Сразу стало тихо в доме анализ кратко

Обновлено: 02.07.2024

Сразу стало тихо в доме,
Облетел последний мак,
Замерла я в долгой дреме
И встречаю ранний мрак.

Плотно заперты ворота,
Вечер черен, ветер тих.
Где веселье, где забота,
Где ты, ласковый жених?

Не нашелся тайный перстень,
Прождала я много дней,
Нежной пленницею песня
Умерла в груди моей.

Стихотворение из четвёртой книги Ахматовой "Подорожник",
построенной в виде цикла-романа, сюжет которого начинается
с отъезда героя.
Стихотворение обращено к Б. В. Анрепу .
Борис Васильевич был самой сильной любовью Ахматовой.
Познакомились они в середине 1910-х годов.
Роман оказался страстным, но недолгим.
После Февральской революции Анреп навсегда покинул Россию,
уехав в Великобританию.
Анна Андреевна адресовала оставившему её возлюбленному
около тридцати стихотворений.
Одно из них-"Сразу стало тихо в доме…"
Ст-е имеет не характерную для этого периода творчества
Ахматовой форму фрагмента; в том числе - и фрагмента
сюжета ("не нашелся тайный перстень. "),
полностью раскрытого в "Сказке о черном кольце",
написанной в те же дни июля 1917 г.
Основная тема:
Одиночество. Потеря возлюбленного.
(Без него и дом стал не мил и бесприютен.
Без него нет веселья, нет заботы, беспросветно черны вечера.
Нет ласкового жениха – умерла "нежной пленницею песня".)

Cтихотворение состоит из 3-х строф (всего 12 строк)
Размер: четырёхстопный хорей
Стопа двухсложная с ударением на первом слоге.
Рифмовка-перекрестная
рифмы-доме-мак-дрёме-мрак;
ворота-тих-забота-жених;
перстень-дней-песня-моей
Средства художественной изобразительности:
эпитеты: вечер черен, вечер тих; тайный перстень;
ранний мрак
метафора: нежной пленницею песня
олицетворение - песня умерла


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Песня последней встречи.

Тема стихотворения – размолвка и разлука влюбленных.

Композиция – По смыслу стихотворение можно поделить на две части: описание того, как лирическая героиня выбегает из дома после ссоры и воспроизведение мысленного диалога с любимым. Формально стихотворение состоит из четырех катренов.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.

История создания

Анализируемое произведение относится к раннему периоду творчества Анны Ахматовой. Поэтесса написала его в 1911 г., в период, когда была связана брачными узами с Н. Гумилевым. В это время ее стихотворения наполнены мотивами разлуки, несчастной любви, любовных страданий. Поклонники этого пласта ее творчества были уверены, что женщина заводила романы на стороне. Тем не менее, они ошибались. Анна Андреевна была верна мужу, который, кстати, помогал ей публиковаться.

В стихотворении развивается традиционная для литературы тема разрыва отношений влюбленных. Подается она через женское восприятие. В центре произведения лирическая героиня. Уже в первом стихе читатель замечает, что она очень взволнованна, от этого у нее холодеет грудь. Мысли героини где-то далеко, поэтому она путается, когда надевает перчатки.

Состояние лирической героини настолько напряженное, что три ступеньки кажутся ей длинной лестницей. Женщину преследует голос любимого, который слышится даже в кленовых листьях. Видимо, мужчина тоже страдает, так как просит любимую умереть вместе с ним. Женщина без раздумий соглашается. В этих строках смерть понимается не как физическое, а как душевное состояние. Мы понимаем, что оба героя ощутили, как что-то раскололось внутри.

В контексте темы поэт развивает идею о том, что настоящую любовь нельзя убить в ссоре, даже после разлуки она остается в сердцах влюбленных, только теперь не греет, а сжигает их.

Композиция

Анализируемое произведение – монолог лирической героини, который можно поделить на две части: описание того, как лирическая героиня выбегает из дома после ссоры и воспроизведение мысленного диалога с любимым. Из-за особенностей содержания монолог лирической героини прерывается диалогической речью. Формально стихотворение состоит из четырех катренов.

Стихотворный размер – трёхстопный анапест. Ахматова использовала перекрестную АВАВ рифмовку. В произведении есть и мужские, и женские рифмы.

Произведение написано в жанре лирического стихотворения, так как передаёт мысли и чувства лирической героини: боль, грусть, разочарование.

Средства выразительности

189 (469x700, 125Kb)

Пожалуй, самой сильной любовью Ахматовой был Борис Васильевич Анреп, художник и литератор.

i_003 (422x504, 32Kb)

Борис Анреп

Познакомились они в середине 1910-х годов по инициативе поэта Николая Владимировича Недоброво.

i_025.jpg (400x487, 74Kb)

Николай Недоброво

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока - помочь детям создать общее представление о художественном мире Анны Ахматовой, различных гранях ее творчества. Познакомиться с жизненным и творческих путем.

Задачи урока:

Образовательные: дать представление о личности Ахматовой, о мотивах и настроениях лирики;

Развивающие: развивать навыки выразительного чтения, поэтического анализа текста;

Воспитывающие: воспитывать интерес к поэзии.

Планируемые результаты:

предметные: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста

личностные: чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

метапредметные: умение ставить и формулировать цель учебной деятельности, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни.

Техническое обеспечение урока: портреты, фотографии А.А.Ахматовой

Организационный момент. Проверка готовности обучающихся к уроку.

Здравствуйте, ребята!

Наш сегодняшний урок хочется начать с таких слов:

Поэты не рождаются случайно,
Они летят на землю с высоты,
Их жизнь окружена глубокой тайной,
Хотя они открыты и просты.

В лесах их песни птицы допевают,
В полях для них цветы венки совьют,
Они уходят вдаль, но никогда не умирают
И в песнях и в стихах своих живут. (Игорь Тальков)

А как вы понимаете, кто такой поэт?

Ребята, прочитайте, что у вас получилось? Есть желающие поделиться с нами своим вариантом ответа? (Несколько вариантов озвучиваем и обсуждаем).

Кого из представителей этой литературы вы запомнили? Назовите тех, с творчеством кого мы уже познакомились.

На прошлом уроке мы познакомились с творчеством Марины Цветаевой, также вы рассказывали стихотворение те, которые вам больше всего понравились. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим жизнь и творчество А.А.Ахматовой.

(Выразительное чтение наизусть стихотворений М.Цветаевой).

Почему ты выбрала именно это стихотворение?

Спасибо за ответ.

2. Целеполагание и мотивация.

Я – голос ваш, жар вашего дыханья,

Я – отраженье вашего лица.

Напрасных крыл напрасны трепетанья,-

Ведь все равно я с вами до конца…

Обратите внимание на портрет поэтессы.

Что можно сказать об этой женщине, глядя на нее в первый раз? (серьезное лицо, задумчивое, мечтательное).

А может быть, Анна Андреевна Ахматова имела на это право? Чтобы ответить на этот вопрос, перелистаем страницы жизни и творчества поэта Анны Андреевны Ахматовой.

3. Изучение темы.

Ахматова – это литературное имя поэтессы. Согласно семейной легенде, ее бабушка вела свое происхождение от татарского хана Ахмата.

Пришло из ниоткуда,

К любой беде липучее,

Так сказала Анна Андреевна о своей фамилии.

Итак, кто желает начать свой рассказ о жизни Анны Андреевны?

( Чтение учащимися биографии в учебнике. Показ презентации. )

Доклады учащихся, будут сопровождаться фотографиями с презентации.

Хотелось бы обратить внимание на начало творческой деятельности.

Каким был первый сборник стихотворений?

Какими были следующие сборники?

Основные темы ахматовской лирики (запишем в тетрадь).

Основные темы:

- гражданская лирика (тема родной земли);

Лирику А. А.Ахматовой многие литературоведы называют любовной, ибо главной темой - всегда была любовь, но любовь у А. Ахматовой имеет очень глубокий и проникновенный смысл, множество оттенков – это и любовь – страдание, любовь – разочарование, любовь – боль, любовь – отчаяние, это и гражданская позиция и многое другое.

Откроем стр. 141

Пояснение слова: молитва- 1. У верующих: установленный текст, читаемый при обращении к богу, к святым. 2. Моление, религиозно-мистическое обращение с просьбами о чем-нибудь к Богу, к святым.

- Какому значению относится слова молитва (название стихотворения)?

- О чем просит лирическая героиня стихотворения?

Чтение стихотворения (3-4 человека), добиваясь выразительности.

Анализ (учителя)

Тема: Чудная молитва – помощь каждому.

Идея: Благодатная сила молитва помогает пережить трудные минуты нашей жизни

Размер: трехстопный ямб

Рифма: перекрестная (чередуется дактилическая и мужская рифмы)

В этом стихотворении очень ярко проявляются образы чувств: образ печали, смуты в начале произведения и образ легкости, облегчения в конце. Чтобы яснее почувствовать первый образ, используются такие тропы, как эпитет (В минуту трудную), метафора (Теснится в сердце грусть). Используется также инверсия для выделения интонационно смыслового слова (В минуту трудную; молитву чудную; сила благодатная и т д). Также для создания образа смуты автор использует ассонанс (Повторяется звук [у]). Все это придает ощущение тяжести на душе. Противопоставляется грусти чувство облегчения. такой прием называется антитезой. В этом стихотворении он не только угадывается, но даже и ясно представляется текстуальными антонимами (Трудную - легко; теснится грусть - бремя скатится). Для создания образа легкости тоже используется метафора (Бремя скатится) и повтор (легко-легко). Изменился и звуковой фон: гласная [у] пропала, а появились [а],[э]. Эти звуки более открытые, в отличие от [у].

Еще одним важным образом является образ самой молитвы. В его создании используются инверсионные эпитеты (Молитву чудную; сила благодатная; слов живых) и метафора (Дышит прелесть). Молитва показана нам чудодейственной силой, и именно она облегчает жизнь человека, она заведует теми святыми изменениями состояния души человека. Заметим также, что в стихотворении только одни глагол напоминает нам о существовании лирического героя: я твержу. Все остальные глаголы говорят о молитве и состоянии души.

Таким образом, первая строфа - это описание состояния души лирического героя, вторая - описание силы и прелести живых слов этой молитвы, третья - рассказ о том, что приносит человеку сила благодатная.

- Какая женщина предстает перед вами в этих стихотворениях?

Учащиеся читают это стихотворение вслух выразительно.

Пожалуй, самой сильной любовью Ахматовой был Борис Васильевич Анреп, художник и литератор. Познакомились они в середине 1910-х годов по инициативе поэта Николая Васильевича Недоброво. Роман оказался страстным, но недолгим. После Февральской революции Анреп навсегда покинул Россию, уехав в Великобританию. Анна Андреевна адресовала оставившему ее возлюбленному около тридцати стихотворений.

Откроем стр. 142

Анализ (учителя)

Стихотворение из четвёртой книги Ахматовой "Подорожник",
построенной в виде цикла-романа, сюжет которого начинается
с отъезда героя.
Стихотворение обращено к Б. В. Анрепу .
Борис Васильевич был самой сильной любовью Ахматовой.
Познакомились они в середине 1910-х годов.
Роман оказался страстным, но недолгим.
После Февральской революции Анреп навсегда покинул Россию,
уехав в Великобританию.
Анна Андреевна адресовала оставившему её возлюбленному
около тридцати стихотворений.
Одно из них-"Сразу стало тихо в доме…"
Ст-е имеет не характерную для этого периода творчества
Ахматовой форму фрагмента; в том числе - и фрагмента
сюжета ("не нашелся тайный перстень. "),
полностью раскрытого в "Сказке о черном кольце",
написанной в те же дни июля 1917 г.
Основная тема:
Одиночество. Потеря возлюбленного.
(Без него и дом стал не мил и бесприютен.
Без него нет веселья, нет заботы, беспросветно черны вечера.
Нет ласкового жениха – умерла "нежной пленницею песня".)
Cтихотворение состоит из 3-х строф (всего 12 строк)
Размер: четырёхстопный хорей
Стопа двухсложная с ударением на первом слоге.
Рифмовка-перекрестная
рифмы-доме-мак-дрёме-мрак;
ворота-тих-забота-жених;
перстень-дней-песня-моей
Средства художественной изобразительности:
эпитеты: вечер черен, вечер тих; тайный перстень;
ранний мрак
метафора: нежной пленницею песня
олицетворение - песня умерла

Ахматова, настойчиво спрашивающая у кукушки, сколько лет предстоит ей прожить, испытывает смутное чувство беспокойства. Она не может понять, откуда ей стоит ждать очередного удара судьбы.

5.Заключение

6.Итоги урока, рефлексия

Итак, мы с вами перелистали страницы жизни и творчества Анны Андреевны Ахматовой.

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Какой же образ А.А.Ахматовой останется у вас в памяти?

- Как бы вы ответили на вопросы, которые были поставлены в начале урока: можно ли Анну Ахматову назвать великим поэтом? Если да, то в чем ее величие? Чем особенна лирика Ахматовой?

Итоговое слово учителя:

Запомните ее величественный образ и ее поистине царственное слово, ведь она всегда писала для своего неведомого друга — читателя:

Я - голос ваш, жар вашего дыханья,

Я - отраженье вашего лица.

Напрасных крыл напрасны трепетанья, -

Ведь все равно я с вами до конца.

7.Домашнее задание: проанализировать одно понравившееся стихотворение А.А.Ахматовой. (стр.141-144)

Читайте также: