Описание учебного плана школы для сайта кратко

Обновлено: 05.07.2024

Учебный план школы направлен на достижение следующих целей:

•​ формирование общей культуры личности обучающихся на основе требований стандартов второго поколения, минимума содержания образовательных программ, их адаптации к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;

•​ создание благоприятных условий для интеллектуально-нравственного развития учащихся школы путем удовлетворения потребностей обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования на основе концепции личностно ориентированного обучения, инновационного построения образовательного процесса;

•​ обеспечение широкой образовательной подготовки учащихся, подготовки их к получению высшего образования, к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности, выявление способных и одаренных детей, создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребенка;

•​ построение основного и дополнительного образования на основе принципов здоровьесбережения, формирования представлений о здоровом образе жизни как о принципиальном элементе интеллектуально-нравственной культуры учащихся школы.

Учебный план реализует основную образовательную программу начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования, фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам.

Максимальный объем учебной нагрузки учащихся соответствует образовательным и санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения при шести дневной учебной неделе для всех обучающихся 1-11 классов.

. Начальная школа

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

·​ предусмотрено использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии

(в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый);

·​ обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся;

· в середине учебного дня предусмотрена динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут.

В соответствии с ФГОС НОО и Уставом ОУ учебный план в первом классе рассчитан на 33 учебные недели. В середине III четверти предусмотрены недельные каникулы (в феврале месяце).

Учебный план во 2 – 4 классах рассчитан на 34 учебные недели, продолжительность урока – 45 минут.

Учебный план определяет:

·​ перечень образовательных областей: филология, математика, обществознание и естествознание, основы духовно-нравственной культуры народов России, искусство, технология, физическая культура;

·​ перечень учебных курсов;

·​ перечень компонентов внеучебной образовательной деятельности, организованных в разных формах за пределами урочных занятий;

·​ соотношение между обязательной частью, формируемую в соответствии с требованиями ФГОС НОО, которая составляет 80% от общего нормативного времени, отведенного на образовательную область и частью, формируемой участниками образовательных отношений, которая составляет 20% от общего нормативного времени, отведенного на образовательную область, предоставляющая возможность расширения отдельных учебных курсов (дисциплин), модулей обязательной части образовательной области или добавления новых с учетом интересов и склонностей учащихся, мнений их родителей (законных представителей) и педагогических работников.

Внеурочная деятельность проводится по определённым стандартами направлениям (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), которые отражены в программах внеурочной деятельности. 3 часа отводятся на участие в проектной деятельности и классных тематических часах (часах общения); 2 часа определяются интересами самого ребёнка и запросом родителей.

Основная школа

Базисный учебный план для 5 – 9 классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования и предусматривает 34 учебных недель в год. Продолжительность урока – 45 мин.

Количество часов, отведённое на освоение обучающимися учебного плана школы, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки.

5 – 9 классы занимаются по программе, разработанной для классов, перешедших на ФГОС ООО.

Учебный план состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.


Средняя школа

Среднее (полное) общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению.

В школе организовано профильное обучение на базе общеобразовательной подготовки с учётом потребностей, склонностей, способностей и познавательных интересов учащихся (10 и 11 класс – информационно-технологический профиль).

Недельная нагрузка обучающихся (37 учебных часов в неделю) соответствует максимальной недельной нагрузке.

Учебный план строится на основе базовых, профильных и элективных курсов.

Профильные предметы обеспечивают изучение отдельных предметов и ориентированы в первую очередь на подготовку выпускников к последующему профессиональному образованию. К этой части плана относятся дисциплины: математика (Алгебра и начало анализа. Геометрия), физика, информатика для 11 класса; математика (Алгебра и начало анализа. Геометрия), информатика для 10 класса.

Элективные курсы связаны прежде всего с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого учащегося. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым последующих жизненных планов. Элективные учебные предметы - обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения.

Учебный план способствует формированию прочной базы знаний и умений, а также созданию условий для развития творческих способностей и интеллектуальных возможностей учащихся, и обеспечивает непрерывность среднего и высшего образования. Дает повышенную подготовку по профильным предметам, осуществляет раннюю профилизацию, обеспечивает максимально благоприятные условия для развития и постоянного наращивания творческого потенциала, способствует овладению навыками самостоятельной и научной работы.

Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, иных видов учебной деятельности.

Учебный план МКОУ Харловской СОШ на 2021 – 2022 учебный год сформирован на основе изучения образовательных потребностей родителей и учащихся, с учётом профессиональных возможностей педагогического коллектива. Учебный план составлен в соответствии с основными положениями нормативных актов российского, регионального, муниципального и школьного уровня.

Учебный план МКОУ Харловской СОШ для учащихся ОВЗ(ЗПР) на 2021-2022 учебный год

Получение образования детьми с ограниченными возможностями является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Учебный план МКОУ Харловской СОШ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) является основным нормативным документом, регламентирующим организацию и содержание образовательного процесса.

Учебный план для детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) идентичен основному учебному плану МКОУ Харловской СОШ и фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся и определяет (регламентирует) перечень учебных предметов (курсов), время, отводимое на их освоение и организацию, распределяет учебные предметы по классам и учебным годам.

Цель учебного плана – реализация прав учащихся на современное качественное образование, удовлетворение образовательных потребностей учащихся и их родителей, воспитание социально- адаптированной личности.

Учебный план дополнительного образования МКОУ Харловской СОШ на 2021-2022 учебный год

Учебный план дополнительного образования является основным нормативным документом, регламентирующим организацию дополнительного образования учащихся МКОУ Харловской СОШ и реализует следующие направленности: туристско-краеведческая, естественно-научная, художественная.

Учебный план (УП) — нормативный документ, который определяет:

  • структуру и длительность учебного года, каникул;
  • перечень учебных предметов;
  • распределяемость дисциплин по годам обучения;
  • количество и график обязательных и факультативных занятий;
  • количество часов каждого отдельного предмета в течение недели и в течение года в каждом классе.

Учебные планы создаются в соответствии с государственными стандартами образования. УП вузов и ссузов устанавливают объем часов на семестр и на все годы обучения. Фиксируется количество лекционных занятий, практических, семинаров, лабораторных. Учитываются способы итоговой проверки знаний по дисциплине — экзамен или зачет, количество и виды практик в год, их длительность.

Учебный план структурирует, упорядочивает образовательный процесс. Каждое образовательное учреждение создает свой документ (несколько).

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Основные виды

Выделяют 3 вида учебных планов:

  • базовый;
  • типовой;
  • план общеобразовательной школы.

Независимо от вида, к УП предъявляются требования:

  • при создании должен базироваться на соблюдении санитарно-эпидемиологических норм, условий, которые необходимы для получения образования;
  • обязательное включение в программу обучения государственного, родного языка и определение количества часов;
  • ориентироваться на этнический состав учащихся и в соответствии с этим предоставлять возможности факультативных занятий.

Это база для формирования образовательных, познавательных, нравственных ценностей учащихся. Документ должен решать следующие задачи:

  • воспитание в гражданском, патриотическом духе;
  • формирование в учащихся основных культурных ценностей;
  • создание мотивации для продолжения образовательного процесса на последующих степенях обучения;
  • следование принципам здорового образа жизни;
  • развитие поведенческих навыков в чрезвычайных ситуациях;
  • индивидуальный подход и развитие личности.

Базисный учебный план, характеристика

Базисный учебный план (БУП) — нормативно-правовой государственный акт, одна из частей госстандарта, которая устанавливает порядок образовательного процесса.

Базисный нормативный акт для начальной школы (1–4 классы) устанавливает срок обучения 4 года. Длительность года обучения в 1 классе составляет 33 недели, 2–4 классы — от 34 недель. Норма времени для урока в 1 классе — 35 минут, 2–4 классы — 35–45 минут.

БУП для 5–9 классов устанавливает срок обучения 5 лет. Продолжительность учебного года может составлять 34–37 недель. Временные рамки урока — 45 минут.

В состав базисного документа образования входят:

  1. Определение длительности обучения и выделение, характеристика его отдельных этапов.
  2. Определение общей недельной нагрузки в соответствии с возрастом учащихся.
  3. Количество часов факультативных занятий.
  4. Общий объем нагрузки, включающий обязательные занятия, дополнительные и самостоятельную внеклассную работу учеников.

Составные компоненты базисного плана

Базисный учебный план состоит из трех компонентов, их соотношения:

  • федеральный компонент должен составлять 75% от общего учебного времени;
  • региональный или национально-региональный компонент занимает от 10%;
  • компонент учебного заведения (факультативы по желанию) — от 10%.

БУП является фундаментальным для формирования других аналогичных документов.

Типовой учебный план, характеристика

Типовой учебный план — нормативный документ необязательного характера. Разрабатывается, ориентируясь на положения базисного плана.

Типовой учебный план обязательно должен быть утвержден министерством общего и профессионального образования РФ. Допускается его корректировка специалистами образовательного учреждения.

Различают 2 вида типовых УП:

  1. В основе индивидуального УП учреждения лежат положения базового нормативного документа.
  2. Рабочий учебный план учреждения образования каждый год одобряется Советом образовательного заведения. Он устанавливает порядок проведения, количество часов авторских или рабочих программ.

При разработке типового образовательного документа учитывают:

  • общепринятые нормы воспитании в организации образования;
  • технологическую подготовку учащихся;
  • разделение процесса обучения на теоретическую и практическую части;
  • возрастную категорию учащихся.

Учебный план общеобразовательной школы

Учебный план общеобразовательной школы разрабатывается в соответствии с базисным и региональным документами. В нем отражаются характерные черты конкретного учебного заведения.

Педагоги имеют право на творческую инициативу, разработку и внедрение авторских программ и способов изучения и образования в рамках закона, отдельного учебного предмета. Также они могут принимать участие в составлении дисциплины. Учебный план образовательного учреждения есть в каждой школе, колледже или любом вузе. Это документ, определяющий перечень учебных предметов, их распределение, рабочее время, порядок подготовки материала, мероприятий.

Документ, определяющий перечень учебных предметов

Состав учебного плана

Любой план оформляется заведением самостоятельно. Он внедряется и утверждается в установленном порядке. Ещё составляются положения об аттестации учеников и студентов в случае, если это не строго определено законодательством.

Учебное заведение имеет возможность составить одну или же несколько программ. Проект исполняется по расписанию и считается неотклонимым документом. Учреждение несёт ответственность за абсолютное внедрение программы и качество её реализации.

Структура учебного плана содержит:

 Требования к программе

  • определение длительности школьных уроков, учебного года и праздничных дней;
  • перечень изученных предметов;
  • деление предметов по годам обучения;
  • деление предметов на неотклонимые и необязательные;
  • недельное и ежегодное деление времени в любом классе.

План оформляется в согласовании со стандартами и с учётом примерной базисной программы общего образования. Состав документа должен отвечать нормам. Есть разные виды учебных планов.

Любое образовательное заведение делает личный проект. Его заявление и выполнение соответствует порядку, который закреплён в уставе среднего заведения, колледжа, института. Учителя имеют возможности проявлять творческую инициативу при составлении образовательного плана. Одно учебное заведение может подготовить для себя как один проект, так и несколько. Есть различные типы программ обучения — как бесплатные, так и коммерческие.

Реализацию плана можно представлять на практике. Она идёт по графику. Образовательное учреждение несёт ответственность за обеспечение того, чтобы он был полностью выполнен в установленном качестве. В школе трудоёмкость плана должна строго соответствовать нормативным требованиям федерального закона об образовании. Там, где это возможно, учащимся должно быть предоставлено право избирать предметы, которые более увлекательны и отвечают их потребностям. Значения и ценности государственной образовательной программы полностью актуальны.

Требования к педагогической программе

Учебный план и их распределение в образовательном учреждении

Образовательные и познавательные импульсы заложены в базу работы с детьми. Они должны понимать цели учебного материала. У педагогов должна быть возможность распределять, держать под контролем и расценивать образовательную ступень работы и её итоги.

Сформированная познавательная мотивация и диапазон интересов студентов, их готовность и умение трудится совместно и сотрудничать с учителями и одноклассниками — почва нравственного поведения, которое направляет деятельность человека и помогает в общении с окружающими людьми. В результате основная совместная образовательная программа должна иметь последовательность и может содержать как один, так и несколько методических направлений различного профиля.

Общеобразовательный проект учреждения должен:

  • быть создан с учётом выполнения санитарно-эпидемиологических требований и норм по условиям и подготовке работников в образовательных учреждениях;
  • гарантировать вероятность изучения и овладения государственным языком;
  • квалифицировать количество предоставленных уроков и усвоение информации из учебников с годами обучения;
  • предугадать учебные курсы, обеспечивающие образовательные нужды учащихся.

Структура учебного плана в российских школах

В документе может быть изложение нескольких характеристик планирования для различных профилей изучения. Они определяют базу для становления образовательной работы, создают систему познавательной мотивации студента, его возможности исполнять учебные цели. Проект должен принимать во внимание способы прогноза и оценки итогов образовательной работы, рассредотачивания часов, помогать делать универсальные учебные события, развивать способность студентов к командному и самостоятельному труду.

Дети при эффективном обучении обязаны получить знания о нравственном поведении и научиться работать с другими людьми. На этом этапе образовательные цели основаны на добавлении к программе тех курсов, которые увеличивают вероятность построения целостного восприятия мира, обеспечения активного согласования и индивидуальной работы с любым студентом.

Главной составляющей базисной программы будет содержание, которое гарантирует выполнение весомых задач передового образования:

  • обучение учащихся гражданской позиции;
  • ознакомление с общекультурными и государственными ценностями, информативными методологиями;
  • мотивацию продолжить в дальнейшнем обучение;
  • следование здоровому образу жизни, ведущих общепризнанных стандартов поведения в чрезвычайных ситуациях;
  • личное становление учащихся в согласовании с их особенностями.

Дополнительное образование базируется на включении курсов, которые обеспечивают целостное восприятие мира, деятельностный подход и индивидуализацию по любому предмету.

Федеральный базовый проект обучения

Учебный план образовательного учреждения: распределение предметов

Учебные планы муниципальных учреждений являются базовыми. Тем не менее, они могут быть разработаны централизованно, как правило, в нескольких вариантах, поскольку они выбираются школой. Современные учебные заведения обычно разрабатывают собственные документы о том, что нужно изучать. Они ориентируются по профильным образовательным стандартам.

Федеральная базовая программа работает как конкретный рубеж, закладывая общую основу для развития образовательных мер и их реализации. Она предназначена для регистрации соответствующего состава школьных предметов и распределения учебного времени.

Программа обычно включает в себя инвариантную часть (обязательную), которая даёт ученикам общие культурные и национальные ценности, реализует их общие качества. Она определяет уровень и состав предметов в необходимой области, в которую входит компонент внеклассной работы, выполняемой участниками образовательного процесса.

Время, отведённое для всех частей проекта, может использоваться для увеличения учебных часов, изучения отдельных предметов в рамках всеобъемлющего понятия программы и продолжения учебных курсов, которые удовлетворяют все возможные интересы студентов.

Внеклассные мероприятия проводятся в направлении развития:

Дополнительные задания

  • нравственного;
  • духовного;
  • интеллектуального;
  • социального;
  • культурного;
  • спортивного.

Для развития потенциала профессиональных качеств составляются индивидуальные планы для учащихся и их родителей (законных представителей), в рамках которых разрабатываются эти учебные программы (содержание дисциплин, модулей, курсов). Дистанционное обучение может иметь разработанный учебный план. Реализация собственных образовательных целей и программ осуществляется при поддержке наставника.

Федеральный базовый образовательный проект состоит из 3 частей, направленных на всё аспекты совместного образования. Разработка такой программы основана на понимании структуры главных программ, состава результатов общего исследования.

Содержание учебных материалов

Содержание учебных материалов в конкретном заведении зависит от особого образовательного проекта. Поскольку основы программы регулируют процесс, их позиции должны быть целенаправленными. При наличии некоторых оснований (например, при реализации экспериментальной или авторской программы) образовательным учреждениям разрешается отклоняться от задач основных проектов при соблюдении требований стандарта.

Основные планы дополняются программами по разработке универсальных образовательных мероприятий, которые призваны регулировать любые аспекты формирования предметных навыков и умений. Разработка типовых образовательных проектов основана на понимании структуры базовых программ, составлении результатов совместного обучения и определении задачи образовательных итогов, отражённых в основной концепции содержания общего образования. Всем педагогам нужно знать, как составить учебный план правильно по образцу.

Читайте также: