Цивилизация как культурно исторический процесс план урока

Обновлено: 01.05.2024

1 ЧТО ТАКОЕ ЦИВИЛИЗАЦИЯ?

2 План урока. 1.Подходы к изучению истории. 2.Своеобразие исторического процесса. 3.Цивилизация и культура. 4.Единство и многообразие цивилизаций.

3 1.Подходы к изучению истории. Во времени В пространстве, по цивилизациям

4 2.Исторический процесс. Все народы развиваются поступательно, переходя с одной ОЭФ на другую. Переход со ступеньки на ступеньку, происходит не одновременно. Варианты перехода: последовательный Варианты перехода: перескакивание В чем недостатки данной теории?

5 2.Своеобразие исторического процесса. Социальные явления- уникальны(путь народа) Этап исторического развития (старая т. з.) Совокупность духовных, мате- риальных и нравственных средств,которыми данное сооб- щество вооружает своего члена в его противостоянии внешне- му миру.

6 В основе цивилизаций лежат несовместимые социальные ценности 2.Своеобразие исторического процесса. Общественно-производственная технология Соответствующая ей культура и менталитет

7 В основе культуры лежит: поддержание сло- жившегося образа жизни.Особенно це- нится опыт пред- ков,традиции.Ук- лад жизни меняется медленно. 2.Своеобразие исторического процесса.

8 Особый вид- Начало- Большая роль науки,стремле- ние к прогрессу Изменение сложив- шихся форм деятельности Культура основы- вается на христиан- ских ценностях 2.Своеобразие исторического процесса.

9 Цивилизационный подход -учет и изучение своеоб- разного и самобытного что есть в истории народа, или региона. Необходимо сочетать цивилизационный и формационный подход. Мировой истории нет, есть история цивилизаций 2.Своеобразие исторического процесса.

10 материальная духовная 3.Цивилизация и культура. Творческая деятельность челове- чества направленная на преобра- зование действительности, на вы- явление и развитие способностей человека. Развитие культуры = развитие цивилизации.(Просвещение) Существует 8 культур - разви- ваясь, умирают и превраща- ются в цивилизацию(О.Шпе- нглер) Духовная культура-система ценностей общества.Является основой своеобразия той, или иной цивилизации.

11 4.Единство, или многообразие? Единообразие-застой, многообразие-развитие Достижения одной цивилизации становятся достоянием других

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

создание условий для: - формирования умений осуществлять поиск, давать анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК-4), использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности ОК-5).

Обучающий компонент: определение основных понятий курса, поиск соотношений между ними.

Развивающий компонент: совершенствование информационной, коммуникативной, общекультурной компетентности студентов.

Воспитывающий компонент: освоение студентами компетенций личностного самосовершенствования.

по дидактическим целям – урок усвоения новых знаний, обобщение имеющейся теоретической базы и опыта;

по способу организации – лекция с элементами диалога.

по источнику передачи знаний (учебник А.Г. Важенин изд. Москва 2013 .):

- словесные (беседа с элементами дискуссии), работа с материалами презентации;

- наглядные (демонстрация – мультимедийная презентация)

- практические (заполнение сравнительной таблицы)

по характеру познавательной деятельности учащихся:

метод проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический), исследовательский.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Оборудование: ноутбук.

Дидактические материалы: презентация Power Point .

Предполагаемый результат урока:

овладеют основными умениями учебно-исследовательской деятельности.

Ход урока:

I . Вступительное слово

Конечно, многие из вас могут назвать великих творцов – художников, архитекторов, музыкантов, но достаточно ли тех знаний, что у вас есть? Можете ли вы, например, назвать выдающихся художников эпохи барокко? Определить, кем созданы представленные на первом слайде шедевры? Таким образом, какова будет цель всего нашего курса?

Предмет, который мы будем изучать на уроках, называется Мировая Художественная Культура. Как вы думаете, о чем мы будем говорить в рамках изучения этого курса? Какие понятия, явления, процессы изучать?

Какое понятие в нашем предмете является ключевым? А что такое культура?

Обобщить имеющиеся знания,

обогатить свой багаж знаний

II . Целеполагание

Для того, чтобы это сделать было проще, я поместила несколько формулировок на слайд. Давайте ознакомимся с ними и при необходимости подкорректируем.

Работа с материалами слайда, коррекция информации.

III . Лекция с элементами беседы.

В разные эпохи люди вкладывали в этот термин разный смысл. Интерес к культуре, любовь к искусству ни для кого не обязательны сегодня и никогда не были обязательны в прошлом, но тем не менее ни одно общество вне культуры существовать не может. Даже если Вы представляете себе, что культура – важное явление жизни, что она возникла вместе с потребностью наших предков улучшить свою жизнь, полезно все же уточнить это понятие.

Культура – слово латинское (culture). Первоначально означало возделывание земли. Но уже в Древнем Риме появилось более ёмкое толкование этого выражения – culture animi, в переводе обработка, совершенствование души. Позже слово культура начинает употребляться в близких различных значениях: воспитание, образование, совершенствование, развитие. В современном значении слово культура употребляется с XVIII века.

В настоящее время существует более 350 определений культуры, претендующих на раскрытие сущности данного понятия.

Прочитайте несколько определений, выберите то, что наиболее полно, на ваш взгляд.

Культура – совокупность достижений общества в результате материального и духовного развития человека.

Культура – это совокупность духовного опыта человечества.

Культура – это созданная человеком часть окружения.

Культура – это способ жизни, которому следует общность или племя.

Культура – это общий и принятый способ мышления.

Культура – это то, что отличает человека от животного.

Культура – это система символов, разделяемых группой людей и передаваемых ею следующим поколениям.

Во многих концепциях ХХ века культура отождествлялась с цивилизацией. Это было вызвано нежеланием разделять материальную и духовную культуру, а точнее – выдвижением на первый план материального начала при изучении культуры.

Принято рассматривать культуру в двух основных формах – в материальной и духовной. Материальная культура охватывает всю сферу материально-производственной деятельности человека и ее результат: орудия труда, жилище, предметы быта, одежду, транспорт. Духовная культура – сфера духовного производства и его результаты: наука, нравственность, воспитание и просвещение, право, философия, искусство, фольклор, религия.

Духовная культура – это прежде всего мир науки и искусства. Это два лика человеческого бытия. Возможно ли без них существование человека?

Наука отражает мир в виде логических понятий и законов. Сегодня легко найти доказательства научно-технического прогресса.

А какова роль искусства в жизни человека? Является ли оно инструментом познания мира?

Художник передает нам своё понимание мира, своё отношение к нему.

Искусство – это опыт личной жизни, рассказанный в образах и ощущениях.

Искусство создает свою модель мира через художественный образ. Искусство – средство познания мира, но в отличие от науки – это целостное, образное отражение мира.

Ученый обращается к разуму человека, открытые им формулы бесстрастны. В них не отразились сомнения, разочарования поиска и радость открытия. Личность ученого не наложила на них своей отпечатки.

Художник, творец искусства, обращается сначала к сердцу человека. Произведения искусства всегда несут в себе переживания творца, его взгляд на мир, на свое место в нем. Поэтому так велика сила воздействия искусства на людей: оно пробуждает в человеке ответное чувство.

Вобрав в себя опыт духовной жизни многих поколений, искусство помогает нам понять других людей, самих себя, помогает создать свой идеал, видеть и утверждать красоту.

Ответы, выбор в ходе обсуждения одного понятия (предположительно 1), его запись.

Культура и цивилизация

Как определение культуры не давало полной картины того, что имелось в виду под стоящим за ним понятием, так и определение цивилизации, хоть и в меньшей степени, но требует существенных уточнений. И хотя эти два понятия – культура и цивилизация – достаточно жестко разграничены, но ни в коей мере нельзя предполагать наличия четкой границы между ними. Чем ближе они соприкасаются и даже взаимопроникают друг в друга, тем с большим основанием мы можем говорить о высоком уровне как культуры, так и цивилизации.

Цивилизация как термин и как явление имеет свою историю. Появились слово civis (гражданин) и однокоренные с ним слова в Риме для обозначения и отличия городского жителя от сельского. Позже среди слов этой группы появляются значения, указывающие на принадлежность к городу.

- Мы попробуем в ходе лекции разобраться, каковы основные отличия культуры от цивилизации. Как бы вы заполнили эту таблицу на данном этапе?

Что ж, давайте проверим наши предположения, порассуждаем.

Существенно новое в интерпретацию термина цивилизация внес О.Шпенглер, который трактовал его как характеристику состояния общества, которое достигло заключительной стадии развития и утратило способность к дальнейшему саморазвитию. Он определил цивилизацию как совокупность норм, правил, выработанных обществом и воспроизводимых в практической деятельности человеком, важнейших элементов быта, технических достижений, имеющих своей целью удовлетворение основных жизненных (преимущественно материальных), постоянно изменяющихся потребностей людей.

Цивилизация – это в определенном смысле упадок, деградация культуры, которая выражается не в физических, (материальных) разрушениях, а в выхолащивании из нее духовного начала.

Итак, цивилизация функциональна, она полезна, в то время как культура в целом бесполезна. Человек, как это ни печально, вполне может обойтись без слушания гениальной музыки, без чтения книг, но при этом он должен выполнять хотя бы элементарные требования гигиены, соблюдать, пусть минимум, правил общественного поведения.

Следующая характеристика цивилизации – это единство требований, предъявляемых ко всем членам общества, – а это усреднение, унификация, стандартизация. Чем в большей степени население данной страны подчиняется существующим в ней законам, тем выше здесь уровень цивилизованности.

Культура – это уникальность и неповторимость. Здесь не может быть ничего одинакового, копирующего. Каждое явление культуры неповторимо само по себе. Но плюс к этому оно неповторимо и по тому, как оно воспринимается, переживается, оценивается.

Что же возникло раньше – культура или цивилизация?

Существует мнение, что человек начинает свою жизнь на земле не с цивилизации, а с культуры. Первобытный человек – это творец, изобретатель. Открытие огня, бронзы, даже какой-нибудь костяной иглы – это уже достижения культуры. Однако когда огнем стали пользоваться все члены племени, когда началось массовое производство каменных ножей, топоров, костяных игл – вот тогда, условно говоря, и началась цивилизация.

Культураэто творчество, открытие, уникальность. Цивилизация

повторение, усреднение.

Цивилизация как совокупность норм, правил и требований навязывается человеку, он принужден их выполнять, если он считает себя цивилизованным человеком.

Культура – это всегда свобода выбора и предпочтений. Цивилизованный человек обязан уметь читать, но не обязан любить чтение. Культурный же человек любит читать не потому, что обязан это делать, а потому, что получает от этого занятия удовольствие, испытывает в этом потребность (не материальную, а духовную).

Итак, что же у нас получилось? Верны ли были наши предположения?

Исходя из того, о чем мы с вами говорили, как бы вы определили – кто такой культурный человек? А цивилизованный?

Человек, который живет в обществе, всегда вынужден следовать цивилизованным нормам (если его не устраивает полная изоляция от людей). То есть приобщение к цивилизации происходит даже без особого желания со стороны индивида, в определенной степени принудительно. Приобщение же к культуре невозможно без личной заинтересованности.

Для уточнения соотношения, которое существует между понятиями культура и цивилизация, следует ввести понятие духовность.

Если понимать культуру как совокупность духовного опыта человечества, то логично выглядит заключение, что духовность является источником культуры. Таким образом, всё начинается с духовности. Из неё и рождается культура, в свою очередь превращаясь затем в цивилизацию.

Содержатся общие методические рекомендации для раскрытия понятия "цивилизация" в общеобразовательной школе. Предлагается следующий план освоения материала:
1. Общая характеристика цивилизационного подхода к истории и его основных особенностей (раздел "Введение" учебного пособия "История мировых цивилизаций").
2. Анализ понятия "стадиальная цивилизация" как более простого по сравнению с "локальной цивилизацией" и знакомого по курсу "Обществоведение". Для того чтобы ярче показать качественную разницу между первобытностью и цивилизацией, учащимся можно предложить темы докладов:
а) Первобытное общество до эпохи неолита.
б) Неолитическая (аграрная) революция и ее последствия.

Даже краткий очерк истории цивилизационной мысли, который был дан в предыдущей статье, показывает, на сколько сложным является понятие "цивилизация". С течением времени оно стало употребляться не только в единственном, но и во множественном числе, "обрастая" все новыми и новыми смысловыми оттенками. Но, несмотря на разнообразие интерпретаций, нужно помнить: еще в XVIII в. в теории цивилизации появились два основных направления - стадиальный и локальный подходы. Сначала они были полностью противоположны друг другу, потом стали переплетаться и взаимодействовать, а иногда даже давали синтез (как у Данилевского и Тойнби, например).
На эти два подхода, выработавших разные представления о цивилизации, и следует ориентироваться, раскрывая смысл понятия на уроках. Конечно, учащихся можно познакомить и с другими, наиболее распространенными значениями:
- цивилизация как синоним правильно, гармонично устроенного общества, основанного на принципах гуманизма, обеспечивающего права личности (право собственности, свободу совести и вероисповедания и т.д.);
- цивилизация как совокупность материально-технических достижений человечества, и т.д.
Однако основное внимание все-таки рекомендуется уделить понятиям "стадиальная цивилизация" и "локальная цивилизация" и, соответственно, стадиальному и локальному подходам, так как именно они дают возможность рассмотреть всемирно-исторический процесс во всей его сложности и многогранности, показать его динамику, закономерности и, с другой стороны, многовариантность, мультилинейность развития человечества.
Вводные уроки, посвященные теории, будут иметь преимущественно лекционный характер из-за повышенной сложности материала. Рекомендуется начать с общей характеристики цивилизационного подхода к истории и его основных особенностей (раздел "Введение" учебного пособия "История мировых цивилизаций"), а затем перейти к анализу понятия "стадиальная цивилизация" как более простого по сравнению с "локальной цивилизацией" и знакомого по курсу "Обществоведение". Для того чтобы ярче показать качественную разницу между первобытностью и цивилизацией, учащимся можно предложить следующие темы докладов:
а) Первобытное общество до эпохи неолита.
б) Неолитическая (аграрная) революция и ее последствия.


создание условий для: - формирования умений осуществлять поиск, давать анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК-4), использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности ОК-5).

Обучающий компонент: определение основных понятий курса, поиск соотношений между ними.

Развивающий компонент: совершенствование информационной, коммуникативной, общекультурной компетентности студентов.

Воспитывающий компонент: освоение студентами компетенций личностного самосовершенствования.

по дидактическим целям – урок усвоения новых знаний, обобщение имеющейся теоретической базы и опыта;

по способу организации – лекция с элементами диалога.

по источнику передачи знаний (Верзилин Н.М., Перовский Е.И., Лордкипанидзе Д.О.):

- словесные (беседа с элементами дискуссии), работа с материалами презентации;

- наглядные (демонстрация – мультимедийная презентация)

- практические (заполнение сравнительной таблицы)

по характеру познавательной деятельности учащихся (Лернер И.Я., Скаткин М.Н.): метод проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический), исследовательский.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук.

Дидактические материалы: презентация Power Point.

Предполагаемый результат урока:

овладеют основными умениями учебно-исследовательской деятельности.

Ход урока

I. Вступительное слово

Конечно, многие из вас могут назвать великих творцов – художников, архитекторов, музыкантов, но достаточно ли тех знаний, что у вас есть? Можете ли вы, например, назвать выдающихся художников эпохи барокко? Определить, кем созданы представленные на первом слайде шедевры? Таким образом, какова будет цель всего нашего курса?

Предмет, который мы будем изучать на уроках, называется Мировая Художественная Культура. Как вы думаете, о чем мы будем говорить в рамках изучения этого курса? Какие понятия, явления, процессы изучать?

Какое понятие в нашем предмете является ключевым? А что такое культура?

II. Целеполагание

Для того, чтобы это сделать было проще, я поместила несколько формулировок на слайд. Давайте ознакомимся с ними и при необходимости подкорректируем.

III. Лекция с элементами беседы.

Определим, что такое культура.

В разные эпохи люди вкладывали в этот термин разный смысл. Интерес к культуре, любовь к искусству ни для кого не обязательны сегодня и никогда не были обязательны в прошлом, но тем не менее ни одно общество вне культуры существовать не может. Даже если Вы представляете себе, что культура – важное явление жизни, что она возникла вместе с потребностью наших предков улучшить свою жизнь, полезно все же уточнить это понятие.

Культура – слово латинское (culture). Первоначально означало возделывание земли. Но уже в Древнем Риме появилось более ёмкое толкование этого выражения – culture animi, в переводе обработка, совершенствование души. Позже слово культура начинает употребляться в близких различных значениях: воспитание, образование, совершенствование, развитие. В современном значении слово культура употребляется с XVIII века.

В настоящее время существует более 350 определений культуры, претендующих на раскрытие сущности данного понятия.

Прочитайте несколько определений, выберите то, что наиболее полно, на ваш взгляд.

Культура – совокупность достижений общества в результате материального и духовного развития человека.

Культура – это совокупность духовного опыта человечества.

Культура – это созданная человеком часть окружения.

Культура – это способ жизни, которому следует общность или племя.

Культура – это общий и принятый способ мышления.

Культура – это то, что отличает человека от животного.

Культура – это система символов, разделяемых группой людей и передаваемых ею следующим поколениям.

Во многих концепциях ХХ века культура отождествлялась с цивилизацией. Это было вызвано нежеланием разделять материальную и духовную культуру, а точнее – выдвижением на первый план материального начала при изучении культуры.

Принято рассматривать культуру в двух основных формах – в материальной и духовной. Материальная культура охватывает всю сферу материально-производственной деятельности человека и ее результат: орудия труда, жилище, предметы быта, одежду, транспорт. Духовная культура – сфера духовного производства и его результаты: наука, нравственность, воспитание и просвещение, право, философия, искусство, фольклор, религия.

Духовная культура – это прежде всего мир науки и искусства. Это два лика человеческого бытия. Возможно ли без них существование человека?

Наука отражает мир в виде логических понятий и законов. Сегодня легко найти доказательства научно-технического прогресса.

А какова роль искусства в жизни человека? Является ли оно инструментом познания мира?

Художник передает нам своё понимание мира, своё отношение к нему.

Искусство – это опыт личной жизни, рассказанный в образах и ощущениях.

Искусство создает свою модель мира через художественный образ. Искусство – средство познания мира, но в отличие от науки – это целостное, образное отражение мира.

Ученый обращается к разуму человека, открытые им формулы бесстрастны. В них не отразились сомнения, разочарования поиска и радость открытия. Личность ученого не наложила на них своей отпечатки.

Художник, творец искусства, обращается сначала к сердцу человека. Произведения искусства всегда несут в себе переживания творца, его взгляд на мир, на свое место в нем. Поэтому так велика сила воздействия искусства на людей: оно пробуждает в человеке ответное чувство.

Вобрав в себя опыт духовной жизни многих поколений, искусство помогает нам понять других людей, самих себя, помогает создать свой идеал, видеть и утверждать красоту.

Весь материал - смотрите документ.


-75%

Читайте также: