Междисциплинарные проекты в школе примеры

Обновлено: 04.07.2024

Коллеги! Поясните, пожалуйста, какие проекты можно считать междисциплинарными.

Валентина Петровна,
педагог дополнительного образования

Ответ:

Уважаемая Валентина Петровна!

Под междисциплинарностью можно понимать современный способ взаимодействия между науками, искусствами и технологиями в процессе онтологического познания окружающей нас действительности. Согласно каноническому определению под междисциплинарностью понимается способ расширения научного мировоззрения, который заключается в рассмотрении того или иного явления, не ограничиваясь рамками одной дисциплины. Междисциплинарность позволяет использовать множество идей и подходов, присущих различным наукам и искусствам, но не образует при этом из них хаоса, а напротив рождает качественно новое знание.

Сегодня идея осуществления инновационной образовательной деятельности на основе сращивания фундаментальных наук и прикладных технологий воплощается в идее междисциплинарных проектов.

Междисциплинарный проект – это проект, для осуществления которого необходима интеграция знаний из различных предметов и образовательных областей.

Междисциплинарный проект занимает значительное место в современной организации учебного процесса и является одним из способов, с помощью которого можно подчеркнуть принцип целостности образования и взаимосвязи предметов, изучаемых в школе.

Привлекая междисциплинарные проекты к учебной деятельности, достигается весьма значительный образовательный эффект.

Междисциплинарные проекты помогают учащимся:

понять, что многие проблемы можно решить, если рассматривать их с точки зрения разных дисциплин;

осознать, что знания и навыки, приобретенные и сформированные в междисциплинарном проекте, позволяют приблизиться не только к более глубокому пониманию проблемы, но иногда даже конструировать новое понимание, к которому невозможно прийти без освоения необходимого содержания нескольких предметов.

Обучение, построенное на межпредметной, интегративной основе способствует повышению уровня мотивации учащихся за счет удовлетворения их разнообразных образовательных интересов, что способствует расширению кругозора и формированию мировоззрения.

В ходе выполнения междисциплинарных проектов формируются не только предметные компетентности по литературе, технологии, изобразительному искусству, музыке, окружающему миру, но и происходит формирование всего спектра метапредметных компетентностей обучающихся.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, одна из задач учителя – формирование у учащихся метапредметных компетенций. Именно метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира.

Признаки метапредметных компетенций: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов; умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Все эти умения, необходимые в любой сфере деятельности, мы, педагоги, можем сформировать у учащихся, вовлекая их в проектную деятельность.

Интегральные междисциплинарные проекты с широким использованием современных информационных технологий для их выполнения и презентации являются эффективным средством индивидуального сопровождения высокомотивированных детей, реализации их творческого потенциала.

в Жердевском районе – конкурс метапредметных проектов на английском языке;

в Моршанском районе – Региональная научно-практическая эколого-краеведческая конференция имени академика И.В. Тананаева;

С.Н. Калинина, методист
регионального ресурсного центра
выявления и поддержки одарённых детей

2) Оставить комментарий к модулю другой команды (на выбор).

3) ВЫСТУПИТЬ с презентацией своего проекта. Соблюдение регламента 20 минут – ОЧЕНЬ ВАЖНО И ОБЯЗАТЕЛЬНО.

Обязательные составляющие вашего модуля:

Введение

Опишите проблемную ситуацию (реальную жизненную ситуацию, профессиональную ситуацию, научную проблему…), которая показывает актуальность и важность изучения вашего модуля. Используйте все современные средства наглядности, в том числе ИТ.

2) Теоретический материал (Кратко!)

Представьте материал в виде презентации (буквально несколько сладов), раскрывающей суть проблемы и подходы к ее решению. Используйте средства наглядности и информационные технологии.

Практическое задание для студентов

Для задачи сформулировать:

- для кого предназначена задача,

- почему задача является междисциплинарной,

- какие умения будут формироваться при ее решении,

- кратко изложить ход решения задачи (например, как это делают в лабораторных работах), указать какие средства необходимы (компьютерные программы, информационные ресурсы и т.д.).

Тестовые задания

Составить по меньшей мере 6 тестовых заданий (вопросов) с соблюдением требований к тестовым заданиям различных форм:

- с выбором одного правильного ответа;

- на установление правильной последовательности;

- задание с формулировкой … Если. то….

Литература

Литература, ссылки, ресурсы

Примеры междисциплинарных тем

Примеры некоторых вопросов, которые требуют для ответа междисциплинарных знаний. Можете воспользоваться ими как подсказками. При этом необходимо изложить материал так, чтобы его поняли студенты с опорой на междисциплинарные знания. Рассмотрите выбранную проблему с разных сторон. Ваша целевая аудитория – магистранты разных специальностей (т.е. ваши коллеги).

1) Обоснуйте, нужно ли изучать фундаментальные дисциплины в вузе, если они не связаны с будущей профессиональной деятельностью специалиста напрямую? Например, нужна ли юристу космология, а инженеру -- биология? Как долог путь от фундаментального научного открытия до его коммерческого использования? Приведите ряд исторических и других примеров. Какие знания из Вашей профессии необходимы для специалистов других специальностей? Какими междисциплинарными знаниями, на первый взгляд не связанными с профессией необходимо обладать специалистам вашей специальности?

3) Как реализуется проектное образование в разных странах мира. Что такое computational thinking и нужно ли оно не айтишникам?

4) STEM образование. Что это такое? Разработайте задачи или приведите примеры. Возможно ли STEM образование в вузе или это только для школы?

5) Проблемы продления человеческой жизни и, в связи с этим, педагогические, нравственные, экологические проблемы. К чему мы должны готовить подрастающее поколение? Какие воспитательные проблемы могут возникнуть?

9) Что мы знаем об атоме: делим ли он, вечен ли он, можно ли его увидеть, можно ли его разрушить химическим способом, для чего разрушают атомы? Одинаковы ли все атомы одного и того же элемента? Зачем нужны (и нужны ли вообще) знания об атоме современному выпускнику школы или вуза, например гуманитарной специальности? Как эти и другие вопросы, которые касаются знаний об атоме могут быть включены в содержание подготовки студентов непрофильной специальности. Например, представьте темы, вопросы для обсуждения на различных дисциплинах. Какой вклад они внесут в его компетентность (в самом широком смысле)?

10) Феномен самоорганизованной критичности. Что нужно знать о нем современному выпускнику? Как научить?

11) Феномен социальных сетей и его влияние на развитие личности, образования, социальных технологий.

12) Massive Оpen Оn-line Сourses. Информационные технологии в образовании. В чем главные принципы, методы обучения, что следует перенять? Учитывайте факты, что по результатам PISA информационные технологии на уроках дают результат только при их умеренном (не частом) использовании.

13) Что такое высокие гуманитарные технологии? Где и как они используются? (Обратите внимание на публикации Г.Г. Малинецкого). Какие в этой связи педагогические проблемы могут подниматься и решаться?

14) Проблематика конца света: реальность и мифы. Природный и социальный аспект проблемы. Проблемы образования и воспитания молодежи в этой связи.

16) Проблема взаимоотношения математики и современной реальности (на примере современной физики).


Фото depositphotos

Общешкольный проект - это тематическая оболочка для множества индивидуальных и групповых проектов учеников, объединенных одной идеей, но с различным предметным подходом. Результаты подводились в каждой группе и на нескольких общешкольных конференциях.

Почему была выбрана эта тема?

1. Острота экологических проблем в мире и в нашем городе.
2. Комплексный характер проблемы. Её ясно прослеживаемые связи со многими предметами школьной программы.
3. Знакомство школьников с проблемой на личном опыте. Мусор — часть нашей жизни и в той или иной мере проблемы с ним связанные известны всем.
4. Прикладное значение темы, её общественная значимость.
5. Возможность развития на материале темы гражданственной позиции, чувства хозяина родного города.
6. Возможность работы по проекту в широком диапазоне форм и подходов, отвечающих различным интересам и склонностям детей.

Этапы работы

Мотивация

В пример проводили предыдущий проект, фильм о котором смотрели даже в мэрии и других организациях. Конечно, наши предложения не принимают немедленно к исполнению, но они могут стать той гирькой на весах при принятии решения, которое изменит ситуацию.

Сбор материала

Довольно неохотно школьники 6-7 классов, которые работали над проектами, искали материал в литературе. В этом нет ничего удивительного из-за перегрузки детей работой с учебным материалом по другим предметам. Именно поэтому возможность находить материал для проекта в собственном опыте является очень важным преимуществом избранной темы.

Исходный материал намеренно не давался детям в готовом или законченном виде, чтобы не было соблазна просто скопировать чужое решение. Делалась попытка провести их по всему пути творчества от осознания проблемы через формулировку цели и разработку путей ее реализации. Однако удавалось это далеко не всегда. Для того чтобы разбудить творческую мысль необходимо было добиться, чтобы решаемые проблемы стали их собственными.

Выбор темы

Выявление проблемы

Постановка целей и формулировка задач

Определяется цель проекта, которая в самой общей постановке состоит в решении проблемы, но должна формулироваться по возможности конкретно. Задачи проекта детализируют его цель. Школьникам 6-7 классов с их конкретным мышлением трудно сформулировать обобщенные понятия проблемы, цели и задач, но пытаться сделать это, по-видимому, все же стоит. Как раз в приложении к собственному проекту дети и начинают осознавать смысл этих понятий.

Разработка технических требований

Разработка технического задания

В сущности, это описание того, что нужно сделать, чтобы выполнять все предъявляемые требования. Сюда же включается календарный план работы по проекту. Этот этап у детей получается также в весьма упрощенном и усеченном виде, скорее, как обозначение техническое задание, а не само ТЗ.

Почему мы говорим о проекте, а не о плане работы и почему план составляет лишь часть проекта?
План указывает лишь на то, что и в какой последовательности должно быть сделано. А проект еще и указывает на то, каким образом должно быть сделано и что для этого необходимо.


Аванпроект

Самый начальный, эскизный вариант проекта, дающий лишь приблизительное представление о его конечном виде. Этот этап также вызывает трудности у многих детей, которые предпочитают рассказывать о своем проекте, но не могут ничего нарисовать. Некоторые могут изобразить что-то только на доске, но не на бумаге. Надо сказать, что дети более успешно воплощали свои идеи в виде моделей на комплектах LEGO Education.

Модельную стадию проходит создание машин от пылесосов до космических аппаратов и вполне серьезные инженеры могут применять для моделирования своих разработок на первых этапах нечто вроде детских конструкторов. Комплекты LEGO Education с компьютерным обеспечением дают детским проектам удовлетворительное воплощение.

Были созданы модели мусороуборочных машин, мусоровозов, мусороперерабатывающих установок, перегрузочных конвейеров и транспортеров, прессы, штабеллеры и погрузчики для мусора. Свои разработки ребята сравнивали с теми настоящими машинами, которые они видели на улицах и разглядывали во время экскурсии на мусороперегрузочные станции.

Другая группа разрабатывала аванпроекты в технике трехмерной анимации. Они двигались на экране, имитируя работу реальных прототипов.

Межпредметные связи

География

Ученики 7-10 классов провели обширные исследования состояния мусорной проблемы в городе. Здесь становилось понятно, что география — это не только то, что на глобусе, но и все вокруг нас. Провели опрос москвичей с целью не только собрать необходимую информацию, но и вовлечь школьников в углубленное осознание проблемы. Несколько групп учеников с 6 по 8 класс в течении двух недель собирали весь мусор в собственных семьях и тщательно его сортировали. Таким образом удалось определить сколько и какого мусора производит обычная московская семья.

Искусство и дизайн

Иностранный язык

Учителя консультировала школьников по переводу извлекаемой с помощью Интернета информации о состоянии борьбы с отходами за рубежом в развитых странах.

Информатика

Работа по проектам относилась не к исследованию или сбору информации по проекту, а к реализации идей и разработкам. Работа с конструктором LEGO Education и трехмерной аимацией.

История

Психология

Химия

Изучались источники загрязнения городской среды. Другая работа была посвящена путям попадания тяжелых металлов в бытовые отходы. Выполнили химики и экспериментальные работы, например определение содержания хлора в полимерных материалах.

Проектный подход не универсален: не все дети участвовали, не все довели свой проект до законченного вида или макета. Но это и не страшно! Заставить учиться нельзя, нужно чтобы ученики захотели учиться. Проектная деятельность весьма этому способствует.

Об авторе: Сергей Александрович Красносельский, учитель и методист Технологической школы № 1299.

Современное образование должно готовить человека, который способен жить в чрезвычайно глобализирующемся и динамично изменяющемся мире, воспринимать его изменчивость как существенную составляющую собственного образа жизни. На этапе перехода к постиндустриальному обществу, экономика которого основана на информационных технологиях, становится очевидной необходимость коренного изменения образовательной парадигмы. Использование современных педагогических технологий и инновационных методов обучения обеспечивает формирование всесторонне развитой, творческой, самостоятельной, самодостаточной личности, способной использовать полученные знания для конкурентоспособной деятельности в любой сфере общественной жизни, то есть для инновационного развития общества. Современные школьники с огромным интересом воспринимают материал урока,
когда учитель применяет проект – такой урок приобретает высокой эффективности и облегчает восприятие для учащихся. Основной целью использования проектов на уроке правоведения является достижение углубленного понимания и осмысления учебного материала, образное восприятие, усиление эмоционального воздействия права, истории и обществознания на личность ученика. Все это происходит за счет карт, схем, учебных картин, видео - и фильмов, презентаций к уроку, которые представлены в электронном варианте.

Учеными выделены такие формы организации работы с использованием проектов и ИКТ на уроках обществоведческих дисциплин:
1) изучение темы урока учащимися самостоятельно или в парах с помощью определенного программного обеспечения. Это же касается и выполнения определенного задания. Роль учителя при этом – направление работы, коррекция деятельности учащихся. Сложность этого направления заключается в том, что не всегда учителя-предметники имеют свободный доступ к компьютерной технике для одновременной работы, по крайней мере, половины учеников класса;
2) использование на уроке мультимедийных возможностей компьютера, что служит наглядным пособием. Это самая распространенная форма организации обучения с применением компьютера на уроке истории, права и обществознания. Эффективность и доступность этого направления заключается в том, что для оптимизации процесса обучения достаточно иметь предметный кабинет, который оснащен компьютером и дополнительным демонстрационным монитором;
3) использование Интернета, компакт-дисков для выполнения лабораторно-практической работы, проекта, написание реферата, выполнение любого творческого задания;
4) проведение различных опросов, тестов, тематического оценивания.

Содержание готовности учителя к работе проявляется в обобщенном умении педагогически мыслить, что предполагает наличие у педагога аналитических, прогностических, проектных и рефлективных умений. Знание особенностей педагогического процесса превращает деятельность учителя на педагогическое мастерство.

Следует отметить, что анализ тенденций развития в сфере педагогики свидетельствует рост требований к педагогического профессионализма и личных качеств педагога через проблемы усложнения содержания образования, организации творческой и исследовательской деятельности, усложнение проблем воспитания и необходимостью непрерывным овладением новыми технологиями обучения и воспитания.

Современная педагогическая наука предлагает учителям ряд средств для реализации этих глобальных педагогических проблем педагогических систем, методик, моделей, технологий, которые объединении в понятие инновационного обучения и воспитания.

Каждое историческое событие является следствием какой-то причины

Причина Следствие

Следствие одновременно может быть причиной другого следствия

Причина 1---- Следствие 1= Причина 2 ---- Следствие 2 = Причина 3 и т.д.

Одна причина может вызвать несколько следствий
Причина Следствие 1 +Следствие 2 + Следствие 3 и т.д.
Может быть наоборот: П ричина 1 + Причина 2 + Причина 3 = Следствие

Причинно-следственную связь можно рассматривать и с другой позиции:
Причина 1 Следствие 1 = Причина 2 Следствие 2

Примеры опорных вопросов для проекта: (слайд 3)

Изменения в в социально-экономической и национально- политической жизни или характеристика исторического деятеля:
1 . Вспомните:
- когда и в какой стране жил исторический деятель (которого вы должны охарактеризовать)?
- в каких условиях формировались его взгляды?
- интересы какой социальной группы выражает, какими были стремления этого человека?
2. Кратко укажите:
- какие идеи и почему выдвигал?
- какие средства использовал для достижения своих целей?
3. При помощи вспомогательной литературы определите :

- какие личные качества имел исторический деятель?

- подходят ли они для решения поставленных целей?
4. Каких результатов достиг исторический деятель:

- оцените их (позитивные и негативные);

- почему они стали возможны?

Переход от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу в Европе.

Создание колониальных империй XIX-XX вв.

Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв.

Россия в I пол. XIX в.

Либеральные реформы в России 60-70 гг. Х I Х в. (Слайд 4)

История России

Отечественная война 1812г.

Заграничный поход русской армии. Внешняя политика в 1813- 1825гг.

Начало заграничного похода. Смерть М.И. Кутузова. Завершение разгрома Наполеона. Венский конгресс. Священный союз. Восточный вопрос. Россия и Америка.

Внутренняя политика Александра I в 1815-1825гг.

Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812г.

Экономический кризис 1812-1815гг. Отмена крепостного права в Прибалтике. Проект Аракчеева об отмене крепостного права. Развитие промышленности и торговли

Общественные движения при Александре I . Династический кризис 1825г. Выступление декабристов.

Династический кризис. Выступление 14 декабря 1825г. Следствие и суд над декабристами. Историческое значение и последствия восстания декабристов.

Повторительно-обобщающий урок Защита проекта

Основные итоги внутренней и внешней политики Александра I .

Знакомлю учащихся с содержанием учебного материала по теме и перечнем государственных требований к уровню общеобразовательной подготовки учащихся. Учитывая количество учащихся в классе, группируем и определяем ключевые вопросы темы и соответственно формируем необходимое количество рабочих групп. Важным является выбор руководителей групп, ведь они должны обладать организационными, методическими, лидерскими навыками. Четко разграничиваю деятельность учащихся и деятельность учителя. Знакомлю детей с методом проектов, а также с содержанием проекта по данной теме, мотивирую учащихся, помогаю сформировать цель и задачи проекта. Предлагаю ключевые вопросы к рассмотрению (социально-экономическое положение России в 1 пол. 19 в., помогаю составить общий план действий). Знакомлю учеников с источники информации, формой оформления, критериями качества работы (насыщенность источниками, справочным, картографическим, др. материалом). Ученики формируют рабочие группы, выбирают руководителей, планируют работу, распределяют задания (слайд 5):

- мотивация поиска;
- помощь в выявлении знаний;

1.План действий:
- определение источников информации
- способы сбора информации
- методы анализа информации
- форма отчета
- критерии оценки

- распределение работы среди учащихся;

1. Высказывание предположений
2. Выдвижение предложений
3. Коррекционная работа
3. Исследования - сбор информации
- промежуточные задачи
- работа с литературой
источниками, картами

- наблюдения за работой учащихся;
- советы, консультации

Презентация и оценка проектной деятельности

Анализ информации
2. Подготовка заключений

3.Оформление и подготовка презентации

- отчёт по проекту;

- оценка работы учеников;

Консультирование и коррекция

Анализа информации и коррекция, наблюдение

Следовательно, благодаря сочетанию традиционных педагогических технологий и проектов удается сделать урок более насыщенным и интересным, донести больше информации до каждого ученика.

Читайте также: