Внутренняя политика николая 2 план урока

Обновлено: 05.07.2024

Полный и неограниченный доступ ко всем материалам методической библиотеки на год с момента подачи и оплаты заявки. Доступ стоит 500 руб в год

Если Вы уже подавали заявку – тогда войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем же email-адресом, на который оформляли доступ

Участники клуба получают множество привилегий включая бесплатное прохождение любых курсов КПК и переподготовки (оплачивается только изготовление и отправка документов), бесплатные сертификаты, благодарственные письма, стажировки зарубеж, помощь в прохождении аттестации, юридическую помощь и многое другое.

Если Вы проходили профессиональную переподготовку (1 любой курс) или повышение квалификации (2 любых курса) в 21/22-м учебном году – Вы как наш постоянный клиент получаете много преимуществ, включая бесплатный доступ к трансляциям, получению сертификатов и многому другому.

Конспект урока и презентация предназначены для подготовки урока в 10 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебник: Данилов А.А. История России, XIX век: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г.Косулина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 254 с.

Цель урока: сформировать у учащихся представление об особенностях внутренней политики Николая I, её основных направлениях; показать её конечный результат.

Задачи:

Образовательные:

Способствовать усвоению учениками основного фактического и понятийного материала о направлениях внутренней политики Николая I.

Подвести учащихся к особенностям внутренней политики Николая I.

Проанализировать итоги внутренней политики Николая I.

Воспитательные:

формировать развитую, социально активную, творческую и самостоятельную личность; воспитанную на примере гражданской позиции и любви к Отечеству.

Развивающие:

способствовать развитию навыков самостоятельной работы с источниками исторической информации;

развивать навыки самостоятельной оценки учащимися исторических событий.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Вид учебных занятий: вопросно-ответная работа учителя с учащимися, беседа, рассказ.

Ожидаемые результаты. На уроке учащиеся смогут проявить:

рассказывает основной фактический и понятийний материал о направлениях внутренней политики Николая I.

называет особенности внутренней политики Николая I

дает определение понятиям

обосновывает итоги внутренней политики Николая I.

формирование личностной позиции и взглядов учащихся путем оценки внутренней политики Николая I.

самоопределение школьников путем оценки и самооценки исторических событий;

умение выделять главное из большого объёма текста;

умение обобщать и давать общую характеристику каким-либо событиям;

умение анализировать и конкретизировать особенности (исторических) явлений;

Учебная литература: Данилов А.А. История России,XIX век: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г.Косулина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 254 с.

Основные понятия: канцелярия; кабинет министров; свод законов; бюрократический аппарат; социальная база; государственные крестьяне;

Основные даты: 1825—1855 гг. — правление императора Николая I;

1826 г. — создание III отделения царской канцелярии;

1833 г. — опубликован Свод действующих законов государства;

1837—1841 гг. — реформа управления государственными крестьянами.

Организационный момент (5 мин)

Изучение нового материала: (25 мин.)

Личность Николая 1.

Основные направления внутренней политики.

Кодификация российского законодательства

Укрепление государственного аппарата. Деятельность III отделения.

Русская православная церковь и государство

Усиление борьбы с революционными настроениями.

Закрепление и обобщение материала(5 мин)

Рефлексия (5 мин.)

Организационный момент (запись даты и темы урока в рабочей тетради)

II. Изучение нового материала.Тема урока:Внутренняя политика Николая I

Личность Николая 1.

Следующий период, который подлежит изучению, - 1825-1855 гг. Годы правления Николая I.

Будущий император Николай I, третий сын императора Павла I и императрицы Марии Федоровны, родился 6 июля (25 июня ст.ст.) 1796 года в Царском Селе (г. Пушкин).

В детстве Николай очень любил военные игрушки, а в 1799 году впервые надел военный мундир лейб-гвардии Конного полка, шефом которого числился с младенчества. Служить, по традициям того времени, Николай начал с полугодовалого возраста, когда получил чин полковника. Его готовили, прежде всего, к военной карьере.

Кумиром Николая I был Петр I. Крайне неприхотливый в быту, Николай, уже будучи императором, спал на жесткой походной кровати, укрываясь обычной шинелью, соблюдал умеренность в еде, предпочитая самую простую пищу, и почти не употреблял спиртного. Был очень дисциплинирован, работал по 18 часов в сутки.

Прекрасная память, помогавшая ему узнавать в лицо и помнить по имени даже простых солдат, снискала ему большую популярность в армии. Император отличался немалой личной храбростью.

Образование Николая было ограничено, главным образом, военными науками.

ВОПРОС УЧЕНИКАМ: Вспомните, в каких условиях Николай 1 пришел к власти. (Скоропостижная и загадочная смерть Александра, отречение Константина, восстание декабристов.)

ВОПРОС УЧЕНИКАМ: А что же происходит в России? (Подавлено восстание декабристов, по-прежнему сохраняется крепостное право, абсолютная монархия, в обществе усиливаются консервативные настроения.)

Историки по-разному характеризуют политику Николая I. В конце урока мы должны будет сами, опираясь на полученные сведения, дать характеристику внутренней политике Николая I.

ЗАДАНИЕ УЧЕНИКАМ: Прочитать текст(раздаточный материал) и проанализировать высказывания о Николае 1 и в конце урока определите, какой из этих текстов наиболее полно отвечает вашим представлениям о личности и деятельности российского императора.

Мнение В. О. Ключевского: «Николай поставил своей задачей ничего не переменять, не вводить ни­чего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок, воспол­нять пробелы, чинить обнаруживающиеся ветхости с помощью практического зако­нодательства и все это делать безо всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности. Итак, консервативный и бюрократический об­раз действия - вот характеристика нового царствования.

Противоречивость личности Николая I отразилась и на его внутренней политике.

В формировании политической программы Николая I важную роль сыграло укрепление положения России на международной арене и быстрое подавление восстания декабристов. С другой стороны, настроения в обществе и весь ход исторического развития заставляли Николая I признать необходимость преобразований, т.е. одной стороны он пытался искоренить недостатки существующей системы, но при этом сохранить и укрепить самодержавие.

• ВОПРОСЫ УЧЕНИКАМ: Каковы, по-вашему, мнению положительные и отрицательные стороны личности Николая I .

• Как вы думаете Николай I осознавал обстановку сложившуюся в России?

• Какую роль он отвадил себе в происходящих событиях? Как он оценивал свое положение?

• Какие задачи для Николая I были первостепенными в его царствование? Чем можно объяснить подобные задачи?

2. Основные направления внутренней политики.

Николай I попытался провести ряд реформ, в надежде на укрепление самодержавной власти.

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ:


а) Кодификация российского законодательства

Для улучшения существующих порядков император приказал пересмотреть все законы, изданные в России за последние 200 лет. Из них был собран Свод действующих законов Российской империи. Доверить такой труд можно было только опытному чиновнику.

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ: 1832 г. – первое Полное собрание законов Российской Империи в 45 томах, а в 1833 г. – Свод действующих законов государства.

б) Крестьянский вопрос

Крестьянский вопрос стал в XIX в. одним из ключевых. Со временем и Николай I пришел к убеждению о пагубности крепостной системы: она грозит бунтами и задерживает развитие производительных сил страны. Однако Николай I в силу своих представлений был еще далек от кардинального, решительного изменения. Предполагалось решить крестьянский вопрос постепенно, рядом частичных реформ.

Запись в тетради: 1837-1841 гг. - реформа управления государственной деревней.

ЗАДАНИЕ: Прочитать в учебнике стр.66 и записать автора реформы и основные пункты преобразований.

ВОПРОС УЧЕНИКАМ: Как отнеслись с этому проекту помещики?

ЗАДАНИЕ: Запишите в тетради другие указы Николая для решения крестьянского вопроса.

в) Укрепление государственного аппарата. Деятельность III отделения.

Принцип режима личной власти монарха воплотился в разросшейся "собственной канцелярии" царя. Она возникла еще при Павле I в 1797 г. При Александре I в 1812 г. она превратилась в канцелярию для рассмотрения прошений на высочайшее имя. Николай I уже в первой год своего царствования существенно расширил функции личной канцелярии, придав ей значение высшего органа управления государством. Прежняя канцелярия царя стала ее I отделением, в обязанности которого входило подготавливать бумаги для императора и следить за исполнением его повелений. 31 января 1826 г. было создано II отделение "для совершения уложения отечественных законов", получившее название "кодификационного". 3 июля 1826 г. создано III отделение (высшая полиция). В 1828 г. к ним прибавилось IV отделение, которое управляло учебными, воспитательными и прочими "благотворительными" учреждениями, входящими в ведомство имени императрицы Марии Федоровны (матери царя), а в 1835 г. для подготовки реформы государственной деревни учреждено V отделение. Наконец, в 1843 г. появилось VI, временное, отделение для управления присоединенными к России территориями Кавказа. Наибольшее значение имели II и III отделения императорской личной канцелярии.

г) Русская православная церковь и государство

ЗАДАНИЕ: Прочитать учебник стр. 67 и ответить на вопрос: какие изменения происходят в русской православной церкви?

Д) Усиление борьбы с революционными настроениями.

Печально знаменитую известность получила деятельность III отделения императорской канцелярии. При нем был учрежден корпус жандармов, состоявший сначала из 4, а позже из 6 тыс. человек. Во главе III отделения поставлен фаворит Николая I генерал А. Х. Бенкендорф, он же являлся и шефом жандармов. Вся Россия, за исключением Польши, Финляндии, области Войска Донского и Закавказья, была поделена сначала на 5, а позже на 8 жандармских округов во главе с жандармскими генералами. В губерниях жандармами командовали штаб-офицеры. Герцен назвал III отделение "вооруженной инквизицией, полицейским масонством", поставленным "вне закона и над законом". Прерогативы его были поистине всеобъемлющи. Оно собирало информацию о настроениях различных слоев населения, осуществляло тайный надзор за политически "неблагонадежными" лицами и за периодической печатью, ведало местами заключения и делами о "расколе", наблюдало за иностранными подданными в России, выявляло носителей "ложных слухов" и фальшивомонетчиков, занималось сбором статистических сведений по своему ведомству, перлюстрацией частных писем. III отделение имело свою сеть тайных агентов. В 40-х годах оно создает тайную агентуру за рубежом для слежки за политической русской эмиграцией.

III отделение было не только органом осведомления и борьбы с "крамолой". В круг его обязанностей также входили проверка деятельности госаппарата, центральной и местной администрации, выявление фактов произвола и коррупции и привлечение виновных к судебной ответственности, пресечение злоупотреблений при рекрутских наборах, защита невинно пострадавших вследствие незаконных судебных решений. Оно должно было следить за состоянием мест заключения, рассматривать поступавшие просьбы и жалобы населения.

III.Закрепление и обобщение материала:

ЗАДАНИЕ УЧЕНИКАМ: Прочитать текст(раздаточный материал) и проанализировать высказывания о Николае 1 и в конце урока определите, какой из этих текстов наиболее полно отвечает вашим представлениям о личности и деятельности российского императора.

Автор: Крупейникова Оксана Федоровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ школа № 616 " Центр" Динамика"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка урока истории
Тема: "Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике НиколаяI"
Раздел: среднее образование

Учитель Крупейникова Оксана Федоровна

Урок истории 9 класс

Технологическая карта урока

Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I

Урок открытия нового знания

-показать и объяснить противоречивость внутриполитического курса НиколаяI;

- дать представление об основных направлениях внутренней политики НиколаяI;

- познакомить учащихся с новыми историческими понятиями, относящимися к данной теме;

-развивать навыки анализа текста параграфа и исторических документов, учить выделять главное,

сравнивать, разрешать проблемы.

-воспитывать уважение к историческому прошлому своей страны;

-воспитывать чувство патриотизма, гуманности, трудолюбия, дисциплинированность

- высказывать и отстаивать свою точку зрения, коммуникативные навыки, умение работать в

Оборудование

НиколайI: новый император

Реформаторские и консервативные направления политика Николая Павловича

Попытки решения крестьянского вопроса

Противоречивые итоги внутренней политики НиколаяI

Методы: метод устного обучения, метод критического мышления, нестандартные приемы работы с

текстом, частично-поисковый, практический, контроля

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Собственная ЕГО Императорского Величества канцелярия ( СЕИВК), государственная

деревня, обязанные крестьяне, инвентарные правила, III Отделение , корпус жандармов,

кодификация законов

НиколайI, М.М.Сперанский, П.Д. Киселев, А.Х, Бенкендорф

Основные даты

1825-1855гг- царствование НиколаяI

1826 г- создание III Отделения

1826г- цензурный устав

1837-1841гг-реформа государственной деревни

1842г- указ об обязанных крестьяна1847-1848гг-введение инвентарных правил в западных

Учебник, параграф 10, выписать исторические термины и даты, подготовить «Представление к

весомые аргументы, доказательства заслуг награждаемого лица перед Отечеством)

Предметные: формирование гражданской, этнонациональной, социальной, культурной

самоиндентификации, личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как

части мировой истории

- регулятивные: уметь определять проблему, ставить учебную задачу на основании различных

оценок, версий: определять способы достижения цели и решения учебной задачи;

- коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с

учителем и сверстниками; работать в группе; формулировать и отстаивать свое мнение

- познавательные: уметь анализировать деятельность государственного деятеля, исторические

источники; осуществлять поиск информации в разных источниках, строить логические связи,

представлять информацию в различных формах (схема, тексты)

- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству

- формирование умения сотрудничать со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной

Описать особенности социально-экономических отношений в России, политика Николая II

Задание урока

  • Научиться критично и творчески мыслить
  • Самостоятельно делать конспект лекций
  • Развивать познавательный интерес к материалу
  • Научиться черпать информация из видео материалов

Тип урока

План урока

  • Изложение нового материала
  • Выводы
  • Домашнее задание
  • Темы для обсуждения в группе
  • Литература

Ход урока

  • Вступительное слово учителя
  • Опрос домашнего задания
  • Изучение нового материала. Беседа. Рассказ. Прохождение материала с классом. Просмотр видео.
  • Дискуссия, робота по группам. Вывод по теме.

Приветствие учителя, вступительное слово, объявление темы урока (1-2 мин)

  • Несколько слов о теме прошлого урока и связка с новым материалом, чтоб сформировать хронологическую последовательность преподнесения материала.

Опрос домашнего задания (10-15 мин)

  • Учитель проверяет домашнее задание или вызывает к доске с ответом или докладом
  • Учитель благодарит за подготовку ,указывает недостатки, объявляет результаты проверки или оценки
  • Делает короткий вывод и переходит к изложению нового материала

Изучение нового материала

  • Рассказ или чтение материала по очереди. Ученики делают конспект урока.

Николай II, вступивший на престол в1894 г., пытался следовать реакционному курсу своего отца. Однако, не говоря уже о том, что он не унаследовал от Александра III сильной воли и твердого характера, социально-экономический и политический кризис, поразивший Россию в начале XX в., значительно усложнил проблемы, стоявшие перед царским правительством. Их уже невозможно было решать сугубо реакционными мерами. В результате новый царь поневоле вел двойственную политику: в ряде случаев Николаю II приходилось лавировать, идти на уступки “духу времени”.

Николай II

Стремление молодого царя управлять по отцовским заветам ярче всего проявилось в защите им существующего строя. Так, Николай II резко отрицательно отреагировал на приветственные адреса от либеральных земцев: в них выражались робкие надежды на возможность привлечения общественных деятелей к управлению государством. В январе 1895 г., принимая в Зимнем дворце депутации от дворянства, земств и городов, царь в короткой речи назвал надежды на изменение государственного строя “бессмысленными мечтаниями”, заявив, что будет “охранять начала самодержавия так же твердо и неуклонно”, как охранял их покойный Александр III.

Интересно знать

Александр III (1845-1894) был вторым сыном императора Александра II и стал наследником престола только в 1865 году, в двадцатилетнем возрасте, после смерти своего старшего брата Николая. Это известным образом сказалось на всей его жизни, и особенно на царствовании. Во время его царствования, а оно продолжалось с 1881 по 1894 год, Россия не вела ни одной войны. Не случайно Александр III остался в истории с прозвищем Миротворец, присвоенным ему народом

Определив, таким образом, общий курс своего царствования, Николай II повел решительную борьбу с противниками самодержавия. В этих целях он использовал механизм чрезвычайного положения, основательно разработанный еще при его отце.

Александр III

В самом начале царствования Александра III, в разгар борьбы с “Народной волей”, было издано знаменитое Положение 14 августа 1881 г. о мерах к охранению государственного порядка и общественной безопасности. Главы местной администрации - генерал-губернатор, губернаторы и градоначальники - получили чрезвычайные полномочия. Им предоставлялось право административной ссылки сроком на 5 лет, без суда и следствия, по одному подозрению в политической неблагонадежности. Они могли воспрещать всякие общественные собрания, закрывать любые торговые, промышленные и учебные заведения. Наконец, местные власти могли вмешиваться в деятельность земских и городских общественных органов, увольняя тех служащих, которыми они были почему-либо недовольны. Чрезвычайное внимание Николай II уделял совершенствованию политической полиции. Те несколько охранных отделений - в Москве, Варшаве и Петербурге, которые в качестве эксперимента были учреждены при Александре III, теперь послужили основой для создания целой сети органов политического сыска. В 1902 г. отделения по охране общественного порядка и безопасности - попросту охранка - были созданы во всех губернских городах России. Охранка многого добилась в своей сфере деятельности, на высоком профессиональном уровне разработав методы сыска, организовав уникальный по тем временам сбор и учет информации о противниках самодержавия и т. п. Но при этом она не гнушалась и откровенно противозаконными действиями. Главным средством борьбы с революцией и оппозицией становится провокация: охранка внедряла в общественные круги и подпольные организации своих тайных агентов, которые, поставляя ценные сведения, в то же время волей-неволей принимали участие в антиправительственной деятельности. С полной нагрузкой работали и царские суды. Количество дел по государственным преступлениям, рассмотренным в 1903 г., возросло по сравнению с 1894 г. в 12 раз. Политические дела, как правило, рассматривались военными судами, хотя это противоречило и духу, и букве Судебных уставов 1864 г., т. е. являлось нарушением законов Российской империи. Зато военные судьи, специально подобранные, дисциплинированные офицеры, никогда не позволяли себе “либеральничать” при вынесении приговоров. Самым обычным явлением при Николае II стало привлечение для борьбы с массовыми беспорядками не только полиции и жандармерии, но и войск - казаков, драгун, солдат, что несомненно являлось чрезвычайной мерой. Неспособность управлять страной обычными средствами, соблюдая ее законодательство, постоянное использование чрезвычайных мер являлись ярким свидетельством кризиса власти.

Самодержавие и дворянство

шарж монеты

На протяжении веков единственной надежной опорой самодержавной власти служило поместное дворянство. Николай II, так же как и его предшественники, хорошо это понимал. В речах, официальных документах царь постоянно подчеркивал свое особо благожелательное отношение к “благородному сословию”, готовность идти навстречу его пожеланиям. Дело, впрочем, не ограничивалось словами. В период всего своего царствования Николай II решительно противостоял любым попыткам провести конфискацию помещичьих земель. В то же время правительство оказывало постоянную финансовую поддержку поместному дворянству, что ярко проявлялось во все расширявшейся деятельности Дворянского банка (к началу XX в. сумма ссуд, выданных им помещикам на льготных условиях, превысила 1 млрд рублей) и других мерах финансового характера: понижение процентов по ссудам помещикам-должникам, устройство дворянских касс взаимопомощи. Большая часть поместного дворянства видела в самодержавной власти защитницу и покровительницу и в свою очередь готова была оказывать ей всемерную поддержку. Однако к началу XX в. дворянство уже перестало быть однородным в социальном и политическом отношении. Сравнительно небольшая, но чрезвычайно активная часть помещиков, сумевшая приспособиться к новым условиям, перестроить свое хозяйство на капиталистический лад, все в большей степени воспринимала либеральную идеологию. Эти помещики, игравшие ведущую роль в некоторых земствах, выступали за строгое соблюдение законности, отказ от чрезвычайных мер, расширение прав местного самоуправления и, соответственно, ограничение всевластия бюрократии. Все большую популярность в этой среде приобретали и конституционные идеи. Таким образом, часть поместного дворянства уходила в оппозицию самодержавной власти.

Самодержавие и буржуазия

С любыми притязаниями этого класса на государственную власть самодержавие боролось бескомпромиссно, в сфере же экономической без труда находило с ним общий язык. Государственные кредиты и налоговые льготы, покровительственная таможенная политика и стремление к захвату новых источников сырья и рынков сбыта - в этих вопросах правление Николая II отвечало интересам российского буржуа. Министром финансов при Николае долгое время оставался С. Ю. Витте. Этот государственный деятель, тесно связанный с торговыми и промышленными кругами, предпринял ряд мер, способствовавших развитию капиталистических отношений в России. Главной из них явилась денежная реформа: в 1897 г. была введена в обращение золотая валюта, стабилизировавшая курс рубля и обеспечившая устойчивые прибыли предпринимателям.

Витте

Витте был одним из организаторов строительства Транссибирской железной дороги, способствовавшей активизации российской политики на Дальнем Востоке. По его инициативе Россия начала экономическое проникновение в Северный Китай. Все это приводило к тому, что буржуазия в России долгое время не представляла собой сколько-нибудь серьезной организованной оппозиции самодержавию. Немалую роль в ее сдержанном отношении к царской власти играл и постоянный рост рабочего движения: фабриканты нуждались в силе, способной навести порядок. Лишь в годы первой русской революции, когда становилось все яснее, что с помощью чрезвычайных мер Россией управлять уже невозможно, в среде промышленной буржуазии стали проявляться конституционные настроения.

Крестьянский вопрос

мясо

С именем С. Ю. Витте связаны и попытки нового подхода правящей бюрократии к крестьянскому вопросу. Голодные годы, становившиеся обычным явлением в России, падение платежеспособности крестьянства, заметный рост крестьянских волнений - все это заставляло правительство искать выход из создавшегося положения. По мнению Витте и его сторонников, русская деревня нуждалась в крепком, предприимчивом хозяине. Для этого необходимо было разрушить общину: позволить крестьянам выходить из нее по собственному желанию, закрепляя за собой свои наделы в частную собственность. Однако эта точка зрения имела в правящих сферах серьезных противников, группировавшихся вокруг министра внутренних дел В. К. Плеве. По их мнению, подобные преобразования были вредны. Эта группировка как нельзя лучше выражала интересы помещиков старого, крепостнического закала, которым было выгодно полунищее существование российской деревни; в лице же крестьян-собственников эти помещики боялись встретить опасных конкурентов. Плеве и его сторонники предполагали решать крестьянский вопрос традиционными методами: сохранить сословную обособленность крестьян, искусственно поддерживая общину, и в то же время всячески усиливать административный и политический надзор за деревней. После непродолжительной борьбы группировка Плеве одержала победу: в 1903 г. царским манифестом было объявлено, что сохранение сословной обособленности крестьянства и неприкосновенность общины должны оставаться руководящими принципами при любом пересмотре крестьянского законодательства. Подобный подход к делу исключал возможность сколько-нибудь серьезных преобразований и неизбежно вел к росту революционных настроений среди крестьян.

Интересно знать

В 1894 году, в начале царствования Императора Николая II, в России насчитывалось 122 миллиона жителей. 20 лет спустя, накануне 1-ой Мировой войны, народонаселение её увеличилось на 60 миллионов; таким образом в Царской России народонаселение возрастало на 2.400.000 в год. Если бы не случилось революции в 1917 г., к 1959 году её население должно было бы достигнуть 275.000.000. Между тем, теперешнее население Советского Союза едва превышает 215.000.000, так что кровавый советский опыт обошёлся России не менее, чем в 60.000.000 человеческих жизней.

В отличие от современных демократий, Императорская Россия строила свою политику не только на бездефицитных бюджетах, но и на принципе значительного накопления золотого запаса. Несмотря на это, государственные доходы с 1.410.000.000 рублей в 1897 году, без малейшего увеличения налогового бремени неуклонно росли, тогда как расходы государства оставались более или менее на одном и том же уровне.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Читайте также: