О каких настроениях поэта мы можем догадаться по второй и третьей строфам стихотворения тучи кратко

Обновлено: 05.07.2024

Помогите написать анализ про стихотворение Лермонтова "Тучи" по плану! даю 13 б.

1)Когда оно написано(история создания)?
2)Тема(о чем говорится)?
3)Идея(какую мысль доказывает автор, какие основные вопросы решает)
4)Как раскрывается идея произведения (композиции, в системе образов в выборе языковых средств)
5)Приемы раскрытия образа (портрет, интерьер,действия и поступки, мысли, переживания, антитеза, сопоставление)
6)Язык стихотворения(эпитеты, метафоры, сравнения, гипербола и д.р)
7)Размер стиха
8)Способы рифмовки
9)Какие мысли, чувства и переживания вызывает стихотворение.

Помогите.очень нужно!Обязательно отмечу ответ как лучший(если поможет)Нужен анализ баллады Толстого Илья Муромец(ямб это.хорей или еще что-то.какая Помогите пожалуйста ответить на вопросы(стих весенний дождь) 1)понравилосьли вам изображение начала весеннего ливня? 2)Какое настроение

передаёт поэт читателю?

3)Каким образом поэт достигает эффекта быстрой смены картин,событий,запахов звуков?9обратите внимание на обилие глаголов и глагольных форм.)

4)Можно ли сказать,что поэт прислушивается к звуком,всматривается в окружаюий мир,чтобы самое обычное событие,знакомое каждому,осветилось по-новому?испытавали ли вы такое же состояние,которое переживает поэт в стихотворении?

Помогите разобрать стихотворение "Лебедь" Тютчева.

Пускай орел за облаками
Встречает молнии полет
И неподвижными очами
В себя впивает солнце свет.

Но нет завиднее удела,
О лебедь чистый, твоего -
И чистой, как ты сам, одело
Тебя стихией Божество.

Она, между двойною бездной,
Лелеет твой всезрящий сон -
И полной славой тверди звездной
Ты отовсюду окружен.

1) Какой художественный прием положен в основу образно-смыслового построения стихотворения?
2) Найдите тропы, с помощью которых создается образ орла и образ лебедя? Объясните, как вы понимаете смысл образных выражений: впивает солнца свет, лебедь чистый.
3) Какие синонимы можно подобрать к эпитетам чистый и чистой ?
4) Раскройте образный смысл третьей строфы стихотворения. Объясните смысл выражения: двойною бездной, всезрящий сон, тверди звездной.
5) Определите тему и основную мысль стихотворения.

О каких настроениях поэта мы можем догадаться по второй и третьей строфам стихотворения?

Ответ

У Лермонтова депрессия была постоянной в силу того, что окружающая его действительность не соответствовала его душевным качествам. Поэтому он более был строг к тем, с кем волею судьбы ему приходилось общаться, чем к себе. Понятие милосердия ему было не свойственно, как собственно и его герою Печорину. От этого, прежде всего, страдал он сам, поэтому и завидовал тучам, которым чужды и страсти, и эти самые страдания. Лермонтов своей страдающей душой, понимает, что избавиться от этой боли возможно, если станешь беспристрастным и свободным, как эти тучи.

Поэт испытывает чувства, недоступные тучкам: он страдает, его мучают страсти, горечь от понимания чужой зависти, злобы и клеветы.

В 1840 году Лермонтов во второй раз отправлялся в ссылку на Кавказ. В апреле этого года он прощался с петербургскими друзьями. Современник поэта граф В. А. Соллогуб вспоминал: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, поэт, стоя у окна и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал стихотворение „Тучки небесные, вечные странники. ".

Им чужды чувства привязанности и дружбы. Поэт, напротив, живёт в человеческом обществе и подчиняется его законам. У него есть родина. Эти различия очень значительны. Поэт жаждет свободы и красоты, он хочет сохранить лучшее, что присуще миру природы (свободу, красоту) и миру людей (любовь к родине, дружбу, наполненную большими чувствами жизнь). Ему жаль расстаться и с тем и с другим. Однако он понимает, что это невозможно: мир людей и мир природы несовместимы. Отсюда проистекает печальный и светлый тон стихотворения.

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные.
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Вопросы и задания

Титова Татьяна Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Беляницкая СОШ Сонковского района Тверской области"
Населённый пункт: с.Беляницы, Тверская область
Наименование материала: Презентация к уроку литературы в 6 классе на тему: "Стихотворения М.Ю.Лермонтова
Тема: "Стихотворения М.Ю.Лермонтова
Дата публикации: 21.12.2015
Раздел: среднее образование

Стихотворения

М.Ю.Лермонтова

-В чём видит Лермонтов сходство своей судьбы,

своего изгнания с судьбой тучек?

- О каких чувствах и настроениях поэта мы можем

догадаться по второй и третьей строфам

стихотворения?

-Какие эпитеты помогают определить отношение к

северу (где находится родина поэта и откуда он

должен уехать) и к югу (куда его ссылают)?

-Как изменилось отношение автора к тучам в конце

стихотворения?

одна из лучших

поэтическое

произведение,

написано на

легендарную или

историческую

тему. В Балладах

мир предстаёт

таинственным и

Чтение стихотворения

Беседа с классом.
Какую картину

нарисовал поэт в

этой балладе?

Почему пальмы

стали роптать на

-
О каком караване

мечтали пальмы?

Как они встретили

Пригодилась ли

людям тень и

холодная вода

Найдите цитаты,

помогающие найти

ответы на эти

Почему пальмы

Обратите внимание на строки, где

С какой целью употреблена

аллитерация?

Как повели себя путники?

заключается

философский

Какова главная

мысль этого

стихотворения?

Антитеза. Лермонтовские стихотворения часто бывают построены на антитезе. Антитеза – это противопоставление

основную мысль

стихотворения.

Какова история

листка-странника?

О чём этот рассказ –

о листке, о людях, о

Понаблюдайте,

как создана

история листка,

его образ и образ

чинары. Почему

отказывается

Можно ли сказать, что листок –

странник олицетворяет самого

поэта, его чувства, состояние

души и даже переживания?

Итак, в стихотворении два

характера, две судьбы, два

состояния, два настроения.

Кому сочувствуете вы?

Стихотворение написано в 1841

году, в год гибели Лермонтова.

Прочитаем стихотворение и

литературоведческую статью об

этом стихотворении, постараемся

разобраться в его содержании.

стихотворения?

Какие качества,

свойства человека

символизируют

образы тучки и

Каким настроением

стихотворение?

1. В чём М. Ю. Лермонтов находит сходство своей судьбы, своего изгнания с "судьбой" тучек? 2. Какие различия есть в судьбе поэта и тучек? 3. О каких настроениях поэта мы можем догадаться по второй и третьей строфам стихотворения? 4. Как эпитеты помогают определить отношение к северу, где находится родина и откуда должен уехать поэт, и к югу, куда его ссылают?

Ответы:

Вот эти строфы:
"Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайна? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные.
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания. "

У него же, увы, нет подобной свободы.

У Лермонтова депрессия была постоянной в силу того, что окружающая его действительность не соответствовала его душевным качествам. Поэтому он более был строг к тем, с кем волею судьбы ему приходилось общаться, чем к себе. Понятие милосердия ему было не свойственно, как собственно и его герою Печорину. От этого, прежде всего, страдал он сам, поэтому и завидовал тучам, которым чужды и страсти, и эти самые страдания. Лермонтов своей страдающей душой, понимает, что избавиться от этой боли возможно, если станешь беспристрастным и свободным, как эти тучи.

О каких настроениях поэта мы можем догадаться по второй и третьей строфам стихотворения?

Ответ

У Лермонтова депрессия была постоянной в силу того, что окружающая его действительность не соответствовала его душевным качествам. Поэтому он более был строг к тем, с кем волею судьбы ему приходилось общаться, чем к себе. Понятие милосердия ему было не свойственно, как собственно и его герою Печорину. От этого, прежде всего, страдал он сам, поэтому и завидовал тучам, которым чужды и страсти, и эти самые страдания. Лермонтов своей страдающей душой, понимает, что избавиться от этой боли возможно, если станешь беспристрастным и свободным, как эти тучи.

Поэт испытывает чувства, недоступные тучкам: он страдает, его мучают страсти, горечь от понимания чужой зависти, злобы и клеветы.

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Михаил Лермонтов (6 класс, Коровина, 1 часть, стр. 149-151, 154-155, 157-160)

Проверьте себя

1. Какие учителя были приглашены бабушкой для обучения будущего поэта?

Для обучения внука бабушка пригласила многих учителей (гувернёра-француза, бонну-немку, позже — англичанина), проходивших с Лермонтовым курсы греческого, французского и немецкого языков. Уже в Москве с Лермонтовым занималась Зиновьева, Солоницкий, Мерзляков.

2. Кто из писателей интересовал юного М. Ю. Лермонтова?

Ломоносов, Державин, Дмитриев, Озеров, Батюшков, Крылов, Жуковский, Козлов и Пушкин.

3. Какие предметы изучал поэт в пансионе?

Разные языки, искусство, нравственные, математические и словесные науки.

Размышляем о прочитанном

Лермонтов увидел сходство между мчащимися тучами и своим изгнанием: и тучи, и поэт покидали милый север и устремлялись в чужую южную сторону.

2. Какие различия есть в судьбе поэта и тучек?

Различий намного больше. Даже в том, что тучки свободные, а поэт не может себе позволить такого, чего бы он хотел. У них нет родины, а у него есть.

3. О каких настроениях поэта мы можем догадаться по второй и третьей строфам стихотворения?

Эти строки проникнуты терзаниями поэта. Это такие чувства, которые не подвластны тучкам.

4. Как эпитеты помогают определить отношение к северу, где находится родина и откуда должен уехать поэт, и к югу, куда его ссылают?

Милый север и сторона южная. Употребление таких эпитетов указывает на истинную любовь Лермонтова к родине и отдаленность к югу.

Фонохрестоматия

1. Перечитайте стихотворение и ещё раз прослушайте и проследите, как меняется характер отношения лирического героя к тучам:

— в какой части стихотворения он мысленно сближает, объединяет себя с ними? Почему? В первой части, потому что она стал таким же изгнанником, как и они.

— в какой части это единение оказывается под вопросом, под сомнением? Во второй.

2. Как передаёт эту динамику, развитие чувств автора актриса?

Актриса передает эти чувства с помощью изменения тембра голоса, пауз, ритмики чтения.

3. Выучите стихотворение наизусть, подготовьте его выразительное чтение.

Размышляем о прочитанном

Потому что сюжет имеет схожесть с восточными сказаниями. Этот жанр подтверждает восточная колоритная лексика. Например: песочные степи, аравийская земля, пальмы, сыпучие пески, пустыня, ковры, вьюки, верблюд, походные шатры, смуглые руки, чёрные глаза, араб, фарис, караван, Пророк.

2. Как вы думаете, почему погибли три пальмы? Чем были они недовольны? На кого роптали?

Я думаю, что они погибли потому, что роптали на Бога. Они были недовольны своим предназначением, что никто не видит их красоты.

3. Как вели себя люди из пришедшего каравана? Чем заканчивается сказание? Что хотел сказать поэт своим произведением?

Люди порубили пальмы, чтобы использовать их древесину для разжигания костра. Сказание заканчивается тем, что снова наступила тишина и покой, даже шуршанья листьев не слышно. Поэт хотел показать, как важно ценить свое предназначение. А также этот сюжет о бережнои отношении к природе.

Фонохрестоматия

1. Какое впечатление произвело на вас чтение актёром баллады Михаила Юрьевича Лермонтова?

Стихотворение мне очень понравилось. Оно передает внутреннее состояние Лермонтова на тот момент. Остро поднята тема одиночества.

Какие чувства переживали вы, слушая это лиро-эпическое произведение?

Я переживал за судьбу пальм. Когда я прослушал запись, то испытал такие чувства, как грусть, печаль.

2. Проследите, как меняется интонационный строй речи, эмоциональная окраска голоса актёра, когда он читает:

— описание оазиса в аравийской пустыне (I строфа);

— ропот пальм (II строфа);

— описание движущегося каравана (III строфа);

— гарцевание арабского всадника (V строфа);

— встречу гостей в оазисе (VI строфа);

— жестокую сцену гибели пальм (VII строфа);

— картину безжизненного пространства там, где ещё недавно красовались пальмы и журчал ручей (IX строфа).

В первой строфе интонация спокойная. Вторая строфа продолжает повествование. Ропот пальм актер передает протяжным голосом, чтобы выразить их мольбу. Третья строфа начинается с шепота, так как это звуки песка, а затем тембр понижается, а голос актера становится грубее. Пик тембра и интонации приходится на пятую строфу. Шестая строфа наполнена тревогой. Гибель пальм в седьмой строфе актер выразил волнением в голосе. Девятую строфу автор читает наиболее выразительно, выделяя каждое слово интонацией.

3. Поработайте над выразительным чтением каждой смысловой части баллады. Постарайтесь добиться, чтобы в чтении с определённостью звучало ваше личное отношение к событиям каждого эпизода баллады. Затем выразительно прочитайте всё стихотворение.

Размышляем о прочитанном

1. Какова история листка-странника? О чём этот рассказ — о листке, о людях, о поколении? Какие эпитеты, олицетворения помогают сделать стихотворение таким грустным?

Я думаю, что это стихотворение имеет скрытый смысл. Через образ листка Лермонтов показывает не только свою судьбу, но и судьбу всего своего поколения.

Стихотворение наполнено эпитетами и олицетворениями, которые создают такое грустное настроение. Например: эпитеты (жестокою, гонимый, тоскою глубокой, бедный, суровой, пылен, жёлт, холодное) и олицетворения (прижался, молит, до срока созрел, ношуся один).

С помощью глаголов листок принимает образ гонимого странника, а чинара отвергает листок. Она показалась мне эгоистичной, не принимающей его слова в серьез.

Да, я считаю, что поэт выразил свои переживания через образ листка. Он также не мог себя найти, его гнали отовсюду, отправили в разные ссылки.

Я понимаю выражение “до срока созревший” - умен и опытен не по годам.

3. Как вы думаете, есть ли будущее у листка? Подтвердите это строчками самого стихотворения. Как вы это объясните?

Я думаю, что листок понимает, что будущего нет и просит приюта у чинары, но и она прогоняет его. После чего он говорит такие строки:

“Один и без цели по свету ношуся давно я,

Засох я без тени, увял я без сна и покоя.”

Это значит лишь одно - листок признал свое поражение в этой битве с судьбой.

4. Итак, в стихотворении два характера, две судьбы, два состояния, два настроения. Кому сочувствуете вы и почему?

Я сочувствую листку. Он ищет не только свое пристанище, но и самого себя. Ему нужно было найти лишь на время приют, но гордая чинара отказала. Тем самым, обрекла его на верную смерть.

Фонохрестоматия

Актер мастерски меняет интонацию голоса, тембр, делает паузы и логические ударения.

2. Совпадает ли ваше отношение к красоте любимицы солнца чинары с отношением актёра? Почему?

Не совпадает, потому что и листок, и чинара - растения. Нельзя превозносить себя только по внешнему виду. Нужно показать свою человечность, а чинара этого сделать не смогла.

3. Какое впечатление произвело на вас прослушанное стихотворение? К кому из персонажей вы прониклись сочувствием? Почему?

Стихотворение лиричное. Мне понравилось. После прослушанного, я еще больше стал жалеть листок, что вот так порой судьба зависит от решения других.

4. Очень кратко в одном четверостишии описана судьба листка, но читатель и слушатель проникаются сочувствием к нему. Какие невзгоды, удары судьбы он испытал?

У него не было цели в жизни, сна и покоя.

Я считаю, что первую строфу нужно прочитать спокойным голосом, слегка нараспев. Вторая строфа, а это описание чинары, должна быть прочитана повышенным тембром, с нотками радости. Так как чинара - любимица солнца, нужно показать соответствующее отношение к ней. Третья и четвертая строфа - обращение листка. Здесь нужно показать всю гамму чувств: грусть, разочарование, мольба о помощи. Чтение должно быть распевным, полушепотом с интонационным выделением каждого слова. Пятая и шестая - ответ чинары. Это и есть финал и решение судьбы листка. Эти строки нужно читать ритмично, с паузами и ударением.

Размышляем о прочитанном

Утес-великан занял бы большую часть рисунка, а золотая тучка была бы маленькой и яркой.

2. Выучите это небольшое стихотворение наизусть. Выразительным чтением передайте заложенный в стихотворение мотив одиночества и печали.

3. Какой бы вы сделали рисунок к этому стихотворению? Расскажите об этом.

Я бы взяла ватман для этого рисунка. Нарисовала бы пустыню, а посередине огромный утес. А сверху него было бы золотая тучка.

Литература и другие виды искусства

Как вы думаете, почему композиторы так часто обращались к лермонтовскому стихотворению? Почему именно музыкой они пытались раскрыть глубину чувств и мыслей этого произведения?

Как стихотворения, так и картины могут восприниматься людьми по-разному. А вот музыка способна передать настроение более точно.

Фонохрестоматия

1. Как вы знаете, поэзия часто наделяет образы природы характерными чертами людей. Что вы можете сказать о характерах тучки и утёса?

В этом стихотворении, как и в многих других Лермонтов поднимает тему одиночества. Тучка ночевала, а утром ушла дальше “весело играя”, а утес остался один в большой пустыне.

2. Прочитайте первое четверостишие (строфу) так, чтобы была понятна ваша характеристика тучи. Совпадает ли она с характеристикой, данной в чтении актрисы? Если нет, то в чём различие?

Мое прочтение не совпало с чтением актрисы. Так получилось потому, что она прочитала эти строки повышенной интонацией с нотками радости.

Я думаю для того, чтобы добавить драматизм в эту ситуацию.

4. Прочитайте стихотворение вслух, постарайтесь выразить светлое, радостное настроение, которым окрашена первая строфа, безысходное горе одиночества, переданное поэтом во второй строфе.

Совершенствуйте свою речь

2. Какие художественные средства помогают выразить страдание и сочувствие, осуждение? Расскажите об этом на примере одного из прочитанных стихотворений Лермонтова.

Для того, чтобы выразить различные чувства Лермонтов использует эпитеты и метафоры. Например в стихотворении “Утес”: эпитет “влажный след” и метафора “утес плачет”.

Читайте также: