Миротворческая деятельность оон кратко

Обновлено: 06.07.2024

Важным инструментом поддержания мира и международной безопасности являются миротворческие операции ООН. Их деятельность определена рядом резолюций ООН, принятых в соответствии с Уставом Организации. В самом Уставе ООН проведение миротворческих операций не предусмотрено. Однако они могут быть обусловлены целями и принципами ООН, поэтому Генеральная Ассамблея регулярно рассматривает вопрос о необходимости той или иной миротворческой миссии.

Решения о создании, составе, использовании и финансировании миротворческих сил ООН принимает Совет Безопасности ООН.

Количество миротворческих операций, проведенных ООН, выражается в следующих цифрах: всего операций по поддержанию мира с 1948 года - 63; текущие операции по поддержанию мира – 15; текущие операции и политические миссии, которые управляются и поддерживаются Департаментом операций по поддержанию мира 16.

Операции по поддержанию мира могут продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет. Например, операция Организации Объединенных Наций, развернутая вдоль линии прекращения огня между Индией и Пакистаном в штате Джамму и Кашмир, осуществляется с 1949 года. На Кипре миротворцы Организации Объединенных Наций находятся с 1964 года. С другой стороны, для проведения в 1994 году операции в полосе Аозу между Ливией и Чадом Организации Объединенных Наций понадобилось чуть больше месяца.

С момента развертывания в 1948 году самой первой миротворческой миссии Организации Объединенных Наций 118 стран добровольно предоставили в распоряжение Организации более 750 000 военнослужащих и гражданского полицейского персонала. Вместе с тысячами гражданских специалистов они принимали участие в 49 операциях по поддержанию мира. В настоящее время в 16 таких операциях задействовано около 14 500 военнослужащих и гражданских полицейских.

В 1990–е годы Организация Объединенных Наций оказала содействие восстановлению суверенитета Кувейта, сыграла важную роль в прекращении гражданских войн в Камбодже, Сальвадоре, Гватемале и Мозамбике, восстановление демократически избранных правительств в Гаити и Сьерра-Леоне, а также урегулировала или предотвратила конфликты в ряде других стран.

В последние годы изменился характер конфликтов. Деятельность Организации Объединенных Наций по поддержанию мира, первоначально рассматривавшаяся как средство урегулирования межгосударственных конфликтов, во все большей степени применяется к урегулированию внутригосударственных конфликтов и гражданских войн. Хотя вооруженные силы по-прежнему являются хребтом большинства операций по поддержанию мира, многоликая деятельность операций по поддержанию мира в настоящее время включает администраторов и экономистов, сотрудников полиции и юридических экспертов, саперов и наблюдателей за проведением выборов, наблюдателей в области прав человека и специалистов по гражданским вопросам и вопросам управления, гуманитарных сотрудников и экспертов по вопросам коммуникации и общественной информации.

США стремятся вести свои военные операции за рубежом, не сковывая себя никакими международными мандатами. На сегодня численность экспедиционных сил США, действующих за пределами своей территории, в несколько раз превышает численность всех миротворческих сил ООН.

Для России главными являются операции по поддержанию мира в СНГ, но Россия также активно участвует в миротворческой деятельности ООН. Военнослужащие Российской Федерации были задействованы в составе сил ООН в миротворческих операциях в бывшей Югославии, в Косово, в Республике Сьерра-Леоне, Либерии, Бурунди, Судане. В 2008 г. российские военнослужащие направлены для участия в операциях в поддержку присутствия ООН в Республике Чад и Центрально-Африканской Республике. Всего в миротворческих операциях ООН приняло участие более 6 тысяч российских военнослужащих.

США и их союзники, используя свое влияние в руководящих структурах ООН (американский представитель контролирует кадровый департамент) и финансовые рычаги (Вашингтон обеспечивает 26 % бюджета миротворческих сил), активно вмешиваются в распределение ресурсов на миротворчество, поддерживая и лоббируя только те операции, которые они считают приоритетными для своих жизненных интересов. Критики указывают на многие серьёзные промахи этой организации, допущенные в прошлом, в том числе по вине США и их ближайших союзников. В 1993 году полным провалом закончилась миссия ООН в Сомали, ООН не смогла предотвратить геноцид в Руанде, остановить войну в Конго, развязывание гражданской войны на Балканах.

Но в основном миротворческие мероприятия ООН по-прежнему являются эффективными с оперативной точки зрения, несмотря на допущенные серьезные ошибки. Однако существующая структура управления миротворчеством нуждается в корректировках:

Совету Безопасности следует более реалистично подходить к разработке миротворческих мандатов, а также тщательно контролировать выполнение поставленных задач;

важно эффективно задействовать в процессе принятия решений страны, предоставляющие миротворческие контингенты;

большие возможности существуют и для сотрудничества с региональными и субрегиональными организациями. В этом контексте есть возможности для налаживания взаимодействия между ООН и миротворческими силами Организации Договора о коллективной безопасности. Разумеется, сотрудничество в миротворчестве следует выстраивать при соблюдении заложенных в Уставе ООН прерогатив Совета Безопасности как главного органа в сфере международной безопасности

Миротворцы ООН проводят операцию по защите населения в Гао, Мали. Фото ООН/Харандане Дико
Миротворцы ООН проводят операцию по защите населения в Гао, Мали. Фото ООН/Харандане Дико

Организация Объединенных Наций служит всемирным форумом, на котором страны могут поднимать и обсуждать сложнейшие вопросы, включая проблемы войны и мира. При личном общении глав правительств между ними устанавливается диалог. Это позволяет вырабатывать пути мирного урегулирования споров. Если много стран выступают единодушно, это оказывает общее давление на всех. Генеральный секретарь также может стимулировать диалог между странами — напрямую или через своего представителя.

Кто командует миротворческими операциями?

Удавалось ли ООН когда-либо остановить войну?

Благодаря ООН многие конфликты не переросли в полномасштабные войны. Кроме того, с помощью переговоров удавалось добиваться мирного урегулирования разных конфликтов. ООН неоднократно обеспечивала механизм для нейтрализации потенциальных конфликтов, например берлинского кризиса (1948–1949 годы), кубинского ракетного кризиса (1962 год) и ближневосточного кризиса (1973 год). Во всех этих случаях вмешательство ООН помогло предотвратить войны между сверхдержавами. Кроме того, ООН принадлежала важная роль в прекращении войн в Конго (1964 год), между Ираном и Ираком (1988 год) и в Сальвадоре (1992 год), и Гватемале (1996 год). Благодаря усилиям ООН был достигнут мир, обеспечивший устойчивый экономический рост в Мозамбике (1994 год) и независимость Тимора-Лешти (2002 год), а в декабре 2005 года Организация успешно завершила свою миротворческую миссию в Сьерра-Леоне.

В числе других достижений следует отметить следующее:

    осуществляла наблюдение за первыми свободными и справедливыми выборами в Намибии, в результате которых страна получила независимость. контролировал соблюдение прекращения огня и вывод иностранных сил, осуществлял надзор за работой различных государственных ведомств и организовал свободные и справедливые выборы.
  • В бывшей Югославии Силы Организации Объединенных Наций по охране обеспечивали защиту гражданского населения в демилитаризованных зонах и доставку гуманитарной помощи.

Что происходит, если какая-нибудь страна игнорирует решения Совета Безопасности?

Если решения Совета Безопасности не выполняются, Совет может принять ряд мер для обеспечения их выполнения. Если какая-то страна угрожает войной, нарушает мир или совершает акт агрессии, Совет может ввести экономические торговые санкции или принять другие конкретные меры, например ввести запрет на поставки оружия и передвижение и дипломатические ограничения. Кроме того, в определенных ситуациях он может санкционировать применение силы. Однако подобные меры являются крайним средством и применяются только в том случае, если мирные средства урегулирования спора исчерпаны.

  • в 1991 году — для восстановления суверенитета Кувейта после нападения на него Ирака;
  • в 1992 году — для нормализации обстановки с целью доставки гуманитарной помощи в Сомали;
  • в 1994 году — для восстановления избранного демократическим путем правительства Гаити;
  • В 1999 году — для восстановления мира и безопасности в Восточном Тиморе.

Есть ли у ООН своя армия?

У Организации Объединенных Наций нет постоянного международного контингента — ни полицейского, ни военного. Войска, несущие службу в составе миротворческих сил ООН, добровольно предоставляются самими государствами-членами. Важную роль в таких операциях играют также гражданские сотрудники, часто привлекаемые из самой ООН.

Что же такое миротворческая операция?

Под миротворчеством понимается применение многонациональных сил под командованием ООН для ограничения и урегулирования конфликтов между странами. Миротворческие операции выполняют роль нейтральной третьей стороны для установления и сохранения режима прекращения огня и создания буферной зоны между воюющими сторонами. Кроме того, они оказывают помощь в проведении выборов и в обезвреживании смертоносных наземных мин.

Пока миротворцы обеспечивают мир на местах, посредники из Организации Объединенных Наций встречаются с руководством воюющих сторон или стран и пытаются найти мирное решение.

Существуют два вида миротворческих операций: миссии наблюдателей и операции с участием миротворческих сил. Наблюдатели безоружны, а военнослужащие миротворческих сил ООН вооружены легким вооружением, которое они могут применять исключительно в целях самообороны. Миротворцев ООН легко узнать по эмблеме ООН и голубым беретам, которые они носят, находясь на службе. Голубые каски, ставшие символом миротворцев ООН, надеваются во время любых операций, когда существует опасность. Миротворцы носят свою национальную форму. Правительства, предоставляющие войска, сохраняют полный контроль за своими воинскими контингентами, несущими службу под флагом ООН.

Почему у ООН так много миротворческих операций?

Миротворческие операции формируются при наличии серьезных военных или гуманитарных кризисов. В прошлом миротворцы занимались поддержанием мира в основном между воюющими странами. Сегодня же вооруженные конфликты во многих случаях происходят внутри страны. Из-за гражданских беспорядков и этнических конфликтов правительства некоторых стран оказываются не в состоянии осуществлять власть на собственной территории, что оборачивается трагедией для людей. В подобных ситуациях Организацию Объединенных Наций просят, с одной стороны, организовать переговоры для урегулирования конфликта, а с другой — оказать чрезвычайную помощь людям, пострадавшим от конфликта. Действуя в сложных условиях, Организация Объединенных Наций оказывает гуманитарную помощь и одновременно ищет пути выхода из кризиса.

Какие миротворческие операции ООН были учреждены недавно?

За первые 40 лет своей истории (1945–1985 годы) Организация Объединенных Наций учредила всего 13 миротворческих операций, тогда как за последующие 25 лет (1986–2017 годы) была развернута 58 такая операция.

Миссия ООН по поддержке сектора правосудия в Гаити (МООНППГ)

Миссия ООН по поддержке сектора правосудия в Гаити была учреждена резолюцией 2350 (2017) Совета Безопасности от 13 апреля 2017 года. Цель миссии оказывать содействие правительству Гаити в укреплении правоохранительных органов в Гаити, оказывать дальнейшую поддержку Гаитянской национальной полиции и обеспечивать ее развитие, а также заниматься наблюдением за положением в области прав человека, представлением докладов и проведением анализа в этой области.

Многопрофильная комплексная миссия ООН по стабилизации в Мали

Временные силы Организации Объединенных Наций по обеспечению безопасности в Абьее (ЮНИСФА)

Совет Безопасности в своей резолюции 1990 от 27 июня 2011 года отреагировал на экстренную ситуацию в районе Абьей путем учреждения Временных сил ООН по обеспечению безопасности в Абьее. Операция контролирует очаг напряженности на границе между севером и югом и содействует доставке гуманитарной помощи.

Миссия ООН в Республике Южный Судан (МООНЮС)

9 июля 2011 года Южный Судан стал самой молодой страной мира. Принимая 8 июля 2011 года резолюцию 1996 (2011), Совет Безопасности определил, что ситуация в Южном Судане продолжает представлять собой угрозу международному миру и безопасности в регионе и учредил Миссию. В задачи МООНЮС входят помощь в создании условий для развития, защита гражданских лиц, мониторинг прав человека, поддержка в доставке гуманитарной помощи и контроль за соблюдением соглашения о прекращении военных действий.

  • 70 лет миротворческой деятельности (1948–2017 годы)
  • 71 миротворческая операция с 1948 года
  • 14 текущих операций (данные на июнь 2018 года)
  • 106 338 человек в составе нынешних миротворческих операций
  • 3692 погибших
  • 1 Нобелевская премия мира

Что еще делает ООН для укрепления мира?

Деятельность ООН на благо мира не заканчивается с успешным завершением миротворческой миссии. После окончания конфликта ООН помогает перемещенным лицам и беженцам вернуться домой. Она занимается обезвреживанием мин, ремонтирует дороги и мосты и оказывает экономическую и техническую помощь для восстановления экономики. Кроме того, ООН наблюдает за ходом выборов и следит за тем, как в стране соблюдаются права человека. Благодаря этому процессу, который также называется миростроительством, более чем в 60 странах были созданы демократические институты.

Миростроительство, миротворчество, государственное строительство — в чем разница?

Миротворчество связано прежде всего с развертыванием воинских контингентов. Нередко оно составляет основу миростроительства. Государственное строительство разными людьми понимается по-разному, и в ООН этот термин не употребляется. Обычно оно означает более длительный исторический процесс и включает формирование национальной самобытности. Миростроительствопредполагает все, что необходимо стране для перехода от войны к миру и полноценному самоуправлению.

ООН занимается миростроительством на протяжении многих лет, а Комиссия по миростроительству была учреждена только недавно. Почему?

Организация Объединенных Наций сыграла чрезвычайно важную роль в уменьшении масштабов конфликтов в ряде регионов мира, выступая посредником на мирных переговорах и содействуя осуществлению мирных соглашений. Однако некоторые из этих соглашений не выдержали испытания временем — например, в Анголе в 1993 году и в Руанде в 1994 году. Примерно в половине всех стран, переживших войны, в течение пяти лет вновь происходят вспышки насилия, из чего можно заключить, что во избежание конфликтов мирные соглашения должны осуществляться поступательно.

В июне 2006 года ООН учредила Комиссию по миростроительству, призванную помогать странам осуществлять переход от войны к прочному миру. Она служит связующим звеном между миротворчеством и постконфликтными операциями. Ее задача заключается в налаживании диалога между всеми основными сторонами в той или иной ситуации для выработки долгосрочных стратегий миростроительства. Это позволяет улучшить координацию помощи и порядок расходования средств и обеспечить реальную увязку текущей постконфликтной деятельности, с одной стороны, с долгосрочным восстановлением и развитием — с другой.

ООН борется за мир и прогресс, но при этом сегодня на планете так мало мира. Нужна ли нам ООН?

За последние 60 лет в мире произошло более 50 войн. По данным Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира, только в 2006 году в мире произошло 17 крупных вооруженных конфликтов. К счастью, ни один из них не перерос в опустошительную мировую войну. По общему мнению, большая заслуга в этом принадлежит проводимой ООН кампании за мир и разоружение.

Многие считают, что ООН необходимо усилить, с тем чтобы она могла прекращать малые войны и обеспечивать полное выполнение своих решений. Однако эффективность действий Организации Объединенных Наций зависит от политической воли государств-членов, от их готовности выполнять те решения, которые они сами приняли. Кроме того, эта деятельность сопряжена с немалыми расходами. Нехватка средств часто не позволяет ООН взять на себя более весомую роль.

Сила ООН в том, что она не сдается, даже перед лицом больших трудностей. Если страны, находящиеся в состоянии войны, не обладают политической волей, чтобы ее остановить, ООН бывает вынуждена выводить свои миротворческие контингенты. Однако она продолжает свою деятельность по дипломатическим каналам и с помощью переговоров, ведя постоянный диалог с соответствующими сторонами. Если обстановка улучшается, миротворцы могут вернуться.

Пройдет еще немало времени, прежде чем человечество сможет жить в мире и справедливости. Войны, нищета и нарушения прав человека — по-прежнему распространенные явления. Именно поэтому ООН должна продолжать действовать. Кто-то сказал, что если бы ООН не было, странам мира пришлось бы создать другую организацию, возможно с другим названием, которая делала бы как раз то, что делает ООН.

Организация Объединенных Наций (ООН) – это общемировая международная организация, чьи главные интересы лежат в области обеспечения мирного урегулирования конфликтов, предотвращения войн, создания прочных отношений и гармоничного развития государств.

Общая характеристика и направления миротворческой деятельности ООН

ООН созданная в 1945 году, пришла на смене Лиге Наций и преследует те же основные цели, что и предыдущая международная организация – предотвращение нового мирового конфликта, а также осуществление попыток мирного урегулирования локальных конфликтов и противоречий между странами.

Миротворческая деятельность ООН осуществляется по различным направлениям. В качестве основных из них можно назвать:

  • проведение конференций по ограничению и запрету вооружений, и поддержка исполнения их решений государствами мира;
  • борьба с незаконной торговлей и распространением оружия;
  • функционирование ООН в качестве переговорной площадки для поиска мирных решений межнациональных конфликтов и противоречий;
  • проведение операций по обеспечению мира и безопасности в зоне конфликта;
  • содействие миротворческих сил ООН нормальному протеканию политических и гражданских процессов в странах с нестабильностью, организации и развитию полицейских сил.

Дипломатическая деятельность ООН носит профилактический характер, она ориентирована на общее снижение напряженности в мире, а также на противодействие таким факторам возбуждения насилия и вооруженных действий как активность преступных группировок и легкодоступность оружия. Однако несмотря на высокое значение данной работы, вооруженные конфликты в мире продолжают происходить, что требует привлечения миротворческого контингента ООН.

ООН не имеет собственных вооруженных сил, организацией используется воинский контингент, предоставляемый странами-участниками для привлечения к той или иной миссии организации, что негативно сказывается на оперативности его развертывания. Решение о создании миротворческой миссии и использовании воинского контингента принимается соответствующей резолюцией Совета Безопасности ООН, что требует согласия всех ее постоянных членов. Ни Генеральный Секретарь, ни Генеральная Ассамблея не имеют подобного права, что делает действия ООН, отчасти зависимым от политических интересов постоянных членов СБ.

Готовые работы на аналогичную тему

До 1970 года миротворческий контингент ООН преимущественно комплектовался из военных западных стран, в следствии чего возникали закономерные сомнения в их беспристрастности в текущих конфликтах, однако после 70-х годов ООН все чаще начинает привлекать воинские силы социалистического блока.

Миротворческие миссии ООН

Миротворческие миссии ООН могут протекать в двух форматах – это миссия наблюдения, в которой участвуют безоружные международные наблюдатели ООН, главная задача которых это наблюдение за выполнение сторонами условий соблюденных договоренностей о режиме прекращения огня, а также миссии по разведению огня.

Миротворческий контингент ООН использует только легкое вооружение, он не ведет активных боевых действий, а разделяет противоборствующие стороны и применяет силу исключительно в целях самообороны. Миротворцы ООН используют форму своих национальных армий их объединяющим элементов служит использование голубых беретов или касок с эмблемой ООН.

Более чем за 70 лет миротворческой деятельности ООН было осуществлена 71 миротворческая операция 13 из которых действуют по настоящее время:

  • ОНВУП на Ближнем Востоке (арабо-израильский конфликт) с 1948 года;
  • ГВНООНИП на границе Индии и Пакистана с 1949 года;
  • ВСООНК на Кипре с 1964 года;
  • СООННР на границе Израиля и Сирии с 1974 года;
  • ВСООНЛ на границе Израиля и Ливии с 1978 года;
  • МООНРЗС в Западной Сахаре с 1991 года;
  • МООНК в Косово с 1999 года;
  • ЮНАМИД в Дарфуфе с 2007 года;
  • МООНСДРК в Конго с 2010 года;
  • ЮНИСФА в Абьее с 2011 года;
  • МООНЮС в Южном Судане с 2011 года;
  • МИНУСМА в Мали с 2013 года;
  • МИНУСКА в Центрально Африканской Республике с 2014 года.

В связи с неэффективностью принимаемых ООН мер на фоне таких шокирующих событий как гражданская война в Югославии, геноцид тутси в Бурунди и т. д. организацией был предпринят ряд мер по расширению финансирования ее миротворческого контингента, увеличению оперативности его развертывания, а также усилило свое взаимодействие в региональными организациями.

Критика миротворческой деятельности ООН

Несмотря на определенные успехи, миротворческая деятельность ООН подвергается достаточно серьезной критике с различных позиций. Одним из основных параметров является неэффективность ООН, ее неспособность осуществлять действенные меры по достижению мира и урегулированию конфликтов между странами, о чем свидетельствуют такие продолжающиеся на протяжении всей истории ООН миссии как на Ближнем Востоке и индо-пакистанской границе.

Несмотря на большое количество конференций, переговоров и инициатив, действительное урегулирование конфликта так и не было достигнуто, а его замораживание как красноречиво свидетельствует арабо-израильский конфликт, отнюдь не гарантирует сдерживание эскалации конфликта в будущем и возникновения новых жертв.

Серьезной проблемой является претензия в предвзятости действий миротворцев и наблюдателей ООН, на примере Косовского конфликта, когда запрет на приобретение вооружения соблюдался лишь одной из сторон, в то время как вторая получала снабжение от стран-членов НАТО.

Значительные проблемы связаны с оперативность развёртывания миротворческих сил ООН, что не только приводит к потерям среди гражданского населения, но также дает повод для вмешательства в обход и даже вопреки решений ООН военным контингентам отдельных стран и военных блоков.

Деятельность по поддержанию мира является одним из наиболее эффективных инструментов, имеющихся в распоряжении Организации Объединенных Наций (ООН) для оказания помощи принимающим странам, переживающим сложный период выхода из конфликтной ситуации.

Миротворцы ООН обеспечивают безопасность, политическую поддержку и содействие миростроительству в странах, выходящих из конфликтной ситуации.

В своей деятельности по поддержанию мира ООН руководствуется тремя основными принципами: согласие сторон; беспристрастность; неприменение силы за исключением случаев самообороны и защиты мандата.

Развертывание операций ООН по поддержанию мира осуществляется на основе мандатов Совета Безопасности ООН. Поставленные задачи различаются в разных ситуациях в зависимости от характера конфликта и специфики конкретных проблем.

Начало миротворческой деятельности Организации Объединенных Наций было положено в 1948 году, когда Совет Безопасности санкционировал развертывание контингента военных наблюдателей ООН на Ближнем Востоке. Цель миссии состояла в наблюдении за выполнением Соглашения о перемирии между Израилем и соседними с ним арабскими странами.

Со временем спектр задач, которые поручаются операциям ООН по поддержанию мира, существенно расширился в связи с изменением характера конфликтов и необходимостью более эффективного реагирования на угрозы международному миру и безопасности.

Сегодня многопрофильные операции по поддержанию мира проводятся не только в интересах обеспечения мира и безопасности, но и в целях содействия политическому процессу, защиты гражданских лиц, разоружения, демобилизации и реинтеграции бывших комбатантов, а также оказания помощи в организации выборов, защите и поощрении прав человека и восстановлении законности.

Хотя каждая операция ООН по поддержанию мира имеет свою специфику, задачи, возлагаемые на миротворцев Советом Безопасности, в принципе схожи между собой. В зависимости от мандата операции по поддержанию мира могут решать следующие задачи:

- развертывание сил для предотвращения конфликта или его перетекания через границы;

- стабилизация конфликтной ситуации после прекращения огня; создание условий для достижения соглашения об установлении прочного мира между сторонами;

- обеспечение осуществления всеобъемлющих мирных соглашений;

- оказание содействия странам или территориям в преодолении переходного периода и создании стабильного правительства на основе демократических принципов, эффективного управления и экономического развития.

С учетом характера проблем миротворцы ООН часто привлекаются к участию в мероприятиях, которые по сути относятся к категории миростроительства, в том числе к содействию решению задач в следующих областях:

- разоружение, демобилизация и реинтеграция бывших комбатантов;

- реформирование сектора безопасности и осуществление других мероприятий, связанных с обеспечением правопорядка;

- защита и поощрение прав человека;

- помощь в проведении выборов;

- поддержка мер по восстановлению и укреплению государственной власти;

- содействие социально-экономическому восстановлению и развитию.

Мандаты Совета Безопасности включают также ряд межсекторальных тематических задач, которые регулярно поручаются операциям ООН по поддержанию мира в соответствии со следующими важнейшими резолюциями Совета Безопасности: о женщинах и мире и безопасности (2000), в которой подтверждается важная роль женщин в предотвращении и урегулировании конфликтов и в миростроительстве; о детях и вооруженных конфликтах (2005), в которой говорится, что защиту детей в условиях вооруженного конфликта следует рассматривать в качестве важного аспекта любой всеобъемлющей стратегии по разрешению конфликта; о защите гражданского населения в вооруженных конфликтах (2006).

Всего с 1948 года было проведено 69 операций по поддержанию мира. В настоящее время на четырех континентах развернуто 16 операций ООН по поддержанию мира. Общая численность персонала, служащего в них, составляет 125 396 человек. По состоянию на 31 марта 2015 года, военный и полицейский персонал, предоставленный 120 странами для участия в операциях по поддержанию мира, составляет 106 595 человек (военнослужащие - 91 962; полиция - 13 122; военные наблюдатели - 1781). Численность гражданского персонала по состоянию на 31 декабря 2014 года составляла 17 092 человека (международный персонал - 5 277; местный персонал - 11 678).

В операциях участвует 1846 добровольцев ООН (по состоянию на 31 марта 2015 года).

В текущих операциях погибло 1564 человека, а общее число погибших во всех операциях по поддержанию мира с 1948 года составило 3348 человек.

С 1948 года посредством успешных операций по поддержанию мира ООН содействовала урегулированию конфликтов и достижению примирения в десятках стран, включая Камбоджу, Сальвадор, Гватемалу, Мозамбик, Намибию, Таджикистан и Тимор-Лешти.

Миротворческая деятельность ООН положительно повлияла на ситуацию и в других районах, где недавно завершились или все еще проводятся операции, в том числе в Сьерра-Леоне, Бурунди, Кот-д'Ивуаре, Либерии, Гаити и Косове. Обеспечивая базовые гарантии безопасности и антикризисные меры, эти операции ООН оказали поддержку политическим реформам и содействовали становлению новых государственных структур.

Однако известны случаи, когда миротворческая деятельность ООН и в целом реакция на события международного сообщества были подвергнуты критике и признаны неадекватными, в частности в Сомали, Руанде и бывшей Югославии в начале 1990-х годов.

Расходы на операции по поддержанию мира Организации Объединенных Наций финансируются за счет всех государств-членов. Генеральная

Ассамблея соотносит расходы со ставкой взносов для операций по поддержанию мира с учетом экономического положения государств-членов, постоянные члены Совета Безопасности должны нести большую часть расходов с учетом их особой ответственности за поддержание международного мира и безопасности.

Утвержденный бюджет операций ООН по поддержанию мира на финансовый год с 1 июля 2014 года по 30 июня 2015 года составляет около 7,06 миллиарда долларов. Для сравнения: это менее 0,5% от военных расходов во всем мире (которые составляли около 1747 миллиардов долларов в 2013 году).

Кроме того, многие страны добровольно на безвозмездной основе предоставляют дополнительные ресурсы на поддержку операций ООН по поддержанию мира в виде предоставления транспортных средств, оснащения, обеспечения персонала и финансовых взносов сверх установленной шкалы взносов на операции по поддержанию мира.

ТАСС-ДОСЬЕ. Миротворцы ООН ("голубые каски", "голубые береты") - военные, сотрудники полиции и другой гражданский персонал - оказывают помощь по реализации мирных соглашений, осуществляют наблюдение за прекращением огня, создают буферные зоны в зонах конфликтов, а также оказывают содействие в выполнении задач по поддержанию мира и послевоенному восстановлению.

Первая миротворческая миссия ООН, получившая название "Орган Организации Объединенных Наций по наблюдению за выполнением условий перемирия", была учреждена 29 мая 1948 г. и заключалась в установлении международного контроля над соблюдением перемирия между Израилем и арабскими государствами. Первые чрезвычайные вооруженные силы ООН (ЧВС ООН I) в составе 10 стран были созданы в 1956 г. для наблюдения за отводом иностранных войск из зоны Суэцкого канала (Египет). Тогда же впервые были использованы голубые береты и каски, ставшие символом миротворцев.

Решение о развертывании миротворческих сил, их составе, использовании и финансировании принимаются Советом Безопасности (СБ) ООН, состоящим из 15 членов, пять из которых являются постоянными (Россия, США, Великобритания Франция и Китай). Для принятия решений требуется не менее девяти голосов, причем любой из пяти постоянных членов Совета может воспользоваться правом вето.

Каждая миротворческая операция разрабатывается с учетом тех требований, которые выдвигает конкретная ситуация. Это могут быть миссии "добрых услуг", миссии посредников, специальных представителей, политические миссии, миссии по миростроительству, миссии военных наблюдателей (в соответствии с главой VI Устава ООН), а также операции по поддержанию мира или по принуждению к миру (согласно главе VII Устава ООН).

Операции по поддержанию мира проводятся с участием военных контингентов ООН в зоне конфликтов или в буферных зонах с согласия конфликтующих сторон. Как правило, они обеспечивают соблюдение соглашений о прекращении огня и разъединении враждующих участников конфликта. Операции по принуждению к миру предусматривают ввод международного военного контингента в зоны конфликтов без согласия воюющих сторон (такие принудительные действия предпринимались в Сомали, Руанде, Гаити, Боснии и Герцеговине, Косово, Ираке и Афганистане).

Каждый раз, когда СБ принимает решение об учреждении новой операции, ее компоненты создаются "с нуля", так как организация не имеет собственных постоянных вооруженных сил. Войска и военную технику на добровольной основе предоставляют государства-члены ООН. Для этого они заключают с Советом Безопасности ООН соглашения, в которых определяется численность и род предоставляемых войск, характер выделяемых средств обеспечения и поддержки (соглашения утверждаются Совбезом и подлежат ратификации парламентами, подписавших их государств). Координирует проведение операций Департамент операций по поддержанию мира ООН (в Нью-Йорке).

За годы проведения миротворческих операций военный и полицейский персонал и гражданских сотрудников для них предоставляли более 130 стран. До 1990-х гг. государства - постоянные члены СБ ООН принимали участие только в миссиях по наблюдению. СССР с 1973 г. участвовал в восьми таких миссиях. С начала 1990-х гг. российские военные присутствуют как в миссиях наблюдения, так и в операциях по поддержанию мира.

С 1948 г. ООН учредила 71 операцию по поддержанию мира.

Самой продолжительной миротворческой миссией остается Орган ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия, действующий на Синайском полуострове с 1948 г. За ней следуют Группа военных наблюдателей ООН в Индии и Пакистане, развернутая в Кашмире в январе 1949 г., и Вооруженные силы ООН по поддержанию мира на Кипре, созданные в марте 1964 г. Все они действуют и в настоящее время.

Крупнейшей в истории ООН была завершившаяся в 2011 г. Миссия ООН в Судане, в ней было задействовано 22 тыс. человек.

Сегодня ООН осуществляет 16 миротворческих операций, в которых задействовано 107 тыс. человек из 122 государств-членов ООН (военнослужащие, полицейские, военные наблюдатели, а также гражданский - международный и местный - персонал и добровольцы ООН).

Крупнейшая из ныне действующих операций - Совместная миссия Африканского союза и ООН в Дарфуре (Судан), в составе которой почти 21 тыс. человек.

За время, прошедшее после учреждения первой операции, под флагом ООН служило более миллиона военнослужащих, полицейских и гражданских лиц. При исполнении обязанностей погибли 3,3 тыс. человек. Каждый год погибает порядка 100 миротворцев, многие из них становятся жертвами целенаправленных нападений.

В 1988 г. за мужество и самоотверженность, проявленные при проведении миротворческих операций, Силы ООН по поддержанию мира были награждены Нобелевской премией мира.

В 1997 г. в знак уважения к памяти погибшим миротворцам была учреждена специальная награда - Медаль Дага Хаммаршельда (Даг Хаммаршельд - генсек ООН в 1953-1961 гг., погиб в авиакатастрофе в Северной Родезии, ныне Замбия).

Читайте также: