и больше) являются наиболее подверженными дезадаптации.
Индикатором трудности процесса адаптации к школе служат изменения в поведении детей. Это может быть следующие проявления: заторможенность; депрессия; чувство страха; нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе.
Особенно остро стоит проблема адаптации детей ограниченными возможностями здоровья. Эти дети испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм. Все эти особенности предопределяют трудности, с которыми может столкнуться ребенок с ОВЗ при общении со сверстниками. Младшие школьники часто акцентируют внимание на особенностях внешнего вида и поведения одноклассника, могут сторониться его или даже вступать в открытый конфликт.
Следующее направление - работа с семьей. Семья вводит ребенка в общество, прививает ему первые навыки самообслуживания, освоения различных форм коммуникации, удовлетворяющих потребность ребенка в общении. Основная нагрузка и ответственность за результаты адаптации ложится на педагогов начальной школы.
Создание ситуации успеха для ребенка с ОВЗ.
Создание условий для принятия (здоровые дети к детям с ОВЗ).
Проведение тренинга по сплочению.
Возможна реализация проектов, акций, где дети могут познакомиться с разными сторонами жизни людей с ограниченными возможностями.
Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Что такое инклюзивное.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования Аннотация:Статья посвящена проблеме образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и их социализации в рамках общеобразовательной.
Создание комфортной психологической среды в младшей группе в период адаптации Создание комфортной психологической среды в младшей группе в период адаптации Игнорирование воспитателем типологических особенностей.
Создание условий для организации инклюзивного образования в школе Одним из приоритетных направлений работы государственной социальной политики России можно считать внедрение в образовательный процесс инклюзивного.
Проект "Открой своё сердце!" направлен на профилактику негативных явлений в подростковой и молодёжной среде. В ходе реализации проекта у учащихся должны выработаться качества, основанные на чувстве собственного достоинства: знать насколько важно отказаться от вредных привычек, насилия; обладать альтруизмом, открытостью и уважением к другим; иметь способность понимать других, сохраняя при этом свою индивидуальность.
П Р О Е К Т
Служба скорой помощи
социальной адаптации подростков
Авторы проекта:
Перевозникова С.В.- социальный педагог МБОУ
Баранишнина Л.В..- учитель русского языка
Ропотько Н.В. – педагог - психолог МБОУ «СОШ
Клименко Л.В. – педагог физической культуры
Рабочий план реализации проекта
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
В течение последних лет мы наблюдаем усиление роли образовательных учреждений в решении проблем ребенка. Любое государственное учреждение, в стенах которых оказываются дети, сталкивается с множеством неразрешенных проблем, их количество постоянно возрастает. На основе мониторингового исследования можно отметить наибольшие трудности при решении следующих проблем:
Проблемы детей, которые не находят себе места в нормальном социуме, дезадаптированы по отношению к нормам социальной жизни и к жизни в коллективе;
Проблемы тяжелого материального положения родителей, безнадзорность, алкоголизм и, как следствие, педагогическая запущенность детей, педагогическая безграмотность родителей, их неготовность или нежелание заниматься полноценным воспитанием детей.
В ходе реализации нашей программы, мы хотим выработать у обучающихся качества, основанные на чувстве собственного достоинства:
Знать, насколько важно отказаться от вредных привычек, насилия.
Обладать альтруизмом, открытостью и уважением к другим.
Иметь способность понимать других, сохраняя при этом свою индивидуальность.
ЦЕЛЬ проекта: формирование у обучающихся представлений и знаний о здоровом образе жизни, умения правильной организации досуга, негативного отношения к вредным привычкам.
сформировать представление о факторах, влияющих на здоровье
(сниженная двигательная активность, курение, переутомление);
расширить кругозор обучающихся в области здоровья, физической культуры;
использовать возможности физкультурной, художественной, краеведческой и других направлений воспитательной работы, как альтернативы вредным привычкам девиантному поведению обучающихся.
Для эффективной деятельности службы скорой помощи необходимо выполнение следующих этапов:
1 этап - создание отделений:
интенсивной терапии (разработка и реализация проекта поддержки детей с девиантным поведением);
диагностического центра (диагностики, профилактики, коррекции и развития);
2 этап – информирование общественности о работе службы через:
оповещение через средства массовой информации;
создание собственной школьной телевизионной передачи;
создание странички на сайте;
издание рекламного материала в виде буклетов, брошюр, листовок;
связь с правоохранительными органами; наркологическими службами
Реализация проекта позволит:
способствовать снижению преступности и правонарушений среди обучающихся школы на 40-50%;
реально помочь ребенку определить собственную ценностную и активную
жизненную позицию;
предоставить шанс проявления позитивных потенциальных возможностей
подросткам, склонных к правонарушениям;
вести профилактическую работу во избежание правонарушений подростками;
эффективно использовать свободное время подростка;
Выпуск буклетов, брошюр, листовок, памяток, закладок.
Статьи в СМИ, выступление на радио, телевидении.
Страничка на школьном сайте;
1.Описание проекта.
Региональная ярмарка социально-педагогических проектов и воспитательных технологий
Цели и задачи проекта
Цель: формирование у обучающихся представлений и знаний о здоровой образе жизни, умения правильной организации досуга, негативного отношения к вредным привычкам.
сформировать представление о факторах, влияющих на здоровье
(сниженная двигательная активность, курение, переутомление);
расширить кругозор обучающихся в области здоровья, физической культуры;
использовать возможности физкультурной, художественной, краеведческой и других направлений воспитательной работы, как альтернативы вредным привычкам девиантному поведению обучающихся.
Обоснование необходимости проекта
Помимо позитивных изменений, давших толчок новым передовым идеям во многих областях науки, практики и общественной жизни, обострились проблемы, которые самым суровым образом отразились на тех бюджетных сферах жизни общества, которые наиболее значимы для повседневной жизни каждого человека: здравоохранении, науке и образовании, социально-культурной сфере.
Комплекс нерешенных проблем этих областей жизни оказал влияние на все возрастные группы общества, среди которых наиболее незащищенная - дети.
У детей, воспитывающихся в данных семьях, очень быстро, добровольно и принудительно распространяются стереотипы поведения, связанные с уклонением от учебы и работы, агрессией, насилием и жестокостью по отношению к окружающим, антиобщественными формами
поведения, у 25% выявлены выраженные проблемы психологического характера.
Согласно данным выборочных исследований, уже в начальных классах более 30%, а у первоклассников более чем у 40%, выявляются какие-либо отклонения: в поведении, общении, обучении, психическом, соматическом, неврологическом развитии.
От 30% до 70% детей и подростков, находящихся на учете по поводу девиантного поведения, страдают различными формами психической патологии (неврозы, психопатии, психопатоподобные состояния, психомоторная расторможенность).
В ходе реализации нашей программы, мы хотим выработать у учащихся качества, основанные на чувстве собственного достоинства:
знать, насколько важно отказаться от вредных привычек, насилия;
обладать альтруизмом, открытостью и уважением к другим;
иметь способность понимать других, сохраняя при этом свою
индивидуальность.
Известно, что вопросы социализации, профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних являются наиболее приоритетными как для органов государственной власти, так и органов местного самоуправления. Социальное партнерство в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних – это сегодня необходимое условие для формирования заказа на подготовку социально зрелой личности.Настоящий социальный проект призывает все молодое поколение быть активным и полноправным членом гражданского общества, добиваться высоких результатов в различных сферах общественной жизни, соблюдать правопорядок и не совершать правонарушений и преступлений.
Содержимое разработки
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. БРАТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА
Социализация и адаптация детей группы риска школы через взаимодействие с органами системы профилактики асоциального поведения несовершеннолетних
Срок реализации проекта – 1 год
Валетчик О.В.-социальный педагог
Кадровое обеспечение…………………………………………… 4
Актуальность проекта
Известно, что вопросы социализации, профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних являются наиболее приоритетными как для органов государственной власти, так и органов местного самоуправления. Социальное партнерство в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних – это сегодня необходимое условие для формирования заказа на подготовку социально зрелой личности.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.
Однако, главенствующая роль отводится образовательным учреждениям и педагогическому коллективу в частности. Ведь именно педагог формирует у несовершеннолетних базовый уровень правовой культуры. Именно учитель, как никто иной может привить ребенку чувство уважения к закону, праву, толерантности по отношению к своим сверстникам, независимо от национальности и вероисповедания, так как педагог обладает не только теоретическим знаниями в области права, но и знает психологические особенности подросткового возраста, с его противоречивостью и непостоянством. Кроме того, учитель может профессионально и квалифицированно подобрать необходимые средства и приемы для проведения предупредительной профилактической работы с несовершеннолетними. Не надо забывать, что правоохранительные органы также уделяют особое внимание данной проблематике.
Несомненно, что вопросы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, достаточно актуальны в настоящее время.
Причин совершения правонарушений подростками достаточно много:
В связи с этим настоящий социальный проект призывает все молодое поколение быть активным и полноправным членом гражданского общества, добиваться высоких результатов в различных сферах общественной жизни, соблюдать правопорядок и не совершать правонарушений и преступлений. Только тогда мы сможем уверенно смотреть в будущее, преодолевать любые трудности и добиваться высоких результатов в науке, технике, экономике, политике, культуре и спорте.
изучать психолого-педагогические особенности учащихся школы и их условия жизни;
предупреждать правонарушения и преступления среди несовершеннолетних подростков, формировать правовую культуру учащихся, активно взаимодействовать с субъектами системы профилактики;
формировать мотивации к осознанному сохранению своего здоровья и здоровья окружающих;
преодолевать и предупреждать отклонения в социально-психологическом развитии учащихся;
взаимодействовать с педагогическим коллективом и родителями в решении проблем воспитания и образования учащихся;
Кадровое обеспечение проекта: социальный педагог, школьный психолог, психолог МУЗ ГБ № 3, родители, заместитель директора по ВР, классные руководители, педагоги дополнительного образования, инспектор ОДН ОП-4, инспектор КДН и ЗП №2, специалисты по опеке и попечительству, инспекторы по работе с населением Правобережного округа.
Содержание проекта
Трудновоспитуемый, трудный… Это определение широко вошло в обиход и кажется достаточно точным: подразумевается ребенок или подросток, с которым педагогам и родителям трудно. Но мы мало задумываемся над другой стороной вопроса: ведь трудно не только с ним, трудно в первую очередь ему самому. Значит, именно этот ребенок нуждается в особом внимании.
Известно, что любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Главная задача профилактической работы – снижение правонарушений, преступлений, сокращение количества учащихся, находящихся на внутришкольном учете, в КДН, в ОДН, чтобы учащиеся знали о вреде алкоголя, наркотиков, токсических средств, понимали ответственность за совершенное правонарушение, могли адаптироваться в социальных условиях в которых они находятся. Выполнение столь сложной и важной задачи невозможно осуществить в одиночку.
Обычно необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения.
У 5-классников изменяется социальное окружение и система деятельности (учебная ситуация новой ступени образования, изменение режима и нагрузки).
Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Подросток переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр.
Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации, когда учащийся становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу.
Для успешной адаптации важно с первых дней учебы в новом коллективе создать положительный эмоциональный фон, условия для активной жизнедеятельности, доброжелательные взаимоотношения как между обучающимися, так и между обучающимися и педагогами, обучающимися и классным руководителем. Улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм общения важны не только для повышения сплоченности класса, развития коллектива как целостного группового субъекта, но и для успешной учебной деятельности.
Эти задачи можно решать разными путями, один из них – специальные занятия, которые позволяют в очень короткие сроки активизировать процесс адаптации.
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Педагогический проект
Программа адаптации пятиклассников
Авторы проекта:
Батурина Светлана Олеговна.
Участники проекта:
обучающиеся 5 кл.,
г. Солигалич, 2014 г.
Актуальность проекта.
Социальная адаптация - как приспособление человека к условиям социальной среды - предполагает:
1 . адекватную систему отношений и общения с окружающими
адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;
способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;
способность к самообслуживанию и самоорганизации, к взаимообслуживанию в коллективе;
изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
Обычно необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения.
У 5-классников изменяется социальное окружение и система деятельности (учебная ситуация новой ступени образования, изменение режима и нагрузки).
Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Подросток переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр.
Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации, когда учащийся становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу.
Для успешной адаптации важно с первых дней учебы в новом коллективе создать положительный эмоциональный фон, условия для активной жизнедеятельности, доброжелательные взаимоотношения как между обучающимися, так и между обучающимися и педагогами, обучающимися и классным руководителем. Улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм общения важны не только для повышения сплоченности класса, развития коллектива как целостного группового субъекта, но и для успешной учебной деятельности.
Эти задачи можно решать разными путями, один из них – специальные занятия, которые позволяют в очень короткие сроки активизировать процесс адаптации.
Цель занятий: создание условий для активизации процесса успешной адаптации обучающихся 5-го класса к условиям средней школы.
обучение участников группы способам осознания и отреагирования эмоций;
способствование повышению самооценки участников группы;
способствование повышению общей коммуникативной культуры обучающихся;
формирование групповых норм партнерского общения;
формирование навыков взаимодействия в команде (группе);
способствование развитию благоприятного социально-психологического климата классного коллектива.
Важно также участие в упражнениях классного руководителя (для создания доверительных, неформальных отношений обучающихся с педагогом). Для этого во время занятий у педагога с обучающимися должны бать приняты правила партнерского (субъект-субъектного) общения.
Программа рассчитана на 5 занятий на классных часах.
1) Знакомство, ориентация участников в целях занятий.
1) Называть друг друга по имени.
2) Внимательно слушать друг друга.
3) Не перебивать говорящего
4) Уважать мнение друг друга
Все садятся в круг. Ведущий кидает мяч любому и задает какой-нибудь вопрос, например:
- если бы ты поймал золотую рыбку, какие три желания ты бы загадал?
- какие три вещи ты бы взял на необитаемый остров?
- куда бы ты хотел попасть, если бы у тебя были сапоги-скороходы?
1) Определение уровня развития личных контактов в группе.
2) Развитие навыков открытых, доверительных отношений, уверенности в себе.
Оборудование: бейджики, мячик, фломастеры, карточки с заданиями.
Ход занятия:
- что показалось обычным?
- что вас удивило?
- какие вопросы возникли?
Пусть каждый выберет ответ и встанет рядом с обозначенным цветом.
1. Мое настроение сегодня похоже на …
- занудную мыльную оперу;
- ситуацию, когда отменили последний урок;
- на поход в лес за грибами;
2. Больше всего мне нравится проводить свое свободное время …
- смотреть телевизор или работать на компьютере;
3. Мне нравится в других людях …
- смелость, желание рисковать;
- способность постоять за себя;
4. Я считаю, что учеба в средней школе мне нужна для того, чтобы …
- переждать тяжелое время;
- получить базу знаний;
- быть вместе с друзьями;
- чтобы не приставали родители;
После каждого вопроса дается некоторое время на перемещение и несколько минут для фиксации ситуации. При желании можно поинтересоваться, почему выбрали тот или иной ответ.
После последнего вопроса ребятам предлагается поработать в группах, которые сложились после ответа на последний вопрос.
Каждая группа садится в круг, всего пять кругов. У каждой группы есть ватман и фломастеры. На ватмане надо изобразить (нарисовать, начертить или написать) групповое понимание своего ответа:
- что значит для меня это понятие?
- что важнее всего (ранжирование в порядке значимости)?
- как возможно реализовать эти смыслы, не мешая другим?
В течение 20-30 минут группы работают с плакатами. Затем – перерыв, во время которого плакаты лежат на полу или висят на стене. Все ходят, смотрят и затем обсуждают.
Что вы почувствовали при выполнении этого упражнения?
Сложно было его выполнять?
Обучающиеся по кругу высказываются о проведённом вместе времени:
Что больше всего понравилось на занятии?
Что не понравилось?
Что нового для себя узнали?
1) Формирование открытых отношений между членами группы, внимания друг к другу, сплочение группы.
1) Сформировать и закрепить норму общения в группе (по именам), установить равенство позиций
2) Развитие навыков самопрезентации, эмпатии, создание условий для доверительного общения, возможности лучше узнать друг друга.
3) Формирование открытых отношений между членами группы, внимания друг к другу, сплочение группы, эмоциональная разрядка.
4) Развитие навыков установления невербального контакта, открытых отношений между членами группы, внимания друг к другу.
Что вы чувствовали при выполнении этого упражнения?
Что было сложно?
1) Формирование умения работать в команде, находить себе место в групповой работе.
2) Развитие групповой сплоченности, умения координировать совместные действия.
3) Развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы, развитие навыков вербального и невербального общения, саморегуляции.
1. Адаптация и здоровье. Учебное пособие / Ответственный редактор Казин Э.М. – Кемерово, 2003.
2. Воронцов А. Особенности организации образовательного процесса при переходе с одной ступени образования на другую, или нужна ли нам возрастная школа? // Начальная школа, 2004, №35, 43.
3. Коробкина С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1,5,10): система работы с детьми, родителями, педагогами. – Волгоград: Учитель, 2011. – 23.
4. Методический журнал для педагогов и психологов Школьный психолог №4. Изд. Первое сентября 2012.
6. Щетинина С.В. Педагогическое сопровождение детей при переходе из начальной школы в среднюю. // Завуч начальной школы, 2010, №1.
7. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1991.
Читайте также: