Модель внеурочной деятельности в школе по фгос ооо

Обновлено: 04.07.2024

Решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно в условиях системы общего образования.

Согласно ФГОС ООО, организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс, организуемый по направлениям :

• социальное (общественно-полезная, проектная деятельность);

Цель внеурочной деятельности : создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов и способностей на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

1. Выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности.

2. Создание особого образовательного пространства для развития индивидуальных способностей и образовательных потребностей ребенка в избранных сферах внеурочной деятельности.

3. Развитие опыта творческой, трудовой, общественно полезной, проектной деятельности.

4. Развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.

5. Расширение рамок общения с социумом

. Принципы организации внеурочной деятельности

Принцип гуманистической направленности предполагает отношение к ребёнку как к ответственному субъекту собственного развития, субъект-субъектный характер отношений, оказание психолого-педагогической поддержки в самопознании, самоопределении и самореализации личности.

Принцип системности предполагает обеспечение целостности, преемственности ВУД, взаимосвязь между основными компонентами организуемой деятельности, урочной и воспитательной деятельностью, всеми участниками ВУД, опору на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности

Принцип вариативности определяет широкий спектр видов, форм и способов организации деятельности, направленных на удовлетворение потребностей обучающихся с учетом их возрастных особенностей.

Принцип добровольности предполагает свободный выбор различных видов деятельности на основе личных интересов и склонностей ребенка, способов, темпа, освоения программ внеурочной деятельности в рамках индивидуальных образовательных траекторий.

Принцип успешности и социальной значимости предполагает деятельность субъектов учебно-воспитательного процесса по формированию у обучающихся потребностей в достижении личностно-значимых и коллективных результатов, формирование позитивной самооценки, самоуважение, конструктивных способов самореализации, создание ситуации успеха в личностной и общественно полезной деятельности.

Принцип валеологической безопасности: динамическая пауза между урочной и внеурочной деятельностью не менее 30 минут (в форме прогулки, спортивной разгрузки, дополнительного питания, проведение занятий в формах, отличных от урочных; организация деятельности в комфортных условиях; длительность одного занятия не более 45 минут.

Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов школы предполагает, что в ее реализации принимают участие педагогические работники школы (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, библиотекарь).

Координирующую роль выполняет на уровне класса классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом школы;

организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;

организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Модель внеурочной деятельности школы определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся на ступени основного общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей школы.

Школа самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности. Кроме плана внеурочной деятельности модель внеурочной деятельности так же предусматривает использование следующих документов:

– индивидуальная карта занятости обучающегося во внеурочной деятельности;

– общая карта занятости обучающихся класса во внеурочной деятельности;

– журнал учета достижений обучающихся во внеурочной деятельности

Данные инструменты обеспечивают реализацию модели внеурочной деятельности школы, а так же создают предпосылки для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, включающих, в том числе, и их внеурочную деятельность.

При организации внеурочной деятельности обучающихся будут использованы собственные ресурсы (учителя, педагоги дополнительного образования, учитель физической культуры, библиотекарь, вожатая).

Школа формирует такую инфраструктуру полезной занятости обучающихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения запросов участников образовательного процесса, в том числе личных потребностей обучающихся. В зависимости от своих интересов и потребностей каждый обучающийся формирует свой индивидуальный образовательный внеурочный вектор.

Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, направлено на реализацию Образовательной программы школы. Набор внеурочных модулей формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации; таких как, экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, викторины, познавательные игры, поисковые исследования и т. д.

В период каникул для продолжения внеурочной деятельности дети будут посещать детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием при школе.

Для реализации внеурочной деятельности составляются Рабочие программы внеурочных курсов в соответствии с целями и задачами, изложенными в Образовательной программе школы.

Модель организации внеурочной деятельности на основе индивидуальных образовательных траекторий обучающихся предусматривает разнообразные формы и виды деятельности обучающихся :

1) игровая деятельность (в том числе ролевые игры);

2) интеллектуально-познавательная деятельность;

3) социально преобразующая добровольческая деятельность;

4) общественно полезная трудовая деятельность;

5) художественное творчество;

6) проектная деятельность;

7) спортивно-оздоровительная деятельность;

8) досугово-развлекательная деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность;

10) проблемно-ценностное общение.

Выбор программ организуется по всем направлениям, в течение учебного года обучающиеся должны освоить программы по пяти, тесно связанным между собой направлениям: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, социальное (общественно полезная и проектная деятельность).

Занятия проводятся в смешанных группах, состоящих из учащихся разных классов.

Направления внеурочной деятельности

Школа реализует дополнительные образовательные программы:

Апробируются следующие способы организации внеурочной деятельности :

1. Реализация программ ВУД, разработанных педагогами в режиме погружений в коллективные творческие дела, которые могут иметь разные формы организации : экскурсии, викторины, походы и т. д.

2. Включение подростка в систему общешкольного самоуправления, коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы.

3. Реализация программ воспитания и развития классных коллективов, созданных классными руководителями.

4. Включение обучающихся в систему дополнительного образования в школе и вне школы.

5. Включение учащихся во внеурочную деятельность через организацию сотрудничества с учреждениями ДО и культуры:

- музей истории полка;

- клуб офицеров и солдатский клуб;

- учреждения ДО и культуры г. Бологое.

Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий с учащимися, так и возможность организовывать занятия крупными блоками (школы актива, тематические смены, фестивали, акции, конкурсы, походы, экскурсии, соревнования и т. п.).

Программа внеурочной деятельности предлагается учащимся и родителям для избирательного освоения, т. е. школьник при поддержке родителей и классного руководителя выбирает из каждого модуля программу курса, не менее 1 и не превышающую 10 часов в неделю.

Условия реализации модели

1. Наличие квалифицированных кадровых ресурсов

При организации внеурочной деятельности обучающихся будут использованы:

• собственные ресурсы ОУ (классные руководители 5-9 классов, учителя-предметники, руководители кружков и студий);

• привлеченные специалисты (педагоги дополнительного образования, учреждений образования, науки и культуры).

2. Наличие необходимых площадок для проведения внеурочной деятельности. материальная и информационная база:

• оборудованные спортивные площадки (спортивный и тренажерный залы, спортивная площадка);

• кабинеты для внеклассной работы

• специализированные кабинеты (зал хореографии, кабинет музыки, кабинет ИЗО, кабинеты информатики);

актовый зал и др.

Содержание внеурочной деятельности

Ведущее направление развития личности Формы работы Решаемые задачи

Духовно-нравственное Беседы, экскурсии в музеи, просмотр фильмов, встречи с известными людьми, знакомство с историей и бытом города, организация выставок рисунков, поделок и творческих работ обучающихся, проведение тематических классных часов, встреч, бесед; участие в конкурсах, выставках детского творчества гуманитарного цикла на уровне школы, города, области.

Привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности и активной жизненной позиции обучающихся, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества

Предметные недели, интеллектуальные игры, библиотечные уроки, викторины и конкурсы, занятия в компьютерном классе, беседы, разработка проектов к урокам, участие в поисково-исследовательских конференциях на уровне школы, города, области. исследовательская деятельность, экскурсии по родному краю, в музеи района Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности, осознанность непрерывного образования.

Общественно-полезная деятельность, проектная деятельность Трудовые операции, дежурство по школе, организация социально-значимых акций и т. д. Познавательные, социальные проекты, исследовательские работы, конкурсы, конференции, выставки Формирование ценностного отношения к труду, ответственности за порученное дело, развитие социальной инициативы.

Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, разработка и реализация учебных и учебно-трудовых проектов

Занятия в творческих объединениях, экскурсии, посещение концертов, создание творческих проектов, посещение выставок. Важная составляющая воспитания – приобщение школьников к миру искусства, вовлечение их в творческую деятельность. Вхождение в мир искусства способствует формированию и развитию у учащихся духовно-нравственных качеств, т. к. отражает мир целостно, в единстве истины, добра и красоты и нацелено на познание, прежде всего, внутреннего мира человека, его идеалов, жизненных ориентиров и ценностей. Сфера досуга создает достаточно комфортные условия для раскрытия творческого потенциала детей.

Ожидаемые результаты внеурочной деятельности

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное развитие ребёнка благодаря его участию в различных видах деятельности по всем направлениям организации внеурочной деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Все виды внеурочной деятельности учащихся ориентированы на воспитательные результаты:

• развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;

• приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п., понимания социальной реальности и повседневной жизни;

• формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура, ценностного отношения к социальной реальности в целом;

• воспитание уважительного отношения к своему городу, школе;

• получение школьником опыта самостоятельного социального действия;

• формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

• увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

• воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;

• формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;

• реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов школы предполагает, что в ее реализации принимают участие педагогические работники школы (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, библиотекарь).

Координирующую роль выполняет на уровне класса классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом школы;

организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;

организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Модель организации внеурочной деятельности
в условиях реализации ФГОС ООО

Пояснительная записка 3

Описание модели внеурочной деятельности 6

Материально-техническое обеспечение 7

Организация внеурочной деятельности 8

Реализация направлений деятельности 10

План реализации внеурочной деятельности 11

Информация об особенностях реализации часов внеурочной
деятельности 13

Планируемые результаты внеурочной деятельности 15

Мониторинг компетентностей обучающихся 17

Показатели деятельности педагогов по реализации модели внеурочной деятельности 18

1. Пояснительная записка

Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося…

Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность в МБОУ СОШ №5 (в дальнейшем – школа) осуществляется на основе оптимизационной модели организации внеурочной деятельности и объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.

Оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов школы предполагает, что в ее реализации принимают участие педагогические работники школы (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, библиотекарь).

Координирующую роль выполняет на уровне класса классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом школы;

организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;

организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Модель внеурочной деятельности школы определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся на ступени основного общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей школы.

Школа самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности МОУ СОШ №5 приведен ниже.

Кроме плана внеурочной деятельности модель внеурочной деятельности так же предусматривает использование следующих документов:

– индивидуальная карта занятости обучающегося во внеурочной деятельности;

– общая карта занятости обучающихся класса во внеурочной деятельности;

– журнал учета достижений обучающихся во внеурочной деятельности

Данные инструменты обеспечивают реализацию модели внеурочной деятельности школы, а так же создают предпосылки для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, включающих, в том числе, и их внеурочную деятельность.

Основными факторами, которые определяют модель организации внеурочной деятельности, являются:
- территориальное расположение школы;
- уровень развития дополнительного образования в школе;
-методическое, программное обеспечение воспитательной деятельности учителей и классных руководителей;
-кадровое обеспечение образовательного процесса внеурочной деятельности (наличие психолога, социального педагога, педагога-организатора, учителей, реализующих внеурочную деятельность.),
-материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности.
Тип организационной модели внеурочной деятельности:

Модель переходного периода

Основная идея программы: создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации школьников во внеурочной деятельности.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Основные задачи:

выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;

создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

расширение рамок общения с социумом.

Принципы организации внеурочной деятельности:

соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности школы;

опора на ценности воспитательной системы школы;

свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Внеурочная деятельность, реализуемая в рамках функциональных обязанностей классных руководителей, воспитателей групп продленного дня, педагогов дополнительного образования и других педагогических работников, деятельность которых не регламентирована учебным планом образовательного учреждения, является необязательной для посещения.

2. Описание модели

При организации внеурочной деятельности обучающихся будут использованы собственные ресурсы (учителя, педагоги дополнительного образования, учитель физической культуры, библиотекарь, вожатая).

Школа формирует такую инфраструктуру полезной занятости обучающихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения запросов участников образовательного процесса, в том числе личных потребностей обучающихся. В зависимости от своих интересов и потребностей каждый обучающийся формирует свой индивидуальный образовательный внеурочный вектор.

Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, направлено на реализацию Образовательной программы школы. Набор внеурочных модулей формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации; таких как, экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, викторины, познавательные игры, поисковые исследования и т. д.

Для реализации внеурочной деятельности составляются Рабочие программы внеурочных курсов в соответствии с целями и задачами, изложенными в Образовательной программе школы.

3. Материально-техническое обеспечение

Для реализации модели внеурочной деятельности в школе имеются необходимые условия, предусмотренные ФГОС ООО.

Для организации внеурочной деятельности школа располагает оборудованным спортивным залом, оборудованным танцевальным залом, актовым залом, библиотекой с местами школьника для выхода в Интернет, спортивной площадкой, кабинетами по предметам.

Школа располагает двумя кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, большинство предметных кабинетов подключены к локальной сети Интернет и оснащены интерактивным оборудованием.

4. Организация внеурочной деятельности

Форма проведения – групповая.

Внеурочная деятельность представлена следующими направлениями работы:

Формы внеурочной деятельности школы по направлениям:

Конкурсы, экскурсии, олимпиады, , деловые и ролевые игры и др.

Участие в олимпиадах

Разработка проектов к урокам.

Проведение бесед по охране здоровья.

Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток.

Участие в районных спортивных соревнованиях.

Беседы, экскурсии, целевые прогулки, ролевые игры, наблюдения, опыты.

Практикумы, конкурсы, сюжетно- ролевая игра, игра- путешествие.

Участие в творческих конкурсах, в акциях.

Участие и подготовка к мероприятиям.

Подготовка и участие в конкурсах.

Сюжетно-ролевые игры, игры – путешествия

Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок рисунков, поделок и творческих работ обучающихся;

Проведение тематических классных часов, встреч, бесед;

Участие в конкурсах, выставках детского творчества гуманитарного цикла на уровне школы, города, края.


Внеурочная деятельность — это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива

Важным условием действенности всех видов внеурочной работы является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.

Принципы организации внеурочной деятельности:

 соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

 опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

 свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Создание условий для реализации внеурочной деятельности

При организации внеурочной деятельности обучающихся будут использованы:

 собственные ресурсы школы (педагог-организатор, педагог-психолог, учителя-предметники, классные руководители);

 привлеченные специалисты, работающие на базе школы;

 педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию.

Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности:

Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС в школе имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в одну смену. Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом и гимнастическим залом со спортивным инвентарем, хореографическим залом, библиотекой, игровой площадкой, актовым залом,

Школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, есть выход в глобальную сеть Интернет

Содержание внеурочной деятельности на ступени основного общего образования

В школе реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов школы. Данная модель предполагает участие в ее реализации всех педагогических работников школы

Координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

 взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

 организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

 организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;

 организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Основная идея модели: создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации школьников во внеурочной деятельности.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

 выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;

 создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

 формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

 развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

 создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

 развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

 Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС ООО направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Внеурочная деятельность позволяет решить важные задачи:

 оптимизировать учебную нагрузку;

 улучшить условия для развития учащихся.

Работа школы позволит использовать такое эффективное воспитательное средство, как режим, с помощью которого будет упорядочена жизнь и деятельность обучающихся как в урочное, так и во внеурочное время. При этом будут учитываться познавательные потребности детей, а также возрастные особенности школьников.

Внеурочная деятельность школьников представлена такими видами деятельности, как:

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

5) народное творчество;

6) трудовая деятельность;

7) спортивно-оздоровительная деятельность;

8) туристско-краеведческая деятельность.

Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации как кружки, спортивные секции по выбору. Вместе с тем, внеурочная деятельность в рамках ФГОС ООО направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

План внеурочной деятельности определяет:

 основные направления развития личности обучающихся;

 перечень занятий, реализуемых в рамках внеурочной деятельности;

 количество часов внеурочной деятельности.

При конструировании плана внеурочной деятельности учитывался ряд особенностей организации образовательного процесса в школе:

 направленность на развитие интеллектуальных и творческих способностей, личностных достижений обучающихся, формирование универсальных учебных действий;

 создание образовательной среды, стимулирующей творчество,

 исследовательскую активность, инициативность обучающихся;

 предоставление свободы выбора обучающимся и их родителям

 интегративная связь урочной и внеурочной деятельности, осуществляемая через единство целевых установок и форм организации образовательного процесса, реализацию межпредметных проектов.

Режим организации внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность организуется по выбору обучающихся и их родителей во внеурочное время. Между уроками и занятиями внеурочной деятельности организуется перерыв не менее 45 минут. Продолжительность занятий — 40 минут. Количество используемых часов — 6 часов на каждый класс

Объекты контроля и анализа:

 познавательная активность, интерес к учению, школе;

 сформированность нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностных ориентаций и отношений к учению, себе, миру;

 применение правил и способов поведения в реальных жизненных ситуациях;

 участие в различной социально значимой деятельности, в том числе творческого характера;

 выполнение учащимися различных социальных ролей, в том числе связанных со школьной системой взаимоотношений.

 развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;

 приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;

 формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества,ценностного отношения к социальной реальности в целом;

 воспитание уважительного отношения к своему селу, школе;

 получение школьником опыта самостоятельного социального действия;

 формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

 воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;

 формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению.

  1. Ривкин, Е. Ю. Внеурочная деятельность. Лекция 4 /Е. Ю. Ривкин // Управление современной школой. Завуч.- 2013.- № 3.-С.100–109
  2. Сабельникова, С. И. Организация внеурочной деятельности обучающихся / С. И. Сабельникова // Управление начальной школой.- 2011.- № 3.-С.4–22
  3. Созонова, В. П. Примерная программа школьников во внеурочной деятельности в начальной школе / В. П. Созонова // Завуч начальной школы.- 2011.- № 5.-С.64–77
  4. Шмалькова, Л. В. Планирование и анализ реализаций внеурочной деятельности / Л. В. Шмалькова // Управление начальной школой.- 2011.- № 12.-С.5–12

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, основное общее образование, создание условий, образовательный процесс, основная образовательная программа, школа, Яковлевский район, Белгородская область, внеурочное время, Российская Федерация.

Похожие статьи

Методические советы по разработке и оформлению рабочих.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, основная образовательная программа, рабочая программа курса, общее образование, рабочая программа, программа, образовательная организация, образовательный процесс.

Реализация Основной образовательной программы через.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, Основная образовательная программа, направление, начальная школа, дополнительное образование, Начальное общее образование, внеурочное время, образовательное учреждение, III.

Организация внеурочной деятельности: проблемы, перспективы.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, суворовское военное училище, создание условий, образовательный процесс, формирование умения, программа, краеведческая деятельность, образовательная система.

Организационно-педагогические условия реализации.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, основная образовательная программа, рабочая программа курса, общее образование, рабочая программа, программа, образовательная организация, образовательный процесс.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, суворовское военное училище, создание условий, образовательный процесс, формирование умения, программа, краеведческая деятельность, образовательная система.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, основная образовательная программа, рабочая программа курса, общее образование, рабочая программа, программа, образовательная организация, образовательный процесс.

Внеурочная деятельность как составная часть.

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную.

Внеурочная деятельность как важное условие реализации.

В нашей школе внеурочная деятельность является одной из приоритетных составляющих учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени воспитанников. Школа после уроков — это мир творчества.

Внеурочная деятельность как средство достижения.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, основная образовательная программа, рабочая программа курса, общее образование, рабочая программа, программа, образовательная организация, образовательный процесс.


Внеурочная деятельность — это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива

Важным условием действенности всех видов внеурочной работы является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.

Принципы организации внеурочной деятельности:

 соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

 опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

 свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Создание условий для реализации внеурочной деятельности

При организации внеурочной деятельности обучающихся будут использованы:

 собственные ресурсы школы (педагог-организатор, педагог-психолог, учителя-предметники, классные руководители);

 привлеченные специалисты, работающие на базе школы;

 педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию.

Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности:

Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС в школе имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в одну смену. Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом и гимнастическим залом со спортивным инвентарем, хореографическим залом, библиотекой, игровой площадкой, актовым залом,

Школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, есть выход в глобальную сеть Интернет

Содержание внеурочной деятельности на ступени основного общего образования

В школе реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов школы. Данная модель предполагает участие в ее реализации всех педагогических работников школы

Координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

 взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

 организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

 организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;

 организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Основная идея модели: создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации школьников во внеурочной деятельности.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

 выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;

 создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

 формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

 развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

 создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

 развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

 Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС ООО направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Внеурочная деятельность позволяет решить важные задачи:

 оптимизировать учебную нагрузку;

 улучшить условия для развития учащихся.

Работа школы позволит использовать такое эффективное воспитательное средство, как режим, с помощью которого будет упорядочена жизнь и деятельность обучающихся как в урочное, так и во внеурочное время. При этом будут учитываться познавательные потребности детей, а также возрастные особенности школьников.

Внеурочная деятельность школьников представлена такими видами деятельности, как:

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

5) народное творчество;

6) трудовая деятельность;

7) спортивно-оздоровительная деятельность;

8) туристско-краеведческая деятельность.

Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации как кружки, спортивные секции по выбору. Вместе с тем, внеурочная деятельность в рамках ФГОС ООО направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

План внеурочной деятельности определяет:

 основные направления развития личности обучающихся;

 перечень занятий, реализуемых в рамках внеурочной деятельности;

 количество часов внеурочной деятельности.

При конструировании плана внеурочной деятельности учитывался ряд особенностей организации образовательного процесса в школе:

 направленность на развитие интеллектуальных и творческих способностей, личностных достижений обучающихся, формирование универсальных учебных действий;

 создание образовательной среды, стимулирующей творчество,

 исследовательскую активность, инициативность обучающихся;

 предоставление свободы выбора обучающимся и их родителям

 интегративная связь урочной и внеурочной деятельности, осуществляемая через единство целевых установок и форм организации образовательного процесса, реализацию межпредметных проектов.

Режим организации внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность организуется по выбору обучающихся и их родителей во внеурочное время. Между уроками и занятиями внеурочной деятельности организуется перерыв не менее 45 минут. Продолжительность занятий — 40 минут. Количество используемых часов — 6 часов на каждый класс

Объекты контроля и анализа:

 познавательная активность, интерес к учению, школе;

 сформированность нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностных ориентаций и отношений к учению, себе, миру;

 применение правил и способов поведения в реальных жизненных ситуациях;

 участие в различной социально значимой деятельности, в том числе творческого характера;

 выполнение учащимися различных социальных ролей, в том числе связанных со школьной системой взаимоотношений.

 развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;

 приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;

 формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества,ценностного отношения к социальной реальности в целом;

 воспитание уважительного отношения к своему селу, школе;

 получение школьником опыта самостоятельного социального действия;

 формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

 воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;

 формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению.

  1. Ривкин, Е. Ю. Внеурочная деятельность. Лекция 4 /Е. Ю. Ривкин // Управление современной школой. Завуч.- 2013.- № 3.-С.100–109
  2. Сабельникова, С. И. Организация внеурочной деятельности обучающихся / С. И. Сабельникова // Управление начальной школой.- 2011.- № 3.-С.4–22
  3. Созонова, В. П. Примерная программа школьников во внеурочной деятельности в начальной школе / В. П. Созонова // Завуч начальной школы.- 2011.- № 5.-С.64–77
  4. Шмалькова, Л. В. Планирование и анализ реализаций внеурочной деятельности / Л. В. Шмалькова // Управление начальной школой.- 2011.- № 12.-С.5–12

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, основное общее образование, создание условий, образовательный процесс, основная образовательная программа, школа, Яковлевский район, Белгородская область, внеурочное время, Российская Федерация.

Похожие статьи

Методические советы по разработке и оформлению рабочих.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, основная образовательная программа, рабочая программа курса, общее образование, рабочая программа, программа, образовательная организация, образовательный процесс.

Реализация Основной образовательной программы через.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, Основная образовательная программа, направление, начальная школа, дополнительное образование, Начальное общее образование, внеурочное время, образовательное учреждение, III.

Организация внеурочной деятельности: проблемы, перспективы.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, суворовское военное училище, создание условий, образовательный процесс, формирование умения, программа, краеведческая деятельность, образовательная система.

Организационно-педагогические условия реализации.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, основная образовательная программа, рабочая программа курса, общее образование, рабочая программа, программа, образовательная организация, образовательный процесс.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, суворовское военное училище, создание условий, образовательный процесс, формирование умения, программа, краеведческая деятельность, образовательная система.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, основная образовательная программа, рабочая программа курса, общее образование, рабочая программа, программа, образовательная организация, образовательный процесс.

Внеурочная деятельность как составная часть.

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную.

Внеурочная деятельность как важное условие реализации.

В нашей школе внеурочная деятельность является одной из приоритетных составляющих учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени воспитанников. Школа после уроков — это мир творчества.

Внеурочная деятельность как средство достижения.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, основная образовательная программа, рабочая программа курса, общее образование, рабочая программа, программа, образовательная организация, образовательный процесс.

Читайте также: