Как интернет влияет на детей кратко

Обновлено: 05.07.2024

Интернет в последнее время, становиться все популярнее и дети, умеют пользоваться им, порой лучше взрослых. Но как влияет интернет на развитие ребенка, какие его плюсы и минусы знают не все. Ошибка родителей в том, что часто они либо пытаются запретить, пользоваться интернетом ребенку, либо просто, не обращают внимания на то, что ребенок целыми днями сидит в интернете.

Чтобы понять влияет ли интернет на развитие ребенка, родителям для начала нужно понять то, чем занимаются в нем дети. Ведь интернет может нести в себе как пользу, так и вред, для этого нужно осознавать, что ваш ребенок там делает. Дети чаще всего: играют в игры, общаются с друзьями, смотрят смешные видео. Игры есть как полезные, так и вредные, общение с друзьями может приносить пользу, так и вред, видео поднимет настроение, но бывает также вредно. А значит, задача родителей разумно подойти к проблеме использования детьми компьютерных технологий и влиянию интернета.

Отрицательное влияние интернета на детей

Интернет — это наркотик для детей.

Затягивает незаметно, вырваться сложно.

Положительные стороны интернета для ребенка

1. Школьник из сети интернет может почерпнуть много полезной информации, новой и увлекательной. Изучая информацию о различных явлениях и достопримечательностях, ребенок становится более эрудированным и расширяет свой словарный запас.

2. Детские развивающие игры могут тренировать память, внимание, логику, координацию и другие навыки.

3. В интернет-пространстве ребенку легко искать единомышленников. К примеру, в социальных сетях, посвященных рисованию, музыке или танцам. Из интернета дети могут узнать много информации о любимом увлечении и получить толчок к саморазвитию.

Родителям нужно помнить, что интернет нельзя считать безопасным местом, в котором ваш ребёнок может чувствовать себя защищенным.

Интернет может помочь ребенку развиваться и познавать мир, если родители будут контролировать время, проведенное ребенком перед экраном. Ограничив доступ к неблагонадежным ресурсам, чтобы школьник получал пользу, а не вред от интернета и общения в виртуальном мире.

Интернет покорил взрослое поколение, затем соблазнил подростков и вот добрался до самых маленьких. Уже не редкость встретить трехлетнего малыша, увлеченно нажимающего кнопки на папином планшете. Но, что скрывается за этим безобидным времяпровождением?

Как интернет влияет на ребенка

В чем опасность интернета

У дошкольников слабо развита тормозная система. Они быстро возбуждаются, вовлекаются в процесс, а вот затормозить чувства и желания им сложно. Всемирная сеть пестрит динамичными играми, красочными пейзажами, супергеройскими способностями. Даже взрослому трудно устоять, что говорить о малыше. Его это завораживает, увлекает. Он становится заложником виртуальной реальности.

Интернет — это наркотик для детей. Затягивает незаметно, вырваться сложно.

Последствия

Да, во всемирной паутине много развивающих игр и познавательных мультфильмов. Есть там детские презентации, которые малыш смотрит с удовольствием и расширяет полученные знания. Но за этими небольшими плюсами скрываются огромные минусы.

Искривление осанки

Долго сидеть за компьютером — нагрузка на позвоночник. Теперь интернет стал доступен через планшет и телефон. Дети играют лежа на животе, на спине, полулежа, сгорбившись в три погибели. Поскольку скелет ребенка еще только формируется, такое времяпровождение чревато искривлением позвоночника.


Падает зрение

Длительное время смотреть в одну точку вредно. К тому же дети не соблюдают расстояние от глаз до экрана, зачастую играют в темноте. Это нагрузка на глазные мышцы. Они устают и атрофируются, что ведет к ослаблению зрения.

Отстает развитие речи, страдает мышление

Искажение реальности

Маленький ребенок не умеет мыслить критически. Любую полученную информацию он воспринимает за правду. В интернете полно искаженного и ложного материала. Компьютерные игры строятся на несуществующих способностях героев и вымышленных свойствах окружающих предметов. Ребенок переносит полученные знания в жизнь. Известны случаи, когда дети, представляя себя супергероями, спрыгивали с крыш домов.

Мультфильмы и виртуальные игры закладывают неправильные ценности. Теперь героями правят не добро и справедливость, а сила и хитрость. Жажда наживы и грубость занимают не последнее место. Дети больше не хотят быть космонавтами и учеными. Они хотят быть блоггерами, киллерами, не работать вообще.

Формирует жестокость

Во всемирной паутине много развлечений, содержащих сцены насилия. Когда ребенок их видит регулярно, у него формируется отношение к агрессии как к нормальному, естественному проявлению черт личности. Если жестокость закладывается уже в раннем детстве, как отразится в будущем? Измененное сознание, нет жалости, сопереживания. Всемирная сеть воспитывает жестокое поколение.

Информация не по возрасту

Программирует зависимость

Влияет на нервную систему

Компьютерные развлекательные игры, для какого возраста они бы не предназначались, перевозбуждают нервную систему. Эти развлечения по содержанию своему очень динамичны. В них часто присутствует эффект неожиданности, что может испугать малыша. У детей появляются необоснованные страхи. Так как психические процессы ребенка еще не сформированы, последствия могут быть непредсказуемыми.

В настоящее время медики связывают растущую гиперактивность детей с частой и резкой сменой картинок на экранах, динамичностью компьютерных игр.

Без контроля


Недостаток свежего воздуха

Время, которое дети проводят в сети, раньше тратили на игры со сверстниками на свежем воздухе. Теперь их не выгнать на улицу. В интернете есть и развлечения, и сетевое общение. Дети страдают от недостатка свежего воздуха, что сказывается на здоровье.

как выглядит детство без интернета


Пропадает интерес к учебе

С появлением интернета ученые отмечают у детей резкий спад интереса к знаниям. Ребенку нет больше смысла утруждаться. Веб-сайты дают готовые ответы на вопросы, там легко найти необходимую информацию. В отличие от учебы, где нужно приложить усилия, чтобы получить результат.

Малообщительность

В интернете время проходит незаметно. 60 минут пролетает как 6. Ребенка в меньшей степени интересует общение с друзьями лицом к лицу. Виртуальная реальность ярче и привлекательней. Ей отдается предпочтение. Дети, зависимые от компьютерных игр, становятся замкнутыми, нелюдимыми, теряют контакт с обществом.

Снижение активности

Всемирная сеть быстро затягивает. Времени на другие виды деятельности не хватает. Спорт, танцы, соревнования и хобби становятся менее привлекательными, чем виртуальная реальность. Отсюда малоподвижный образ жизни, атрофируются мышцы, появляется склонность к ожирению.

Сексуально-девиантное поведение

Беспрепятственный доступ к запретной теме влечет ранний интерес и желание попробовать. Дети рано и неразборчиво вступают в половые связи, что ведет к незапланированной беременности и распространению специфических болезней.

Жертвы киберпреступников

Небольшой жизненный опыт не позволяет ребенку распознать опасность. Дети в интернете — легкая добыча для преступников, маньяков, сектантов. Последние 10 лет через сеть идет активная вербовка несовершеннолетних в различные незаконные группировки.

Виды виртуальной зависимости

Не всегда привязанность формируется посредством компьютерных игр. Чтобы вовремя распознать проблему, родителям следует знать и различать три вида интернет-зависимости.

  1. Игровая. Ребенок часто и подолгу играет в компьютерные игры.
  2. Сетевая. Чрезмерное увлечение перепиской в социальных сетях.
  3. Серфинг. Долгое, бесцельное просматривание сайтов и красивых картинок.

Правила общения с интернетом

Так ли необходим маленькому ребенку интернет? На самом деле он дошкольнику не нужен. Все развивалки и логические смекалки есть в бумажных версиях. Это настольно-дидактические игры. Но если, все же, решили развивать ребенка при помощи всемирной сети, следует строго соблюдать следующие правила:

Время. Для детей разных возрастов установлены нормы пребывания за компьютером (планшетом, айфоном):

  • до 5 лет — не более 10 минут
  • 5-7 лет — до 20 минут
  • 7-11 лет — до 30 минут
  • 12-14 лет — до 45 минут
  • 15-16 лет — до 2 часов с перерывами

Контроль. Чтобы знать, чем ребенок занимается в сети, поместите компьютер таким образом, чтобы монитор был всегда на виду. Например, в проходной комнате, в прихожей.

  • ограничивает время,
  • отслеживает все действия в интернете,
  • блокирует неприличные сайты,
  • позволяет скачивать игры с учетом возрастных ограничений.

Свободное время. Часто, ребенок увлекается компьютером от бестолкового времяпровождения, от незнания, чем себя занять. Не используйте интернет как няню. Проводите время с детьми. Гуляйте на природе, ходите в кафе, кино, беседуйте, читайте книжки.

Дополнительные занятия. Чтобы ребенок лишний раз не садился за компьютер, запишите его в спортивную секцию, кружок, танцы. Так вы убьете двух зайцев: меньше времени на интернет + физическое развитие.

Пагубное влияние интернета легче предупредить, чем лечить его последствия. Уделяйте детям больше внимания, и они будут меньше увлекаться виртуальной реальностью.

Читаем также:

Интернет – зависимость у детей: к чему это может привести

Плюсы и минусы влияния интернета на детей и подростков

Сложно представить жизнь современного человека без интернета, ведь все сферы жизни, так или иначе, связаны с выходом в сеть. Психологи стали все чаще спорить относительно того, насколько интернет полезен для детей.

В статье мы рассмотрим, что такое интернет для современного человека, каково влияние интернета на подрастающее поколение, в чем его польза и какой вред для здоровья и психики, как помочь ребенку не попасть в интернет зависимость.

Место интернета в современном мире

Интернет – это всемирная система объединенных компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Он позволяет найти ответ практически на любой вопрос. Планшеты, мобильные устройства и компьютеры прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Возможности, которые они способны предоставить, ежегодно расширяются.

В 1997 году было зафиксировано более 1 млн веб сайтов в интернете. Вместе с этим число подключенных компьютеров перешагнуло отметку в 10 млн. В 2010 году было решено подключить к сети Международную космическую станцию. Ровно через год отключение регионов от всемирной сети стали считать незаконным действием, нарушающим права человека.

Хотите, чтобы ваше желание исполнилось? Приглашаем на трансформационную психологическую игру, которая запустит сбычу мечт!

Для чего нужен интернет в повседневной жизни:

  • электронной записи на разнообразные услуги и процедуры;
  • обучения и работы;
  • удаленного управления системами;
  • оплаты счетов;
  • прослушивания музыки, чтения книг и просмотра фильмов;
  • общения и знакомства;
  • поиска необходимой информации;
  • онлайн общение и многопользовательские игры .

Интернет позволяет чаще видеть родных и близких, живущих в других городах. Он открывает возможности и для профессиональной реализации. Сегодня можно общаться и работать удаленно, не выходя за пределы дома. Для студентов и школьников интернет является настоящим кладезем знаний. Они могут в любой момент отыскать любую нужную для учебы информацию.

Плюсы интернета для детей и подростков

Плюсы использования интернета значительно превосходят потенциальный вред, который он может оказать. Компьютеры и гаджеты уверенно закрепились в нашей повседневной жизни. Ее уже нельзя представить без общения в мессенджерах и прослушивания музыки в режиме онлайн по пути на работу. С помощью глобальной сети мы ежедневно взаимодействуем с окружающим миром и получаем нужную информацию.

Главное преимущество интернета заключается в экономии времени. Например, фрилансерам нет необходимости тратить время на дорогу в офис. Благодаря прогрессу они могут работать в домашних условиях, тем самым экономя свое время. Его остаток можно потратить на плодотворную работу.

К существенным плюсам пользования интернетом можно отнести:

  1. Возможность общения в режиме реального времени.
  2. Упрощение бытовых дел. Покупку продуктов и оплату счетов можно осуществлять, не выходя из дома.
  3. Возможность профессиональной реализации для интровертов. Чтобы работать и получать хорошую зарплату, совсем не обязательно физически присутствовать на рабочем месте.
  4. Поиск любой информации стал наиболее доступным. Ответ на любой запрос дается в течение нескольких минут. Ресурсы интернета сегодня считаются неисчерпаемыми.
  5. Возможность удаленного обучения. Это экономит время и положительно сказывается на продуктивности.
  6. Мгновенное получение любых аудио- и видеоматериалов, даже с другого края земли.
  7. При правильном подходе интернет может стать эффективным тренажером для развития памяти и логики. Появляется все больше мобильных приложений и игр, направленных на развитие эрудиции и логики. Игры позволяют облегчить процесс обучения.

Минусы интернета для ребенка

Специалисты все чаще стали отмечать негативное влияние интернета на детей. При неблагоприятных условиях он вызывает зависимость, которая приводит к серьезным проблемам с психикой и здоровьем.

Минусы интернета в современном мире:

  1. Высокая вероятность получения недостоверной информации. К сожалению, пока еще не предусмотрено ответственности за публикацию тех или иных материалов. Она может вводить пользователей в заблуждение, а в некоторых случаях даже серьезно вредить им.
  2. Увеличение случаев мошенничества и привлечение к нему несовершеннолетних детей.
  3. Потеря ценности живого общения. Люди стали чаще общаться с другими людьми через интернет, отказываясь от личных встреч.
  4. Снижение уровня образования за счет возможности найти любую информацию в интернете. Школьники перестали посещать библиотеки и читать книги. Они предпочитают скачивать доклады и рефераты через интернет.
  5. Хорошим подспорьем интернет стал и для мошенников. Несовершенство правовой базы позволяет им придумывать изощренные схемы обмана.

Влияние интернета на здоровье и психику детей

У детей интернет все чаще вызывает психологическую зависимость. Специалисты связывают это с неокрепшей нервной системой. Сегодня почти у каждого школьника имеется собственный гаджет, обеспечивающий доступ в интернет. Далеко не всегда родители контролируют, чем их чадо занимается в сети , в какие игры играет и какие сайты посещает . Отследить момент, когда обычное увлечение компьютером переходит в зависимость, крайне сложно.

Негативное влияние интернета на современных детей может проявляться в изменении их психики. Ребенок, зависимый от компьютера, часто бывает раздражительным и подавленным. Он напрочь забывает о своих прежних увлечениях, предпочитая проводить свободное время в сети. Там он может создать любой образ, который расходится с реальностью, ведь интернет дает возможность компенсировать то, чего не хватает в реальной жизни.

В чем заключается негативное влияние интернет-зависимости на здоровье ребенка:

  1. Длительное нахождение в одной и той же неудобной позе может привести к искривлению позвоночника. Особенно, если ребенок отказывается делать перерывы в использовании компьютера.
  2. Слишком близкое расположение мерцающего экрана вызывает снижение зрения. Сначала ребенок будет страдать синдромом сухого глаза, а затем столкнется с резким падением зрения. Чтобы этого не произошло, нужно делать гимнастику для глаз и периодически отдыхать от гаджетов и компьютера.
  3. Дети, увлекающиеся компьютерными играми, расположены к туннельному синдрому. При его развитии появляется сильная боль в области запястья. В дальнейшем это может привести к ограничению подвижности руки. Часто причиной этого заболевания считают неудобное положение кисти во время работы с компьютерной мышью.
  4. Влияние интернета на детей может затрагивать и пищевые привычки. Помешанность на гаджетах исключает осознанность при употреблении пищи. Ребенок может кусочничать, есть на ходу или вовсе забывать о приеме пищи. В дальнейшем это может спровоцировать расстройства пищевого поведения, которое нередко приводит к анорексии или ожирению.
  5. Психологи замечают и вредное влияние интернета на психику детей. При зависимости ребенок перестает контролировать свои эмоции. Если ему не позволяют выйти в сеть, он начинает кричать, обижаться и использовать разные манипуляции. Он становится более раздражительным и подавленным.
  6. У некоторых детей на фоне интернет-зависимости нарушается режим сна и отдыха. Это сказывается на общем состоянии организма. Нехватка сна угнетает иммунитет и снижает продуктивность ребенка. Из-за этого у него могут возникнуть проблемы с учебой.

Как интернет влияет на отношения детей и родителей

Увлечение интернетом может стать причиной плохих отношений между ребенком и его родителями. Эта взаимосвязь работает и в обратную сторону. Если родители не дают ребенку внимания и заботы, он начинает компенсировать их нехватку с помощью интернета.

За компьютером день пролетает незаметно. Ребенок может потерять ощущение времени и не успеть сделать уроки или дела по дому , потратив время на игры или общение . Это может стать причиной скандалов и упреков со стороны родителей. Чем чаще будут повторяться подобные ситуации, тем сильнее будут портиться отношения. В запущенных случаях у ребенка может возникнуть ненависть по отношению к родителям.

Нужно помнить, что в интернете имеется немало угроз для психики и здоровья ребенка. Если он отдалился от родителей, мошеннику или маньяку проще войти с ним в контакт. Парадоксально, но запуганные родительской опекой дети с доверием относятся к незнакомым людям. При неблагоприятных условиях это может обернуться настоящей трагедией.

Как избежать интернет-зависимости у детей и подростков

Несмотря на обилие плюсов интернета для подростков и детей младшего возраста, их родителям всегда нужно быть начеку. Лучше предотвращать интернет-зависимость в самом начале ее развития.

Родителей должны насторожить следующие признаки:

  • повышенная раздражительность ребенка;
  • нарушение режима сна и отдыха;
  • ухудшение учебы;
  • полное смещение фокуса внимания на компьютер и гаджеты;
  • ребенок отказывается от прогулок и встреч с друзьями;
  • учащение конфликтов внутри семьи.

Если есть подозрение на интернет-зависимость у ребенка, первоначально нужно наладить с ним отношения. Он должен понимать, что близкие его любят и ценят. Желательно тщательно продумать досуг ребенка. Нужно почаще привлекать его к общим семейным делам, предложить посещение кружков или спортивных секций. Если ребенок будет занят, у него не останется на компьютер ни времени, ни сил.

Крайне важно с младшего возраста внушать мысль о том, что в интернете не все так хорошо, как может показаться. За симпатичной аватаркой может скрываться маньяк или убийца. Это позволит защитить ребенка от потенциально опасных людей.

В интернете подростки часто придумывают себе образ, позволяющий реализовать любые скрытые и явные желания. Ребенок старается получить то, чего ему не хватает в реальной жизни. Родители со своей стороны могут окружить свое чадо любовью и заботой, чтобы ему не пришлось искать это в интернете. Необходимо стать другом своему ребенку – почаще спрашивать о его делах, делиться мыслями, обсуждать насущные проблемы. Все это в совокупности позволит снизить пагубное влияние интернета и облегчить воспитание .

Ни в коем случае не стоит давить на ребенка, манипулировать и строго ограничивать его. Необходимо создать такие условия, при которых ему самому не захочется проводить время в интернете. Вступив на тропу противостояния, наладить отношения будет очень непросто.

Влияние интернета на детей и подростков может быть как негативным, так и положительным , иметь преимущества и недостатки . Все зависит от обстановки в семье и особенностей характера ребенка. Правильный подход к воспитанию поможет получить от интернета максимум полезного и нужного.

Дети и соцсети: безопасность и правила поведения. Что говорят исследователи

Цифровизация повседневной жизни затрагивает современное детство: социальные сети становятся всё более привычной формой досуга для детей. Домашнее пространство становится одновременно приватным и публичным — ребёнок может общаться с целым миром, сидя в своей комнате. Влияние социальных сетей на ребёнка вызывает интерес не только родителей и образовательных институтов, но и исследователей.


Как практики общения и саморепрезентации в интернете влияют на эмоциональное состояние ребёнка, в чём кроется конфликт между родительским контролем и стремлением детей к независимости, а также какие риски приходят в жизнь детей вместе с социальными сетями — выяснили с сотрудницей Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ.


Александра Бочавер,

доцент Института образования НИУ ВШЭ, научный сотрудник Центра исследований современного детства, преподавательница Высшей школы экономики

Безопасность детей в соцсетях

Основные родительские тревоги вокруг интернет-безопасности детей связаны с кибербуллингом, киберагрессией, а также сексуализированной агрессией в отношении их ребёнка. Родители также боятся, что дети скомпрометируют себя через откровенную переписку с партнёром или публикации в соцсетях, станут жертвами шантажа, откроют незнакомцам своё местоположение. Другой круг тревог относится к интернет-зависимости и злоупотреблению цифровыми технологиями — чем плотнее соцсети входят в повседневность ребёнка, тем больше у родителей страха, что пострадают учёба и социализация. Беспокойство также вызывает неподконтрольность поведения ребёнка в соцсетях.

Контроль родителей за поведением ребёнка в социальных сетях

Воспитательный процесс подразумевает поиск золотой середины между контролем для обеспечения безопасности ребёнка и поддержанием условий для развития самостоятельности.

Поведение ребёнка в соцсетях не становится исключением. Родители выбирают разные тактики в отношении активности своих детей в интернете, это зависит от ряда факторов: возраста ребёнка, характера отношений между ребёнком и родителями, опыта использования информационных технологий.


С появлением социальных сетей в жизни ребёнка появляются риски, которые стоит обсудить заранее на примере гипотетических ситуаций: что ты сделаешь, если под твоим постом напишут оскорбительный комментарий или тебя попросят прислать фотографию в обнажённом виде. Шантаж, кибербуллинг и другие неприятности в интернете — во всех этих случаях ребёнку нужна поддержка, он не должен оставаться один на один с такими проблемами. Поэтому полное игнорирование со стороны родителей детского опыта использования соцсетей недопустимо.

Другая крайность — избыточный контроль и гиперопека. Проверка истории запросов в браузере и специальные программы родительского контроля ситуативно помогают снизить тревогу, но негативно сказываются на доверии в отношениях с детьми. Особенно высок риск разрушить отношения с ребёнком, если подобные программы устанавливаются тайно от него. Из каких бы побуждений они ни совершались, подобные действия родителей говорят ребёнку об отсутствии уважения в семье, доверия, нарушают границы субъектности ребёнка, означают отсутствие личного пространства.

Конечно, даже в таких условиях дети чему-то учатся. В условиях жёсткого контроля ребёнок чаще всего учится быть покорным внешнему контролю — это вредный психологический опыт, ведь у человека теряется ощущение уверенности в себе и своих компетенциях, падает самооценка, в будущем он чувствует, что ничего не может сделать самостоятельно. Некоторые же дети в такой ситуации учатся обходить родительские запреты и слежку — они начинают обманывать, скрываться, заводить секретные аккаунты.

Социальные сети как пространство автономии и саморепрезентации

Интернет предоставляет как новые риски, так и новые возможности: к последним относятся прежде всего новые способы достижения ребёнком автономии. Эмансипационный потенциал интернета для детей стал особенно заметен в период пандемии и самоизоляции. Но даже вне подобных кризисных ситуаций соцсети расширяют горизонт возможностей для творчества и общения. Многие дети и подростки используют свои аккаунты в социальных сетях для того, чтобы делиться своей деятельностью с аудиторией, которая может состоять из близких друзей, одноклассников, друзей по переписке, сообщества людей со схожими интересами (самый яркий пример — фандомы произведений популярной культуры).

Для большинства пользователей, и детей в том числе, интернет функционирует как территория исследований. Расширение информационного поля за счёт доступности различных источников знаний о мире, безусловно, способствует интеллектуальной автономии подростка. Множество научно-популярных ресурсов позволяет подросткам выбрать наиболее удобный для себя формат получения знаний — для кого-то это подкасты, для кого-то статьи, для кого-то короткие видео на ютьюбе.


Другой фактор, который нужно учитывать, размышляя об автономии подростка в интернете, — выстраивание идентичности, то есть попытка рефлексировать на тему самого себя. Идентичность неразрывно связана с независимостью — только самостоятельный субъект может осознавать себя целостным.

В соцсетях можно пробовать новые модели поведения, отличающиеся от принятых в семье, ведь в интернете легче делать что-то, скрытое от родительского глаза. Часто такие эксперименты оказываются полезными для подростков, хотя и тревожны для родителей. Дети экспериментируют с образами и моделями общения в интернете, а отсутствие наблюдения снимает с них давление и стеснение. На каждой интернет-площадке — в онлайн-игре, фандоме, сообществе блогеров — есть свои ценности и сложившиеся правила общения: у детей появляется возможность для сопоставления социальных моделей из семьи и школы с чем-то новым. Это важный этап взросления, который реализуется в разных сферах жизни, одной из которых может выступать интернет-общение.

Влияние соцсетей на коммуникативные навыки

Существуют четыре равно подтверждённые и принятые гипотезы по поводу влияния социальных сетей на коммуникативные навыки ребёнка.

Социальные сети и здоровье подростков

Согласно данным исследователей, наблюдается связь между низким эмоциональным благополучием ребёнка и чрезмерным использованием интернета. По результатам теста PISA — Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся — за 2015 год, 88% школьников пятнадцатилетнего возраста воспринимают интернет как важнейший информационный ресурс, 84% считают, что обладание аккаунтами в соцсетях полезно. Однако при использовании соцсетей более шести часов в будни у детей снижается удовлетворённость жизнью и самооценка, такие дети чаще становятся жертвами буллинга и агрессии.

В современных условиях пандемии, а также в зависимости от условий жизни конкретного ребёнка, оптимальное количество часов использования интернета в сутки может меняться, и оно растёт с каждым годом в связи с переходом на онлайн-образование. Важный показатель — самочувствие ребёнка в ситуациях, когда интернет и цифровые устройства недоступны.

Основные негативные последствия того, что ребёнок слишком долго сидит в интернете, и как с ними справляться

  • Снижение физической активности. Этого можно избежать, например, составляя план на день, в котором онлайн-занятиям будут отведены определённые промежутки между делами, которые требуют движения;
  • Нарушения сна. Для профилактики важно учить ребёнка ограничивать использование цифровых девайсов за пару часов до сна и тем более в ночное время;
  • Набор веса и переедание в связи со сбитым режимом отдыха и активности. Желательно разграничивать в квартире зоны приёмы пищи и досуга, приучать ребёнка к полноценным приёмам пищи вместо перекусов за компьютером;
  • Проблемы с концентрацией и вниманием. Для профилактики важно, чтобы ребёнок умел получать удовольствие от вещей, которые требуют сосредоточенности на протяжение длительного времени, например, от чтения.

Вероятно, общение и досуг в соцсетях сами по себе не влияют на ухудшение эмоционального состояния ребёнка. Однако резкое увеличение времени, проводимого онлайн, скорее всего, будет сигнализировать об имеющейся проблеме в жизни ребёнка. Чрезмерное использование интернета может усугублять или даже вызывать проблемы с психологическим и физическим здоровьем, но чаще всего избыточное времяпрепровождение онлайн — это не причина, а симптом серьёзной неудовлетворённости жизнью. Для детей, которые сталкиваются с депрессией, одиночеством, стигматизацией, нездоровой обстановкой дома, соцсети становятся формой эскапизма от неблагополучной среды.

Читайте также: