Методы психолого педагогического изучения детей с овз кратко

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Сурганова Татьяна Александровна
Должность: учитель информатики и математики
Учебное заведение: КГОБУ "Коррекционная школа-интернат III-IV видов"
Населённый пункт: г. Артём
Наименование материала: реферат
Тема: "Особенности психолого-педагогического изучения подростков с ОВЗ"
Раздел: полное образование

ВВЕДЕНИЕ
…………………………………………………………………..…..3
Глава 1.
Дети с ограниченными возможностями здоровья: понятие…………5
Глава 2.
Классификация детей с ограниченными возможностями здоровья. 8
Глава 3.
Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья……………………………………………………….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
……………………………………………………………….18
ЛИТЕРАТУРА
………………………………………………………. ……….20

7 В соответствии с разными профессиональными подходами к данному предмету и разными основаниями для систематики существуют разные классификации. Наиболее распространенными основаниями являются следующие:  причины нарушений;  виды нарушений с последующей конкретизацией их характера;  последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни. Так, в классификации А.Р. Маллера, основой которой является характер нарушения, недостатка, различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями: [11]  глухие;  слабослышащие;  позднооглохшие;  незрячие;  слабовидящие;  лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;  лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы;  лица с нарушением интеллекта;  дети с задержкой психического развития (труднообучаемые);  лица с тяжелыми нарушениями речи;  лица со сложными недостатками развития. [9] Т.В. Егорова дает более обобщенную классификацию, в основе которой лежит группировка указанных выше категорий нарушений в соответствии с локализацией нарушения в той или иной системе организма: - телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания); - сенсорные нарушения (слух, зрение); - нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения).
8 М. Варнок предложил классификацию, в которой указаны не только нарушенные сферы организма и функций человека, но и степень их поражения. Это позволяет не только более тонко дифференцировать различные категории лиц с ограниченными возможностями, но и на основе этой классификации более точно определять характер и объем особых образовательных и социальных потребностей каждого конкретного человека с проблемами в развитии. [8] Исходя из этой классификации, можно с достаточно большой долей вероятности определить социально-значимые особые потребности того или иного человека с ограниченными возможностями и, соответственно, направления социальной реабилитации: ориентировка в окружающей физической и социальной среде, физическая независимость, подвижность, возможность различных видов деятельности, возможность занятости, возможность социальной интеграции и социально-экономической независимости. К основным категориям детей, имеющим психическую па тологию, относят:  детей с умственной отсталостью;  детей с эндогенными психическими заболеваниями;  детей с реактивными состояниями, конфликтными пе - реживаниями, астениями;  детей с признаками задержки психического развития;  детей с признаками психопатии. Названные психические патологии у детей и подростков в зависимости от причин возникновения и тяжести прояв ления дефекта по-разному отражаются на формировании со циальных отношений, познавательных возможностей, трудовой деятельности и по-разному сказываются на развитии личности. Т А. Власова и М.С. Певзнер представляют следующие категории:
9 1) дети с отклонениями в развитии, вызванными с органическими нарушениями ЦНС; 2) дети с отклонениями в развитии в связи с функциональной незрелостью ЦНС; 3) дети с отклонениями в связи с депривационными ситуациями. [4] Еще одна классификация предложена В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым: 1) дети с сенсорными нарушениями (зрения и слуха); 2) дети с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость и задержка психического развития); 3) дети с нарушениями речи; 4) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; 5) дети с комплексными, комбинированными расстройствами; 6) дети с искаженным (дисгармоничным) развитием. [10] Г.Н. Коберник и В.Н. Синев выделяют похожую классификацию, выделяя следующие группы: 1) дети со стойкими нарушениями слуховой функции (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); 3) дети со стойкими нарушениями интеллектуального развития на основе органического поражения центральной нервной системы; 4) дети с тяжелыми речевыми нарушениями; 5) дети с комплексными расстройствами; 6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; 7) дети с задержкой психического развития; 8) дети с психопатическими формами поведения. [9] Как видно из приведенных примеров, некоторые подгруппы переходят из классификации в классификацию, иные представлены лишь в единичных вариантах, или из одной системы в другой объединяются. [8]
10 В настоящее время наибольшую популярность, приобрела классификация отклонений в развитии, предложенная В.В. Лебединским. Он выделяет шесть видов дизонтогенеза. 1. Психическое недоразвитие, типичной моделью которого является умственная отсталость. 2. Задержанное развитие — полиформная группа, представленная разнообразными вариантами инфантилизма, нарушений школьных навыков, недостаточностью высших корковых функций и т. д. 3. Поврежденное психическое развитие описывает случаи, при которых ребенок имел достаточно длительный период нормального развития, нарушенного заболеваниями (прежде всего, центральной нервной системы) или травмами. 4. Дифицитарное развитие представляет собой варианты психофизического развития в условиях глубоких нарушений зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата. 5. Искаженное развитие — сочетание недоразвития, задержанного и поврежденного развития. 6. Дисгармоническое развитие — нарушения в формировании личности. Типичной моделью данноговидадезонтогенеза могут быть различные формы психопатий. [13] Таким образом, диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы.
Глава 3. Психологические особенности детей с ограниченными

возможностями здоровья

Одной из важных практических задач специальной психологии является выявление детей с нарушениями в развитии, их дифференциальная диагностика, разработка соответствующих психодиагностических методик. При этом определены принципы, которыми руководствуются при обследовании детей и подростков с ОВЗ. Основным является принцип комплексного изучения ребенка, который предполагает всестороннее обследование особенностей развития всех видов познавательной деятельности, эмоционально волевой сферы, личности, навыков и другие. Психологическое обследование сопровождается анализом состояния органов чувств (зрения, слуха и других), двигательной сферы, состояния нервной системы ребенка.

В обследовании ребенка кроме психолога принимают участие врачи (психоневролог, отоларинголог, офтальмолог и другие), педагоги (логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог).

Следующим принципом является принцип целостного системного изучения ребенка. Целостный анализ предполагает обнаружение не отдельных проявлений нарушения психического развития, а установление связей между ними, определение их причин.

Целостное изучение ребенка осуществляется в процессе его деятельности – предметно-манипулятивной, игровой, учебной или трудовой.

Принцип диагностического изучения ребенка, помогает выяснить не только то, что дети знают и умеют, но их возможности в обучении. Реализация принципа динамического изучения предполагает не только применение диагностических методик, соответствующих возрасту, нотакже методик, позволяющих выявить его потенциальные возможности, т.е. определить зону ближайшего развития.

Принцип качественно-количественнго подхода при анализе данных. Предлагается не только учитывать конечный результат деятельности, но и анализировать процесс его выполнения – способ, рациональность, логическую последовательность операций, настойчивость в достижении цели, отношения к избранным способом решения и другие. При этом количественные и качественные показатели выступают во взаимосвязи. Отсюда следует необходимость применения при диагностике многих методик, приводящих к сочетанию количественных и качественных подходов, к анализу результатов.

Таким образом, на основе полученных данных строится система обучения, воспитание и социальной адаптации людей, имеющих различные типы нарушений психологического развития, определяются наиболее эффективные методы обучения, строится система профессиональной консультации и профессиональной ориентации.

С помощью метода наблюдения можно выявить и оценить такие составляющие деятельности ребенка, как навязчивые или стереотипные действия, выраженные аффективные и эмоциональные реакции, проявления тревожности. Наблюдения позволяют выяснить, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, опрятность в одежде, как он относится к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности его двигательного развития. Такая информация становится основанием для последующего углубленного изучения ребенка.

По результатам наблюдения, выявив признаки нарушенного развития, делаются предположения о качественной стороне и уровне имеющихся у ребенка проблем, что позволяет оптимально подобрать диагностический инструментарий и правильно организовать дальнейшее психологическое изучение ребенка.

Наблюдение всегда начинается с постановки цели, которая помогает определить основные параметры наблюдения. В рамках психологического исследования целью наблюдения является изучение ребенка как носителя тех или иных психолого-педагогических особенностей и сопоставление результатов наблюдения с известными признаками имеющихся у детей нарушений развития.

Беседа предполагает получение психологом информации об особенностях психического развития ребенка в результате обсуждения их с родителями (педагогами). Часто инициаторами беседы в рамках обследования выступают сами родители или педагоги, обращаясь к психологу за консультативной помощью. Цель беседы - обмен мнениями о психическом развитии ребенка, обсуждение характера, степени и возможных причин проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе его воспитания и обучения.

Метод опроса педагогов (родителей)

Метод опроса в отношении проблем развития ребенка осуществляется с применением опросников, т.е. методик, содержащих вопросы, на которые родители и педагоги должны ответить в свободной форме (открытый тип опросника) или выбрать из вариантов, предлагаемых в опроснике (закрытый тип). Опросники также могут содержать утверждения, с которыми родитель или педагог может согласиться или не согласиться.

Метод экспериментального изучения ребенка

Этот метод - более "молодой" по сравнению с методом наблюдения. При его использовании возможно многократное повторение процедуры исследования; проводится статистическая обработка данных; он требует меньших затрат времени на проведение. Метод эксперимента предполагает сбор фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Эксперимент осуществляется с помощью специально подобранных экспериментальных методик. Их выбор и количество определяются задачей, которую необходимо решить исследователю с обязательным учетом требований по организации и проведению экспериментального изучения психического развития ребенка. Остановимся на этом подробнее.

Экспериментально-психологический подход является наиболее традиционным в психодиагностике нарушенного развития. Он предполагает изучение ребенка с отклонениями в развитии в ходе психологического эксперимента. Психологический эксперимент - это изучение нарушенных психических процессов и личности в специально созданных условиях, обеспечивающих максимальное проявление имеющихся нарушений. Патопсихологический эксперимент осуществляется с помощью конкретных приемов изучения психических функций - экспериментально-психологических методик. Разнообразные экспериментально-психологические методики, апробированные многолетней практикой применения в клинике и специальном образовании, описаны в работах С.Я. Рубинштейн, Б.В. Зейгарник, С.Д. Забрамной, Е.А. Стребелевой и др.
При организации эксперимента важно соблюдать следующие правила:

- эксперимент должен моделировать психическую деятельность, осуществляемую ребенком в игре, в труде, учебе, общении;

- эксперимент должен помочь обнаружить структуру не только нарушенных, но и оставшихся сохранными психических функций;

- построение экспериментальных приемов должно предоставить психологу возможность учитывать поиски решений обследуемым ребенком, а также вмешаться в его деятельность, чтобы выяснить, как он воспринимает помощь и может ли ею воспользоваться;

- экспериментально-психологические приемы должны быть направлены на раскрытие качественной характеристики психических нарушений;

- результаты экспериментально-психологического исследования должны точно и объективно фиксироваться в протоколе.

Особенно внимательно надо отнестись к подбору методик для психологического обследования ребенка. В этом случае выбор определяется возрастом ребенка, социальными условиями его воспитания (семья, детский дом, длительная депривация), уровнем его интеллектуального развития, наличием или отсутствием речевых, двигательных или сенсорных нарушений.

Специфической особенностью психологического изучения детей является использование обучающего эксперимента. Как известно, с помощью констатирующих методов исследования нельзя получить долговременного прогноза развития ребенка.

Важным условием применения экспериментально-психологических методик является оказание ребенку дозированной помощи во время обследования.

Разнообразные виды такой помощи описаны в работах С.Я. Рубинштейн:

- простое переспрашивание, т.е. просьба повторить то или иное слово, поскольку это привлекает внимание ребенка к сказанному или к сделанному;

- одобрение или стимуляция дальнейших действий, например, "хорошо", "дальше";

- вопросы о том, почему испытуемый совершил то или иное действие (такие вопросы помогают ему уточнить собственные мысли);

- наводящие вопросы или критические возражения экспериментатора;

- подсказка, совет действовать тем или иным способом;

- демонстрация действия и просьба самостоятельно его повторить;

- обучение тому, как надо выполнять задание.

При описании отдельных методик обычно приводятся указания на то, какие виды помощи в данном случае уместны. Выбор адекватных способов помощи остается одним из трудных моментов экспериментальной работы, требующих опыта и квалификации.

Еще одним направлением в изучении детей и подростков с отклонениями в развитии является метрический подход, предполагающий количественное измерение тех или иных показателей психического развития. Этот подход осуществляется с использованием тестов.

Тесты представляют собой стандартные наборы заданий и материалов, с которыми работает испытуемый. Стандартна и процедура предъявления заданий: они даются в определенной последовательности, время выполнения и оценка результатов.

В связи с тестированием необходимо остановиться на двух понятиях - надежность и валидность, - относящихся к психодиагностическим методикам. Надежность теста - это независимость его результатов от действия всевозможных случайных факторов (таких, как условия тестирования, личность экспериментатора и испытуемого, предыдущий опыт тестирования или его отсутствие и т.д.). Валидность теста - это соответствие получаемой информации измеряемому психическому свойству или процессу.

дети уже учатся в школе, то следует понять причины имеющихся у них трудностей.

Интересующие педагога сведения можно п олучить при и спользовании таких методов, как

непосредственная беседа с ребенком и с родителями, воспитател ями о нем; анализ работ

(рисунков, поделок, тетрадей и др.), с пециально организованное педа гогическое

Как показывает практика, основой любого рода диагностики, позволяющей получить о

ребенке максимальный объем сведений , является ц еленаправленное наблюдение .

Педагогическое наблюдение должно быть заранее спланированным, точно

ориентированным и систематическим. Наиболее важно наблюдение за ведущей

деятельностью, поскольку и менно в рам ках ведущей деятельности п оявляютс я

психологические новообразования того или иного возраста, форми руются предпосылки

для перехода к новой ведущей деятельности, на новый этап психического развития.

Педагогическое наблюдение позволяет достаточно хорошо изучить мотивационный

аспект деятельности ребенка, его познавательную активность, интересы. Изучение

мотивации показывает уровень личностной зрелости ребенка.

В детском возрасте большинство мотивов неосознанны, еще не сформировалась их

иерархия, не выделился ве дущий мотив. Наблюдение за эмоциональными реакциями

ребенка поможет разобраться в его мотивации . Например, ребенок выполняет учебные

обязанности, чтобы избежать порицания, что бы его похвалили учитель или родители. У

ребенка с выра женной познавательной мотив ацией радость будет вызывать са м процесс

получения знаний по какому - то предмету и т.п. Понятно, что наиболее п родуктивным из

вышеперечисленных будет мотив п ознания нового; другие мотивы будут меньше

Выявляя вид мотивации, педагог получ ает возможность адекватного педагогического

Диагностическое значение имеет и выявл ение характера ин тересов ребенка. Напри мер,

показательным может быть то, к к аким предметам он больше тяготеет - к чтени ю,

математике, е стествознанию, физкультуре и пр. Как правило, дети с первично сохранным

интеллектом больше любят те п редметы, где и меющиеся нарушения меньше влияют на

успешность деятельности (например, дети с тяжелыми нарушениями речи больше любят

Наблюдение позволяет также оценить степень сформированности деятельности в целом -

ее ц еленаправленность, организованность, произвольность, способность к план ированию

действий, самостоятельному выбору средств выполнения деятельности. Д ля получени я

представления о сфор мированности деятельности ребенка педагогу следует обр атить

• - способность вы полнять задание с учетом простой инструкции и инструкции,

• - умение определить последовательность действий, операций;

• - умение перестраивать действия в зависимости от изменения цели;

• - способность осуществлять самоконтроль в процессе работы;

• - уме ние довести деятельность до получен ия определенного результата, проявить

настойчивость в достижении цели, преодолевать трудности;

• - способность адекватно оценить результат собственной деятельности;

• - переключить внимание, быстро перейти от одного задания к другому.

Полезно охарактеризовать и отдельные виды деятельности ребенка.

Педагогическое наблюдение позволяет также выявить особенности отношени я ребенка к

окружающим и к самому себе. Чтобы выявит ь эти особенности, педагог целенаправленно

оценивает, н асколько ребенок стремится к общению, к лидерству, как он ведет себя с

младшими и старшими, насколько он инициативен, как к н ему относятся окружающие и

т.п. Большое зн ачение имеет анализ отношения ребенка к имеющимся у него нарушениям

- это характеризует уровень его инт еллектуального и личностного развития. Нередко дети

с сохранным интеллектом тяжело переживают имеющиеся у них н арушения, п одчас дают

неадекватные реакции в виде выраженного н егативизма, агрессии по отн ошению к

окружающим. Вместе с тем даже при тяжелых н арушениях таких неадекватных

личностных реакций может и не быть, и дети гармонично вписываются в коллект ив

Данные, полученные с помощью наблюдения, используются при составле нии психолого -

Предлагаем Вашему вниманию п рограмму педагогического изучения детей с

нарушениями развития в условиях образоват ельного учреждения, разработанную С.Д.

Первые сведения о психологических особенностях людей с отклонениями обнаруживаются в медицинских трактатах древности и Средневековья.

Лишь в середине XIX столетия появляются первые результаты научного изучения. Французский психиатр Эскироль опубликовал двух­томный труд об умственно отсталых. В рамках психиатрии начиналось и организованное обучение умственно отсталых. Его основатели — французские психиатры Ж.Итар и Э.Сеген, работавшие во второй половине XIX в., — значительное внимание уделяли изучению психологических осо­бенностей умственно отсталых.

Спец.псих. изучает особенности психики детей с отклонениями в развитии. Психология зародилась в 19 веке. (В.Вундт)

Первые школы для слпых и гухих пришли из франции. В 40-х гг. 20века появились труды о речевых нарушениях детей. (Стояцкий) В 60-х гг.приходит мнение что люди с ОВЗ должны быть адаптированы.

Предмет и задачи спец.псих. Место в системе педагогических и психологических наук.

Предметомспециальной психологииявляются закономерности развития и проявлений психики различных групп детей с нарушениями в развитии.

Центральным понятием спец. психологии является дизонтогенез – стойкое изменение параметров функционирования психики и темпов ее возрастной динамики (существенные отличия от средних значений характерных для данного возраста).

В задачи специальной психологии входит:

1. изучение закономер­ностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в раз­ных условиях, и прежде всего в условиях коррекционного обуче­ния;

2. создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития;

3. разработка средств психологической кор­рекции недостатков развития;

4. психологическое обоснование со­держания и методов обучения и воспитания в системе специаль­ных образовательных учреждений;

5. психологическая оценка эф­фективности содержания и методов обучения детей с недостатка­ми развития в разных условиях;

6. психологическое изучение соци­альной адаптации лиц с недостатками развития;

7. психологическая коррек­ция дезадаптации.

В настоящее время наиболее актуальной задачей является раз­работка диагностических методик.

Спец. психология решает также задачи психологической коррекции недостатков, особенно вторичного и последующих по­рядков. К ним относятся недостатки отдельных психических процес­сов, несформированность ВПФ, откло­нения в развитии личности.

Важной задачей спец. психологии является также изу­чение динамики развития учащихся как в специальных образова­тельных учреждениях, так и в условиях интегрированного обуче­ния, а также особенностей их адаптации к разным условиям.

методы педагогического изучения лиц с ОВЗ

Каждая из методик применяется в определенных целях и с уче­том особенностей объекта изучения.

Так, экспериментально-психологические методики, использу­емые в индивидуальном или групповом лабораторном психологическом эксперименте, представляющие собой различные задания, выполнение которых требует опреде­ленных операций или действий, позволяют выявить наличие и особенности этих действий у обследуемого ребенка, свойства его личности.

Практически всякое задание позволяет видеть интеллектуальные возможности ребенка так как, для того чтобы выполнить задание, необходимо понять инструкцию и на основе ее понимания осуществить определен­ные действия. Это должно учитываться при проведении экспериментов с детьми, имеющими недостатки раз­вития. Анкети­рование можно применять при изучении детей с недостатками развития более старшего возраста, хотя в экспериментах с нор­мально развивающимися это возможно раньше.

Особое значение при изучении детей с недостатками разви­тия приобретает наблюдение. Из-за ряда особенностей этих де­тей применение экспериментальных методик в раннем и дош­кольном возрасте часто не дает значимых результатов. Тщательное наблюдение за пове­дением ребенка должно осуществляться и в экспериментальных ситуациях. Такое наблюдение может дать очень многое для по­нимания характера трудностей ребенка при выполнении им раз­личных заданий.

Все экспериментальные исследования обычно строятся как сравнительные.

Чтобы результаты психологического эксперимента или наблюдения были полноценными и плодотворными, полученные дан­ные, обязательно должны сопостав­ляться с результатами выполнения точно таких же заданий груп­пой нормально развивающихся сверстников, т.е. в исследованиях в специальной психологии для сравнения всегда организуются контрольные группы.

4. Понятие компенсации наруш. развития. Виды компенсации. Условия эффективной компенсации.

Компенсация функции — восполнение или замещение функций, недоразвитых, нарушен­ных или утраченных вследствие дефектов развития, перенесен­ных заболеваний и травм. Компенсация является одним из важных видов адаптационных реакций организма.

Обычно в процесс компенсации вовлекается весь организм, поскольку при нарушении функционирования какой-либо систе­мы возникает ряд изменений в организме. Например, врожденное или рано возник­шее поражение органа слуха приводит к потере или нарушению слухового восприятия (первичный дефект), что вызывает нару­шение развития речи (вторичный дефект), которое, в свою очередь может стать причиной недостатков развития мышления, памяти и т.д.

Компенсация функций может происходить на разных уровнях: внутрисистемном и межсистемном.

Внутрисистемная компенсация осуществляется за счет исполь­зования резервных возможностей данной функциональной систе­мы.

Межсистемная компенсация происходит при более грубых на­рушениях функции и представляет собой более сложную пере­стройку деятельности организма с включением в процесс ком­пенсации других функциональных систем.

Компенсация функций, полностью утраченных или глубоко по­врежденных анализаторов, достигается путем замещения этих функций деятельностью других сенсорных систем.

На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья - Дифференциальная диагностика детей с ОВЗ

Психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья - Дифференциальная диагностика детей с ОВЗ
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика
Индекс материала
Психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья
Психолого-педагогическое изучение детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Дифференциальная диагностика детей с ОВЗ
Все страницы

3. Дифференциальная диагностика детей с ОВЗ

Читайте также: