Модель повышения квалификации педагогических работников школы

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

И ННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

Направление: Новые модели и механизмы организации повышения квалификации педагогических и управленческих кадров в сфере образования

Тема: «Создание инновационной модели повышения квалификации педагогов Губернаторской кадетской школы-интерната МЧС в условиях перехода на профессиональный стандарт.

Общее описание инновационного проекта

Учитель жив, пока он учится.

Когда он перестает учиться, в нем умирает учитель

Достижение нового качества образования в процессе модернизации в значительной степени зависит от обеспечения системы образования высококвалифицированными кадрами. Решение проблем развития образования и качественных его перемен связывается с изменениями и в педагогической деятельности, и в системе повышения квалификации.

При этом важно отметить, что под повышением квалификации понимается не механизм закрепления профессиональных навыков и умений, а механизм развития профессиональной деятельности педагога, его педагогических компетентностей.

В настоящее время известны разные способы повышения квалификации. Учет и анализ обстановки, в которой работают наши педагоги, помогли нам найти такое решение – это разработать модель внутришкольной системы повышения квалификации, которая позволит перейти от периодического повышения квалификации педагогов к их непрерывному образованию. Разработка данной модели, апробация ее в структурных подразделениях школы имеет большое значение, так как ее применение позволит:

достичь высокого уровня готовности педагогов к инновационной деятельности (не менее 80%);

повысить ежегодное участие педагогов в профессиональных конкурсах;

достичь высокой удовлетвор ѐ нности потребителей (родителей, обучающихся) качеством оказываемых образовательных услуг (не менее 85-90%)

создать конкурентоспособную образовательную организацию высокой педагогической культуры и т.д.

Модель внутришкольной системы повышения квалификации педагогического персонала может быть реализована в любых образовательных организациях с целью повышения профессионального мастерства педагогов, достижения нового качества образования, для повышения престижа школы, ее конкурентоспособности, а также для выполнения основных требований модернизации российского образования до 2020 года и профстандарта.

Участники проекта: администрация, педагоги.

- Федеральный государственный образовательный стандарт старшей школы;

- программа развития школы на 2010-2015 годы.

2. Описание основной проблемы и обоснование актуальности её разработки

Именно такие учителя реально смогут реализовать новые требования к образованию.

В современной России происходят большие изменения, требующие новых подходов к развитию и совершенствованию всей системы образования. Основываясь на гуманистических принципах, приоритетах общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, школа и учитель решают задачи воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Возникает объективная потребность в новой школе, главной задачей которой должно стать воспитание современно образованных, нравственно предприимчивых выпускников, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью.

Необходимость успешного решения этих задач делает крайне актуальной проблему повышения уровня профессионализма педагогов, создание условий, при которых каждый педагог имел бы возможность переживания успеха, вызывающего веру в собственные силы и способности.

Одним из способов обеспечения таких условий является поиск новых путей и форм повышения педагогической квалификации, которые могли бы адекватно изменять и развивать школьную образовательную среду. В связи с этим требуется организация системы повышения квалификации учителей на школьном уровне, что будет способствовать вовлечению всех педагогов в активную педагогическую деятельность. Именно школа может и должна сегодня выступать основным учебно-методическим центром непрерывного инновационного профессионального образования учителей, где в процесс повышения квалификации без отрыва от производства может втягиваться практически весь коллектив.

3. Характеристика педагогического коллектива и анализ уровня профессиональных компетенций учителей

За отличную учебу награждены Золотой медалью – 7; Серебряной медалью - 9 выпускников.

4 выпускника награждены Орденами мужества.

Уровень профессиональной грамотности учителей значительно возрастает, благодаря их участию в научно-практических конференциях, педагогических советах, лекциях, конкурсах и семинарах различного уровня.

Использование информационных технологий в образовательном процессе – требование, предъявляемое современным обществом к качеству образования. Все педагоги школы в полной мере владеют навыками работы в различных программах для создания презентаций к уроку, разработки тестов, в том числе электронных, многие освоили программу по работе с интерактивной доской. 91% кабинетов оснащены мультимедийным оборудованием и есть мобильный компьютерный класс. Не менее 70% уроков проводится с использованием ИКТ.

В школе созданы определенные условия для личностного и профессионального роста педагогов, имеется достаточный потенциал для реализации инновационного проекта:

Имеют профессиональные награды:

- Заслуженный учитель РФ – 1человек;

- Почетный работник общего образования Российской Федерации – 5 человек;

- Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации – 1человек;

- Почетная грамота Департамента образования и науки Кемеровской области - 4 человека.

Публикация работ в методических изданиях – 7 человек;

Обучающиеся победители и призеры различных конкурсов, олимпиад, спортивных соревнований.

Учителя-победители ПНПО – 1человек.

Вместе с тем, мы выявили ряд проблем в профессиональной подготовке учителя:

недостаточная подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации;

повышение качества профессионального уровня учителя в основном осуществляется посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приемах, технологиях и умениях за счет копирования их в своей деятельности;

слабая методическая подготовка некоторой части учителей-выпускников педагогических вузов;

недостаточное использование новых источников информации в поиске и реализации инновационных идей.

уроки часто носят традиционный характер, обучающиеся не вовлечены в активную поисковую и творческую деятельность;

консерватизм некоторой части педагогов;

не все работники в одинаковой мере подготовлены к внедрению стандартов и работе по новым технологиям;

существующая система повышения квалификации слабо ориентирована на изменение квалификационного потенциала.

В результате проведенного анкетирования и диагностики учителей были выявлены противоречия:

м e жду п o тр e бн o стью учит e л e й в п o вышении квалификации и н e д o стат o чн o эфф e ктивными традици o нными ф o рмами e ё п o вышения;

м e жду р a стущими тр e бованиями обществ a к уровню проф e ссионализм a учит e л e й и отсутстви e м у большинства из них зн a ний совр e м e нных т e хнологий, м e тодов и форм обучения и воспит a ния;

м e жду п o требн o стью шк o лы в выс o к o квалифицированных кадрах и н e д o стат o чной разраб o танностью м e ханизма их пр o ф e ссиональной п o дготовки в усл o виях образ o ват e льн o го учр e ждения.

На основании этих противоречий сформулирована проблема - необходимость создания в школе условий для повышения профессиональной компетентности педагогов с целью повышения качества образования.

Эта проблема и определила тему проекта.

4. Тема проекта

5. Цель, задачи и система показателей по достижению целей проекта

Цель проекта: создание модели непрерывного внутришкольного повышения квалификации педагогов для эффективного достижения предметных и метапредметных результатов в условиях введения профстандарта.

Задачи инновационного проекта:

1. O беспечить перех o д от пери o дического п o вышения квалификации педаг o гических кадр o в к их непрерывному o браз o ванию через с o здание внутришк o льн o й м o дели.

2. Ф o рмировать н o вые o браз o вательные п o требн o сти педаг o гов, п o буждающие к раб o те над д o стижением н o вого качества o браз o вания в с oo тветствии с треб o ваниями ФГ O С, профстандарта и рынка труда, поиску новых путей и форм повышения педагогической квалификации, созданию конкурентоспособной образовательной организации в окружающем социуме.

3. Разработать диагностический инструментарий для оценки эффективности уровня профессионального мастерства каждого учителя; выявить изменения в их педагогической деятельности и влияние этих изменений на уровень успеваемости, качества знаний

4. Разработать методические рекомендации для образовательных организаций по внедрению модели внутришкольной системы повышения квалификации педагогических кадров.

Система показателей по достижению целей проекта

Инновационный характер образовательного процесса:

использование большинством педагогов школы инновационных образовательных технологий, методов активного обучения; коллективных и групповых форм работы в соответсвии с требованиями ФГОС, профстандарта;

внедрение педагогами адекватных методик для результативного достижения и контроля планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов;

наличие авторских разработок программ, элективных курсов и др.;

создание высокотехнологичной образовательной среды через модернизацию программного обеспечения и оборудования;

активное сетевое взаимодействие.

Повышение педагогического матерства педагогов школы:

активное и результативное участие в педагогических конкурсах;

диссеминация опыта работы;

участие учителей в конкурсах ПНПО;

участие учителей в сертификации;

Повышение качества образования по результатам внешнего и внутреннего аудита, в том числе государственная итоговая аттестация выпускников.

5. Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта

Создание модели внутришкольной системы повышения квалификации педагогов дает ряд возможностей:

Ожидаемые результаты

Эффекты реализации проекта

Осуществление перехода от периодического повышения квалификации педагогических кадров к их непрерывному образованию через создание модели с использованием персонифицированных программ профессионального развития педагога.

Рост профессионального мастерства педагогов школы.

Освоение педагогами образовательных технологий, соответствующих требованиям инновационного образования.

Разработанные индивидуальные планы повышения квалификации.

Открытые уроки, мастер-классы и др.

Увеличение количества педагогов с высшей и первой квалификационными категориями.

Повышение качества образования

Положительная динамика качества образования (внешний и внутренний аудит).

Повышение качества обучения на 1-2% в год (результаты промежуточной аттестации, мониторингов, ЕГЭ)

Создание конкурентоспособного образовательного учреждения высокой педагогической культуры

Качественное удовлетворение образовательных потребностей обучающихся, родителей, социума введением профстандарта.

Удовлетворенность социума оказываемыми образовательными услугами (опрос)

Обобщение и распространение опыта работы по данному направлению среди общеобразовательных организаций региона.

Рост заинтересованности педагогов других образовательных организаций в непрерывном повышении квалификации.

Печатные работы, публикации на сайтах, выступления на семинарах.

Расширение сетевого взаимодействия.

Обновление учебного оборудования, учебно-методической литературы

Создание инновационной образовательной среды, соответствующей требованиям социума.

Инновационные методические материалы будут доступны для использования заинтересованными образовательными организациями Кемеровской области и субъектов Российской Федерации через сайт школы и в методических изданиях.

6. Описание инновационного проекта

Проект представляет принципиально новый подход к совершенствованию профессиональных знаний и умений педагогических кадров, в основу его положен компетентностный подход к повышению квалификации педагогов.

Разработанная нами модель инновационного проекта непрерывного повышения квалификации педагогов в школе включает в себя следующие компоненты: целевой, функциональный, оценочно-результативный.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы предназначены для молодых учителей и студентов .

Модель повышения квалификации учителя .

Модель повышения квалификации учителя

 Основная задача современного образования – достижение соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Основная задача современного образования

достижение соответствия актуальным

и перспективным потребностям

личности, общества и государства.

Требования к педагогу: свободно и активно мыслящий; прогнозирующий результаты своей деятельности; педагог – гарант решения поставленных задач.

Требования к педагогу:

  • свободно и активно мыслящий;
  • прогнозирующий результаты своей

 От учителя требуется: - актуализация своей деятельности, -обеспечение собственного личностного развития, -применения в образовательном процессе личностно-ориентированных технологий.

От учителя требуется:

- актуализация своей деятельности,

-обеспечение собственного личностного

-применения в образовательном процессе

 Цель повышения квалификации: Совершенствование профессионального уровня педагогических работников.

Цель повышения квалификации:

Совершенствование профессионального уровня

Принципы повышения квалификации: -непрерывность -преемственность -гармоничность -последовательность -всесторонняя поддержка педагогов, стремящихся повысить свой профессиональный и личностный уровень.

Принципы повышения квалификации:

-всесторонняя поддержка педагогов,

стремящихся повысить свой

профессиональный и личностный уровень.

Направления развития профессиональной компетентности учителя :

- Повышение профессиональной компетентности

в процессе получения высшего образования;

-Развитие профессионального уровня

при обучении на краткосрочных и

продолжительных по времени курсах;

на методических объединениях, педсоветах,

-Повышение уровня профессионализма

путём самообразования дистанционно.

(участие в конкурсах, тестированиях )

Международный центр образования

 Процессы внедрения непрерывного повышения квалификации учителя : -Повышение профессиональной компетентности учителя; -Удовлетворение потребностей учителя в самообразовании; Расширение общего культурного уровня и кругозора учителя; -Формирование творческих устремлений и интересов к новаторской деятельности; – Развитие у учителей научно-исследовательских навыков; Установление соответствия учебного процесса требованиям общества;

Процессы внедрения непрерывного повышения квалификации учителя :

-Повышение профессиональной компетентности

-Удовлетворение потребностей учителя

и кругозора учителя;

-Формирование творческих устремлений

и интересов к новаторской деятельности;

– Развитие у учителей научно-исследовательских

процесса требованиям общества;

 Процессы внедрения непрерывного повышения квалификации учителя : (продолжение) : Гуманизация отношений в педагогическом коллективе; -Создание психологической обстановки в школе в целях повышения качества учебного процесса; -Обеспечение получения непрерывного образования.

Процессы внедрения непрерывного повышения квалификации учителя : (продолжение) :

-Создание психологической обстановки в школе

в целях повышения качества учебного процесса;

-Обеспечение получения непрерывного

 Формы повышения квалификации : Организованное прямое повышение квалификации (на основе учебных программ): - в специальных образовательных учреждениях повышения квалификации (академия, институты, центры, факультеты, курсы); - обучение в базовых образовательных учреждениях; обучение в образовательных учреждениях -методом наставничества (Мастер-ученик), - накопление профессионального опыта (при выполнении служебных обязанностей); - повышение квалификации в научно-исследовательских учреждениях; -повышение квалификации за рубежом; - самостоятельное повышение уровня знаний.

Формы повышения квалификации : Организованное прямое повышение квалификации (на основе учебных программ):

- в специальных образовательных учреждениях

(академия, институты, центры, факультеты, курсы);

- обучение в базовых образовательных учреждениях;

-методом наставничества (Мастер-ученик),

- накопление профессионального опыта

(при выполнении служебных обязанностей);

- повышение квалификации в

-повышение квалификации за рубежом;

- самостоятельное повышение уровня знаний.

Формы повышения квалификации : Повышение квалификации в косвенной форме (без программ): - творческий отпуск в соответствии с постановлением ученого (педагогического) совета; -открытые учебные занятия; - научные, научно-методические и научно-практические семинары, конференции, августовские конференции учителей, педагогические чтения и др.

Формы повышения квалификации :

Повышение квалификации в косвенной форме

- творческий отпуск в соответствии с постановлением

ученого (педагогического) совета;

-открытые учебные занятия;

и научно-практические семинары,

конференции, августовские конференции учителей,

педагогические чтения и др.

Управленческие задачи : совершенствовать организацию и планирование повышения квалификации педагогических и руководящих работников (методическая деятельность, аттестационные мероприятия); создать условия, дающие педагогу возможность проявить творчество, реализовать себя как личность и как профессионал; развивать новое педагогическое мышление и методическую культуру педагогов; организовать деятельность с потенциальными педагогическими кадрами; провести оценку возможностей коллектива, мониторинг профессионального роста педагогов с опорой на результат деятельности.

Управленческие задачи :

повышения квалификации педагогических

и руководящих работников (методическая деятельность,

  • создать условия, дающие педагогу возможность проявить

творчество, реализовать себя

как личность и как профессионал;

методическую культуру педагогов;

Методы управления деятельностью по повышению квалификации педагогов:

(формы методической работы);

  • ресурсный (поощрения, премирования);
  • статусный (записи в книге приказов);
  • диагностический

(мониторинг профессионального развития).

Управленческие функции: интегрирующая – создание “пространства возможностей” для педагогических работников; дифференцирующая – создание групп, которые позволят каждому педагогу строить собственную траекторию совершенствования профессионального мастерства, творческого саморазвития.

Управленческие функции:

  • интегрирующая– создание “пространства

возможностей” для педагогических работников;

которые позволят каждому педагогу

строить собственную траекторию

совершенствования профессионального

мастерства, творческого саморазвития.

форм изучения новых педагогических технологий;

  • принцип индивидуально-ориентированного подхода;
  • принцип оптимальности форм, методов и

содержания повышения квалификации педагогов;

  • принцип открытости, доступности и свободы выбора

индивидуального пути совершенствования

 Показатели эффективности повышения квалификации : повышение качества профессиональной деятельности; освоение теоретических основ; активность в методической, познавательной, самообразовательной работе; - изменения в мотивах деятельности .

Показатели эффективности повышения квалификации :

  • освоение теоретических основ;
  • активность в методической, познавательной,

- изменения в мотивах деятельности .

Модель повышения профессионального мастерства Программа повышения квалификации педагогических работников Дифференциация педагогов по степени профессионального мастерства Анализ кадровых условий

Модель повышения профессионального мастерства

Программа повышения квалификации педагогических работников

Дифференциация педагогов по степени профессионального мастерства

Анализ кадровых условий

Позиции анализа педагогических условий укомплектованность кадрами; образовательный ценз педагогов профессиональный стаж; возрастной ценз работников; уровень квалификации педагогов; уровень курсовой подготовки; степень участия в методических мероприятиях; качество участия в разнообразных формах методической работы; уровень профессиональных возможностей и затруднений педагогов.

Позиции анализа педагогических условий

  • укомплектованность кадрами;
  • образовательный ценз педагогов
  • профессиональный стаж;
  • возрастной ценз работников;
  • уровень квалификации педагогов;
  • уровень курсовой подготовки;
  • степень участия в методических мероприятиях;
  • качество участия в разнообразных формах

и затруднений педагогов.

Условные группы педагогов :

педагогическими

способностями, главные проводники новых технологий,

разработчики диагностического материала.

заведений и т.д.

причинам заниматься самообразованием и ростом

профессионального личного мастерства.

Требования к работе по повышению квалификации работников : обеспечить индивидуально-дифферен- цированный подход; способствовать активному усвоению знаний и закреплению профессиональных умений; оценивать результативность повышения квалификации и своевременно вносить коррективы в этот процесс;

Требования к работе по повышению квалификации работников :

и закреплению профессиональных умений;

квалификации и своевременно вносить

коррективы в этот процесс;

Уровни образования, повышения квалификации: индивидуальный (уровень самого педагога); институциональный (уровеньобразовательного учреждения); муниципальный (уровень города); региональный; федеральный .

Уровни образования, повышения квалификации:

  • индивидуальный (уровень самого педагога);
  • институциональный

Индивидуальный уровень:

Опосредованное участие в образовательном процессе

Составление плана по самообразованию

Работа по карте развития педагога

Реализация творческого плана педагога

Апробация индивидуальной программы самообразования

Институциональный (школа передового опыта)

Принятие к сведению

Принятие отдельных форм работы в практику свое деятельности

Презентация актуального опыта

Трансляция передового опыта

Институциональный (творческие микрогруппы)

Знакомство с проблемой

Обобщение опыта по проблеме

Разработка проекта решения проблемы

Институциональный (временные творческие группы)

Слушание и посильное участие в решении проблемы

Участие в решении проблемы

Творческое решение проблемы

Сопровождение деятельности по решению проблемы

Институциональный (методические объединения)

Участие в деятельности

Представление своего опыта

Руководство деятельностью МО, наставничество

Консультирование, тьюторская деятельность

Институциональный (конкурсы, выставки и т.д.)

Присутствие, слушание, оказание помощи в подготовительной работе

Участие в работе

Активное участие на всех этапах деятельности

Сопровождение, оказание консультативной активное участие на всех этапах деятельности помощи

Институциональный (процедура аттестации)

Участие в аттестации и работа в межаттестационный период

Оказание помощи начинающим педагогам в вопросах аттестации

Работа в составе экспертной комиссии

Работа в составе городских экспертных комиссиях тьюторская деятельность

Муниципальный уровень

Конкурсная и выставочная деятельность, проблемные группы, профессиональные методические объединения

Профессиональные методические объединения, конкурсная и выставочная деятельность, семинары практикумы, Декада педагогических достижений, экспертная деятельность, проблемные группы, освещение достижений в СМИ

Региональный уровень

Обучающие семинары на рабочем месте

Образовательные программы, обучающие семинары, конкурсы, форумы

Образовательные программы, проблемные семинары

Образовательные программы, дистанционные курсы, проблемные тематические семинары, конкурсы, выставки, форумы и т.д.

Обучение в высших учебных заведениях

Федеральный уровень

Конкурсная и выставочная деятельность, научно-практические конференции, конгрессы, форумы

Мониторинг профессионального развития педагогов (показатели): процентный уровень повышения квалификационной категории; рост численности педагогов, прошедших курсы повышения квалификации; рост численности педагогов, владеющих ПК; рост численности педагогов с высшим профессиональным образованием; рост численности педагогов, повышающих профессиональную компетентность методом дистанционного обучения;

Мониторинг профессионального развития педагогов (показатели):

  • процентный уровень повышения квалификационной
  • рост численности педагогов, владеющих ПК;
  • рост численности педагогов с высшим

профессиональную компетентность методом

Мониторинг профессионального развития педагогов (показатели): рост численности педагогов, принимающих участи в педагогических конкурсах; процентный уровень участия педагогов и руководителей в педагогических форумах, конференциях, семинарах; рост количества публикаций педагогов и руководителей школ рост количества обобщенных, актуальных педагогических опытов.

Мониторинг профессионального развития педагогов (показатели):

  • рост численности педагогов, принимающих участи

в педагогических конкурсах;

руководителей в педагогических форумах,

Мониторинг профессионального развития педагогов (позиции): предмет мониторинга; процедуры мониторинга; периодичность сбора информации; выход информации.

Мониторинг профессионального развития педагогов (позиции):

Прогнозируемый результат:

показателей труда педагогических работников;

потенциальных педагогов за результат

Модель педагога (показатели) психофизиологический ; когнитивный ; эмоциональный ; коммуникативный ; социальный ; духовно-нравственный ; личностный ; деятельностный

Модель педагога (показатели)


-75%


Цель: Совершенствование профессионального уровня педагогических работников.

- совершенствовать организацию и планирование повышения квалификации педагогических и руководящих работников (методическая деятельность, аттестационные мероприятия);

- создать условия, дающие педагогу возможность проявить творчество, реализовать себя как личность и как профессионал;

- развивать новое педагогическое мышление и методическую культуру педагогов;

- организовать деятельность с потенциальными педагогическими кадрами;

- провести оценку возможностей коллектива, мониторинг профессионального роста педагогов с опорой на результат деятельности.

Методы управления деятельностью по повышению квалификации педагогов:

- информационно-творческий (формы методической работы);

- ресурсный (поощрения, премирования);

- статусный (записи в книге приказов);

- диагностический (мониторинг профессионального развития).

- принцип “зоны ближайшего развития”;

- принцип сочетания индивидуальных и групповых форм изучения новых педагогических технологий;

- принцип стимулирования творческого роста педагогов на основе разработанной системы моральных и материальных стимулов;

- принцип индивидуально-ориентированного подхода, учитывающего запросы, потребности, а также индивидуальный уровень профессионализма каждого педагога;

- принцип оптимальности форм, методов и содержания повышения квалификации педагогов;

- принцип открытости и доступности, предполагающих добровольность участия и свободу выбора индивидуального пути совершенствования профессионализма педагога, форм и содержания образования.

Показатели эффективности повышения квалификации:

- повышение качества профессиональной деятельности;

- освоение теоретических основ;

- активность в методической, познавательной, самообразовательной работе;

- изменения в мотивах деятельности.

Анализ педагогических условий школы включает в себя следующие позиции:

- образовательный ценз педагогов;

- возрастной ценз работников;

- уровень квалификации педагогов;

- уровень курсовой подготовки;

- степень участия в методических мероприятиях;

- качество участия в разнообразных формах методической работы;

- уровень профессиональных возможностей и затруднений педагогов.

- учителей с высшим образованием – 46 человека (2015-2016 -90%; 2014-2015 -85%)

- со средним специальным образованием-5 человек (2015-2016 -10%; 2014-2015 -15%)

- учителей со стажем до 2-х лет - 4 человека (6%)

- учителей со стажем от 2 до 5 лет -9 человек (8%)

- учителей со стажем от 5 до 10 лет - 3 человека (5%)

- учителей со стажем от 10 до 20 лет - 5 человек (7%)

- учителей со стажем свыше 20 лет - 25 человек (70%)

Возрастной ценз работников

Уровень квалификации педагогов

- высшая квалификационная категория – 16

-первая квалификационная категория –19

- отсутствие квалификационной категории -11

Уровень курсовой подготовки

Повышение квалификации учителей – 21

Семинары, вебинары - 50

Распространение педагогического опыта педагогов школы на муниципальном уровне - 12

Степень участия в методических мероприятиях

Освоение педагогической технологии

Самообразование в области ИКТ

Изучение методической литературы, Интернет-ресурсов, др.

Разработка методических материалов

Семинары, конференции, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом

Уровень профессиональных затруднений педагогов

  • нехватка времени для подготовки
  • недостаточный уровень владения ИКТ
  • недостаток теоретических знаний
  • недостаточная оснащенность кабинета
  • нехватка современного инструментария, наглядных пособий
  • затруднения в разработке сценария урока
  • затруднения при анализе эффективности урока
  • не ответили на данный вопрос 19%.

План-график повышения квалификации педагогических кадров в условиях реализации ФГОС ООО

Физика, химия, биология, география

Технология, музыка, ИЗО

Педагоги дополнительного образования

Автор и разработчик модели внутрикорпоративного повышения квалификации – методист Кошелева Татьяна Анатольевна.

В 2014-2015 учебном году внешние образовательные ресурсы включали следующие программы:

Наименование программы повышения квалификации

Психолого-педагогические основы формирования универсальных учебных действий у младших школьников

Метапредметные умения учителя как требования введения ФГОС

Системно-деятельностный подход в обучении математики

Актуальные вопросы и особенности преподавания химии в условиях реализации ФГОС основного общего и среднего (полного) общего образования

Особенности профессиональной деятельности учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС

Современнные методики и технологии в деятельности педагога по формированию установок толерантного сознания обучающихся в общеобразовательной организации

Система работы по профилактике наркомании и злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков в образовательной организации

Государственная и общественная составляющая в оценке профессиональной деятельности педагога

Практика преподавания русского языка и

федеральный государственный образовательный стандарт

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования: содержание и технологии реализации

Новые подходы в преподавании физической культуры

Активные методы обучения

В результате обученные педагоги передавали опыт на заседаниях школьных методических объединений, консультациях.

Внутренние возможности (ресурсы) повышения квалификации педагогов – планы самообразования, школьные семинары, консультации, педагогические советы, открыте уроки, обмен опытом в школьных методических объединения.

Ключевая проблема - наличие противоречий между содержанием современного педагогического образования и требованиями, предъявляемыми в настоящее время школой, обществом и государством к уровню профессиональной компетентности педагога.

Существующая система повышения квалификации не отвечает новым требованиям,

которые предъявляет современное общество системе образования, учителю.

• Несоответствие имеющихся возможностей повышения квалификации фактическим результатам

• Бессистемность выбора курсов ПК педагогами, нарушение соотношения курсов по предмету и по ИКТ

• Отсутствие системы выявления потребностей педагогов

• Недостаточно высокий уровень деятельности школьной методической службы

• Недостаточная мотивация части педагогов на развитие профессиональной

• Отсутствие мониторинга результатов деятельности педагогов после окончания

курсовой подготовки, что делает повышение квалификации формальным.

В школе сегодня созданы условия для организации перехода на внутрикорпоративную систему повышения квалификации педагогических кадров

1.1.Модель внутрикорпоративного повышения квалификации педагогических работников определяет основные цели, задачи, характеристику индивидуальной программы повышения квалификации и устанавливает порядок:

- осуществления индивидуального образовательного маршрута повышения квалификации педагогов

- взаимодействия методических служб, организаций предоставляющих услуги по повышению квалификации (далее по тексту - иные организации), образовательных учреждений (далее – ОУ) и самих педагогов и руководителей ОУ в организации образовательного процесса;

1.2. Модель внутрикорпоративного повышения квалификации вводится с целью создания условий для реализации возможностей непрерывного образования в соответствии с современными требованиями и на основе диагностики уровня развития профессиональных компетенций учителей.

Данный формат работы позволяет решать следующие задачи:

  • осуществлять выбор оптимального маршрута организации повышения квалификации индивидуально для каждого учителя в соответствии с его желаниями и возможностями;
  • формировать вариативное содержание образовательных мероприятий в зависимости от профессиональных потребностей учителей;
  • расширять профессиональный опыт и стимулировать профессиональную активность педагогов;
  • повышать мотивацию к профессиональному росту;

1.3. Перечень мероприятий, которые входят в индивидуальную программу повышения квалификации ежегодно рассматриваются на заседаниях методических объединений учителей.

1.4. Реализация модели внутрикорпоративного повышения квалификации является обязательной для педагогических работников реализующих основные образовательные программы общего образования.

2. Порядок

формирования и реализации индивидуального образовательного маршрута

по повышению квалификации

2.1. Подбор и реализация индивидуальной программы повышения квалификации составляет характеристику индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ), в котором фиксируется перечень мероприятий образовательных модулей, которые предстоит освоить педагогу в соответствии с выбранным направлением повышения квалификации, и других мероприятий.

2.2. ИОМ формируется учителем самостоятельно по согласованию с (заместителем руководителя) школы или методистом и утверждается руководителем (примерная форма ИОМ прилагается).

2.3. Координацию последовательности освоения учителем учебных программ повышения квалификации, реализации других мероприятий в рамках ИОМ, осуществляют администрация образовательного учреждения и учитель.

3. Характеристика

индивидуальной программы повышения квалификации

3.1. Индивидуальная программа повышения квалификации, формируется в рамках непрерывного повышения квалификации на основе диагностики уровня развития профессиональных компетенций учителя для преодоления затруднений, выявляемых в ходе диагностирования, и обеспечения постоянного методического сопровождения, ориентированного на оказание своевременной практической помощи каждому педагогу.

Индивидуальная программа повышения квалификации рассматривается как совокупность учебных программ повышения квалификации и других мероприятий, с целью преодоления имеющихся профессиональных затруднений и стимулирования активного профессионального развития.

3.2. Конструирование индивидуальной программы повышения квалификации учителя предполагает включение в её состав мероприятий школьного и муниципального уровня.

3.2.1. Участие или самостоятельное проведение мероприятий обучающей и развивающей направленности (семинары, конференции, совещания, профессиональные конкурсы)

3.3. Итогом освоения индивидуальной программы повышения квалификации является защита проектов, направленных на решение конкретных задач и выбор оптимальных методов и технологий деятельности в условиях реальной педагогической практики работы каждого учителя.

Защита проектов может проводиться как непосредственно в школе, так и на ГМО, РМЦ.

3.4. Индивидуальная программа повышения квалификации формируется педагогом, характеризует организационно-педагогические условия, педагогические технологии, применяемые для её реализации.

3.5. Содержание мероприятий индивидуальной программы повышения квалификации фиксируется в индивидуальном образовательном маршруте.

Срок реализации индивидуальной программы повышения квалификации может варьироваться в зависимости от потребностей учителей и составлять от 1 года до 3 лет.

В случае необходимости допускается корректировка перечня запланированных мероприятий.

3.6. По факту освоения индивидуальной программы повышения квалификации учитель проходит процедуру диагностики уровня развития профессиональных компетенций и на основе анализа данной диагностики с учётом полученных рекомендаций осуществляется формирование нового спектра мероприятий индивидуальной программы повышения квалификации.

4. Методическое сопровождение при непрерывном внутрикорпоративном повышении квалификации учителей школы

4.1. При проектировании ИОМ педагогам оказывается консультативная помощь и предоставляется информация о возможностях методической работы в ОУ для развития профессиональной компетентности и возможностях обучения и развития профессиональной компетентности вне ОУ (курсовая подготовка в системе повышения квалификации , городские методические сообщества, виртуальные предметные педагогические сообщества , семинары известных ученых и практиков, открытые мероприятия, форумы , фестивали, дистанционное обучение , электронные ресурсы и т. п.). Характерными чертами ИОМ является то, что в нем полнее отражаются личные образовательные потребности педагога, большее место отводится самообразованию и развитию профессиональной компетентности в контексте профессиональной деятельности, т. е. педагог предстает сформировавшимся субъектом развития своей профессиональной компетентности.

4.2. В ИОМ отражаются три основных направления деятельности по развитию профессиональной компетентности педагогов в соответствии с уровневой моделью методического процесса ОУ:

  1. Самообразование педагога.
  2. Деятельность педагога в профессиональном сообществе.
  3. Участие педагога в методической работе ОУ.

Согласно обозначенным направлениям деятельности и типу ИОМ, определяются содержание, формы, методы работы педагога по развитию профессиональной компетентности на текущий учебный год.
Самообразование педагога реализуется через работу с научной и методической литературой , посещение и взаимопосещение занятий, самодиагностику, курсы повышения квалификации, самостоятельное освоение новых образовательных технологий, выполнение исследования (дипломного, диссертационного), разработку проекта и т. д. Занимающийся самообразованием педагог имеет возможность получить необходимую помощь и поддержку у консультантов-специалистов (педагог-психолог, методист, сетевой координатор) и консультантов-универсалов (заместитель директора по научно-методической работе, научный руководитель, сотрудники вузов, учреждений системы повышения квалификации).
4.3. Участие в методической работе на уровне ОУ предполагает прохождение корпоративного обучения. Корпоративное обучение осуществляется как через традиционные формы развития профессиональной компетентности (семинары, лекции, педагогические советы, круглые столы), так и через технологии развития профессиональной компетентности с использованием активных методов обучения (проектировочные семинары, решение профессиональных задач, деловые и ролевые игры, дебаты, дискуссии, анализ видеоматериалов, тренинги). Взаимообучение и развитие профессиональной компетентности педагогов происходит через различные формы презентаций педагогического опыта (открытые уроки, мастер-классы, презентации на педагогических советах и семинарах, проектную деятельность, участие в создании банка научно-методических разработок).

4.4. Администрация (заместитель руководителя, методист образовательного учреждения):

- проводит диагностику профессионально-педагогической компетентности педагогов ОУ;

- формирует на основе результатов диагностики рекомендации слушателю по выбору учебных программ, образовательных мероприятий, учитывая его образовательные потребности и проблемы, с которыми он сталкивается в образовательной деятельности;

- доводит до сведения педагога перечень курсов, семинаров, предлагаемых ЦРО и иными организациями, других мероприятий, предусмотренных внутрикорпоративной системой повышения квалификации;

- осуществляет контроль и несёт ответственность за эффективную реализацию ИОМ учителей, создание условий для обеспечения непрерывного образования каждому учителю;

- обеспечивает постоянную консультационную поддержку и создаёт благоприятные условия для непрерывного повышения квалификации в востребованных учителями форматах;

- знакомится с перечнем курсов, семинаров, предлагаемых ЦРО и иными организациями, других мероприятий, внутрикорпоративной системой повышения квалификации;

- формирует ИОМ согласно рекомендациям, полученных на основе диагностики уровня развития профессиональных компетенций и современных требований;

- согласовывает перечень мероприятий (план повышения квалификации), внутрикорпоративной системой повышения квалификации;

- консультируется по вопросам реализации мероприятий, предусмотренных системой повышения квалификации, со специалистами школы

- несет ответственность за выполнение своего ИОМ и предоставляет администрации школы итоговые документы для отражения результатов повышения квалификации в специальной форме индивидуального образовательного маршрута


Дошкольное образовательное учреждение, как государственный общественный институт, обязано выполнять современный социальный заказ в условиях модернизации системы российского образования. Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования фиксируется и в Стратегии развития российского образования до 2020 года, ФГОС ДО.

Ключевое место в ФГОС ДО занимают требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в частности к кадровому обеспечению образовательного процесса, к уровню профессионализма педагога. Основные требования к педагогам определены в тексте Профессионального стандарта педагога. В соответствии с вышеизложенным главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные задачи, становится педагог как субъект и объект педагогического процесса. Как субъект он получает специальное педагогическое образование, развивает способность к активному общению с детьми, организации их жизни и деятельности. Педагог как объект педагогического процесса в результате непрерывного образования, самовоспитания, повышения своей компетенции, общения с детьми подвергается воспитательным воздействия и стремится к самосовершенствованию. [3, с. 4]

Поэтому стратегической целью нашей управленческой деятельности является повышение профессиональной компетентности, создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня профессионального развития педагогов их творческой индивидуальности.

Данная стратегия определяет следующие задачи:

  1. обеспечение системного подхода к организации непрерывного образования и повышения профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ;
  2. активизация творческого потенциала педагогов по обобщению передового педагогического опыта и его распространения;
  3. формирование образа успешного педагога через формирование и своевременное ведение электронного портфолио;
  4. вовлечение педагогического коллектива в разработку и реализацию проектов;
  5. создание условий для профессионального роста педагогических кадров.

Для решения поставленных задач нами была разработана модель внутрифирменного обучения педагогов (Рис. 1).

Модель внутрифирменного обучения в ДОУ реализуется поэтапно:

– диагностический — диагностику профессиональных затруднений, проблем педагогов;

– проектировочный — анализ полученной информации, создание условий для активного профессионального образования и личностного развития (и саморазвития) педагогов, предоставление им возможности свободного выбора основных параметров обучения в межкурсовой период;

– деятельностный — составление индивидуального маршрута профессионально-личностного развития и самообразования.

– коррекционный — внесение изменений в индивидуальный маршрут.

– контрольный — изучение динамики профессиональной компетентности каждого педагога [1, с. 10]

Функциональный компонент представлен следующими направлениями:

– повышение профессиональной компетентности педагогов;

– подготовка высококвалифицированных кадров для внедрения нового содержания образования и достижения инновационных образовательных результатов;

– создание условий для организации образовательной среды, способствующей повышению профессиональной компетентности педагогов;

– создание условий для постоянного обновления профессионально-личностных компетенций (обеспечения непрерывного профессионального развития личности педагога);

– обеспечение повышения квалификации педагогов через очно-заочную, дистанционную курсовую подготовку (в соответствии с графиком);

– повышение информационной, психологической и методической компетентности педагога.

– организация работы по формированию, изучению и распространению перспективного педагогического опыта;

– выявление и определение состояния методической, исследовательской работы в методических объединениях;

– распространение передового педагогического опыта в коллективе ДОУ;

– выявление наиболее перспективного педагогического опыта и представление его образовательному сообществу на различных уровнях, сайтах ДОУ, сетевых сообществ.

– обеспечение мотивации педагогического труда;

– стимулирование совершенствования профессионального мастерства педагогов;

– выявление лучших образцов современной личностно-ориентированной педагогической деятельности в школе;

– способствование росту престижа педагогического труда.

При выборе форм обучения педагогов мы отдаем предпочтение активным методам обучения, при которых деятельность педагога носит продуктивный, творческий, поисковый характер:

– очные и заочные курсы повышения квалификации на различных уровнях;

Среди активных методов обучения, использующихся нами в работе и показавших на практике свою эффективность, можно отметить следующие:

Результаты с использованием модели внутрифирменного обучения педагогов прослеживаются в показательях функционирования нашего ДОУ. В течениие последних лет наблюдается положительная динамика показателей образовательного уровня педагогов, о чем свидетельствует рост количества педагогов с высшим образованием, а также рост числа педагогов прошедших курсы повышения квалификации.

Численность педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория (высшая, первая), в общей численности педагогических работников — 15 человек (44 %)

С целью управления процессом повышения квалификации разработана система повышения профессионально-педагогической компетентности педагогических кадров ДОУ, составлен перспективный план прохождения курсовой подготовки педагогических кадров на 2016–2019 гг.

Педагоги активно транслирует профессиональный опыт на муниципальном, окружном и федеральном уровнях.

22 педагога являются победителями, 17 педагогов приняли участие конкурсных мероприятий различных уровней:

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, педагог, создание условий, внутрифирменное обучение педагогов, профессиональная компетентность, старший дошкольный возраст, индивидуальный маршрут, непрерывное образование, образовательный процесс, Федеральный государственный образовательный стандарт.

Похожие статьи

Профессиональная компетентность педагога дошкольного.

Формирование профессиональной компетентности молодых.

В статье рассматривается проблема совершенствования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, представлен опыт работы по формированию профессиональной компетентности молодых педагогов через реализацию.

Методическое сопровождение педагогов дошкольных.

Вербицкая, И. Б. Методическое сопровождение педагогов дошкольных образовательных учреждений / И. Б. Вербицкая.

дошкольное образование, профессиональная компетентность педагогов, профессиональная деятельность, профессиональная.

Роль методической службы дошкольного образовательного.

Современный педагог дошкольного образования должен отличаться своим повышенным

Профессиональная компетентность педагога дошкольного.

Образование — это процесс передачи определенной общественно значимой информации подрастающим поколениям.

Профессиональная компетентность педагога дошкольного.

Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в работе с детьми. Профессиональная компетентность — это интегративный личностный ресурс. Профессиональные компетенции формируются в деятельности и всегда проявляются в.

Проблема реализации ФГОС ДО и подготовки педагогов.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Казаков И. С. Профессиографическая структура информационной компетентности будущего

педагогический процесс, дошкольный возраст, ребенок, дошкольное образование.

Роль профессиональной компетентности педагога.

Педагог дошкольной образовательной организации — ключевая фигура в образовательном процессе. Он организует, наполняет конкретным содержанием и осуществляет коррекционно-педагогический процесс, исходя из задач.

Модели непрерывного образования воспитателей ДОУ

В статье рассматривается процесс готовности педагога дошкольного образовательного учреждения к работе, важнейшие факторы детского развития, модель непрерывного образования, обеспечивающая каждому индивиду постоянное развитие.

Организация образовательного процесса в дошкольной.

Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Дошкольный возраст — это период формирования внутренней жизни ребёнка и его личности.

Читайте также: