Как на руси исторически складывалась система социальной защиты военнослужащих кратко

Обновлено: 08.07.2024

Текст подобран для конференции в рамках "Дни славянской письменности и культуры 2016" в соответствии с темой "Социальная защита военнослужащих". В нем рассказывается о исторически сложившейся социальной заботе военных начиная с правления царя Алексея Михайловича Романова. В статье затронут вопрос социального обеспечения военнослужащих, где поэтапно рассмотрены важные моменты в истории презрения военнослужащих, принятые указы и постановления в период середины XVI - середины XVIII веков. В данной статье отмечено, что все государственные чины, обязаны отчислять из своего жалованья на содержание военных госпиталей и больниц. Забота о раненных, пострадавших на войне, оказание им помощи в облегчении страданий, особая благодарность за принесенную ими жертву, прослеживается по многим историческим актам, которые описаны в тексте. Актуальность исследования рассматриваемой темы, заключается в том, что на военнослужащих страны, возлагаются большие обязанности по подготовке к вооружённой защите Российской Федерации, которая связана с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни и социальные гарантии, компенсации являются необходимой частью реализации государственной системы социальной защиты военнослужащих в настоящем. В статье систематизированы все известные исторические данные о презрении военнослужащих. В дальнейшем текст может быть использован учащимися для образовательных целей и всеми другими людьми, которых заинтересовала эта тема.


ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Военно-социальная работа распространяется на все стороны жизни и деятельности военнослужащего в целях реализации всех его социально-правовых потребностей, норм, прав и гарантий. Учитывая реалии прошлого и настоящего, можно утверждать, что отношение человека к военной службе в значительной степени определяется уровнем его социальной защищенности. Следовательно, военно-социальная работа является необходимым и существенным фактором поддержания боевой готовности, повышения боеспособности войск.

В настоящее время обращение к истории вопроса о правовой и социальной защите российских военнослужащих, ретроспективный взгляд на то, как зарождалась и развивалась военно-социальная работа весьма актуальны.

Социальная работа в нынешнем её понимании возникла из благотворительной деятельности.

Благотворительность характеризуется прежде всего проявлением целенаправленного внимания к людям, не способным в силу субъективных или объективных причин обеспечить себе своими собственными силами хотя бы минимально соответствующими общему уровню цивилизованности общества условия существования, оказанием им посильной помощи в сохранении и организации своей жизнедеятельности, поддержанием их материально и духовно.

Работа по обеспечению материального положения воинов, их семей вначале не имела под собой законодательной основы. Эта сфера, как, впрочем, и многие другие, регулировалась нормами обычного права. Так, в восточно-славянских племенах тех, кто вернулся с поля боя искалеченными, общинники опекали, помогали выжить, заботились о вдовах и сиротах. Таков был стародавний обычай, ему подчинялись неукоснительно [2]. Этот, а также другие правовые обычаи явились первой и наиболее распространённой в раннефеодальном обществе формой военного социального права.

По мере укрепления российской государственности, с созданием и ростом численности регулярной армии возникла потребность в законодательном регулировании социальной защиты вооруженных защитников Отечества. Нормы обычая, будучи санкционированы государством, превращались в правовые нормы, приобретали характер общеобязательных правил поведения, охраняемых от нарушения государством.

Появление одного из первых нормативных актов в этой области связано в истории России с именем киевского князя Владимира, который, стремясь закрепить и развить благотворительную деятельность, придать ей более или менее организованный характер, в 996 году издал Устав (или закон), в котором общественное призрение раненых и больных поручалось попечению и надзору духовенства в лице патриарха и других подчиненных ему церковных структур [1].

Развитие военно-социальной работы в Киевской Руси было прервано татаро-монгольским нашествием. Благотворительные функции всецело взяла на себя церковь. Лишь с восстановлением централизованной российской государственности и избавлением от монголо-татарского ига во второй половине ХV века открывается простор для развития отечественного народного хозяйства и культуры, от уровня которых во многом зависит способность общества решать социальные проблемы общества.

Крупный шаг в деле законодательного обеспечения социальной защиты воинов сделал великий князь Иоанн III, взошедший на престол в 1462 году. Своим указом он учредил поместную систему. Согласно этому указу, опытным, хорошо показавшим себя в боях воинам жаловались поместья – земельные владения, которыми они пользовались до тех пор, пока служили. Дабы не утратить права на поместье, помещики стремились передать военную службу своим сыновьям. Тем самым обеспечивались не только материальные потребности семьи военного, но и создавался стимул для закрепления военных кадров, для зарождения и развития военных династий.

В конце 18 века императрица Екатерина II учредила Инвалидный дом в Петербурге на 50 человек. Позже в Москве для увечных воинов русско-турецкой войны 1877-78 гг. был открыт приют св. Пантелеймона. Само военное ведомство создало богадельни при ремесленной школе Тульского оружейного завода и при Охтинском пороховом заводе. Делались многочисленные индивидуальные пожертвования, возникали даже официально разрешенные частные благотворительные общества и заведения, среди них – Дом призрения штаб- и обер-офицеров графини Шереметевой, другие учреждения.

Таким образом, этот исторический отрезок времени характеризуется зарождением военно-социальной работы в России. Социальное обеспечение воинов и членов их семей имело преимущественно натуральную форму. Вместе с тем, в этот период зарождается и пенсионное обеспечение военнослужащих в денежной форме. В конце ХVIII века издан указ, согласно которому офицерам, прослужившим 25 и более лет, стали назначать пожизненные пенсии, а получившим увечья – независимо от количества лет службы. Денежные пенсии либо пособия назначались также членам семей военнослужащих. Некоторым отставным воинам, особенно раненым, выдавались денежные пособия. Их размер зависел от чина, должности и тяжести ранения.

На следующем этапе развития военно-социальной работы в России много сделала для военнослужащих и членов их семей Мария, жена Павла Первого. Более тридцати лет (1797-1828 гг.) она заведовала Ведомством учреждений императрицы. Под её покровительством открылось военно-сиротское отделение Воспитательного дама (позже Павловский институт), основаны два училища для дочерей солдат и два училища для детей нижних чинов морского ведомства в Севастополе и Николаеве. По инициативе Марии создавались также заведения для детей обер-офицеров, особые училища для детей солдат гвардейских полков. А самыми многочисленными благотворительными заведениями, существовавшими вплоть до 1917 г., были заложенные царицей дома-богадельни для вдов военных и гражданских чинов (впервые открылись в 1803 г. при училищах благородных девиц в Петербурге и Москве).

В первой половине ХIХ века преобладающим видом обеспечения становятся денежные пенсии от правительства. В 1803 г. принят первый пенсионный устав, в 1827 гг. – второй. При назначении пенсии учитывались как общая выслуга, так и особые положения: служба в военно-учебных заведениях; в отдаленных местностях империи; принадлежность к военно-медицинскому ведомству, военному духовенству; время, проведенное в плену. В 1858 г. указом императора Александра II были внесены изменения в оклады воинам, награжденным орденами (Святого Георгия 4-й степени, Святого Владимира 4-й степени, золотым оружием).

По мере усложнения социальных проблем в общественном сознании все настойчивее пробивалась идея о необходимости поиска новых подходов к обеспечению социальной защиты, не ограничивающихся частной благотворительной деятельностью. Это привело к возникновению благотворительных организаций.

В дальнейшем законодательная база социального обеспечения военнослужащих и их семей постоянно совершенствовалась, становилась все более обширной, разветвленной, охватывающей различные сферы социальной помощи служивым людям.

История Российского государства позволяет сделать вывод о том, что во все времена оно проявляло постоянную заботу о своих вооруженных защитниках и ветеранах, ушедших в запас, членах их семей. Развитие социальной работы с военнослужащими и их семьями неразрывно связано с возникновением и совершенствованием Вооруженных Сил, укреплением экономики, неуклонным ростом национального дохода и повышением благосостояния населения.

Теория и методика социальной работы. – М., 1994.

Система морально-психологического обеспечения в Вооружённых Силах Российской Федерации: Учебное пособие / Под ред. Н.И. Резника. – М., 2006.

Марченков В.И., Маликов В.Г. Социальная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации. – М.: ВУ, 2003.

Корякин В.М. Практика военно-социальной работы в интересах поддержания правопорядка и воинской дисциплины //Ориентир. 2007. № 3.

Во все времена наши предки, государство отдавали должное тем, кто жертвовал собой в тяжелые годы испытаний. Это было обусловлено тем, что не было десятилетия в истории нашего государства, чтобы не полыхала война на той или иной границе.

Тех, кто возвращался искалеченным, общинники опекали, помогали выжить, заботились о вдовах и сиротах. Таковы были моральные устои, таков был стародавний обычай, которому все неукоснительно подчинялись.

Однако со временем выделилась группа людей, которая постоянно несла охрану племенной территории и которую, в соответствии с современной терминологией, можно назвать профессиональными военными. Их необходимо было кормить и вооружать, для чего князья посылали дружинников собирать все необходимое для содержания войска в сельских общинах, "по людям". Так возникло "полюдье". Часть из того, что в добровольно-принудительном порядке князья забирали у землепашцев, охотников и скотоводов, они выделяли своим изувеченным в битвах соратникам. Нередко они брали в свой дом вдов и сирот тех, кто пал "за други своя". Вероятно, это были первые "ростки", определившие в дальнейшем правовое положение служивых людей.

В VII - X в.в. в период образования славянских народностей и возникновения первых славянских государств эти процессы проходили активно и основывались на общинной психологии взаимопомощи и вековых традициях.

В 1462 году на Московский престол взошел князь Иоанн III, который учредил поместную систему. Теперь опытным, показавшим себя в боях воинам великий князь жаловал поместья, которыми они пользовались, до тех пор, пока служили и являлись по первому зову "конно, людно и оружно". Указы Иоанна способствовали объединению русских княжеств, сплочению русских общин вокруг московского княжества. Это, пожалуй, были первые "правовые рычаги" привлечения в случае войны воинства, способного защитить государство.

Если ратный человек чем либо себя порочил или "отъезжал" на службу к другому князю, то поместье возвращалось в княжескую казну.

Воин, служивший за поместье назывался помещиком. Дабы не утратить права на земельное владение, помещики стремились передать службу сыновьям. Имение, первоначально жалованное основателю рода и несколько поколений принадлежавшее его потомкам, переходило в полную собственность и получало название вотчины.

Помещик - дворянин, покуда не было войны, обязан был содержать за свой счет боевых холопов и коней (с каждых пятидесяти надо было выставить одного всадника и двух лошадей), а возвращаясь с войны, заботиться о семьях павших соратников.

Однако много вопросов возникало, если на ратном поле погибал сам помещик и не оставлял взрослых сыновей. С точки зрения военной экономики следовало бы забрать такое имение в казну и посадить на эту землю нового помещика. Но нравственные устои и православная мораль не позволяла князьям рассуждать так прагматично. Вдовам погибших помещиков оставляли на "прожитье" часть имения, даже если у нее не было детей или были только дочери. Правда, твердого закона на этот счет долго не существовало.

Появился такой закон в 1644 году, когда царь Михаил Федорович, зачинатель династии Романовых, определил III разряда "вдовых прожитков":

- вдовам убитых в сражениях полагалось оставлять 1/5 от мужниного поместья;

- вдовам умерших на службе - 1/7;

- вдовам умерших в походе - только 1/10.

Жизненные ситуации и противоречия заставляли государство изменять и расширять политику в этой области. Так в 1644 году были подготовлены Указы:

- о выдаче прожиточных поместий вдовам павших воинов, за которыми поместий не имелось. Правда, поместье это вдова обязана была вернуть казне, если снова выходила замуж. Но овдовев вторично, она могла подать челобитную о возвращении земель;

- дочерям погибших выдавалось прожиточное имение только в половину того, что положено вдовицам.

Однако войско царское состояло не только из поместной конницы. В те времена без пехоты и артиллерии воевать было невозможно. Со времен Иоанна Грозного, с XVI века, основу русской пехоты стали составлять стрельцы, профессиональные воины, постоянно жившие в городах, крепостях и слободах, несшие караульную и полицейскую службу.

В XVII веке при Михаиле Федоровиче появилось немало иных служилых людей: драгуны, которые могли действовать и в пешем и в конном строю; городовые казаки, рейтары, наконец солдаты полков иноземного строя - мушкетеры и пикинеры.

Наделить всех поместьями было невозможно. Поместья и вотчины получали только воеводы, полковники, сотники. Рядовые стрельцы могли лишь иметь огороды и покосы. Дозволялось им, как и другим служилым, приторговывать и ремесленничать. При этом служилым давали право торговать беспошлинно и не платить "тягло". Но основным доходом мелких служилых было жалованье: хлебное, денежное, соляное, засейное, пороховое. Служили они наследственно: отец обучал сына военным приемам и после того, как сын входил в возраст, "бил челом", дабы государь повелел зачислить сына в полк. Состарившийся служивый, обычно жил на иждивении детей, ибо сын стрельца, наследуя от отца службу и двор, обязывался законом кормить его "до веку живого", то есть до самой смерти.

Царь Алексей Михайлович для призрения одиноких отставных стрельцов воспользовался средствами монастырей. По государеву указу они обязывались принимать на жительство одиноких отставных служилых или содержать на свои средства определенное количество таковых, живущих вне монастыря. В последнем случае все зависело от числа крестьянских дворов, числившихся за монастырем. На 50 крестьянских дворов полагалось содержать одного отставного. В 1633 году родственник Романовых отправил грамоту псковским воеводам - князю Федору Андреевичу Елетскому и Дмитрию Ефимьевичу Войкову, в которой определил: "Дворян и детей псковских и пусторжевских помещиков, псковских казаков и стрельцов, которые на нашей службе в посылках на боях ранены, осматривать самим . а по осмотру велите им наше жалованье на лечьбу ран, на зелье, давати из Пскова, из нашей казны, смотря по ранам, рубли по 2, по 3, и по 4 человеку . а в послужных списках вести их раны, писать пошлинно, кто из чего ранен: из пищали, или из лука, или саблею сечен, или копьем ранен и по которому месту, и больно ль ранен или слегка".

Это был один их первых документально закрепленных примеров создания на Руси комиссии по медицинскому освидетельствованию военнослужащих.

Царь Алексей Михайлович ввел дополнительные льготы для увечных.

Соответственно тяжести ран служилым людям выделяли или дополнительные поместья или дополнительное содержание, а также представлялось освобождение от службы на несколько лет для поправки здоровья.

В 1661 году он решил опробовать еще один вид вспомоществования для категории пострадавших в войне - военнопленных, вернувшихся из польского плена. "В городы и пригороды . отпустить в воеводы и приказные люди раненых и полоняников, за полонное терпение" - так гласил указ.

Одним из важнейших мероприятий по призрению отставных воинов, являлось создание в те времена Московской военной богадельни, в устроении которой приняли деятельное участие архимандриты Дионисий и Соломон. В те времена на службе у государей находились и иноземные воины. Они также пользовались особыми льготами и привилегиями. Служить в Русской армии было не только почетно, но и выгодно. Так иноземные воины практически во все времена получали повышенное жалованье. Семейству убитого под русскими знаменами иноземца выплачивалось половина его жалованья. Надо отметить, что улучшение положения служилых, не раз использовалось князьями, как средство привлечения войска на свою сторону в междоусобной борьбе.

С середины XVII века на Руси формировалось новое сословие - казачество. Государство вынуждено было прибегнуть к использованию на службе у Государя вольных и беглых людей, заселивших свободные окраинные земли (с конца 15 века в низовьях Дона, Днепра, Волги, Дика (Урала), Терека и Сибири). Им была дарована земля и они были освобождены от податей крестьян, не облагались налогами и пользовались особыми привилегиями. Они несли военную службу в пограничных районах и сыграли огромную роль в укреплении, защите и расширении Государства Российского, освоении новых земель.

Уклад жизни наших предков в допетровское время способствовал выделению людей, отдавших жизнь ратному делу, в особую часть общества, почитаемого в народе. Это было справедливо и соответствовало устоям общества. Забота о человеке служилом была не напрасна. Именно это объединило многих вокруг княжества Московского, чем способствовало созданию великого государства.

Произведение это называется Поучение Владимира Мономаха. Но это на самом деле не одно произведение, а сборник, включающий в себя три сочинения князя: 1) поучение детям, 2) автобиографию и 3) послание своему противнику князю Олегу Святославичу.

Владимир Мономах был князем Смоленским, Черниговским, Киевским. В Киев его позвали во время народного восстания. Правил там с 1113 года по год смерти - 1125. Укреплял единство Руси,так как Киев был Киевской Русью. Боролся против междоусобиц.

текст при наведении

Я думаю Василий Темный не настолько сильно любил татар, хотя действительно одаривал их поместьями и другими дарами, сколько хотел наказать московских бояр которые его предали, когда поддержали Дмитрия Шемяку и присутствовали на беззаконной казни (ослеплении)великого князя. После того как князя ослепили его стали называть Тёмным. А до этого в 1445 году попав в плен к Улу Мухаммеду после поражения казанским татарам Василий Темный раненый был унизительно выкуплен за 200 тысяч рублей. Поэтому из плена он вернулся с наёмными татарами, которые сами пожелали поступить к нему на службу. Я думаю он никому не доверял из своих и поэтому одаривал татар за службу.

Василий Тёмный вернулся на престол в 1447 году без кровопролития, потому что к тому времени он в народе был как мученик, так что это была моральная победа. Василий Темный, конечно, мог всех бояр причастных в предательстве казнить, но он поступил мудрее, он просто лишил их самого дорогого что они имели - это всех земельных владений и отказал им в службе боярской. Лишившись всего бояре вынуждены были зарабатывать как служивые на службе у князя Василия Темного.

Просто Василий Тёмный из двух зол выбрал татар.

текст при наведении

Найти ответ на вопрос, кого в старину называли кочкоданами, было не так-то просто. Потому что оказалось, что Кочкодан - довольно распространенная западноукраинская фамилия, и первыми в результатах поиска выпрыгивают расплодившиеся за последние годы мошеннические сайты, предлагающие объяснить происхождение фамилии - но деньги вперед. Но мы ухватимся за географическую подсказку и поищем в этом направлении. В словаре галицийских диалектов мы увидим следующее толкование:

кочкодан - неприємна особа (то бишь неприятный тип). И наконец, обнаружим, что в старину на Руси неприятными типами - кочкоданами называли обезьянок, мартышек. И это не странно - ведь и тогда, и сейчас не всем нравится смотреть на эти маленькие пародии на человека ))

Читайте также: