Как достоевский раскрывает образ преступного мира описывая петербург кратко

Обновлено: 05.07.2024

Образ Санкт-Петербурга в романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского занимает центральное место. Он создает атмосферу, в которой находятся герои и которая пропитывает собою всю их жизнь, подвигая на определенные поступки.

Санкт-Петербург - один из наиболее воспетых городов России. Он овеян ореолом прекрасного, романтики, искусства, власти, величия. Но Федор Михайлович Достоевский открывает читателю совершенно другую картину. Он показывает нищие переулки, в которых нет места красоте - город здесь темный, вонючий, душный и угнетающий.

Описание города

С первых строк автор погружает читателя в духоту и затхлость бедного квартала Северной столицы. Раскольников живет в самом заброшенном месте города, с грязными и очень узкими улицами, заполненными такими же нищими, потерянными людьми, как он сам.

Важно! Практически все страшные события, которые происходят с героем, Достоевский сопровождает описанием угнетающего города. Они сопоставляются, делая город практически живым и совершенно точно полноправным участником действия.

Жуткая теория Раскольникова рождается в распивочной на Сенной, где он после встречается с Мармеладовым, которого постигла не меньшая беда. В этой же распивочной студент беседует со Свидригайловым. Его окружают грязь, пьяные и равнодушные, жестокие лица, лишая Раскольникова шанса на хороший исход.

Рис. 1. Иллюстрация к роману Преступление и наказание. Николай Каразин. 1893 год Как будто сам город толкает его к преступлению, а после него только усугубляет состояние героя. В попытках забыться Раскольников бродит по улицам без цели, его одолевает летняя жара, а пыль и зловония сточных канав не позволяют нормально дышать. Здесь нет ничего, что могло бы порадовать измученного человека. Раскольников мечтает о свежем воздухе, фонтанах, свежей зелени деревьев. Но Петербург не дает ему этого.

Важно! Родион Раскольников - человек с тонкой душевной организацией, поэтому ужасный город оказывает на него большое влияние. Он буквально чувствует зависимость от него.

Студент часто думает о том, как бы он хотел изменить это место, построить фонтаны, распространить Летний сад и т.д. Но в этом районе Северной столицы нет ни парков, ни садов, ни фонтанов, ни красивых зданий. Только изнуренные измученные горем и бедами люди. Он видит, что все продается здесь, включая душу и тело. Осматривая Исаакиевский собор и Зимний дворец, Раскольников остается равнодушен, как и любой обитатель трущоб. В его сознании нет места восхищению или чувству красоты, оно наполнено только страхом перед будущим. Эти места кажутся ему безрадостными и совершенно чужими.

Интерьеры домов Санкт-Петербурга

Изображение улиц Санкт-Петербурга автор красочно дополняет описанием жилищ своих героев. Главный персонаж живет в малюсенькой каморке, куда едва влез стол, диван и шкаф. В длину она составляет 6 шагов и очень пыльная, с ободранными обоями. Эта комната похожа на гроб, и Раскольникова она постепенно превратила в человека с жуткими мыслями и намерениями.

Рис. 2. Иллюстрации к роману Преступление и наказание. И. С. Глазунов Соня Мармеладова тоже живет в крайне убогом месте, которое навевает исключительно уныние и тоску. Ее комната имела какие-то уродливые формы и напоминала сарай. В ней не было даже самого необходимого. В самых ужасных условиях живет семья Мармеладова. Он с больной женой и маленькими детьми вынужден существовать в проходной комнате, которая наполнена табачным дымом, криками пьяных соседей и гостей, которые бесцеремонно ходят туда-сюда. В этом помещении было очень душно и с лестницы несло жуткую вонь. При всех описаниях комнат героев Достоевский использует серый и желтый цвета, символизирующие тоску и безысходность.

Значительная часть действия романа происходит в болезненно-жёлтых помещениях: жёлтыми обоями обклеены скромные комнаты, обставленные жёлтой мебелью. Этот цвет, обладающий безнадёжно бледным оттенком, пронизывает тоскливый и однообразный быт бедных жителей Петербурга. Он даже выступает на лицах отчаявшихся героев, таких как Мармеладов, Афросиньюшка(девушка, утопившаяся на глазах главного героя), Раскольников. В вездесущем жёлтом цвете формируется удручающая атмосфера полной безысходности, ослабляющая всякую надежду на лучшее жителей города на Неве.

По улицам города всегда бесцельно бродит множество людей, везде грязь, а в воздухе неизменно стоит неприятный запах. Раскольников со временем привыкает к странным лицам вокруг, однако его ошеломляет ситуация, когда мужчина преследует молодую пьяную девушку, желая воспользоваться её положением. В остальном же безобразные, помешанные и обездоленные люди сливаются с болезненно-жёлтым городом.

2 вариант

Образ Петербурга в романе играет одну из самых важных ролей. Однако, в отличие от большинства писателей, описывающих его как величественный и красивый город, Фёдор Михайлович даёт ему совершенно другую характеристику.

Ещё с первых страниц романа читатель оказывается в наполненном узкими грязными улицами бедном квартале. Образ города дополнят и жилища героев произведения: маленькая каморка Родиона Раскольникова, похожая больше на "гроб", чем на комнату, квартира "уродливой формы" Сони Мармеладовой, напоминающая сарай, комната семьи Мармеладовых, наполненная табачным дымом и бесцеремонными гостями. Ф.М. Достоевский таким образом показывает, как выглядят бедность и нищета, которыми наполнен Петербург. Такое изображение города способно вызвать лишь тоску, уныние и безысходность, вытеснить из сердца счастье и любовь. Иными словами, мрачный и серый как пепел город поглощает души его жителей, превращая их в ничтожные и жалкие существа, пытающихся выжить в этом мире.

Все события и трагический сюжет раскрываются благодаря именно такому описанию, вызывающему отвращение у читателей. Перед глазами человека предстаёт не великий и могучий Петербург, а скверный, ужасный, неприятный и мерзкий городишко. Его улицы полны унылыми людьми, серыми домами, вывесками и питейными заведениями. Большинству жителей только остаётся надеяться на хорошее будущее, забываясь со стаканом в руке.

Чего хотел добиться Фёдор Михайлович Достоевский, описывая город далеко не с лучшей стороны? Скорей всего этим автор хотел донести до каждого, что за красивой "маской", вызывающей восхищение, может скрываться ужасное зрелище. Великий Петербург таит в себе все пороки человечества: жадность, злость, зависть, трусость, лицемерие, подлость, жестокость, предательство. Почему так случилось? Что стало причиной упадка? На это автор не даёт ответа, хотя для многих он будет очевиден. Такова природа человека - он способен не только созидать, но и разрушать.

В заключение следует отметить, что автор в романе "Преступление и наказание" смог в полной мере показать читателю, как выглядят безысходность и потеря надежды благодаря образам Петербурга, наполненными грустью и печалью.

Сочинение Образ Петербурга (Преступление и наказание)

Образ Петербурга находится в романе на особом месте. Он служит не только фоном, на котором развиваются события, но и создает необходимые условия для раскрытия характеров основных действующих лиц.

Прекрасные панорамы города на Неве, величественные храмы, дворцы, широкие проспекты и набережные каналов существуют словно бы отдельно от простых жителей. Они доступны только богачам, живущим в роскоши. Неудивительно, ведь подобное безразличие характерно для бедных людей, живущих в нищете в городских трущобах. Их жизнь подчинена исключительно выживанию и страху перед неустроенным будущим, в ней нет места красоте.

В сером унылом городе непросто сохранить душевное равновесие. Вот и Раскольников, живущий в бедном районе, в каморке, походящей более на шкаф, чем на комнату, мучается моральным выбором и в конце концов приходит к мыслям об убийстве. Он чувствует свое одиночество в этом ужасном городе, хочет выбраться и спастись, но не видит иного выхода.

Не менее страшное зрелище представляют условия, в которых проживает семья Мармеладовых. Чиновник, уволенный со службы, его больная жена и маленькие дети все вместе обитают в единственной проходной комнате. В ней душно, неприятно пахнет с черной лестницы, некуда скрыться от бесцеремонных соседей и табачного дыма.

В описании как городских пейзажей, так и интерьеров жилищ автор чаще всего использует серый и желтый цвета. Такая цветовая гамма, тяжелая для восприятия, становится настоящим символом нищеты, безысходности и бесконечной тоски.

Образ Петербурга в романе представляет собой не только социальный фон, созданный для описания разворачивающихся событий. Это один из центральных персонажей, посредством которого автор отражает царящее в обществе социальное неравенство и пугающее равнодушие людей друг к другу и остальному миру.

Также читают:

Картинка к сочинению Петербург в романе Преступление и наказание

Популярные сегодня темы

Лето - это самое любимое время года для меня. Приходит время самых длинных в году каникул, которые я всегда жду с нетерпением, так как впереди целых три месяца солнца и тепла.

Борис Житков посвятил детям замечательную сказку о смелости и отваге Храброго утёнка по имени Алёша. Это тот утенок, который спас несколько других утят от страха и нападения стрекозы.

Главным персонажем повести является Гриша Печорин. Это уникальнейший человек, которого никто не смог изучить досконально. Такие героические личности можно встретить в любом истерическом промежутке.

Всемирная сеть Интернет в настоящее время является для всех возможностью приобрести полезные знания, знакомства, навыки, умения, которыми человек не обладает на данном этапе своей жизни

При этом, несмотря на почти фотогра­фическую точностью, Достоевский произвёл переворот в восприятии и художественном изображении Петербурга. Он подробно описывает нелициприятные явления того времени (такие как рост социального неравенства, пьянство, преступность, проституция), но вспоминает о пышных дворцах и садах только для того, чтобы сильнее подчеркнуть бедность, страдания и ропот нищего Петербурга.

Цитаты из романа описывающие Петербург

Обстановка

Улицы в Петербурге Достоевского усеяны питейными заведениями, из-за чего здесь можно увидеть много пьяных и нищих. Особенно в районе Сенной, где проживает Раскольников:

По вечерам в Петербурге бывает небезопасно, о чем Разумихин говорит своим сестре и матери:

При этом, в Петербурге проживает много иностранцев. В том числе Амалия Ивановна Липпевехзель, хозяйка квартиры в которой проживают Мармеладовы:

Климат

Правда на всех площадях были устроенны фонтаны освежающие воздух:

Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния!

Как Достоевский раскрывает образ преступного мира, описывая Петербург?

При описании “серединных улиц” Петербурга поражают духота, толкучка, вонь и грязь. Люди обозлены, они задыхаются в городе, как “в доме без форточек”. Гнетущее впечатление усиливается при описании трактира, пьяной исповеди Мармеладова (“некуда пойти человеку”), символического сна Раскольникова. Преступный мир толкает человека на преступление против личности (судьба Сонечки), рождает бесчеловечные теории.

Именно в таких условиях могла родиться “идея”

Раскольникова о праве сильной личности властвовать “над всею дрожащею тварью”. Сгущение красок держит читателя в страшном напряжении.

Как родилась у Раскольникова мысль об убийстве старухи? Легко ли он принял ее?

Встречи на улицах города, в трактире, с девочкой на бульваре болезненно отзываются в душе Раскольникова. Его возмущает порочность людей, подлость общества. От частных фактов он идет к обобщениям, убеждая себя, что задуманное им преступление не противоречит человеческим законам, оно нравственно дозволено.

Поэтому его увлекла идея о праве сильной личности “преступить закон”,

Какой мотив преступления из тех, которые Раскольников назвал Соне, является ведущим? Как начинается “наказание” героя? Как и почему изменилась его жизнь после убийства? Что понял Раскольников во время встречи с матерью и сестрой?

Почему после убийства старухи и Лизаветы Соня Мармеладова становится ему ближе всех людей? Какое место в романе занимают Лужин и Свидригайлов? Почему Раскольников не сможет жить по лужинскому принципу “все позволено”?

Лужин для себя одного готов преступить все препятствия. Другие люди для него – средство для достижения его эгоистических целей. Это человек абсолютно безнравственный, и писатель подчеркивает, что в условиях развития капитализма процветание лужиных так же неизбежно, как и гибель мармеладовых. Раскольников не уголовник.

Он не может “возлюбить лишь самого себя”, а его самоанализ показывает весь ужас содеянного и невозможность для него, Раскольникова, “преступить” законы человеческой морали.

В чем раскаивается Раскольников: в том, что старуху убил, или в том, что не смог стать достаточно сильным, чтобы презреть муки совести? Почему он делает “явку с повинной”? На что рассчитывает Порфирий Петрович?

На то, что “натура” героя окажется сложнее и человечнее, чем его “теория”. Этот расчет оказался верным. Так Раскольников пришел к Сонечкиной правде, к мысли о том, что надо смириться и терпеть.

В чем видит Достоевский путь к общечеловеческому братству? В чем отличие “Преступления и наказания” от детективных романов?

В детективном романе главное – сюжет, а в “Преступлении и наказании” – беспокойно бьющаяся мысль гуманиста и философа, ищущего путь к общечеловеческой правде.

Читайте также: