План мероприятий по исполнению постановления 1006 в школе

Обновлено: 05.07.2024

В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности (далее - АТЗ) объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).

В соответствии с постановлением N 1006 устанавливаются следующие категории опасности объектов (территорий):

а) объекты (территории) первой категории опасности:

объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, на которых в течение последних 12 месяцев совершено (предпринято попыток к совершению) 5 и более террористических актов;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет более 1100 человек;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет более 300 млн рублей.

б) объекты (территории) второй категории опасности:

объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, на которых в течение последних 12 месяцев совершено (предпринято попыток к совершению) от 3 до 4 террористических актов;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 801 до 1100 человек;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет свыше 150 млн рублей и не превышает 300 млн рублей.

в) объекты (территории) третьей категории опасности:

объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, на которых в течение последних 12 месяцев совершено (предпринято попыток к совершению) от 1 до 2 террористических актов;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 800 человек;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет от 15 до 150 млн рублей.

г) объекты (территории) четвертой категории опасности:

объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, на которых в течение последних 12 месяцев не зафиксировано совершения (попыток к совершению) террористических актов;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет менее 100 человек;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет менее 15 млн рублей.

В целях обеспечения АТЗ объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляется их оснащение бесперебойными и устойчивыми инженерно-техническими средствами и системами обеспечения безопасности.

Для обеспечения АТЗ в соответствии с требованиями к АТЗ объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденными постановлением N 1006 (далее - требования), руководитель организации - правообладателя объектов (территорий) (далее - организация-правообладатель) организует разработку, согласование (при необходимости) и утверждение организационно-распорядительных документов организации по обеспечению АТЗ объекта (территории):

1. Приказ о назначении должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению АТЗ объектов (территорий) и организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).

2. План мероприятий организации по исполнению постановления N 1006.

3. Приказ о мерах по защите информации при разработке и хранении паспорта безопасности и других документов, содержащих информацию ограниченного распространения (инструкция о порядке обращения с документированной служебной информацией ограниченного распространения и перечень видов служебной информации, которую необходимо относить к разряду ограниченного распространения).

4. Приказ об обследовании и категорировании объекта (территории) и разработке паспорта безопасности объекта (территории) (приложение).

5. Акт обследования и категорирования объекта (территории).

6. Перечень мероприятий по обеспечению АТЗ объекта (территории) (включает мероприятия по оснащению объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны).

7. Паспорт безопасности объекта (территории) (с перечнем мероприятий по обеспечению АТЗ объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также со сроками осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом) .

В соответствии с подпунктом "е" пункта 11 постановления N 1006.

8. План взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по вопросам обеспечения АТЗ объекта (территории).

9. Положение (инструкция) об организации пропускного и внутриобъектового режимов.

10. План действий при установлении уровней террористической опасности .

Разрабатывается в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 851 "О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства" в целях своевременного и адекватного реагирования на возникающие террористические угрозы, предупреждения совершения террористических актов, направленных против объекта (территории).

11. План эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта.

12. План проведения учений и тренировок по отработке действий в условиях угрозы совершения или при условном совершении террористического акта на объекте (территории), связанных с эвакуацией обучающихся и персонала из помещений и зданий, которым угрожает опасность, а также обучением их способам индивидуальной и коллективной защиты.

13. Журналы проведения инструктажа и практических занятий по действиям при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта, а также другие документы, предусмотренные требованиями.

Руководитель организации-правообладателя отвечает за обеспечение АТЗ объектов (территорий).

Ответственность за обеспечение АТЗ организации-правообладателя (филиалов, представительств и обособленных объектов (зданий) руководитель организации возлагает в приказе на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на данных объектах по обеспечению АТЗ).

В соответствии с уставом организации руководитель организации имеет право делегировать часть полномочий своим заместителям.

Полномочия должностных лиц организации-правообладателя по обеспечению АТЗ объектов (территорий), вносимые в должностные регламенты (инструкции):

Общее руководство обеспечением АТЗ объектов (территорий) организации (утверждение паспорта безопасности объекта (территории)

Заместители руководителя организации

Планирование мероприятий по обеспечению АТЗ объектов (территорий);

ресурсное обеспечение мероприятий по АТЗ объектов (территорий);

координация деятельности подразделений и должностных лиц организации по обеспечению АТЗ объектов (территорий);

организация взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по вопросам безопасности

Должностные лица организации, ответственные за проведение мероприятий по обеспечению АТЗ объектов

Участие в разработке проектов организационно-распорядительных документов организации в части обеспечения АТЗ объектов (территорий);

участие в планировании и выполнении мероприятий по обеспечению АТЗ объектов (территорий)

Должностные лица, осуществляющие непосредственное руководство деятельностью работников на объектах по обеспечению их антитеррористической защищенности (руководители объектов)

Руководство мероприятиями по АТЗ объектов (территорий) в соответствии с требованиями и организационно-распорядительными документами организации

Какие мероприятия необходимо выполнить в учреждении по антитеррористической защищенности?

Сообщаю Вам следующее:

Учреждениям, подведомственным Минпросвещения, устанавливается одна из четырех категорий опасности с учетом степени угрозы совершения террористического акта, возможных последствий его совершения, значимости объектов для инфраструктуры и жизнеобеспечения. Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем, создается комиссия по обследованию и категорированию. В отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности.

Перечень необходимых антитеррористических мероприятий определяется категорией опасности, присвоенной объекту. Чем выше категория, тем шире перечень необходимых мер.

Конкретные меры для разных категорий объектов перечислены в п. 24 — 27 Требований N 1006 (для учреждений, подведомственных Минпросвещения) и в п. 28 — 30 Требований N 1421 (для учреждений, подведомственных Минобрнауки).

Все мероприятия можно разделить на организационные (назначение ответственных, организация пропускного режима, разъяснительная работа и т.д.) и материально-технические. Подробно см. ниже.

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

Требования к антитеррористической защищенности зданий и территорий образовательных учреждений утверждены Постановлениями Правительства РФ:

— от 02.08.2019 N 1006 — для объектов (территорий) Министерства просвещения РФ (далее — Требования N 1006);

— от 07.11.2019 N 1421 для объектов (территорий) Минобрнауки России (далее — Требования N 1421).


Для учреждений, подведомственных Минпросвещения

Всем объектам и территориям устанавливается категория опасности с учетом степени угрозы совершения террористического акта, возможных последствий его совершения, значимости объектов для инфраструктуры и жизнеобеспечения.

Первоначальное категорирование согласно Требованиям N 1006 должно было быть проведено в течение двух месяцев со дня утверждения Требований, то есть до 2 октября 2019 года.

В дальнейшем категорирование проводится для новых объектов, а в отношении уже эксплуатируемых — в случае изменения характеристик объектов или территорий, которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной им категории опасности.

Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем, создается комиссия по обследованию и категорированию (п. 8 Требований N 1006). В состав комиссии, кроме руководителя и работников учреждения или органа-правообладателя, входят представители ФСБ, Росгвардии или вневедомственной охраны, МЧС.

В зависимости от значения данных критериев учреждениям, подведомственным Минпросвещения, может быть присвоена одна из четырех категорий опасности (п. 13 Требований N 1006).

Для учреждений, подведомственных Минобрнауки

Для учреждений, подведомственных Минобрнауки России, установлен аналогичный порядок действий (назначается комиссия, которая проводит категорирование объектов), но критерии присвоения категорий иные.

В отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности.

При этом должна быть учтена степень потенциальной опасности, а также прогнозный объем расходов на выполнение соответствующих мероприятий и имеющиеся источники их финансирования (п. 19 Требований N 1421).


Мероприятия

Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных:

— на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории);

— выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта;

— пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях);

— минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения;

— обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий);

— выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

Перечень необходимых антитеррористических мероприятий определяется категорией опасности, присвоенной объекту. Чем выше категория, тем шире перечень необходимых мер.

Конкретные меры для разных категорий объектов перечислены в п. 24 — 27 Требований N 1006 (для учреждений, подведомственных Минпросвещения) и в п. 28 — 30 Требований N 1421 (для учреждений, подведомственных Минобрнауки).

Все мероприятия можно разделить на организационные (назначение ответственных, организация пропускного режима, разъяснительная работа и т.д.) и материально-технические.

На последних остановимся подробнее, поскольку они требуют от учреждения осуществления затрат.

К материально-техническим мероприятиям относятся следующие:

Для обеспечения АТЗ (антитеррористической защищенности) в соответствии с требованиями к АТЗ объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденными постановлением N 1006 (далее — требования), руководитель организации — правообладателя объектов (территорий) (далее — организация-правообладатель) организует разработку, согласование (при необходимости) и утверждение организационно-распорядительных документов организации по обеспечению АТЗ объекта (территории):

  1. Приказ о назначении должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению АТЗ объектов (территорий) и организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
  2. План мероприятий организации по исполнению постановления N 1006.
  3. Приказ о мерах по защите информации при разработке и хранении паспорта безопасности и других документов, содержащих информацию ограниченного распространения (инструкция о порядке обращения с документированной служебной информацией ограниченного распространения и перечень видов служебной информации, которую необходимо относить к разряду ограниченного распространения).
  4. Приказ об обследовании и категорировании объекта (территории) и разработке паспорта безопасности объекта (территории) (приложение).
  5. Акт обследования и категорирования объекта (территории).
  6. Перечень мероприятий по обеспечению АТЗ объекта (территории) (включает мероприятия по оснащению объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны).
  7. Паспорт безопасности объекта (территории) (с перечнем мероприятий по обеспечению АТЗ объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также со сроками осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом) .
  1. План взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по вопросам обеспечения АТЗ объекта (территории).
  2. Положение (инструкция) об организации пропускного и внутриобъектового режимов.
  3. План действий при установлении уровней террористической опасности .
  1. План эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта.
  2. План проведения учений и тренировок по отработке действий в условиях угрозы совершения или при условном совершении террористического акта на объекте (территории), связанных с эвакуацией обучающихся и персонала из помещений и зданий, которым угрожает опасность, а также обучением их способам индивидуальной и коллективной защиты.
  3. Журналы проведения инструктажа и практических занятий по действиям при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта, а также другие документы, предусмотренные требованиями.

Руководитель организации-правообладателя отвечает за обеспечение АТЗ объектов (территорий).

Сроки проведения категорирования и паспортизации

объектов (территорий)

Постановлением N 1006 установлены сроки проведения категорирования объектов (территорий):

создание комиссии по обследованию и категорированию объекта (территории) в отношении функционирующего (эксплуатируемого) объекта (территории) — в течение 2 месяцев со дня утверждения настоящих требований ;

создание комиссии по обследованию и категорированию объекта (территории) при вводе в эксплуатацию нового объекта (территории) — в течение 3 месяцев со дня окончания мероприятий по его вводу в эксплуатацию ;

работа комиссии по обследованию и категорированию объекта (территории) осуществляется в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня создания комиссии ;

В соответствии с пунктом 9 постановления N 1006.

в течение 30 дней после проведения обследования и категорирования объекта (территории) комиссией составляется паспорт безопасности объекта (территории) .

В соответствии с пунктом 43 постановления N 1006.

Согласование паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня его подписания. Срок рассмотрения и согласования паспорта безопасности не должен превышать 10 дней с момента его поступления в территориальные органы и подразделения .

В соответствии пунктами 44 — 45 постановления N 1006.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 28 января 2020 года N ВБ-85/12

В целях повышения эффективности работы по реализации установленных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) образовательных организаций Минпросвещения России направляет методические рекомендации "Организация деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации" для руководства и использования в работе.

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра просвещения
Российской Федерации
В.С.Басюк
_________________ 2020 год

Методические рекомендации "Организация деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации"

Методические рекомендации предназначены для применения в практической деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Минпросвещения России и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Минпросвещения России, руководителями органов (организаций), а также должностными лицами при организации и проведении обследования объектов (территорий), подготовке актов обследования и категорирования объектов (территорий) организаций, при определении перечня необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности с учетом установленной категории опасности объекта (территории).

Методические рекомендации разъясняют порядок организации деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий), разработки, согласования и утверждения организационно-распорядительных документов по обеспечению антитеррористической защищенности, заполнения актов обследования и категорирования объектов (территорий).

1. Нормативные правовые акты для применения при организации деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий)

2. Термины, определения

В настоящих методических рекомендациях применяются следующие основные термины и определения:

объекты (территории) - комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий);

Пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат его собственнику.

Вместе с тем согласно пункту 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 214 и пунктом 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, закрепляется за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Так, государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 294 Гражданского кодекса Российской Федерации). Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, правообладателем государственного и муниципального имущества является его собственник - Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, за исключением случаев, когда государственное и муниципальное имущество передано государственным и муниципальным организациям и предприятиям на праве оперативного управления и праве.

антитеррористическая защищенность объекта - состояние защищенности здания, строения, сооружения или иного объекта, препятствующее совершению на нем террористического акта;

безопасность объектов (территорий) - состояние защищенности объектов (территорий) от актов незаконного вмешательства;

инженерно-техническая укрепленность объекта (территории) - совокупность прочностных характеристик и свойств конструктивных элементов зданий, помещений и ограждения охраняемых территорий, обеспечивающих необходимое противодействие несанкционированному проникновению в охраняемую зону, взлому и другим преступным посягательствам;

инженерно-технические средства охраны - технические средства охраны и инженерно-технические средства защиты объекта (территории), предназначенные для предотвращения несанкционированного проникновения на объект (территорию) или выявления несанкционированных действий в отношении объекта (территории);

контрольно-пропускной пункт - специально оборудованное место на объекте (территории) для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей и проездом транспортных средств на территорию объекта;

критические элементы объекта (территории) - потенциально опасные элементы (участки) объекта (территории), совершение террористического акта на которых может привести к прекращению функционирования объекта (территории) в целом, его повреждению или аварии на нем;

обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на обеспечение безопасности объектов (территорий) с целью предотвращения совершения террористического акта и (или) минимизацию его последствий;

Любимов А. А.

Рассказываем, каковы обязанности руководителя организации в части защиты объектов от террористического акта, как обеспечить безопасность работников и посетителей, избежать административного или уголовного наказания

Основные понятия и нормативно-правовое регулирование

Что такое антитеррористическая защищенность объекта

Противодействовать терроризму обязаны не только органы государственной и муниципальной власти. Обычные граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица должны организовать работу по предупреждению терроризма. Для этого необходимо обеспечить безопасность собственных или арендуемых зданий и сооружений.

Каждый объект должен быть максимально защищен от угрозы извне. Если это школа, директор принимает меры, чтобы террористы не проникли на территорию, а если такое произошло, чтобы помощь была вызвана мгновенно. Персонал должен знать свои действия на случай террористической угрозы, уметь оказать первую помощь пострадавшим.

Антитеррористическая защищенность объекта (далее — АТЗ) — состояние здания или территории, которое не позволит совершить террористический акт. Цель АТЗ — сберечь жизнь и здоровье людей, сохранность имущества, окружающей среды, флоры и фауны.

Чтобы обеспечить АТЗ, организация должна:

  • провести оценку уязвимости,
  • составить акт обследования;
  • категорировать объект защиты;
  • составить, согласовать паспорт безопасности и актуализировать его по мере необходимости;
  • отслеживать, как выполняется план по повышению защищенности, проводить ежегодные проверки.

Какие объекты подлежат антитеррористической защищенности

Шобохонова

Марина Шобохонова, специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда:

  • территории общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа,
  • специально отведенные территории за их пределами,
  • места общего пользования в здании, строении, сооружении или ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек.

В одной организации может быть несколько объектов защиты, если в каждом из зданий или строений находится одновременно больше 50 человек.

Какие нормативные акты регулируют эту сферу

Требования к антитеррористической защищенности объектов и территорий, их категории и формы паспортов безопасности утверждает Правительство РФ (п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ). Для разных сфер деятельности разработаны отдельные документы. Они содержат правила категорирования, формы паспортов безопасности и пр.

Перечень действующих нормативных правовых актов вы найдете в нашей шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

Категорирование объекта

Каковы критерии оценки риска

Категорию зданию или территории устанавливают, опираясь на сведения о совершенных или предотвращенных террористических актах не только на самом объекте, но и в районе его расположения. Эта информация есть в сводках федеральной службы безопасности, национальной гвардии, других статистических материалах.

Также для категоризации объектов защиты специалисты применяют математико-статистические методы расчета ущерба, которые могут оценить возможные потери населения и материального оснащения в случае террористического акта.

Чем выше категория риска, тем больше мероприятий предстоит выполнить руководству организации, чтобы обеспечить защиту.

В 2020 году в России совершено 397 преступлений террористического характера. Такие данные приводятся в аналитическом сборнике Генпрокуратуры РФ о состоянии преступности в стране.

Как организовать категорирование объекта

Критерии по категорированию перечислены в постановлениях Правительства РФ. Единого набора не существует, к разным объектам применяются разные критерии, их выбор зависит от официальной статистики по предотвращенным терактам, прогнозных показателей по количеству пострадавших и материальному ущербу.

Приказ об обследовании и категорировании объекта вы найдете в нашей шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

Чтобы правильно присвоить категорию, нужны статистические данные по совершенным или предотвращенным терактам — их необходимо получить в территориальном органе безопасности района расположения организации.

Прогнозный показатель количества пострадавших принимается равным максимальному количеству единовременно пребывающих людей на объекте или территории в рабочие дни. Прогнозный показатель возможного материального ущерба — равным балансовой стоимости объекта или территории.

Пример. Расчет категории для детских учреждений стационарного типа

Учреждение для отдыха и оздоровления детей (Постановление Правительства РФ от 14.05.2021 № 732)

Антитеррористическая защищенность объектов

Какие документы надо оформить

Шобохонова

Марина Шобохонова, специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда:

Для того чтобы работа по АТЗ была систематизированной, руководитель предприятия должен разработать несколько документов. Первый — это план организационных и технических мероприятий по защищенности вверенных ему объектов с массовым пребыванием людей.

Организационные мероприятия Технические мероприятия
Назначение ответственных за АТЗ Установка систем контроля доступа на территорию, в здания и помещения
Обучение и инструктажи по АТЗ, тренировки, обучение оказанию первой помощи пострадавшим при теракте; повышение квалификации для ответственных лиц и руководителя организации Установка системы оповещения на случай террористического акта
Заключение договоров с охранными предприятиями Оснащение объекта и территории инженерно-техническими средствами и системами охраны
Категорирование мест массового пребывания людей, с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения на них террористического акта и его возможных последствий
Разработка, утверждение, актуализация паспорта безопасности

Приказ о создании комиссии, которая реализует этот план, обследует и присвоит объекту категорию риска, станет следующим документом. В комиссию кроме руководителя организации должны войти представители территориальных органов безопасности, МВД, Росгвардии.

В организации также должны быть:

  • Паспорт безопасности объекта или территории с перечнем мероприятий по обеспечению АТЗ. Это основной документ, подлежащий проверке. Его составляют с учетом присвоенной категории риска, сроков реализации мероприятий, объема планируемых работ и выделенных средств на два финансовых года, следующих за текущим.
  • Приказ о мерах по защите информации при разработке и хранении паспорта безопасности.
  • План взаимодействия с с территориальными органами безопасности, МВД РФ, Росгвардии. Нужен, потому что система антитеррористической защиты не может существовать обособленно. Она должна соответствовать характеру деятельности, быть интегрированной в систему управления предприятием.
  • Положение (инструкция) об организации пропускного и внутриобъектового режимов и план действий при установлении уровней террористической опасности.

Какие мероприятия провести

Нужна обучающая работа с персоналом организации и посетителями. Если речь идет о школе, то каждый ученик должен знать план эвакуации в случае сигнала угрозы теракта.

Проводите плановые учения и тренировки по отработке правильных действий. Всех работников и посетителей известите о правилах эвакуации, применении средств индивидуальной и коллективной защиты, месте сбора при эвакуации. Для этой цели нужно проводить инструктажи по АТЗ. Уделите внимание отработке действий при условном совершении террористического акта. Проводите устные опросы, записи о них вносите в журналы проведения инструктажа и практических занятий.

Кого назначить ответственным за АТЗ

Для реализации всех планов, включая тренировки, оснащение СКУД, взаимодействие с ФСБ, МВД и Росгвардией и пр., необходимо назначить ответственных. Они вместе с руководителем организации должны пройти повышение квалификации по АТЗ.

Нельзя назначать ответственными тех, кто не обладает административно-управленческим ресурсом. Полномочия зафиксируйте в должностных инструкциях сотрудников, формулировки вы найдете в отраслевых постановлениях Правительства РФ.

Примеры должностных обязанностей:

  • вести общее руководство обеспечением АТЗ
  • утверждать паспорта безопасности объектов
  • анализировать эффективность системы защищенности
  • планировать мероприятия по обеспечению АТЗ объектов и территорий
  • обеспечивать мероприятия по АТЗ ресурсами
  • координировать деятельность подразделений и должностных лиц организации по обеспечению АТЗ объектов (территорий)
  • организовать взаимодействие с территориальными органами безопасности, МВД, МЧС, Росгвардии
  • разрабатывать и согласовывать проекты локальных нормативных актов в части обеспечения АТЗ объектов и территорий
  • координировать совместные действия с территориальными органами безопасности, МВД, МЧС, Росгвардии
  • участвовать в планировании и выполнении мероприятий по обеспечению АТЗ
  • проводить инструктажи и обучения по АТЗ

Как обучить оказанию первой помощи пострадавшим

Шобохонова

Сергей Мещерин, к.м.н., врач-хирург, организатор здравоохранения:

Первая помощь при терактах нужна в следующих ситуациях:

  • отсутствие сознания,
  • остановка дыхания и кровообращения,
  • наружные кровотечения,
  • инородные тела в верхних дыхательных путях,
  • травмы различных областей тела,
  • ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения,
  • отморожение и другие эффекты воздействия низких температур,
  • отравления.

Чтобы обучить работников и посетителей, организация должна приобрести и подготовить технические средства: тренажеры, учебные пособия, плакаты, стенды, памятки.

Обратите внимание: работник, который будет проводить обучение оказанию первой помощи при терактах, обязан пройти повышение квалификации в учебном центре (ст. 31 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ).

Паспорт безопасности объекта и другие документы

Как заполнить паспорт

Паспорт безопасности состоит из обязательных разделов:

  1. Общие сведения об объекте (территории). Это сведения из устава организации, ЕГРЮЛ/ЕГРИП, из кадастрового паспорта.
  2. Сведения о работниках, обучающихся и иных лицах, находящихся на объекте (территории). Укажите среднее количество сотрудников и посетителей, сведения о площади объекта и режиме работы организации, например, количество смен.
  3. Сведения о критических элементах объекта (территории). Это важная информация, которая опирается на вероятностные методы. Критические элементы — это потенциально опасные элементы объекта, незаконное вмешательство в которые приведет к нарушению функционирования объекта.
  4. Прогноз последствий в результате совершения на объекте (территории) террористического акта.
  5. Оценка социально-экономических последствий совершения террористического акта. Этот раздел заполняется на основе бухгалтерских данных с учетом стоимости активов.
  6. Силы и средства, привлекаемые для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории). Укажите, кто охраняет объект: частное охранное предприятие или войска Росгвардии.
  7. Меры по инженерно-технической, физической защите и пожарной безопасности объекта. Перечислите, какие автоматические системы оповещения и связи, средства пожаротушения применяются на объекте.
  8. Выводы и рекомендации.
  9. Дополнительные сведения с учетом особенностей объекта (территории).

Как оформить акт обследования и категорирования объекта

Категорирование проводят в момент ввода объекта в эксплуатацию и в случае значимых изменений его характеристик, например, при монтаже новой автоматической системы пожаротушения.

Каждый федеральный орган исполнительной власти (министерство, ведомство), в ведении которого находятся организации, разрабатывает методический материал, который помогает составлять акт обследования и категорировать объекты защиты.

Пример. Для вузов применяется Письмо Минобрнауки России от 22.02.2018 № ТС-543/12. Для школ и детских садов — Письмо Минпросвещения России от 28.01.2020 № ВБ-85/12.

Акт обследования и категорирования объекта защиты составляет комиссия, назначенная приказом руководителя организации. Требования к созданию комиссии в органах исполнительной власти различны. Во всех случаях можно привлекать сотрудников органов безопасности и МВД России.

В некоторых ведомствах допустимо привлекать:

  • сотрудников специализированных организаций;
  • экспертов специализированных организаций, у которых есть право проводить экспертизу безопасности объектов (территорий);
  • работников организаций, специализирующихся в области инженерно-технического оборудования объектов, проектирования и монтажа технических средств охраны;
  • экспертов в области проектирования и эксплуатации технологических систем.

Каких-либо нормативно закрепленных прямых ограничений или запретов, кроме конфиденциальности информации, по составу комиссии нет. Собственник должен в первую очередь защищать информацию, представляющую интерес для террористов.

Ответственность за неисполнение законодательных требований

Герасименко Наталья

Многие работодатели, к сожалению, халатно относятся к обеспечению АТЗ, притом что ужесточены меры ответственности за неисполнение законодательных требований — вплоть до уголовной ответственности.

В конце 2019 года в КоАП РФ появилась ст. 20.35, которая предусматривает ответственность за нарушения антитеррористического законодательства для объектов и территорий.

За нарушения организациям грозит штраф от 100 000 до 500 000 руб., должностным лицам — дисквалификация от полугода до трех лет или штраф от 30 000 до 50 000 руб.

Если действия виновных будут содержать признаки уголовного преступления, наступят основания для уголовного преследования конкретного человека — руководителя организации или сотрудника, который по должности занимался обеспечением безопасности и антитеррористической защищенности.

Читайте также: