Модель психолого педагогического сопровождения дошкольников 6 7 лет на этапе подготовки к школе

Обновлено: 02.07.2024

Программа психологического сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста направленная на становление его полноценного личностного и интеллектуального развития для формирования адаптивных способностей

на этапе обучения в начальной школе

Пояснительная записка

Именно старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребенка на следующий, очень важный этап его жизни – поступление в школу. Поэтому существенное место в работе с детьми 6-го и 7-го года жизни начинает занимать подготовка к школе. Здесь можно выделить два аспекта: во-первых, продолжается целенаправленное развитие личности ребенка и интеллектуальных качеств, лежащих в основе успешного освоения им в будущем учебной программы, а во-вторых, обучение начальным школьным умениям и навыкам.

Проблема готовности ребенка к школьному обучению определяется в первую очередь как психологическая: приоритет отдается уровню развития мотивационно - потребностной сферы, произвольности психических процессов, операционных навыков, развитию тонкой моторики рук. Установлено, что одна лишь интеллектуальная готовность к школе не обеспечивает успешного вхождения в учебную деятельность. Тем не менее, на практике мы видим, как родители стараются максимально загружать детей в различных кружках, факультативах, подготовительных к школе курсах и т.п. Они убеждены, что на момент поступления ребенка в школу, автоматически сформируется учебная мотивация, произвольность поведения, внимание, словесно-логического мышление параллельно с интеллектуальными навыками. К сожалению, хорошо интеллектуально подготовленные к школе дети, зачастую плохо пишут, не выполняют правил ведения тетрадей, работы с дидактическим материалом и испытывают целый ряд других трудностей учебного порядка. За школьными партами такие дети быстро утомляются, теряют интерес и мотивацию к учебе. Это свидетельствует о психологической незрелости ребенка на момент поступления в школу и является актуальной проблемой, как для воспитателей, так и учителей. Указанные проявления психологической незрелости детей старшего дошкольного возраста является следствием слабого внимания взрослых к развитию познавательных психических процессов и личностных качеств ребенка в период дошкольного детства.

Развитие и обучение ребенка необходимо осуществлять, учитывая возрастные и психологические новообразования, опираясь на ведущий вид деятельности. В дошкольном возрасте образовательный процесс строится в игровой форме, что соответствует федеральным государственным требованиям. Основные направления развития детей в данной программе являются социально-личностное и познавательно – речевое. Большой интерес в процессе обучения для дошкольников представляют игры, заставляющие думать, исследовать, решать проблемные ситуации, предоставляющие возможность ребенку проверить свои способности. Вследствие чего, у детей повышается познавательный интерес и развивается интеллект. Дети овладевают конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. В игре ребенок самоутверждается, развивает упорство, устремление к успеху и различные мотивационные качества. Дошкольник осваивает первоначальные представления социального характера и включается в систему социальных отношений. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования великих ученых: Гальперин П.Я., В.Л. Данилова, А.В. Запорожец, Д.Б.Эльконин, И.В.Дубровина.

Согласно новым образовательным стандартам дошкольного образования принципиально важно учить детей не счету и письму, а разносторонне развивать, готовить к обучению в школе. Необходимо, чтоб к концу дошкольного возраста ребенок был развит в эмоциональном, физическом и интеллектуальном плане. Сформирована устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии. Сформированы способность и желание учиться.

Цель программы: психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленное на становление его полноценного личностного и интеллектуального развития для формирования адаптивных способностей на этапе обучения в начальной школы.

Задачи программы:

v развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой, речевой и личностной сфер;

v развитие произвольности поведения;

v снижение уровня тревожных переживаний;

v развитие навыков общения в коллективе;

v развитие самоконтроля;

v развитие творческого воображения;

v поддержка благоприятного психологического климата, обеспечивающего возможность полноценного личностного развития ребенка.

Тип программы: развивающий.

Диапазон программы: дети 6-7 лет, старший дошкольный возраст.

Принципы работы с детьми:

v Принцип научности;

v Принцип развивающего обучения;

v Принцип воспитывающего обучения;

v Принцип наглядности;

v Принцип систематичности и последовательности;

v Принцип доступности;

v Принцип осознания процесса обучения.

Методы реализации программы:

v сюжетно-ролевые, двигательные, дидактические, имитационные игры;

v элементы телесно ориентированной терапии;

v психологические этюды;

v релаксационные упражнения;

v проблемные ситуации.

Организация программы:

Срок реализации программы – 1 учебный год.

Периодичность развивающей деятельности с детьми – 1 раз в неделю.

Продолжительность развивающей деятельности с детьми – 25-30 минут.

Общее количество часов реализации программы - 22 часа.

Рекомендуемое количество членов группы – 8 -10 человек.

Вся деятельность имеет единую структуру.

Структура развивающей деятельности с детьми.

Ритуал приветствия.

Разминка – воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности.

Основное содержание развивающей деятельности – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение данной деятельности.

Рефлексия – оценка совместной развивающей деятельности с детьми (беседы).

Ритуал прощания.

Результативность: программа психологического сопровождения детей дошкольного возраста по формированию предпосылок учебной деятельности реализуется на протяжении трех лет и подтвердила свою эффективность. Это наблюдается в позитивном отношении детей к познавательной деятельности, отсутствии эмоциональных проблем и выстроенной системы при взаимоотношении с взрослыми и детьми. Эти компоненты психологической зрелости позволяют успешно адаптироваться в новых социальных условиях и успешно осваивать программу школьного обучения.

Структура и содержание психолого-педагогического обследования детей: Психолого-педагогическое обследование развития личностной и интеллектуальной сфер дошкольника 6-7 лет по формированию предпосылок к учебной деятельности проводится в октябре и в апреле. В качестве основных методик, позволяющих определить уровень развития детей являются:

ü Тест Керна – Йерасика (А.Д.Виноградова)

ü Рисование мужской фигуры

ü Срисовывание прописных букв

ü Срисовывание группы точек

ü Методика «Социометрические показатели личностных отношений в дошкольной группе. (Я.Л. Коломинский).

Применение таких методик позволяет получить необходимый объем информации и не приводит к переутомлению ребенка в ходе обследования. Данное обследование учитывает такие компоненты развития дошкольника 6-7 лет как личностная готовность (запас знаний об окружающем мире, мотивация, социальный статус ребенка в группе детского сада); интеллектуальная готовность (мышление, речь, внимание, зрительная и слуховая память); уровень произвольности поведения ребенка, тонкой моторики рук. Каждый компонент оценивается следующим образом: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий.

Для формирования предпосылок учебной деятельности у детей необходимы рекомендации родителям и педагогам по дальнейшему развитию ребенка.

Перспективный план взаимодействия работы педагога – психолога с родителями и воспитателями в рамках реализации программы

Сроки проведения

Родители

Воспитатели

Индивидуальные и групповые консультации по результатам обследования детей на начало учебного года.

Ознакомительная экскурсия в школу.

Индивидуальные и групповые консультации по результатам обследования детей на конец учебного года.

Тематическое планирование программы

Тематическое планирование разработано с учетом новых федеральных государственных требований и включает в себя региональный компонент на основе интеграции.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Педагог-психолог: Сабурова Анна Александровна

Образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.

Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка ФГОС - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Определены лишь целевые ориентиры, это социально-нормативные и психологические характеристики детей определенных возрастных групп, такие как инициативность и самостоятельность, уверенность в себе, развитое воображение, творческие способности в рисовании, развитая крупная и мелкая моторика руки, способность к волевым усилиям, любознательность. Вот некоторые целевые ориентиры, они не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они являются ориентирами для педагогов в целях решения задач профессиональной деятельности и формирования программы и ориентирами для родителей.

Целевые ориентиры в вопросах подготовки детей к школьному обучению:

- Выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования;

- При соблюдении требований к условиям реализации программы дошкольного образования они предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе, а содействие развитию личности ребенка для дальнейшей социализации. Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку! Дети должны на выходе из детского сада чувствовать себя в первом классе способными спокойно приспособится к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Ребенок должен учиться и развиваться через игру, Ведущую деятельность данного возрастного этапа.

Введение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) – важный этап преемственности детского сада и школы.

Главным результатом, согласно(ФГОС) по окончании дошкольного учреждения является ребенок физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; любознательный, активный, эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Проблема подготовки детей к обучению в школе в условиях перехода на ФГОС ДО остается актуальной, сегодня должны готовить детей к обучению в начальной школе в соответствии с ФГОС.

Ребенок к семи годам, то есть на выходе из детского сада становится общительным, любознательным, инициативным, самостоятельным. Это главные ориентиры, в каком направлении нужно двигаться. Именно эти качества и необходимо формировать у дошкольников. Также важно, чтобы у ребенка к концу пребывания в детском саду были сформированы волевая и мотивационная готовность к школе. Это и является основными задачами психологического сопровождения дошкольников.

Поэтому необходимым условием реализации ФГОС ДО в настоящее время становится психологическое сопровождение образовательного процесса.

Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и связанные с ним изменения в системе дошкольного образования определяют ряд новых функций в психолого-педагогическом сопровождении участников образовательных отношений в дошкольных образовательных учреждениях.

Цель психолого-педагогического сопровождения : создание социально-психологических условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

повышать психологическую компетенцию педагогов ДОУ через лекции, семинары, тренинги и другие формы работы;

оказывать психолого-педагогическую помощь родителям;

оказывать своевременную психологическую помощь и поддержку дошкольникам с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

разработать мониторинг достижения детьми подготовительной к школе группе планируемых результатов освоения ООП.

При этом важно, чтобы психологическая служба ДОУ ориентировалась не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом , а именно помогала в решении следующих задач:

Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность таким образом, чтобы обеспечить комплексное сопровождение педагогической деятельности для реализации поставленной коллективом цели.

Уточняет запрос по психологическому сопровождению образовательного процесса, формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.

Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

Формирует содержание психолого-педагогической работы по организации деятельности взрослых и детей в освоении образовательных областей. Составляет индивидуальные образовательные маршруты. …

Разрабатывает и внедряет план работы по преемственности со школой

Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.

Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня форсированности школьной зрелости у старших дошкольников

Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.

Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.

Принимает активное участие в методических объединениях воспитателей.

Участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.

Комплекс мер по организации психолого-педагогического сопровождения на этапе подготовки к школе в условиях внедрения ФГОС ДО направлен на:

разработку системы психолого-педагогического консультирования всех участников образовательных;

разработку и психологическое сопровождение системы мониторинга достижения детьми подготовительной к школе группе планируемых результатов освоения ООП;

разработку коррекционно-развивающих программ для преодоления (или снижения интенсивности) нарушений в познавательном и личностном развитии детей;

оказание помощи в реализации преемственности в образовательной деятельности при переходе ребёнка из ДОУ в школу.

Основные виды деятельности психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в ходе реализации психологического сопровождения на этапе подготовки к школе:

1) сопровождение детей:

диагностика уровня актуального развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем в формировании познавательной и эмоционально-личностной сфер;

сохранение и укрепление психологического здоровья.

2) сопровождение педагогов, реализующих ФГОС ДО:

консультативная работа по вопросам организации образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

психолого-педагогическая поддержка педагогов, реализующих ФГОС ДО .

3) сопровождение родителей (законных представителей):

проведение консультативной работы с родителями (законными представителями) по вопросам воспитания и развития детей.

Основные направления психолого-педагогического сопровождения в ходе реализации ФГОС ДО:

1. Консультативное направление

Организовать методическую помощь педагогам ДОУ по вопросам, связанным с особенностями образовательной деятельности по вопросам преемственности с ОУ.

Обеспечить оказание консультативной помощи всем участникам образовательных отношений, по вопросам готовности детей к переходу на начальную ступень обучения.

Формы взаимодействия с участниками образовательных отношений.

Работа с администрацией образовательных учреждений:

участие в работе педагогических советов;

Работа с педагогами:

лектории, круглые столы;

индивидуальные и групповые тематические консультации;

лекции, дискуссии, беседы;

мастер-классы, ярмарки педагогического мастерства и прочие формы работы.

Работа родителями (законными представителями):

консультирование родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и развития детей;

выступления на родительских собраниях;

родительские тренинги и другое.

2. Диагностическое направление.

Оказывать помощь педагогам в оценке достижения планируемых результатов освоения ООП.

Отслеживать динамику развития детей в процессе коррекционно-развивающей работы.

П редоставлять психологическую информацию, необходимую для принятия педагогами и администрацией образовательного учреждения решения о содержании дальнейшей образовательной деятельности.

3. Коррекционно-развивающее направление.

Данное направление психолого-педагогического сопровождения в соответствии с требованиями ФГОС ДО ориентировано на создание системы комплексной помощи детям с учётом их индивидуально-личностных особенностей.

Осуществлять индивидуально-ориентированную психолого-педагогическую помощь детям с учетом их психофизиологического развития и индивидуальных особенностей.

Определять специфику организации образовательной деятельности для одарённых детей, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья.

4. Профилактическое направление.

Способствовать успешной адаптации детей в ОУ.

Формировать у детей, педагогов, родителей (законных представителей) общую психологическую культуру в вопросах готовности ребенка к школе.

Оказывать индивидуальную помощь в развитии познавательной и эмоционально-волевой сфер ребёнка.

Таким образом школа опирается на достижения ребенка-дошкольника и организует свою педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

Говоря о психологическая готовности к школе большинство учителей начальных классов придерживаются мнения, что научить ребенка всему, что требуется в первом классе, не составляет труда, если у него сформирована психологическая и физическая готовность к обучению, и наоборот, если такая готовность отсутствует, то даже умение читать мало способствует успешности обучения.

Наиболее успешными в школе оказываются дети со следующими характеристиками личностной сферы: жизнерадостные, активные, любознательные, способные фантазировать, сочувствовать, сопереживать, действовать сообща, именно в содействии развития таких личностей и заключается основа психологического сопровождения на этапе подготовки к школе.

По данным исследований среди факторов, обусловливающих возникновение трудностей при обучении в начальной школе, наиболее частыми являются отягощенность раннего периода развития, задержка в формировании познавательных процессов (мышления, речи), недостаточное развитие моторных функций, зрительного восприятия, незрелость эмоционально-личностной сферы, нарушения состояния соматического и нервно-психического здоровья. В младшем школьном возрасте школьная дезадаптация проявляется у детей в виде трудностей в усвоении и выполнении предъявляемых требований, низкой школьной успеваемости, крайних форм недисциплинированности.

На современном этапе подготовки детей к школьному обучению в рамках ФГОС НОО стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения этой задачи от педагога-психолога требуется умение определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционно-развивающей работы.

Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, В.С. Мухина считают, что для того, чтобы не допустить школьной дезадаптации, в ДОУ педагогу-психологу необходимо своевременно организовывать коррекционно-развивающие занятия по подготовке к школе. В работе с дошкольниками немало важен комплексный подход при выявлении трудностей в обучении, выбор первоочередных коррекционных задач и оптимальных путей их решения, а также грамотно составленное содержание коррекционно-развивающей работы, выбор наиболее эффективных форм и методов психолого-педагогического сопровождения [1].

Разработанный федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования главной задачей в работе с детьми дошкольного возраста ставит приобщение их к ценностям культуры, социализацию ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению [3]. И это приобщение происходит через ведущий вид детской деятельности – игру.

В системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие, сегодня является неотъемлемой частью деятельности любого дошкольного учреждения.

Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью проведения работы по психолого-педагогическому сопровождению старших дошкольников в период подготовки к школе, формированию у них учебно-важных качеств необходимых для успешного обучения в школе.

Цель исследования: разработка модели психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в период подготовки к школе.

Эмпирическое исследование по психолого-педагогическому сопровождение старших дошкольников в период подготовки к школе состоит из трех этапов.

Первый этап – организационный, включал в себя: изучение психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования; определение рабочей гипотезы; конкретизация цели, задач, объекта исследования; подбор и апробация методов исследования.

Второй этап – опытно-экспериментальный, включал в себя: уточнение цели, задач и методов исследования; проведение психодиагностического обследования, с целью исследования каждого испытуемого, сбор и обработка результатов; проведение формирующего эксперимента (коррекционно-развивающей работы по минимизации выявленных дефектов готовности); повторное проведение психодиагностического обследования, сравнение и анализ полученных данных, их статистическая обработка.

Третий этап – заключительно-обобщающий, включал в себя: – обобщение, систематизация, осмысление результатов экспериментального исследования, проверка подтверждения гипотезы; – формулирование выводов, рекомендаций.

На данный момент наше исследование находится на втором этапе. Основной целью психологического обследования ребенка при приеме в школу является профилактика школьной неуспеваемости и дезадаптации, а также выявление актуального уровня его психического развития, а также индивидуально-психологических особенностей, специфики поведенческих характеристик [2].


Введение нового стандарта дошкольного образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в дошкольном образовательном учреждении, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации среды детского сада. Современное общество характеризуется высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.

Федеральные государственные стандарты — один из главных документов системы образования, определяющий базовые нормы и правила, по которым должен жить детский сад. Это касается не только педагогов, детей, но и всех участников образовательного процесса.

В соответствии с новыми требованиями в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, которыми в дошкольных образовательных учреждениях являются воспитанники, родители (законные представители) и педагогические работники.

Сопровождение — это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада и школы. Создание модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в детском саду обеспечит решение этих проблем. При этом ребёнок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых.

Важное место занимают психическое здоровье детей, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Забота о психологическом здоровье детей в образовательном пространстве — это забота о безопасности каждого растущего человека и безопасности нации завтра. Именно поэтому на современном этапе развития системы дошкольного образования возникает потребность организации психологического сопровождения внедрения федерального государственного образовательного стандарта на уровне каждого дошкольного образовательного учреждения.

На уровне каждого дошкольного учреждения задачей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса является совместная деятельность всех специалистов по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками [1].

Проблема психологического сопровождения развития детей дошкольного возраста находится в стадии интенсивной разработки и ее изучение крайне актуально на современном этапе образования. Дошкольный возраст обладает особой ценностью для последующего развития человека. Поэтому актуальность данного вопроса обусловлена противоречием между важностью и значимостью реализации системы психолого-педагогического сопровождения развития дошкольников с одной стороны, и слабой ее теоретической и практической разработанностью, с другой стороны.

В основании системы психолого-педагогического сопровождения лежат возрастные особенности детей на разных периодах развития и психолого-педагогические направления деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.

Объектом психолого-педагогического сопровождения является образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс) в детском саду.

Предметом деятельности — ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка с миром, с окружающими (взрослые, сверстники) и с самим собой.

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка в соответствии нормой развития в определенном возрасте.

Для реализации цели психолого-педагогического сопровождения решаются следующие задачи:

- удовлетворение базовых потребностей (тепло, питание, другие факторы, обеспечивающие здоровье);

- обеспечение в детском саду психологической и социальной безопасности;

- удовлетворение первичных интересов дошкольника (предметно-развивающая среда и социальная ситуация, способствующие становлению продуктивных видов деятельности и отношений с окружающими);

- превентивную и оперативную помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с принятием поведения в детском саду, межличностных коммуникацией со взрослыми и сверстниками;

- формирование готовности быть субъектом собственной деятельности.

- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

- психологическое сопровождение интеллектуального, личностного и нравственного развития воспитанников;

- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей и педагогов;

- организация психолого-педагогического сопровождения педагогов, воспитанников и родителей в ходе реализации федеральных государственных образовательных стандартов [2].

В основу сопровождения развития ребенка положены следующие принципы: рекомендательный характер советов сопровождающего, приоритет интересов сопровождаемого, непрерывность сопровождения, мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения.

Психолого-педагогическому сопровождению дошкольников нужно выделять следующие направления работ:

- обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями;

- развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни;

- коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка);

- обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям;

- расширение знаний педагогов детского сада о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей дошкольников;

- повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса;

- оказание психолого-педагогической помощи участникам образовательного процесса [3].

Психолого-педагогического сопровождения детей опирается на такие принципы, как: научность, системность, комплексность и технологичность, и руководствуются следующими направлениями:

- профилактическое (предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций для педагогов и родителям, по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития);

- диагностическое (выявление особенностей психического развития ребенка, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам);

- консультативное (оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогам в вопросах развития, воспитания и образования);

- развивающее (формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении);

- коррекционное (организация работы с воспитанниками, имеющими проблемы в поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики).

- просветительско-образовательное (формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности детей, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей).

Модель психолого-педагогического сопровождения детей в детском саду представляет следующую деятельность:

- организация работы ПМП (к) (выявление психолого-педагогических особенностей развития дошкольников, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия);

- систематическое наблюдение за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдений;

- осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности и планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ.

Последовательность работы по сопровождению ребенка имеет следующий алгоритм:

- Постановка проблем (начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребёнке и проведения диагностического исследования).

- Анализ полученной информации (оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений).

- Разработка плана комплексной помощи (определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребёнка, педагога, родителей, специалистов).

- Реализация плана по решению проблемы (выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения).

- Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению.

Итогами психолого-педагогического сопровождения ребёнка должны быть:

- сформирование у всех участников педагогического процесса понятийного аппарата;

- разработка карт индивидуального развития дошкольников;

- разработка алгоритма психолого-педагогического сопровождения;

- разработка схемы взаимодействия в работе специалистов детского сада и воспитателей;

- организация работы ПМП(к), подготовка необходимой документации [3].

Предлагаемая модель сопровождения включает изменения не только в содержании образования, но и охватывает организацию всего процесса жизнедеятельности детей и вопросы управления дошкольным образовательным учреждением.

Для комплексной работы и организации единого пространства развития и воспитания детей важна совместная работа специалистов дошкольного образовательного учреждения. Это обеспечивает качественное психолого-педагогическое сопровождение семьи на всех этапах детства, делает родителей действительно равноправными участниками образовательного процесса.

Поэтому, целью психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей) становится:

- установление тесного и постоянного сотрудничества детского сада и семьи, позволяющее помочь родителям наладить партнерский диалог со своим ребенком на основе полученных знаний о возрастных психологических закономерностях и индивидуальных особенностях детей;

- психолого-педагогическое сопровождение родителей позволяет организовать взаимодействие по выявлению и анализу реальных и потенциальных проблем у родителя, совместному проектированию возможного выхода из них [4].

Федеральные государственные образовательные стандарты — это система условий психолого-педагогической поддержки развития и социализации детей. Введение стандарта вызвана главной миссией дошкольного образования — наполнить жизнь ребенка позитивными переживаниями детства! Поэтому, стандарт учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, но и акцентирует внимание на то, что в образовании ребенка участвуют два социальных института: семья и детский сад, являющихся партнёрами в общем деле.

Исходя из выше изложенного, ожидаемым результатом психолого-педагогического сопровождения дошкольников являются следующие аспекты:

- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;

- раннее выявление недостатков в развитии и особых образовательных потребностей дошкольников;

- увеличение доли выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья, своевременно получивших психологическую коррекционную помощь;

- уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческих последствий, предупреждение появления вторичных отклонений в развитии ребенка;

- сохранение и преумножение интеллектуального и творческого потенциала детей;

- постоянное сотрудничество между педагогами детского сада и родителями для эффективной работы с детьми;

- оказание помощи педагогам в повышении квалификации, осуществлении инновационной деятельности, т. к. в настоящее время внедрение инноваций — обязательное условие развития дошкольного образовательного учреждения;

- снижение психоэмоциональных напряжений педагогов через снижение негативных переживаний;

- создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи педагогам, имеющим проблемы;

- сохранение высокого уровня работы дошкольного образовательного учреждения, приобретение высокого рейтинга и доверия у родителей в сегодняшних финансово-экономических условиях [3].

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в детском саду гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов, психологической культуры родителей, а это в свою очередь разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него способности до уровня, соответствующего возрастным особенностям и требованиям современного мира.

1. Михайлина, М. Ю. Психическое здоровье как основа модернизации образования Материалы III Всероссийского съезда психологов.- СПб., 2003.

2. Смирнова, Е. О. Детская психология: Учеб. для студ. выс. пед. учеб. заведений /Е. О. Смирнова.- М.: Гуманит. изд. центр. Владос, 2003.

3. Сафонова О. А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении. М, 2011.

4. Шипицына Л. М., Казакова В. И., Жданова М. А. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. — М.: Владос, 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное образование, оказание помощи, родитель, организация работы, педагог, психолого-педагогическое сопровождение дошкольников.

Похожие статьи

Педагогическое сопровождение и помощь родителям.

детский сад, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное образовательное учреждение, родитель, оказание помощи, дошкольное образование, педагог.

Сущность методического сопровождения педагогов.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного.

педагогическое сопровождение, учебно-воспитательный процесс, образовательный процесс, обучение, ребенок, творческая деятельность.

Психолого-педагогическое сопровождение детей.

Проблема адаптации ребенка раннего возраст к условиям дошкольного образовательного учреждения сохраняет свою высокую значимость на протяжении длительного времени. Это обусловлено тем.

Программа психолого-педагогического сопровождения детей.

детский сад, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное образовательное учреждение, родитель, оказание помощи, дошкольное образование, педагог, психолого-педагогическое.

К проблеме психолого-педагогического сопровождения.

Ключевые слова: субъект сопровождения, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, система отношений, педагогическая среда, саморазвитие, самоактуализация, уровень сопровождения, девиантное поведение, ученик.

Вовлечение родителей дошкольников с ОВЗ.

детский сад, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное образовательное учреждение, родитель, оказание помощи, дошкольное образование, педагог, психолого-педагогическое.

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей.

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении. Автор: Суркова Людмила Сергеевна.

Проектирование психологически безопасной образовательной.

детский сад, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное образовательное учреждение, родитель, оказание помощи, дошкольное образование, педагог, психолого-педагогическое.

Реализация психолого-педагогического сопровождения детей.

Одним из направлений работы детского сада является — организация психолого-медико-педагогического комплекса, как комплекса взаимодействия параллельных служб ДОО.

Читайте также: