План комбинированного урока чтения включает следующие этапы

Обновлено: 04.07.2024

Тема «Особенности организации уроков литературного чтения в 3 классе.

Выполнила: Разуваева А.Я.

Проверил: Содномов С.Ц.

Особенности организации уроков литературного чтения в 3 классе.

Целенаправленность урока определяется программными требованиями: обучение должно носить воспитывающий и развивающий характер. Определить конкретные цели каждого урока позволяет характер и жанр произведения. Работа на уроке также организуется в зависимости от жанра. Например, пересказ сказки обязателен, но он противопоказан при чтении лирических стихотворений. Влияют на организацию урока и размер произведения, его композиция и характер языка.

План урока чтения включает все этапы, характерные для комбинированного урока: восприятие, усвоение, применение на практике. Но на уроке чтения эти этапы учебного процесса часто сливаются и не всегда четко выражены.

Этапы в плане комбинированного урока соответствуют видам занятий:

1. Проверка домашнего задания.

2. Подготовительная работа. Установка на восприятие текста.

3. Первичное восприятие: в первом варианте текст читает учитель, во втором — сами дети.

4. Эмоционально-оценочная беседа.

5. Чтение детьми текста про себя целиком (данный этап присутствует, если при первичном восприятии использовался прием чтения учителем).

6. Анализ произведения.

7. Обобщающая беседа.

8. Работа над планом произведения, выборочное чтение, обучение выразительному чтению.

9. Творческая интерпретация художественного текста.

10. Заключительное итоговое чтение.

Совершенно очевидно, что при работе скрупнообъемным произведением эта схема нарушается: большой объем текста не позволяет провести на одном уроке все виды работ по восприятию и освоению произведения. Современная методическая литература предлагает учителю два варианта работы с таким текстом:

1) разбить произведение на части и работать над каждой из них, соблюдая на уроке обычную схему обучения;

2) разъединить чтение и анализ и проводить их последовательно на 2—3 уроках.

В последнем случае на первом уроке — уроке знакомства с новым произведением — проводится подготовка к восприятию произведения, его прослушивание или чтение, а также проверка восприятия. Следующие уроки посвящаются анализу и проведению разных видов работы с текстом. Такие уроки являются соответственно уроками анализа произведения.

Количество этапов на уроке любого из трех типов ограничивается логикой достижения цели. При этом главное место на уроке занимает чтение. Остальные виды работы с текстом должны быть:

а) направлены на сознательность восприятия и усвоения идеи
произведения;

б) взаимосвязаны и взаимодополняемы;

в) доступны для выполнения каждым учеником.
Обобщающий урок является необходимой формой организации работы по чтению наряду с комбинированным уроком, так как способствует развитию логических способностей учащихся. Обобщающий урок проводится в конце изучения темы. Подготовка к нему организуется учителем с первого урока темы, на котором детям объявляется девиз (тема) обобщающего урока. Уроки чтения, экскурсии, наблюдения по теме чтения сопровождаются составлением словарных табличек, некоторыми записями, выполнением рисунков, изготовлением макетов, различных поделок. Поощряются отбор и чтение дополнительных текстов и книг по теме, собирание иллюстративного материала.

Сценарий урока по формированию умения воссоздавать в воображении художественные картины, изображенные писателем с помощью слова.

Умение анализировать художественное произведение – это комплексное умение, представляющее собой систему частных умений, ориентированных на постижение отдельных компонентов произведения как частей художественного целого:

  1. Умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.
  2. Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем.
  3. Умение устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме.
  4. Умение целостно воспринимать образ-персонаж в эпосе, образ-переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи.
  5. Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения.
  6. Умение осваивать художественную идею произведения.

Целенаправленное осмысление учащимися своеобразия художественного произведения можно организовать с помощью этапов работы над текстом, разработанных Н.Н. Светловской. Она выделяла три этапа: работа с произведением до чтения, во время чтения и после чтения.

  1. Сначала проводится подготовка к восприятию текста. Она носит характер предварительной ориентировки. Учащиеся читают ключевые слова и словосочетания, название произведения, фамилию автора, записанные на доске, рассматривают иллюстрации и делают предложения о содержании текста.
  2. Работа в процессе чтения направлена на осмысление текста на уровне содержания. Текст читается по предложениям, абзацам, частям. По ходу чтения задаются уточняющие вопросы для первоначального выступления и понимания прочитанного.
  3. На третьей ступени работы с текстом необходимо достижение понимания на уровне смысла. Здесь формируются умения понимать, запоминать и воспроизводить прочитанное. С помощью этих умений осуществляется глубокое, полноценное восприятие произведения. Учащиеся выполняют и творческие задания – иллюстрирование, словесное рисование, придумывают продолжения, составление диафильма, инсценирование.

Рассмотрим алгоритм работы с текстом на примере произведения Н.Н. Носова "Заплатка".

1. Работа с текстом до чтения.

– Кто автор произведения? (Николай Носов)

– Что мы о нем знаем? (детский писатель, автор юмористических рассказов о детях)

– С какими произведениями автора уже знакомы? (Живая шляпа, Фантазеры, Мишкина каша, Огурцы, Незнайка…)

– Предположите, о ком будет произведение, каков его жанр. (о детях, наших ровесниках, юмористический рассказ)

– Прочитайте заглавие. (Заплатка)

– Что означает это слово? (кусок ткани, нашиваемый на дырявое место для починки)

– Предположите, что может произойти с героем. (герой что-то порвет и нужна будет заплатка).

Рассмотрите иллюстрации. Кто будет героем произведения? Что порвется? Как это случится? (мальчик порвет штаны, когда полезет через забор)

Давайте проверим, насколько верны наши предположения о герое и событиях произведения.

2. Работа с текстом во время чтения.

Комментированное чтение по частям с последующим озаглавливанием каждой части; словарная работа, постановка проблемных вопросов.

Словарная работа – защитный цвет, лоскуток материи, чернильный карандаш

Вопросы на понимание, прогнозирование событий рассказа:

– Почему штаны солдатские? Почему ребята завидовали Бобке? Какими качествами обладает хозяин штанов?

1 часть – Замечательные штаны

– Что могло произойти со штанами? При каких обстоятельствах?

– Что почувствовал мальчик, когда порвал штаны? Почему?

– Что сделает Бобка? (попросит зашить штаны)

– Почему мама рассердилась? Почему не зашила штаны? (сумел порвать – сумей зашить)

3 часть – Разговор с мамой.

– Как поступит Бобка? (пойдет так, наденет другие штаны, зашьет сам)

– Как отреагируют ребята на появление Бобки в рваных штанах? Как отреагирует Бобка? Какие чувства он будет испытывать? Как решит поступить? (ребята будут дразнить, мальчик оправдываться, станет стыдно, пойдет зашивать)

4 часть – Какой же ты солдат?

– Почему не получилось красиво пришить? (сильно спешил)

– Как Бобка оценит свою работу? Что будет делать дальше? (не понравится, решит переделать)

5 часть – Первая попытка

– Почему решил перешить? (я должен быть как настоящий солдат)

– Зачем взял чернильный карандаш? (аккуратность)

– Какие слова выбрал автор, чтобы показать, что мальчик старался? (возился, сопел, кряхтел)

– Каков будет результат его труда?

6 часть – Аккуратная работа

– Что скажут ребята, увидев Бобку? (спросят, кто зашивал, похвалят)

– Как ребята догадались, что мальчик сам пришивал заплатку? (чернильный карандаш)

– Будет ли Бобка говорить, что сам зашил? Почему? (нет, т.к. солдаты не хвастаются)

– Как автор показал, что Бобка всем хотел показать свою работу? (вертелся во все стороны)

– Почему Бобка решил научиться пришивать пуговицы? (настоящий солдат должен уметь и заплатку поставить, и пуговицу пришить)

Давайте еще раз назовем, на какие части мы разделили рассказ.

3. Работа с текстом после чтения.

А) развитие эмоциональной сферы учащихся

– Понравился ли вам рассказ?

– Что хотел нам сказать автор?

– Личные ассоциативные впечатления (Было ли у вас такое? Что вы делали?

– Если бы вы оказались на месте Бобки, как бы вы поступили?

Б) историческая основа произведения

– Почему мама не зашила на машинке? (рассказ написан в 1941 году…)

В) раскрытие главной мысли произведения

– Какие пословицы подходят к произведению, раскрывают его смысл:

  • Терпение и труд все перетрут
  • Семь раз отмерь – один раз отрежь
  • Торопливый дважды одно дело делает
  • Сделано наспех-сделано наспех
  • У плохого мастера и пила плоха
  • Труд украшает человека
  • Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть

Г) выполнение творческих заданий (домашнее задание)

– Краткий пересказ от лица главного героя.

– Создание иллюстраций к наиболее запомнившемуся фрагменту текста.

– Сочинение еще одной истории про Бобку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Особенности организации уроков чтения в период обучения грамоте в условиях 4-летней начальной школы

В работе рассмотрены вопросы особенности организации уроков чтения и письма в период обучения грамоте. Знание психологических основ методики и педагогических требований к огранизации у пом.


Особенности организации работы над выразительностью чтения произведений разных жанров

Рекомендации для учителей начальных классов, как правильно построить работу на уроках литературного чтения при работе над выразительностью произведений разных жанров.


Разработка урока по литературному чтению по УМК "Система Л.В.Занкова" в 3 классе по теме "Особенности характера и мир чувств героя. Чтение рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского "Тёма и Жучка"

Вашему вниманию представлен подробный конспект урока по литературному чтению с описанием целей деятельности педагога, плани.

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Переводная литература для детей. Борис Заходер "Винни - Пух (предисловие). Особенности переводной литературы" 3 класс "Перспектива"

"Переводная литература для детей. Борис Заходер "Винни - Пух (предисловие). Особенности переводной литературы".

Особенности организации уроков литературного чтения в 3 классе.


Особенности организации уроков литературного чтения в 4 классе.

Особенности организации уроков литературного чтения в 4 классе.


Муниципальный уровень.В рамках методического объединения учителей начальных классов г.о.Чехов, Учебно-методический центр г.о.Чехов, 06.04.2021г.



По статистике, не менее 80% всех уроков в школе относятся именно к этому типу. Комбинированный урок — понятие многогранное и поэтому очень популярное. Многие проводят почти исключительно комбинированные уроки, лишь время от времени прибегая к контрольным или нетрадиционным вариантам. И неудивительно, ведь именно такая форма дает возможность достичь сразу многих целей.

Что такое комбинированный урок?

Комбинированный урок — это такое занятие, на котором ставится несколько педагогических задач: обычно это повторение изученного, освоение и закрепление нового материала. Поэтому структура комбинированного урока чаще всего предполагает использование четырех логических частей:

    или актуализация знаний в какой-либо другой форме; ;
  • закрепление и систематизация;
  • объяснение домашнего задания.

План комбинированного урока неминуемо включает в себя все эти пункты, так как общая его цель — освоение какой-либо небольшой темы в течение только одного академического часа. Другое дело, что компоненты урока могут идти в разной последовательности в зависимости от темы и особенностей класса.

Пример плана комбинированного урока можно представить себе так:

  1. Загадка, намекающая на тему урока.
  2. Постановка проблемы, формулировка темы и задачи урока. .
  3. Повторение изученного на прошлых уроках.
  4. Усвоение нового материала.
  5. Отработка.
  6. Контроль.
  7. Объяснение домашнего задания. .

Разумеется, возможны различные варианты, план комбинированного урока позволяет части его переставлять в соответствии с дидактической задачей, вместо загадки, можно предложить детям задачу или проблему, какую-нибудь игру и т.п.

Рассмотрим все четыре этапа комбинированного урока по ФГОС в связи с их назначением.

Как и любой успешный урок, комбинированный должен начинаться с хорошего оргмомента.

Дети приходят после перемены возбужденные, увлеченные беседой с друзьями, с эмоциями, не остывшими после предыдущего урока или игры на перемене. Необходимо настроить их на активную работу. Поэтому среди компонентов комбинированного урока этот этап занимает небольшое по времени, но крайне важное место. Особенности комбинированного урока (многокомпонентность, напряженность и т.д.) требуют активной и вдумчивой работы школьников, поэтому первым двум-трем минутам стоит уделить особое внимание.

Для более старших ребят стишки уже не годятся, но какой-то ритуал может оказаться полезен. Наиболее распространенный: ученики встают и таким образом приветствуют учителя. Учитель может, например, обратить внимание учеников на то, какие предметы должны находиться у них на парте, или сказать несколько добрых слов кому-то из учащихся. Замечаний на этом этапе лучше избежать.

Варианты начала урока:

Чаще всего этот этап идет в начале урока. На этом этапе необходимо опросить как можно больше учащихся, в то же время не затягивая процесс.

Ежеурочный опрос полезен по многим причинам:

С этой точки зрения полезен опрос учеников у доски, но он недостаточно результативен. Один ученик отвечает, а другие отвлекаются; даже если удается добиться достаточно внимательного выслушивания ответа (скажем, предложить конспектировать ответ, дополнять его, задавать вопросы), все же оценок получится мало, а времени уйдет много. Можно организовать фронтальный опрос, дать небольшой тест или что-то еще. Много интересных способов провести опрос можно найти на нашем сайте.

Методика проведения комбинированного урока по ФГОС требует от учителя, по возможности, не сообщать детям тему урока, а предлагать догадаться самим. Причем одновременно ценность новых знаний необходимо обосновать.

В связи с этим обычно рекомендуется начинать объяснение проблемной задачей. Суть приема в том, что школьникам предлагается решить задачу, или предсказать результат опыта, или предположить, как пишется какое-то слово и т.п. Подбирается материал таким образом, чтобы для правильного ответа требовались именно те знания, которые планируется изучать на текущем уроке.

На уроке физики можно спросить школьников, что произойдет, если поднести к горящей свече шарик, наполненный водой. Ошибка в прогнозе простимулирует ребят с интересом отнестись к новой теме.

Можно пойти другим путем и начать с какой-нибудь захватывающей или таинственной истории, легенды, необъяснимого, казалось бы, факта. Это также поможет заинтриговать учащихся и заставить их слушать внимательно, чтобы разобраться в ситуации.

Нередко учитель начинает объяснение нового материала с того, что связывает его с уже изученным. Например, указывает на то, что речь пойдет теперь о том же явлении в других условиях (тоже уравнения, но квадратные; тоже кислота, но органическая; тоже движение, но по кругу) или противопоставляет новый материал изученному (интегрирование — процесс, обратный дифференцированию; рассмотрели случаи, когда ставится тире, а теперь — когда двоеточие…).

Планируя комбинированный урок, крайне важно оставить достаточно времени на этап выработки навыка применения полученных знаний на практике. Причем желательно придумывать такие задания, которые будут стимулировать творческую активность школьников. Хорошо также дать задания, позволяющие использовать полученные знания в нестандартных условиях, взглянуть на материал под другим углом.

На этом этапе хорошим решением станет выполнение образцового задания на доске и последующая самостоятельная работа учащихся с разноуровневыми карточками, причем слабым ученикам предлагаются задания, максимально совпадающие с образцовым, а более сильным — в большей или меньшей степени отличающиеся от него, чтобы простимулировать творческий подход к работе. Желательно также создать ситуацию успеха, поэтому не следует предлагать слишком сложные задания. Да и времени на их обдумывание на комбинированном уроке слишком мало.

Можно провести закрепление в виде какой-либо игры, индивидуальной или командной. Неплохо зарекомендовали себя приемы, требующие логики и творческого подхода:

Можно дать небольшую проверочную работу, например с использованием перфокарт.

Эти два кратких этапа — выдача домашнего задания и рефлексия — неотъемлемые части в структуре комбинированного урока по ФГОС. По желанию учителя, может рефлексия предшествовать озвучиванию домашнего задания, а может быть и наоборот.

Анализ комбинированного урока

При анализе комбинированного урока следует обратить внимание на то же, что и при разборе любого другого урока. Указав вид урока — комбинированный — отдельно анализируются его этапы. Характеристика комбинированного урока включает в себя разбор как отдельных приемов, так и урока в целом.

Комбинированный тип урока — хорошо зарекомендовавшая себя на протяжении долгого времени форма урока, поистине бессмертная, благодаря своей универсальности и удобству для любого класса и предмета. Не стоит отказываться от него, несмотря на обилие новых форм и технологий — гибкость и поливариантность такого урока предлагает широкие возможности для использования новых приемов в его структуре.

Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, стаж 19 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Самостоятельной работой в начальной школе считается та­кое выполнение задания, в процессе которого учащиеся ясно пред­ставляют цель работы и порядок ее выполнения и выполняют без непосредственной помощи учителя некоторую часть задания или всю работу. Навыки самостоятельного учебного труда на уроках чте­ния вырабатываются в результате системы целенаправленных уп ражнений и постоянно усложняющихся заданий. Виды заданий дол­жны быть освоены детьми заранее в подобных работах с учителем.

Учитель определяет место самостоятельной работы на уроке, ее цель, виды заданий и порядок их выполнения, следит за работой класса, помогая в случае надобности отдельным учащимся. Провер­ка выполнения работы проходит также под руководством учителя с привлечением внимания всех учащихся к обсуждению ее результа­тов. Задания даются в устной форме, но если работа состоит из не­скольких этапов или вопросов, то их записывают на доске.

Подавляющее большинство вопросов и заданий должно пред­полагать непременное обращение учащихся к тексту произведения, выработку умения самостоятельно анализировать прочитанное:

— выявлять основную сюжетную линию и главную идею про­изведения;

— находить в тексте слова для характеристики действующих лиц, описания событий и картин природы;

— оценивать поступки героев и описываемые события, выс­казывать свое отношение к ним и т.д.

Предлагаются также задания, направленные на практическое знакомство учащихся с изобразительно-выразительными средства­ми языка. По целевому назначению вопросы и задания могут быть классифицированы следующим образом.

1. Задания, подготавливающие к первичному восприятию или
рассчитанные на выполнение сразу же вслед за ним. В первом слу­
чае эти вопросы способствуют вдумчивому восприятию текста, в
другом — служат одним из примеров понимания прочитанного уча­
щимися. Например:

2. Задания, предназначенные для чтения по частям и разбора
первоначально прочитанного текста. Цель их — помочь детям де­
тально проанализировать прочитанное, раскрыть определенные связи
и отношения между явлениями, событиями, поступками действу­
ющих лиц произведения. Например:

— Найдите и прочитайте, как Борю приняли в отряд.

— Рассмотрите иллюстрацию, найдите и прочитайте ту часть, к которой сделан рисунок.

3. Задания, связанные с различными видами пересказов про­
читанного. Например:

— Прочитайте текст и найдите предложения для ответа на
вопросы, записанные на доске.

-— Разделите текст на части в соответствии с планом, записан­
ным на доске. Прочитайте каждую часть и выделите в ней главную
мысль. Постарайтесь кратко изложить содержание прочитанного.

4. Задания, подготавливающие учащихся к выводам и обобще­ниям. Например:

— Подумайте: чему сказка научила своих читателей ?

5. Задания, связанные с подготовкой учащихся к разным твор­ческим видам деятельности и выразительному чтению произведе­ния. Например:

— Прочитайте слова, записанные на доске, и выберите из них
те, по которым можно наиболее точно определить, как надо чи­
тать: быстро или медленно, громко или тихо. Подготовьтесь к вы­
разительному чтению.

Отдельные виды работ учащихся с изучаемым текстом, кото­рые выполняются самостоятельно, могут быть зафиксированы с по­мощью подчеркивания, помет на полях. Условные обозначения дол­жны быть едиными для всех детей. С этой целью такие знаки вво­дятся постепенно в процессе работы под руководством учителя. Так, отдельные слова и предложения могут подчеркиваться, абзацы и от­рывки — обозначаться вертикальной чертой на полях и т.п.

В малокомплектной школе организация самостоятельной рабо­ты имеет свои особенности: задания рассчитаны на большую дли­тельность, обеспечивающую учителю возможность работать с дру­гим классом. В связи в этим учащимся предлагаются 2—3 последо­вательных задания, которые направлены на анализ произведения, подготовку к выразительному чтению, пересказу. Но на уроке чте­ния в малокомплектной школе обязательно должно уделяться вре­мя чтению вслух, выразительному чтению учителем, беседе и ра­боте по развитию речи. Следует широко использовать магнитофон­ные записи, воспринимаемые детьми через наушники. Задания для самостоятельного выполнения должны содержать вопросы для са­моконтроля (ответы для проверки можно давать на обороте кар­точки или на доске).

Выполнение всех самостоятельных работ учитель проверяет и учитывает.

Контроль и учет навыков чтения

Контроль и учет навыков чтения следует осуществлять систематически, чтобы своевременно помогать ученику в приобретении и совершенствовании навыков правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения. Особенно этот учет важен в I и II классах, т.е. на первых ступенях овладения техникой чтения.

На уроках учитель наблюдает за правильностью и беглостью чтения. Беседы помогают определить уровень сознательности. На уро­ках внеклассного чтения и при пересказе самостоятельно прочи­танных книг можно выявить степень заинтересованности детей чте­нием, понимания фактического содержания и идеи.

Для учета навыков чтения во II и III классах используют схему проверки, соответствующую программным требованиям для данного класса.

1. Беглость чтения вслух или про себя проверяется с помощью секундомера.

2. Правильность учитывается путем регистрации ошибок, допускаемых учеником как при контрольной проверке, так и в процессе работы на уроках. При этом важно учитывать характер ошибок: повторы, пропуски, чтение по догадке и т.д.

3. Сознательность определяется путем беседы по самостоятельно прочитанному тексту или отрывку.

Специальные проверки навыков чтения рекомендуется проводить в каждом классе у всех учащихся дважды в год: в конце первой и четвертой четвертей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целенаправленность урока определяется программными требо­ваниями: обучение должно носить воспитывающий и развивающий характер. Определить конкретные цели каждого урока позволяет ха­рактер и жанр произведения. Работа на уроке также организуется в зависимости от жанра. Например, пересказ сказки обязателен, но он противопоказан при чтении лирических стихотворений. Влияют на организацию урока и размер произведения, его композиция и характер языка.

План урока чтения включает все этапы, характерные для комбинированного урока: восприятие, усвоение, применение на прак­тике. Но на уроке чтения эти этапы учебного процесса часто сливаются и не всегда четко выражены.

Этапы в плане комбинированного урока соответствуют видам за­нятий:

1. Проверка домашнего задания.

2. Подготовительная работа. Установка на восприятие текста.

3. Первичное восприятие: в первом варианте текст читает учи­тель, во втором — сами дети.

4. Эмоционально-оценочная беседа.

5. Чтение детьми текста про себя целиком (данный этап при­сутствует, если при первичном восприятии использовался прием чтения учителем).

6. Анализ произведения.

7. Обобщающая беседа.

8. Работа над планом произведения, выборочное чтение, обу­чение выразительному чтению.

9. Творческая интерпретация художественного текста.

10. Заключительное итоговое чтение.

Совершенно очевидно, что при работе с крупнообъемным про­изведением эта схема нарушается: большой объем текста не по­зволяет провести на одном уроке все виды работ по восприя­тию и освоению произведения. Современная методическая ли­тература предлагает учителю два варианта работы с таким текстом:

1) разбить произведение на части и работать над каждой из них, соблюдая на уроке обычную схему обучения;

2) разъединить чтение и анализ и проводить их последова­тельно на 2—3 уроках.

В последнем случае на первом уроке — уроке знакомства с но­вым произведением — проводится подготовка к восприятию про­изведения, его прослушивание или чтение, а также проверка вос­приятия. Следующие уроки посвящаются анализу и проведению раз­ных видов работы с текстом. Такие уроки являются соответственно уроками анализа произведения.

Количество этапов на уроке любого из трех типов ограничи­вается логикой достижения цели. При этом главное место на уроке занимает чтение. Остальные виды работы с текстом должны быть:

а) направлены на сознательность восприятия и усвоения идеи
произведения;

б) взаимосвязаны и взаимодополняемы;

в) доступны для выполнения каждым учеником.
Обобщающий урок является необходимой формой организации

работы по чтению наряду с комбинированным уроком, так как способствует развитию логических способностей учащихся. Обоб­щающий урок проводится в конце изучения темы. Подготовка к нему организуется учителем с первого урока темы, на котором де­тям объявляется девиз (тема) обобщающего урока. Уроки чтения, экскурсии, наблюдения по теме чтения сопровождаются составле­нием словарных табличек, некоторыми записями, выполнением рисунков, изготовлением макетов, различных поделок. Поощряют­ся отбор и чтение дополнительных текстов и книг по теме, соби­рание иллюстративного материала.

Читайте также: