Международное сотрудничество школы как фактор развития педагогов

Обновлено: 03.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Неоспоримым является утверждение, что формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся в современном образованном пространстве, как одной из важных целей в изучении иностранного языка, невозможно осуществлять в полном объеме без международного сотрудничества со странами изучаемого языка и преемственности общего и дополнительного образования .

С целью создать практические советы для учителя иностранного языка, который хочет работать в сфере международного сотрудничества, в статье будут проанализированы и обобщены аспекты международного сотрудничества в рамках общего и дополнительного образования в школе,

Организация международного обмена, по собственному опыту, одна из самых трудоемких. Для создания условий полного погружения в иноязычную культуру и язык. вся поездка должна быть продумана, буквально, по часам.

Следует отметить, что для осуществления поездки школьников за рубеж, необходима поддержка администрации учебного заведения, а также заключение договора школы с одной из международных школ, находящихся на территории Испании.

Учитель, организующий поездку выступает в роли менеджера. Он разрабатывает, вариант путешествия, предлагает его школе и родителям. Затем предложенный проект дорабатывается вместе с родителями обучающихся. Привлечение родителей к работе над проектом является одним из важных залогов осуществления будущей поездки. С одной стороны, поездка получается интересной для обучающихся и родителей, а с другой стороны, все продумывается до мелочей с точки зрения экономии.

Выбор времени поездки, так же очень важен. Если международная школа, например, находится в одном из городов Средиземного моря, самые лучшие периоды для поездок - конец сентября-начало октября, а также конец марта, апрель, начало мая, чтобы поездка способствовала, кроме того, и укреплению здоровья обучающихся.

Для жителей Санкт-Петербурга вопрос укрепления здоровья очень важен, поэтому, для организатора нашей поездки с испанской стороны были выбраны колледжи Андалузии и Валенсии.

Эти колледжи, имеет огромный опыт в организации обучения испанского языка как иностранного. В спектре их услуг представлены уроки для изучения испанского языка разных уровней, а также уроки, позволяющие открыть самобытную культуру Испании (уроки фламенко и приготовления национальных блюд), они помогут организовать экскурсионные поездки, а также проживание в испанских семьях с завтраком и ужином и обеды после занятий.

Хочу отметить еще один важный аспект организации и создания группы. Поездку должны организовывать обязательно два учителя. Не обязательно, что бы единомышленникам стал учитель испанского языка. В данном случае важно, чтобы обучающихся сопровождал учитель, которому доверяли родители. Этим человеком, может стать классный руководитель или учитель предметник, с которым школьники сталкиваются каждый день, например, учитель математики или русского языка. Без сомнения, учитель испанского языка, организующий поездку, тоже должен вызывать доверие родителей.

По моему опыту, на организацию поездки уходит около 4 месяцев переписки с представителем международной школы и согласование ее с родителями. Покупку билетов на самолет в целях экономии лучше осуществлять не позже 3-4 месяцев до поездки. Оформление виз и покупка авиабилетов также должны быть продуманы до мелочей

В качестве примера расскажу об одной из поездок. Согласно двусторонней договоренности с испанским колледжем, было организовано обучение наших школьников в двух группах по 10 человек в течении 5 дней (4 урока в день) по программе, учитывающей наши пожелания, кроме того были организованы два урока посвященные испанской культуре и традициям (урок приготовления паэльи, и урок фламенко), также были организованы три однодневные экскурсии на весь день. В свободное от учебы время с 14: 30, после занятий и обеда, до 20:00 вечера, когда школьники возвращались в семьи, были организованны спортивные игры на пляже, экскурсии на полдня по местным достопримечательностям и в зоопарк.

В компьютерный век с помощью интернета, не сложно, найти в любом городе Испании места интересные для посещения школьников. Кроме того, в Испании существуют скидки для организованных школьных групп (групповые билеты), для посещения музеев, парков и т.д. На переписку и оформление таких билетов, уходит много времени, но экономия денежных затрат оправдает затраченное время. Таким образом, каждый день поездки расписывается по минутам, чтобы успевать на электрички и автобусы по выбранным нами маршрутам.

В заключение отмечу положительные результатов, которые были достигнуты после поездок. Это эмоциональный подъем и возросший интерес к предмету и стране изучаемого языка; снятие языкового барьера, преодоление своего страха говорить с ошибками; приобретение навыков межличностного общения и умений самостоятельно решать базовые коммуникативные за­дачи; развитие и воспитание потребности использо­вать испанский язык как средство само­реализации и социальной адаптации; стремление к взаимопониманию между людьми разных культур и сообществ; и самое главное развитие национального самосознания.

Сегодня, открытое образовательное пространство, предполагает рост мобильности учащихся, сотрудничество педагогов школ разных стран с целью передачи богатого опыта и достижений в области образования, дает возможность проводить совместный анализ, выявлять наилучшие варианты решения проблем и изучать лучшие практики деятельности. Главенствующая роль в реализации поставленных целей принадлежит международному сотрудничеству, которое вовлекает в этот процесс образовательные учреждения различного уровня.

Оценить 148 0

Международное сотрудничество как вектор современного образования

Опыт международного сотрудничества: система работы

Порвина Наталья Львовна,

Заместитель директора по УВР

Сегодня, открытое образовательное пространство, предполагает рост мобильности учащихся, сотрудничество педагогов школ разных стран с целью передачи богатого опыта и достижений в области образования, дает возможность проводить совместный анализ, выявлять наилучшие варианты решения проблем и изучать лучшие практики деятельности. Главенствующая роль в реализации поставленных целей принадлежит международному сотрудничеству, которое вовлекает в этот процесс образовательные учреждения различного уровня.

Международное сотрудничество является важным инструментом в обеспечении качества образования, способствует внедрению новых образовательных программ, реализации Государственных общеобразовательных стандартов.

- реализацию международных школьных проектов;

- участие педагогов в международных интеллектуальных конкурсах, фестивалях, конференциях, форумах;

- распространение передового педагогического опыта через международные педагогические сайты.

Педагогический коллектив учреждения активно участвует в реализации международных школьных проектов проводимых под патронажем Министерства науки и образования Российской Федерации с сентября 2015 года и ежегодно расширяет их разнообразие, реализует в своей практике новые культурно-образовательные проекты, позволяя учащимся и педагогам реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал.

Наиболее значимыми стали:

Международный Научно-образовательный проект реализовался в несколько этапов. Во время прохождения конкурсных испытаний участникам необходимо было выполнить задания и по итогу были отобраны 50 лучших конкурсантов, среди которых были учащиеся нашей школы. Победители были приглашены на очное 5-ти дневное двухуровневое обучение, которое состоялось с 5 по 10 мая 2019 года в одном из горнолыжных курортов Карачаево-Черкесской Республики, поселке Архыз.

Многообразие представленных проектов даёт возможность учащимся избирательно подходить к выбору направления деятельности, проводить самодиагностику своих достижений, коррекцию знаний, способствует формированию жизненной активности.

Наши партнеры:

-Фонд поддержки публичной дипломатии имени Горчакова, г. Москва

- Русский культурно-образовательный центр Луганского национального университета имени Владимира Даля;

- Сербский культурный центр имени Милоша Црнянского, Луганского национального университета имени Владимира Даля;

- Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова Институт сербского языка и коммуникаций, Россия;

- Белгородский государственный национальный исследовательский институт, Россия;

-Институт имени Гёте, г. Москва;

- Международный Союз ораторов, г. Москва, Россия.

В своих выступлениях гости говорят о важности сохранения исторической памяти, исследования связей между народами, об актуальности знакомства с культурой других государств и основами православной духовности для юного поколения.

В планах еще много работы. Предстоит искать новые возможности для мотивации членов кружка, применять формы онлайн-общения сверстников. Хочется верить, что продолжению нашего общения не помешают ни границы, ни расстояние.

Таким образом, прикладываются все усилия для создания условий, гарантирующих учащимся право на качественное образование. Налаживается сотрудничество с образовательными учреждениями, международными организациями, что способствует повышению квалификации преподавателей школы. Создаются условия для развития творческого и образовательного потенциала учащихся. Появляются традиции, способствующие созданию комфортной образовательной среды, воспитанию у учащихся нравственных ценностей, раскрытию их талантов. Формируется система дополнительного образования, направленная на развитие культурного человека, воспитание толерантной культуры.

I. Актуальность и современность

Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества напрямую связана с инновационными процессами в организации процесса обучения в современной школе. В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания и воспитания школьников. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Одной из таких технологий является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности.

II. Что такое GlobalGateway и как он работает.

Сегодня, в век глобализации и межкультурной коммуникации, все проще и проще становится найти и выразить себя. Существует огромное количество международных проектов, в которых любой учащийся, владеющий английским языком, может принять участие, в основном они все направлены на исследование культурного наследия разных стран, социальных и экологических проблем.

Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара. Так я узнала о существовании международного образовательного сайта GlobalGateway. (см. примечание)

Шаг первый: зарегистрируйся на сайте и найди партнера школе

Мы зарегистрировали нашу школу на сайте. С помощью интерактивных карт нашли школу-партнера по ссылке и вошли в контакт.

Шаг второй: начни разговор

Как только наша школа зарегистрировалась, мы присоединились к форумам сайта, чтобы узнать больше.

Шаг третий: поделись своими целями обучения

Пользуясь он-лайн ресурсами, создавали совместные образовательные проекты.

Шаг четвертый: получи признание

Получи международную школьную премию.

Примечание:сайт GlobalGatewayбыл создан в 2005 году при поддержке Британского Совета и действует от имени Департамента по делам детей, школ и семей. В настоящее время установил более 4000 постоянных партнерств между школами в Великобритании и другими странами. Британский Совет поддерживает и аккредитует сотрудничество между школами и сторонниками глобального гражданства для молодых людей.

III. Проекты

Это был первый опыт обмена кросс-культурной информацией с реальными носителями языка, т.к условием проекта было изготовление Рождественских и Новогодних открыток с элементами национальной культуры или национальной символикой Рождества и Нового года стран-участниц проекта- США, Канада, Шотландия. Итак, нами было решено изобразить русских снеговиков –символов русской зимы в валенках с рябиновымибусами, снегирями и матрешками ( см.слайды 4-5). Поскольку мы являемся школой с художественно-эстетическим уклоном, задания проекта были всем понятны и близки, учащиеся выполняли их с большим удовольствием.

Особое впечатление на наших ребят произвели открытки из Канады, которые были выполнены в стиле популярного в Канаде автора и иллюстратора своих книг Тэда Хариссона с изображениями дельфинов в океане и маяков, а также Шотландские открытки в форме килтов и кусочками настоящего тартана и символами Шотландии – чертополохом, хагисом, овечками и даже Скотч Виски (см. слайд 6). Все открытки сопровождались небольшими рассказами детей о себе и о том, как они празднуют Рождество. В свою очередь, в своих открытках наши ребята написали о праздновании Нового Года в России. Эта работа помогала школьникам находить общее и различное в разных культурах, т.к. ученикам предлагалось не только найти дополнительную информацию по данному вопросу, но и расспросить своих англоязычных друзей об этих праздниках в личной переписке. Таким образом, они получали необходимую информацию непосредственно от носителей языка, что, несомненно, более познавательно и интересно, чем если бы они просто прочитали текст из учебника.

Ценность данного проекта в том, что знакомство школьников с образцами зарубежной литературы непосредственно вносит свой вклад в общее гуманитарное развитие личности. Литература является важнейшей частью культурной жизни любого народа. Через знакомство с зарубежной литературой русские школьники косвенно знакомятся с отношением иностранцев к добру и злу, окружающему миру, природе и т.д. Такие знания, несомненно, способствуют воспитанию гражданина мира, способного к кросс-культурному пониманию.

В процессе работы над проектами я стремилась создать непринуждённую атмосферу, ситуацию успеха, постоянно поддерживая и одобряя любую инициативу ребят, чтобы облегчить проникновение в мир иноязычной культуры путём использования ИКТ. Многие проектные задания требовали от учащихся поиск необходимой информации в Интернете. Благодаря этому значительно повысилась мотивация учащихся на уроках, так как во время выполнения проектных заданий ребята чувствовали себя более расковано и выполняли их с большим желанием и интересом.

Безусловно, в процессе работы над проектами были некоторые трудности. Работа в таких проектах помимо больших временных затрат во внеурочное время, требует высокую степень организованности самого учителя, согласованность действий руководителей проектов из разных стран, умение грамотно скоординировать свою работу и организовать ребят, чтобы вовремя и качественно выполнять этапные задания проектов и не подвести школу-партнера.

Я уже два года подряд занимаюсь организацией международных проектов со своим классом, и считаю, что участие в таких проектах расширяет кругозор учащихся, знакомит их с обычаями, культурой, национальными особенностями других стран, позволяет видеть сходство и различия наций по всему миру. Через такое партнерство развивается доверие и понимание молодежи разных стран, что способствует в будущем созиданию более безопасного и толерантного всемирного сообщества.

Приложение:

Примечание: некоторые слайды презентации содержат комментарии самих учащихся.

Программа развития международного сотрудничества рассчитана на 2017-2022 годы.

Программа отражает современные представления о возрастающей роли школ в обеспечении социального и экономического развития стран Европы и укрепления дружественных связей и взаимопонимания между ними.

Школьный проект международного партнерства призван способствовать интеграции российского образования в систему европейского образования и дать учащимся школы дополнительные образовательные перспективы.

Цель: повышение качества знаний в сфере изучения русского и иностранных языков, формирование межкультурных компетентностей у обучающихся школы.

Задачи:

- создание условий для реализации личностных потребностей каждого ученика,

- формирование личности, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур;

- формирование у обучающихся гуманистических и нравственных ценностей, коммуникативных компетенций;

- формирование межкультурной толерантности;

- расширение сферы общения обучающихся через взаимодействие с предметной, социальной, информационной средой края и страны-партнера;

- обогащение содержания образования с учетом историко-культурной, геополитической специфики области проживания

Виды международного сотрудничества:

- обучающие, развивающие проекты;

- поисковые образовательные экспедиции.

Школьно-ученический обмен

Учащиеся школ-партнеров из России и Словакии оговаривают тему и сроки проведения проекта. Основная задача - знакомство с образовательными системами друг друга и обмен опытом. Как правило, участники проекта обмена проживают в семьях своих партнеров, что позволяет познакомиться не только с системой образования, но и с бытовой жизнью той страны, где реализуется проект. Это положительный аспект, потому что задействована вся семья: родители получают дополнительную возможность познакомиться с друзьями своего ребенка, его интересами за пределами семьи, а сам участник проекта знакомится с другим образом жизни, учится находить контакт с "гостевыми" родителями, получая неоценимый опыт общения.

Программа проекта состоит из трех частей:

  1. Образовательная. Мероприятия, направленные на решение основных задач: сам проект, посещение уроков, круглый стол по проблемным вопросам.
  2. Культурная. Обзорная экскурсия по городу, где реализуется проект, знакомство с музеями, выставками.
  3. Развлекательная. Свободное время, организованное в виде спортивных соревнований, вечеров отдыха, музыкальных вечеров, походов в кино и др.

Обучающие, развивающие проекты

Возможные международные проекты, которые планируются к реализации в школе:

Читайте также: