Модель деятельности образовательной организации школы

Обновлено: 02.07.2024

Модель организации образовательного процесса – это базовая программа обучения и воспитания учащихся, которая ориентирована на усвоение знаний и навыков и достижение необходимого уровня развития.

Моделирование образования помогает организовать целостный образовательный процесс в учебном учреждении. Оно основывается на построении системы взаимодействия между педагогами и учащимися, с учетом индивидуальных характеристик каждого учащегося и уровня его развития.

Грамотная организация образовательного процесса способствует повышению качества образования и его ориентации на достижение социально-значимых результатов. Каждая личность может достигнуть, необходимого ей уровня развития, развить свои творческие способности, самоутвердиться и самореализоваться.

В ДОУ модели обучения базируются на том, чтобы наполнить жизнь ребенка увлекательным содержанием, применении игровых методов в обучении, широком многообразии методов и приемов и опоре на принцип интегративного подхода в построении учебно-воспитательного процесса.

Исторически сформировались три ведущие традиционные модели организации образовательного процесса, отвечающие государственным стандартам:

  1. Учебная модель. Данная модель основывается на построении учебно-воспитательного процесса, путем дифференциации методов, форм и приемов обучения, отличающих друг от друга логическим устройством. Модель строится на основе авторитетной позиции педагога, который самостоятельно решает, каким образом будет происходить обучение, проявляет свою инициативу и направляет учащихся на путь оптимального освоения знаний и навыков. Эта модель проста в освоении педагогом и приносит положительные результаты в руках квалифицированного и опытного профессионала своего направления деятельности. Методички работы по данной модели помогают в организации деятельности педагогического состава учебного учреждения. Причем, методики работы отличаются по содержанию и направлениям деятельности.
  2. Комплексно-тематическая модель. Она базируется на постановке приоритетной темы, отражающей определенное знание и представляемое в эмоциональном и чувственном аспекте. Когда педагог проводит обучение по избранной теме, то ее усвоение, по факту, осуществляется путем организации различных видов деятельности. педагог в этом случае не имеет авторитарной позиции. Он выступает партнером учащегося и помогает ему в отыскании творческого направления развития, решения проблемы. Посредством данной модели осуществляется ознакомление учащегося с устройством окружающего мира. Однако, практическое использование данной модели в обучении является достаточно сложным и трудоемким процессом. Педагог должен проявить все свое мастерство, применить творческие навыки и обладать обширным педагогическим потенциалом.
  3. Предметно-средовая модель. Данная модель базируется на переносе содержания учебно-воспитательного процесса на его предметную среду. Учебно-воспитательный процесс в данном случае не носит систематического характера. Он ориентирован на развитие самостоятельных навыков, саморазвитие. Но модель достаточна проста в освоении и применении. Она не требует особых навыков от педагога и лишена каких-то дополнительных затрат.

Готовые работы на аналогичную тему

Современные модели обучения

Современные направления развития образовательной системы предполагают применение новых моделей обучения.

В настоящее время в обучении применяется личностно-развивающий подход, который ставит на приоритетное место личность учащегося, его стремления, потребности, желания и возможности и ориентирован на развитие тех качеств личности, которые позволяют ей непрерывно развиваться и совершенствоваться, раскрываться в различных сферах и творческих направлениях.

Обучение, ориентированное на развитие личности основывается на следующих моделях.

Человекоцентрированная модель. Данная модель основывается на рассмотрении личности, наделенной свободой выбора своего жизненного пути, самостоятельно проявляющей себя в тех сферах, которые ей интересны и увлекательны, обладающей навыками самоизменения в позитивном направлении и стремящейся к личностному росту. Учебно-воспитательный процесс строится таким образом, чтобы сохранить здоровье личности, как в физическом, так и в психическом плане, а также здоровый дух и возможности постоянного развития. Условия обучения должны быть ориентированы на личность и ее жизненные проблемы. Оно не должно быть простым информационным обеспечением, наделением системой знаний. Нужно обучать навыкам самоизменения и саморазвития и развивать потребность в этом.

Проективная модель личностно-направленного обучения. В данной модели, организация обучения сводится не только к учету специфики личности учащегося, но и к уникальности педагога. Она базируется на том, что педагог самостоятельно разрабатывает подход в обучении, беря в учет особенности развития учащихся, содержание учебных программ и свои профессиональные навыки. В расчет берут психические особенности развития личности учащихся, осуществляется психологически приемлемое представление особенностей представляемой дисциплины и учитываются возможности и особенности педагога.

Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения ФГОС НОО.

С этой целью предложена модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях их введения.

Модель предусматривает пять этапов разработки и осуществления перехода на новые стандарты.

Этап 1 . Формирование рабочей группы по разработке проекта хода на модернизированной образовательной системы начальной ступени школы и органы управления программой введения ФГОС.

Деятельность Совета регламентирована Положением о Совете, разработанном на основе следующих документов:

Этап 2: определение изменений в существующей образовательной системе начальной ступени школы, необходимых для приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС.

  1. в образовательных технологиях;
  2. в содержании программ внеучебной деятельности;
  3. в условиях реализации образовательных программ;
  4. в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.

Оценены внутренние и внешние возможности (материально-технические, кадровые) для обеспечения соответствия модернизированной образовательной системы требованиям ФГОС. Анализ показал, 3 кабинета начальных классов оборудованы автоматизированными рабочими местами учителя, в которые включены компьютер, мультимедиапроектор, экран, в одном кабинете дополнительно интерактивная доска, морально устарело оборудование в 1 кабинете, его необходимо заменить, дополнить ИКТ – средствами информационно-методический центр. По программе КПМО в этом году были получены мультимедиапроектор, новый ПК, экран, принтер в информационно-методический центр, цифровые образовательные ресурсы.

2 учителя начальных классах нуждаются в повышении квалификации, был составлен план-график повышения квалификации, сделана заявка.

Этап 3: Следующим этапом является: разработка подпрограммы модернизированной образовательной системы начальной ступени школы.

Цель подпрограммы: разработка модели образовательного процесса, обеспечивающая интеграцию аудиторной и внеурочной деятельности, и механизмов ее реализации.

  1. урочная деятельность;
  2. внеурочная деятельность;
  3. внешкольная деятельность;
  4. семейное воспитание.

Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся, это эффективность внедрения новых образовательных стандартов.

Цели и задачи, решаемые школой на данной ступени

Цели: создание условий для формирования прочных знаний по конкретным дисциплинам и умений применять их в повседневной жизни,

Задачи д ошкольного образования в рамках школы:

  1. диагностика психофизических функций: памяти, внимания и т. п.;
  1. формирование мотивационной готовности к обучению;
  1. развитие творческих способностей ребенка через организацию сюжетно-ролевых, дидактических и других видов игр;
  1. воспитание умственной активности ребенка;
  1. формирование коммуникативных навыков;

- укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

-формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Задачи начальной школы:

- воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни;

- начальное образование является базой для получения основного общего образования.

В школе к моменту введения ФГОС НОО уже имелась неплохая база для развития внеурочной деятельности учащихся. Необходимо было соединить отдельные направления работы (учебную, воспитательную, дополнительного образования) в систему для создания развивающей среды по воспитанию и социализации младших школьников, выстроить ее в соответствии с новыми подходами и требованиями к внеурочной деятельности. Ведущей идеей организации и осуществления внеурочной деятельности было определено объединение ресурсов социума в интересах ребенка, для его развития и самоопределения, интеграция основного и дополнительного образования на основе изучения индивидуальных потребностей обучающихся и их родителей. Данная идея определила стратегическую цель и задачи внеурочной деятельности.

Цель: разработка и внедрение механизма создания развивающей среды для социализации младших школьников. Задачи:

-изучить интересы и потребности обучающихся и их родителей,

-создать условия для реализации потенциальных возможностей и интересов учащихся для социализации младших школьников в условиях внеурочной деятельности, оказания им помощи в самореализации, самоопределении.

Чтобы не возникли перегрузки были составлены дорожные карты на каждого учащегося, где указаны кружки, которые ребенок должен посетить в течение учебной недели. Базовые ценности отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий. Ведется портфолио достижений каждого ученика. Для учащихся, осваивающих программы в соответствии с новыми стандартами, в школе работают кружки.

1.1.Полное наименование: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Бобровская средняя общеобразовательная школа №2.

1.2.Юридический адрес: 3977703 Воронежская обл., г. Бобров, ул. Красная Печать, 22 А

1.3.ФИО директора: Гайворонская Наталья Ивановна

2.Описание образовательной модели

Многочисленными научными исследованиями и практической деятельностью доказано, что нет никакого другого способа осуществления развития, кроме как через инновационный процесс.

Основные концептуальные идеи модели образовательного процесса (уникальность, инновационность): Обновление содержания общего образования в контексте новых ФГОС раскрывается через особенности построения модели школы индивидуального выбора в режиме сетевого взаимодействия.

Сегодня в условиях реализации ФГОС с особой остротой встает вопрос о необходимости отслеживания индивидуального продвижения обучающихся в процессе развития личности, возможности построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты.

Но в ходе реализации проектов система образования Российской Федерации в целом, а школы в частности пока так и не решили традиционными способами противоречие между образовательными потребностями социума, формируемого в том числе и государством, и недостаточным уровнем качества, доступности, эффективности вариативных образовательных услуг, предоставляемых образовательной организацией.

Возникающее противоречие между новыми требованиями к качеству образования и существующими возможностями образовательных организаций для их обеспечения может быть решено в условиях наращивания потенциала образовательных организаций за счет ресурсов образовательной сети муниципального и регионального уровней. Это противоречие и обусловило актуальность разработки и реализации новых организационных, технологических, инфраструктурных форм организации образования в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов и для создания каждым учеником индивидуальной образовательной траектории.

Основой функционирования школы индивидуального выбора в режиме сетевого взаимодействия являются конкретные проекты, создаваемые на основе сетевого взаимодействия. Образовательные сеть кооперирует образовательные ресурсы, расширяет спектр вариативных образовательных программ, что в свою очередь дает большую возможность обучающимся конкретного образовательного учреждения через сетевое взаимодействие строить индивидуальную образовательную траекторию. Опыт работы МКОУ Бобровская СОШ№2 показал, что сетевой принцип организации работы способствует повышению положительной мотивации у всех участников образовательных отношений к учебной и педагогической деятельности, что приводит к повышению качества образования и развитию ключевых компетенции, УУД.

Направленность модели образовательного процесса: Реализация индивидуализации образования через построение индивидуальной образовательной траектории на основе сетевых образовательных программ.

Достижение высокого качества образования школы индивидуального выбора в условиях сетевого взаимодействия, соответствующего потребностям и ожиданиям потребителей образовательных услуг на основе новых подходов к построению образовательного процесса .

Задачи реализации проекта:

- реализовать новые формы образовательного процесса, основанные на выборе учащихся и их родителей, в том числе и в режиме сетевого взаимодействия;

- включить в учебный план школы современные виды образовательной деятельности – краткосрочные курсы, проектную, исследовательскую работу и другие, отвечающие требованиям ФГОС, предоставляемые как образовательной организацией, так и в режиме сетевого взаимодействия;

- создание сетевых программ;

- снизить перегрузку учащихся, упорядочить учебное время;

-формировать открытую образовательную среду, обеспечивающую доступность и современное качество основного и дополнительного образования через выбор индивидуальных образовательных маршрутов и сетевое взаимодействие;

-обеспечить преемственность между всеми ступенями образовательного процесса на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития.

Описание Модели образовательного процесса МКОУ БОБРОВСКАЯ СОШ№2

Формирование нового образовательного пространства консолидирует усилия педагогов по формированию новых образовательных (метапредметных) результатов.

Ожидаемые результаты и продукты реализации:

Данная образовательная модель обеспечит расширение образовательного пространства, позволит создать новую организационно-педагогическую форму.

В результате реализации образовательной модели, основанной на возможности выбора в режиме сетевого взаимодействия, будет обеспечено:

ü не только раскрытие личностного потенциала любого ребёнка, но и подготовка его к условиям жизни в высоко конкурентной среде, развитие умения бороться за себя и реализовывать свои идеи,

ü социализация подрастающего поколения,

ü увеличение уровня доступности качественных образовательных услуг,

ü устойчивое развитие образовательного потенциала школы.

ü расширение спектра предоставляемых услуг для удовлетворения запросов обучающихся, родителей, общества,

ü укрепление позиций школы в социуме и расширение ее влияния на социальную среду.

В ходе реализации проекта будет создана

· образовательная модель школы индивидуального выбора в режиме сетевого взаимодействия;

· Модель организации УВП через комплексную интеграцию урочной и внеурочной деятельности, интеграцию основного и дополнительного образования;

· Модель организации образовательного пространства школы;

· модель комплексной образовательной среды,обеспечивающей информационно-методические условия реализации новых стандартов;

· учебный план школы;

· модель организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;

· план внеурочной деятельности школы

· комплект локальных нормативно-правовых актов, обеспечивающих реализацию образовательной модели;

· комплект рабочих программ учебных предметов и курсов внеурочной деятельности;

· система психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса;

· методический инструментарий учителя (совокупность приемов, методов, технологий и т.д.), обеспечивающий реализацию системно-деятельностного подхода;

· диагностический инструментарий для определения результативности деятельности участников образовательного процесса.

· информационно-методические материалы для участников образовательного процесса.

· готовность педагогического коллектива к инновационным преобразованиям;

Теоретическая и практическая ценность ожидаемых результатов

Теоретическая значимость ожидаемых результатов реализации проекта состоит в выработке научно-методических принципов, требований, критериев и рекомендаций к реализации моделей образовательного процесса в соответствие с требованиями ФГОС.

Практическая значимость реализации проекта заключается в:

- создание модели образовательного процесса, учитывающей региональные приоритетные направления, особенности образовательного учреждения, запросы обучающихся, родителей, общественности;

- разработка научно-методическое обеспечения организации учебно-воспитательного процесса при реализации ФГОС;

- разработке методических рекомендаций для руководящих и педагогических работников образовательных учреждений;

- разработке пакета нормативно-правовых документов по введению данной модели в общеобразовательных учреждениях.

Предполагаемое использование результатов

Потенциальными потребителями результатов исследования являются родители, представители общественности и следующие категории работников образования:

- сотрудники органов управления образованием и муниципальных методических служб,

- учителя, социальные педагоги, психологи, классные руководители,

- органы общественно-государственного управления в ОУ,

- преподаватели, занятые в сфере профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников.

Теоретические и практические продукты исследования могут быть востребованы всеми указанными категориями работников в процессе организации, реализации и усовершенствования образовательного процесса в связи с требованиями ФГОС, в переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров, а также в целях накопления, аналитической обработки и передачи инновационного педагогического опыта.

Перечень материалов, представляемых по окончании проекта, возможность их тиражирования и трансляции:

По окончании проекта будут представлены следующие материалы:

· пакет локальных нормативно-правовых актов и методические рекомендации по их разработке;

· методические рекомендации по организации ресурсного обеспечения образовательного процесса основной школы ;

· методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса;

· методические рекомендации по созданию системы оценки качества образования в соответствие с требованиями ФГОС;

· методические рекомендации по внедрению образовательной модели в практику, основанной на комплексной интеграции

Тиражирование и трансляция положительного опыта реализации проекта будет осуществляться через доклады и выступления на научно-практических семинарах, совещаниях, конференциях различного уровня, статьи в научно-методических журналах и тезисы в сборниках материалов научно-практических конференций, мультимедийные презентации, электронные материалы на сайте школы и других ресурсах в сети Интернет, сборник научно-методических материалов по проблеме инновационной работы, материалы в информационных буклетах школы.

Комплекс необходимых условий для функционирования образовательной модели(внутренние и внешние).

Описание режима учебной деятельности.

Учреждение работает по графику пятидневной (1-ая ступень) и шестидневной (2-ая и 3-я ступени) рабочей недели. Занятия проходят в две смены. В 1 классе - 33 учебные недели, во 2-4 классах - не менее 34 учебных недель. В 1 классе используется "ступенчатый" режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый); для 2-4 классов- 40 минут.

Продолжительность обучения 5-8 классов 35 учебных недель, 9 классов - 34 недели, 10 классов - 35 учебных недель, 11 классов - 34. Продол­жительность урока - 40 минут.

Характеристика кадровых условий.

Характеристика материально-технических условий.

МКОУ Бобровская СОШ№2 располагается в двух зданиях. В школе 31 оборудованный учебный кабинет. Все кабинеты оснащены современным оборудованием (компьютер, интерактивная доска, проектор), АРМ учителя в каждом кабинете есть выход в интернет. Все компьютеры объединены в единую локальную сеть. На каждом этаже оборудована система Wi Fi.

Технические средства обучения

№ п/п

Название техники

Количество

Мобильные компьютеры (ноутбуки)

Конструкторы LEGO (Перворобот)

Планшетный ПК Prestigio MuitiPacl

Планшетный регистратор данных

Для организации всех видов деятельности обучающихся оборудованы следующие помещения: кабинет для индивидуальных и групповых занятий и тренингов; 2 цифровые лаборатории естественнонаучной направленности, библиотека с читальным залом с обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах с выходом в сеть Интернет, технологические мастерские, кабинет робототехники, спортивный комплекс (спортивный зал, спортивная площадка, , тренажерный зал).

Характеристика финансовых условий.

Для реализации модели предусматривается привлечение средств регионального бюджета (субвенция (учебные расходы), средств проекта модернизации региональной системы общего образования Воронежской области), муниципального бюджета, внебюджетных источников.

Полученные средства планируется расходовать по следующим направлениям:

Ø Повышение квалификации работников МКОУ Бобровская СОШ№2

Ø Улучшение материально-технической базы школы;

Ø Приобретение учебно-методических пособий;

Ø Приобретение оборудования;

Описание механизмов формирования учебных планов.

Учебный план V-IХ классов состоит из обяза­тельной части (70% от общего объема предельно допустимой учебной нагрузки) и части, формируемой участниками образовательного процесса (30% от общего объема предельно допустимой учебной нагрузки). В содержание Учебного плана в течение 5 лет включены все обязательные предметные области с перечнем учебных предметов, определенным в соответствии с ФГОС ООО. Часть Учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, определяет состав дополнительных учебных предметов, элективных курсов, курсов внеурочной деятельности, проектов и объем времени, отводимого для их изучения на каждый учебный год. Эта часть Учебного плана конструируется всеми участниками образовательного процесса, исходя из их интересов, потребностей и возможностей школы на каждый учебный год. Часть Учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, за счет своей вариативности обеспечивает гибкость Учебного плана и мобильность обучающихся в продвижении по индивидуальной образовательной траектории в рамках ООП ООО. Дополнительные учебные предметы, элективные курсы, курсы внеурочной деятельности, проекты данной части реализуются на основе деятельностного подхода.

При организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ООО предусматривается, что особенностью содержания современного основного общего образования является не только ответ на вопрос, что обучающийся должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. В связи с этим именно переориентация всего образовательного процесса на формирование и оценку сформированности универсальных учебных действий является решающим показателем реализации ФГОС ООО. Следовательно, особое внимание необходимо уделить изменению формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества (от классно-урочной к лабораторно-семинарской, лекционно-лабораторной, исследовательской), методики преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов. Также следует обеспечить максимальную насыщенность урочных и внеурочных занятий разными видами проблемной познавательной деятельности, использование развивающего и проблемного обучения. При разработке рабочих программ по учебным предметам Учебного плана предусмотрено использование различных форм организации занятий, как аудиторных (урочных), так и неаудиторных (отличных от урочных), что направлено на расширение возможностей получения обучающимися не только предметных результатов, но и разностороннего развития личности, достижения метапредметных результатов, повышения мотивации и интереса обучающихся согласно требованиям ФГОС ООО. На неаудиторные (отличные от урочных) формы организации занятий в рабочих программах обязательных учебных предметов отводится не менее 10% от общего объема часов рабочей программы; в рабочих программах дополнительных учебных предметов, элективных курсов - не менее 30% от общего объема часов рабочей программы. Курсы внеурочной деятельности в основном организуются в формах, отличных от урочных.

Учебный план 1-4-х классов МКОУ Бобровская СОШ№2, реализующий основную общеобразовательную программу начального общего образования в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, ориентирован на 4 - летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Содержание образования в 1-4 классах реализуется преимущественно за счёт введения учебных предметов и курсов, обеспечивающих целостное восприятие ми­ра, системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения.

Продолжительность учебной недели составляет 5 дней. Продолжительность учебного года на первой ступени обучения составляет 35 недель, в первом классе - 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся 1-х классов устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

Учебный план учитывает максимально допустимую недельную нагрузку обучающихся, в соответствии с СанПиН, введенными в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 (глава X, п. 10.5 и 10.6):

Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах при 5-дневной неделе

1 Институт рефлексивной психологии творчества и гуманизации образования Международной академии гуманизации образования (МАГО Сочи-Магдебург)


1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности // Вопросы образования, 2008. – №1. – С. 65–86.

2. Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Форсайт-исследование – 2030: аналитический доклад, под ред. В.С. Ефимова. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. – 182 с.

Мир стремительно ускоряется и усложняется. И даже более того – мир стремительно видоизменяется. Существующие технологии, равно как и методы решения задач встающих перед государством, бизнесом и образованием оказываются недостаточно эффективными, а иногда и просто уже не подходящими.

Мы осознали необходимость строительства новой образовательной организации (школы) для новой России, стремящейся к созданию инновационной (знаниевой) экономики; отраженной в следующих ключевых документах:

• в других источниках:

• в докладах экспертов в области развития образования;

• в ключевых источниках в области стратегического и проектного менеджмента;

• в журнальных публикациях ведущих специалистов в области развития образования.

• разрушение антропологической рамки – идеала человека, определяющего смысл, цели образования:

• пошатнулось убеждение в возвышающей человека силе образования;

• образование перестало выполнять функцию социального лифта; для молодежи развитых стран более важны, как средства социального продвижения, включенность в сети корпоративных и родовых связей, в различные сообщества, а также личные достижения;

В результате действия перечисленных факторов:

• резко снизилась мотивация учащихся (студентов) к образованию, реализуемому в его традиционных институтах и форматах, с традиционным содержанием;

• формирование (развитие) взглядов на новую образовательную парадигму на базе постнеклассической методологии когнитивной деятельности активизируется достаточно медленно [1].

В этот переломный момент чрезвычайно важно не следовать инерции прошлого, но вводить совершенно новые принципы образования. Такие, которые были бы соразмерны масштабным изменениям социокультурного и техно-промышленного уклада, ожидаемым через двадцать и более лет.

Косметические изменения советского образования или механическое заимствование западных образцов, суть одно и то же, с точки зрения инерции прошлого. Необходимо создавать будущее на очередные 400–500 лет вперед, отталкиваясь от понимания базовых принципов системы Коменского и их несоответствия современным условиям.

Наиболее радикальными среди изменений в образовательных организациях с точки зрения экспертов [2], являются:

В основе новой модели развития образовательных организаций лежит синтез: инновационной методической работы, новейших информационных технологий, новых педагогических технологий, новых подходов к планированию и осуществлению инноваций, профессионального развития учителей.

Особо мы выделяем функцию формирования людей нового техно-промышленного уклада [3].

Она связана с целым рядом других функций:

• с включением учащихся в процессы обновления знаний;

• с формированием у учащихся соответствующих способностей и компетентностей;

• с обеспечением самоопределения учащихся к перспективным типам занятости;

• с институциональной конвергенцией процессов развития образования, науки и промышленности.

• функция проектно-социального и коммуникативного общественного действия;

• функция формирования способности к диалогу;

• функция организации жизненного самоопределения;

• функция формирования российской идентичности;

• функция воспитания ответственности за собственное здоровье и освоение на протяжении всей жизни возрастных практик оздоровления;

• функция включения учащихся в экологические практики.

Переход к новой модели развития образовательных организаций (школ) – это не столько техническое, сколько педагогическое мероприятие, которое направлено на достижение качественно новых образовательных результатов. Оно невозможно без трансформации традиционного представления учителей об учебной работе в образовательной организации (школе).

Преобразования, которых требует переход к работе по новой модели, невозможны без:

• формирования у каждого члена педагогических коллективов общего для всех нового видения образовательной организации (школы);

• тщательного планирования процесса изменений;

• систематической и кропотливой работы по последовательному претворению этих планов в жизнь.

По сути дела, это радикальный практико-ориентированный инновационный проект, который включает в себя:

• интеграцию и пакетирование требуемых нововведений в конкретных условиях работы образовательной организации (школы);

• их взаимоувязанное внедрение, освоение и использование;

• проверку доказательной результативности полученной модели.

Этот проект требует поддержки всех членов местного сообщества:

• а также активного вовлечения в него самих учащихся.

Идейная доминанта проекта: целью проекта выступает развитие личности.

Задача заключается в том, чтобы описать образовательную организацию (школу) нового поколения как школу, задающую другую философию, а, значит, принципиально новый формат и принципиально новую сумму образовательных ориентиров по отношению к образовательной организации (школе) существующего типа.

Вместе с тем, образовательная организация (школа) нового поколения – это:

• образовательная организация (школа), которая реально прорастает в инновационной деятельности ныне существующих образовательных организаций (школ) и в инновационной деятельности наиболее талантливых учителей;

• образовательная организация (школа), которая реально формировалась на протяжении последних двадцати лет в деятельности самых разных учителей,

Задача заключается в том, чтобы:

• распознать и поддержать уже существующие ростки этой образовательной организации (школы) нового поколения;

• на этом основании создать организационные условия для того, чтобы образовательная организация (школа) нового поколения:

• стала более отчетливым фактом российской образовательной жизни;

• чтобы наметки и предположения этой образовательной организации (школы) реализовались в формате некоего организационно оформленного целого;

• стали основой создания некоторых системных прецедентов такого рода образовательной организации (школы);

• в конечном итоге, основой для возникновения принципиально нового школьного мироустройства и миропорядка.

По сути дела речь идет о смене образовательной парадигмы:

• о смене суммы ее базовых ценностей и ориентиров,

• и на этом основании о смене суммы тех видов деятельности, из которых сплетается ткань ее образовательной повседневности.

Тем самым ставится вопрос:

• о смене представлений о нормах образовательной эффективности;

• о выработке принципиально новых ориентиров и измерительных процедур, позволяющих вести речь об образовательной эффективности.

Но самое главное – это определение тех принципиальных образовательных приоритетов, тех образовательных акцентов, наличие и реализация которых позволяет говорить о том, что мы на самом деле имеем дело со школой нового поколения.

Таким образом, система образования подходит к порогу, за которым смена модели работы школы становится и возможной, и желательной.

Сегодняшним школьникам предстоит:

• работать по профессиям, которых пока нет;

• использовать технологии, которые еще не созданы;

• решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться.

Изменения неизбежны. И мы знаем наверняка, что в наступающем десятилетии представление о том, как должна выглядеть и работать массовая школа изменится.

Читайте также: