Мифология как форма мировоззрения кратко

Обновлено: 04.07.2024

С древнейших времен человеку необходимо было осмыслить окружающий его мир.
На протяжении всего своего существования человек пытался найти себя в окружающем мире, найти смысл жизни, понять, что представляет для него ценность, изучить окружающий мир, определить причины своего появления и многое другое.
Система обобщенных взглядов на мир в целом, на место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции человека, его убеждения, идеалы, принципы познания и действия, ценностные ориентации (научные, философские, социально-политические, правовые, нравственные, религиозные, эстетические) образуют мировоззрение.
Необходимо различать мировоззрение отдельного человека и мировоззрение социальной группы, социального класса и общества в целом.
Мировоззрение человека зависит не только от объективных факторов, влияющих на формирование личности (условия жизни, этническая принадлежность и т.д.), но и от его субъективных характеристик, включая эмоционально-психологический лагерь.
Исторически первыми формами мировоззрения были миф и религия, которые предшествовали философии и науке.
Мифологическое мировоззрение формируется на ранних этапах развития общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление людей и животных на земле, причины природных явлений, определить свое место в окружающей среде. Философия дает не столько знания о мире, сколько систему ориентиров, целей, вырабатывает определенное отношение к миру, человеку, жизни.
Автор попытается показать значение мифологии и философии для человека как исторически сложившихся форм мировоззрения, моменты их соприкосновения.
Без знания мифов, без исследования источников философской мысли невозможно понять пути развития человечества, оценить культурное наследие мира, радость жизни, осознать необходимость прогресса.
Чтобы чего-то добиться в жизни, человек должен постоянно самосовершенствоваться, развиваться культурно. Человек, изучающий труды философов, формирует более четкое представление о том, к чему стремиться в жизни, как найти свое место в окружающем мире. Без знания мифов невозможно понять сюжеты многих картин и опер, образный строй поэтических шедевров.
Это та сфера интеллектуальной деятельности человека, которая основана на осмыслении самой деятельности, а значит, ее смысла, цели и форм, и, наконец, на выяснении сущности самого человека как субъекта культуры, то есть сущностного отношения человека к миру.
Предпосылкой формирования философии является введение абстрактных сущностей, и она становится окончательной, когда эти сущности рассматриваются как понятия, сформированные в человеческом мозгу и функционирующие в качестве объекта мышления. Из вечных и неизменных понятий исходит философия, и она является гарантом бессмертия человеческого разума.
С появлением философии развитие интеллектуальной культуры происходит в явном виде, что облегчает ее изучение. Можно наблюдать, как в процессе критического обсуждения одна идея сменяется другой. «Философия — это попытка заменить утраченную магическую веру рациональной верой. Философия имеет дело с теми же вечными проблемами, что и мифология, но трактует их по-своему.

Мифология и философия - Мифология как форма мировоззрения

Мифология как форма мировоззрения

Миф произошел от греческого слова mythos, что означает рассказ, легенда.
Миф — это упорядоченное, систематизированное мировоззрение, отражающее представления разных народов о происхождении мира, природных явлениях, фантастических существах, деяниях богов и героев.
Миф также можно определить как специфический язык, с помощью которого люди с древнейших времен описывали мир, обобщая, интерпретируя, классифицируя и приводя в определенную систему свои разрозненные, растущие знания.
Зачатки знаний, религиозных верований, различные элементы духовной культуры, искусства, общественной жизни изначально были объединены в мифе, и таким образом мировоззрению первобытного человека был придан определенный порядок, а его представления о мире сложились в определенную систему.

Главными формами такой систематизации являются эпосы, сказки, саги и легенды, через которые передаются мифы. Таким образом, происходит консолидация накопленных знаний и опыта в последующих поколениях. Однако мифологическое мировоззрение выражалось не только в повествованиях, но и в действиях: Ритуалы, танцы и т.д.

Главную роль в мифе играет традиция, авторитетное слово из уст отца, вождя, старца….. Отношение к такому повествованию основано на вере, на непосредственном, эмоциональном восприятии действительности.

Миф, особенно на ранних этапах человеческой истории, выполняет важнейшую функцию регулятора человеческого поведения и межличностных отношений, поскольку устанавливает обычаи, выражает моральные установки и эстетическое восприятие действительности.

Сравнительно-историческое изучение разнообразных мифов показало, что ряд основных тем и мотивов повторяется в мифах разных народов — несмотря на их чрезвычайное разнообразие. К самым древним и примитивным мифам, вероятно, относятся мифы о животных. Самые элементарные из них представляют собой лишь наивное объяснение индивидуальных особенностей животных. Глубоко архаичные мифы — мифы о возникновении животных из людей или мифологические представления о том, что люди когда-то были животными, мифы о превращении людей в животных и растения известны почти всем народам земли. Широко известны греческие мифы о гиацинте, нарциссе, кипарисе, лавровом дереве (девушка — нимфа Дафна), паучихе Арахне и другие.

Мифы о происхождении солнца, месяца (луны), звезд (солнечные мифы, лунные мифы, астральные мифы) очень древние. В одних мифах они часто изображаются людьми, которые когда-то жили на Земле и по какой-то причине вознеслись на небо, а в других создание (неперсонифицированного) солнца приписывается сверхъестественному существу.

Особое и очень важное место занимают мифы о возникновении и внедрении определенных благ: огня, изобретении ремесел, земледелия, а также об установлении брачных правил, обычаев и ритуалов среди людей. Их появление обычно приписывают культурным героям.

Философия как форма мифологии

Что такое наш мир в целом

Роль мифологии в возникновении философии

Миф — это коллективное творение народа, а не изобретение отдельного человека, каким бы гениальным он ни был. Поэтому она не является чем-то стабильным и постоянным: она растет и эволюционирует по мере развития общественного сознания.

В то же время мифы отражали и явления общественной жизни — различные этапы развития семьи и брака, особенности быта первобытных охотников и скотоводов, материнское право (матриархат) и отцовское право (патриархат), владение огнем и т.д.

Мифологические черты, возникшие в эпоху доклассового общества, остались в памяти людей в виде пережитков даже в более поздние эпохи. Так память о первобытном каннибализме сохранилась в мифе о чудовище Полифеме Циклопе, о человеческих жертвоприношениях — в истории о жертвоприношении Ифигении и т.д. Мифы об амазонках отражают память о матриархате.

Последние исследования шведского ученого М. Нильссона из Швеции показали, что культ большинства греческих богов восходит к крито-микенскому периоду. Позже мифологические истории усложнялись за счет введения новых черт, стимулируемых условиями самой жизни, и включались в целые повествования, такие как истории о приключениях людей.

Мифология как система, уходящая корнями во времена первой цивилизации и являющаяся ее духовной основой, состоит из двух уровней: образного, который она унаследовала от искусства, и более глубокого — семантического, который приобретал все большее значение с развитием логического мышления и развитием рационализирующих тенденций. В определенное время, в определенном месте этот глубинный уровень, развившийся в мифологии, прорвал оболочку образов и вышел на поверхность, утверждая свою собственную внутреннюю ценность. Философия начинается с сознательной замены образов понятиями. Это точка перехода от мифологии к философии.

В процессе философской рационализации мифа образы мифических повествований превращаются из личных существ в безличные категории

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Мифология характеризуется как мировоззрение, по­скольку все его основные проблемы в представ­лены и в мифах: происхождение мира и его устройство (хаос и космос), пу­ти возникновения наиболее важных явлений природы и общест­венной жизни, тайны рождения и смерти человека, его место и предназначение в мире.

Мифология - это форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности на ранних ступенях общественного развития.

Первоначально мифы - это архаические повествования о деяниях богов и героев, за которыми стоят фантастические представления о мире, об управляющих им богах и духах. Миф как наиболее ранняя форма духовной культуры человечества объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии (синкретизм).

Мысль в мифе выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах и метафорах.

В мифологии явления природы и культуры сближались, человеческие черты переносились на окружающий мир, космос и другие явления природы, олицетворялись, одушевлялись, очеловечивались (антропоморфизм).

Здесь отсутствовали отчетливые разграничения мира и человека, мыслей и эмоций, знаний и художественных образов, идеального и вещественного, объективного и субъективного.

Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил.

Миф выполнял разнообразные функции:

- с его помощью прошлое связывалось с настоящим и будущим,

- формировались коллективные представления того или иного народа,

- обеспечивалась духовная связь поколений,

- мифология закрепляла принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживала и поощряла определенные формы поведения,

- мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни,

- заполнял пробелы в знаниях, строил связную и понятную картину мира.

Миф есть первая синкретическая (нерасторжимая, целостная) форма общественного сознания, в которой причудливо сочетались верные наблюдения с вымыслом, реальное и иллюзорное, мате­риальное и идеальное.

4. Религия как форма мировоззрения

Мифологическое мировоззрение, развиваясь, неизбежно превраща­ется в условиях перехода к классовому обществу в религиозное мировоз­зрение. Между мифом и религией существует тесная связь, сходство: отражение действительности в фантастической форме, наделение вещей и явлений сверхъестественными свойствами, одухотворение материаль­ного и опредмечивание идеального. Религиозно-магические обряды вхо­дят в состав мифологии на зрелом этапе ее развития, а мифы - неотъем­лемое слагаемое любой религии.

Но религия не только порождается мифом, развивает его, но и от­рицает: если мифология не знает разделения веры и знания, естествен­ного и сверхъестественного, поскольку всякий мифический объект для нее достоверен и очевиден, то религия раздваивает единый мир на мир сверхъестественный и мир естественный; если в мифологии борьба че­ловека с силами природы изображается как героическая борьба, в ко­торой человек дерзает вступить в единоборство с самим богом, то рели­гия низводит человека до положения "раба божьего", всецело уповаю­щего на божественную благодать.

Суть любой религии - вера в сверхъестественное. Из нее вы­текают, ею определяются такие компоненты религиозного миро­воззрения, как вера во всемогущество Бога-творца, представле­ние о бессмертии души, вера в "спасение".

Мировоззренческие конструкции, включаясь в обрядовую систему, приобретают характер вероучения. С помощью обрядности религия культивирует чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости, придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным. Это придает религиозному мировоззрению особый духовно-практический характер.

Вместе с тем, религия является мощным регулятором поведения человека и общества. Верующий в определенного бога человек должен строго выполнять религиозные заповеди, нормы, соблюдать церковные традиции и ритуалы. Отступление от религиозных мировоззренческих установок оценивается как серьезный проступок, требующий раскаяния и искупления.

Что такое мифология

Что такое мифология

Прежде, чем рассматривать мифологическое мировоззрение, давайте сперва ответим на вопрос, что такое мифология. Многие ученые по-разному трактуют определение мифологии. В целом они похожи, между собой, но в зависимости от той или иной трактовки, определения слегка расходятся.

Итак, чтобы не перегружать вас философскими определениями, мы немного упростим определение мифологии. Это одна из форм общественного сознания, которая позволяла людям в старину объяснять природные и социальные явления.

Именно поэтому мифология является одной из вариаций мировоззрения, причем одной из самых распространенных и подробных, ибо мифология полностью отвечает на основные вопросы, которые интересуют людей и по сей день, а именно: о происхождении мира, о его устройстве, о значении самого человека в мире и его происхождении, а также о явлениях природы и общественной жизни.

мифология как форма мировоззрения

Особенностью мифологического мировоззрения является то, что эта система взглядов обосновывалась на художественном и эмоциональном восприятии мира. А поддерживалась эта система иллюзорным и неадекватным восприятием мира целыми народами.

Все мы знаем, что любая мифология начинается с мифа о происхождении мира. Впоследствии этот миф дополнялся историями и легендами, в которых присутствовали зачатки религии, культуры, искусства, философии и истории. Все это поэтизировалось, обрастало метафорами и эмоциональным восприятием. Таким образом, в мифологическом восприятии мира все это перемешалось и объединилось.

Роль мифологического мировоззрения в истории

формы мировоззрения в философии мифология

На самом деле, мифологическое мировоззрение возникло именно тогда, когда человечество в нем нуждалось. Дело в том, что оно мифология выполняла самые разнообразные функции в жизни человека, причем настолько тонко, что люди этого и не замечали. Так, например, роль мифологии заключалась в следующем:

  1. Мифы связывали временные отрезки воедино. Т.е. люди не просто жили, у них было прошлое и будущее, которые, как раз, и связывались мифологией.
  2. Мифы формировали коллективные представления народов о мире и своих целях в нем.
  3. Мифы объединяли народы духовно, а также являлись поводом к поддержанию порядка.
  4. Мифы давали возможность людям сформировать свою систему ценностей. Так появились первые понятия о том, что такое добро и что такое зло.
  5. Мифы в полной мере утоляли жажду знаний древних людей. Именно мифы выстраивали подробные цепочки о возникновении мира и его строении.

Таким образом, можно дополнить определения мифа. Помимо всего, что мы сказали ранее, мифология сочетала реальные, причем достаточно точные, наблюдения с вымыслами. Т.е., мифология стала духовным символом, который объединял материальный мир с миром духовным.

Мифологическое мировоззрение

В нашей статье о происхождении мифов, мы постарались достаточно подробно раскрыть тему происхождения мифов. Если вкратце, то мифы зародились примерно в те дни, когда люди стали формировать первые поселения и даже города, когда они осознали свое положение на планете. Но раз они нашли себя, значит надо было и познать свое место в мире, что они и попытались сделать при помощи мифологии.

На самом деле, подобные вопросы явно говорили о том, что люди достигли нового витка духовного развития. Как мы уже сказали выше, люди стали замечать некоторые схожести и закономерности в процессах окружающей среды и собственного поведения. Это дало им возможность предположить, что не только они познают мир, но и мир познает их, что сами люди являются объектом наблюдения.

Рекомендуем по теме

Таким образом, все, что окружало человека, получило свои имена, а точнее – своеобразные начала. Впоследствии это привело людей к первым проявлениям религии. Т.е., недостатки знаний и информации стали дополняться придуманными фактами и ложными знаниями. Так начали появляться и первые боги. Причем, заметьте невероятные сходства в различных мифологиях. Например, в каждой мифологии мира упоминаются солнце, молнии, дожди и грозы, плодородие и многое другое. Соответственно, за каждым из этих явлений стоял бог. И пусть имена их были разными, в различных уголках планеты, но по сути – все они выполняли одну и ту же задачу – отвечали за какое-то природное или социальное явление. Так и появились первые боги и невиданные существа, которые впоследствии и сформировали целые отрасли мифологии.

Кроме того, успех других людей в той или иной отрасли также ассоциировался с мифологическим влиянием. Намного легче было объяснить успехи человека его божественным происхождением, чем просто наличием таланта. Шли годы, истории становились легендами и обрастали новыми, уже более мифическими подробностями. Так и происходило переплетение реальности с выдумкой.

Вот так постепенно, значение мифологии расширялось во многих исторических центрах. Постепенно появилось мифологическое мировоззрение, которое объединило воедино все такие легенды и представления, а также сформировало отношение людей к окружающему миру.

мифология как историческая форма мировоззрения

Впоследствии представление людей об окружающем мире переформировались. Чем больше люди узнают об окружающем мире, тем меньшим влиянием стали обладать мифологические персонажи. Впоследствии мифологическое восприятие миро сильно изменилось. Представления о множестве богов трансформировались в поклонение единственному и всесильному Богу, который обладает безграничным авторитетом, силой и властью. Так, постепенно, начал формироваться новый тип мировоззрения – религиозный. Как и в случае с мифологическим мировоззрением, духовный аспект жизнедеятельности человека преобладает над его физическим аспектом, но существуют также и различия.

На этом наша статья подходит к концу. Надеемся, что она помогла вам найти ответы на вопросы, которые вас интересовали. Мы же прощаемся с вами, всем удачи и до новых встреч.

Мифологическое мировоззрение было древнейшей формой познания мира, космоса, общества и человека. Миф по необходимости возник из потребности индивида, его семьи, рода и социума в целом, в осознании окружающей природной и социальной стихии, сущности человека и передачи их единства через различные символические системы.

В мифологических системах человек и социум, как правило, не выделяют себя из окружающего мира. Космос, природа, общество и человек — различные проявления одного и того же божественного закона, передаваемого через символическую или символико-мифологическую системы. Природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное и единое, однако сами они внутри неоднородны и уже авторитарны, авторитаризм общества перенесён на всю природу.

Кроме того, миф, особенно на начальных стадиях своего развития (в долитературном виде), мыслит образами, живёт эмоциями, ему чужды доводы современной формальной логики. При этом он объясняет мир, исходя из ежедневной практики. Данный парадокс объясним тем, что социум, где преобладает мифологическое мировоззрение, напрямую соотносит особенности своего восприятия мира с реальным миром, индивидуальные психические процессы с природными и социальными явлениями, зачастую не делая различия между причиной и следствием, а часто меняя их местами.

Особенности, характерные для мифологической формы мировоззрения:

Антропоморфность — рассмотрение явлений природы по аналогии с человеком. Явлениям природы приписываются все те свойства, которые есть у человека: ощущения, реакции на негативные факторы, желания, страдание и т. п.

Дескриптативность — стремление к объяснению событий, явлений в форме описательного рассказа, сказания, легенды; среди действующих фигур — герои и Боги в виде особых людей.

Синкретизм (слитность, нерасчленённость) объективного и субъективного миров, что в значительной степени объясняется антропоморфностью, пронизывающей все стороны этой формы мировоззрения.

Связь с магией свойственна более зрелому первобытно-общинному сознанию и выражается в действиях колдунов, шаманов и других людей, вооружённых зачатками научных знаний о теле человека, о животных и растениях. Наличие магического элемента в составе данной формы мировоззрения позволяет отвергнуть точку зрения, будто это мировоззрение не связано с практикой, а является лишь пассивно-созерцательным.

Апелляция к прецеденту в объяснении событий, определяющих современный порядок вещей. Например: "человек стал смертным потому, что гонец (часто какое-то животное) неправильно передал волю божества", "человек начал использовать огонь потому, что тот был украден у Богов Прометеем" и т. д.

Антиисторичность. Время не понимается как процесс прогрессивного развития. В лучшем случае оно допускается как обращённое вспять: движение от золотого века к серебрянному и медному, что само по себе выражает желание видеть мир статичным, постоянно воспроизводящимся в том же самом виде.

Религиозное мировоззрение

Религиозное мировоззрение строится на религиозных представлениях, которые различны в разных формах религий. Христианство, буддизм, ислам - мировые религии. Им соответствуют христианское, буддийское, исламское (мусульманское) миропонимания. Они являются плодом исторического развития и представляют собой различные типы культур.




Религиозное мировоззрение выражено в форме притч, сказаний, которые оказывали и оказывают, по сей день, большое влияние на массовое сознание разных стран и регионов.

Религиозное мировоззрение помогает человеку в тяжелые минуты жизни и дает ответы на его вопросы о жизни и смерти и т. п.

Причины возникновения:

- недостаток знаний, стремление объяснить происходящие явления и процессы;

- развитие способности человека к абстрактному мышлению;

- усложнения социальной жизни, связанные с возникновением государства и социального неравенства.

Религия является более зрелой формой мировоззрения, чем мифология. В ней бытие постигается не мифическими, а иными средствами.

Выделим такие:

- в религиозном сознании уже четко разделяются субъект и объект, следовательно, преодолевается характерная для мифа неразделимое человека и природы;

- мир раздваивался на духовное и телесное, земное и небесное, естественный и сверхъестественный миры, и вдобавок земной начинает рассматриваться как следствие сверхъестественного.

- в религии сверхъестественный мир недоступен органам чувств, а потому в объекты этого мира следует верить. Вера и выступает главным средством постижения бытия;

- особенностью религиозного мировоззрения является также его практичность, поскольку вера без дел мертва. В связи с этим вера в Бога и сверхъестественный мир вообще вызывает своеобразный энтузиазм, т. е. жизненную энергию, которая придает пониманию этого мира жизненный характер;

- если для мифа главным является обоснование связи индивида с родом, то для религии главное — достижение единения человека с Богом как воплощением святости и абсолютной ценностью.

Существуют различные подходы философов к существованию Бога:

- теизм – Бог создал мир и продолжает в нём свою активность;

- деизм – Бог, сотворив мир, не принимает в нём какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий;

- атеизм – отрицание веры в существование Богов.

Особенности:

- абсолютное существование в Бога/Богов или что-то сверхъестественное;

- религия опирается на вероучения;

- системность и логичность, т.е. логическая упорядоченность (по сравнению с мифологией)

- имеет 2 уровня: теоретическо-идеологический, т.е. уровень миропонимания, и общественно-психологический, т.е. уровень мироощущения;

- различает естественное и противоестественное;

- вера в сверх силу (Бога) способную гармонизировать любой хаос, манипулировать природой и судьбами людей;

- основанием мира является дух, идея;

- для религии главным является достижение единства человека с Богом, как воплощением святости и абсолютной ценности.

Мифологическое мировоззрение было древнейшей формой познания мира, космоса, общества и человека. Миф по необходимости возник из потребности индивида, его семьи, рода и социума в целом, в осознании окружающей природной и социальной стихии, сущности человека и передачи их единства через различные символические системы.

В мифологических системах человек и социум, как правило, не выделяют себя из окружающего мира. Космос, природа, общество и человек — различные проявления одного и того же божественного закона, передаваемого через символическую или символико-мифологическую системы. Природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное и единое, однако сами они внутри неоднородны и уже авторитарны, авторитаризм общества перенесён на всю природу.

Кроме того, миф, особенно на начальных стадиях своего развития (в долитературном виде), мыслит образами, живёт эмоциями, ему чужды доводы современной формальной логики. При этом он объясняет мир, исходя из ежедневной практики. Данный парадокс объясним тем, что социум, где преобладает мифологическое мировоззрение, напрямую соотносит особенности своего восприятия мира с реальным миром, индивидуальные психические процессы с природными и социальными явлениями, зачастую не делая различия между причиной и следствием, а часто меняя их местами.

Особенности, характерные для мифологической формы мировоззрения:

Антропоморфность — рассмотрение явлений природы по аналогии с человеком. Явлениям природы приписываются все те свойства, которые есть у человека: ощущения, реакции на негативные факторы, желания, страдание и т. п.

Дескриптативность — стремление к объяснению событий, явлений в форме описательного рассказа, сказания, легенды; среди действующих фигур — герои и Боги в виде особых людей.

Синкретизм (слитность, нерасчленённость) объективного и субъективного миров, что в значительной степени объясняется антропоморфностью, пронизывающей все стороны этой формы мировоззрения.

Связь с магией свойственна более зрелому первобытно-общинному сознанию и выражается в действиях колдунов, шаманов и других людей, вооружённых зачатками научных знаний о теле человека, о животных и растениях. Наличие магического элемента в составе данной формы мировоззрения позволяет отвергнуть точку зрения, будто это мировоззрение не связано с практикой, а является лишь пассивно-созерцательным.

Апелляция к прецеденту в объяснении событий, определяющих современный порядок вещей. Например: "человек стал смертным потому, что гонец (часто какое-то животное) неправильно передал волю божества", "человек начал использовать огонь потому, что тот был украден у Богов Прометеем" и т. д.

Антиисторичность. Время не понимается как процесс прогрессивного развития. В лучшем случае оно допускается как обращённое вспять: движение от золотого века к серебрянному и медному, что само по себе выражает желание видеть мир статичным, постоянно воспроизводящимся в том же самом виде.

Религиозное мировоззрение

Религиозное мировоззрение строится на религиозных представлениях, которые различны в разных формах религий. Христианство, буддизм, ислам - мировые религии. Им соответствуют христианское, буддийское, исламское (мусульманское) миропонимания. Они являются плодом исторического развития и представляют собой различные типы культур.

Религиозное мировоззрение выражено в форме притч, сказаний, которые оказывали и оказывают, по сей день, большое влияние на массовое сознание разных стран и регионов.

Религиозное мировоззрение помогает человеку в тяжелые минуты жизни и дает ответы на его вопросы о жизни и смерти и т. п.

Причины возникновения:

- недостаток знаний, стремление объяснить происходящие явления и процессы;

- развитие способности человека к абстрактному мышлению;

- усложнения социальной жизни, связанные с возникновением государства и социального неравенства.

Религия является более зрелой формой мировоззрения, чем мифология. В ней бытие постигается не мифическими, а иными средствами.

Выделим такие:

- в религиозном сознании уже четко разделяются субъект и объект, следовательно, преодолевается характерная для мифа неразделимое человека и природы;

- мир раздваивался на духовное и телесное, земное и небесное, естественный и сверхъестественный миры, и вдобавок земной начинает рассматриваться как следствие сверхъестественного.

- в религии сверхъестественный мир недоступен органам чувств, а потому в объекты этого мира следует верить. Вера и выступает главным средством постижения бытия;

- особенностью религиозного мировоззрения является также его практичность, поскольку вера без дел мертва. В связи с этим вера в Бога и сверхъестественный мир вообще вызывает своеобразный энтузиазм, т. е. жизненную энергию, которая придает пониманию этого мира жизненный характер;

- если для мифа главным является обоснование связи индивида с родом, то для религии главное — достижение единения человека с Богом как воплощением святости и абсолютной ценностью.

Существуют различные подходы философов к существованию Бога:

- теизм – Бог создал мир и продолжает в нём свою активность;

- деизм – Бог, сотворив мир, не принимает в нём какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий;

- атеизм – отрицание веры в существование Богов.

Особенности:

- абсолютное существование в Бога/Богов или что-то сверхъестественное;

- религия опирается на вероучения;

- системность и логичность, т.е. логическая упорядоченность (по сравнению с мифологией)

- имеет 2 уровня: теоретическо-идеологический, т.е. уровень миропонимания, и общественно-психологический, т.е. уровень мироощущения;

- различает естественное и противоестественное;

- вера в сверх силу (Бога) способную гармонизировать любой хаос, манипулировать природой и судьбами людей;

- основанием мира является дух, идея;

- для религии главным является достижение единства человека с Богом, как воплощением святости и абсолютной ценности.


Оглавление

  • Введение
  • Возникновение философии, ее понятие и основные функции
  • Философия как мировоззренческое знание
  • Основной вопрос философии: бытие и сознание
  • Мифология как начальная форма мировоззрения
  • Философия Древнего Востока

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: Конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Мифология как начальная форма мировоззрения

На заре истории человечества, когда были еще в силе родовые принципы в хозяйственной и культурной жизни, существовала мифология.

Мифология — результат настоятельной духовной потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Мифология являла собой образно-художественный способ, попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал. Эта попытка объяснения осуществлялась через персонифицирование в образах богов и олицетворение сил природы, то есть уподобление их живым существам.

Мифология была ориентирована на осмысление фундаментальных антиномий человеческого бытия, на гармонизацию человека, общества и природы. В мифологии происходило метафорическое сопоставление природных и социокультурных явлений, очеловечивание окружающей природы, одушевление фрагментов космоса. Попытки объяснения сводились к рассказам о происхождении и творении. Как начальная форма мировоззрения мифология выражала не только наивные формы объяснения природных и социальных явлений, но и нравственное и эстетическое отношение к миру.

Мифы утверждали лично и социально принятую в данном обществе значимую систему ценностей, которая поддерживала и санкционировала соответствующие нормы поведения, взаимоотношения людей и их отношение к миру. Могущественным богам, обитающим на Олимпе, приписывались человеческие пороки (зловредность, мстительность, любвеобилие, измены, любовные распри и пр.). Содержание мифа представлялось рядовому человеку вполне реальным и даже в высшем смысле реальным и являлось не формой реального знания, а предметом веры. Мифологическое мировоззрение выражалось и в повествованиях, и в действиях: обрядах, танцах и т. п. Мифология включала в себя зачатки не только религии, но и философии, политических воззрений, различных форм искусства и всевозможных форм словесного искусства.

Мифологическая культура, вытесненная в более поздний период философией, конкретными науками и творениями искусства, сохраняет свою значимость по сей день.

Читайте также: