Проектно исследовательская деятельность в доу по экологии

Обновлено: 01.06.2024

Экологическое воспитание– важный компонент общего образованиясовременного человека. Дошкольные учреждения являются начальным элементом системы экологического воспитания.

Целью экологического воспитания для дошкольников выступает оформление комплекса практических и научных знаний о мире животных и растений, природных явлениях. У ребенка формируется ответственное отношение к уникальному миру природы, установка на сбережение природных богатств.

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике дошкольного воспитания.

В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.

Одним из методов наиболее эффективным в работе с детьми по экологии является метод проектов. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы. Данный метод дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт общения, дает возможность осуществлять педагогу личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

Специфика метода проектов, особая педагогическая значимость метода проектов заключается в следующем:

- он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;

- является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей;

-один из методов, выводящий педагогический процесс из стен детского сада в окружающий мир, природную и социальную среду.

Ориентируясь на классификацию проектной деятельности, предложенную Т.В.Фуряевой, можно выделить следующие виды проектов:

Виды проектов в ДОУ:

1.Исследовательско-познавательные – совместное эксперементирование и последующее оформление результатов в виде газет, рукописных изданий, дизайнерских сооружений.

2.Игровые – использование элементов творческих игр с вхождением образ персонажей и решением поставленных проблем.

3.Информационн-практико-ориентированные- сбор информации и ее реализация (оформление и дизайн группы, разработка игровых модулей, составление планов и схем, картотек и т.д.)

4.Творческие – оформление результатов деятельности в виде праздников, театрализованных представлений, презентаций продуктов совместного труда.

По продолжительности экологические проекты разделяются на:

  • Краткосрочные – период их реализации может длиться от трех дней до недели.
  • Среднесрочные – рассчитанные на срок от одного месяца до трех.
  • Долгосрочные – укладывающиеся по продолжительности в один год.

Более длительные проекты для детского сада планировать неразумно. С воспитанниками младших групп можно реализовать лишь краткосрочные проекты, которые решают задачу, доступную для их понимания. Но наиболее эффективно работают проектные исследования, проводимые с воспитанниками старших групп.

Основные требования к использованию метода проектов:

  1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
  2. Проект-это игра в серьез, результаты которой значимы для детей и взрослых.
  3. Обязательные составляющие проекта- детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение полученных знаний на практике.

В работе с дошкольниками выделяют 4 этапа работы по проекту:

1.Подготовительный- воспитатель формулирует проблему и цель проекта, ставит задачи, определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию.

2. Практический.На этом этапе педагог помогает детям грамотно планировать деятельность детей, по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.

3.Оценочно-рефлексивный. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Педагог обобщает результаты работы, анализирует деятельность, формулирует выводы.

4.Презентационный – презентация детьми продуктов проекта родителям, презентация опыта работы воспитателем.

В ходе работы над проектом также важно помнить о правилах успешности проектной деятельности.

* в команде нет лидеров;

* все члены команды равны;

*. все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание;

* каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе;

* все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело;

* не должно быть так называемых “спящих партнеров”;

* ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Какие экологические проекты можно реализовать в детском саду?

Наиболее масштабный проект, который можно предложить для реализации в подготовительной группе – создание Малой природной академии.

А так же можно провести интересные проекты:

Следует заметить, что основа успеха претворения всех проектов и действительность – хорошая подготовка педагогического состава детского сада, взаимодействие всех специалистов.

Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:

- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.

- Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы, викторины.

- Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т.д.

- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.

- Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.

- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.

Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.

СОВЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЮ ПО РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ

1. Глубоко изучить тематику проекта.

2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.

6. Тактично рассматривать все предложенные детьми вари анты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.

10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

12. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действа и т.п.

Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент, которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы.

ВложениеРазмер
ekologicheskoe_vospitanie.docx 22.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование проектно-исследовательской деятельности

Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент, которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы. Формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Дошкольное детство - это начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и окружающим людям. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

Проект – это метод обучения. Он ориентирован на достижение целей самими детьми, и поэтому он уникален, т.к. формирует большое количество умений и навыков.

Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство).

В проектах участвуют дети средней, старшей и подготовительной к школе групп. Формы и методы работы педагог выбирает в зависимости от их возрастных особенностей. Дети среднего дошкольного возраста, естественно, выполняют меньший объем работы, используют самые простые методы наблюдений, обобщают результаты своих исследований, в основном в виде рисунков и коротеньких рассказов. Чем старше дети, тем меньше руководящая роль педагога, тем больше объем исследований, которые, как и формы обобщения материала, становятся более разнообразными. Но педагоги ДОУ в основном используют метод проектов с детьми старшего дошкольного возраста. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.

Тематика и содержание проектов для детей очень разнообразны: и времена года, и витамины, и животные и др.

Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети выполняют разнообразную деятельность: ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы.

К организации поисковой и творческой деятельности детей можно подключать родителей и родственников, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта воспитатель предлагает детям задания, например: приготовить альбом с рисунками, плакат в защиту животных, гербарий цветов, фотографии местных зимующих птиц и т.д. Прежде чем раздать задания, воспитатель их тщательно продумывает. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с “желанием и радостью”, а в случае необходимости воспитатель предоставляет справочный, практический материал или порекомендует, где его можно найти.

Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. На выполнение проекта работает принцип сотрудничества детей и взрослых, сочетание коллективного и индивидуального в педагогическом процессе.

Творческая атмосфера, правильно организованный педагогический процесс, вовлеченность воспитанников и их родителей позволяют эффективно применять данную инновационную технологию.

Работа с родителями

Основы характера, жизненная позиция ребенка закладываются в семье. И чтобы объяснить детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей, их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. С родителями проводятся беседы и консультации на экологические темы. От того, какой пример подадут взрослые в своем отношении к природе, зависит уровень экологической культуры ребенка.

Не секрет, что осуществлять экологическое образование родителей гораздо труднее, чем детей. Однако этим вопросом заниматься необходимо, так как без поддержки родителей нам не обойтись.

Главная задача родителей:

- поддерживать интерес детей к природе;

- поощрять их экологически грамотные поступки;

- проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду;

- и, конечно же, быть во всем примером.

Таким образом, мы подошли к выводу, что, прежде всего, необходимо уделять внимание следующим экологическим вопросам:

формированию понимания самой ценности природы;

осознанию ребенком себя как части природы;

воспитанию уважительного отношения ко всем без исключения видам животных и растений вне зависимости от личных симпатий и антипатий;

формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умению видеть его красоту и неповторимость;

пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушению одной из связей влечет за собой другие изменения;

пониманию того, что человек не должен уничтожать то, чего не может создать;

формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознанию ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;

усвоению основ экологической безопасности;

формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное.

Наша задача - помочь детям в поисково- познавательных исследованиях. Сделать их полезными.

В работе по опытно-экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает педагог.

Эффективность решения задач опытно-экспериментальной деятельности зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников конкретных знаний, умений и навыков об окружающем мире.

Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

Эти результаты хорошо видны во время защиты детьми собственных исследовательских работ. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, убеждать других, доказывая свою точку зрения.

Значение детского экспериментирования

для психического развития ребенка

Как доказал Н. Н. Поддъяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем.

По сути, такие идеи как:

· создание развивающей среды;

· личностно-ориентированная модель построения педагогического процесса;

представляют собой различные формы выражения одной и той же мысли: позвольте детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путем самостоятельного исследования мира.

Вводя соответствующие инновации в ДОУ, необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:

· физический : учится управлять своим телом и отдельными органами;

· природоведческий : знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;

· социальный : запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого), формы взаимодействия людей друг с другом;

· познавательный : тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;

· лингвистический : занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т.е. экспериментирует со словами;

· личностный : узнает свои личные возможности;

· волевой : запоминает, как он сам может влиять на других людей;

· поведенческий : моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.

Метод детского экспериментирования не труден: он просто непривычен и не разработан досконально применительно к условиям дошкольного учреждения. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специальное оборудование. Исследованию подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы.

В мини-лаборатории может быть выделено:

1. Уголок (место) для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины камни, кристаллы, перья)

2. Уголок (место) для приборов.

3. Уголок (место) для выращивания растений.

4. Уголок (место) для хранения материалов (природного, бросового)

5. Уголок (место) для проведения опытов.

1. Микроскопы, лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные); магниты, термометры, бинокли, цепь, веревки, песочные часы, глобус, лампа, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, пинетки, желоба, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, пипетки, вешалки, клеи, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, колесики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, металл), мельницы,

1.Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.

- природные (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы дерева, крупа и т.п.)

- бросовые (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т. п ).

4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельченный пенопласт.

Примерный алгоритм подготовки и проведения занятия – экспериментирования

1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.

Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.

2. Выбор цели, задач; работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

3. Игровой тренинг, внимания, восприятия, памяти, логики мышления

4. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини-лаборатории).

5. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы.

6. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и: пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Структура занятия-экспериментирования (примерная)

1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до занятия).

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления.

4. Уточнение плана исследования.

5. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования

6. Распределение детей на подгруппы, выбор, ведущих, капитанов, (лидеров группы), помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты : совместной деятельности детей в группах.

7. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Экспериментирование можно включать в разные формы работы с детьми: экскурсии, прогулки, трудовую деятельность, наблюдения, проведение опытов, организованных как самостоятельная или совместная деятельность.

В проведении экспериментально-исследовательской работы выделяются следующие этапы:

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Следовательно, педагог ДОУ должен быть подготовлен к осуществлению этой работы.

Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Экологическое образование, полученное в детском саду, является основой для становления и развития экологической культуры ребенка. Экологическая культура ребенка целенаправленно формируется на занятиях и в повседневной жизни через модели педагогического процесса экологического образования дошкольников, интеграцию экологического воспитания во все виды деятельности, планирование наблюдений в природе и прогулок по экологической тропе.

Нельзя воспитывать личность, не научив ее любить и сострадать, наблюдать и видеть.

Однако ряд особенностей психологического и психофизического развития детей данного возраста создают необходимость некоторой корректировки процесса проектно-исследовательской деятельности, в соответствии с данными особенностями, а именно:

· малый объем накопленных знаний и опыта

· несмотря на стремление к самостоятельности, постоянная потребность к взаимодействию со взрослыми

· неспособность к длительному сосредоточению на одном виде деятельности

· ограниченная возможность работы (самостоятельной) с источниками информации.

В связи с вышесказанным, обучение проектно-исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, а само исследование должно быть посильным, интересным и доступным.

В работе с младшими дошкольниками мы реализуем следующие виды проектов :

· исследовательско-творческие, в ходе которых дети экспериментируют, а затем с помощью взрослых оформляют свои результаты в виде газет, детского дизайна и т. д.

· ролево-игровые с элементами творческих игр, в ходе которых дети входят в образ персонажей художественных произведений и решают поставленные проблемы со своей точки зрения;

· информационно-практико-ориентированные, в ходе которых дети производят сбор информации и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

· творческие, в которых оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна.

В любом случае основной целью реализации проекта в рамках дошкольного учреждения в процессе экологического воспитания является развитие свободной творческой личности ребенка. При этом задачи проектной деятельности следующие :

· обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

· развитие познавательных способностей;

· развитие творческого воображения;

· развитие творческого мышления;

· развитие коммуникативных навыков.

В каждом возрасте существует своя специфика задач, так в младшем дошкольном возрасте - это :

· вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

· активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

· формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Неоценима роль сотрудничества с родителями при реализации проектов, так как основы характера, жизненная позиция ребенка закладываются в семье. И чтобы объяснить детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей, их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. С родителями проводились беседы и консультации на экологические темы. От того, какой пример подадут взрослые в своем отношении к природе, зависит уровень экологической культуры ребенка. Педагог, родители и дети вместе готовили праздники, походы, экскурсии.

Не секрет, что осуществлять экологическое образование родителей гораздо труднее, чем детей. Однако этим вопросом заниматься необходимо, так как без поддержки родителей нам не обойтись.

Главная задача родителей:

- поддерживать интерес детей к природе;

- поощрять их экологически грамотные поступки;

- проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду;

- и, конечно же, быть во весь пример.

Кроме просветительной работы с родителями большое внимание должно уделяться совместной деятельности детей и взрослых, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей. Родители оказывают помощь в сборе коллекций, экспонатов из природного материала, выращивании растений для уголка природы.

Поэтому цель наших проектов - создать условия для подготовки детей к обучению основам экологии, сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности : познавательную, исследовательскую, творческую (художественно-эстетическую, ценностно-ориентированную, коммуникативную.

Как правило, в младшем дошкольном возрасте проекты выполняются всем коллективом детей или отдельными группами под постоянным наблюдением и руководством воспитателя. Проект включает подготовительный, исследовательский этапы и обсуждение результатов. Работа по проекту носит интегрированный характер: результаты дети обобщают в виде рисунков, коллажей, участвуют в инсценировках, праздниках.

Полученные знания дети фиксировали в своих работах по рисованию, лепке и коллективной аппликации.

Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, и потому наша задача состояла в том, чтобы вовремя поддержать интерес детей к окружающей природе и на основе этого здорового интереса познакомить с жизнью насекомых.

Все наши экологические проекты по продолжительности краткосрочные, в силу психофизиологических особенностей, ребенок младшего дошкольного возраста неспособен долго концентрировать внимание на одном объекте, то есть долговременно и целенаправленно работать в одном направлении, необходимо, чтобы первые исследовательские проекты были ограничены по времени.

При работе над проектами крайне важно было закрепить детьми полученные знания и умения исследовательского поиска необходимыми для проведения самостоятельных исследований. В этой связи я применяла различные формы и методы, активизирующие развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности дошкольников.

В результате проделанной работы мы убедились, что дети проявляют интерес к ярким явлениям природы, у них развита творческая активность, самостоятельность, инициативность; дети умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи, они бережно относятся к природе, умеют ухаживать за растениями и животными ближайшего окружения.

Автор: Извекова Марина Александровна

Населенный пункт: Хабаровский край, Комсомольский район, п. Ягодный

Расскажи — а я забуду,

покажи — и я запомню,

дай попробовать — и я пойму.

Одним из главных направлений в работе с детьми и родителями является экологическое воспитание.

Почему именно я выбрала тему природы?

1. Потому что большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов. Родная природа — это источник, из которого ребенок черпает знания и впечатления, является источником первых знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. А мы живем в поселке, где есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности.

2. Воспитание экологической культуры является богатым источником познавательного развития детей, развития одаренности.

3.Методика работы с детьми в рамках экологических проектов предполагает интегрированный подход.

5.Участниками проекта могут стать дети любого возраста, дети с ограниченными возможностями здоровья, родители, социальное окружение.

На этапе дошкольного детства дети получают базовые знания и эмоциональные впечатления о природе, у них формируются основы экологического сознания и начальные элементы экологической культуры. Реализуются различные формы работы с детьми по формированию экологической культуры: беседы, наблюдения, экологические игры, знакомство с произведениями художественной литературы и пр. Все вышеуказанные формы работы я удачно сочетаю, используя метод проектов, который на сегодняшний день, считается наиболее успешным и эффективным способом в решении задач воспитания экологической культуры дошкольников.

За годы работы была создана целостная система, направленная на формирование познавательных способностей, практических и творческих умений экологического характера, через реализацию экологических проектов.

Что подразумевает экологический проект?

  • Решение определенной задачи в процессе исследования. Масштаб задачи может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями и желанием детей, содержанием образовательных программ детского сада (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство дошкольного учреждения).
  • Создать условия для подготовки детей к обучению основам экологии
  • Сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности: познавательную, исследовательскую, творческую (художественно-эстетическую), ценностно-ориентированную, коммуникативную.
  • Уникальное средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых.

В группе реализовано не мало проектов, которые имеют свои результаты на уровне района, края, России.

В ходе реализации проекта ребята были вовлечены в различные виды деятельности. В основной образовательной деятельности дети научились различать живую природу (растения, грибы, животные, человек). Неживую природу (воздух, почва, вода, солнце). Они уверенно отличают и называют характерные признаки времен года, объясняют причины смены времен года, с удовольствием проявляют себя в изобразительной и продуктивной деятельности. Создали экологическую развивающую среду в детском саду и на территории. Пополнили в группе познавательно-экологическую среду. Дали вторую жизнь бросовому материалу: из пластмассовых бутылок сделали кашпо для выращивания цветов герани ко Дню Победы, бабочки для украшения участка в летний период, из фантиков осенние наряды.

Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

Опыт показал, что и дошкольники, и воспитатели, и родители с удовольствием и с большим интересом участвуют в процессе проектно-исследовательской деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая исследовательская деятельность в природ­ных условиях. К сожалению, современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой.

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.

Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.

Одним из методов наиболее эффективным в работе с детьми по экологии является метод проектов. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы. Данный метод дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт общения, дает возможность осуществлять педагогу личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

Дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу.

Специфика метода проектов, особая педагогическая значимость метода проектов заключается в следующем:

  • он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
  • является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • один из методов, выводящий педагогический процесс из стен детского сада в окружающий мир, природную и социальную среду.

Ориентируясь на классификацию проектной деятельности, предложенную Т.В.Фуряевой, можно выделить следующие виды проектов.

Виды проектов в ДОУ:

1. Исследовательско - познавательные – совместное экспериментирование и последующее оформление результатов в виде газет, рукописных изданий, дизайнерских сооружений.

2. Игровые – использование элементов творческих игр с вхождением образ персонажей и решением поставленных проблем.

3. Информационно – практико - ориентированные - сбор информации и ее реализация (оформление и дизайн группы, разработка игровых модулей, составление планов и схем, картотек и т.д.)

4.Творческие – оформление результатов деятельности в виде праздников, театрализованных представлений, презентаций продуктов совместного труда.

Более длительные проекты для детского сада планировать неразумно. С воспитанниками младших групп можно реализовать лишь краткосрочные проекты, которые решают задачу, доступную для их понимания. Но наиболее эффективно работают проекты, проводимые с воспитанниками старших групп.

Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность по­могает родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равно­правными партнерами.

Однако для успешной проектной дея­тельности в воспитательно-образовательном процессе требуют­ся серьезная подготовка педагогов к организации проектирова­ния, дидактическое, методическое и материально-техническое обеспечение.

Проектирование требует от педагогов поиска инновацион­ных средств, методов и приемов.

Прежде всего, это решение определенных задач в процессе исследования.

Экологический проект способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, творческой личностной и общественно-значимой деятельности; реализует процесс сотрудничества детей и взрослых; позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.

По ее мнению метод проектов — это педагогическая технология, в основе которой лежит самостоятельная, исследовательская, игровая деятельность детей. В этой книге приведены варианты проектов детской экологической деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

Алгоритм организации проектной деятельности и план работы педагога на каждом этапе

1. Определение проблемы, актуальной и интересной для всех участников проекта, разрешение которой посильно только детям, а также соответствует материально – техническим возможностям ДОУ.

2. Мотивация деятельности и разработка плана действий. Это создание проблемной ситуации, вызывающей у детей интерес, потребность участвовать в ее разрешении. Осознание сути проблемы позволяет сформулировать цель предстоящей работы и составить план действий.

3. Практическая деятельность по реализации проекта. На этом этапе идет сбор и накопление материала. Организуется совместная познавательно – поисковая деятельность детей, педагогов и родителей. Предусматривается интеграция образовательных областей.

Важной составляющей является методическое сопровождение проектов. Оно включает практические материалы, помогающие не только спланировать, но и реализовать проект: обращение к родителям, сценарии бесед, кроссворды, ребусы, пиктограммы, экологические игры, детское словесное и художественное творчество и т.д.

О.А.Воронкевич в своей книге предлагает следующие проекты:

1. «Живая книга леса".

3. "Я садовником родился".

4. "Этажи леса".

5. "Кто дружит с елью?" и т.д.

Перечень форм и методов экологического воспитания в ДОУ

- экологическая образовательная деятельность;

- уроки доброты; уроки мышления;

- экологические кружки и конкурсы;

- КВНы, аукционы, марафоны, викторины,

- обсуждение и проигрывание экологических ситуаций;

- клуб исследователей природы;

- лаборатория юного эколога;

- ведение фенологических календарей природы;

- коллекционирование природных объектов;

- экологические выставки и экспозиции; музеи;

- дни (недели) экологического творчества;

- экологические праздники и фестивали;

- экологические игры (дидактические, имитационные,

моделирование экосистем, соревновательные, игры-путешествия и т. д.);

- экологические сказки; тренинги;

- инсценировки, театрализации и т. д. на экологические темы.

Этапы разработки и проведения проекта:

1. Педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей.

3. Намечает план достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей.

4. Обсуждает план с семьями воспитанников.

5. Обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск).

6. Вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта и вывешивает ее на видное место.

7. Совместно с родителями и детьми собирает информацию, материал по проекту.

8. Проводит занятия, игры, наблюдения, поездки – все мероприятия основной части проекта.

9. Дает домашние задания и детям, и родителям – выполнение самостоятельных творческих работ (поделки, рисунки, альбомы, приложения, поиск материала, информации).

10. Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН).

11. Совместно с детьми составляет книгу или альбом по выполненному проекту.

12. Подводит итоги: обобщает опыт и выступает на педсовете.

В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережения генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения.

Освоение детьми основ экологической культуры во многом зависит от воспитателя детского сада: от его экологической и методической грамотности, понимания важности экологического воспитания в формировании личности воспитанников, от умений создавать условия для подобной работы, увлечь детей и увлекаться этими проблемами самому.

Хорошим подспорьем в этом является метод проектов, который открывает массу возможностей для полноценного экологического воспитания дошкольников.

Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.

Читайте также: