Мировая система социализма план урока

Обновлено: 02.07.2024

1. Как вы думаете, что обеспечило популярность социалистических идей в мире после Второй мировой войны?

2. Всегда ли выбор социалистической модели развития той или иной страной был добровольным?

1. Восточная Европа в орбите влияния СССР. С разгромом фашизма к власти в большинстве восточноевропейских стран пришли коалиционные правительства. В них были представлены партии антифашистской ориентации (коммунисты, социал-демократы, либералы и т.д.). Первые преобразования носили общедемократический характер, были направлены на искоренение остатков фашизма, восстановление разрушенной войной экономики. Проводились аграрные реформы, направленные на ликвидацию помещичьего землевладения. Часть угодий передавалась беднейшим крестьянам, часть переходила государству, которое создавало крупные хозяйства.

Переход власти к коммунистам произошёл мирным путём, без гражданской войны. Этому способствовал ряд обстоятельств. Авторитет коммунистов, завоёванный ими в годы борьбы с фашизмом, был довольно высок. У них наладилось тесное сотрудничество с другими левыми партиями, в ряде стран им удалось объединиться с социал-демократами. Созданные коммунистами избирательные блоки на послевоенных выборах получили от 80 до 90% голосов (в том числе и в таких странах, как Албания и Югославия, на территории которых почти не было советских войск). В 1947 г. король Румынии Михай отрёкся от престола в 1948 г. Президент Э. Бенеш в Чехословакии вынужден был уйти в отставку. Его сменил К. Готвальд, руководитель компартии.

С использованием опыта СССР осуществлялась культурная революция — ликвидировалась неграмотность, вводилось всеобщее бесплатное среднее образование, создавались высшие учебные заведения. При этом ограничения доступа в них по классовому признаку, как в Советском Союзе 1920-х гг., не было. Развивалась система социальной защиты (медицинского, пенсионного обеспечения).

Следует отметить, что эта политика, осуществлявшаяся при помощи СССР, привела к ощутимым экономическим успехам. К 1950 г. объём производства ВВП в странах Восточной Европы, как в абсолютном выражении, так и на душу населения, по сравнению с 1938 г., удвоился. К этому времени большинство стран Западной Европы лишь восстановили довоенный уровень развития.

Ответом СССР на попытки проявления самостоятельности стал разрыв отношений с Югославией. Информбюро призвало югославских коммунистов к свержению режима Тито, который был обвинён в переходе на позиции буржуазного национализма. Преобразования в Югославии шли так же, как в соседних странах. Экономика находилась в собственности государства, монополия на власть принадлежала коммунистической партии. Тем не менее режим И. Тито, вплоть до смерти Сталина, определялся как фашистский.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ М. ДЖИЛАСА, ЧЛЕНА ЦК КОМПАРТИИ ЮГОСЛАВИИ

Сталин преследовал две цели. Первая — подчинить Югославию и через неё всю Восточную Европу. Был и другой вариант. Если не получится с Югославией, то подчинить Восточную Европу без неё. Второй у него получился

Об этом нигде не писалось, но я помню из доверительных бесед, что в странах Восточной Европы — в Польше, Румынии, Венгрии — была тенденция к самостоятельному развитию

В 1946 г. я был на съезде чехословацкой партии в Праге. Там Готвальд говорил, что уровень культуры Чехословакии и Советского Союза различный. Он подчёркивал, что Чехословакия — промышленно развитая страна и социализм в ней будет развиваться иначе, в более цивилизованных формах, без тех потрясений, которые были в Советском Союзе, где индустриализация преодолевала очень тяжёлые этапы. Готвальд выступал против коллективизации в Чехословакии.

В сущности, его взгляды не очень отличались от наших.

Готвальду не хватило характера для борьбы со Сталиным. А Тито был сильным человеком Димитров тоже думал о самостоятельном развитии.

Как вы думаете, почему стремления лидеров компартий восточноевропейских стран к самостоятельному развитию подавлялись руководством СССР?

2. Первые симптомы кризиса в Восточной Европе. Недовольство репрессиями и идеологическим диктатом в Восточной Европе постепенно нарастало. Впервые оно проявилось в ГДР, где успехи в восстановлении экономики были весьма скромными по сравнению с Западной Германией. После смерти И.В. Сталина в 1953 г. в ГДР начались демонстрации под лозунгами улучшения материального положения и изменения политического режима. Они сопровождались захватом правительственных и партийных учреждений. В подавлении этих выступлений приняли участия советские войска.

Разоблачение культа личности Сталина XX съездом КПСС, роспуск Информбюро и восстановление отношений между СССР и Югославией в 1956 г. породило в восточноевропейских странах надежду, что советское руководство откажется от жесткого контроля над их внутренней политикой.


Советские танки на улицах Праги. 1968 г.

3. СССР и Китай: от союза к противостоянию. 1 октября 1949 г. с победой коммунистов в гражданской войне в Китае было провозглашено создание Китайской Народной Республики (КНР). Остатки войск гоминьдана отступили под прикрытием американского флота на остров Тайвань.

Эти меры соответствовали историческим традициям деятельности центральной власти Китая прежних веков. Они встретили поддержку большинства крестьянства, составлявшего свыше 80% населения страны. Но затем руководство КНР взяло курс на строительство социализма по примеру СССР и вступило на путь создания коллективных хозяйств в деревне. Осуществлялась национализация промышленных предприятий и банков, экономика почти полностью перешла под контроль государства.

В середине — конце 1950-х гг. отношения между СССР и Китаем постепенно начали ухудшаться. Отчасти это было связано с развенчанием культа личности И.В. Сталина в 1956 г. XX съездом КПСС. Мао Цзэдун считал, что КПСС не имела права единолично оценивать деятельность Сталина — лидера всего коммунистического движения. Мао Цзэдун был также недоволен тем, что Советский Союз отказался передать Китаю технологию производства ядерного оружия. Любые шаги по улучшению советско-американских отношений воспринимались как предательство интересов Китая.

На базе обобществления всей собственности крестьянства создавались аграрные коммуны, вводилось уравнительное распределение произведённой продукции. Под страхом наказания трудящиеся были обязаны работать с полной отдачей сил при минимальном обеспечении продовольствием, что означало перевод страны на казарменное положение. От коммун требовали не только аграрную, но и промышленную продукцию. По всему Китаю создавались примитивные печи для выплавки железа. Правда, низкое качество исключало возможность его использования.

Китай оказывал поддержку Северному Вьетнаму в борьбе против американского вмешательства в Юго-Восточной Азии. Однако территория КНР была закрыта для поставок помощи из СССР во Вьетнам по суше. В 1969 г. произошли вооружённые столкновения на советско-китайской границе. В Китае не скрывали, что считают войну с СССР реальной перспективой.


Китайские солдаты изучают идеи Мао Цзэдуна

В 1971 г. КНР нормализовала отношения с США, которые согласились с тем, что Тайвань должен рассматриваться как неотъемлемая часть Китая.

1. Какими были итоги развития восточноевропейских государств в послевоенные годы? Почему темпы роста экономики в 1960- 1970-е гг. у них падали?

2. Какие события показали неустойчивость политических режимов в Восточной Европе 1950-1960-х гг.?

4. Дайте анализ внутренней политики Китая после Второй мировой войны. Охарактеризуйте сущность политического режима КНР.

5. Расскажите о периоде советско-китайского сотрудничества. Почему отношения между СССР и КНР стали ухудшаться?

Найдите в Интернете или печатных публикациях доклад Н.С. Хрущёва на XX съезде КПСС. Ознакомьтесь с его текстом и ответьте на следующие вопросы:

1. Какие претензии предъявлялись И.В. Сталину?

2. Какие источники использовались для этого Н.С. Хрущёвым? Чей опыт прямо противопоставлялся методам управления страной, которые использовал Сталин?

Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: сформировать знания о факторах, определивших направление послевоенного развития стран Восточной Европы и Китая; изучить наиболее значимые события в истории восточноевропейских стран и Катая в указанное время, определить общие и отличительные черты.

Используемая литература:

Интернет – ресурсы:

Ход урока.

Организационный этап
Мотивационный модуль.

Формулируется тема урока.

Цель нашего урока:определить факторы, определившие направление послевоенного развития стран Восточной Европы и Китая; изучить наиболее значимые события в истории восточноевропейских стран и Катая в послевоенное время, определить общие и отличительные черты.

2.Объяснение нового материала.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

План:

Восточная Европа в орбите влияния СССР.

Первые симптомы кризиса в Восточной Европе.

СССР и Китай: от союза к противостоянию.

Восточная Европа в орбите влияния СССР.

С разгромом фашизма к власти в большинстве восточноевропейских стран пришли коалиционные правительства. В них были представлены партии антифашистской ориентации (коммунисты, социал-демократы, либералы и т.д.). Первые преобразования носили общедемократический характер, были направлены на искоренение остатков фашизма, восстановление разрушенной войной экономики. Проводились аграрные реформы, направленные на ликвидацию помещичьего землевладения. Часть угодий передавалась беднейшим крестьянам, часть переходила государству, которое создавало крупные хозяйства.

Переход власти к коммунистам произошёл мирным путём, без гражданской войны. Этому способствовал ряд обстоятельств. Авторитет коммунистов, завоёванный ими в годы борьбы с фашизмом, был довольно высок. У них наладилось тесное сотрудничество с другими левыми партиями, в ряде стран им удалось объединиться с социал-демократами. Созданные коммунистами избирательные блоки на послевоенных выборах получили от 80 до 90% голосов (в том числе и в таких странах, как Албания и Югославия, на территории которых почти не было советских войск). В 1947 г. король Румынии Михай отрёкся от престола в 1948 г. Президент Э. Бенеш в Чехословакии вынужден был уйти в отставку. Его сменил К. Готвальд, руководитель компартии.




С использованием опыта СССР осуществлялась культурная революция — ликвидировалась неграмотность, вводилось всеобщее бесплатное среднее образование, создавались высшие учебные заведения. При этом ограничения доступа в них по классовому признаку, как в Советском Союзе 1920-х гг., не было. Развивалась система социальной защиты (медицинского, пенсионного обеспечения).

Следует отметить, что эта политика, осуществлявшаяся при помощи СССР, привела к ощутимым экономическим успехам. К 1950 г. объём производства ВВП в странах Восточной Европы, как в абсолютном выражении, так и на душу населения, по сравнению с 1938 г., удвоился. К этому времени большинство стран Западной Европы лишь восстановили довоенный уровень развития.

Ответом СССР на попытки проявления самостоятельности стал разрыв отношений с Югославией. Информбюро призвало югославских коммунистов к свержению режима Тито, который был обвинён в переходе на позиции буржуазного национализма. Преобразования в Югославии шли так же, как в соседних странах. Экономика находилась в собственности государства, монополия на власть принадлежала коммунистической партии. Тем не менее режим И. Тито, вплоть до смерти Сталина, определялся как фашистский.

Конспект урока истории

Дата 30.05.2020.

Группа № 3 специальность Механизация сельского хозяйства 1 курс

Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: сформировать знания о факторах, определивших направление послевоенного развития стран Восточной Европы и Китая; изучить наиболее значимые события в истории восточноевропейских стран и Катая в указанное время, определить общие и отличительные черты.

Используемая литература:

Интернет – ресурсы:

Ход урока.

Организационный этап
Мотивационный модуль.

Формулируется тема урока.

Цель нашего урока:определить факторы, определившие направление послевоенного развития стран Восточной Европы и Китая; изучить наиболее значимые события в истории восточноевропейских стран и Катая в послевоенное время, определить общие и отличительные черты.

2.Объяснение нового материала.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

План:

Восточная Европа в орбите влияния СССР.

Первые симптомы кризиса в Восточной Европе.

СССР и Китай: от союза к противостоянию.

Восточная Европа в орбите влияния СССР.

С разгромом фашизма к власти в большинстве восточноевропейских стран пришли коалиционные правительства. В них были представлены партии антифашистской ориентации (коммунисты, социал-демократы, либералы и т.д.). Первые преобразования носили общедемократический характер, были направлены на искоренение остатков фашизма, восстановление разрушенной войной экономики. Проводились аграрные реформы, направленные на ликвидацию помещичьего землевладения. Часть угодий передавалась беднейшим крестьянам, часть переходила государству, которое создавало крупные хозяйства.

Переход власти к коммунистам произошёл мирным путём, без гражданской войны. Этому способствовал ряд обстоятельств. Авторитет коммунистов, завоёванный ими в годы борьбы с фашизмом, был довольно высок. У них наладилось тесное сотрудничество с другими левыми партиями, в ряде стран им удалось объединиться с социал-демократами. Созданные коммунистами избирательные блоки на послевоенных выборах получили от 80 до 90% голосов (в том числе и в таких странах, как Албания и Югославия, на территории которых почти не было советских войск). В 1947 г. король Румынии Михай отрёкся от престола в 1948 г. Президент Э. Бенеш в Чехословакии вынужден был уйти в отставку. Его сменил К. Готвальд, руководитель компартии.

С использованием опыта СССР осуществлялась культурная революция — ликвидировалась неграмотность, вводилось всеобщее бесплатное среднее образование, создавались высшие учебные заведения. При этом ограничения доступа в них по классовому признаку, как в Советском Союзе 1920-х гг., не было. Развивалась система социальной защиты (медицинского, пенсионного обеспечения).

Следует отметить, что эта политика, осуществлявшаяся при помощи СССР, привела к ощутимым экономическим успехам. К 1950 г. объём производства ВВП в странах Восточной Европы, как в абсолютном выражении, так и на душу населения, по сравнению с 1938 г., удвоился. К этому времени большинство стран Западной Европы лишь восстановили довоенный уровень развития.

Ответом СССР на попытки проявления самостоятельности стал разрыв отношений с Югославией. Информбюро призвало югославских коммунистов к свержению режима Тито, который был обвинён в переходе на позиции буржуазного национализма. Преобразования в Югославии шли так же, как в соседних странах. Экономика находилась в собственности государства, монополия на власть принадлежала коммунистической партии. Тем не менее режим И. Тито, вплоть до смерти Сталина, определялся как фашистский.

Конспект урока по истории на тему

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Конспект урока по истории на тему "Крушение мировой социалистической системы" (9 класс) содержит подробный ход урока, в котором устный рассказ учителя с чередованием работы учащихся с текстом. Учащиеся на уроке заняты подготовкой квастера и подготовкой доклада о последствиях распада мировой социалистической системы.

Код элемента ЕГЭ: 3.2.11. Холодная война. Военно-политические союзы в послевоенной системе международных отношений. Формирование мировой социалистической системы

Мировая социалистическая система — социальное, экономическое и политическое содружество свободных суверенных государств, идущих по пути социализма и коммунизма, объединённых общностью интересов и целей, узами международной социалистической солидарности.

Страны мировой социалистической системы имеют однотипную экономическую основу — общественную собственность на средства производства; однотипный государственный строй — власть народа во главе с рабочим классом и его авангардом — коммунистическими и рабочими партиями; единую идеологию — марксизм-ленинизм; общие интересы в защите революционных завоеваний, в обеспечении безопасности от посягательств империализма, в борьбе за мир во всём мире и оказании помощи народам, борющимся за национальную независимость; единую цель — коммунизм, строительство которого осуществляется на основе сотрудничества и взаимной помощи.

СССР и социалистические страны.
Взаимоотношения и их реализация.

В 60-80-е гг. XX века в состав мировой социалистической системы входили следующие 25 социалистических стран:

Алжирская Народно-Демократическая Республика (АНДР)
Народная Социалистическая Республика Албания (НСРА)
Народная Республика Ангола (НРА)
Демократическая Республика Афганистан (ДРА)
Народная Республика Бенин (НРБ)
Народная Республика Болгария (НРБ)
Венгерская Народная Республика (ВНР)
Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ)
Германская Демократическая Республика (ГДР)
Народно-Демократическая Республика Йемен
Народная Республика Кампучия (НРК)
Китайская Народная Республика (КНР)
Народная Республика Конго (НРК)
Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР)
Республика Куба
Лаосская Народно-Демократическая Республика (ЛНДР)
Народная Республика Мозамбик (НРМ)
Монгольская Народная Республика (МНР)
Польская Народная Республика (ПНР)
Демократическая Республика Самали
Социалистическая Республика Румыния (СРР)
Союз Советских Социалистических Республик (СССР)
Чехословацкая Социалистическая Республика (ЧССР)
Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ)
Народно-Демократическая Республика Эфиопия (НДРЭ)

Поддержка СССР коммунистических, национально-освободительных
и просоциалистических движений и режимов

Морально-политическая и финансовая поддержка мировому революционному, рабочему, коммунистическому и антивоенному движению. Внедрение социализма в жизнь народов Азии, Африки, Латинской Америки.

Мировая система социализма, слайд 1

Слайд 6

Мировая система социализма, слайд 6

Болгария
Все послевоенные руководители Болгарии, начиная от Георгия Димитрова, бывшего секретаря Коминтерна до Тодора Живкова, стоявшего во главе Болгарии с 1956 по 1989 год, проводили курс на теснейшее сближение с Советским Союзом. В рамках социалистической интеграции Болгария специализировалась на производстве овощей и фруктов, изделий парфюмерной промышленности, охотно принимала советских туристов на своем Черноморском побережье с его великолепными пляжами. Но, скопировав советскую экономическую модель, болгарское руководство оказалось в роли заложника этой системы, доказавшей свою несостоятельность к концу 1980-х гг.

Слайд 7

Мировая система социализма, слайд 7

Слайд 8

Мировая система социализма, слайд 8

ГДР
Хотя ГДР и была одной из наиболее развитых в промышленном отношении стран социалистического лагеря с высоким для стран социализма уровнем жизни населения, однако этот уровень был на порядок ниже, чем в ФРГ или в Западном Берлине – вольном городе, который существовал как самостоятельное государство под опекой четырех держав- победителей во Второй мировой войне – СССР, США, Великобритании и Франции. Неудивительно, что тысячи восточных немцев стремились перейти на постоянное место жительство в Западный Берлин. Чтобы как-то остановить этот процесс, в 1961 г. правительство ГДР с подачи Н.С. Хрущева согласилось возвести специальную бетонную стену, разделившую два города.

Слайд 9

Мировая система социализма, слайд 9

Слайд 10

Мировая система социализма, слайд 10

Румыния
Румыния до начала 1960-х гг. развивалась в полном соответствии с советскими установками – правящая компартия, плановая экономика, авторитарный режим. Но после прихода к власти в стране нового первого секретаря ЦК компартии Румынии Николае Чаушеску, страна отказалась от слепого копирования советской модели социализма. В разгар советско-китайского конфликта Н. Чаушеску пошел на укрепление отношений с КНР. Румыния поддерживала дипломатические отношения с Израилем в пику СССР и другим странам социалистического лагеря. Н. Чаушеску отказался от участия в интервенции стран Варшавского договора в Чехословакию в августе 1968 г. В обмен Румыния получила выгодные условия торговли с США и другими странами Запада. Хотя Румыния выплатила все долги по внешним займам, но жизненный уровень народа был крайне низок.

Слайд 11

Мировая система социализма, слайд 11

Отметьте европейские страны социалистического лагеря, в которых во второй половине ХХ в. войсками СССР (или стран Варшавского договора) были подавлены выступления за независимый политический и экономический курс: 1) Албания 2) Болгария 3) Венгрия 4) ГДР 5) Польша 6) Румыния 7) Чехословакия
?

Слайд 12

Мировая система социализма, слайд 12

Слайд 13

Мировая система социализма, слайд 13

Читайте также: