Младший школьный возраст как сензитивный период для формирования ключевых компетенций

Обновлено: 05.07.2024

Основная деятельность: учебная деятельность. Взрослый как носитель обобщенных способов деятельности в системе научных понятий. Учебная деятельность осуществляется в форме совместной деятельности учителя и ученика.

Стадия умственного развития: стадия конкретных операций – возникновение элементарного логического рассуждения. Возможность понять, что другой видит мир иначе, чем я.

Потребности: уважение. Любой младший школьник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как ко взрослому, на признание его суверенитета. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим. Нуждается в поддержке при общении во внешнем мире, в помощи по правильному отношению к оценке себя.

Результат к концу периода: собственная познавательная активность, умение кооперироваться со сверстниками, самоконтроль.

Ведущий вид деятельности и сензитивные периоды младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет.

В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. Ее характеристики: результативность, обязательность, произвольность. Основы учебной деятельности закладываются именно в первые годы обучения. Учебная деятельность должна, с одной стороны, строиться с учетом возрастных возможностей, а с другой – должна обеспечить их необходимой для последующего развития суммой знаний.

В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.

Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода. С физиологической точки зрения – это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.

Социльная ситуация в младшем школьном возрасте:

1. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью.

2. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

3. Происходит смена распорядка дня.

4. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.

Сензитивные периоды -возрастные интервалы индивидуального развития, в течение которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира.

Младший школьный возраст сензитивен к учебной деятельности.
Психологические особенности детей этого возраста, такие, как авторитетность для них учителя, вера в истинность всего, чему учат, доверчивая исполнительность, содействуют повышению восприимчивости: дети легко впитывают учение.
5—6 лет. Наиболее благоприятный период для перехода от письма к чтению. Этот период очень важен для привития ребенку социальных навыков и поведения;

7-8 лет – сензитивный период для усвоения моральных норм (ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил, к их повседневному выполнению).

8—9 лет. В этот период языковые способности вторично достигают пика. Он также имеет большое значение для развития воображения и культурного образования.

Психическое и физическое развитие ребенка младшего школьного возраста.

Младший школьный период: 7-11 лет.

Основная деятельность: учебная деятельность. Взрослый как носитель обобщенных способов деятельности в системе научных понятий. Учебная деятельность осуществляется в форме совместной деятельности учителя и ученика.

Стадия умственного развития: стадия конкретных операций – возникновение элементарного логического рассуждения. Возможность понять, что другой видит мир иначе, чем я.

Потребности: уважение. Любой младший школьник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как ко взрослому, на признание его суверенитета. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим. Нуждается в поддержке при общении во внешнем мире, в помощи по правильному отношению к оценке себя.

Результат к концу периода: собственная познавательная активность, умение кооперироваться со сверстниками, самоконтроль.

Ведущий вид деятельности и сензитивные периоды младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет.

В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. Ее характеристики: результативность, обязательность, произвольность. Основы учебной деятельности закладываются именно в первые годы обучения. Учебная деятельность должна, с одной стороны, строиться с учетом возрастных возможностей, а с другой – должна обеспечить их необходимой для последующего развития суммой знаний.

В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.

Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода. С физиологической точки зрения – это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.

Социльная ситуация в младшем школьном возрасте:

1. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью.

2. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

3. Происходит смена распорядка дня.

4. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.

Сензитивные периоды -возрастные интервалы индивидуального развития, в течение которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира.

Младший школьный возраст сензитивен к учебной деятельности.
Психологические особенности детей этого возраста, такие, как авторитетность для них учителя, вера в истинность всего, чему учат, доверчивая исполнительность, содействуют повышению восприимчивости: дети легко впитывают учение.
5—6 лет. Наиболее благоприятный период для перехода от письма к чтению. Этот период очень важен для привития ребенку социальных навыков и поведения;

7-8 лет – сензитивный период для усвоения моральных норм (ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил, к их повседневному выполнению).

8—9 лет. В этот период языковые способности вторично достигают пика. Он также имеет большое значение для развития воображения и культурного образования.

Психическое и физическое развитие ребенка младшего школьного возраста.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование компетентностей учеников является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования, а компетентностный подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации, возникшей из- за противоречия между необходимостью обеспечивать качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем за счет дальнейшего увеличения объема информации подлежащей усвоению.

  • Знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания - более широкое понятие, чем навыки.
  • Навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Общим для навыков является их конкретность.
  • Способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. Способность также является приблизительным синонимом одаренности.
  • Поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители.
  • Усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов.

Таким образом, компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

Ключевые компетенции младших школьников включают в себя сформированные организационные (способность организовать свою деятельность), интеллектуальные (способность результативно мыслить и работать с информацией), оценочные (способность самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за выбор), коммуникативные (способность общаться и взаимодействовать с людьми) умения.

В конце обучения начальной школы 4 классники должны владеть, следующими видами образовательных компетенций, которые представлены в таблице ниже, каждая из которых имеет свой результат.

Вид образовательной компетенции

Ценностно –

смысловые

Владеть способами самоопределения выбора на основе собственных позиций,

Уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия.

Учебно – познавательные

Ставит цель и организовывать ее достижение, уметь пояснять свою цель,

Организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей УПД,

Задавать вопросы, ставить познавательные задачи,

Описывать результаты, формулировать выводы.

Социокультурные

владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя;

владеть эффективными способами организации свободного вре­мени;

иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, много­культурном, многоконфесеиональном обществе;

владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др

Коммуникативные

уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;

уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;

владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями;

владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;

владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения;

Информационные

владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет,

самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;

владеть навыками использования информационных устройств,

применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии; аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.

Природоведческие и здоровье сберегающие

иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.);

знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;

знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности;

владеть способами оказания первой медицинской помощи;

Непосредственное вовлечение обучаемых в учебно — познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением соответствующих методов, получивших обобщённое название методов активного обучения. Для активного обучения важным является принцип индивидуальности - организация учебно — познавательной деятельности с учётом индивидуальных способностей и возможностей.

Активность обучаемых возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место приобретает мотивация учебно – познавательной деятельности. Важным фактором мотивации является поощрение.

Возрастные и психологические особенности младших школьников указывают на
необходимость использования поощрений для достижения активизации учебного
процесса. Поощрение, способствует развитию памяти, мышления, формирует познавательный интерес.

Все поощрения можно классифицировать по средствам выражения: мимические и пантомимические, словесные, материализованные, деятельностные.

Успех обучения зависит от средств наглядности: таблицы, опорные схемы, дидактический и раздаточный материал, индивидуальные средства обучения. Это обеспечивает вовлечение детей в активный процесс обучения, они становятся активными участниками учебного процесса, активизируют внимание, мышление детей.

Существует в педагогическом процессе много активных методов обучения. Сейчас мы подробно познакомимся с активными методами обучения на уроках математики и логики в начальной школе и предшколе.

Для эффективности учебно- познавательной деятельности учеников и формирования у них ключевых компетенций, предлагаем, советы по формированию ключевых образовательных компетенций младших школьников.

Одной из первостепенных задач развития современного образования заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов.

Образовательное учреждение должно “формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования".

Компетенция в переводе с латинского (competentia) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. К окончанию школы у будущих выпускников должны быть сформированы способности ориентироваться во взрослом мире и решать в повседневной жизни реальные проблемы - от бытовых, до производственных и социальных.

Чтобы сформировать ключевые компетенции, необходимо начинать развивать определенные навыки, способствовать вырабатыванию универсальных учебных действий уже с начальной школы. То, что можно сформировать у младшего школьника , используя преемственность, продолжают развивать дальше и формировать новые действия учителя с средней и старшей школе.

Начальная школа призвана посадить зернышко доверия в образовательном процессе, с заботой и теплотой взращивать ростки будущей самостоятельной личности. Конечно, как и во всякой сфере деятельности, необходимо расставить приоритеты. Поэтому я остановлюсь на формировании тех компетенций, которые необходимы для того, чтобы выпускник начальной школы смог легко адаптироваться к уже более самостоятельной среде обучения (переходу в среднюю школу).

Все дети знают о своих правах, но мало кто из них задумывается о том, какие обязанности должны выполнять, чтобы быть полноправным гражданином своей страны, членом ученическом коллектива, человеком, с которым считаются в семье. Поэтому формирование коммуникативных компетенций – одно из приоритетных в начальной школе. Коммуникативные компетенции. Умеют жить и работать в коллективе, имеют понятия о социальных ролях (лидер-организатор, лидер — генератор идей, исполнитель, зритель). Имеют представления о способах выхода из конфликтных ситуаций.

Мы должны научить детей общаться, взаимодействовать с окружающими людьми, причем не только со сверстниками, но и взрослыми. Здесь очень хочется обратить внимание на формирование умений работать в группе, принимать или не принимать точку зрения другого человека, обосновывая свою позицию, вырабатывать способность принимать совместные решения, находить консенсус, нести ответственность за принятое решение, уметь договариваться, разрешать возникающие проблемы мирным путем, уметь презентовать себя, итоги своей работы. Достижению положительных результатов в этом направлении способствует не что иное, как учебное проектирование, которым активно используют в своей методике учителя начальных классов.

Следующей значимой для начальной школы компетенцией являются учебно-познавательные. Учебно-познавательные компетенции. Учащиеся умеют самостоятельно планировать свою деятельность. Способны к самореализации, активны в выборе деятельности, способны к самообразованию. Благодаря участию в проектно-исследовательской деятельности овладели навыками продуктивной деятельности. Что же мы, учителя начальных классов, можем здесь развить? Мы можем научить детей учиться, то есть учить себя: а именно: прививать самостоятельность, предлагать найти не одно решение какой-либо значимой задачи, частично “добывать” информацию, необходимую для постижения чего-то нового, не останавливаться в своем развитии, каждый день получать порцию нового, неизведанного, а потому интересного. Немало важным умением, которое мы должны формировать, оценивать свою работу, свои достижения. Отсюда вытекает следующий приоритет – компетенция личностного самосовершенствования. Здесь очень важен пример, который видит перед собой ребенок: на доступном пониманию младшим школьником тех или иных целей, формировать такие ценности, которые требуют развития на протяжении всей жизни, а именно осознание того, что человек должен учиться постоянно, чтобы самосовершенствоваться.

Добрый день коллеги. Представляю вашему вниманию отчет по теме Формирование общеобразовательных компетенций у младших школьников.

И так, прежде всего, определим, что же такое компетенция?

По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, что компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются:

знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания - более широкое понятие, чем навыки. Знания представляют интеллектуальный контекст, в котором работает человек.

навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Навыки проявляются в широком диапазоне; от физической силы и сноровки до специализированного обучения. Общим для навыков является их конкретность.

способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. Способность также является приблизительным синонимом одаренности.

стереотипы поведения означает видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи. Поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители. Наше поведение проявляет наши ценности, этику, убеждения и реакцию на окружающий мир. Когда человек демонстрирует уверенность в себе, формирует из коллег команду, или проявляет склонность к действиям, его поведение соответствует требованиям организации. Ключевым аспектом является возможность наблюдать это поведение.

усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов. Усилия составляют ядро рабочей этики. Любому человеку можно простить нехватку таланта или средние способности, но никогда - недостаточные усилия. Без усилий человек напоминает вагоны без локомотива, которые также полны способностей, однако безжизненно стоят на рельсах.

В школе на уроках и внеурочной деятельности педагогами формируется одна из важнейших компетенций.

Образовательная компетенция –

Перечень ключевых компетенций основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

Наше образование отличается от европейской системы ключевых компетенций наличием первой и седьмой компетенций. Т.Е. выделенные компетенции отражают заказ самого человека на своё образование.

7. Компетенции личностного самосовершенствования Эта компетенция реализуется при проведении инструктажей и классных часов. Эти компетенции так же реализуются через самостоятельную работу детей.

Эти компетенции являются формообразующими при определении видов деятельности на уроке. Формирование этих компетенций позволяет реализовывать требования ФГОС. А так же использование различных видов деятельности помогает развивать познавательную активность.

Читайте также: