Проект профориентационной работы в детском саду первые шаги в мир профессий

Обновлено: 05.07.2024

Цель проекта
Воспитание экологически грамотного и охраняющего природу ребёнка.
Формирование представлений, интереса к профессиям, связанным с природоохранной деятельностью, к науке, мотивации к выбору будущей профессии.
Задачи
Познавательное развитие:
а) формировать у детей осознанное, общественно значимое отношение к труду любой профессии;
б) расширять представления детей в сферах человеческой деятельности (метеорология, экология, природоохранная деятельность);
в) способствовать ранней профориентации дошкольников;
г) развивать интерес к различным профессиям;
д) способствовать развитию умений самостоятельно проводить опытническую, исследовательскую деятельность;
е) развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать.
Речевое развитие:
а) обогащать словарь детей путем введения новых понятий: термометр, флюгер, дождемер, барометр, компас, ветряной рукав, солнечные часы и др.;
б) развивать связную речь: умение составлять описательный рассказ о погоде, показаниях приборов;
в) совершенствовать диалогическую форму речи.
Социально – коммуникативное развитие:
г) совершенствовать умение соблюдать элементарные правила поведения в природе (бережного отношения к окружающей природе);
д) формировать бережное отношение к тому, что сделано людьми профессий, продукту профессий (леса, заповедники, питомники);
е) прививать детям чувство благодарности к людям, которые приумножают и охраняют природу России, Южного Урала.
ж) Художественно – эстетическое развитие:
з) развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира;
и) закреплять знания об основных формах предметов и объектов природы;
к) развивать способность наблюдать явления природы, замечать их динамику, форму и цвет медленно плывущих облаков;
л) формировать художественно – творческие способности.
Физическое развитие:
а) расширять представления о здоровом образе жизни: роли солнечного света, чистого воздуха, лесов и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье, особенно в нашем промышленном регионе.

Ожидаемые результаты
а) у детей сформируется осознанное, общественно значимое отношение к труду любой профессии;
б) получат представления детей о сферах человеческой деятельности (метеорология, экология, природоохранная деятельность);
в) получат первичные практические умения наблюдать за погодными явлениями, самостоятельно снимать показания с приборов: термометра, флюгера, дождемера, барометра, компаса, ветряного рукава, солнечных часов, анализировать и делать выводы по полученным результатам;
г) сформируется интерес к профессиям, связанным с природоохранной деятельностью;
д) сформируется осознанное отношение к здоровому образу жизни, нравственному отношению к природе.

I План-график мероприятий
1 год работы (деятельность в рамках проекта)
I этап – подготовительный
1.Изучение научно-методической литературы по теме проекта.
2.Составление тематического плана.
3 Выступление на родительском собрании.
3.Анкетирование родителей.
4.Подбор материала для картотеки загадок, пословиц о профессиях и труде.
II этап - основной

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

РАССМОТРЕНО на Педагогическом совете Протокол № 1 от 30.08.2021 г.
УТВЕРЖДАЮ Заведующий ЦРР МДОУ детский сад № 1 г. Ртищево Приказ №_____ от 30.08.2021 г. _____________ Комардина Н.В.

по ранней профориентации детей дошкольного возраста

муниципального дошкольного образовательного учреждения

на 2021-2022 учебный год

Срок реализации

Название мероприятия

Цель мероприятия

Форма проведения

Работа с детьми

Расширение представлений детей о профессиях, которые будут востребованы в будущем.

Обогатить представления детей о профессиях работников детского сада (воспитатель, младший воспитатель, медсестра, прачка, кастелянша, повар), познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями.

1. Экскурсия по детскому саду, развивающий диалог, обогащенные игры в центрах активности.

Обогатить представления детей о профессиях врача, медсестры, фармацевта, познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями.

2. Опытно-экспериментальная деятельность.

Знакомство с профессией - врач-ветеринар, с особенностями его работы.

Знакомство с профессией учитель, с особенностями его работы.

Знакомство с профессиями живописец, писатель, пианист, дирижер, артист балета, артист цирка.

3. Совместная творческая деятельность в рамках сотрудничества с Детской библиотекой им. А.С. Пушкина.

Познакомить детей с профессиями военнослужащих, с разными родами войск (сухопутными, морскими, воздушными); воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине.

1. Спортивно-музыкальный праздник ко Дню защитника Отечества.

Расширение и уточнение знаний о строительных профессиях. Формировать уважение к рабочим разных специальностей - каменщикам, плотникам, малярам и др.

2. Фотографии с изображением красивых зданий и домов города Ртищево и Ртищевского района, главных достопримечательностей России.

1. Обогатить представления детей о профессиональной деятельности полицейского.

2. Дать детям представление о работе инспектора ДПС, закрепить навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, в общественном транспорте.

2. Опытно-экспериментальная деятельность и квест-игры (ведение расследования, нахождение улик (например, отпечатки пальцев, следы людей и животных), составление фоторобота).

Актуализировать знания детей о профессии пожарного, с качествами его характера (смелость, мужество, ловкость), обогащать знания детей о технике и оборудовании пожарных, их спецодежде, транспорте; познакомить детей с правилами пожарной безопасности.

1. Воспитывать уважительное отношение к труду хлебороба, бережное отношение к хлебу.

2. Систематизировать и закрепить знания детей о профессии повара, пекаря.

Работа с родителями

Закрепить представление о профессиях, о значимости труда взрослых, воспитать уважение к труду взрослых, гордость за членов своей семьи.

В течение учебного года

Закрепить представление о профессиях, о значимости труда взрослых, воспитать уважение к труду взрослых.

Работа с педагогами

В течение учебного года

Создание центров активности

Создание условий для позитивной социализации воспитанников, освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества, развитие социальных навыков.

Сетевое взаимодействие

В течение учебного года

Закрепить представление о профессиях, о значимости труда взрослых, воспитать уважение к труду взрослых.

Экскурсии (в том числе, в формате онлайн), развивающий диалог.

Создание условий для позитивной социализации воспитанников, освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества, развитие социальных навыков.

Пояснительная записка

Актуальность проекта. Дошкольная образовательная организация является первым уровнем в единой непрерывной системе образования. Именно в детском саду дети впервые знакомятся с многообразием мира профессий. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия, дети любознательны, проявляют активный интерес к различным видам труда и творчества.

В настоящее время трудно спрогнозировать, в каких кадрах будет нуждаться экономика через 10-20 лет, но абсолютно точно, что для человека будущего, который сегодня является воспитанником детского сада, ключевыми компетенциями в профессиональном успехе и самореализации будут выступать гибкое сознание и мобильное отношение к смене профессиональной деятельности. В связи с этим, развитие познавательной активности, самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста выступают целевыми ориентирами современного дошкольного образования.

Среди родителей (законных представителей) был проведен опрос, по результатам которого:

· 15% родителей (законных представителей) брали детей с собой на работу;

· 5% родителей (законных представителей) обсуждали с детьми их будущую профессию.

Задачи проекта:

1. Обогащать и конкретизировать представления детей о различных профессиях, воспитывать интерес и уважение к людям труда.

2. Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.

4. Воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам; помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии через взаимодействие с социальными партнерами; включение дошкольников в систему социальных отношений общества.

5. Создание условий для реализации творческого потенциала воспитанников, для их позитивной социализации, развития социальных навыков.

Ожидаемые образовательные результаты проекта:

В ФГОС ДО определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников:

Направление профориентационной работы

Ребенок интересуется, задает вопросы о профессии и месте работы родителей.

Ребенок с интересом включается в различные виды элементарной трудовой деятельности.

Ребенок с удовольствием играет в игры, имитирующие трудовой процесс.

Ребенок инициативен и самостоятелен в разных видах детской активности, выбирает род занятий, участников по совместной деятельности.

Мне это интересно

Ребенок способен рассказать:

- о профессии и месте работы родителей;

- о профессии (цель, инструменты и материалы труда, трудовые действия, результат);

- о роли современной техники в трудовой деятельности человека, истории создания механизмов, облегчающих труд человека.

Положительное эмоциональное отношение к труду, стремится оказать помощь, участвовать в посильной трудовой деятельности.

Способен оценить результаты своего и чужого труда (демонстрирует понимание ценности результатов труда, сферы использования результатов труда).

- опыт ручного и физического труда, продуктивной деятельности;

- опыт работы с инструментами и различными материалами для трудовой деятельности;

- опыт наблюдения за профессиональной деятельностью человека;

- опыт выполнения простейших трудовых операций по плану, алгоритму;

- опыт определения последовательности действий, трудовых операций, планирования труда;

- опыт взаимодействия с партнерами, оказания помощи партнеру;

- опыт преодоления трудностей: прикладывать усилия, доводить начатое дело до конца;

- опыт самостоятельного выбора и организации элементарной трудовой деятельности.

Теоретическая основа проекта. Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить. А.С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание - это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. Педагоги Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. Т.И. Бабаева и А.Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий.

Практическая реализация проекта: сюжетно-ролевые игры в центрах активности, развивающий диалог, образовательное событие, проектная деятельность, опытно-экспериментальная деятельность, тематические развлечения, экскурсии (в том числе, в формате онлайн), сетевое взаимодействие; для педагогов - педагогические мастерские, аукцион инновационных открытий, вебинары и семинары-практикумы, проектная деятельность.

Алгоритм ознакомления с профессией:

• Материал для труда

• Польза труда для общества

Мониторинг игровой деятельности детей 6-7 лет

(игры профессионального характера)

(В.П. Кондрашов)

Применение в игре знаний, полученных из разных источников (беседы со взрослыми и сверстниками, наблюдения, чтение художественной и познавательной литературы, просмотр обучающих мультфильмов и пр.)

- Самостоятельно или с помощью воспитателя определяет содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, персонажей и их взаимодействие.

- Играет в игры, комбинирует их в единый сюжет, отражая взаимодействие людей разных профессий, их профессиональные действия, орудия труда.

- Использует в сюжетно-ролевых играх знания о современных профессиях.

Самостоятельное создание игровых замыслов

- Строит сюжет из нескольких смысловых эпизодов.

- Отражает в играх как впечатления от реальной жизни, так и навеянные сказками, игрой воображения.

Умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры, делать это согласованно с партнером

- Объединяет в одной игре несколько сюжетов.

- Самостоятельно распределяет роли, согласовывает сюжет, игровые действия, персонажей.

Характеристика уровней

Высокий уровень - у ребенка сформированы понятия о профессиях, обладает знаниями об основных профессиях, их особенностях, значении для человека. Выражено положительное отношение к труду взрослых и профессии, устойчивый интерес к трудовой деятельности. Ребенок отразил свое желание овладеть определенной профессией и сумел обосновать свой выбор, активно участвует в трудовой деятельности, проявляет трудовые навыки. У ребенка развито чувство ответственности, активность, желание помочь в трудовом процессе.

Средний уровень - дети имеют понятия и представления о профессиях, но они затрудняются в определении особенностей профессий. Знают значение профессий для человека. Положительно относятся к труду взрослых и профессиям. Однако интерес к трудовой деятельности ровный, неглубокий. Задумываются о будущей профессии, но выбор обосновать не могут. Выполняют задания по участию в трудовом процессе. Задания выполняют ответственно, но не проявляют при этом активности и творческого подхода.

Удовлетворительный уровень - представления детей о трудовой деятельности человека недостаточно полные. Названные профессии они характеризуют, но не понимают их роли для человека. Дети не проявляют интереса ни к трудовой деятельности взрослых, ни к их профессиям. Участвуют в трудовой деятельности только вместе с воспитателем.

Низкий уровень - дети не имеют никаких представлений о профессиях, в ответах на вопросы ими проявлена несформированность понятий о профессиях.

Материал: предметные картинки с изображением людей разных профессий: повар (кулинар), строитель, модельер, парикмахер, летчик, пожарный, полицейский, шофер, капитан и т.д. Картинки с изображением атрибутов разных профессий и результатов труда людей различных профессий.

Содержание диагностического задания: ребенок внимательно рассматривает картинки и перечисляет известные профессии, соотносит атрибуты (орудия) и результаты труда.

Примерные вопросы беседы:

1. Какая профессия у этого человека?

2. Какие инструменты (атрибуты) нужны людям этой профессии?

3. Что делают люди этой профессии? и др.

3 балла - ребенок называет профессии работников транспорта, швейной промышленности и т.д., владеет приемом обобщения. Безошибочно соотносит атрибуты (орудия) и результаты труда.

2 балла - ребенок перечисляет названия профессий по картинкам. Обобщая профессии, допускает ошибки.

1 балл - ребенок называет не все профессии, приемом обобщения не владеет.

Актуальной задачей современной системы образование является целостность процессов социально - индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профориентационной работы с дошкольниками. Профессиональная ориентация дошкольников – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее
соответствующих его индивидуальным возможностям.

Оценить 133 0

Актуальной задачей современной системы образование является целостность процессов социально - индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профориентационной работы с дошкольниками. Профессиональная ориентация дошкольников – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее
соответствующих его индивидуальным возможностям. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. На сегодняшний день ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких­ - то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы). Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий — это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных инновационных образовательных технологий:

1. Технология проектной деятельности.

Работа над проектами позволяет воспитанникам на простых примерах более глубоко овладевать глобальными понятиями определенных профессий.

Знакомство с профессиями происходит и в ходе формирования элементарных математических представлений, если педагог предлагает посчитать, количество гвоздей у плотника, количество банок с краской у маляра и так далее.

4. Информационно-коммуникационные технологии.

В современных условиях развитие человека невозможно без электронного оснащения. Применяемые информационно-коммуникационные технологии в нашем МБДОУ это:

Мультимедийные презентации — это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов.

Внедрение данных технологий в подготовке воспитанников к адекватной интеграции во взрослую жизнь, обусловливает создание новой системы ранней профориентации детей.

Автор: Шакирова Гузель Митхадовна

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Набережные Челны

Введение

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе. Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.

Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда. Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых, мотивы и цели их труда, способы достижения результата.

Детская жажда знаний огромна. Развиваясь, она переносится на различные действия, труд людей, их профессии.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. Пояснительная записка.

Актуальность программы продиктована потребностями детей и их родителей. Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте.

А.С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду.

Труд способствует развитию способностей ребёнка. Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми.

Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.

Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.

1.1. Цели и задачи реализации Программы:

Задачи:

формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в жизни людей;

формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий;

развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;

развитие памяти, внимания, воображения;

расширять кругозор воспитанников;

Воспитывающие:

воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;

воспитывает любознательность и сообразительность;

воспитывает чувство ответственности и самостоятельности;

Дошкольный возраст традиционно подразделяется на три периода: младший дошкольный возраст (3- 4 года, вторая младшая группа детского сада); средний дошкольный возраст (4- 5 лет, средняя группа детского сада); старший дошкольный возраст (5- 7 лет, старшая и подготовительная группы детского сада).

Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года).

Задачи работы:

формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;

учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;

обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся;

развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.

Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

Задачи работы:

формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества;

формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;

формировать первичные представления о мотивах труда людей;

формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;

учить сравнивать профессии;

учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;

знакомить с наиболее распространёнными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Задачи работы с детьми 5-6 лет:

расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;

расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;

формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;

формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;

систематизировать знания о труде людей в разное время года;

знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.

Задачи работы с детьми 6-7 лет:

расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);

расширять и систематизировать представления о современных профессиях;

расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;

расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека;

формировать представление о видах производственного труда (шитьё, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.

1.2. Принцип и подходы к формированию Программы

За основу реализации программы взят личностно-ориентированный подход, в центре внимания которого стоит личность ребенка, стремящаяся к реализации своих творческих возможностей и удовлетворению своих познавательных запросов.

Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учетом следующих принципов:

1 . Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).

2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний .

3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).

4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).

5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).

6. Принцип рефлексивности . Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.

7. Принцип регионального компонента . Направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.

В основу реализации комплексно-тематического принципа построения работы положен системно-деятельностный подход. Это обеспечивает социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности, поддерживает эмоционально-положительный настрой ребёнка. Работа осуществляется во время дополнительной образовательной деятельности.

Планируемые результаты.

Результатом реализации программы является развитие у детей:

3 года - знает и называет членов своей семьи, имеет общее представление о том, где и кем работают родители и в чем ценность их труда.

4 года- имеет представление о том, где и кем работают родители и в чем ценность их труда. Называет некоторые профессии и инструменты, которыми пользуются люди определенных профессий.
Проявляет положительное отношение к труду взрослых.

5 лет- имеет представление о различных видах профессий; проявляет интерес к разным профессиям; выражает желание, когда вырастет, стать такими, как мама и папа; имеет представление о соблюдении безопасности, элементарных правил поведения на работе.

6 лет- имеет представление о разных профессиях; об истории возникновения и развития данных профессии; знает где и кем работают родители и в чем ценность их труда; соотносит результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии; имеет обобщенное представление о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности; использует предметы-заместители в качестве атрибутов для творческих игр.

Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

Основные диагностические методы: наблюдение; проблемная (диагностическая) ситуация; беседа.

Формы проведения педагогической диагностики: индивидуальная; подгрупповая; групповая.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Общие положения

Актуальность составления данной программы вытекает из потребностей современного общества. Актуальность определяется рядом факторов, среди которых наиболее важными являются:

научно обоснованная целесообразность ознакомления дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых;

потребность педагогической практики в разработке и внедрении научно- обоснованной педагогической системы, обеспечивающей более полное согласование задач и преемственность дошкольного и общего образования в части профессиональных ориентировок детей;

необходимость более эффективного использования возможностей образовательного процесса в ДОУ в части формирования профессиональной составляющей дошкольника.

2.2 Взаимодействие педагога с семьями дошкольников

В данной программе указанные задачи и основополагающие принципы решаются в процессе целенаправленной деятельности: на дополнительных занятиях, различных внеклассных мероприятий, в практической деятельности, в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников.

Рекомендуется использовать следующие формы работы с родителями:


III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

В соответствии с Рабочей программой базируются на созданных следующих психолого -педагогических условиях, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят значимым и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. Педагог должен создавать ситуации, в которых может проявляться детская познавательная активность, а не просто воспроизведение информации. Ситуации, которые могут стимулировать познавательное развитие (то есть требующие от детей развития восприятия, мышления, воображения, памяти), возникают в повседневной жизни ребенка постоянно: на прогулках, во время еды, укладывания спать, одевания, подготовки к празднику и т. д.

Стимулировать детскую познавательную активность педагог может:

регулярно предлагая детям вопросы, требующие не только воспроизведения информации, но и мышления;

регулярно предлагая детям открытые, творческие вопросы, в том числе — проблемно-противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы;

обеспечивая в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия;

позволяя детям определиться с решением в ходе обсуждения той или иной ситуации;

организуя обсуждения, в которых дети могут высказывать разные точки зрения по одному и тому же вопросу, помогая увидеть несовпадение точек зрения;

строя обсуждение с учетом высказываний детей, которые могут изменить ход дискуссии;

помогая детям обнаружить ошибки в своих рассуждениях;

помогая организовать дискуссию;

3.2. Кадровые условия реализации Программы

Реализация Программы осуществляется педагогом с высшим профессиональным образованием.

3.3. Материально-техническое обеспечение Программы

Дошкольное учреждение, реализуя Программу, обеспечивает материально-технические условия, позволяющие достичь обозначенные ею цели и выполнить задачи:

─ осуществление всех видов деятельности ребенка, как индивидуальной самостоятельной, так и в рамках каждой дошкольной группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их особых образовательных потребностей;

─ организация участия родителей воспитанников (законных представителей), педагогических работников и представителей общественности в разработке основной образовательной программы, в создании условий для ее реализации, а также мотивирующей образовательной среды, уклада организации, осуществляющей образовательную деятельность;

─ использование в образовательном процессе современных образовательных технологии (в т. ч. игровые, коммуникативные, проектные технологии и культурные практики социализации детей);

─ обновление содержания основной образовательной программы, методики и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросами воспитанников и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей социокультурной среды развития воспитанников и специфики информационной социализации детей;

─ обеспечение эффективного использования профессионального и творческого потенциала педагогических, руководящих и иных работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой компетентности и мастерства мотивирования детей;

─ эффективно управлять организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с использованием технологий управления проектами и знаниями, управления рисками, технологий разрешения конфликтов, информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.

Программой предусмотрено также использование Учреждением обновляемых образовательных ресурсов, в т. ч. расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, техническое и мульти медийное сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного , музыкального, оздоровительного оборудования, услуг связи, в т. ч. информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

3.4. Финансовые условия реализации Программы

Финансовое обеспечение реализации дополнительной образовательной программы дошкольного образования опирается на внебюджетный источник.

3.5. Планирование образовательной деятельности

НОД в соответствии с программой проводятся 1 раз в неделю. Количество НОД в месяц - 4, в год – 64 (с сентября по май месяц).

Формы организации образовательной деятельности в дошкольных группах: совместная деятельность взрослого и детей; самостоятельная деятельность детей в индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

Режим занятий: реализация программы строится на адекватных дошкольникам видах деятельности: проведение бесед, дидактических, сюжетно-ролевых игр, компьютерных программ, экскурсий, встреч с людьми разных профессий, культурно-досуговых мероприятий, с использованием ИКТ.

Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:

словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);

наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);

игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации). В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.

Образовательная деятельность осуществляется с учетом:

- построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми: основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;

- решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

В основе планирования образовательной деятельности лежит комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в детском саду.

Перспективно-тематическое планирование по ранней профориентации дошкольников (по возрастам).

людей, о резу льтатах тру да, о мотивах, которые движут людьми в труде.

Труд способствует развитию способностей ребёнка. Трудовое

воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатл ениями, но вым и

поводами дл я игр, новыми м отивами художественного творчества, н овыми

Раннее знакомство с разли чными видами чел овеческой д еятельности

(детская проф ориентация) име ет большое значение в со циализац ии личности.

Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека,

помогают регулировать посту пки детей, перестра ивать их м отивы и

отношение к собст венному тру ду, труду вз рослых, предметам, с озданных

Ранняя профорие нтация позволяет повысить интерес у р ебёнка к своим

психологически м качествам и их развитию. У ребе нка формируется

эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему пред оставляетс я

возможность исп ользовать св ои силы в доступных ви дах деятельности.

Особенности р аботы по ознакомлению детей с тру дом взрослых, в

соответствии с современными образовательн ыми программами являются

центральным зве ном знаний о социал ьной действитель ности, о трудов ой

Выбор професси и – ответственное дело, и от того, насколько п равильно

он сделан, зависит много е в жизни человека. П оэтому важно уже с младшего

дошкольного возраста обращать внимание д етей на то, что д елают взрослые:

родители, воспитат ели, сотрудн ики детского сада и т. д. Целенап равленное

знакомство дошкол ьников с разными профессиями взросл ых людей

закладывает основу выбора п рофесс ии из многочисле нной сферы т рудово й

деятельности ро дителей и окружающи х людей. Как же научить дете й выбрать

профессию по душе, чтобы в дальнейшем он смог стать мас тером своего дела?

Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориента ция является

одной из сту пенек на пу ти к успешности во взр ослой жизн и.

Цель: ознакомление детей с различными профессиями взрослых,

формирование у с тарших дошкольников трудовых навыко в, об еспе чение

начальных профориента ционных представлений с помощью д идактически х и

методических пособ ий. Воспитание уважен ия к тр у ду представителей разных

- Расширить пр едставление у детей о ра зных видах тру да взрослых;

- Познакомить детей с трудовым и действиями, совершаемым и

взрослыми, о р езу льтатах тр у да вз рослых, об обору довании, инструмента х,

Читайте также: