Международная и внешнеэкономическая деятельность банка россии кратко

Обновлено: 14.05.2024

Статья 51. Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.

Банк России вправе запросить центральный банк и орган банковского надзора иностранного государства о предоставлении информации или документов, которые получены от кредитных организаций в ходе исполнения надзорных функций, а также вправе предоставить органу банковского надзора иностранного государства указанные информацию или документы, которые не содержат сведений об операциях кредитных организаций и их клиентов, при условии обеспечения указанным органом банковского надзора режима сохранности информации, соответствующего установленным законодательством Российской Федерации требованиям обеспечения сохранности информации, предъявляемым к Банку России. В отношении информации и документов, которые получены от центральных банков и органов банковского надзора иностранных государств, Банк России обязан соблюдать требования по раскрытию информации и предоставлению документов, установленные законодательством Российской Федерации, с учетом требований, установленных законодательствами иностранных государств.

О порядке обмена информацией и (или) документами между Банком России и центральными банками, органами банковского надзора иностранных государств см. Указание ЦБР от 29 января 2004 г. N 1381-У

См. комментарий к статье 51 настоящего Федерального закона

Статья 52. Банк России выдает разрешения на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков, а также осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным федеральными законами.

О порядке открытия и деятельности в РФ представительств иностранных кредитных организаций см. Положение, утвержденное приказом ЦБР от 7 октября 1997 г. N 02-437

Увеличение размера уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов регулируется федеральными законами.

См. комментарий к статье 52 настоящего Федерального закона

Статья 53. Банк России устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю.

Об установлении и опубликовании ЦБР официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю см. Положение ЦБР от 18 апреля 2006 г. N 286-П

См. комментарий к статье 53 настоящего Федерального закона

Федеральным законом от 18 июля 2005 г. N 90-ФЗ в статью 54 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 54. Банк России является органом валютного регулирования и валютного контроля и осуществляет эти функции в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и иными федеральными законами.

Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ см. Инструкцию ЦБР от 30 марта 2004 г. N 111-И, вступающую в силу с 18 июня 2004 г.

См. комментарий к статье 54 настоящего Федерального закона

Статья 55. Для осуществления своих функций Банк России может открывать представительства на территориях иностранных государств.

См. комментарий к статье 55 настоящего Федерального закона

Статья 51. Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.

Банк России вправе запросить центральный банк и орган банковского надзора иностранного государства о предоставлении информации или документов, которые получены от кредитных организаций в ходе исполнения надзорных функций, а также вправе предоставить органу банковского надзора иностранного государства указанные информацию или документы, которые не содержат сведений об операциях кредитных организаций и их клиентов, при условии обеспечения указанным органом банковского надзора режима сохранности информации, соответствующего установленным законодательством Российской Федерации требованиям обеспечения сохранности информации, предъявляемым к Банку России. В отношении информации и документов, которые получены от центральных банков и органов банковского надзора иностранных государств, Банк России обязан соблюдать требования по раскрытию информации и предоставлению документов, установленные законодательством Российской Федерации, с учетом требований, установленных законодательствами иностранных государств.




О порядке обмена информацией и (или) документами между Банком России и центральными банками, органами банковского надзора иностранных государств см. Указание ЦБР от 29 января 2004 г. N 1381-У

См. комментарий к статье 51 настоящего Федерального закона

Статья 52. Банк России выдает разрешения на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков, а также осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным федеральными законами.

О порядке открытия и деятельности в РФ представительств иностранных кредитных организаций см. Положение, утвержденное приказом ЦБР от 7 октября 1997 г. N 02-437

Увеличение размера уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов регулируется федеральными законами.

См. комментарий к статье 52 настоящего Федерального закона

Статья 53. Банк России устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю.

Об установлении и опубликовании ЦБР официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю см. Положение ЦБР от 18 апреля 2006 г. N 286-П

См. комментарий к статье 53 настоящего Федерального закона

Федеральным законом от 18 июля 2005 г. N 90-ФЗ в статью 54 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 54. Банк России является органом валютного регулирования и валютного контроля и осуществляет эти функции в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и иными федеральными законами.

Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ см. Инструкцию ЦБР от 30 марта 2004 г. N 111-И, вступающую в силу с 18 июня 2004 г.

См. комментарий к статье 54 настоящего Федерального закона

Статья 55. Для осуществления своих функций Банк России может открывать представительства на территориях иностранных государств.

Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги. -->

  • В. э. образование.
  • Работала 5 лет в банке.
  • Независимый эксперт.
  • Финансовый аналитик. . .

Центральный Банк — это ключевая финансовая организация России, регулирующая все денежные отношения в стране. Несмотря на то, что это важная составляющая российской экономики, Центральный Банк Российской Федерации — это независимая структура, он выступает как особый институт. То есть Госдуме ЦБ не подчиняется, но работает с ней в полном контакте.

  1. Закон о деятельности центрального банка РФ
  2. Важная функция ЦБ РФ — организация денежного обращения
  3. Денежно-кредитная политика
  4. Регулирование и надзор
  5. Международная деятельность
  6. Надзор и регулирование небанковского сектора

Основные функции Центрального Банка, чем он занимается, кому принадлежит. Бробанк.ру рассказывает обо всех видах деятельности регулятора, что он контролирует, его роль в российской экономике.

Закон о деятельности центрального банка РФ

Существует отдельный закон, который определяет функции Центрального Банка и его статус. Речь о ФЗ-86 от 10 июля 2002 года. Это большой законодательный акт, который состоит из 16-ти глав. Вот основные из них:

  • разъяснение ситуации с капиталом регулятора ЦБ РФ. В частности, он имеет уставной капитал в 3 млрд. рублей;
  • органы управления. Коллегиальный орган — Национальный совет, в который входят 12 человек. Что входит в компетенцию совета — все это определяет ФЗ-86. Здесь же разъясняются права и обязанности Председателя;
  • взаимоотношения регулятора с органами власти. Ключевая функция Банка России — участие в разработке экономической политики в стране;
  • отчетность. Центробанк регулярно направляет правительству ежегодный отчет по проделанной работе и аудиторское заключение;
    денежно-кредитная политика;
  • международная деятельность и пр.

Функции и статус Центрального Банка определяет закон ФЗ-86

Закон четко разъясняет, что такое Центробанк, какие задачи он выполняет. Это важный финансовый институт для страны, имеющий особый статус, он кардинально отличается от всех других банков страны, путь и системно-значимых.

Если рассматривать организационно-правовой статус, то ЦБ — это юридическое лицо с территориальным расположением в Москве. Функции Центрального Банка РФ осуществляются вне зависимости от любых органов власти.

Важная функция ЦБ РФ — организация денежного обращения

Именно регулятор занимается тем, что разрабатывает методы защиты денежных знаков, занимается изготовлением банкнот, отслеживанием их оборота. Выпускаемые им банкноты и монеты — единственные законные платежные средства в России.

Основные функции и задачи ЦБ РФ в этом направлении:

  • прогнозирование производства, осуществление заказа на изготовление купюр и монет;
  • перевозка и хранение денежных единиц, плюс установка правил на перевозку и инкассацию;
  • формирование признаков подлинности российских денежных знаков, создание новых мер защиты, их внедрение;
  • изъятие из оборота ветхих купюр;
  • разработка новых образцов купюр, банкнот старого образца;
  • разработка порядка осуществления кассовых операций юрлицами.

Ключевая функция Центробанка РФ — защита рубля, поддержание его стабильности, формирование условий для экономического роста.

Центробанк РФ поддерживает стабильность рубля и формирует условия для экономического роста

Денежно-кредитная политика

Ключевая роль Центрального Банка — регулирование финансового рынка России, создание условий для его бесперебойной, стабильной работы. Регулятор следит за всеми банками, МФО, ломбардами и другими финансовыми структурами.

Финансовые компании обязуются держать отчет перед регулятором, принимают его постоянные проверки и аудит. Таким образом ЦБ контролирует рынок, защищает его от недобросовестных, черных игроков.

Примерно с 2015 года ЦБ РФ начал активно зачищать банковский сектор от недобросовестных и черных компаний. Таким образом были закрыты тысячи организаций, произошло тотальное оздоровление банковского сектора. К концу 2019 года процесс был практически завершен.

Функции Центрального Банка России по этой части деятельности:

  • регулирование объемов выдачи кредитов, проблемных портфелей;
  • проведение политики воздействия на рыночные процентные ставки;
  • работа с ценными бумагами, валютой;
  • установление лимитов и правил проведения финансовых операций для кредитных компаний.

По факту Центральный Банк РФ — это наивысшее звено среди всех российских банков и микрофинансовых организаций. Именно он инициирует важные решения в финансовой отрасли, создает нормативные акты, регулирует деятельность, осуществляет надзорные проверки.

Все банки обязаны регулярно передавать Центробанку отчеты. Невыполнение этого требования может привести к отзыву лицензии. Таким образом регулятор защищает население от “плохих” банкиров.

СИН, Последние важные новшества, внедренные с помощью ЦБ РФ: Закон о коллекторской деятельности, обязательные кредитные каникулы, ипотечные каникулы, снижение ставки по займам до максимального уровня в 1%, создание пределов по росту долга в результате просрочки в МФО.

Финансовые компании обязуются держать отчет перед регулятором, принимают его проверки и аудит

Регулирование и надзор

Статья 56 ФЗ-86 как раз и говорит, что Банк России является надзорным органом над всеми “точками” банковской системы РФ. Он ведет анализ деятельности отдельных банков и финансовых холдингов. Главная задача — сохранение стабильности банковской системы РФ. Надзорные функции выполняет Комитет банковского надзора.

Чем занимается Центральный Банк в этой области:

  • организация правил проведения финансовых операций, бухгалтерского учета и отчетности;
  • требования от кредитных структур подготовки планов восстановления финансовой устойчивости;
  • создание методики определения системно-значимых банков страны;
  • работа с Бюро Кредитных Историй, негосударственными Пенсионными Фондами;
  • оценка рисков, устойчивости капитала финансовых компаний;
  • обеспечение безопасности по части технической защиты информации.

На практике объем функций Центр Банка по этой части самый объемный. На российском рынке работают тысячи финансовых структур. Кроме банков и МФО это ломбарды, различные кооперативы, инвестиционные компании, БКИ, НПФ и пр. И все они находятся под началом ЦБ РФ, для каждой отрасли разрабатываются свои схемы работы и нормативные акты.

Международная деятельность

Целями деятельности Банка России является и качественное функционирование на международном рынке, он отвечает за внешнеэкономическую деятельность. В этом направлении от сотрудничает с Центральными Банками других стран.

Важная составляющая — обмен информацией с другими странами в рамках международных договоров и двусторонних соглашений. Кроме того, именно ЦБ выдает разрешения иностранным финансовым компаниям создавать свои филиалы в РФ.

В основные функции Центробанка также входит формирование курсов валют и публикация этой информации в свободном доступе. Он же осуществляет функцию валютного контроля.

В функции Центробанка входит формирование курсов валют и публикация этой информации

Надзор и регулирование небанковского сектора

Определен перечень некредитных организаций, которые также подчиняются нормам Центрального Банка и подконтрольны ему. В этот перечень включены 19 видов деятельности, вот некоторые из них (полный перечень — в ст 76 ФЗ-86):

  • участники рынка ценных бумаг;
  • инвестиционные фонды, ПИФы, НПФ;
  • компании, ведущие клиринговую деятельность;
  • фирмы, ведущие деятельность центрального депозитария;
  • страховое дело;
  • потребительские кооперативы;
  • ломбарды;
  • кредитные рейтинговые агентства и пр.

Целями деятельности Банка России являются защита рубля, укрепление банковской системы и обеспечение ее бесперебойной работы. Регулятор должен создавать благоприятную атмосферу для работы финансовых структур и развития экономики.

1. Согласно законодательству, Банк России в международной сфере имеет право:
представлять интересы Российской Федерации во взаимоот­ношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валют­но-финансовых организациях;
открывать представительства на территориях иностранных госу­дарств;
запросить центральный банк и орган банковского надзора ино­странного государства о предоставлении информации или до­кументов, которые получены от кредитных организаций в ходе исполнения надзорных функций. В отношении полученных ин­формации и документов ЦБ РФ обязан соблюдать требования по раскрытию информации и предоставлению документов, ус­тановленные законодательством Российской Федерации, с уче­том требований, установленных законодательствами иностран­ных государств;
предоставить органу банковского надзора иностранного госу­дарства информацию или документы, которые не содержат сведений об операциях кредитных организаций и их клиентов, при условии обеспечения указанным органом банковского надзора режима сохранности информации, соответствующего установлен­ным законодательством Российской Федерации требованиям обе­спечения сохранности информации, предъявляемым к ЦБ РФ.

2. ЦБ РФ выдает разрешения на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков. а также осуществляет аккредитацию представительств кредит­ных организаций иностранных государств на территории Рос­сийской Федерации.
Порядок открытия и деятельности в РФ представительств ино­странных кредитных организаций установлен Положением, ут­вержденным приказом ЦБ РФ от 07.10.97 № 02-437.

Деятельность центрального банка часто связывают с теми классическими операциями (эмиссионными, кредитными, расчетными), которые он выполняет (подробнее об этом см. в п. 5 настоящей главы), и это действительно будет его деятельность, но лишь частично. Деятельность центрального банка - это вся та работа, которую он выполняет в соответствии со своей сущностью, задачами и полномочиями, закрепленными в законодательстве.

При выполнении этих задач и полномочий особенности деятельности центрального банка проявляются наиболее отчетливо. Напомним в этой связи, что деятельность центрального банка:

  • носит экономический характер;
  • непосредственно обслуживает обмен продуктами труда;
  • рассматривается как деятельность общенационального института;
  • не ставит своей целью получение прибыли;
  • носит производительный характер;
  • сосредоточена главным образом на макроуровне экономических отношений;
  • имеет универсальный характер, не является отраслевой по своей природе;
  • рассматривается как деятельность главного банка страны;
  • реализует государственную политику в области денежно-кредитных отношений и функционирования всей национальной банковской системы;
  • реализуется как часть единой банковской системы;
  • подчиняется единым правилам правового регулирования;
  • связана с обслуживанием особой структуры клиентов.

Как уже отмечалось, клиентами центрального банка являются юридические и физические лица. Особенность деятельности центрального банка состоит, однако, в том, что она не связана непосредственно с предприятиями реального сектора экономики. Главный клиент для центрального банка - это кредитные организации; обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, можно только в тех регионах, где нет кредитных учреждений.

Банковские операции центральный банк может выполнять и для представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей. Согласно законодательству среди клиентов физических лиц в Российской Федерации могут быть военнослужащие, служащие Банка России и иные лица.

В международной и внешнеэкономической деятельности клиентами центрального банка могут быть центральные банки других стран, международные банки, международные валютно-финансовые организации. Центральные банки ведут операции, связанные с созданием коммерческих банков с иностранным участием, а также с деятельностью этих банков.

В связи с особенностями деятельности клиентом центрального банка может быть правительство страны, для которого по его поручению может производиться прогнозирование денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений. Во взаимодействии с Правительством Российской Федерации Банк России, к примеру, разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику (подробнее об этом см. в разделе II настоящего издания). Особенностью и фундаментальным признаком банковской деятельности является также и то, что она носит независимый характер (подробнее об этом см. в п. 4 настоящей главы).

Принципы деятельности центрального банка

Деятельность центрального банка базируется на определенных принципах. Принципы деятельности центрального банка - это основополагающие правила его функционирования, обусловленные его сущностью как денежно-кредитного института и обеспечивающие реализацию его целей и задач.

Различают такие принципы деятельности центрального банка, как:

  • координация деятельности с задачами государственной экономической политики;
  • регламентация деятельности в соответствии с имеющимися ресурсами;
  • использование преимущественно экономических методов стимулирования производства и обращения продукта;
  • единство денежно-кредитной политики;
  • разделение эмиссионной и кредитной деятельности;
  • бесприбыльное функционирование;
  • изменение в соответствии с экономической конъюнктурой;
  • коллегиальность принимаемых решений;
  • гласность;
  • соответствие стандартам делового оборота;
  • законность;
  • соответствие нормам профессиональной этики;
  • соблюдение банковской тайны;
  • ответственность.

Принцип координации деятельности с задачами государственной экономической политики обусловлен местом, которое занимает центральный банк как элемент общего экономического организма. Обеспеченный полномочиями главного банка государства, оказывая ему поддержку, центральный банк неизбежно строит свою политику в соответствии с задачами, возникающими в стране в целом. Используя имеющийся арсенал денежно-кредитных инструментов, центральный банк при необходимости корректирует свою деятельность в соответствии с общими социально-экономическими задачами государства.

Принцип регламентации деятельности в соответствии с имеющимися ресурсами предполагает учет финансовых возможностей центрального банка при совершении, например, валютных или кредитных сделок. Центральный банк не может быть безграничной "фабрикой кредита", его эмиссионные возможности должны соизмеряться с теми последствиями, которые может вызвать вхождение дополнительных денежных масс в экономический оборот.

Как экономический институт центральный банк осуществляет регулирование денежного оборота прежде всего на основе принципа использования экономических методов стимулирования. Хотя в его распоряжении имеются и административные методы управления, тем не менее экономические методы играют главенствующую роль в денежной политике главного банка страны.

Принцип единства денежно-кредитной политики предполагает в первую очередь единый концептуальный подход центрального банка и правительства как при ее составлении, так и при реализации. Ориентиры денежно-кредитной политики являются всеобщими для всей национальной экономики.

Деятельность центрального банка осуществляется на основе принципиальной идеи о необходимости отделения эмиссионной деятельности от кредитной. Многолетний исторический период функционирования центрального банка показал, что кредитование, основанное на избыточном эмитировании платежных средств без создания при этом материального эквивалента, вызывает "разбухание" денежной массы, приводит к инфляции.

Как уже отмечалось, центральный банк работает не ради прибыли. Его услуги, в частности по кредитно-расчетным операциям, являются платными, от их совершения он получает доход, который используется для покрытия различных трудовых и материальных затрат. Лишь 50% получаемой прибыли (после отчисления ее первой половины правительству) остается в распоряжении Центрального банка Российской Федерации и идет на его развитие и другие нужды.

Деятельность центрального банка не неизменна, она меняется, сообразуясь с экономической конъюнктурой. На различных стадиях экономического развития банк снижает или усиливает требования к коммерческим банкам по отчислениям в резервные фонды, снижает или увеличивает процентные ставки рефинансирования, пересматривает риски ликвидности кредитных учреждений, от широкого кредитования экономики в период ее подъема при необходимости переходит к кредитным ограничениям в период спада экономической конъюнктуры.

Различное региональное размещение системы центрального банка не мешает проведению принципа коллегиальности принимаемых решений. Несмотря на то что принципиальные решения о деятельности центрального банка принимаются в высшем эшелоне власти (Совете директоров, Генеральном совете и др.), тем не менее в нем предусматриваются процедуры коллективного обсуждения. Решения Совета директоров Банка России принимаются большинством голосов, а мнение членов Совета директоров, оказавшихся в меньшинстве, согласно законодательству, заносится по их требованию в протокол. На заседании Совета директоров приглашаются также руководители территориальных учреждений Банка России.

Процедура коллективного голосования при принятии решений установлена и в работе Генерального совета Банка Франции и других центральных банков зарубежных стран.

Деятельность центрального банка должна носить гласный характер. Известно, например, что Центральный банк Российской Федерации публикует годовой отчет о своей деятельности, ведет и публикует статистику количественных и качественных показателей своей деятельности, а также показателей функционирования всей банковской системы страны. По законодательству некоторых стран центральный банк выступает с объяснениями своей политики. Например, Председатель Совета управляющих ФРС (США) часто дает разъяснения своей политики, выступает с оценками как экономического положения страны, так и состояния ее финансовых рынков. Руководитель Банка Японии практикует проведение еженедельных пресс-конференций и т.д.

Важное значение в деятельности центрального банка имеет принцип ее соответствия стандартам делового оборота. Несмотря на то что правила банковской деятельности касаются прежде всего банковской сферы, тем не менее они не изолированы от правил, регулирующих деятельность экономических субъектов нефинансового сектора. При всем своеобразии деятельности банков они, как отмечалось, являются лишь видом экономических институтов, функционирующих по общим правилам взаимоотношений друг с другом.

Как и всякая деятельность экономических субъектов, банковская деятельность осуществляется в соответствии с принципом законности (законопослушания). Для банков это имеет особое значение, поскольку они функционируют зачастую как посредники, причем в наиболее острой сфере - сфере денежных отношений, поэтому для них становится важным знание и подчинение не только своим собственным (банковским) юридическим нормам, но и требованиям законодательства параллельно действующих институтов.

Для банковской деятельности существенным является соблюдение норм профессиональной этики, в том числе понимание банками своего гражданского и профессионального долга перед обществом, государством, российскими гражданами, безусловного соблюдения взятых на себя обязательств и гарантирования высокого качества предоставляемых услуг, активного участия в противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и другим противоправным деяниям в сфере банковского дела и т.п.

Немаловажную роль в деятельности центрального банка играет соблюдение банковской тайны. Как известно, в соответствии с действующим законодательством устанавливается перечень сведений, определяющих банковскую тайну; служащие банка обязаны их не разглашать. Центральные банки в соответствии с данным принципом должны так построить свою работу, чтобы не допустить утечки важной коммерческой информации, обеспечить сохранность сведений, являющихся банковской тайной. Центральные банки хранят при этом не только свои собственные сведения, составляющие банковскую тайну, но и сведения, которые входят в категорию тайны и принадлежат его клиентам, в том числе коммерческим банкам.

Заметное место в системе принципов банковской деятельности занимает принцип ответственности за выполняемую банками работу. Центральный банк прежде всего ответствен за свою эмиссионную политику. Отзыв руководства центрального банка ранее установленного срока практикуется в промышленно развитых странах редко. Однако это компенсируется "мягкой" формой ответственности, принятой в современном развитом обществе, - добровольной отставкой высших должностных лиц в случае невыполнения, например, заданных темпов инфляции, несогласия с оказываемым давлением, противоречащим задачам эмиссионной политики.

Разумеется, в соответствии с законодательством сотрудники центрального банка несут ответственность за несоблюдение банковской тайны.

Читайте также: