Могут ли отчислить из школы ребенка с овз

Обновлено: 05.05.2024

Главная > Консультации > Омбудсмен > Особенности обучения детей с ОВЗ по адаптированным программам на уровне основного общего образования.

Особенности обучения детей с ОВЗ по адаптированным программам на уровне основного общего образования.

Вопрос о переводе ребенка на адаптированную программу часто становится актуальным в средней школе, на уровне основного общего образования. Так происходит, потому что программа обучения усложняется, накапливаются академические задолженности, нагрузка серьезно возрастает и становится очевидно, что подростку необходимо прохождение психолого-медико-педагогической комиссии. ПМПК определяет является ли обучающийся ребенком с ОВЗ.

Обучающимся с ОВЗ могут быть лица имеющее недостатки в физическом/психологическом развитии, имеющие ограниченные возможности здоровья, подтвержденные ПМПК, нуждающиеся в создании специальных условий при обучении.

Стоит отметить, что ребенок, обучавшийся по адаптированной программе, имеет право сдавать государственную итоговую аттестацию в специальных условиях.

Особенности обучения по адаптированной программе регламентируются множеством нормативных актов, но можно выделить основополагающие законы.

Рекомендации, которые дают ПМПК в своем заключении являются обязательными к исполнению в образовательном учреждении, в котором учится ребенок с ОВЗ.

Адаптированная программа должна быть разработана с учетом особенностей развития ребенка, основной целью должна быть коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС ООО, учебные планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, ФГОС для лиц с интеллектуальными нарушениями.

Существуют рекомендации СанПиН, которые необходимо учитывать при составлении образовательной программы для лиц с ОВЗ.

Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Урочная деятельность состоит из часов обязательной части и части, формируемой участниками отношений. Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные — на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей (СанПиН).

АООП реализуется с учетом особых образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение АООП на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей обучающегося

Особенности адаптированной программы на уровне основного общего образования для лиц с интеллектуальными нарушениями

Обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование по адаптированной программе (варианты 1 или 2), которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья. На основе ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями создается АООП, которая при необходимости индивидуализируется (специальная индивидуальная программа развития; далее ― СИПР), к которой может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью. АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее — ИПР) в части создания специальных условий получения образования. Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее ― ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом индивидуальной программы развития инвалида (далее ― ИПР).

АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) создается с учетом их особых образовательных потребностей. Организация должна обеспечить требуемые для этой категории обучающихся условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий обучения ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними. Сроки реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет 9 ―13 лет. В реализации АООП может быть выделено два или три этапа: II этап ― 5–9 классы; III этап ― 10–12 классы.

Особенности адаптированной программы для лиц с задержкой психического развития на уровне основного общего образования

Такая программа адресована обучающимся, достигшим к моменту перехода на уровень основной школы уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но с остающимися трудностями произвольной саморегуляции, проявляющимися в условиях деятельности и организованного поведения, и признаками общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Помимо перечисленных характеристик, у детей с ЗПР могут отмечаться типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. АООП для детей с ЗПР должна предусматривать обязательные занятия коррекционно-развивающей направленности.

Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Особо следует отметить систему оценки достижений обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения адаптированной программы, которая предполагает комплексный подход к оценке результатов образования. Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР АООП ООО(кроме программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ООО, положением о текущем контроле и системе оценивания предметных результатов обучающихся с ОВЗ и положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости. Специальные условия проведения текущей, промежуточной аттестации обучающихся с ЗПР могут включать:

  • особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
  • привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
  • присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
  • адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
  • упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания.

В дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами.

Цель реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР направлена на создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Насколько нам далеко еще до толерантности! В статье о гиперактивном племяннике пришла масса негодующих родителей, воспитателей, даже педагогов из колледжа. Каждый высказал свое возмущение, презрение, желание убрать его с глаз долой.

Поставили по интернету диагноз умственную отсталость, потребовали отдать в школу 8 вида для детей с олигофренией. В принципе, ничего нового. Люди плохо относятся друг к другу. Терпеть не могут не таких, как все.

Инвалидов, многодетных, приезжих, детей с особыми потребностями здоровья. Самонадеянно решив, глядя на своих здоровых чад и передвигаясь на своих ногах, что Господь Бог выписал им пожизненную гарантию. На отсутствие дорожных инцидентов, инсультов, менингитов, кирпича сверху и укуса змеи.

Поэтому я сегодня обращаюсь к тем, кому не выписали. Например, родителям с детьми, имеющими гиперкинетический синдромом, как мой маленький племянник.

Конечно, вы должны обращаться к неврологам. К психиатрам, если дитя проявляет агрессию. Выполнять предписания, и по возможности облегчать жизнь окружающим. Это ваши обязанности.

Конституцией РФ установлена обязательность основного общего образования. Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 18 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. Пятнадцатилетний подросток может оставить общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования с согласия родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования. Комиссия совместно с родителями и указанным органом местного самоуправления в месячный срок принимает меры по продолжению освоения им образовательной программы основного общего образования в иной форме и с его согласия по трудоустройству.

Образовательные отношения прекращаются при отчислении обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность:

  • в связи с получением образования (завершением обучения);
  • досрочно:
    • по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
    • по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;
    • по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в случае ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность.

    Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося не влечет за собой возникновение каких-либо дополнительных, в том числе материальных, обязательств указанного обучающегося перед организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

    Если с обучающимся или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося заключен договор об оказании платных образовательных услуг, при досрочном прекращении образовательных отношений такой договор расторгается на основании распорядительного акта организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации.

    При досрочном прекращении образовательных отношений организация, осуществляющая образовательную деятельность, в трехдневный срок выдает лицу, отчисленному из этой организации, справку об обучении.

    За неисполнение или нарушение устава школы, правил внутреннего распорядка, иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к учащимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания (например, замечание, выговор). За неоднократное совершение указанных дисциплинарных проступков допускается отчисление учащегося, достигшего возраста 15 лет. Отчисление применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в школе оказывает отрицательное влияние на других учеников, нарушает их права и права работников школы, а также нормальное функционирование школы. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к ученикам начальной школы. Решение об исключении обучающегося, не получившего основного общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и органов опеки и попечительства.

    Образовательное учреждение незамедлительно обязано проинформировать об отчислении орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образовании. Этот орган, в свою очередь, вместе с родителями не позднее чем в месячный срок принимает меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним общего образования.

    Родители несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся.

    См. также:

    У моей приятельницы сын ходит уже в третий класс. Мальчик очень общительный, живой и активный. Ему трудно сосредоточиться и быть усидчивым во время уроков. Завуч провел аттестационные контрольные и предложил ребенка перевести в другую школу.

    Знакомая не хочет, так как заведение находится рядом с домом, да и мальчик привык к детям. На вопрос, могут ли исключить ребенка из школы, пришлось усиленно поискать ответы, ведь в наше время законодательство быстро меняется. В статье обсудим основные ситуации, когда школу придется действительно менять, а также когда не могут предложить уйти.


    Случаи, когда ребенка имеют право отчислить из школы

    Что говорит закон?

    Согласно новому закону, ст. 61, досрочное отчисление возможно в некоторых случаях.

    1. Если желает этого сам учащийся или его родители: при переезде в другой населенный пункт, в учебное заведение, где меньше детей, ближе к дому и прочее.
    2. Если обучение завершено или ребенок досрочно, экстерном, окончил школу.
    3. По инициативе школы — если ребенку уже исполнилось 15 лет и отчисление представлено как дисциплинарное взыскание.
    4. В случае, когда не был учтен порядок зачисления и не собраны необходимые документы при поступлении в школу по вине обучающегося. Соответственно, учащийся находится в ней незаконно и должен быть отчислен.


    Важно: школьника до 15 лет могут отчислить только с согласия родителей.

    Если инициатива исходит от школы, то какие основания могут у нее быть касаемо вопроса о поведении и дисциплине ребенка?

    • За систематическое нарушение дисциплины.
    • Если уже были взыскания и замечания, беседы с педагогическим составом, но они не дали результатов.
    • В случае, когда нахождение данного учащегося оказывает резко отрицательное воздействие на остальных школьников, является опасным для окружающих, нарушает права учеников и преподавателей, а также не дает нормально функционировать учебной организации.

    Когда отчислить из школы ребенка не могут, учитывая любые обстоятельства

    1. Учащегося, проходящего обучение в начальных классах.
    2. Если у школьника ограниченные возможности.
    3. В случае, когда еще не исполнилось 15 лет.
    4. Если ребенок болен или в школе каникулы.
    5. Подростков, учащихся в 9 классе, если они изъявили желание учиться дальше, перейти в 10.
    6. Учащегося, не сдавшего ОГЭ и давшего согласие остаться на второй год.


    Право на отчисление — прерогатива и желание родителей

    Если сложилась такая ситуация в семье, что необходимо поменять школу, то ребенок, его мама и папа могут принять решение покинуть школу. Процесс это добровольный.

    Не допускается принудительное отчисление, давление и условия со стороны учителей или руководства школы. Семья имеет право забрать ребенка из школы в любой момент, при этом никаких обязательств перед учебным заведением не имеет.

    Если учащийся получал платные услуги, что касается образования, то родители имеют право расторгнуть договор, опираясь на факт отчисления. Никаких штрафных санкций за это не положено.

    В случае, когда у ученика есть долги, школа не имеет права отчислять за это или требовать их погашения. Единственный вариант — подать на семью ребенка в суд. Если родители решили забрать сына или дочь из школы, то запрещать покинуть заведение, пока не будут выплачены долги, противозаконно.

    Отчисление из учебного заведения вследствие нарушения учеником дисциплины

    В этом вопросе не все так однозначно и просто. Рассмотрим подробней.

    Когда отчисление неприемлемо

    • За единственное серьезное нарушение дисциплинарного устава.
    • За низкие оценки.
    • За задолженности по оплате образовательных услуг.
    • За отсутствие наличия регистрации.

    Отчисление за нарушение дисциплины — крайняя мера, которая может применяться школой согласно закону. Но предварительно с ребенком и его родителями должны проводиться беседы. Руководство школы обязательно должно предоставить доказательства о применении всевозможных мер для исправления ситуации.


    Ученика могут отчислить, если его поведение в стенах учебного заведения нарушает права остальных учащихся, а также преподавательского состава, а также когда ученик оказывает негативное влияние на остальных детей.

    При этом обязательно должно быть выслушано и принято решение родителей. А без согласия управления по делам несовершеннолетних отчислить ребенка не получится. Если же сроки дисциплинарного взыскания, которые применялись ранее к школьнику, истекли, то отчисление также незаконно.

    Важно: за один проступок ребенка отчислить не могут. Если же за последний учебный год замечаний и нареканий от других детей, педагогов и администрации школы не было, то отчислять никто не имеет права.

    Если ребенка отчислили, что делать?

    Права родителей и детей

    В данном случае сам ученик и его родители или люди, их заменяющие (опекуны), могут обжаловать такие строгие и кардинальные меры, принятые по отношению к обучающемуся.

    1. Существует специальная Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательного процесса. Именно туда и следует обратиться.
    2. Решение данной комиссии не подлежит обжалованию и должно соблюдаться учащимися, родителями и администрацией учебного заведения.
    3. Если отчисление все-таки произошло, то руководство школы должно в кратчайшие сроки поставить в известность орган, который отвечает за управление в сфере образования.
    4. Родители же должны в течение 30 дней найти ребенку другую школу и зачислить его, чтобы можно было продолжить обучение. Есть вариант — семейное образование, получение необходимых знаний на дому.
    5. Если школьнику более 15 лет, то он при согласии взрослых может покинуть стены образовательного учреждения. При этом имеет право перейти на другую форму обучения или трудоустроиться. Вопрос необходимо решить не позднее одного календарного месяца.


    Если школа нарушает права

    В случае, когда нарушения администрации доказаны и подтверждены документально, полагается административная ответственность.

    Ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ. За нарушение прав и свобод при получении образования школа платит штраф:

    • 30 000 — 50 000 руб. выплачивают должностные лица.
    • 100 000 — 200 000 руб. — образовательные организации.

    Алкоголь и наркотики: могут ли исключить и каковы права

    Отчисление не предусмотрено, если просто есть сведения. Нужно медицинское обследование ребенка, документы, подтверждающие принятие запрещенных наркотических средств или алкоголя.

    Ребенок может отказаться от медицинского обследования, сдачи анализов и прочего. Согласие, причем в письменной форме, должны дать родители. Без их ведома никто не имеет права проводить манипуляции.

    К дисциплинарной ответственности учащегося могут привлечь сразу, если в Уставе школы, Правилах внутреннего распорядка четко прописан запрет на употребление алкоголя и наркотиков.

    Но в случае наличия прямых доказательств распития спиртных напитков или употребления наркотических веществ родители понесут административную ответственность и должны заплатить штраф в размере 1 — 2 тыс. руб.

    Курение обычных сигарет не входит в этот список, отчисление за него маловероятно. Однако в зависимости от принятых гласных или негласных правил в определенном учебном заведении взыскание дисциплинарное может быть озвучено.

    Читайте также: