Диагностика инновационной деятельности школы

Обновлено: 08.07.2024

В данной статье рассмотрена проблема готовности педагогов к инновационной деятельности. Дано авторское определение готовности педагога к инновационной деятельности. Проанализированы теоретические подходы ученых к структуре и содержательному наполнению компонентов готовности. Автором предложена структура готовности педагога к инновационной деятельности как интегративной характеристики личности, рассмотрены содержание мотивационного(потребность и стремление к профессиональному саморазвитию в области инновационной деятельности), когнитивного(базовый уровень и качество знаний, степень информированности по вопросам инноватики), личностного(способность к адекватной оценке себя как личности, профессионала, субъекта образовательного процесса в области инновационной деятельности, творческие способности) и деятельностного (степень владения умениями и навыками в сфере инновационной деятельности) компонентов готовности педагогов к инновационной деятельности. Обосновываются критерии и показатели готовности, выделены уровни готовности педагогов к инновационной деятельности(начальный, низкий, средний, высокий), предложен инструментарий определения сформированности уровня готовности педагога к инновационной деятельности.


2. ДьяченкоМ.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М.И.Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Минск: Изд-во БГУ, 1976. – 176 с.

5. Нерсесян Л. С., Пушкин В. Н. Психологическая структура готовности оператора к экстремальным действиям // Вопросы психологии. – 1969. – № 5. – С.24-31

6. Пономарева Н.С. Формирование готовности будущих инженеров к инновационной деятельности в образовательном процессе вуза: Автореф. дис.канд. пед. Наук.- Брянск, 2011.-19с.

7. Прищепа Т.А. Развитие готовности педагога к инновационной деятельности на основе обогащающей образовательной среды в системе дополнительного профессионального образования: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Томск,2010.-21с.

9. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

10. Яковлев А.И. Критерии эффективности идейно-воспитательной работы // Эффективность идейно-воспитательной работы. – М.: Мысль, 1975. – С. 85.БСЭ. – 3-е изд. – Т.13. – М., 1973. –С. 450.

Проводимая в нашей стране модернизация образования имеет несколько направлений, главное из которых - изменение цели, содержания и технологий образования. В этих условиях одной из главных задач современного образования является разработка новых технологий. Деятельность современного педагога основана на активной, творческой позиции педагога, способного разрабатывать и реализовывать новые технологии. Новая образовательная парадигма ориентирует школу на поиски путей развития, наиболее актуальным является развитие готовности педагога к инновационной деятельности. Готовность к осуществлению инновационной деятельности - необходимое условие успешной работы современного учителя.

Одной из важных составляющих профессиональной компетентности педагогов сегодня является их включенность в инновационную деятельность.

В педагогической науке инновационную деятельность определяют как целенаправленную педагогическую деятельность, основанную на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения качественно иной педагогической практики [9].

Актуальность нашего исследования определяется заказом общества на творческого учителя, обладающего высоким уровнем готовности к инновационной педагогической деятельности, потребностью в разработке целостной системы совершенствования готовности к инновационной деятельности. Противоречия между потребностью практики в наличии у современного педагога готовности к инновационной педагогической деятельности и недостаточная разработанность теоретических и организационных основ ее совершенствования требуют разрешения путем выявления структуры, содержания компонентов готовности к инновационной деятельности и на этой основе выявления уровней развития готовности как условия профессионального развития с применением психолого-педагогической диагностики.

В современной педагогической и психологической науке скоплен обширный теоретический и практический материал о проблеме готовности педагога к инновационной деятельности. Значительный вклад в разработку психолого-педагогических аспектов этой проблемы внесли Д.И.Узнадзе, М.И.Дьяченко, Л. А. Кандыбович, Г.А.Кручинина и др.

В современных исследованиях доказывается, что готовность представляет собой фундаментальное условие успешного выполнения любой деятельности (Психологическое сопровождение мотивационной готовности учителей к инновационной деятельности, В.В.Степанов,2012; Формирование готовности будущих инженеров к нновационной деятельности в образовательном процессе вуза, Н.С.Пономарева, 2011; Формирование готовности будущего педагога к инновационной деятельности средствами информационных технологий, Е.А.Подвигина, 2011).

Системообразующим фактором готовности педагога к инновационной деятельности является потребность в преобразовании, совершенствовании педагогической деятельности через опосредованное отношение к своей профессии и к воспитанникам. Мы понимаем готовность педагога к инновационной деятельности как сложную личностно-профессиональную характеристику педагога, определяющую его направленность на развитие собственной профессиональной деятельности, активность и самостоятельность освоения, творческую реализацию, создание новых способов, приемов педагогической работы, имеющих инновационную направленность.

В настоящее время, существует несколько подходов к содержанию и структурированию готовности педагога к инновационной деятельности, самые известные - личностный и функциональный подходы. В личностном подходе (М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович, Б.Г.Ананьев, В.А.Крутецкий, В.Д.Шадриков, А.А.Деркач и другие) готовность анализируется как проявление индивидуальных качеств личности и их целостности, которые обусловлены эффективным характером деятельности с высокой результативностью.

М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович, в своих исследованиях характеризуют готовность как психологический настрой на исполнение деятельности[2]. Анализируя готовность с такого подхода, можно выделить несколько компонентов, показывающих сложное психическое образование. Первым является познавательный процесс, который отражает основные края деятельности. Следующий компонент - эмоциональные свойства, которые неоднозначно влияют на человека, активируя его психологическую и физическую активность. Третьим является волевой компонент, который оказывает содействие совершению затруднительных действий в процессе достижения цели.

Функциональный подход (Ф.Генов, Е.П.Ильин, Н.Д. Левитов, Л.С.Нерсесян, В.Н.Пушкин, Д.Н.Узнадзе, А.Ц.Пуни, и другие) заключается в предположении, что готовность рассматривается как определённое психическое состояние индивида. В данном подходе готовность рассматривается во временном состоянии, как кратковременное или долговременное, в этом преобладающим в данный момент состоянии активируются психические функции. Объясняется, как умение себя мобилизовать психически и физически.

В.Н.Пушкин и Л.С.Нерсесян, предложили следующую структуру в виде компонентов готовности к профессиональной деятельности: первый - психическая направленность личности, второй - интегральный психофизиологический компонент, и третий компонент реализуется в виде структуры действий [5].

Анализ функционального и личностного подходов показал противоречивость дифференцирования явления готовности. В современных условиях ученые перестают рассматривать готовность только как психическое состояние или как качество личности, а представляют ее как интегративное качество личности.

Н.С.Пономарева выделяет следующие структурные компоненты готовности к инновационной деятельности: организационно-управленческий, структурный, деятельностный, содержательный и субъектный [6].

Т.А.Прищепа выделяет следующие компоненты готовности педагога к инновационной деятельности: мотивационно-целевой, информационно-познавательный, рефлексивно-конструктивный, деятельностно-коммуникативный [7].

И.Дерновский рассматривает структуру готовности к инновационной педагогической деятельности как совокупность мотивационного, когнитивного, креативного, рефлексивного компонентов, которые взаимообусловлены и связаны между собой [1].

Концептуальную основу нашего понимания готовности составляют результаты исследований В.А.Сластенина и Л.С.Подымовой, в которой инновационная деятельность педагога включает: мотивационный, креативный, технологический и рефлексивный компоненты [8].

Готовность педагога к инновационной деятельности понимается нами как совокупность личностно-профессиональных качеств, способствующих эффективному решению задач образования в области инноватики. Мы, как и В.А.Сластенин, рассматриваем струк­туру готовности к инновационной деятельности как соединение личностного и операционного аспектов. Совокупность необходимых личностных профессионально важных качеств личности создает инновационный потенциал педагога, выражает готовность к совершенствованию педагогической деятельности. Но, в отличие от ученого, мы полагаем, что выход на инновационный уровень педагогической деятельности требует личностного осмысления; накопления знаний, переход их на более высокий уровень системности, что дает возможность увидеть целостную картину мира, проявление общих закономерностей в педагогическом процессе. В ходе данного процесса происходит переоценка собственных способностей к педагогической деятельности, педагог познает новые способы деятельности и когнитивный компонент переходит в новую форму с иными качественными характеристиками. В своем исследовании мы выделяем следующие компоненты готовности педагога к инновационной деятельности.

Мотивационный компонент - потребность и стремление к профессиональному саморазвитию в области инновационной деятельности, личностному росту через повышение образовательного уровня в вопросах инноватики. Характеризуется отношением педагогов к проблеме необходимости внедрения инновационных технологий в образовательный процесс, устойчивым интересом к теоретическим проблемам, научным исследованиям и практической деятельности в области инноваций.

Когнитивный компонент - базовый уровень и качество знаний, степень информированности по вопросам инноватики. Характеризуется уровнем теоретических, практических и методических знаний педагога, степенью владения и умением оперировать основными понятиями, категориями и закономерностями в области инновационной деятельности.

Личностный компонент включает способность к адекватной оценке себя как личности, профессионала, субъекта образовательного процесса в области инновационной деятельности, творческие способности.

Деятельностный компонент включает степень владения умениями и навыками в сфере инновационной деятельности. Данный компонент характеризуется умениями перевести знания в область практического применения.

В своем исследовании мы подходили к изучению готовности педагога к инновационной деятельности через рассмотрение выделенных нами компонентов, которые рассматривали целостно.

Педагогическая диагностика готовности педагогов к инновационной деятельности, являясь исследовательской процедурой, направлена на выявление и оценку уровня готовности и реализует функции, представленные в таблице 1.

Функции педагогической диагностики готовности педагогов к инновационной деятельности

Диагностические данные позволяют оценить актуальный уровень развития готовности путем сравнения и сопоставления достигнутых результатов с критериями и показателями, принимаемыми за идеальный эталон результативности

Диагностические данные обеспечивают основу для выявления резервных возможностей и прогноза инновационного потенциала коллектива школы, прогнозирования спектра необходимых компетенций, личностных качеств педагогов, необходимых для реализации инновационной деятельности

Диагностические данные обеспечивают основу для моделирования процесса развития данной готовности, прогнозировать спектр необходимых компетенций, личностных качеств педагогов, необходимых для реализации инновационной деятельности.

Обеспечивает организацию и самоорганизацию развития готовности педагогов к инновационной деятельности с использованием диагностических данных внешней и самодиагностики

Диагностические данные служат для корректировки процесса развития готовности на основе анализа актуального уровня готовности педагогов к инновационной деятельности

С целью проведения эффективной диагностики подобран оценочно-критериальный инструментарий, который позволяет оценить уровень готовности с использованием субъективных и объективных показателей, включающий в себя и метод оценки уровня готовности и ее факторной структуры. Оценка уровня готовности педагога к инновационной деятельности и ее факторной структуры реализуется путем соотнесения реального состояния готовности с идеальной моделью (по степени их близости). Оценочно-критериальный инструментарий диагностики представлен в Таблице 2.

Оценочно-критериальный инструментарий диагностики готовности педагогов к инновационной деятельности

Мотивационный

Наличие познавательно интереса к инновационным педагогическим технологиям; осознанная потребность в разработке и реализации инноваций; сформированность целей собственной инновационной деятельности; наличие высокого уровня восприимчивости к нововведениям; желание участвовать в создании, реализации и распространении педагогических инноваций

Опрос по методике И.В.Никишиной «Способности педагога к творческому саморазвитию;

Методика оценки уровня инновационного потенциала педагогического коллектива (модификация методики Т.В.Морозовой);

Карта педагогической оценки и самооценки способностей учителя к инновационной деятельности (В.А.Сластенин, Л.С.Подымова)

Когнитивный

Знания целей, задач, способов инновационной деятельности, методов работы

Диагностика планов по самообразованию педагогов; Наблюдение;

Деятельностный

Наличие конструктивных и проектировочных умений, организованность, владение и умение применять на практике инновационные педагогические технологии

Методика оценки конкурентоспособности В.И. Андреева

Личностный

Активность, открытость к инновациям, умение анализа собственной деятельности, способность к самосовершенствованию

Мотивационный критерий готовности к инновационной деятельности мы определяем первым и системообразующим, поскольку от мотивации зависит активность личности, направленность ее дальнейшей деятельности. Мотивационный критерий указывает на самореализацию личности педагога как профессионала в инновационной деятельности, на уровень восприимчивости к нововведениям, на потребность в создании инноваций как нового способа решения педагогических проблем. Данный критерий определяется следующими показателями: наличие познавательно интереса к инновационным педагогическим технологиям; осознанная потребность в разработке и реализации инноваций; сформированность целей собственной инновационной деятельности; наличие высокого уровня восприимчивости к нововведениям; желание участвовать в создании, реализации и распространении педагогических инноваций.

Следующим критерием готовности к инновационной деятельности является когнитивный. Данный критерий определяется следующими показателями: знания целей, задач, способов инновационной деятельности, методов работы. Совокупность данных показателей характеризует знания педагога об инновационных технологиях и умение логического построения этапов и реализации конструкта инновации на практике.

Следующим критерием готовности к инновационной деятельности выступает деятельностный. Деятельностный критерий связан с реализацией деятельности, формированием функциональных систем действий; отражает функциональный состав формируемых умений. Данный критерий определяется следующими показателями: наличие конструктивных и проектировочных умений, организованность, владение и умение применять на практике инновационные педагогические технологии.

Следующим критерием готовности к инновационной деятельности выступает личностный. Данный критерий определяется следующими показателями: активность, открытость к инновациям, умение анализа собственной деятельности, способность к самосовершенствованию.

На основе критериев и показателей выделены уровни готовности к инновационной деятельности педагога:

  • начальный (незначительный интерес или его отсутствие у педагога к инновационной деятельности, отсутствие системы знаний об инновационных технологиях в выбранной специальности и собственном инновационном потенциале, случайная, стихийная реализация инновационной деятельности или её отсутствие, отсутствие индивидуального стиля деятельности),
  • низкий (неустойчивый интерес к инновационной деятельности, разрозненная система знаний об инновационных технологиях и собственном инновационном потенциале, не достаточно системная и продуманная реализация инновационной деятельности, но в работе присутствуют элементы индивидуального стиля деятельности),
  • средний (устойчивый интерес к инновационной деятельности, сформированная система знаний об инновационных технологиях в выбранной специальности и собственном инновационном потенциале, системная реализация инновационной деятельности, индивидуальный стиль инновационной деятельности у педагога);
  • высокий (владение высокой мотивацией, свободное владение и творческое использование знаний об инновационных технологиях, наличие творческой деятельности у педагога).

Разработанный диагностический инструментарий позволил выявить уровень готовности каждого педагога к инновационной деятельности, определить слабые компоненты готовности. Полученные диагностические данные дали возможность проверить, дополнить наши гипотетические предположения о структуре и содержательном наполнении компонентов готовности, спрогнозировать спектр необходимых личностно-профессиональных качеств педагогов, необходимых для реализации инновационной деятельности, обеспечили основу для выявления резервных возможностей и прогноза инновационного потенциала коллектива школы. Конструктивная функция диагностирования позволила разработать теоретическую модель развития готовности, которая отражает идеальный характер процесса её совершенствования.

Рецензенты:

Инструкция: Уважаемый педагог! Определите свою восприимчивость к новому, используя следующую оценочную шкалу:

3 балла – всегда;

2 балла – иногда,

1 балл – никогда.

1. Вы постоянно следите за передовым педагогическим опытом, стремитесь внедрить его с учетом изменяющихся образовательных потребностей общества, индивидуального стиля вашей педагогической деятельности?

2. Вы постоянно занимаетесь самообразованием?

3. Вы придерживаетесь определенных педагогических идей, развиваете их в процессе педагогической деятельности?

4. Вы сотрудничаете с научными консультантами?

5. Вы видите перспективу своей деятельности, прогнозируете ее?

6. Вы открыты новому?

Обработка результатов производится путем простого математического подсчета суммы баллов всех заполненных анкет.

Уровень восприимчивости педагогического коллектива к новшествам (К) определяется по формуле: К = Кфакт Кмакс где: Кфакт – фактическое количество баллов, полученных всеми педагогами; Кмакс – максимально возможное количество баллов (18).

Для оценки уровня восприимчивости педагогического коллектива к новшествам используются следующие показатели:

К > 0,85 – оптимальный уровень.

Анкета: "Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств"

1. Осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить.

2. Высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов.

3. Потребность в контактах с интересными, творческими людьми.

4. Желание создать хорошую, эффективную атмосферу в творческом объединении.

5. Потребность в новизне, смене обстановки, преодолении рутины.

6. Потребность в лидерстве.

7. Потребность в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей.

8. Потребность в самовыражении, самосовершенствовании.

9. Ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенность в себе.

10.Желание проверить на практике полученные знания о новшествах.

11.Потребность в риске.

12.Материальные причины: повышение заработной платы, возможность пройти аттестацию и т. д.

13.Стремление быть замеченным и по достоинству оцененным.

Анкета: "Барьеры, препятствующие освоению инноваций"

Инструкция: Уважаемый педагог! Если вы не интересуетесь инновациями и не применяете новшеств, – укажите причины (поставьте "галочку" напротив выбранных утверждений).

1. Слабая информированность в коллективе о возможных инновациях.

2. Убеждение, что эффективно учить можно и по-старому.

3. Плохое здоровье, другие личные причины.

4. Большая нагрузка на работе.

5. Небольшой опыт работы, при котором не получается и традиционная форма обучения.

6. Отсутствие материальных стимулов.

7. Чувство страха перед отрицательными результатами.

8. Отсутствие помощи.

9. Разногласия, конфликты в коллективе.

Инструкция: оцените по 5-бальной шкале факторы, стимулирующие и препятствующие вашему профессиональному развитию.

1. Собственная инерция.

2. Разочарование в результате имевшихся ранее неудач.

3. Отсутствие поддержки в этом вопросе со стороны администрации.

4. Негативное отношение окружающих, плохо воспринимающих ваше желание перемен и стремление к новому.

5. Отсутствие системы работы в этом направлении в методическом объединении.

6. Состояние здоровья.

7. Недостаток времени.

8. Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.

9. Отсутствие объективной информации о моей деятельности со стороны руководства и членов коллектива.

10.Потеря интереса к педагогической деятельности.

11.Отсутствие специалистов, у которых можно было бы поучиться. Стимулирующие факторы:

1. Налаженная система методической работы в ЦДТ.

2. Наличие специалистов (курсов), у которых можно поучиться.

3. Пример и влияние коллег.

4. Поддержка и внимание к этой проблеме руководителя.

5. Интерес к педагогической деятельности.

6. Личный пример руководителя ЦДТ.

7. Возможность получения признания в коллективе.

8.Новизна деятельности, условия работы, возможность экспериментировать.

9. Система материального стимулирования.

10.Потребность в самосовершенствовании.

11.Атмосфера сотрудничества и поддержки, сложившаяся в коллективе.

11-27 баллов - потребность в развитии блокирована. Осознание невозможности профессионального роста при сложившихся обстоятельствах;

27-33 балла потребность в развитии носит слабо выраженный характер. Сомнение в возможности профессионального роста при сложившихся обстоятельствах;

33-44 балла выраженная потребность в развитии. При организации соответствующих условий педагог склонен к профессиональному росту;

44-55 баллов - ясно выраженная потребность в развитии. Высокая оценка условий, способствующих профессиональному росту.

Аналогично по разделу стимулирующие факторы.

Методика оценки уровня инновационного потенциала педагогического коллектива

(модификация методики Т.В. Морозовой)

Данная методика позволяет выявить спектр условий, оказывающих влияние на развитие инновационной деятельности педагога.

1.Необходимы ли, на ваш взгляд, изменения в учебной, внеурочной деятельности ЦДТ?

2. В чем конкретно эти изменения должны выражаться?

3. Почему необходимо вносить эти изменения?

4. Какие, на ваш взгляд, конкретные изменения нужны в вашем учебном заведении?

• В управлении ЦДТ.

• В технологиях обучения, воспитания и развития.

• В режиме работы педагогов и учащихся.

5. Чувствуете ли вы себя готовыми к освоению новшеств:

• в содержании обучения; ( Полностью готовы, достаточно подготовлены, частично готовы, не готовы – нужное подчеркнуть ).

• в технологии обучения? (Полностью готовы, достаточно подготовлены, частично готовы, не готовы – нужное подчеркнуть).

6. Оцените качество условий в ЦДТ для развития инновационной деятельности:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет

Мониторинг результативности инновационной образовательной практики в школе.

Ульяновск, 2017

Содержание

1.Система мониторинга результативности инновационной образовательной практики в школе 4

2.Критерии освоении инновационной образовательной практики в школе . . . . . . . . . . . . . . . . 5

3.Организация мониторинга и критериальный аппарат результативности инновационной образовательной практики в школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7

3.1.Организация мониторинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7

3.2.Критериальный аппарат и рабочая документация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

4.Мониторинг влияния инновационной образовательной практики в школе на обучающихся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13

В соответствии с требованиями модернизации российского образования оценка процесса и результатов образовательной деятельности учреждения должны вытекать из данных мониторинга как составной части педагогического менеджмента. Практическую реализацию такого подхода затрудняют отсутствие единой общепринятой оценки качества образования, разноголосица в отборе оценочных параметров и явный дефицит описаний соответствующего практического опыта в педагогической печати.

Что же касается мониторинга результативности развития инновационной образовательной практики в школе, то эта проблема, как показал анализ литературы, находится в лучшем случае на стадии постановки вопроса. Общепринятых критериев такой оценки нет. Нет и общепринятой методики мониторинга инновационной деятельности в школе.

Поэтому в рамках развития инновационной образовательной практики в школе мы разработали данную модель мониторинга.

Технологически мониторинг представляет собой процесс сбора, обработки, хранения, оценки и распространения информации о состоянии образовательной системе школы и/или отдельных её элементов. Его данные должны позволять оценивать состояние выделенного объекта в любой момент времени и обеспечивать необходимую информационную основу для принятия обоснованных управленческих решений.

Система – множество закономерных друг с другом элементов, представляющие собой определенное целостное образование, единство Толковый словарь.

Мониторинг - постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия ожидаемому результату или первоначальным предположениям.

Новый словарь иностранных слов.

ХХ век характеризовался ростом науки и производства, сопровождавшимся негативными изменениями среды обитания человека. Именно в рамках экологии и для её нужд первоначально был использован мониторинг как некая целостная и постоянная система действий. Созданная для частной надобности эта система быстро распространилась на многие другие природные и техногенные явления и социальные системы, включая педагогику.

В педагогике мониторинг получил двойное применение: а) как система сбора, обработки, оценки, хранения и распространения информации, б) как средство получения специфической информации в процессе научного исследования или при организации управленческого контроля (набор методик оценки состояния системы и/или её параметров).

Предусматриваемое мониторингом применение методов математического анализа позволило дать количественную оценку качества образования. Такого рода оценки распространились на общую дидактику, конкретные методики преподавания учебных дисциплин и даже на теорию воспитания. В частности, благодаря этому появилась возможность определять рейтинг учебных заведений, обозначать направления, нуждающиеся в особом внимании государства, педагогов и менеджеров образования.

Вместе с тем, образование оказалось слишком сложным явлением, чтобы можно было создать всеобъемлющую систему мониторинга, позволяющую объективно судить о состоянии дел в системе, её надсистемах и многочисленных подсистемах. Поэтому попытки создания мониторинга предпринимались и предпринимаются на разных уровнях образования и в приложениях к различным видам педагогической деятельности.

Об интересе к этой проблеме свидетельствуют многочисленные монографии и статьи, предлагающие варианты заимствования методов сбора и обработки информации из социологии, психологии и других наук о человеке, а так же разнообразные варианты авторских и/или адаптированных методик.

(Беспалько В.М., Лизинский В.М., Поташник М.М., Третьяков П.И. и др.)

Особо сложным оказалось отслеживание результатов введения в педагогический процесс инновационной образовательной практики в школе.

Разумеется, что ход и результаты освоения избранных педагогических инноваций должны быть подвергнуты соответствующему мониторингу. При этом отслеживать необходимо сразу два пласта педагогической деятельности:

первый – это изменения в образовательном процессе , возникающие благодаря использованию конкретных инноваций.;

второй пласт – эффективность самого процесса переноса инноваций , его менеджмента и научно- методического обеспечения.

Ни для первого случая, ни для второго готового набора методик мониторинга процессов не существует. (Есть только некоторые аналоги, требующие адаптации и дополнений).

2. Критерии освоения инновационной образовательной практики в школе

При проектировании авторской методики мониторинга результативности освоения инновационной образовательной практики в школе, степень и результат переноса предполагалось определять через периодическую фиксацию изменения в показателях образовательной деятельности учащихся и педагога, происходящих под воздействием реализуемой инновации.

При этом у педагогов отслеживаются следующие показатели переноса инновации в сферу профессиональной деятельности:

динамика введения инновации в образовательный процесс (показатели: пробное использование, пилотаж серии занятий, системное применение);

использование инновации в дополнительном образовании (показатели: кружки, факультативы, элективы);

отражение нарабатываемого опыта использования инновации в портфолио педагога (дидактические материалы для учащихся, методические материалы для педагога, мультимедиа наглядность, отдельные показательные занятия, серия открытых занятий);

авторское и стороннее обобщение и описание опыта использования инновации (выступления, доклады, тезисы НПК, статьи, методические пособия и рекомендации);

экспертные оценки освоения инновации (заключения и мнения школьной экспертной группы, результаты авторского надзора, отзывы коллег, родителей и учащихся) и т.п.

отдельные показатели успешности образовательной деятельности учащихся и показатели динамики интереса урочной и внеурочной деятельности, связанных с инновацией;

суммарная динамика освоения инновации (уровень пробного применения, уровень системного использования, уровень мастерства, уровень творческого осмысления и применения).

Мониторинг является одним из важнейших средств, благодаря которому изменяется само информационное пространство, так как повышается оперативность, объективность и доступность информации. Поэтому цель мониторинга – оперативно и своевременно выявлять все изменения, происходящие в сфере образования. В нашем случае – под воздействием инновационной образовательной практики в школе. Полученные объективные данные являются основанием для принятия обоснованных и эффективных управленческих решений.

При организации системы педагогического мониторинга могут возникать как объективные, так и субъективные трудности, препятствия. Например, при создании системы необходимо учитывать: качество используемых методик, подготовленность специалистов, возможность совершенствования их профессиональных умений. Об этих факторах нельзя забывать, более того, необходимо минимизировать негативные следствия.

Другая опасность заключается в отсутствии опыта реализации модели и в выявлении её достоинств и недостатков лишь по мере практического использования. Поэтому осваивать методику мониторинга предполагается шаг за шагом, начиная с одной инновации, одной категории педагогов.

Организаторам эксперимента следует так же учитывать, что анализ и оценка деятельности педагога, привносимые процессом мониторинга, неизбежно вносят дополнительные напряжения в педагогический процесс и могут провоцировать ответное психологическое сопротивление, искажающее конечный результат освоения и использования инновации. Поэтому одним из условий ведения мониторинга является создание обстановки максимальной доброжелательности.

3.Организация мониторинга и критериальный аппарат
результативности инновационной образовательной практики в школе.

Объекты и методы мониторинга.

- тестирование (тестовые задания и КИМы итоговой аттестации),
- анализ уровня обученности и обучаемости учащегося,
- информационная карта текущей успеваемости и посещаемости учащегося;

Накопление и структуризация информации о преподавателях, материально-технической о снащенности учебного процесса

- педагогические кадры, их квалификация;
- общие показатели, материально-техническая база;
- комплексно-методическое обеспечение учебного процесса (УМК);

-- результативность образовательного процесса;
- результативность воспитательного процесса;
- инновационная и методическая деятельность;
- мониторинг качества функционирования образовательного учреждения (расписание и т.п.)

- психолого-педагогические характеристики учащихся (в том числе и уровень готовности первоклассников); уровень обученности и обучаемости;
- изучение развития у учащихся ключевых компетенций (карта наблюдения и оценки);
- модель выпускника школы (начальной, основной и средней),
- поступление в высшие и средние профессиональные учебные заведения,
- работодатель и проблема трудоустройства.

На уровне обр азовательного учреждения

- анализ урока;
- рейтинговая оценка деятельности учителя, классного руководителя, заведующего кафедрой;

изучение потребностей всех участников образовательного процесса:
- оценка реализации потребностей педагогов в развитии и саморазвитии (для выявления способности учителя к саморазвитию);
-оценка уровня инновационного потенциала пед.коллектива;

- методическая палитра ОЭР;

(данный критериальный аппарат организуется для каждого учителя методического объединения)

Динамика введения инновации в образовательный процесс

Наименование инновации : ____________________________________

Показатели освоения: изучение (и), пробное использование (пи), пилотаж серии занятий (сз), системное применение (сп), авторское обобщение и пропаганда опыта (оп)


p>В статье рассматривается проблема готовности педагога к инновационной деятельности. Представлены компоненты и уровни готовности учителя к инновационной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Discover the world's research

  • 20+ million members
  • 135+ million publications
  • 700k+ research projects

. Готовность к инновациям является одним из важных требований к современным педагогам, как отмечает М.К. Иванова [1] . .

Recommended publications

Современные интерактивные средства в процессе обучения иностранному языку в школе

p>В статье рассмотрена необходимость применения новых образовательных технологий в процессе обучения, в целом, и использование интерактивных и информационных технологий на занятиях по иностранному языку, в частности. Акцент сделан на особенности применения интерактивной доски (Smart Boards) при обучении иностранному языку.

Читайте также: