Могут ли философы быть правителями кратко

Обновлено: 04.07.2024

Существование человечества на земле, по мнению Платона, есть отражение, но только достаточно искаженное, вечно прекрасных законов (идей). Но в глубинах даже самого искаженного существования, как утверждал мыслитель, всегда заложена красота, и дело человека вызвать к жизни эту красоту. Поэтому в своих трудах Платон много рассуждал о том, какие понятия и начала в мире идеальны, совершенны, к чему следует стремиться людям. Учение Платона об идеале в науке называют объективным идеализмом, так как он признает объективное существование идеального бытия. Но нельзя сказать, что Платон абстрактно размышлял о высшем благе, он всегда надеялся и говорил о том, что, научившись постигать красоту мысленно, человек реально сможет построить жизнь по ее законам (по образу и подобию).

Раскрывает смысл этого утверждения еще одно знаменитое рассуждение Платона – своеобразная аллегория, миф, уподобляющий существование человека на земле заключению его узником в пещеру. Причем люди скованы так, что не могут повернуться к выходу и увидеть свет от огня, горящего в вышине. Между этим огнем и узниками проходит дорога, огражденная стеной. И вот за этой стеной идут другие люди и несут с собой различные предметы, утварь. Однако узники не могут их увидеть, а видят лишь тени, отбрасываемые огнем на стену пещеры от самих себя и предметов. Но Платон рисует не только нынешнее положение заточенных, но также и возможное их освобождение. Чтобы увидеть истину всего, что там, наверху, людям необходимы долгая привычка и упражнение в созерцании. И философ, по убеждению Платона, это созерцатель, который стремится понять и увидеть истинную красоту жизни, потому он и сумел выйти из пещеры на свет.

Платон в трактате "Государство" описал идеальное государство, управляемое философами. Так вот, чистейшей воды диктатура. К примеру, можно вспомнить подобное в древней Спарте, где мудрецы решали, кто из новорожденных достоин жить, а кого надо с крутого обрыва в пропасть. Поэтому ответ отрицательный. И в основании этого - простая истина о том, что любой философ есть носитель своей идеи, некоего учения, которое держит его в определенных узких рамках несмотря на природный ум и широту мышления.

У греческих философов было специфическое представление о государствах :)
А в истории один знаменитый философ-правитель имелся: Марк Аврелий. Правил неплохо, но в отличие от своих предшественников (которые правили не хуже) под конец накосячил: сделал преемником родного сына.

Высший смысл деятельности философа -- не в поиске истины в злободневном, а в осмыслении минувшего.
Когда подведены все итоги, и выявлена правда человека и Правда Божия.

Может, хотя это происходит не очень часто. Из истории Древней Греции наиболее подходящим примером будет, пожалуй, Солон: не совсем философ, но часто включаемый в предфилософскую традицию; не совсем правитель, но важная фигура в истории становления афинской демократии.

Хмурая туча дождем проливается или же градом;
Пламенной молнии блеск в громе находит ответ.
А от великих людей гибнет город, и к единодержцу
В плен попадает народ, если в нем разума нет.

В Древнем Риме яркий пример философа-правителя - Марк Аврелий. Он был редким примером человека, успешного и как император, и как философ, оставив в качестве философского наследия "Размышления", которые до сих пор выглядят вполне современно.

Иногда, впрочем, не очень понятно, кого считать или не считать философом. Так, стандартный курс американской философии будет включать Бенджамина Франклина и других отцов-основателей США, которых относят к Американскому Просвещению. Франклин, например, помимо своей политической карьеры был инициатором создания Американского философского общества. Впоследствии в течение 18 лет общество возглавлял президент США Томас Джефферсон. Однако в большинстве случаев их идеи не были выражены в виде законченных произведений, а представлены в форме переписки, речей и т.п. К тому же, с философской точки зрения они не очень оригинальны, а транслируют общие установки Просвещения. Но это не помешало Стэнфордской философской энциклопедии включить развёрнутую статью про Джефферсона.

Из современных руководителей государств можно привести в пример президента Франции Эмманюэля Макрона - он действительно получил философское образование (его работы были посвящены политической философии Макиавелли и Гегелю) и даже успел поработать в академической философии. Во Франции, кстати, экзамен по философии является обязательным при поступлении в бакалавриат.

Впрочем, чаще философы предпочитают от непосредственного участия в политике отстраняться. Классические примеры - Гераклит и Платон. Первый был наследником престола в одной из греческих колоний, второй был из семьи афинских политиков, но отказался от политической карьеры после встречи с Сократом.

О причинах того, почему это так, можно говорить долго, но для философа, в конечном счёте, более органична роль учителя, советника, голоса разума; философские идеи с течением времени могут быть положены в основу политических и правовых концепций. В этом их важная гуманистическая функция; мы видим отражение многих веков развития философии в таких документах как, например, "Всеобщая декларация прав человека". Эти документы важны постольку, поскольку заставляют задумываться о важных социальных проблемах, задают стратегический вектор развития общества.

Вместе с тем, между философией и политической практикой существует определённое внутреннее трение. Философия учит сомневаться, ставить вопросы, осознавать сложность устройства мира, человека и общества. Политические идеологии, напротив, тем успешнее, чем они проще и понятнее для широких слоёв населения и, одновременно, чем они радикальнее делят мир на "своих" и "чужих", тем самым формируя чувство идентичности. Проблема в том, что философия как практика сопротивляется этому и тем самым оказывается плохой идеологией, а любая идеология - это плохая философия.

Возможность правления философов в рамках идеального общества, основанная на труде Платона "О идеальном государстве". Роль философа как правителя, его функции, права и обязанности. Выявление причин и преимуществ наличия философа-правителя для государства.

Рубрика Философия
Вид эссе
Язык русский
Дата добавления 04.05.2015
Размер файла 22,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

Факультет философии

Студентка: Шумилина В.А.

Проверил: Павлов А.В.

В соответствии с этим в следующем эссе поставлена задача раскрыть тему в рамках идеального общества, некоторой собственной проекции, основанной однако на современных реалиях, где будет пояснена роль философа как правителя, его функции, права и обязанности, причины, по которым государство, в котором нет философа-правителя хуже того, в котором управляет философ.

Начнём с причин, по которым именно философ достоин быть правителем, отличительных черт его личности. Платон даёт следующие характеристики философа, обосновывающие его право управлять государством (ведь именно правильное определение философа и будет лучшим доказательством его права на власть по природе - 474b)

1) Философ кроток с близкими и знакомыми, справедлив, мужественен, великодушен, понятлив, стремится к мудрости в целом (ценит всё существующее само по себе), а не к какому-то её роду, стремится к познанию (которое открывает ему вечное бытие), проворен, силён; душа его наделена хорошей памятью, ему свойственны хорошие способности, возвышенный образ мыслей, он с детства первый во всём (376 b-c, 475b, 480b, 485b, 486b, 490d, 494b)

2) Безупречность философа достигается с помощью таких качеств как руководство истиной и достижение её всевозможными средствами (490a)

3) Истинный философ рождается редко (491a)

8) Философская натура родственна высшему благу(501d)

10) Из трёх родов людей - философы, честолюбцы, сребролюбцы - философы лучший род, так как они постоянно познают истину, не нуждаются в иных удовольствиях, кроме как в расширении своих знаний и созерцании бытия, их доказательные суждения лучшие благодаря опытности в сочетании с разумом (582b-583a)

Попытаемся определить возможные слабые стороны концепции. Например, вопрос о том, не помешает ли государственная деятельность познанию истины, не станет ли от этого философ менее совершенным. Можно сказать, что правление это и есть форма служения справедливости, претворение в жизнь заветов добродетели. Другой возможный вопрос -

деятельность стража и связанные с нею убийства на войне, которые могут якобы также омрачить образ философа. Здесь будет уместен пример декабристов, многие из которых были военными, однако это никак не помешало им в попытке воплощения идеала гуманистической справедливости - свободы всех граждан.

2) Только философы имеют право руководить, а все остальные должны следовать их указаниям (474b)

правление философами по необходимости (346e, 347a, 347c)

« (A) Строгое разделение на классы, т. е. правящий класс, состоящий из пастухов и сторожевых псов, следует строго отделить от человеческого стада.

(B) Отождествление судьбы государства с судьбой правящего класса. Исключительный интерес к этому классу и его единству. Содействие этому единству, жесткие правила взращивания этого класса и получения им образования. Надзор за интересами членов правящего класса, коллективизация, обобществление этих интересов.

Из этих основных элементов могут быть выведены остальные, например, такие, как:

(C) Правящий класс обладает монополией на такие вещи как военная доблесть и выучка, право на ношение оружия и получение любого рода образования. Однако он совершенно устранен из экономической деятельности и, тем более, не должен зарабатывать деньги.

(D) Вся интеллектуальная деятельность правящего класса должна подвергаться цензуре. Непрерывно должна вестись пропаганда, формирующая сознание представителей этого класса по единому образцу. Все нововведения в образовании, законодательстве и религии следует предотвращать или подавлять.

(E) Государство должно быть самодостаточным. Его целью должна быть экономическая автаркия: ведь иначе правители или будут зависеть от торговцев, или сами станут торговцами. Первая альтернатива подорвала бы их власть, вторая -- их единство и стабильность государства.

Поппер упрекает коллег в идеализации Платона, доказывает тождественность его философии тоталитаризму. Доводы К. Поппера сводятся к традиции в науке видеть в Платоне гуманиста, революционного мыслителя, в искажениях переводчиков, в неправильном понимании текстов Платона из-за частого употребления им идей Блага и Справедливости, более всего исследователь обращает внимание на этическую сторону политической программы. В приведенных выше тезисах показывает сколь жёсток контроль над правителями-философами, сколь ограничена их жизнь, получается, что высший класс общества самый ограниченный, закрепощённый в условностях эфемерного понятия справедливости.

Список литературы

1. Платон. Сочинения: В 4-х тт. / Общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. Т. 3. М., 1990. С. 79-420.

Подобные документы

Роль и место концепций "идеального государства", его типы и формы согласно учению великого философа Платона. Критика концепции "идеального государства" К. Поппера и Аристотеля, особенности ее отражения в научных трудах данных мыслителей и значение.

контрольная работа [31,8 K], добавлен 26.10.2014

Интеллектуал и правитель как обладатели знания и власти. Анализ структуры диалога между интеллектуалом и правителем в ипостасях философа и тирана. Максимальные фигуры философа и тирана и их функции. Абсолютные фигуры мудреца и царя и их функции.

реферат [45,3 K], добавлен 16.07.2016

Биографии и политические взгляды Платона и Аристотеля. Позиции идеального государства. Связь взглядов великих философов с общественно-исторической обстановкой Древней Греции периода кризиса политической системы. Их отношение к различным формам правления.

реферат [52,1 K], добавлен 27.06.2013

Жизнь древнегреческого философа Платона, характеристика личности. Социальные и гносеологические предпосылки формы учения. Учение Платона о трех природах человека. Влияние государства на человека в интерпретации философа. Учение о человеческой добродетели.

курсовая работа [75,9 K], добавлен 20.12.2016

Жизненный путь древнегреческого писателя-философа Платона и формирование его философских взглядов. Периодизация жизни и особенности творчества Платона. Учение философа об эйдосах. Трансцендентализм. Этика Платона, как отражение его внутреннего мира.

контрольная работа [26,4 K], добавлен 10.09.2016

Краткие биографические сведения о древнегреческом философе Платоне - ученике Сократа, учителе Аристотеля. "Модель мира" Платона. Тройственность души человека согласно теории философа. Сущность учения о познании Платона, его модель идеального государства.

реферат [27,8 K], добавлен 05.12.2009

Изучение учения Платона о трех началах души, устройстве государства и общественной жизни. Процесс формирования политических взглядов Платона, роль и место концепций "Идеального государства" в творчестве ученого. Сущность платоновского государства.

Лучшими правителями становятся те, кто сможет отрекаться от своих пристрастий и стремится к справедливости и истине, любит своё государство, т. е. философы.

В эпоху мезолита происходит смена климатических условий, а вместе с ними меняется образ жизни и характер деятельности первобытного человека. В этот промежуточный период старые культурные традиции уходят в прошлое, а новые находятся в стадии формирования. Вероятно, в связи с этим наследие мезолитической эпохи оказывается менее богатым и разнообразным.Мезолитическая наскальная живопись, сохранившаяся на юго-востоке Иберийского полуострова, представляет собою едва ли не единственный памятник такого рода. Главная тема иберийских фресок – сцены охоты. Развернутые композиции изобилуют человеческими фигурами; люди и животные связаны единым динамичным действием. В то же время, завоевание композиции и сюжета обернулось и некоторыми потерями – из живописи практически уходит объем, изображения уплощаются, схематизируются. Фигуры охотников, наделенные большой экспрессией, остаются условными и схематичными – художник стремился не столько показать движение, сколько выразить его идею. Эстетическое требование единства стиля заставляет первобытных мастеров скорректировать образы животных в сторону большей стилизации. Различие в степени проработанности между фигурами людей и животных сохраняется, но оно уже не столь заметно, как в произведениях предшествующей эпохи.

Читайте также: