Мотивация к внеурочной деятельности в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

Одной из задач, которая должна решаться в школе, является созданием условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников.

ВложениеРазмер
povyshenie_motivatsii_k_obucheniyu_uchashchikhsya_nachalnykh_klassov.docx 37.47 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение мотивации к обучению учащихся начальных классов

в урочной и внеурочной деятельности

(выступление на педсовете 23.03.2014 года)

Баранцева Ольга Игоревна,

руководитель кафедры начальной школы

ГБОУ школы № 337 Невского района

«Интерес к учению появляется только тогда,

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.

«Ребёнок – не робот, привязанный к книжкам,

Гулять и играть должен юный мальчишка,

Девчонка не хочет всегда сидеть дома, –

Такая проблема всем взрослым знакома!

Как всё же ребёнка заставить учиться,

За книжкой упорно весь вечер сидеть,

В то время как может он просто влюбиться

И в мыслях в другие миры улететь?

Не надо ребёнка ругать бесконечно.

Попробуйте лучше в нём волю развить,

С ним вместе вам надо учиться, конечно,

Одной из задач, которая должна решаться в школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников.

Социальный заказ общества школе состоит сегодня в том, чтобы повысить качество обучения и воспитания. Актуальность обусловлена следующим: мотивация выполняет важные функции в обучении, побуждает поведение, направляет и организует его, придаёт ему личностный смысл и значимость. Актуальность заключается ещё и в том, что организация учебной деятельности, сопровождаясь развитием познавательного интереса, помогает формированию таких качеств личности, как пытливость, активность, творчество, что обеспечивает развитие личности. Она создаёт широкие возможности для самореализации учащихся с различным уровнем интеллектуальных и творческих способностей.

Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.

Проблема низкой мотивации к учению у подавляющего большинства учащихся знакома практически каждому учителю.

Что же делать, если ребенок не хочет учиться?

Как оживить урок? Как поддержать интерес к предмету и желание изучать то, что кажется хорошо знакомым или наоборот бесполезным в реальной жизни?

Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

Плохая успеваемость — очень серьезная и распространенная проблема учеников. Неуспевающие в учебе дети, не всегда похожи друг на друга.

  • Кто-то постоянно сидит, наклонившись за партой, надеясь, что его не вызовут отвечать.
  • Кто-то превращается в настоящего клоуна для всего класса и несет какую-то чушь.
  • Кому-то от волнения на уроке становится плохо, и он испытывает приступы тошноты, кто-то теряет сознание от страха.
  • Кто-то опаздывает на уроки, кто-то не приходит на занятия вообще, прогуливают уроки, находит себе друзей вне школы и нередко попадает под влияние дурной компании.
  • В наше время гормональные изменения у учащихся происходят уже даже в начальной школе.

Несмотря на непохожее поведение и совершенно разную реакцию, все эти ученики страдают от одной и той же проблемы — плохой успеваемости в школе, которая в свою очередь, является результатом низкой учебной мотивации или отсутствия таковой совсем.

Любые действия человек начинает и продолжает благодаря мотивации. Когда у подростка она сильная, говорят, что он настойчив и добивается своих целей. У учеников, которым не хватает мотивации - нет целей, которые бы заставляли их хорошо учиться, поэтому они не используют весь свой интеллектуальный потенциал.

Но уже в начальной школе учебная мотивация является достаточно большой проблемой — дети отвлекаются, шумят, не слушают учителя, не выполняют домашние задания. Для того, чтобы ребенок учился, у него должна быть мотивация.

Для формирования у детей учебной мотивации требуется специальная педагогическая работа, и особое внимание должно быть уделено формированию у ребенка чувства гордости за то, что он школьник, переживанию непосредственной эмоциональной привлекательности школы.

Необходимо развивать у ребенка умение учиться, познавательные интересы и стремление овладеть школьными навыками не хуже, чем сверстники.

Важнейшая задача в нашей работе – это создание условий для успешного учения школьников. Процесс обучения нужно построить так, чтобы в основе была активная деятельность учащихся, совместная деятельность педагога и учеников.

Мы, учителя, постоянно должны помнить о том, человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, на страхе перед низкой оценкой. Формирование мотивации – это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению.

Взрослые люди прекрасно знают, для чего следует учиться – чтобы получить образование, окончить институт, стать успешным, образованным, уважаемым человеком и др. Но эти причины не очевидны для детей.

  • чрезмерное внимание и неискренние похвалы,
  • неоправданно завышенные оценки,
  • материальное поощрение и использование престижных ценностей,
  • жесткие наказания, принижающая критика и игнорирование вниманием,
  • неоправданно заниженные оценки и лишение материальных и иных ценностей.

Более сложными оказываются случаи, когда у ребенка ярко выражено отрицательное отношение к школе и нежелание учиться, тогда он активно сопротивляется учению.

Учащиеся начальной школы могут учиться достаточно успешно, ориентируясь на оценку учителя или мнение родителей. Ценность самих знаний младшие школьники осознают слабо.

К любимым предметам они чаще относят те, которые содержат элементы игры, развлечения: рисование, физкультура, технология. В этом возрасте у большинства детей преобладает стремление доставить удовольствие взрослому, значимому человеку, порадовать его своими успехами, а также нежелание огорчать его. Нужно помнить, что смысл слова "учиться" в понимании первоклассника может, помимо приобретения знаний, включать желание общаться и играть с одноклассниками.

Таким образом, постепенно, формируется мотивация.

Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.

Поэтому, необходимо организовывать процесс обучения с учетом потребностей, физиологических и возрастных особенностей детей:

  • материал урока должен быть интересен детям;
  • согласование расписания с особенностями возраста;
  • согласование темпа урока со скоростью работы всех детей
  • (возможность успешной работы медленнее реагирующих детей).

Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай сделать - и я пойму. - Эта китайская пословица должна стать девизом для учителя на каждом проводимом им уроке.

Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса у учащихся?

  1. Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний.
  2. Работа в группах и парах.
  3. Применение ИКТ на уроках
  4. Понимание ребенком нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.
  5. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
  6. Обучение должно быть трудным, но посильным – разноуровневые задания.
  7. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
  8. Позитивная психологическая атмосфера урока.
  9. Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме.
  10. В обучении должны создаваться возможности для творчества.
  11. Создание на уроке ситуации успеха для учащихся.

Проблема выявления и развития одаренных детей и детей с повышенной мотивацией, к которой в последнее время обращено особое внимание у нас в стране, в условиях модернизации современной российской системы образования приобретает особую актуальность.

Что же дает высокая мотивация учения ребенку?

  • Чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи;
  • повышение собственной значимости;
  • признание учителей и сверстников;
  • развитие творческих способностей;
  • гордость собой и своими успехами;
  • статус успешного человека.

А, чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.

Из опыта и психологических исследований известно, что если решению обычных примеров и задач придать занимательную форму или ввести их как составной элемент в игру, то эффективность их решения заметно возрастает.

Благодаря введению игры любой урок становится интересным, живым и увлекательным учебным предметом для всех детей, в том числе и для тех, кто не отличается большими способностями в учении.

Современные педагогические технологии располагают значительным количеством разнообразных дидактических игр и занимательных упражнений, которые повышают мотивацию учащихся.

  • задачи в стихах,
  • задачи-смекалки,
  • задачи-шутки,
  • драматизированные игры,
  • интересные факты,
  • ребусы, головоломки,
  • кроссворды и многие др .

Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, мини-сочинений, издание книжек.

Все перечисленные приёмы активно используются учителями начальных классов. Всё чаще в последнее время в образовательных учреждениях используются информационно - коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ также способствуют развитию мотивации учебной деятельности.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты помимо учебных занятий включают в себя и внеурочную деятельность. Она предполагает занятость учащихся по интересам во второй половине дня.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Внеучебная деятельность для младших школьников – это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно повышает активность и работоспособность детей, способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения.

Во время уроков невозможно удовлетворить все вопросы учащихся.

Внеурочная работа во взаимосвязи с учебной служит тем действенным средством, которое мобилизует активность ученика в поиске знаний. Помогает полнее удовлетворить интересы школьников.

При всем многообразии форм внеклассная работа должна быть органически связана со школьной программой, выходить за пределы и вместе с тем дополнять ее, то есть должна существовать тесная взаимосвязь между учебной и внеурочной работой. Формы внеурочной работы:

  • участие в предметных олимпиадах,
  • интернет-конкурсы,
  • проведение викторин,
  • проектно-исследовательская деятельность,
  • тематические праздники ,
  • экскурсии, и многие другие.

Практическое использование этих и многих других приемов способствует повышению уровня предметной мотивации, что в свою очередь положительно отражается на результатах обучения учебному предмету у учащихся.

Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать, к чему он стремится в воспитании и обучении детей.


В данной статье описаны формы, методы и приёмы повышения мотивации школьников к обучению как на уроках, так и на занятиях внеурочной деятельности.

Ключевые слова: мотивация, внеурочная деятельность

Учебная мотивация — это процесс, который направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это комплексная система, которая состоит их мотивов, целей, реакций на неудачу и потребностей ученика в получении новых знаний. [5, 44].

От мотивации учащихся зависит их успешность, уровень знаний, желание учиться всю жизнь. Не стоит забывать, что, согласно современным исследованиям, результаты деятельности человека лишь на 20 % зависят от врождённого интеллекта, а на 70–80 % — от мотивации.

Учебная мотивация состоит из следующих составляющих:

– положительный настрой обучающегося;

– ясная цель, к которой нужно стремиться;

– мотивы достижения цели;

– настойчивость по достижению результата своей деятельности (цели).

Положительный настрой для выполнения заданий можно создать путём неформальной обстановки на занятии: переставить парты непривычным образом; поделить детей на группы; превратить обычный стандартный урок в увлекательную игру, но не забывая об обучающей цели занятия. Учитель должен помогать младшим школьникам в выборе цели, так как в начальной школе у них низкий уровень сформированности универсальных учебных действий. Дети должны чётко и ясно понимать то, к чему нужно стремиться.

Что же делать учителю, если ребёнок не желает учиться?

Младшие школьники очень любят играть, мечтать, разгадывать ребусы и загадки, раскрывать тайное и неизведанное. Однообразная и длительная работа быстро их утомляет, пропадает желание.

Устойчивый интерес к обучению у младших школьников формируется через проведение следующих форм уроков:

Применение на различных этапах урока разнообразных форм, методов и приёмов повышения мотивации, их чередование укрепляет желание детей учиться, открывать новые для себя знания.

На уроке ученик должен быть настроен на эффективный процесс познания, иметь в нем личную заинтересованность, понимать, что и зачем он будет делать. Без возникновения этих мотивов обучения, без мотивации учебной деятельности познания не может принести положительный результат. Для достижения нужного результата следует использовать различные приёмы развития познавательных мотивов.

– Разгадайте кроссворд, заполнив пустые ячейки.

– Сформулируйте вопрос к словам, в заполненном кроссворде.

– Заполните кроссворд, в котором выделены определенные квадратики. Из букв, попавших в них, составьте ключевое слово и объясните его содержание.

– Составьте кроссворд, используя понятия по теме урока.

  1. Мотивация учебной деятельности путем создания ситуации успеха. Это эффективный способ для формирования и сохранения мотивации у младших школьников. С педагогической точки зрения ситуация успеха — это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. [1, 30].

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех — результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. [2, 30].

Развивать положительную мотивацию к обучению следует и во внеурочной деятельности. На занятиях внеурочной деятельности нельзя использовать те же методы, приёмы, подходы, которые применяются при изучении основных предметов.

Внеурочная деятельность — это деятельность, организуемая во внеучебное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в общественно-полезной деятельности [4]. Это деятельность по интересам учащихся, она не является обязательной. И в этом есть большой плюс: у обучающихся появляется опора положительной мотивации — свобода выбора. Когда ученик приходит на занятия внеурочной деятельности, он изъявляет собственное желание, а это значит, что у ребёнка начинает появляться положительная мотивация.

Для младших школьников внеурочная деятельность — это возможность научиться тому, чему не может научить обычный урок; это понимание реального мира, это поиск себя в новой деятельности. Различные приёмы, методы и формы организации внеурочной деятельности очень повышают работоспособность детей, способствует снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в социум, соответственно и эффективности обучения.

При проведении уроков невозможно ответить на все вопросы учащихся, а внеурочная деятельность служит тем действенным средством в своей взаимосвязи с учебной деятельностью, которое повышает активность ребёнка в поиске знаний.

Повышению мотивации способствуют следующие формы и методы организации внеурочной деятельности:

– школьные концерты и конкурсы;

– выпуск буклетов и праздничных стенгазет;

В заключении хочется сказать, ребёнок приходит в школу с большим желанием учиться. Если он потеряет интерес к учёбе, в этом виноват не только ребёнок и его семья, но и школа, и ее методы обучения. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе — завтрашний успех в жизни!

Главной задача начального общего образования — помочь пробудить в каждом ребёнке заложенные природные задатки, найти самого себя и стать личностью.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, учебная деятельность, положительная мотивация, мотивация, проблемная ситуация, урок, ученик, возможность, ситуация успеха, учебная мотивация.

Ключевые слова

Похожие статьи

Учебная мотивация младших школьников | Статья в журнале.

Развитие у школьников мотивации к учению | Статья в журнале.

учебная деятельность, уровень, III, уровень мотивации, мотив, учащийся, класс, учебная работа, школа, мотивация.

Развитие положительной мотивации учения младших.

игра, мотив, учебная деятельность, учебная мотивация, группа игр, процесс игры, учащийся, интерес, внутренний мир, игровая деятельность.

Формирование положительной учебной мотивации у школьников

учебная деятельность, ребенок, престижная мотивация, мотивация достижения успеха, мотивация, учебная задача, устойчивая мотивация достижения успеха, мотив получения, мотивация избегания неудачи, учебный.

Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение.

урок, учебная деятельность, учитель, химия, учащийся, ребенок, положительная мотивация, устный счет, учебная мотивация, объяснение нового материала.

Инновационная деятельность педагога как средство повышения.

 ситуация успеха. Ученикам предлагается задачи, которые каждый ученик решает без

Формирование положительной учебной мотивации у школьников. Исследовательская деятельность учащихся — один из способов повышения учебной мотивации.

Формирование мотивации и познавательной активности.

Обучение — это вид деятельности по приобретению, усвоению знаний, умений, навыков, нахождение решений учебных задач на практике и теории. Говоря о младших школьниках, нужно отметить, что учебная деятельность для них является ведущей.

Внеурочная предметная деятельность и её роль на.

Ключевые слова: внеурочная предметная деятельность, формы внеклассной работы, результативное сотрудничество, учебная мотивация, поиск решения проблемы, творчество, самостоятельность.

Формы и методы инновационной деятельности на уроках.

Наглядность, особая атмосфера таких уроков повышают мотивацию у учащихся, стимулируют их на включение в инновационную деятельность. Эти виды и формы работы могут плавно трансформироваться во внеурочную деятельность.

Учебная мотивация младших школьников | Статья в журнале.

Развитие у школьников мотивации к учению | Статья в журнале.

учебная деятельность, уровень, III, уровень мотивации, мотив, учащийся, класс, учебная работа, школа, мотивация.

Развитие положительной мотивации учения младших.

игра, мотив, учебная деятельность, учебная мотивация, группа игр, процесс игры, учащийся, интерес, внутренний мир, игровая деятельность.

Формирование положительной учебной мотивации у школьников

учебная деятельность, ребенок, престижная мотивация, мотивация достижения успеха, мотивация, учебная задача, устойчивая мотивация достижения успеха, мотив получения, мотивация избегания неудачи, учебный.

Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение.

урок, учебная деятельность, учитель, химия, учащийся, ребенок, положительная мотивация, устный счет, учебная мотивация, объяснение нового материала.

Инновационная деятельность педагога как средство повышения.

 ситуация успеха. Ученикам предлагается задачи, которые каждый ученик решает без

Формирование положительной учебной мотивации у школьников. Исследовательская деятельность учащихся — один из способов повышения учебной мотивации.

Формирование мотивации и познавательной активности.

Обучение — это вид деятельности по приобретению, усвоению знаний, умений, навыков, нахождение решений учебных задач на практике и теории. Говоря о младших школьниках, нужно отметить, что учебная деятельность для них является ведущей.

Внеурочная предметная деятельность и её роль на.

Ключевые слова: внеурочная предметная деятельность, формы внеклассной работы, результативное сотрудничество, учебная мотивация, поиск решения проблемы, творчество, самостоятельность.

Формы и методы инновационной деятельности на уроках.

Наглядность, особая атмосфера таких уроков повышают мотивацию у учащихся, стимулируют их на включение в инновационную деятельность. Эти виды и формы работы могут плавно трансформироваться во внеурочную деятельность.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выступление на МО классных руководителей из опыта работы по теме

«Интерес к учению появляется только тогда,

В.А. Сухомлинский

Цель: создать условия для формирования положительной мотивации учащихся к учению через внеурочную деятельность;

· повысить эффективность учебно-воспитательного процесса через создания конкретных условий для успешной работы класса;

· создать благоприятные условия для развития индивидуальных возможностей учащихся;

Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, формированием у учащихся приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, активной жизненной позиции.

*Формирование мотивации учения в школьном возрасте можно назвать одной из актуальных проблем современной школы. (Слайд 2)

Одной из задач, которая должна решаться в школе, является создание условий для формирования положительной мотивации в обучении и внеурочной деятельности.

*-Как же мотивировать познавательную деятельность?

«Ребёнок – не робот, привязанный к книжкам,

Гулять и играть должен юный мальчишка,

Девчонка не хочет всегда сидеть дома, –

Такая проблема всем взрослым знакома!

Как всё же ребёнка заставить учиться,

За книжкой упорно весь вечер сидеть,

В то время как может он просто влюбиться

И в мыслях в другие миры улететь?

С ним вместе вам надо учиться, конечно,

Важнейшая задача учителя – это создание условий для успешного обучения школьников на уроках и во внеурочной деятельности. Процесс обучения нужно построить так, чтобы в основе была активная деятельность учащихся, совместная деятельность педагога и учеников.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

*Выделяют следующие направления внеурочной деятельности по ФГОС в школе:

 физкультурно-спортивное и оздоровительное

* Устойчивый интерес к внеурочной деятельности у младших школьников формируется через проведение занятий-путешествий, занятий-игр, занятий-викторин, занятий-исследований, занятий-встреч, занятий-защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов, упражнений. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока или занятий разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями. ( Слайд 3)

Формирование мотивации – это создание условий для появления внутренних побуждений к учению.

*Условия, способствующие развитию познавательного интереса у учащихся во внеурочной деятельности: (Слайд 4)

1. Организация занятий, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний.

3. Применение ИКТ на занятиях.

4. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.

5. Позитивная психологическая атмосфера занятий.

6. Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме.

7. В обучении должны создаваться возможности для творчества.

8. Создание ситуации успеха для учащихся.

Н еобходимо организовывать процесс обучения на занятиях с учётом потребностей, физиологических и возрастных особенностей детей:

материал должен быть интересен детям;

согласование расписания с особенностями возраста;

согласование темпа занятий со скоростью работы всех детей;

(возможность успешной работы медленнее реагирующих детей).

- Эта китайская пословица должна стать девизом для учителя на каждом проводимом им занятии.

*Проектируя свою внеурочную деятельность, я использую разнообразные формы проведения занятий, направленных на повышение интереса ребят по предметам.

*Формы внеурочной деятельности нам широко известны: (Слайд 5 )

- проектная деятельность

- познавательные и дидактические игры

- научно-исследовательская деятельность

- участие в предметных Олимпиадах

-проведение викторин и тематических конкурсов по предмету

- беседы, лекции

- наблюдения

- групповые и индивидуальные исследования, защита исследовательских работ

*Современные педагогические технологии располагают значительным количеством разнообразных дидактических игр и занимательных упражнений, которые повышают мотивацию учащихся: (Слайд 6)

задачи в стихах;

задачи-смекалки;

задачи-шутки;

драматизированные и познавательные игры;

интересные факты;

ребусы, головоломки;

кроссворды и многие др .

Использую творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение мини-сказок, мини-рассказов, составление проектов и другое.

Внеурочная деятельность для школьников – это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Разнообразная форма организации Внеурочной деятельности повышает активность и работоспособность детей.

* Внеурочная деятельность позволяет развить у учащихся личностные и метапредметные результаты: ребенок учится умению работать с информацией, ставить проблему и решать её, рассуждать при решении задач, задач на смекалку, на эрудицию и интуицию, систематизировать и обобщать данные. Становятся настойчивыми в достижении цели, способные принимать самостоятельные решения, приобретают навыки сотрудничества.

*За последних два года работала по следующим программам внеурочной деятельности: (Слайд 7)

Использование игровых технологий. (Слайд 8)

Цель: закрепляем, и углубляем, и расширяем знания по предметам.

Дети, с большим удовольствием включаются в игровую деятельность. Использовала следующие игры:

*Примеры дидактических игр. ( Слайд 9)

*Применение интерактивных тренажёров на занятиях необходимо, так как они позволяют: (Слайды 10-16)

- эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;

- совершенствовать практические умения и навыки учащихся;

- повысить интерес к урокам Русского языка, Литературного чтения, Математике, Окружающему миру;

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- развивать творческий потенциал учащихся;

В своей работе применяю интерактивные тренажёры:

- тренажер для получения информации;

- тренажер для практических занятий;

- тренажер для контроля (интерактивные тесты).

*Учебные компьютерные программы по Русскому языку, Математике, Окружающему миру (Приложение к учебникам- диски), позволяют решить ряд проблем: ( Слайды 17-19)

- повысить интерес у учащихся к предмету;

- повысить успеваемость и качество знаний учащихся;

- сэкономить время на опрос учащихся;

-дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях;

Цель данной программы:

· развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий по моделированию из конструктора Leg о We D o 2.0, конструктивного мышления средствами робототехники, мелкой моторики, изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости), навыка взаимодействия в группе, парах;

· овладение навыками начального технического конструирования;

· формирование интереса к техническим видам творчества;

*Новизна программы заключается в исследовательско- технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества.

Основными формами проведения занятий являются: беседа, рассказ, проблемное изложение материала, ролевая и познавательная игры, задание по образцу (с использованием инструкции), творческое моделирование (создание модели-рисунка), викторина, проект. Основная форма деятельности учащихся– это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с групповой, индивидуальной формой работы школьников.

* Одним из путей развития технических способностей у учащихся на занятиях основами конструирования и робототехники является включение школьников в проектную деятельность.

*Цель проектной деятельности – создание продукта, обладающего определенными свойствами, который необходим для конкретного использования и имеет значимость для других.( Слайд 22)

Увлекательные учебные материалы WeDo 2.0 включают

• 40+ часов практической проектной деятельности для учеников 2–4 классов;

• Проекты из области естествознания, наук о живой природе, о планете Земля и космосе, технологии, точных наук;

• Идеи и примеры интеграции проектов WeDo 2.0;

* WeDo 2.0 включает ряд различных проектов ( Слайд 23)

- 8 проектов с пошаговыми инструкциями, связанных со стандартами учебного курса; они содержат пошаговые инструкции по выполнению проекта;

- 8 проектов с открытым решением, связанных со стандартами учебного курса и отличающихся более широкими возможностями.

* В WeDo 2.0 выполнение проектов разбито на три этапа :

( Слайд 24)

1) Исследование .

Учащиеся знакомятся с научной или инженерной проблемой, определяют направление исследований и рассматривают возможные решения. Этапы исследования: установление взаимосвязей и обсуждение.

Учащиеся собирают, программируют и модифицируют модель LEGO ®. Проекты могут относиться к одному из трех типов: исследование, проектирование и использование моделей. Этап создания различается для разных типов проектов. Этапы создания: построение, программа, изменение.

Учащиеся представляют и объясняют свои решения, используя модели LEGO и документ с результатами исследований, созданный с помощью встроенного инструмента документирования. Этапы обмена результатами: документирование и презентация.

* Проекты WeDo 2.0 развивают восемь типов научных и инженерных навыков: ( Слайд 25)

1. Постановка вопросов и формулировка задач.

2. Использование моделей.

3. Создание прототипов.

5. Анализ и интерпретация данных.

6. Использование компьютерного мышления.

7. Участие в споре, основанном на объективных данных.

8. Получение, оценка и передача информации.

Основополагающий принцип заключается в том, что каждый учащийся в каждом классе должен быть вовлечен во все упражнения во всех проектах.

*В группе распределяются роли для каждого ученика: ( Слайд 26)

Примеры ролей:

• Конструктор, сортировщик кубиков

• Конструктор, сборщик кубиков

• Программист, создающий строки программы

• Секретарь, создающий фотографии и видеоролики

• Докладчик, объясняющий проект

* На занятиях дети могут работать как индивидуально, так и небольшими группами, или в командах – это зависит от доступного количества компьютеров и наборов WeDo. По завершению работы конструировали свои модели (Слайд 27-30).

1. Исследование .

Ребята, отгадать тему сегодняшнего урока вам поможет загадка :

1.Плавает в реке давно,

И похож он на бревно,

Пасть, как у акулы есть,

И зубов неперечесть.

Он зелёный и опасный,

Он хитрющий и ужасный,

Часто прячется он в ил.

Осторожно….. (крокодил) .

*Провела беседу с детьми о повадках крокодилов.

Крокодилы распространены во всех тропических странах, обитая в разнообразных пресных водоёмах. Все современные крокодилы приспособлены к полуводному образу жизни — обитая в воде, яйца они, однако, откладывают на суше. Некоторые крокодилы в периоды засухи впадают в спячку в вырытых ими неглубоких шахтах в иле на дне пересыхающих водоёмов. Крокодилы растут в течение всей жизни благодаря постоянно растущим хрящевым участкам в костях. Живут до 80—100 лет. Однако человек стремиться приручить это страшное животное, которых мы часто можем встретить в зоопарке и цирке. Поскольку, крокодил существо живое, мы с вами попробуем его оживить. Но при помощи чего? (специальной программы)

Работали по плану.

- Итак, что мы сегодня должны выполнить?

1. Собрать модель крокодила.

2. Создать программу.

3. Апробировать её.

4. Оценить свою работу.

2. Создание.

А теперь давайте с вами построим крокодила, который закрывает и открывает пасть.

Назовите, какие главные детали используются в нашей модели. Теперь запрограммируйте своего крокодила. Какие блок-схемы вы использовали в построение своей программы?

3. Обмен результатами. Сделайте снимок вместе со своей моделью.

1)Исследование: 10 минут.

• Начинается проект со вступительного видеоролика, затем организовывается групповое обсуждение .

-Вступительный ролик.

Ученые и инженеры всегда стремятся к изучению отдаленных мест и совершению новых открытий. Чтобы добиться успеха на этом пути, они разработали космические корабли, вездеходы, спутники и роботов, которые помогают им наблюдать и собирать данные о новых местах. Их ожидало множество побед и неудач. Помните, что неудача — это возможность узнать больше. Используйте следующие идеи, чтобы начать размышлять как учёные:

1. Учёные отправляют вездеходы на Марс.

2. Они используют подводные лодки в воде.

3. Они отправляют беспилотные устройства в жерла вулканов.

-Вопросы для обсуждения:

1. Что учёные и инженеры делают, когда не могут попасть в то место, которое хотят исследовать?

Ученые и инженеры воспринимают эти ситуации как задачи, которые они хотят решить. Обладая подходящими ресурсами и желанием достичь цели, они будут разрабатывать прототипы возможных решений и в конечном счете выберут лучший вариант.

-Постройте и запрограммируйте Майло.

Учащиеся должны следовать инструкциям по сборке, чтобы построить Майло, научный вездеход.

1. Постройте Майло, научный вездеход.

Убедитесь, что каждый учащийся может подключить мотор к СмартХаб и СмартХаб к устройству.

2. Запрограммируйте Майло.

Эта программа запустит мотор на мощности 8, будет прокручивать его в одном направлении в течение 2 секунд, а затем остановит.

Мотор можно запускать в обоих направлениях, останавливать и переключать на разные скорости, а также активировать на определенное время (указанное в секундах).

3. Обмен результатами.

Презентация.

учащимся выразить свои мысли:

• организуйте краткое обсуждение научных и инженерных инструментов.

• предложите учащимся описать, как научные вездеходы могут помочь человеку.

Документирование.

• Предложите им сделать групповой снимок вместе со своей моделью.

Сила – мера воздействия на данное тело других тел.

Тяга – движущая сила.

Трение – взаимодействие тел, возникающее при соприкосновении.

Коническое зубчатое колесо (коронное) - изменяет ось вращения из вертикального положения до горизонтального, передавая движение от мотора на колеса.

Этот проект посвящен исследованию результата действия уравновешенных и неуравновешенных сил на движение объекта.

* (Слайд 39) Создали Машину с приводом от мотора, запрограммировали её . Заменив колеса, собрали новый робот-тягач, способный перемещать более тяжёлые грузы. Провели соревнование по перетягиванию между двумя новыми роботами-тягачами.

* Просмотрев вступительный ролик, ученики узнали, что на протяжении веков люди создавали устройства, чтобы защитить населенные районы от наводнений, как они называются. Паводковые шлюзы — это устройства, которые направляют воду вниз по течению в каналах и реках. Ответив на вопросы, построили и запрограммировали свою модель. Затем продемонстрировали, как работает их шлюз.

* (Слайд 41- 42) Последним работами были:

Серьёзные явления, связанные с погодой, могут стать причиной масштабных разрушений в различных районах. В этом случае люди и животные могут подвергаться опасности:

1. Грозы становятся причиной множества природных пожаров.

2. Когда начинается пожар, он может очень быстро уничтожить среду обитания.

3. Сильные ветры и наводнения так же могут представлять опасность.

4. В крайних случаях власти организуют спасательные операции.

5. Вертолеты можно использовать, чтобы поднимать и перемещать по воздуху животных и людей из опасных районов или доставлять предметы первой необходимости.

Просмотрев и обсудив видеоролик, ответили на вопросы.

Вопросы для обсуждения:

1. Опасные погодные явления какого типа происходят в вашем или других

2. Как опасные погодные явления влияют на животных или людей?

3.Опишите различные способы использования вертолёта во время опасного погодного явления.

Построили и запрограммировали спасательный вертолёт. Обменялись результатами.

* Часто при проведении занятий использую следующие формы организации: (Слайд 44)

* Использую во внеурочной деятельности следующие методы:

- метод проблемного-поискового обучения; ( слайд 45)

-метод обучение в сотрудничестве;

Виды деятельности педагога и детей:

¾ практические (тематические конкурсы, олимпиады по предметам, игры; защита рисунков, рефератов);

¾ индивидуальные (со справочной литературой, подбор материала к написанию реферата и защита его);

На занятиях дети знакомятся с растительным и животным миром Сахалинской области; с традициями и устоями коренных народов острова Сахалин и Курильских островов, с творчеством поэтов и писателей Сахалинской области. Учатся находить на карте Сахалинскую область (о. Сахалин, Курильские острова, г. Южно-Сахалинск – главный город Сахалинской области и различать государственные символы Сахалинской области – флаг, герб; Знакомятся с опасными природными явлениями Сахалинской области.

*Часто на занятиях использую информационно - коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ способствуют развитию мотивации учебной деятельности.

( Слайд 51-55)

Ребята моего класса с удовольствием принимают участие во Всероссийских Олимпиадах, ( Слайд 56-60) Марафонах на платформе UCHi . RU , а также во Всероссийских конкурсах, Школьных и Муниципальных. Участие в Олимпиадах – часто является выполнением домашних заданий по Внеурочной деятельности. Результаты вы можете увидеть на слайдах.

Вывод: разнообразная форма (Слайд 61) организации внеурочной деятельности значительно повышает положительную мотивацию и работоспособность детей, способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения по учебным предметам. (Слайд 62)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виды мотивации во внеурочной деятельности как источник внутреннего побуждения к знаниям, умственному труду.

Мотивация во внеурочной деятельности.

Годы детства — это, прежде всего, воспитание сердца. Воспитание — не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с душой человека.

В.А. Сухомлинский

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОСНОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность. Основное предназначение внеурочной деятельности— удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей учеников.

В возрасте 6–10 лет творческие способности детей активно развиваются, ведь младшие школьники открыты, восприимчивы и любознательны.

Цели внеурочной деятельности связаны с созданием условий для:

• проявления и развития интересов ученика на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций;

• позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:

обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

улучшить условия для развития ученика;

учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

накопить опыт творческой деятельности.

Программами внеурочной деятельности определены пять направлений воспитания и развития личности:

Содержание материалов всех программ ориентировано на игровые, творческие формы, работу с фольклорной и художественной литературой, проектную деятельность (хотя проектная деятельность — основа всех направлений внеурочной деятельности). Это позволяет в яркой форме сформировать у учащихся представления о внутреннем мире человека.

Источником как урочной так и внеурочной деятельности школьников является мотивация.

Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.

Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Виды мотивации:

Мотивация достижения успеха

Мотивация избегания неудачи

Познавательная мотивация

Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается данная мотивация. Человек обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него что-то значат.

Мотивация достижения успеха

У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, — наиболее ценный мотив.

Престижная мотивация

Характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым. Она становится мощным двигателем развития отличника. Если же престижная мотивация сочетается со средними способностями, глубокая неуверенность в себе, обычно не осознаваемая ребенком приводят к бурным реакциям в ситуациях неуспеха.

Мотивация избегания неудачи

У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается. Мотивация достижения успеха, а также мотив получения высокой оценки характерны для начала обучения в школе. Но и в это время отчетливо проявляется вторая тенденция — мотивация избегания неудачи.

Компенсаторная мотивация

У неуспевающих детей возникает и особая мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием … Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится исходной.

Важным элементом во внеурочной деятельности учащихся начальной школы является сотрудничество школы с родителями. Родители принимают самое активное участие в подготовке и проведении школьных мероприятий, организовывают поездки, помогают в создании проектов.

Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к школе, усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов — с другой.


Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем таких занятий сокращается. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности.

Содержимое разработки

ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА - составная часть учебно- воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа в дореволюционной России проводилась учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством, организации тематических вечеров и др. Большое развитие внеурочная работа получила после Октябрьской революции, когда в школах начали активно создаваться разнообразные кружки, самодеятельные коллективы, агитбригады. А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский и др. педагоги рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности.

С созданием в 20-е гг. в СССР отрядов пионеров и ячеек комсомола внеурочная работа чаще всего сливалась с работой этих организаций. До середины 80-х гг. внеурочная работа контролировалась органами народного образования, комитетами комсомола и советами пионерской организации. Внеурочная работа чаще всего велась педагогическим коллективом и узким активом учащихся под руководством организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы. В этих условиях большинство школьников оказывалось в роли пассивных исполнителей и наблюдателей, предпочитая неформальное общение вне школы. Попытки отдельных педагогов оживить внеурочную работу не смогли изменить общего авторитарного стиля в её организации. Во 2-й половине 80-х гг. в процессе гуманизации воспитания начался поиск новых подходов к внеурочной работе, ориентированной на личность школьника. Отмена обязательных мероприятий, программ и инструкций позволила школьным коллективам самостоятельно определять содержание и формы внеурочной работы с учётом своей специфики и увлечений учащихся. Основными задачами внеурочной работы признаны создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат, внесение в неё романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости. Направления, формы, методы внеурочной работы практически совпадают с внешкольной работой. В школе предпочтение отдаётся общеобразовательному направлению, организации предметных кружков и научных обществ учащихся и т. п. Развиты художественное и техническое творчество учащихся, художественная самодеятельность, физкультура, детский и юношеский спорт, туризм и т. д. Внеурочная работа помогает удовлетворять потребность детей и молодёжи в неформальном общении в клубах и любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т. п. К специфической форме внеурочной работы относится организация продлённого дня.

Во внеурочной работе большое значение имеет самоуправление учащихся, которое позволяет большинству школьников принять участие в организаторской деятельности, формирует личность гражданина. Успех внеурочной работы зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность.

1.1 Особенности внеурочной деятельности в условиях ФГОС.

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов обучающихся, формирования универсальных учебных действий. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе начального общего образования. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие, а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно- нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО осуществляется через:

- учебный план школы, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, школьные научные общества, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);

-дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);

-образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

-организацию деятельности групп продленного дня;

-классное руководство (экскурсии, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);

-деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;

- инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ/

Содержание внеурочной деятельности отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения. Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

Планирование внеурочной деятельности предполагает возможность её осуществления не только в течение учебного года, но и в каникулярный период.

В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления в летних лагерях, создаваемых на базе общеобразовательной школы. Внеурочные занятия в каникулярное время не являются обязательными, они расширяют и дополняют содержание курса, не нарушая его логику. При планировании внеурочной деятельности учитывается разнообразие её видов и форм .Внеурочная деятельность предполагает для каждого обучающегося индивидуальный образовательный маршрут, который разрабатывает классный руководитель и в письменном виде выдает обучающемуся и (или) его родителям (законным представителям).Часы внеурочной деятельности фиксируются в журнале для кружковых занятий.

Задачи внеурочной деятельности.

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

- улучшить условия для развития ребенка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;

- закрепить и практически использовать отдельные аспекты содержания программ учебных предметов, курсов.

Виды внеурочной деятельности.

- Проблемно – ценностное общение

- Досугово – развлекательная деятельность ( досуговое общение)

- Трудовая (производственная) деятельность

Реализация внеурочной деятельности, исходя из своих задач, требует иного (в отличие от учебного процесса в урочной форме) подхода к организации образовательного процесса, оценке результатов деятельности его участников, отбору содержания образования. Внеурочная деятельность призвана в относительно новом для основной образовательной программы начального общего образования пространстве гибко и оперативно реагировать на изменение социального заказа, обеспечивая возможность свободного выбора курсов и дисциплин.

Эти проблемы можно решить через:

- расширение форм методической работы в образовательном учреждении;

- распространение передового педагогического опыта на основе новых информационно-коммуникационных технологий;

- внедрение новых моделей повышения квалификации, в том числе, на основе дистанционных образовательных технологий.

Результативность воспитательного процесса.

2.1. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста.

Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям, поскольку дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость.

Для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, быть внимательным, усидчивым. К поступлению в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение.

В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 годам), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.

С поступления ребёнка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития. Центром социальной ситуации развития становится учитель. В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Учебная деятельность – особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению .

Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем таких занятий сокращается. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности.

В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей. Психологами выделяются группы "теоретиков" или "мыслителей", которые легко решают учебные задачи в словесном плане, "практиков", которым нужна опора на наглядность и практические действия, и "художников" с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

Важным условием для формирования теоретического мышления является формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения.

В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребёнок "иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6 или буквы Я и R ). Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, "бросающиеся в глаза" свойства – в основном, цвет, форма и величина.

Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается при описании детьми картины. Эти особенности необходимо учитывать при общении с ребёнком и его развитии.

Возрастные стадии восприятия:

2-5 лет - стадия перечисления предметов на картине;

6-9 лет - описание картины;

после 9 лет - интерпретация увиденного.

Память в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не слишком интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память. Младшие школьники так же, как и дошкольники, обычно обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что чаще всего приводит к значительным трудностям в средней школе, когда материал становится сложнее и больше по объему, а для решения учебных задач требуется не только умение воспроизвести материал. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даст возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания (деление текста на части, составление плана и др.).

Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут. В 2 раза увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.

Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности.

Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.

Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.

Читайте также: